Научная статья на тему 'Самостоятельная занятость населения как фактор снижения напряженности на рынке труда в регионе'

Самостоятельная занятость населения как фактор снижения напряженности на рынке труда в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SELF-EMPLOYMENT / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC ACTIVITY OF POPULATION / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курило Анна Евгеньевна

В статье прослеживаются теоретические подходы к определению понятия “самозанятость”. Рассматриваются практические возможности реализации предпринимательской инициативы населения через самозанятость, которая способствует снижению напряженности на региональном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-employment of population as a factor of reducing tension on regional labour market

The article examines theoretical approaches to definition of the notion of self-employment. It considers practical opportunities for realization of the population entrepreneurial initiative through self-employment that facilitates reduction of tension on the regional labour market.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная занятость населения как фактор снижения напряженности на рынке труда в регионе»

Я.Е.Курило

Самозанятость населения

кок фактор снижений напряженности на рынке труда 6 регионе

Республика Карелия является северным ресурсоориентиро-ванным приграничным малонаселенным регионом с плотностью населения 3,9 человек/кв.км. В настоящее время республика остается дотационным субъектом Федерации и ситуация в социально-трудовой сфере является достаточно сложной.

Уровень зарегистрированной безработицы по Республике Карелия на протяжении ряда лет остается одним из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе. В 2009 г. в Карелии уровень зарегистрированной безработицы составлял 3,7% (как и в Вологодской области), в среднем по округу этот показатель составляет 2,2% [1]. В начале 2010 г. в республике был зафиксирован резкий рост безработицы, пик которого достигнут в марте (4,1% к числу экономически активного населения). К концу года в результате антикризисных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления и работодателей удалось в некоторой степени снизить напряженность на

рынке труда (уровень зарегистрированной безработицы составил 2,6%) [2]. По прогнозам Министрерства труда и занятости Республики Карелия, в 2011 г. рынок труда потеряет порядка 800 рабочих мест. В этой ситуации основным методом борьбы с безработицей будет программа самозанятости населения.

Самостоятельная занятость населения как социально-экономическое явление получает широкое распространение в периоды, когда государство не в состоянии обеспечивать возможности для занятости всего экономически активного населения. Невозможность трудоустройства населения по найму в местах проживания из-за свертывания производства заставляет людей искать приложение своих сил в сфере самозанятости.

В России официального понятия «самозанятость населения» на сегодняшний день не существует — его нет в нормативно-правовых документах и методических пояснениях Федеральной службы государственной статистики.

В «Методических положениях по статистике» Госкомстата России 1996 г. сказано, что лица, работающие на индивидуальной основе, — это лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные и случайные работы) [3]. Соответственно эту категорию работников можно отнести к самозанятым.

В соответствии с «Методическими положениями по статистике» 2006 г., к занятым в экономике относятся лица: выполнявшие оплачиваемую работу по найму; выполнявшие работу, приносящую доход не по найму; занятые в домашнем хозяйстве производством

товаров и услуг для реализации [4].

Категорию лиц, выполнявших работу, приносящую доход не по найму (т.е. самостоятельно) можно отнести к самозанятым. Хотя в статистике выделена категория ««работающие не по найму» — это лица, которые выполняют работу, определенную как «работа на собственном предприятии, в собственном деле». Это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг» [5. С. 72]. По данным официальной статистики, численность самозанятого населения составляет примерно 5% от численности занятых в экономике, причем после кризиса 1998 г. произошло увеличение этого показателя (табл.1).

Таблица 1

Распределение численности занятого населения РФ по статусу (по данным выборочных обследований населения), %

Занято в экономике 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Всего 100 в том числе:

работающие по найму 95,4

работодатели 1,2

самостоятельно занятые 2,9

члены производственных кооперативов 0,5 (артелей)

помогающие на семейном предприятии 0,1

100 100 100 100 100

93,3 90,7 93,0 92,8 93,2

0,9 0,8 1,4 1,3 1,4

4,1 7,2 5,0 5,4 5,7

1,6 1,2 0,6 0,4 0,4

0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Продолжение табл. 1

Занято в экономике 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Всего 1 00 1 00 1 00 1 00 1 00 1 00

в том числе:

работающие по найму 93,2 92,7 93,3 93,5 93,0 93,1

работодатели 1,4 1,3 1,2 1,5 1,5 1,4

самостоятельно занятые 5,0 5,7 5,1 4,9 5,1 5,2

члены производственных кооперативов 0,3 0,1 0,3 0,1 0,3 0,1

(артелей)

помогающие на семейном предприятии 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2

Источник: [6].

