Научная статья на тему 'Исследование потенциала малого предпринимательства и его роль в обеспечении устойчивого экономического роста'

Исследование потенциала малого предпринимательства и его роль в обеспечении устойчивого экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / ресурс / малое предпринимательство / субъект малого предпринимательства / потенциал малого предпринимательства / экономический рост. / potential / resource / small business / small business entity / small business potential / economic growth.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эккертшабельникова Евгения Андреевна, Журенко Кристина Владимировна

Статья посвящена теоретическим аспектам исследования потенциала малого предпринимательства и его роли в обеспечении устойчивого экономического роста. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «предпринимательский потенциал». Предложена четырехуровневая структура потенциала малого предпринимательства. Выделены основные свойства и закономерности формирования предпринимательского потенциала. Систематизированы основные подсистемы потенциала малого предпринимательства. Раскрыта роль потенциала малого предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploring the potential of small business and its role in ensuring steady economic growth

The article concentrates on theoretical aspects of exploring the potential of small business and its role in ensuring steady economic growth. There have been considered the flagship approaches to the definition of “entrepreneurship”. The four-level structure of small business potential is given. The basic properties and dependencies of entrepreneurship formation were single out. The main subsystems of small business potential were systematized. The role of small business potential in ensuring steady economic growth is revealed.

Текст научной работы на тему «Исследование потенциала малого предпринимательства и его роль в обеспечении устойчивого экономического роста»

к.э.н. Шабельникова Е. А., Журенко К. В. (ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Статья посвящена теоретическим аспектам исследования потенциала малого предпринимательства и его роли в обеспечении устойчивого экономического роста. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «предпринимательский потенциал». Предложена четырехуровневая структура потенциала малого предпринимательства. Выделены основные свойства и закономерности формирования предпринимательского потенциала. Систематизированы основные подсистемы потенциала малого предпринимательства. Раскрыта роль потенциала малого предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста.

Ключевые слова: потенциал, ресурс, малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства, потенциал малого предпринимательства, экономический рост.

УДК 334.012.64:338.1

Постановка проблемы. Наиболее динамичной частью рыночной системы хозяйствования является сектор малого предпринимательства. Сектор малого предпринимательства — мобилен, гибок к изменениям рыночных условий хозяйствования, что позволяет ему быть основой формирования эффективных условий экономического роста. Развитие малого предпринимательства способствует внедрению в производство передовых новаторских идей, росту инновационно активных предприятий, предупреждению оттока интеллектуального капитала и т. п. В свою очередь, степень развития малого предпринимательства зависит от формирования, реализации и уровня использования его потенциала. В связи с этим, актуальными остаются вопросы, посвященные исследованию потенциала малого предпринимательства и его роли в обеспечении устойчивого экономического роста.

Анализ последних исследований и публикаций. Фундаментальный вклад в теорию предпринимательства внесли А. Смит, Р. Кантильйон, Ф. Найт, Ж. Б. Сей, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт, П. Дру-кер, Б. Карлофф, Б. Санто. Среди отечественных ученых стоит отметить, таких как: С. Б. Авдашева, А. И. Бутенко, А. О. Блинов, А. В. Виленский, З. С. Варналий, Н. П. Ке-

това, Ю. С. Колесников, Е. В. Лиханос, В. Ю. Наливайский, В. Н. Овчинников, А. И. Радченко, Н. М. Розанова, К. Ф. Усма-нова, А. Ю. Чепуренко, А. А. Шулус и др. Однако, отдавая должное достигнутым результатам, следует отметить, что существует ряд недостаточно проработанных вопросов относительно формирования, использования и развития потенциала малого предпринимательства какзначимого фактора социально-экономических изменений экономического роста.

Целью статьи является исследование роли, места, сущности и структуры потенциала малого предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста.

Основные результаты исследования. Развитие малого предпринимательства, как специфической сферы рыночных отношений играет важную роль в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития государства. Субъекты малого предпринимательства мобильны, маневренны, эффективныи отличаются способностью быстро реагировать на изменения спроса и предложения, не требуют больших стартовых инвестиций, а также более инновационно активны. Учитывая эти преимущества практически в каждой экономике мира численность субъектов малого предпринима-

тельства существенно превышает количество других форм собственности. Данная форма несет в себе определенный антимонопольный потенциал, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, выступает ключевым фактором изменений по ряду направлений научно-технического прогресса, решает проблему занятости и прочие социально-экономические проблемы современного общества. Как следствие исследование процессов становления и развитиямалого предпринимательства является ключевой задачей социально-экономической политики государства.

