Научная статья на тему 'Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России'

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / предпринимательская деятельность / принципы / регион / стимулирование / стратегия развития / экономическая активность. / small and medium business / entrepreneurial activities / principles / region / stimulation / development strategy / economic activity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эккертшабельникова Евгения Андреевна, Журенко Кристина Владимировна

Статья посвящена исследованию особенностей развития малого и среднего предпринимательства в современных рыночных условиях. Определено экономическое содержание понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая активность», «стимулирование». Рассмотрены основные принципы стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России. Обоснована необходимость внедрения концепции стратегических принципов выравнивания экономического развития малого и среднего предпринимательства в регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on development peculiarities of small and medium business in regions of Russia

The paper is devoted to studying the development peculiarities of small and medium business in modern market conditions. The economic content of the concepts as “entrepreneurial activity”, “economic activity”, “stimulation” is defined. The basic principles of the development strategy of small and medium-sized enterprises in Russia are considered. The necessity of introducing the concept of strategic principles for balancing the economic development of small and medium business in the regions of the country is substantiated.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России»

УДК 334.722:334.012.63+334.012.64

к.э.н. Шабельникова Е. А., Журенко К. В.

(ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

Статья посвящена исследованию особенностей развития малого и среднего предпринимательства в современных рыночных условиях. Определено экономическое содержание понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая активность», «стимулирование». Рассмотрены основные принципы стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России. Обоснована необходимость внедрения концепции стратегических принципов выравнивания экономического развития малого и среднего предпринимательства в регионах страны.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательская деятельность, принципы, регион, стимулирование, стратегия развития, экономическая активность.

Постановка проблемы. Оплотом динамичного социально-экономического развития государства является предпринимательство. Как следствие одной из приоритетных, стратегически значимых задач, стоящих перед государственным управленческим аппаратом, выступает создание благоприятной среды, способствующей экономической активизации малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) для обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики.

Анализ последних исследований и публикаций. Особенности становления и развития предпринимательства в России, теоретические основы и практический инструментарий по поддержке малого и среднего предпринимательства на уровне государства и регионов, стимулирование экономической активности предпринимателей являются объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов, в числе которых Л. Абалкин, Т. Заславская, О. Ромашов, О. Шкаратан, А. В. Бусыгин, М. Г. Лапус-та, А. Н. Асаул, Ф. Хайек, М. Фридман, Д. Гэлбрейт, В. Ойкен, Й. Шумпетер, Р. Хизрич, М. Питерс и др. Однако анализ существующих разработок по данному направлению позволяет отметить, что существует ряд нерешенных вопросов, в частности

вопросы разработки эффективной стратегии поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с учетом региональной специфики, а также процесса выравнивания экономического развития МСП.

Целью статьи является исследование особенностей развития малого и среднего предпринимательства посредством формирования концепции стратегических принципов выравнивания экономического развития МСП в условиях современной рыночной экономики как направление стимулирования и развития предпринимательской деятельности в регионах.

Основные результаты исследования. Современное состояние экономики определяет предпринимательство как основную первопричину динамичного развития народного хозяйства. Предпринимательство — это «ключ» к результативному использованию всех видов ресурсов, среди которых основное место принадлежит интеллектуальным, материальным и информационным. Если сосредоточить внимание непосредственно на предпринимательском ресурсе, то необходимо отметить, что экономика развитых стран основана на постоянном и тесном взаимодействии между государственным аппаратом и предпринимателями, поскольку их эффективное взаимодействие — залог роста экономики.

Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности статья 2, содержит в себе трактовку понятия «предпринимательская деятельность»: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].

Анализируя понятие, определенное ГК РФ, отметим, что предпринимательская деятельность — это деятельность которую ведут как физические, так и юридические лица, зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности согласно действующему законодательству.

Общие положения относительно лиц, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, представлены в ГК РФ. В свою очередь, ГК РФ не содержит четкого определения понятий микро-, малого и среднего предпринимательства. Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий-

ской Федерации» [2], а именно статье 4, существует ряд отличительных особенностей, относящихся к размеру выручки, уставному капиталу и числу работников (табл. 1).

Международный опыт свидетельствует о том, что предпринимательство — это органичная часть экономики, а благоприятная «окружающая среда» — это обязательное условие его результативного развития [3]. Залогом такого развития в условиях рыночной экономики (отношений) выступают предпринимательские инициативы, которые характерны в первую очередь для стран с развитой рыночной экономикой, в которых высока доля МСП в структуре предпринимательства.

Современные публикации в области исследования особенностей развития МСП указывают на четко прослеживающуюся связь между качеством жизни, экономической стабильностью и количеством МСП в стране (регионе).

