Научная статья на тему 'Проблемы развития малого предпринимательства в республике Карелия'

Проблемы развития малого предпринимательства в республике Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курило Анна Евгеньевна

В статье рассмотрены проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства на региональном уровне. На примере Республики Карелия представлен спектр препятствий, с которыми приходится сталкиваться малому предпринимательству в процессе своей деятельности. Автором предложены пути их преодоления и улучшения сложившейся ситуации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are considered problems is braking development of small entrepreneurship at a regional level. There is some spectrum of obstacles which small entrepreneurship can face during the activity in the Republic of Karelia. The author also offers ways of their overcoming and improvement of the usual situation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого предпринимательства в республике Карелия»

Предпринимательство и маркетинг

Курило А.Е.

Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Карелия

Уровень развития малого предпринимательства на территории сегодня является одним из факторов, определяющих общее социально-экономическое развитие. В Карелии действует около 4600 малых предприятий, что составляет 23,3 % от всех учтенных в статрегистре Росстата предприятий и организаций республики. На 100 тысяч человек приходится 661 малое предприятие. На малых предприятиях трудится около 15 % занятых в экономике республики. [3] Тем не менее, такие масштабы малого предпринимательства следует признать не соответствующими ни аналогам мировой и российской практики, ни действительным потребностям региональной социально-экономической системы.

Основными проблемами, сдерживающие развитие малого предпринимательства в республике, являются: наличие административных

барьеров, несовершенное налоговое законодательство, недостаточный доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам, декларативная поддержка малого предпринимательства, недостаток необходимых знаний по управлению бизнесом (рис.1).

Дальнейшее развития малого сектора экономики требует минимизировать наличие этих проблем. Одним из первоочередных шагов при этом является решение проблем, связанных с устранением административных барьеров, стоящих перед субъектами малого предпринимательства. Под административными барьерами понимаются проблемы, связанные с деятельностью сложившихся систем регистрации, лицензирования, сертификации и разнообразных надзоров и проверок, требующих от предпринимателей больших затрат времени, сил и средств.

Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства

в Карелии

Наличие административных барьеров

Налоговое законодательство

Усложненный доступ к финансовым ресурсам

Декларативная поддержка малого предпринимательства

Недостаток необходимых знаний по управлению бизнесом

Рис. 1. Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Карелии

Сегодня в стране проводится политика по снятию экономических и административных барьеров. Создана специальная правительственная комиссия по преодолению административных барьеров. Эти проблемы частично решаются в республике, но радикальное решение возможно только на федеральном уровне, поскольку перечень организаций, выдающих разрешения на открытие малых предприятий и контролирующих их деятельность, утвержден на уровне Российской Федерации, и на местах его скорректировать нельзя. А у малого предпринимательства должен был заявительный принцип регистрации и отчетности.

Сложившаяся к настоящему времени система способствует росту коррупции и взяточничества. Общественная Организация работников средств массовой информации Республики Карелия провела в г. Петрозаводске обследование с целью изучения общественного мнения по проблеме коррупции. Среди опрошенных были в основном представители малого и среднего бизнеса, так как им чаще других приходится сталкиваться с работниками различных контрольно-фискальных структур власти. В ходе опроса 69 % респондентов отметили, что наиболее коррумпированной категорией государственных служащих является аппарат администрации города Петрозаводска. Кстати, это подтверждают и результаты деятельности правоохранительных структур в борьбе с коррупционными преступлениями. Недавно были выявлены и случаи коррупции среди госслужащих более высокого уровня управления — в аппарате республики: уголовные дела были заведены на заместителя министра природных ресурсов Республики Карелия и начальника отдела Министерства экономического развития республики. Среди главных причин существования коррупции 78 %% респондентов назвали несовершенство существующей законодательной базы. Соответственно, в числе наиболее эффективных мер противодействия этому злу большинство опрошенных указали две — ужесточение антикоррупционных законов и гласный общественный контроль за деятельностью чиновников.