Фундаментальный вклад в исследование малого предпринимательства в течение ХУШ-ХЕХ вв. был внесен такими известными учеными, как: Р. Кантильйон,

A. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сей, А. Маршалл, а в начале XX в. — М. Вебер,

B. Зомбарт, Й. Шумпетер, Ф. Хайек и другими. Результаты исследований дают основания утверждать, что роль сектора малого предпринимательства в системе национального хозяйства реализуется посредством воздействия на темпы экономического роста и формирование ВВП, созданиеусловий для модернизации экономики и экономических отношений, насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, влияния на демонополизацию и устранение прочих деформаций и диспропорций развития экономики, реализацию ряда важных социальных функций и задач. В свою очередь, степень развития предпринимательства зависит от условий формирования и реализации потенциала малого предпринимательства (рис. 1).

Категория «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое принято толковать (в общем виде), как «средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи» [1]. Достаточно часто встречается трактовка сущности «потенциала» как сложной системы с имеющимися связями между ресурсами и источниками их образования. Именно по-

этому некоторые авторы ошибочно отождествляют эти понятия друг с другом, утверждая, что потенциал представляет собой совокупность имеющихся ресурсов.

Слово «ресурс» происходит от французского «ressource», что значит «вспомогательное средство» [1]. Хотя ресурсы предприятия являются источником и средством обеспечения процесса производства, однако это не означает, что имеющиеся ресурсы предприятия однозначно будут гарантировать расширенное воспроизводство. Поэтому можно отметить, что ресурсы имеют способность к обеспечению развития предпринимательства при условии эффективной управленческой деятельности по их использованию. Иными словами, можно сказать, что полное и рациональное использование всех ресурсов является важной предпосылкой нормального функционирования и экономического развития всех субъектов хозяйствования.

Следовательно, термины «ресурсы» и «потенциал» не являются тождественными: ресурсы существуют независимо от субъектов экономической деятельности, а потенциал отдельного предприятия, региона, общества в целом неотделим от субъектов деятельности. Кроме материальных и нематериальных средств, потенциал включает возможности работников предприятия и общества в целом к эффективному использованию имеющихся средств или ресурсов.

Как динамическая система, потенциал объединяет в себе три уровня связей времени и пространства, которые функционируют в единстве, а именно:

а) потенциал характеризует прошлое и выступает как «ресурс», поскольку воплощает в себе накопленные системой свойства, которые позволяют ей функционировать;

б) потенциал отражает настоящее, то есть современные возможности, которые реально используются;

в) потенциал направлен на будущее развитие, то есть он постоянно меняется, развивается, накапливает новые характеристики и свойства [7].

Модернизирует

- структуру экономики;

- применяемые технологии и бизнес-процессы;

- отношения собственности и

хозяйственные отношения; - качество общественных отношений.

- уровень демонополизации экономики и рынков; - темпы экономического развития; - инвестиционную привлекательность территорий.

- занятость

населения;

- инновационность; - местный валовой

- конкуренцию; продукт;

- рост деловой - удовлетворение

активности, потребностей

- адаптивность, населения в

мобильность и товарах и услугах;

конкурентоспособность - инвестирование

местной экономики. в местную

экономику.

Рисунок 1 Базовые функциональные направления формирования и реализации потенциала

малого предпринимательства

Обеспечивает

Все вышесказанное является основой для проведения исследования категории «предпринимательский потенциал», определяя его содержание и структуру. Состояние предпринимательской среды в условиях рыночных отношений в значительной степени определяет эффективность функционирования и уровень развития национальной экономики. Наряду с этим, уровень развития предпринимательства, состояние потенциала малого предпринимательства зависит от направленности экономической политики государства, достигнутого уровня развития национального хозяйства, сформированной конкурентной среды.

Ряд исследователей [2, 3, 5] отмечают, что предпринимательский потенциал — это комплексное явление, отражающее «совокупность критериев предпринимательской деятельности, наличие ресурсов и возможностей, стремление населения региона к данной деятельности, и реализация предпринимательской активности населения в конкретном временном периоде».

Аналогичные взгляды прослеживаются в исследованиях Е. В. Лиханос [10], которая считает, что предпринимательский потенциал определяется его социально-экономической структурой и условиями, которые созданы для его формирования и реализации.