В научных работах различных авторов даются разные подходы к определению этого понятия. Радаев В.В., анализируя ситуацию с самозанятостью, отмечает, что «происходит восстановление традиционных способов хозяйствования и выживания, основанных на семейных, клановых или соседских связях, опирающихся на домашнее хозяйство и сети родственного бартерного обмена продуктами и услугами» [7]. Активнее такая ситуация проявляется в сельских сообществах.

Токсанбаева М.С., принимая во внимание отношения собственности, пишет, что самозанятыми являются предприниматели, у которых функции распоряжения собственностью не отделены от владения ею [8. С. 32—45]. Положительным аспектом самозанятости является то, что в ней отсутствует «присущее найму отчуждение труда, ей свойственна хозяйственная мотивация» [9]. И в этом смысле самозанятые граждане являются потен-

циальными субъектами, способными пополнять сектор малого предпринимательства.

В более расширенном смысле в работе Жеребина В.М. «под самозанятостью понимается собственная производственно-экономическая деятельность членов домашних хозяйств, выходящая за рамки традиционных домашних работ, базирующихся на трудовых, материальных и временных ресурсах семьи, приносящая доход в натуральной или денежной форме и осуществляемая без регулярного использования наемной рабочей силы» [10. С. 55-63].

Самостоятельную занятость населения как экономическое явление можно классифицировать с точки зрения формального и неформального статуса (рис. 1).

К субъектам, организующим и осуществляющим самостоятельную деятельность в формальном поле, можно отнести индивидуальных предпринимателей без образования юридическо-

Самостоятельная занятость населения

Рис. 1. Виды самозанятости

го лица, зарегистрировавшихся в установленном порядке; собственников и менеджеров предприятий, выполняющих эту функцию в одном лице (чаще такая ситуация встречается на малых предприятиях); крестьянские (фермерские) хозяйства.

Часть населения вынуждена осуществлять самостоятельную деятельность с целью получения дохода без выполнения юридических процедур по легализации дохода. К данной категории можно отнести население, работающее в личном подсобном хозяйстве (как сельском, так и городском) и получающее доход для семьи, в том числе реализуя выращенную продукцию. Часть населения осуществляет индивидуальную трудовую деятельность, выполняя различные работы (например, ремонтные, строительные) и оказывая услуги в рамках территориального социума. Кроме того в настоящее время достаточно развито «присваивающее хозяйство», под которым понимается желание и привычка населения заниматься охотой, рыбалкой, собирательством не только с целью получения удовольствия от этих видов деятельности. Например, в Карелии широко развита

непромышленная ловля рыбы, сбор грибов и ягод с последующей быстрой реализацией местному населению.

Исходя из сказанного выше, самозанятость можно определить как разновидность занятости, в основе которой лежит самостоятельная активная трудовая деятельность населения на свой страх и риск с целью получения средств для жизнеобеспечения. Структура денежных доходов населения за последнее 10-летие несколько трансформировалась как в России (табл. 2), так и в Республике Карелия (табл. 3). Увеличились выплаты по оплате труда, социальные выплаты, доходы от собственности, при этом сократились доходы от предпринимательской деятельности. Другие доходы в целом по стране изменились незначительно, в Карелии наблюдается их снижение.

Самозанятое население, реализуя функцию организации деятельности с целью получения дохода, применяет стратегию адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Одним из проблемных муниципальных районов Республики Карелия является Пудожский район, расположенный в ее юго-восточной части. Он граничит с Архангельской

Таблица 2

Структура денежных доходов населения в Российской Федерации, %

Структура денежных доходов 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Денежные доходы, всего 100 100 100 100 100 100

в том числе:

доходы от предпринимательской 12,4 15,4 12,6 11,9 12,0 11,7

деятельности

оплата труда 66,5 36,5 38,5 41,1 39,4 40,3

социальные выплаты 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,8

доходы от собственности 7,1 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3

другие доходы 0,9 27,5 28 26,7 26,7 26,9

Продолжение табл. 2

Изменение 2009 г.

Структура денежных доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. к 2000 г.

Денежные доходы, всего 100 100 100 100 100 100

в том числе:

доходы от предпринимательской 11,4 11,1 10,0 10,3 9,7 -3,7

деятельности

оплата труда 39,6 39,5 41,4 44,7 41,2 13

социальные выплаты 12,7 12,0 11,6 13,2 14,9 11

доходы от собственности 10,3 10,0 8,9 9,0 8,2 49

другие доходы 26,0 27,4 28,1 25,7 27,7 0,7

Источник: [11].

