Научная статья на тему 'Особенности развития малого предпринимательства в сельских поселениях республики Карелия (на примере Пудожского района)'

Особенности развития малого предпринимательства в сельских поселениях республики Карелия (на примере Пудожского района) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1128
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУДОЖСКИЙ РАЙОН / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / THE PUDOZH REGION / REPUBLIC OF KARELIA / SMALL BUSINESS OPERATION / EFFECTIVENESS INCREASE TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Татьяна Васильевна, Козырева Галина Борисовна, Курило Анна Евгеньевна

В статье изложен анализ состояния сектора малого предпринимательства в Республике Карелия и выявлены особенности развития малого предпринимательства в сельских поселениях региона. Обозначены проблемы развития малого предпринимательства, особенно остро проявляющиеся в сельской местности, имеющей низкую плотность населения, и намечены возможности разрешения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development features of small entrepreneurship in rural settlements in the Republic of Karelia (on example of Pudoga region)

The authors analyze the state of small entrepreneurship sector in the Republic of Karelia and reveal features of its development in region rural settlements. The most urgent problems of small entrepreneurship development in rural settlements having low population density are designated and the possibilities of these problems decision are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого предпринимательства в сельских поселениях республики Карелия (на примере Пудожского района)»

УДК 334.012.64(470.22)

© Т.В. Морозова © Г.Б. Козырева © А.Е. Курило

Особенности развития малого предпринимательства в сельских поселениях Республики Карелия (на примере Пудожского района)

В статье изложен анализ состояния сектора малого предпринимательства в Республике Карелия и выявлены особенности развития малого предпринимательства в сельских поселениях региона. Обозначены проблемы развития малого предпринимательства, особенно остро проявляющиеся в сельской местности, имеющей низкую плотность населения, и намечены возможности разрешения этих проблем.

Пудожский район, Республика Карелия, функционирование малого бизнеса, направления повышения эффективности.

Татьяна Васильевна МОРОЗОВА

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Карельского НЦ РАН

Галина Борисовна КОЗЫРЕВА

доктор экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Карельского НЦ РАН

Анна Евгеньевна КУРИЛО

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Карельского НЦ РАН

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью функционирования современной экономики. В странах с высоким уровнем экономического развития малые предприятия вносят существенный вклад в экономику. В Финляндии 90% бизнеса представлено малыми и средними предприятиями. Их суммарный годовой оборот составляет 52% от общего оборота

всех компаний, вклад в ВВП равняется 50%, на них занято 50% работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест [4]. В России же, напротив, 3% крупных предприятий создают 80% ВВП [1], что свидетельствует о неразвитости сектора малого предпринимательства, одного из эффективных сегментов рыночной экономики.

Вместе с тем сегодня роль малого бизнеса в российской экономике, особенно в условиях кризиса, начинает приобретать новое звучание. Для некоторых территорий это единственная возможность обеспечения занятости местного населения. Так, на малых предприятиях Карелии трудится 15% занятых в экономике республики. Около 10% местных бюджетов формируется за счет налоговых поступлений от предприятий и физических лиц, занятых в этой сфере. В то же время на протяжении последних 10 лет доля малого бизнеса в региональной структуре практически не изменяется. В Республике Карелия в 2007 г эта доля составляла около 20% от всех учтенных в статрегистре Росстата предприятий и организаций. Доминирующим сегментом является торговля (43%; рисунок). В целом из всех торговых компаний региона 95% представлены малым бизнесом. Их мобильность позволяет почти на 100% обеспечивать население продовольственными и промышленными товарами, особенно на

отдаленных сельских территориях. Дальше в рейтинге, но с большим отрывом следуют предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, и сфера услуг (13%). Пассажирские и грузовые перевозки, бытовые, жилищно-коммунальные, фармацевтические услуги предоставляются только малыми предприятиями. На обрабатывающие производства приходится 10% малого бизнеса Карелии, и среди них наименее представленными являются предприятия лесного, охотничьего и сельского хозяйства. Такая структура свидетельствует о суженной производственной составляющей малого бизнеса, слабой диверсификации основных сфер экономики региона.

Республику Карелию можно отнести к региону со средним уровнем «плотности» малого бизнеса — 597 малых предприятий на 100 тысяч человек. Наблюдается их неравномерное территориальное распределение — более 80% всех малых предприятий сосредоточены в городе Петрозаводске, на них трудится около 26% занятого населения города [6].