Нельзя не согласиться с мнением отечественных ученых В. Ю. Шеврова, И. Ю. Окольнишниковой [16], которые определяют предпринимательский потенциал, как важную составляющую обеспечивающую осуществление производственной деятельности с целью достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Значительное количество исследований в области понимания и определения сущности категории «предпринимательский потенциал», позволило нам систематизировать основные подходы к толкованию данного понятия (рис. 2). Различие подходов обусловлено, во-первых, многоаспектностью и сложностью самой категории «потенциал», а во-вторых, функциональным аспектом понятия «предпринимательский потенциал».

Рисунок 2 Основные подходы к определению понятия «предпринимательский потенциал»

На основании изложенного выше, считаем допустимым, утверждать, что потенциал малого предпринимательства является сложной, динамичной, открытой иерархической системой, а ключевым элементом его структуры выступает предприниматель как носитель предпринимательской идеи. Поэтому, ключевую роль занимает процесс организации предпринимательского типа личности, который может активизировать предпринимательские способности человека и всячески побуждать его к генерированию и воплощению в жизнь инновационных идей.

Исследования доказывают, что существует прямая зависимость между экономи-

ческим ростом и предпринимательским потенциалом. В развивающихся странах функционирует большое количество малых фирм, предоставляющих потребительские услуги на локальном рынке. При этом работодатели не создают дополнительные рабочие места, которые стимулируют население к созданию собственного бизнеса. Если же в стране отмечается политическая и экономическая стабильность, что способствует развитию крупного бизнеса, то наблюдается уменьшение темпов роста малого и среднего предпринимательства. Но после достижения страной более высокого уровня развития, происходит активи-

зация предпринимательской деятельности в результате улучшения условий предпринимательской среды, изменения социальных ценностей, стремления населения к самостоятельности принятия решений и самореализации. Следовательно, именно предпринимательское поведение индивидуума, создающего и управляющего бизнесом, является основой предпринимательского потенциала.

Таким образом, можно говорить о первом уровне структуры потенциала малого предпринимательства — «предпринимательский потенциал человека», под которым понимается совокупность различных качеств человека, которые позволяют ему участвовать в предпринимательской деятельности, реализовывать предпринимательские идеи для достижения доходности его деятельности и личного развития.

Вместе с этим, для предпринимателя актуальным является вопрос создания особых условий микро и макросреды, которые будут содействовать возможности беспрепятственной реализации его предпринимательских идей. В свою очередь одним из главных условий является непосредственно, сама предпринимательская среда, характеризующаяся рядом факторов. К основным таким факторам следует отнести политико-правовые, экономические, институциональные, научно-технические, информационные, социальные [6].

Поскольку первичной средой формирования и реализации потенциала малого предпринимательства, является домохозяйство, то следует выделить второй уровень структуры потенциала малого предпринимательства — «предпринимательский потенциал домашних хозяйств». Формирование в обществе положительного имиджа предпринимательской деятельности во многом зависит от ценностных установок, материального благополучия и мотивационных ориентиров в семье. В пределах домохозяйства создаются материальные и духовные предпосылки развития предпринимательской деятельности,

то есть, именно на этом уровне закладываются основы возникновения предпринимательской идеи, поиск путей ее успешной реализации. Дальнейшее использование предпринимательского потенциала членов домохозяйства может эффективно реализовываться как в пределах семейного предприятия, так и быть составным элементом потенциала любой другой фирмы, организации, предприятия.

Более широким понятием по сравнению с «предпринимательским потенциалом человека», выступает совокупность предпринимательских потенциалов всех работников. Это позволяет отделить третий уровень структуры потенциала малого предпринимательства — «предпринимательский потенциал предприятия (фирмы)».

Следующим по возрастающей уровнем-потенциала малого предпринимательства, выступает уровень региона и уровень страны в целом. Эффективность реализации потенциала малого предпринимательства отдельного региона зависит от уровня использования предпринимательских потенциалов отдельных субъектов хозяйствования, функционирующих на его территории. Чем полнее он используется, тем выше уровень предпринимательской активности в регионе, стране. С другой стороны, состояние предпринимательского потенциала более низкого уровня зависит, в частности, от общеэкономических процессов, протекающих в стране, содержания и направленности экономической политики. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «потенциал малого предпринимательства» имеет многоуровневую структуру, которая представлена четырьмя уровнями (рис. 3):

- предпринимательский потенциал человека;

- предпринимательский потенциал организации, предприятия, фирмы, домашнего хозяйства;

- предпринимательский потенциал региона;

- предпринимательский потенциал страны.