Очевидным является тот факт, что увеличение сектора МСП является фундаментом, на котором возводится и развивается рыночная конкуренция.

Таблица 1

Распределение субъектов хозяйствования в зависимости от количества работников и годового дохода от предпринимательской деятельности [2]

Категории Характеристика

Микропредприятия Физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица-предприниматели и юридические лица-субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности. Средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 15 человек. Годовой доход от любой деятельности не превышает 120 млн руб.

Малые предприятия Физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица-предприниматели и юридические лица-субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности. Средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 100 человек. Годовой доход от любой деятельности не превышает 800 млн руб.

Средние предприятия Другие субъекты хозяйствования, которые не принадлежат ни к субъектам малого, ни к субъектам крупного предпринимательства, средняя численность работников которых должна составлять от 101 до 250 человек, а годовой доход должен не превышать 2 млрд руб.

Финансы, учет и аудит

Как следствие, низкопродуктивные субъекты хозяйствования вынуждены покинуть рынки, а высокопродуктивные их завоевывают, это способствует повышению эффективности работоспособности последних, качеству товаров и услуг, росту доходов населения и экономики в целом.

На основании данных единого реестра субъектов МСП количество предприятий, относящихся к сектору МСП в России и ряде других стран, по состоянию на I квартал 2019 года представлено на рисунке 1.

Согласно данным, приведенным на рисунке 1, наибольшая доля занятых работников в МСП принадлежит США (90 %).

Опыт США показывает, что надлежащее развитие МСП в основном обеспечивается эффективной поддержкой со стороны государства, применяющего прогрессивную систему налогообложения. Особенностью МСП в США является услуга франчайзинга, которая еще с середины XIX в. активно начала использоваться в таких фирмах, как Singer Corporation и General Motors. Еще одним звеном в поддержке малого предпринимательства в США является государственный заказ [4]. Малые предприятия вместе с крупными концернами принимают совместное участие в различных аукционах, на которых происходит распределение государственных закупок. В США активно действуют венчурные фонды, которые финанси-

руют новые, в том числе не всегда экономически целесообразные проекты. Опыт США показывает, что успех в развитии МСП достигается благодаря существованию и использованию такой сети поддержки, как: финансовая, материально-техническая, информационная, консультативная.

В создание такой сети вовлечены государственные и местные органы власти, общественность, университеты и крупный бизнес. В Европе доля малых и средних предприятий составляет до 57 %.

В Китае государственная поддержка малых и средних предприятий происходит в виде предоставления услуг в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, организационной помощи. Известные на мировом уровне концерны представляют собой только вершину экономического айсберга, а его основная часть — малые предприятия, которые получают и выполняют заказы от крупного предпринимательства, тем самым создавая прочную платформу для совместного развития. Государство способствует открытию технопарков, в которых задействованы преимущественно малые и средние предприятия. Поддержка МСП в Китае характеризуется активной государственной поддержкой, инновационным направлением и благоприятным предпринимательским климатом на всех уровнях экономического развития.

Рисунок 1 Количество предприятий в секторе МСП на 1000 чел. в России и других странах в I квартале 2019 года [6]

Финансы, учет и аудит

Позиция России в мировом рейтинге по развитию МСП достаточно низка и требует определения новых приоритетов развития и поддержки, активизации новых управленческих принципов стимулирования экономической активности субъектов хозяйствования.

Данные рисунка 1 в разрезе США, Китая и Европы свидетельствуют об активном участии государства в создании прочной платформы стимулирования МСП, поскольку государство — это институт, который может предоставить определенные гарантии стабильного развития. Вопрос стимулирования и развития МСП относится к задачам первостепенной важности и считается внутренним вопросом, но его эффективность напрямую связана с процессами международного сотрудничества, поэтому ключевым является определение имеющихся различий между политикой развития РФ и прочих стран мира, которые создают барьеры и тормозят дальнейшее развитие МСП в стране.

Если рассматривать РФ в разрезе федеральных округов, то плотность диффузии МСП все же оказалась выше среднемирового уровня. Согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущегося Федеральной налоговой службой, по состоянию на 10.09.2019 г. свыше 95 % сектора российского МСП представляют собой микропредпринимательство, практически по-

ловина его субъектов расположена на территории Центрального и Приволжского федеральных округов (рис. 2) [6].

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что МСП является крайне важным для рынка и для экономики страны, и необходимость стимулирования его развития приобретает особую актуальность, поэтому целесообразно выявить содержательную сущность категории «стимулирование».