Число малых предприятий Республики Карелия по видам деятельности в 2007 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотр. средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 43%

Диспропорции в развитии малого предпринимательства в разрезе административно-территориальных образований имеют под собой объективные причины: малое предпринимательство особенно быстро формируется в регионах с высоким уровнем развития рыночных отношений, производственной, финансовой и информационной инфраструктуры, устойчивым ростом экономики.

В современных экономических условиях в процессе управления развитием территории всегда учитывается активность предпринимательских структур, а на уровне муниципальных образований значимым аспектом становится активность субъектов малого предпринимательства. Сектор малого предпринимательства в силу своей природы решает задачи локального масштаба: способствует насыщению местного рынка товарами и услугами и поддержанию конкурентной среды, поддерживает и укрепляет политическую и социальную стабильность в обществе. Это достигается посредством создания новых рабочих мест, а также расширения слоя собственников. Формирование благоприятного предпринимательского климата способствует ускорению экономического развития территорий.

Вместе с тем весьма сильна зависимость малого предпринимательства от политики, конкретных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Поэтому удельный вес этого сектора в экономике той или иной территории в очень большой степени определяется тем, насколько активно и последовательно проводится на месте линия на его поддержку.

В 2005 году в России вступил в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он должен коренным образом изменить всю структуру местной власти. Но реформа самоуправления, которой он положил начало, идет достаточно сложно. Остро проявились две

проблемы: недостаток источников формирования бюджетов поселений и нехватка квалифицированных муниципальных кадров, способных принимать эффективные управленческие решения по развитию экономики на территории.

В связи с этим актуальным становится вопрос упорядочения отношений власти и предпринимателей на уровне всех органов муниципального самоуправления. Необходим системный подход к выстраиванию отношений «власть — бизнес». Но у большинства муниципальных образований отсутствуют крупные предприятия, а их создание с нуля невозможно из-за нехватки инвестиционных ресурсов. В таких условиях развитие сектора малого предпринимательства служит одним из основных условий осуществления эффективной реформы местного самоуправления и достижения экономического роста в регионах. Поддерживая этот сектор экономики, местная администрация может решать конкретные задачи развития экономики территории: улучшение качества жизни населения, совершенствование инфраструктуры коммунального хозяйства и т. д. Помогая развитию сектора малого предпринимательства, местные власти помогают развитию местной экономики.

Одним из проблемных муниципальных районов Республики Карелия является Пудожский район, расположенный в ее юго-восточной части. Он граничит с Архангельской и Вологодской областями и омывается Онежским озером. Включает одно городское и семь сельских поселений, всего в районе расположено 67 населенных пунктов. Общая площадь района — 12,745 тыс. кв. км. Степень освоения территории района сравнительно низкая. Сообщение с «внешним» миром осуществляется по единственной автодороге, ведущей в район с севера, которая включена в состав международной автомобильной трассы «Голубая дорога» (Финляндия — Карелия — Архангельск). В период летней

навигации работает теплоходная пассажирская линия «Петрозаводск — Пудож» (порт Шала), соединяющая район со столицей республики. Удаленность районного центра от г. Петрозаводска составляет 360 км. Ближайшая железнодорожная станция — Медвежья Гора (г. Медвежьегорск Октябрьской железной дороги) находится в 197 км от г. Пудожа.

Население района насчитывает 25,9 тыс. чел., из которых 39% составляют городские жители и 61% — сельские. Территория района на 70% покрыта лесом, в котором спелые и перестойные леса составляют 30 — 50% и имеют значительный рекреационный потенциал. Промышленность района представлена в основном лесопромышленным и горнопромышленным комплексами, есть потенциал для развития туристской деятельности.

Наиболее стабильную занятость в сельских поселениях района обеспечивают бюджетные (или получающие дотации из бюджета) учреждения, принадлежащие к различным сферам: учреждения здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, связи, лесхозы, ЖКХ, МЧС, МВД. В ряде поселений они обеспечивают свыше 30 — 40% занятости. Большое количество рабочих мест в каждом поселении создают школы. При этом на одного работника образования приходится всего по 2 — 4 ребенка, что обусловлено низкой рождаемостью в поселениях и общим старением населения. Ясно, что содержание школ, в которых на одного преподавателя приходится по два ученика, является очень затратным. В то же время концентрация образовательных учреждений за счет закрытия школ в малых поселениях создает огромные проблемы с доставкой детей к месту учебы, если учитывать состояние дорог, особенно в зимнее время. Кроме того, закрытие школ в деревнях приведет к росту социального напряжения в этих поселениях, увеличив и без того высокую безработицу. Еще одним источником рабочих

мест, представленным во всех поселениях, является розничная торговля. Она создает занятость от 2 до 5% трудоспособного населения района.