Таблица 3

Структура денежных доходов населения в Республике Карелия, %

Структура денежных доходов 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Денежные доходы, всего 100 100 100 100 100 100

в том числе:

доходы от предпринимательской 13,9 10,5 9,1 10,8 10,9 13,6

деятельности

оплата труда 46,4 47,5 47,2 48,4 50,9 51,2

социальные выплаты 13,9 16,2 15,9 17,3 16,8 19,3

доходы от собственности 1,5 1,2 1,4 3,1 3,6 3,3

другие доходы 1,5 1,2 1,4 3,1 3,6 3,3

Продолжение табл. 3

Структура денежных доходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение 2009 г. к 2000 г.

Денежные доходы, всего 100

в том числе:

доходы от предпринимательской 12,7 деятельности

оплата труда 50

социальные выплаты 18,1

доходы от собственности 3,6

другие доходы 15,6

100 100 100 100

14,1 7,7 6,4 -54

53,6 53,8 52,8 13,!

18,4 20,9 23,9 72

3,8 1,9 2,1 40

10,1 15,7 14,8 -39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [12].

и Вологодской областями и омывается Онежским озером. Включает одно городское и семь сельских поселений, всего в районе расположе-

но 67 населенных пунктов. Общая площадь района 12,745 тыс. кв. км. Степень освоения территории района сравнительно низкая. Сообщение

с сопредельными территориями осуществляется по единственной автодороге, ведущей в район с севера, которая включена в состав международной автомобильной трассы «Голубая дорога» (Финляндия — Карелия — Архангельск). В период летней навигации работает теплоходная пассажирская линия «Петрозаводск — Пудож» (порт Шала), соединяющая район со столицей республики. Удаленность районного центра от г. Петрозаводска составляет 360 км. Ближайшая железнодорожная станция — Медвежья Гора, (г. Медвежьегорск, Октябрьской железной дороги) находится в 197 км от г. Пудожа.

Население района — 25,9 тыс. человек, из которых 39% составляют городские жители и 61% — сельские. Территория района на 70% покрыта лесом, в котором спелые и перестойные леса составляют 30—50% и имеют значительный рекреационный потенциал. Промышленность района представлена в основном лесопромышленным и горнопромышленным комплексами, есть потенциал для развития туристской деятельности.

В рамках проекта «Исследование состояния трудовой занятости и определение перспектив развития сельских поселений» [12] в Пудожском районе Республики Карелия Институтом экономики КарНЦ РАН проводилось обследование населения с точки зрения выявления его экономической активности. Строилась целевая выборка мотивированного к трудовой деятельности сельского населения, объем целевой совокупности составил 978 человек. В состав обследованных респондентов были включены граждане, ориентированные на любые формы трудовой занятости независимо от их настоящего социально-трудового ста-

туса. Среди прочих ставилась задача выявления форм самоорганизации локального рынка труда через анализ сельского предпринимательства, самостоятельной и трудовой занятости.

На вопрос об основном занятии в настоящее время 3,8% респондента определили свой трудовой статус как занятие предпринимательством, самозанятость, ведение личного подсобного хозяйства и индивидуальная трудовая деятельность. При анализе предпринимательских практик населения было выявлено, что самозанятость (чаще не формальная) является одной из них. И реализуется она в фермерских крестьянских хозяйствах, рыболовстве, лесозаготовках, обработке пиломатериалов, строительстве и печных работах. Эти виды деятельности значимы в первую очередь для нужд своей семьи и жителей населенного пункта. Причем респонденты проявляют желание оформить свой бизнес, но, не обладая для этого информацией, высказывают опасения по поводу приобретения негативного предпринимательского опыта.

В целом можно сказать, что сельские поселения Пудожского района имеют острейшую проблему занятости. Разрушение традиционной производственной структуры не сопровождалось созданием эффективных институциональных условий для появления новых рыночных форм хозяйствования, способных обеспечить спрос на имеющуюся рабочую силу. Особенно актуальны эти процессы в лесопромышленном секторе, который много лет выполняет в районе основную функцию по обеспечению местного населения рабочими местами. Не развивается инфраструктура сопутствующих производств, которая

могла бы заполнить пробелы, образовавшиеся в результате разрушения лесозаготовительной отрасли. Трудовой потенциал сельского населения не задействован. В настоящее время численность трудоспособного населения сельских поселений составляет 7633 человека, из них официально работают только 1657. С учетом работающих вахтовым методом только 25—40% трудоспособного населения занято в различных сферах экономики. Остальные жители реализуют себя, занимаясь различными «промыслами». Ситуация в сфере труда характеризует низкий уровень формальной занятости в сельских поселениях района. В сложившейся ситуации содействие самозанятости населения сельского сообщества может принести ощути -мые положительные результаты.