Рисунок 3 Четырехуровневая структура потенциала малого предпринимательства

Потенциал малого предпринимательства следует рассматривать в широком смысле, как интегрированную категорию, которая включает в себя предпринимательские потенциалы различных уровней. Каждая из составляющих многоуровневой структуры потенциала малого предпринимательства находится во взаимосвязи с элементами как более высокого, так и более низкого уровня. Следовательно, предпринимательский потенциал более высокого уровня не является результатом простого суммирования потенциалов низших уровней, а имеет целостные свойства, когда усиливается действие этих потенциалов, что обусловливает его повышение и развитие.

Потенциал малого предпринимательства, как экономическая категория представляет собой набор свойств, закономерностей, принципов и факторов его формирования и использования. Основные свойства и закономерности формирования предпринимательского потенциала отражены на рисунке 4.

Таким образом, анализ подходов, взглядов ученых, выделенные свойства и закономерности формирования «предпринимательского потенциала» позволяют нам определить потенциал малого предпринимательства, как комплексную систему сбалансированных и взаимообусловленных элементов в виде условий, ресурсов и возможностей по осуществлению субъектами

малого предпринимательства производственно-хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности с целью обеспечения общественных потребностей и устойчивого экономического роста.

Поскольку потенциал малого предпринимательства представляет собой сложную систему с имеющимися связями и взаимозависимостями, необходимо опре-делитьосновные структурные элементы и взаимосвязи между ними.

Необходимо отметить, что в экономической литературе, как правило, структура предпринимательского потенциала рассматривается как система потенциалов. Большинство исследователей выделяют следующие основные виды потенциалов: кадровый, научно-технический, финансовый, производственный или инвестиционный, информационный [6, 12, 1].

А. И. Бутенко, Е. В. Лазарева, Н. Л. Шлаф-ман в составе предпринимательского потенциала выделяют еще социально-политическую, адаптационную и инновационную составляющую [3]. В структуру предпринимательского потенциала они включают интеграционный потенциал, который характеризует возможность субъектов малого предпринимательства преодолевать политические, административные, экономические преграды, воспроизводить кооперационные связи и формировать новые с учетом прогрессивных сдвигов в смежных отраслях и др.

Рисунок 4. Основные свойства и закономерности формирования предпринимательского потенциала

Другие исследователи [9] дополнительно выделяют организационно структурную, социально-демографическую компоненты потенциала малого бизнеса.

С учетом вышеприведенного, считаем целесообразным в структуре потенциала малого предпринимательства систематизировать посредством группировки, следующие основные подсистемы: кадровую, производственно-инновационную, финансовую, интеллектуальную, инфраструктурную, информационную.

Кадровый потенциал характеризует кадровое обеспечение предпринимательской деятельности. Формирование экономических знаний, предпринимательской культуры, развитие системы подготовки кадров для сферы малого бизнеса, работа учебных центров по подготовке и переподготовке специалистов для малых предприятий, которые направлены на позитивное восприятие и желание человека начать свой бизнес.

Производственно-инновационный потенциал определяет уровень фондо- и технической вооруженности субъектов малого предпринимательства, их способность к позитивным структурным сдвигам до самостоятельного внедрения и освоения тех-

нических, технологических, организационно-экономических нововведений.

Финансовый потенциал характеризует состояние системы финансирования, способной обеспечить условия реализации предпринимательской идеи. Вследствие спада производства, инфляции, отсутствия стабильности в регулировании финансовой и банковской деятельности, кредитные источники для малого предпринимательства практически отсутствуют [8]. Поэтому основным источником финансовой составляющей потенциала остаются собственные средства малых предприятий в части чистой прибыли и амортизационных отчислений.

Интеллектуальный потенциал определяет совокупность всех интеллектуальных ресурсов малого предпринимательства (предприниматели, их знания, интеллектуальные способности, нематериальные активы), возможностей их использования и развития. Инвестиции в человеческий капитал, информационные технологии становятся важной предпосылкой повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, улучшение качества и обновление производимой ими продукции, будут способствовать устойчивому экономическому росту.

Инфраструктурный потенциал характеризует привлекательность места расположения субъектов малого предпринимательства с точки зрения развития рыночной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, средств связи и телекоммуникаций, научно-технической и социальной инфраструктуры.