Согласно паспортам поселений, составленным по их данным, доля официально занятого населения составляет от 25 до 45% трудоспособного населения территории [5]. Расчет этого показателя велся в соответствии с числом официально зарегистрированных рабочих мест в каждом конкретном поселении. Одной из трудовых ниш, которую заполняют незанятые сельские жители Пудожского района, является «вахта». По экспертным оценкам (официальные данные отсутствуют), количество работающих вахтовым способом варьируется по поселениям от нескольких человек до нескольких десятков. Наряду с этим, на статистику незанятых влияет доля жителей, мигрировавших с территории района, но сохранивших свою регистрацию и потому учитываемых в статистике поселений. Таких мигрантов в каждом населенном пункте значится до двух-трех десятков человек. С учетом данных факторов уровень официальной занятости в разрезе сельских поселений может находиться в интервале 40 — 60% трудоспособного населения района. Эта информация крайне важна для формирования мероприятий по обеспечению занятости сельского населения.

В целом можно сказать, что проблема занятости в сельских поселениях Пудожского района имеет крайне острый характер. Разрушение традиционной производственной структуры не сопровождалось созданием эффективных институциональных условий для появления новых, рыночных, форм хозяйствования, способных обеспечить спрос на имеющуюся рабочую силу. Особенно остро эти процессы затронули лесной сектор, много лет выполнявший в районе основную функцию по обеспечению местного населения рабочими местами. Не развивается инфраструктура сопутствующих производств,

которая могла бы заполнить пробелы, образовавшиеся в результате разрушения лесозаготовительной отрасли. Именно эти ниши мог бы занять сектор малого предпринимательства.

В рамках проекта «Исследование состояния трудовой занятости и определение перспектив развития сельских поселений» в Пудожском районе в 2008 г. проводился опрос предпринимателей [5]. Малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии Пудожского района. В настоящее время его доля в общей структуре экономики составляет 20%. Для развития сектора малого предпринимательства имеются сырьевые и трудовые ресурсы, историко-культурный потенциал и свободные рыночные ниши. В районе свою деятельность осуществляет около 70 малых предприятий. Из 363 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей работают только половина.

Результаты исследования показали, что основные ниши, которые занимает малый бизнес, связаны с лесозаготовкой, деревообработкой, сельским хозяйством, строительством, гостевым туризмом, услугами транспорта. Эти сферы составляют следующие доли в общей структуре:

— лесозаготовки — 13%;

— лесопиление — 20%;

— сельское хозяйство — 20%;

— туризм — 18%;

— рыбная ловля — 13%;

— строительные, ремонтные, печные работы — 11%;

— пассажирские перевозки — 5%;

— декоративно-прикладная деятельность — 2%.

Структура предпринимательской деятельности в целом повторяет общую структуру экономики района. Основное звено составляет лесной сектор, где сосредоточено 42% предприятий малого бизнеса, из них 13% — на лесозаготовках, 20% — на лесопилении, 9% — на строительстве срубов и ремонте домов. К сожалению, в районе

не сформированы эффективные институциональные условия для занятия освободившихся ниш и поэтому в данном сегменте высока доля неформального предпринимательства.

При этом лесозаготовки имеют официальный статус, а переработка и строительство на 60% сосредоточены в неформальном секторе. В основном предприниматели, работающие в лесном секторе, имеют высшее образование — это специалисты леспромхозов и лесозаводов. Некоторые из них получили негативный предпринимательский опыт, связанный с высокими рисками занятия бизнесом. Лесной сектор наиболее криминализирован: в 1990-е гг. получили широкое распространение незаконные рубки. Кроме того, борьба за лесные ресурсы также сопровождалась высокими рисками потерять не только бизнес, но и все нажитое имущество. Многие грамотные предприниматели были вытеснены с рыночной арены. Еще одним препятствием для того, чтобы заниматься предпринимательством официально, являются многочисленные административные барьеры. Так, кроме оформления своего бизнеса лесники должны или купить лес на аукционе, или заключить договор подряда с арендатором. Первый путь не для всех доступен из-за высоких цен на лес — не все могут позволить себе участвовать в аукционах. Большинство идет по второму пути, но это обычно сопровождается риском не получить договор с арендатором. Возможны и варианты субподряда.