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032 1 от 19.04.1991 г. (с изм. и доп.) содействие самозанятости безработным гражданам входит в перечень государственных услуг, оказываемых службой занятости населения.

В Республике Карелия в рамках оказания государственных услуг по содействию самозанятости осуществляются консультационная, методическая помощь и помощь в составлении

бизнес-планов. Действует ежегодная Региональная программа поддержки занятости населения; с 2009 г. в рамках этой программы появилась возможность получения безработными гражданами субсидий из федерального бюджета на развитие собственного бизнеса, и это дает ощутимые результаты (табл. 4). Например, за 9 месяцев 2010 г. 2660 безработных граждан получили государственные услуги по содействию самозанятости, а 1065 человек зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. Планируется, что в 2011 г. число безработных получивших субсидии на открытие бизнеса увеличится до 2000 человек.

В Медвежьегорском районе Республики Карелия работа по содействию самозанятости проводится достаточно успешно. На заседании Правительства Республики Карелия в январе 2011 г. при рассмотрении вопросов по выполнению региональной программы занятости населения был продемонстрирован фильм о работе по трудоустройству безработных в районе, которые смогли в рамках этой программы, получив финансовую помощь, организовать собственное дело и создать новые рабочие места для безработных граждан. Центр занятости Сортавальского муниципаль-

Таблица 4

Показатели развития самозанятости в Республике Карелия

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Число граждан, получивших госуслуги по содействию самозанятости 283 1219 2660

Число безработных, получивших субсидии 85 394 1311

Зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей 60 417 1065

Источники: [13, 14].

ного района обратился в Петрозаводск с просьбой выделить дополнительное финансирование по программе самозанятости, поскольку данное направление работы было востребовано местным населением. Граждане, открывшие свое дело по программе самозанятости, регистрируются как индивидуальные предприниматели и отчитываются по целевому использованию финансовых средств.

Предприниматели организовывали свою деятельность по таким направлениям, как оказание транспортных услуг, вылов и реализация рыбы, свиноводство, птицеводство, овощеводство, оказание услуг по ремонту помещений, парикмахерские услуги, дрессировка собак и т.д. В республике в сложный посткризисный период появились ростки активизации предпринимательской инициативы. В значительной степени это ощущается в административных центрах муниципальных районов, а в сельской местности население оказалось более инертно, и организация сельской самозанятости могла бы стать одним из эффективных направлений в решении занятости на селе.

В условиях республики правильность использования самозанятости населения для повышения уровня жизни подтверждается историческими фактами. На территории Карелии с давних времен, из-за рискованного земледелия, результатов сельскохозяйственной деятельности крестьян не хватало для пропитания. Поэтому они пользовались побочными и отхожими промыслами. То есть они сами искали дополнительный заработок, занимаясь ремесленничеством дома, или уходили временно в другие местности и там подрабатывали, выполняя разные виды работ. Во второй полови-

не XVIII в. основным источником денежных средств для сельского населения Карелии служили промыслы, которыми занимались 96% крестьянских хозяйств [15. С. 113]. Это и в те времена снимало социальную напряженность в обществе и позволяло крестьянам сводить концы с концами.

В современных условиях самозанятость является основным элементом в решении проблем занятости населения на территории в условиях трансформации технологического и организационного уклада. Самозанятость выступает своеобразной формой социальной защищенности в условиях, когда человек, потерявший работу, может преодолеть психологический и материальный кризис и найти новое место в жизни. Она является социальным амортизатором и способствует преодолению иждивенчества и желания ощущения государственного патернализма.

Снижение безработицы и развитие самозанятости требует большего внимания со стороны государства. Особенно это касается малонаселенных территорий с мононаселенными пунктами и малой плотностью населения, где самозанятость населения представлена в основном мелкими домохозяйствами и ремесленничеством. В такой ситуации самозанятость населения на территории становится основой в противостоянии открытой безработице. Поэтому Республика Карелия, учитывая все свои климатические, производственные, ресурсные и поселенческие особенности, проводит политику, направленную на снижение безработицы путем стимулирования самостоятельной занятости населения.