Устранение излишних административных барьеров на пути развития свободного конкурентного предпринимательства — важнейший элемент политики формирования гражданского общества. Эту проблему можно решить путем передачи соответствующих функции и полномочий

«саморегулируемым организациям». Система саморегулируемых организаций представляет собой совокупность первичных инкубационных организаций и их головной объединяющей структуры общероссийского значения. Головная структура должна быть консолидированным направляющим звеном, в рамках которой будут работать различные территориальные отраслевые саморегулируемые организации. Эта система должна строиться на основе профессионализма, высоких моральных принципов и добровольности. Она должна брать на себя ответственность за своих членов, что позволит государству постепенно передать свои полномочия (по контролю, лицензированию, проверке деятельности и др.) подобным организациям. Одной из таких системообразующих структур в нашей республике стала Торгово-промышленная палата Карелии, являющаяся территориальным органом системы ТПП России.

Вторая немаловажная проблема — несовершенство налогового законодательства. Действующая в стране система налогообложения в целом носит преимущественно фискальный характер и направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли и соответственно движущего стимула. Это выступает существенным барьером для тех, кто хочет открыть свое дело, заняться предпринимательской деятельностью. В связи с частым изменением налогового законодательства у предпринимателей возникают сложности в этой сфере. Поэтому законы, касающиеся предпринимательства и изменения налогов, перед принятием должны проходить независимую экспертизу в научных и иных организациях, для того чтобы избежать их существенной корректировки после вступления в действие. Одним из таких органов на уровне России может стать Общественная палата страны.

Третьей преградой на пути развития малого предпринимательства является усложненный и часто просто нереальный доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Макроэкономическая ситуация в стране и финансово-экономическая обстановка в республике в последнее время не способствовали гармоничному соединению бизнеса и денег. А без этого развитие бизнеса тормозится. Банковские кредиты выдаются в основном крупным предприятиям, и только 3-4 %% от суммы всех кредитов приходится на малый бизнес.

Для банка привлекательны проекты крупных предприятий. Проекты малого бизнеса не интересны, так как ему сложно сформировать требуемый пакет документов, нет залога, нет движения денежных средств на счетах предприятия. И масштабы не всегда устраивают банковские структуры. А применять упрощенную схему кредитования банк не может, он не вправе рисковать средствами клиентов. Малые предприятия списывают свои основные фонды по схеме ускоренной амортизации, и в результате не могут взять кредит в банке, поскольку им нечего представить в залог.

Малые предприятия, имеющие свои проработанные инвестиционные проекты, стремятся найти банк с меньшей ставкой. Решение этой проблемы возможно на основе лизинга оборудования или, например, взаимного кредитования (кредитных союзов). Одним из условий обеспечения экономического роста сферы малого предпринимательства является упрощение доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам. Достаточно реально решить эту проблему могут кредитные кооперативы или кредитные союзы, создаваемые малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Этот социально-финансовый механизм обеспечивает доступ к кредитам и сбережениям. У нас уже работает Лига кредитных союзов Республики Карелия. Она была официально зарегистрирована ещё в 1995 году и является примером эффективной саморегулируемой организации. Но до сих пор кредитные союзы работают на основании лишь общих положений Гражданского кодекса. Здесь требуется соответствующий специальный закон. Тогда в перспективе кредитные союзы могут стать привлекательными партнерами с позиции возможности увеличения собственного капитала. С экономической и социальной точки зрения это направление весьма конструктивно, поскольку служит задаче оказания реальной финансовой поддержки малому предпринимательству.

В то же время при отсутствии существенной финансовой государственной поддержки и ограниченности естественных возможностей возникновения новых рыночных ниш наиболее реальный путь развития малого предпринимательства связан с искусственным созданием таких ниш. Речь идет о реорганизации крупных предприятий, создании на их базе промышленных и технологических парков, бизнес-

инкубаторов, лизинговых центров. Все эти структуры могли бы не только решать какие-то макроэкономические задачи, но и действовать в определенных региональными властями приоритетных направлениях.

Будущее развитие российского предпринимательства напрямую будет определяться возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. В этих условиях крупную компанию можно представить как основное производство и конгломерат небольших предприятий, характер производимой продукции или оказываемых услуг которых позволяет им существовать относительно независимо. Это позволяет сделать вывод, что создание в данном случае материнской компании и сети, связанных с ней малых предприятий является предпочтительным способом развития малого бизнеса.