Одним из перспективных направлений развития территории является туризм. Территория богата уникальными природными ландшафтами, что привлекает сюда туристов, готовых заниматься активным отдыхом — охотой, рыбалкой и желающих просто ознакомиться с природой и культурой Карелии. Но поскольку государственные проекты в этой сфере пока не реализуются, туризм в основном приобретает неформальный статус. Это преимущественно гостевой

туризм, который не требует больших финансовых вливаний. Гостевым туризмом занимается 18% опрошенных предпринимателей. В целях туризма местные жители часто используют свои дома, не имеющие удобств. Однако на фоне достаточно скромного «деревенского» предложения встречаются образцы евроуровня — гостевые дома со всеми удобствами для требовательного клиента. Среди сельских предпринимателей, которые были нашими респондентами, только один имел официальный статус. Гостевой туризм не создает много рабочих мест — как правило, это семейный бизнес, имеющий локальный эффект. Хотя отмечается практика привлечения односельчан в процесс оказания услуг туристам по организации питания, охоты, рыбалки и просто колоритного «национального» сопровождения.

Следующим направлением, в котором достаточно активно проявил себя малый бизнес, является рыболовство (13%). Нужно сказать, что это традиционная сфера занятия населения Пудожского района. Но именно эта сфера сегодня представляется одной из самых проблемных. Проблемы коренятся в противоречии между естественными правами местного населения и установленными государственными форматами осуществления рыбной ловли. Местное население исконно кормилось рыбой. Это вполне укладывается в концепцию устойчивого развития. Использование природных ресурсов не может быть направлено против интересов местных жителей. Они в первую очередь обладают приоритетом при получении прав пользования местными ресурсами. И поэтому напрашивается вывод о том, что запрет на вылов рыбы для местных жителей связан не с целью сбережения рыбных запасов, а с целью ущемления прав местных жителей. Это противоречие сформировалось еще в период существования административно-командной системы. Человеку, выросшему на водоеме, с младенчества прививаются пра-

вила культуры рыбной ловли. Деревенский человек никогда не возьмет больше, чем требуется для его семьи. Он понимает законы природы и никогда не принесет ей вреда. В советский период это противоречие не стояло так остро, потому что у людей были работа и средства к существованию, а рыбная ловля приобретала статус увлечения и способа разнообразить пищевой рацион.

С началом рыночных реформ правила для местного населения ужесточились. Потеря средств к существованию (более 50% населения Пудожского района потеряло работу) вынуждает идти на браконьерство. Официальное разрешение иметь 2 сети на семью, безусловно, не позволяет решить материальные проблемы, когда нет никаких альтернативных источников доходов. И власть это понимает, но решений никаких не принимается. В то же время местным жителям приходится наблюдать никем не пресекаемые и даже поощряемые примеры хищнического отношения к водоемам, браконьерство в промышленных масштабах. Все эти примеры связаны не с местными, а с приезжими людьми, которые покупают это право или за большие деньги, или за большую власть и используют рыбалку в виде развлечения. Сегодня акватория Онежского озера уже поделена на квадраты, и получившие лицензию на эти квадраты считают себя собственниками ресурсов. При этом среди таких собственников очень мало местного населения, но много деловых людей из Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы. Такая нелегитимная собственность создает социальный конфликт.

Местные предприниматели в своем большинстве не имеют приоритетных прав на вылов рыбы. Помимо этого их деятельность связана с многочисленными административными барьерами. Квоту необходимо получать каждый год. Предприниматели готовят заявки к концу года и обосновывают возможный объем промысла.

Получение квоты оттягивается до весны, а это значит, что ловом нельзя заниматься более 3-х месяцев. Парадокс состоит в том, что полученная квота позволяет заниматься ловом с самого начала года, но только задним числом. Но если предпринимателя «поймают» без квоты, ему грозят большие штрафные санкции. Потерять 3 зимних месяца — значит сработать в убыток. И в это время наемные работники и сам предприниматель не имеют возможности получать доход. Предприниматель, занимающийся рыбной ловлей, постоянно попадает в эти «ножницы», никак не повышающие эффективность его работы. Наряду с этим встают проблемы отчетности перед налоговыми органами — постоянная смена ее форм, налоговые декларации, необходимость согласований документации, постоянные поездки в Петрозаводск и Пудож.