Стимулирование — это процесс целенаправленного влияния на определенный объект посредством комплекса мероприятий, который находится в пределах интересов и задач объекта и субъекта стимулирования. В контексте непосредственного стимулирования экономической активности субъектов предпринимательской деятельности ключевым аспектом является категория «экономическая активность».

Экономическая активность — это потребность дееспособного индивида использовать в практической жизнедеятельности свои умения к труду, знаниям и опыту, что впоследствии принесет доход в материальной или нематериальной форме. Исходя из этого, логично предположить, что экономическая активность субъектов предпринимательской деятельности заключается в стремлении практически применять имеющиеся способности и ресурсы для достижения экономических и социальных результатов.

Рисунок 2 Субъекты МСП в разрезе регионов РФ по состоянию на 10.09.2019 г. [6]

Анализ синхронности и асимметричности развития МСП в регионах позволяет констатировать — темпы развития в регионах различны, а именно скорость, диапазон, интенсивность, в результате чего происходят трансформации в процессе распределения МСП, темпах экономического роста, степени конкуренции между субъектами хозяйствования. Как уже было отмечено, среди круга вопросов, стоящих перед научным сообществом, нерешёнными остаются вопросы стимулирования экономической активности субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим возникает необходимость формирования стратегических принципов выравнивания экономического развития МСП с учетом региональной специфики, а также решения проблем региональных диспропорций и уравновешивания процесса развития МСП в регионах.

Считаем, что необходимо реализовать практику поддержки МСП посредством правовых и административных процедур. На общегосударственном уровне для общего государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Использование части бюджетных средств, которые будут направлены на разработку результативных проектов и объектов малого предпринимательства, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности, для ускорения структурно технологической перестройки производства.

В этом перечне мероприятий должны также быть: обеспечение займов, экспортное кредитование, покрытие за счет средств государственного бюджета венчурного капитала, государственное страхование по льготным ставкам и др.

Качественная результативность функционирования всех элементов внутри экономической системы непосредственно зависима от приемлемого комбинирования в ней предприятий МСП. Чем более значима позиция МСП в экономике регионов, тем активнее их участие в распространении рыночной конкуренции и сильнее проти-

водействие монополизации рынка, которая присуща бизнесу в целом.

Усиление неоднородности и дифференциации регионального развития экономики затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирования общенационального рынка, что увеличивает опасность региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции отечественной экономики, ослабление целостности общества и государства.

Главными причинами существования региональной дифференциации экономического развития выступают:

- слабая развитость механизмов координации действий региона МСП по решению местных и региональных проблем в экономической, социальной, экологической политиках региона;

- невозможность реализации и осуществления комплекса мер, направленных на совершенствование процесса межрегионального сотрудничества;

- сложности, напрямую связанные с неспособностью власти вести четко скоординированную региональную политику по подготовке молодых кадров и обновлению рынков труда;

- неэффективное использование финансовых ресурсов региональных бюджетов;

- низкая экономическая активность органов власти на местах, как следствие — отсутствие действенных способов реализации региональных программ;

- нецелесообразное использование средств (накоплений) граждан;

- разногласия «внутри» местных государственных администраций по вопросам распоряжения имеющимися ресурсами;

- сохранение принципа регионального управления «центр - регион», который предусматривает предоставление поддержки базовым отраслям экономики (экспортоориентированным);

- отсутствие стратегического планирования развития регионов (большинство их программ носят декларативный характер) [5].

Финансы, учет и аудит

Современное состояние развития МСП нуждается в обновлении стратегических подходов к реализации государственной политики.

Наше видение данного вопроса предполагает базирование на следующих принципах (рис. 3).

Реализация указанных принципов будет способствовать активному восстановлению и повышению уровня развития МСП.

Основному количеству регионов страны свойственно неоднородное, но единовременное развитие МСП, как следствие, возникает необходимость превозмочь данный дисбаланс посредством использования процедуры экономического выравнивания в регионах, сократив разницу в уровнях развития депрессивных и экономически активных регионов.

На основании вышеизложенного материала, считаем целесообразным предложить концепцию стратегических основ выравнивания экономического развития МСП (рис. 4). Учитывая цель стратегических основ развития МСП, нами определены основные задачи для МСП и для регионов. Реализация указанных задач будет

способствовать активному содействию развития МСП во всех регионах России.

Согласно стратегическим принципам выравнивания экономического развития МСП, предлагаем для активных регионов проводить мероприятия, способствующие сохранению темпов экономического развития и поддержки МСП на уровне высокоразвитых регионов. Для депрессивных регионов предлагается проведение стимулирующих мер поддержки МСП с целью их экономического развития.