Реструктуризация крупных предприятий может способствовать созданию в республике промышленных комплексов, образуемых совокупностью крупных, средних и малых предприятий, которые будут соответствовать технологическому и предметному разнообразию производства. На территории республики достаточно успешно работают крупные промышленные предприятия (в их числе общества с ограниченной ответственностью — «Кондо-пога», «Сегежабумпром», «Костомукшский окатыш», «Онежский тракторный завод», «Онежский судостроительный завод, «Авангард», а также ЗАО «Петрозаводскбуммаш», и др.), определяющие индустриальное лицо республики. Постепенно они инициируют процесс создания малых предприятий, специализирующихся на оказании тех или иных услуг производству и населению. Примером могут служить успешно работающие дочерние предприятия таких крупных компаний, как ООО «Сегежабумпром», ЗАО «Петрозаводс-кбумМаш», ООО «Авангард».

Крупные предприятия могут использовать рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их предрасположенность к инновационной активности. Такое сотрудничество может компенсировать некоторую медлительность промышленных гигантов. Малые предприятия обладают мобильностью в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации,

внедрении различных инноваций. Например, ООО «Онежский тракторный завод» по заказу МЧС России выпустил промышленную партию пожарных машин с пожарными стволами, разработанными на малом инжиниринговом предприятии «ЭФЕР».

Возможности создания малых фирм в результате преобразования крупных предприятий далеко не исчерпаны в Карелии. Реформа предприятий необходима, поскольку многие крупные предприятия в течение длительного времени создавались и настраивались для работы в плановой экономике. Сотрудничество малых предприятий с крупными производственными объединениями способно в некоторой степени смягчить недостатки государственной политики поддержки малого предпринимательства.

Четвертой проблемой, требующей решения, является преодоление декларативности намерений власти на уровне самоуправляемых территорий в поддержке малого предпринимательства. Необходимым требованием, предъявляемым к стратегии социально-экономического развития страны и республики, является её «научное обоснование в территориальном аспекте» [2]. Это означает, что во все документы стратегического развития территории необходимо включать разделы и программы, направленные на развитие малого предпринимательства.

Для обеспечения стабильности деятельности малого предпринимательства в республике требуется активное участие государства. В Республике Карелия сегодня 90 % вопросов местного самоуправления регламентируется и решается на государственном уровне [5]. При этом представляется целесообразным передать на уровень самоуправляемых территорий вопросы регулирования развития малого предпринимательства, оставив за регионом только институциональную функцию — функцию правового обеспечения благоприятных условий функционирования малых предприятий.

Для успешного развития малого предпринимательства на самоуправляемой территории необходимо осуществлять разработку программ развития малого предпринимательства. Их разработка должна проводиться по инициативе органов местного самоуправления и на основе методических принципов, которые будут входить в республиканскую систему программно-целевого планирования. Например, в Лахденпохском, Пудожском, Суоярвском и ряде других районов до сих пор нет четкой про-

граммы развития территории, не расставлены приоритеты, и в этом предприниматели видят источник многих своих проблем, поскольку территория не имеет четкого вектора своего развития, отсутствует и интерес к соответствующим капиталовложениям.

Для обеспечения социальной поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, а также для координации деятельности предпринимателей республики необходимо инициировать развитие общественной инфраструктуры предпринимательства, которая тоже может работать по принципу самоорганизующихся структур. Хотя в республике уже существуют общественные организации предпринимательства, но они разрозненны и процесс самоорганизации и консолидации ещё не носит системный характер.

Пятая проблема — недостаток необходимых профессиональных знаний по управлению бизнесом. Сами предприниматели отмечают, что им порой не хватает системных организационно-экономических и правовых знаний. В Карелии инфраструктура дополнительного образования сравнительно развита, проводятся семинары, краткосрочные курсы и т. д. Но предлагаемые программы обучения и их формы не всегда бывают востребованы. В настоящее время Лигой частного бизнеса РК проводится анкетирование предпринимателей для выяснения направлений обучения, которые могут быть ими востребованы в процессе деятельности малых предприятий.

На федеральном уровне эту проблему тоже пытаются решить. Московским институтом предпринимательства и инвестиций разработан проект Концепции системы подготовки кадров для сферы малого предпринимательства в Российской Федерации. Одной из её стратегических целей является масштабная и качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства.

Целенаправленное решение этих проблем позволит создать развитую и эффективную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, подготовки кадров, способную эффективно управлять сектором малого бизнеса, который получит новый импульс своего развития. Но для этого все слои общества должны придти к пониманию того, что малое предпринимательство является имманентным признаком рыночной экономики и создает кон-

курентную среду на локальных рынках. Сегодня в реальных условиях осмысление деятельности малого предпринимательства на территориях идет по-разному, и поэтому на развитие малого предпринимательства оказывают влияние различные региональные аспекты:

Во-первых, малое предпринимательство находится в поле зрения местных органов власти, но они еще не осознают его роль для развития своих территорий.