Вместе с тем рыба остается тем ресурсом, на котором активно работает сектор малого предпринимательства. Но, в отличие от лесной сферы, в рыбной ловле предприниматели в основном имеют среднее техническое образование. Их производственная база ограничена минимумом — это лодка, мотор и сети. Причем лодки, как правило, старые. Чаще здесь представлена неофициальная форма предпринимательства, что имеет свое объяснение. Обычно предприниматели работают на потребности своей семьи. Некоторые из них «сколачивают» бригады из местных жителей, что позволяет решать вопросы сезонной занятости, но она также имеет неформальный характер. Доход от продажи улова идет на пополнение семейного бюджета, а не на увеличение оборотов.

Вследствие ликвидации на территории Пудожского района крупных коллективных хозяйств сельское хозяйство полностью ушло в сферу малого предпринимательства. Это направление можно разделить на две составляющие. Первая представлена официальными малыми предприятиями, которые образовались на базе раз-

валившихся совхозов. При этом предприниматели, которые реализовывают себя в этой сфере, как правило, бывшие специалисты совхозов с высшим образованием. Производственная база была выкуплена ими при ликвидации коллективных предприятий. К настоящему времени она обновляется, покупается новая техника, но все это происходит чрезвычайно медленно. Земля, используемая в производстве, находится в аренде или является паевой. Основные направления деятельности — растениеводство (картофель, сено), животноводство (крупный рогатый скот и свиноводство). Также получило развитие пчеловодство. Важным является то, что два малых предприятия имеют форму кооперативов: один из них производственный, другой — кредитный. Поэтому их социальная значимость для поселений достаточно высока. Это та форма хозяйствования, которая при государственной поддержке может решить проблему не только снабжения местных жителей и сбыта сельхозпродукции, но и их кредитования. Действующий в настоящее время кредитный кооператив выдает только потребительские кредиты, решает, как говорит его директор, проблему выживания. В рамках Национального проекта развития АПК через кооперативы возможно привлечение государственных средств на поддержку и субъектов малого предпринимательства, и крестьянских хозяйств, чего сегодня в Пудожском районе практически не происходит.

Крестьянские хозяйства представляют еще одну предпринимательскую составляющую агросферы. Здесь, в свою очередь, можно выделить официально зарегистрированные крестьянские (фермерские) хозяйства, официально зарегистрированных частных предпринимателей, личные подсобные хозяйства, выходящие на товарный уровень, но не имеющие официальной регистрации, и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), работающие непосредственно на

собственное потребление. Самую высокую долю составляют личные подсобные хозяйства (потребительские) — около 90%. Остальные 10% делятся между фермерами, индивидуальными предпринимателями и личными подсобными хозяйствами (товарными). Характерной чертой всех этих видов хозяйств является низкий товарный уровень производимой продукции. Даже официальные фермерские хозяйства имеют не больше 5 единиц крупного рогатого скота и в основном работают на самообеспечение. Личные же подсобные хозяйства работают практически на выживание. Следует отметить, что фермеры чаще имеют среднее техническое образование, а хозяева личных подсобных хозяйств — среднее техническое или среднее. Говоря о значимости данного вида деятельности для поселения, нужно вспомнить о том, что крестьянское хозяйство исторически являлось ядром сельской жизни. Те трансформации, которые произошли в последнее столетие, размыли социальную структуру села. Вместе с тем работа на земле в условиях снижения роли государства в местных сообществах дает сегодня возможность жить большинству сельского населения. При слабости рынка в аграрной сфере устанавливаются отношения реципрокности, то есть неформальных взаимовыгодных обменов. Это тот социальный механизм, который свидетельствует о наличии предпосылок для формирования более устойчивых экономических связей, позволяющих строить систему кооперации.