В качестве мероприятий, которые позволят удерживать и наращивать темпы экономического развития МСП в экономически активных регионах, необходимо:

- создание межрегиональных объединений для реализации общих целей, основной среди которых будет активизация межрегиональных и экономических отношений;

- разработка и внедрение действенного инвестиционно-инновационного механизма, способствующего симулированию экономического развития МСП;

- создание механизмов по обеспечению финансовой автономии территорий.

«

8 Н 8 ш

ЯК

а о

а 2

ч «

8 и О Ч о

^ о а

и 8

ч

со О

и

о 1-

а '8 о й

Н Ч — Я ¡» « ь 8

й и н о н о а

8 Н о о

8

*

О

со О и и 8

8

8

о <ц

ю О

сЗ

« я

§ §

^ £

Б §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

& 8

в 8

* £

* ¡3

Я 8

8 а

<3 и

я ^

а Я

и о

Основные принципы стратегии развития МСП

8

Н

о

о

8

и Ю

о <ц

8 &

н

1- о

Л 8

о й

Л 8

н о 8

о 8 и Н £ ч « МСП

о 58

а О

8 8

Н 8

8 <ц

<ц и

8 н

Л о

О £ ч ^ о о и

С

и

ж й 8

л

н о о

8

*

О

к со ^ О 1Н Ни

О

О 8

О 8

- ® , м ^

58 сЗ д 8 И Н

-СО

^ м £

и о ч о

8

£ Н

о 1-

«

8

8

чю ^

^84 О и 8

8 «

о а 8 о

8 8

нн О

л а

8 « 8

и о

И ¡ы

& о

Л ¡У

8 3

3 и

а о

м

и <3

5 &

^ 1

8 <3

^ ч

и о

« и

о у

13 »

и о

¡3 I

а о

2 * ^ «

«

н о

о «

н о ю о о о 8 о

н

£ а

«

8

Н

8

58 И ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о сЗ

8 Л

Н « 8 Л « Ч Ч

8

О ч

13 ч Л

ю 58

и 8 ч со О 8 8 О 8

О 8

С сЗ И

О

8

8

8

Рисунок 3 Основные принципы стратегии развития МСП

Финансы, учет и аудит

Стратегическая цель

Обеспечение эффективного функционирования МСП в регионах посредством процесса выравнивания на основе сбалансирования экономического развития регионов

Для МСП - Ч|- Стратегические задачи -^ Для регионов

1. Обеспечение конкурентоспособности МСП.

2. Приспособление к внешним требованиям рынка.

3. Облегчение доступа МСП к финансовым ресурсам.

4. Развитие эффективной системы инфраструктуры МСП.

5. Рост инвестиционной привлекательности МСП.

6. Раскрытие предпринимательского потенциала в условиях конкуренции.

1. Улучшение бизнес-среды регионов.

2. Гармонизация экономических отношений между участниками.

3. Заинтересованность всех участников в развитии регионов.

4. Согласованность приоритетов развития регионов и МСП.

5. Активизация международного

и трансграничного сотрудничества.

6. Достижение баланса между конкуренцией регионов

и сотрудничеством между ними.

Развитые (активные) регионы Депрессивные (пассивные) регионы

Проведение мероприятий сохранения и приумножения темпов экономического развития и поддержки МСП на высоком уровне Проведение стимулирующих мер поддержки МСП, а также изменение регионов до уровня развитых

Усиление региональной конвергенции

Рисунок 4 Концепция стратегических принципов выравнивания экономического развития МСП

Активные регионы занимают передовое место среди регионального распределения МСП по видам экономической деятельности. Преобладающей сферой экономической деятельности является промышленность.

Как подтверждает практика, регионы с развитой промышленностью, как правило, находятся в числе лидеров. Поэтому для повышения уровня потребления населения и, как следствие, поддержки и стимулирования развития МСП предлагается:

- модернизация и техническое переоснащение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, металлургического, машиностроительного, энергетического и химического комплексов;

- развитие высокотехнологичного, наукоемкого производства;

- технологическое обновление топливно-энергетического комплекса;

- развитие высокопроизводительного экологически чистого агропромышленного производства;

- развитие курортно-рекреационной сферы, морского хозяйства.

Мероприятия, направленные на активизацию процессов экономического развития МСП в пассивных регионах, выглядят следующим образом:

- выявление ключевых проблем социально-экономического назначения МПС в регионах и внедрение мер по их устранению;

- осуществление инвестиционных «вливаний» в недостаточно развитые регионы;

- поиск новых источников финансирования социально-экономических проблем МСП;

- внедрение программ по взаимовыгодному сотрудничеству власти на уровне региона и субъектов хозяйствования.