Во-вторых, в рыночной экономике множество важнейших решений принимается на микроуровне и поэтому окружающая среда должна быть благоприятной для принятия эффективных решений, и эта среда формируется в регионах. Региональные власти не всегда в полной мере приходят к осознанию этого положения.

В-третьих, масштабы России и разнообразие региональных особенностей требуют от федеральной власти общих подходов к формированию предпринимательской среды, а от местных властей необходимости реальных конкретных решений в повседневной жизни.

Поэтому, соединение усилий федеральных органов власти и региональных властных структур позволит придать необходимый динамизм процессу развития малого предпринимательства, как в целом в стране, так в каждом конкретном субъекте федерации.

В то же время для развития малого предпринимательства, на региональном уровне необходима реализация следующих требований:

1. Благоприятное взаимодействие предпринимателей с органами государственной власти по основным вопросам их деятельности (кредиты, банковские гарантии, контроль качества продукции и льготы).

2. Соблюдение принципа равноудален-ности малых предпринимателей от властных структур.

3. Предоставление дополнительных прав и различных преимуществ должно быть определено законодательно, и осуществляться гласно, в едином порядке, на равных для всех основаниях.

4. Льготы общего характера следует предоставлять только тем предприятиям, которые отвечают определенным, заранее установленным легитимным критериям и исключительно на конкурсной основе, в условиях гласности и открытого доступа к участию в конкурсе.

5. Содействие созданию класса свободных собственников-предпринимателей «нового типа», которые будут составлять основу цивилизованной деловой жизни в России и в субъектах федерации.

Соблюдение таких требований может выступать необходимым условием развития малого предпринимательства. Однако для того, чтобы предпринимательская деятельность стала основой уклада жизни как минимум 45 % взрослого российского населения, требуется трансформация социальной психологии в части изменения восприятия предпринимательского труда и его значения для прогресса экономики и общества. Важно также чтобы у самих предпринимателей также изменилась самоидентификация и произошло осознание своей высокой роли в жизни общества. Но это возможно только в условиях, когда государство ставит развитие малого предпринимательства в число своих приоритетных задач и последовательно решает его проблемы. Социальное признание, одобрение и забота — вот чего пока не хватает нашему малому бизнесу. Как говорят сами предприниматели — «Первое, что нужно сделать, хотя бы не мешать нам работать, а на втором плане — предоставить реальные, а не мифические, льготы и преференции от государства или местной власти». Сегодня уже давно назрел вопрос перехода от простого операционного восприятия бизнеса как деятельности «на свой страх и риск с целью получения прибыли» к пониманию его высокой общественной значимости. Включение предпринимателей и их интересов (как индивидуальных, так и групповых) в структуру общественных интересов является одной из основных задач социального развития на данном этапе.

Необходимо ориентировать предпринимательскую активность в русло созидательного личного труда в сочетании с общественными целями. Ведущая роль в этом процессе отводится исполнительной власти и самим предпринимателям через систему общественных организаций. Но недопустимо сводить задачу своих общественных организаций лишь к отстаиванию интересов делового сообщества. Необходимо соотносить интересы предпринимателей с интересами населения и общества в целом. При таком развитии ситуации активное

участие общественных предпринимательских организаций поможет органам государственной власти эффективнее вкладывать бюджетные средства в те предпринимательские структуры, которые вносят наибольший вклад в экономический рост на территории и способствуют её капитализации. А это отразится не только на экономии бюджетных средств, но и на обеспечении поддержки наиболее продуктивной части реального сектора экономики. Мы получим мультипликативный эффект в других секторах деятельности. Такое развитие событий, в свою очередь, отразится и на поступательном социально-экономическом развитии региона.

Общественные предпринимательские организации должны быть инициаторами развития новых творческих идей, применения гибких информационных технологий, позволяющих быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и поддерживать конкурентоспособность товаров и услуг.

Одной из приоритетных задач общественных предпринимательских организаций является всемерная поддержка инновационной активности малых предприятий. В нынешних условиях необходимо вести речь не просто об увеличении числа новых субъектов предпринимательства, а о появлении быстро растущих компаний с темпами роста не менее 10-20 %.