В условиях отсутствия нормального транспортного сообщения предприниматели района освоили нишу транспортных услуг. В каждом поселении есть хотя бы один предприниматель, который занимается пассажирскими перевозками. Такие поселки, как Тамбичозеро, Тамбицы, Куганаволок, практически отрезаны от мира из-за отсутствия нормальных дорог. Например, расстояние от Куганаволока (население 470 человек) до автомобильной

трассы составляет порядка 50 км, но преодолевать это расстояние приходится около 3 часов. Муниципальный транспорт часто подводит из-за поломок и отсутствия бензина. «Частники» из местных берут на себя функции перевозки, но оплата проезда при этом повышается в 2 — 3 раза. Транспортные услуги остро востребованы со стороны местного населения, поэтому занимающиеся частным извозом получают неплохие доходы. Вместе с тем эта сфера услуг имеет в основном неформальный характер, что снижает ее экономическую ценность, хотя социальная роль при этом остается высокой.

Несмотря на широкий спектр экономических направлений, который охватывает малый бизнес, приходится констатировать, что в районе отсутствует инфраструктура его поддержки — нет информационно-консалтинговых служб, центра поддержки бизнеса. Практически не работают институты кредитования малого бизнеса. Слабо используются существующие республиканские программы.

С точки зрения самого сектора малого предпринимательства, носящего локальный характер, можно выделить следующие приоритетные направления его развития в районе:

• лесопереработка, переработка сельскохозяйственной продукции, рыбы, дикоросов;

• развитие сферы услуг, в том числе в гостинично-туристском бизнесе;

• строительство;

•сфера жилищно-коммунального хозяйства;

•производство товаров народного потребления.

Но можно выделить еще целый ряд направлений возможного развития малого, особенно семейного, бизнеса, доступного для сельской местности: пчеловодство, изготовление лодок, сбор лекарственных трав, мини-переработку молока и хлебопечение, сезонное выращивание скота, деревянное

домостроение, рыболовство, сбор и переработку ягод, грибов, а также сельский фольклор, ткачество и вышивание, различные виды услуг (парикмахерские, доставка товара, ремонт техники и т. п.), кузнечное дело и т. д.

У сельских предпринимателей есть бизнес-идеи для расширения и диверсификации бизнеса, и при вовлечении их в программы поддержки можно получить эффект увеличения этого сектора экономики. Стимулирование развития сектора малого предпринимательства следует проводить по следующим направлениям.

Создание системы информационной, юридической, консалтинговой поддержки малого предпринимательства. Необходимо создать инфраструктуру, включающую в себя центры по оказанию правовых и информационных услуг предпринимателям. При создании системы поддержки малого предпринимательства в первую очередь следует добиваться ее развития на муниципальном уровне, с тем чтобы услуги были максимально приближены к сектору малого предпринимательства.

Микрофинансирование субъектов малого предпринимательства. Обеспечить развитие микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития малых предприятий. Содействовать созданию кредитных бюро, обеспечивающих ведение единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства, и обеспечить возможность ее свободного использования банками и в особенности кредитными кооперативами, другими небанковскими кредитными институтами. Заметим важность этого прежде всего на местном уровне, учитывая локальный и региональный характер деятельности малых предприятий.

Образовательная поддержка субъектов малого предпринимательства. Образование и повышение квалификации руководителей и специалистов малого бизнеса на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики сектора малого предпринимательства. Результатом этих образовательных программ должна быть подготовка универсальных специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами.

Маркетинговая поддержка малого предпринимательства. Власти района и республики должны оказывать содействие малым предприятиям в сфере выставочно-ярмарочной деятельности — в организации и проведении межрегиональных и региональных выставок и ярмарок, расширении экспорта малых предприятий, в том числе путем содействия их участию в международных выставках и ярмарках.

Поддержка уровня конкуренции. Субъекты малого предпринимательства уязвимы с точки зрения антиконкурентных действий крупных предприятий. В данной сфере необходимо ужесточить контроль за деятельностью локальных монополий.

Развитие кооперации. Сектор малого предпринимательства на селе может развиваться через различные формы кооперации

— сбытовую, снабженческую, информационную, правовую, кредитную. Руководство района и поселений должно оказывать им содействие.

Анализ состояния предпринимательства Пудожского района позволил выделить три типа предпринимательской активности, которые были зафиксированы в исследовании. Первый тип предпринимателей — имеет официальный статус, успешный, в основном с высшим образованием, имеет положительный опыт деятельности, достаточные производственные ресурсы и

создает формальные рабочие места для жителей поселения, включен в хозяйственные связи района и республики. Второй тип — иногда не имеет официального статуса, в основном со средним техническим образованием, иногда с высшим, имеется необходимая производственная база, требующая обновления, создает неформальные рабочие места для жителей своего поселения. Третий тип — не имеет официального статуса, с высшим или средним техническим образованием, не имеет достаточной производственной базы, предпринимательский опыт — негативный, работает в основном на себя.