Для улучшения уровня экономического развития регионов и увеличения уровня потребления населения в пассивных регионах предлагается активизация и развитие следующих сфер деятельности:

- развитие высокотехнологичного агропромышленного производства, деревообработки;

- организация производства удобрений;

- внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

- развитие отрасли высокотехнологичного машиностроения, реструктурирование химической, легкой и пищевой промышленности;

- развитие зеленого сельского туризма и народных промыслов;

- развитие строительной сферы.

Эти сферы деятельности необходимо усиливать посредством приведенных стимулирующих мер с участием региональных и государственных органов власти.

Именно финансовая помощь депрессивным регионам будет способствовать вырав-

Библиографический список

ниванию экономического развития регионов, уменьшению проблемных территорий и обеспечению «периферийных» мест необходимыми ресурсами для возможности использования имеющегося потенциала. Поскольку пассивные регионы являются наиболее проблемными и значительно сдерживают экономическое развитие страны, уровень потребления в этих регионах недостаточен для активного развития МСП, что подтверждает приоритетное значение социального обеспечения региона для развития МСП.

Выводы и направление дальнейших исследований. Проведенный анализ экономического развития МСП в регионах свидетельствует о том, что разработка направлений стратегического объединения определенных территорий предусматривает применение системного подхода к повышению уровня их интеграции, сбалансированию интересов и экономических связей, созданию благоприятных условий ведения бизнеса, повышению конкурентоспособности МСП и уровня экономического развития регионов.

Для формирования качественного и результативного развития МСП предложена концепция стратегических принципов выравнивания экономического развития МСП, которая способствует активизации процессов экономического, социального и политического развития в стране и направлена на решение общегосударственных задач по обеспечению экономического роста, поддержки, социального развития, устранению разногласий в уровнях развития определенных территорий, усилению финансового обеспечения местного самоуправления и решению ряда насущных проблем в целом.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 23.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Консультант Плюс : Версия Проф : Справочно-правовая система.

Финансы, учет и аудит

3. Алещенко, В. В. Малый бизнес : пространственное развитие и приоритеты государственной политики [Текст] / В. В. Алещенко // ЭКО. — 2014. — № 11. — С. 132-141.

4. Брялина, Г. И. Инновационные возможности российского малого бизнеса [Текст] / Г. И. Брялина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. — 2014. — № 1. — C. 85-96.

5. Гулин, К. А. Основы предпринимательства [Текст] : учебное пособие / К. А. Гулин, А. Е. Кремин. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2017. — 106 с.

6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html.

© Шабельникова Е. А.

© Журенко К. В.

Рекомендована к печати д.э.н., проф. каф. бизнеса и проектных технологий ДКГИПТиБ (филиал) ФГБОУВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» Полуяновым В. П.,

д.э.н., проф., зав. каф. УиА ДонГТУГришко Н. В.

Статья поступила в редакцию 08.10.19.

к.е.н. Шабельникова G. А., Журенко К. В. (ДонДТУ, м. Алчевськ, ЛНР) ОСОБЛИВОСТ1 РОЗВИТКУ МАЛОГО ТА СЕРЕДНЬОГО П1ДПРИеМНИЦТВА В РЕГ1ОНАХ РОС11

Статтю присвячено досл1дженню особливостей розвитку малого та середнього тдприем-ництва в сучасних ринкових умовах. Визначено економ1чний зм1ст понять «тдприемницька д1я-льтсть», «економ1чна активтсть», «стимулювання». Розглянуто основт принципи стратега розвитку малого та середнього тдприемництва в РосИ'. Обгрунтовано необх1дтсть впрова-дження концепцИ' стратег1чних принцитв вир1внювання економ1чного розвитку малого i середнього тдприемництва в регiонах крагни.

Ключовi слова: мале та середне тдприемництво, тдприемницька дiяльнiсть, принципи, регi-он, стимулювання, стратегiя розвитку, економiчна активтсть.

Ph.D. in Economics Shabelnikova E. A., assistant Zhurenko K. V. (DonSTU, Alchevsk, LPR) RESEARCH ON DEVELOPMENT PECULIARITIES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN REGIONS OF RUSSIA

The paper is devoted to studying the development peculiarities of small and medium business in modern market conditions. The economic content of the concepts as "entrepreneurial activity", "economic activity ", "stimulation " is defined. The basic principles of the development strategy of small and medium-sized enterprises in Russia are considered. The necessity of introducing the concept of strategic principles for balancing the economic development of small and medium business in the regions of the country is substantiated.

Key words: small and medium business, entrepreneurial activities, principles, region, stimulation, development strategy, economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.