Информационный потенциал характеризует информационную оснащенность субъектов предпринимательской деятельности, количество и качество которого будет влиять на принятие решений и достижение определенных целей развития.

Таким образом, исследование сущности потенциала малого предпринимательства, подходов к его пониманию, систематизация подсистем структуры предпринимательского потенциала, позволили нам определить три ключевых составляющих потенциала малого предпринимательства:

- ресурсная составляющая (является основой формирования предпринимательского потенциала). Отражает возможности отдельных видов ресурсов по созданию и осуществлению субъектами малого предпринимательства производственно-хозяйственной, инновационной, финансовой, коммерческой и других видов деятельности. Создание определенных условий является весомым рычагом обеспечения работоспособности и эффективности функционирования всей совокупности ресурсных составляющих. К таким условиям следует отнести: государственное регулирование, поддержка конкурентной среды, благоприятная инвестиционная среда, механизмы стимулирования инновационно-инвестиционных процессов на местном и региональном уровне, эффективная система финансирования регионального развития, инфраструктурное обеспечение активизации предпринимательского потенциала и др.

- внутренняя составляющая (возможность привлечения кадровых, финансовых, производственных ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности);

- результативная составляющая (конечный результат реализации предпринимательских возможностей в достижении задач экономического развития). Таким результатом может быть активизация предпринимательской деятельности, развитие конкурентной предпринимательской среды, создание дополнительных рабочих мест, и прочее.

Итак, определены три составляющие потенциала (ресурсная, внутренняя, результативная) малого предпринимательства, которые взаимосвязаны между собой, а достижение оптимального соотношения между ними является одной из важных предпосылок обеспечения устойчивого экономического роста.

Следует отметить, что повышение эффективности использования потенциала малого предпринимательства является одним из главных факторов обеспечения устойчивого экономического развития, в результате достижения поставленных для этого экономических, социальных, экологических целей. Именно повышение объемов производства и реализации конкурентоспособной продукции малыми предприятиями, увеличение численности занятых в малом бизнесе, увеличение количества субъектов малого предпринимательства по различным видам экономической деятельности, развитие инновационно-экологического предпринимательства являются важным индикатором их выполнения (рис. 5).

Выводы. Проведенное исследование позволило определить, что представление о сущности предпринимательского потенциала, его составляющих, свойствах, закономерностях формирования и роли в обеспечении устойчивого экономического роста позволяет более эффективно управлять процессом развития предпринимательства. Исследование предпринимательского потенциала невозможно без учета его человеческой составляющей, поскольку человек — это ключевой элемент его структуры. Находясь в центре понятия «предпринимательский потенциал» роль человека определенно важна и значима.

Финансы, учет и аудит

л

У

Цели устойчивого экономического роста в контексте использования потенциала

малого предпринимательства

§

о

«

а

о

и

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

^

- повышение ВВП, ВНП, ВРП;

- развитие конкурентных видов деятельности;

- инновационно-инвестиционное развитие.

о

у

«

и

о

Ч

О

И

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- развитие экологического лизинга, маркетинга, страхования.

Л У

Й - рост доходов населения;

-о - повышение социальной

л —► активности;

« я - увеличение

о о платежеспособности

населения.

Л У.

Повышение объемов производства и численности работников

Увеличение количества субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности

Повышение эффективности деятельности малого предпринимательства

Рост поступлений средств в бюджет региона, государства

Развитие инновационно-

экологического

предпринимательства

Обеспечение устойчивого экономического роста

Рисунок 5. Роль потенциала малого предпринимательства в обеспечении устойчивого

экономического роста

Малое предпринимательство — это «вечный двигатель» устойчивого экономического развития, именно благодаря ему, экономика пластична, способна обеспечивать производство конкурентоспособ-

Библиографический список

ной продукции, содействовать решению ряда экономических и социальных проблем общества, а, следовательно, является одной из основных предпосылок для устойчивого экономического роста.

1. Анненкова, А. А. Развитие предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования региона [Текст] // А. А., Анненкова, В. И. Петрищев, А. В. Поздняков. Транспортное дело России. — 2011. — № 6. — С. 71-74.

2. Булакина, О. Н. Потенциал малого предпринимательства: аспекты теории и практики : монография [Текст] / А. Ф. Шуплецов, Т. Г. Краснова, О. Н. Булакина // под ред. А. Ф. Шуплецова. — Иркутск : Изд-во Байкальского гос. ун-та экономики и права (БГУЭП), 2009. — 353 с.