Таким образом, анализ предпринимательских практик позволил зафиксировать основные проблемы сектора малого предпринимательства, осуществляющего свою деятельность в сельских поселения, а также институциональных условий, определяющих эту деятельность. Результаты исследования показали, что малый бизнес на 50% находится в неформальной сфере, что объясняется следующими причинами. Первая — высокие трансакционные издержки по исполнению формальных правил, что в переводе на язык практики означает высокие административные барьеры, нестабильные, часто меняющиеся законы. Вторая причина вытекает из первой: когда предприниматель не уверен в завтрашнем дне, его деятельность строится так, как будто это последний день его бизнеса. Для сельских поселений неформальный статус малого предпринимательства имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, его неформальные отношения с местным населением упрощают и удешевляют трансакции (обменные операции) для местного населения, которое имеет более широкие возможности «подработать». С другой стороны, сельские поселения не получают стабильных рабочих мест, экономического эффекта в виде отчисляемых налогов, а также широкого привлечения предпринимателей к делам местного сооб-

щества. То есть не создается экономическая база для формирования «community», что влечет за собой долговременные негативные социальные эффекты по разрушению социальной среды.

Вместе с тем результаты исследования показали, что в формировании социальноэкономического каркаса поселений и населенных пунктов предприниматели участвуют. Более половины из них хотя и неформально, но создают рабочие места для своих односельчан; остальные, те, кто в основном работает на себя, формируют базу для семейного бизнеса.

Говоря в целом о секторе малого предпринимательства сельских поселений Пудожского района, следует заострить внимание на нескольких важных аспектах. Во-первых, при имеющемся у малого предпринимательства потенциале многие рыночные ниши не заняты из-за отсутствия адекватных институциональных условий. Во-вторых, занятые ниши используются неэффективно, о чем свидетельствует высокая степень неформальности малого предпринимательства. В-третьих, предпринимательская инициатива сталкивается с огромным количеством административных барьеров. В-четвертых, сектор малого предпринимательства органично вписался в социальную структуру сельских поселений, выполняя важную социальную функцию создания рабочих мест. В-пятых, низкая экономическая эффективность снижает социальную значимость малого предпринимательства как для поселений, так и для района в целом. И наконец, в-шестых, сектору малого предпринимательства необходимо оказывать государственную поддержку, так как его развитие — это практически единственная возможность при сегодняшней ситуации сохранить обширные сельские территории и не допустить их обезлюдения.

Схема территориального развития республики, разработанная в Институте экономики КарНЦ РАН и принятая Прави-

тельством РК, предусматривает развитие опорных территорий интенсивного экономического роста [3], т. е. должны быть созданы «полюса роста», которые будут представлять собой локальные территориальные образования, сосредоточивающие высший по международным стандартам уровень прикладных научных достижений,

информационного обеспечения, сервиса [2]. Такой способ решения задачи характерен для малонаселенного приграничного региона, каковым является наша республика. Остальную территорию республики должны «удерживать» малые предприятия. Их распространение по территории будет способствовать развитию опорных точек.

Литература

1. Примаков, Е. Преодолеть кризис в реальном секторе экономики / Е. Примаков // Торговопромышленные ведомости. — 2009. — № 2. — Янв. — С. 2.

2. Савельев, Ю.В. Оценка конкурентоспособности и потенциал развития экономики региона / Ю.В. Савельев // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2006. — № 4. — С. 52-62.

3. Шишкин, А.И. Роль инноваций в развитии Карелии / А.И.Шишкин // Инновационный потенциал РК. — Петрозаводск: Пакони, 2006. — С. 14-17.

4. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.infofin.ru/?pid=123 (Данные на 03.02.2009 г.).

5. Исследование состояния трудовой занятости и определение перспектив развития сельских поселений: отчет о научно-исследовательской работе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Шр:// www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Development/Local/index.html (данные на 19.02.2009 г.).

6. Малое предпринимательство города [Электронный ресурс] / Официальный сайт Администрации г. Петрозаводска. — Режим доступа: http://www.petrozavodsk-mo.ru/ (данные на 02.03.2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.