Учитывая положительные результаты от самозанятости, Правительство

республики в рамках Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2011 г. предусматривает организацию конкретных практических мер, обеспечивающих снижение социальной напряженности, эффективную занятость населения, защиту трудовых прав граждан и развитие всей системы социального партнерства на рынке труда, в том числе по:

■ организации системной координации действий социальных партнеров на рынке труда в муниципальных районах и городских округах;

■ созданию новых рабочих мест и сохранению действующих;

■ информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда и проводимой работе по ее стабилизации;

■ повышению эффективности отношений с работодателями, ищущими работу и безработными гражданами на основе внедренных Административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости, прогрессивных технологий работы, электронных технологий на базе Интернета;

■ дальнейшему внедрению в практику работы центров занятости населения интенсивных методов содействия трудоустройству граждан, включая организацию консультационных пунктов на предприятиях и в сельских поселениях, более активное использование автоматизированных киосков вакансий для самостоятельного поиска работы, организацию ярмарок вакантных рабочих мест;

■ выполнению мероприятий ведомственной программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2010-2012 гг.», соответс-

твующих городских и районных программ;

■ реализации Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2010 г., включая опережающее обучение, временную занятость работников, находящихся под угрозой увольнения, стажировку выпускников учреждений профобразования, организацию самозанятости безработных граждан;

■ подготовке проекта Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2011 г. с учетом изменений, происходящих на рынке труда [16].

В 2011 г. основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости будут сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. Учитывая остроту проблемы трудоустройства выпускников профобразования, особое внимание будет уделено организации их стажировки в целях приобретения опыта работы. Кроме того в Региональную программу будут включены новые меры, направленные на структурные изменения на рынке труда. Это обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, работающих на предприятиях с вредными и тяжелыми условиями труда.

Самостоятельная занятость населения способствует снижению напряженности на рынке труда, предоставляет человеку экономическую свободу и формирует в нем самостоятельность. Включение в активную трудовую деятельность безработных через самозанятость имеет особую значимость для решения многих региональных проблем. Самостоятельная занятость раз-

вивает инициативы человека, делает его более активным, совершенствует его как личность. Самостоятельная занятость, по нашему мнению, имеет большую социальной ценность, так

как она способствует формированию гражданского общества, преодолению инерции выжидательных и иждивенческих позиций в обществе и укрепляет веру людей в свои силы и возможности.

Литература

1. Регионы России — 2010 / Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru

2. Правительство Карелии рассмотрело выполнение региональной программы поддержки занятости населения. / Карелия официальная. http://www.gov.karelia.ru/ gov/News/2011/01/0119_08.html. Данные на 11.02.2011.

3. Методические положения по статистике. 1996. Вып. 1 / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http: //www.gks. ru/bgd/free/ B99_10/Main.htm. Данные на 15.02.2011.

4. Методические положения по статистике. 2006. Вып. 5 / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http: //www.gks. ru/bgd/free/ B99_10/Main.htm. Данные на 15.02.2011.

5. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. M.: Росстат, 2010.

6. Социальное положение и уровень жизни населения России / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ publishing/catalog/statisticCollections

7. Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект ПРЕСС, 1998.

8. Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия // Экономическая наука современной России. 1998. № 3.

9. Токсанбаева М.С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала. М.: Наука, 2006.

10. Жеребин В. М., Алексеева О. А., Ермакова Н. А. Личные подсобные хозяйства

населения: состояние и перспективы // Вопросы статистики. 2004. № 10.

11. Структура денежных доходов населения / Центральная база статистических данных. http: //www.gks. ru/dbscripts/Cbsd/ DBInet.cgi

12. Исследование состояния трудовой занятости и определение перспектив развития сельских поселений. Отчет о научно исследовательской работе / Институт экономики КарНЦ РАН. Петрозаводск, 2009.

13. Экспресс-информация о ситуации на рынке труда Республики Карелия за 2009 г. / Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/ 0ffice/Job/rez09.html

14. Экспресс-информация о ситуации на рынке труда Республики Карелия за январь-сентябрь 2010 г. / Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. http://www.gov.karelia.ru/gov/ Power/0ffice/Job/rez3q10.html

15. Баданов В.Г. История экономики Карелии. В 3-х кн. Кн. 1. Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

16. О работе Министерства труда и занятости Республики Карелия, ГУ «Центров занятости населения» по реализации республиканских программ содействия занятости населения на 2010—2012 гг. и поддержки занятости населения на 2010 г. / Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. http://www.gov. karelia.ru/Power/Office/Job/100928d.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.