Россия сегодня осуществляет последовательные меры на пути интеграции в систему международного разделения труда и экономической глобализации. В этих условиях малому предпринимательству Республики Карелия и других регионов страны необходима не только методическая и организационная помощь, но и помощь в решении ключевого вопроса — безболезненного вхождения в систему мировых экономических отношений. Решить такую сложную задачу невозможно без мощной поддержки государства. Здесь требуется принципиальные изменения: речь идет, прежде всего, о выработке новой протекционистской политики, включающей систему мер не только по материальной и финансовой поддержке отечественных товаропроизводителей (например, выделение значительных дотаций фермерам и иным субъектам сельскохозяйственного производства), но и по прямой защите их экономических интересов перед интересами

иностранных предприятий (создание административных барьеров, введение защитных таможенных пошлин, тарифов и платежей и т. п.). Исторический опыт индустриально развитых стран со всей очевидностью говорит в поддержку таких позиций и действий государства. Не смотря на кажущуюся внерыночность подобных методов, именно с их помощью и встает на ноги малое предпринимательство в качестве неотъемлемого элемента рыночной конкуренции.

Хотелось бы надеяться, что недавние законодательные инициативы депутатского корпуса и исполнительных органов власти республики, наших депутатов и представителей в Государственной Думе и Федеральном Собрании РФ станут реальной предпосылкой совершенствования правовой базы развития малого предпринимательства. Сейчас важно разработать механизм прогнозирования последствий принимаемых властными структурами решений в этой сфере для того, чтобы как минимум не допустить ухудшения положения субъектов малого предпринимательства. Сами же законодательные акты, касающиеся этого бизнеса, должны иметь безусловную ориентацию на его укрепление и развитие, как на уровне макроэкономическом, федеральном, так и на местах.

Таким образом, задача исполнительной и представительной ветвей власти республики и общественных предпринимательских организаций состоит сегодня в том, чтобы создать целостную среду, включающую подсистемы институционального, функционального и инфраструктурного обеспечения малого бизнеса, в условиях которой реализовывались задачи полноценного и гармоничного его развития в качестве важного источника пополнения ВВП (РВП), незаменимого элемента конкуренции и материальной основы становления и укрепления гражданского общества. Сегодня у российского руководства есть понимание и политическая воля, чтобы реализовать названные задачи. Теперь важно, чтобы на региональном уровне проводилась адекватная политика и малый бизнес занял свое достойное место в системе общественного разделения труда и удовлетворения потребностей населения в разнообразных, недорогих и качественных экономических благах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М: Наука. 2007.

2. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9.

3. О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении

внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (итоги 2007г.). Доклад. Петрозаводск: Изд-во «Verso». 2008.

4. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. М: АМиР, ИМИ, 2001.

5. Шабиев Н. Не надо жаловаться на отсутствие денег, надо их искать // Курьер Карелии. 2008. № 49 (24 марта).

Грико Н.П.

Частно-общественное партнерство

и развитие городских территорий

При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие городских территорий и городского хозяйства необходимо увязать насущные потребности капиталовложений в городское хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств. Поэтому должны быть определены территории города, бюджетные инвестиции в развитие которых наиболее перспективны — зоны инвестиционного развития, с учетом следующих факторов:

1. Соответствие планам по капитальному ремонту и строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и развития объектов городского хозяйства;

2. Физическое состояние и эффективность функционирования промышленных объектов, объектов недвижимости и инфраструктуры;

3. Наличие у этих территорий нереализованного или реализованного в неполном объеме инвестиционного потенциала, т. е. способности привлечь частные инвестиции в расположенные там объекты недвижимости.

Для определения приоритетных инвестиционных зон необходимо проанализировать распределение по площади города следующих параметров:

1. Интенсивность и доходность землепользования;

2. Физическое состояние объектов недвижимости и инфраструктуры;

3. Возможности и потенциал дальнейшего развития территории;

4. Градостроительный регламент застройки и экологическое качество территории;

5. Цена земли и ставки аренды.

Анализ предполагает характеристику различных территорий с точки зрения комбинации значений названных параметров:

1. Сравнение пространственного распределения стоимости земли и недвижимости с картой транспортной и пешеходной доступности, что позволит выявить удачно расположенные (в транспортном отношении) территории с относительно низким уровнем цен на недвижимость.

• По этим территориям анализируется физическое состояние зданий, износ инженерных сетей, плотность застройки и использования территории, что позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.