3. Бутенко, А. I. Потенщал малого тдприемництва в парадигм7 сталого розвитку [Текст] / А .I. Бутенко, С. В. Лазарева, Н. Л. Шафман // 1ПРЕЕД НАН Украгни. — Одеса : 1нтерпртт, 2012. — 108 с.

4. Бутенко, А. I. Методолог1чт аспекти визначення тприемнцького потенщау регюну [Текст] / А. I. Бутенко, С. В. Лазарева, I. М. Сараева // Потенщал малого тдприемництва в

Финансы, учет и аудит

парадигм7 сталого розвитку реггошв Украгни : матергали наук. -практ. конф. : 1ПРЕЕД НАН Украгни. — Одеса : 1нтерпртт, 2012. — С. 18-19.

5. Варнал1й, З. С. Основи тдприемництва [Текст] : навч. поаб. / З. С. Варнал1й. — К. : Знання-Прес, 2002. — 239 с.

6. Гудзь, Ю. Ф. Ытегращя малих тдприемств як стратег1чний напрям тдвищення ефективност1 в нестабыьному тдприемницькому середовищ1 [Текст] /Ю. Ф. Гудзь // Актуальт проблеми економ1ки : науковий екон. журнал . — 2011. — Вип.8 . — С. 184-195.

7. Гусейнова, А. И. Стратегия развития предпринимательского потенциала региона [Електроннийресурс] : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.05/А. И. Гусейнова ; Росс. акад. госуд. службы при Президенте Российской Федерации. — М. : 2005. — 25 с.

8. Комарницький, I. М. Концепщя формування управлтня розвитком тдприемництва та напрямки актив1зацИ' тдприемницьког д1яльност1 в рег1от [Текст] / I. М. Комарницький // Рег1ональна економ1ка. — 2000. — Вип. 4. — С. 70-78.

9. Комов, О. И. Статистический подход к оценке потенциала малого бизнеса региона (на примере Центральной России) [Електронний ресурс] / О. И. Комов, В. Г. Шуметов. — Режим доступу: http://morvesti.ru/anonsfile/index.php?news=3120&sphraseJd=148.

10. Лиханос, Е. В. Формирование предпринимательского потенциала как фактор развития бизнес-сферы [Електроннийресурс] : автореф. дис. ... канд. екон. наук : 08.00.05 /Е. В. Лиханос ; Ставроп. Государс. аграр. ун-т. — С. : 2010. — 22 с.

11. Лиханос, Е. В. Ресурсная база предпринимательского потенциала региона [Текст] / Е. В. Лиханос // Экономический вектор региона. — Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. — № 1 (5). — С. 48-53.

12. Федотн, О. С. Потенщал тдприемства: формування та ощнка [Текст] / О. С. Федошн, I. М. Ретна, О. I. Олексюк. — К. : КЕУ, 2003. — 316 с.

13. Миргородська, А. П. Розкриття сутност1 поняття «тдприемницький потенщал» та його роль в потенц1ал1 тдприемства [Текст] / А. П. Миргородська // Економ1ка 7 управл1ння. — 2011. — № 5. — С. 144-148.

14. Ретна, I. М. Ыдприемницький потенщал :методолог1я ощнки та управлтня [Текст] / I. М. Реп1на // В1сник Украгнськог академИ державного управлтня при Президентов7 Украгни. — 1998. — № 2. — С. 262-271.

15. Степанов, А. Я. Оценка предпринимательского потенциала фирмы [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : спец. 08.00.05/А. Я. Степанов. — СПб., 2011. — 19 с.

16. Супян, В. Б. Корпорация: американская модель [Текст] / В. Б. Супян, Г. Б. Кочетков. — СПб., 2015. — 320 с

17. Шевров, В. Ю. К вопросу формирования стратеги повышения эффективности использования ресурсного потенциала предпринимательской структуры [Текст] / В. Ю. Шевров, И. Ю. Окольнишникова //Вестник ЮУрГУ. Серия : Экономика и менеджмент. — С. 130-135.

18. Филобокова, Л. Ю. Методика интегральной оценки конкурентного потенциала малого предпринимательства региона [Текст] / Л. Ю. Филобокова // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — Вып. 10. — С. 50-53.

© Шабельникова Е. А.

© Журенко К. В.

Рекомендована к печати заместителем Главы Администрации г. Алчевска Держий И. Н.,

к.э.н, доц., и.о. зав.каф. менеджмента ДонГТУКунченко А. В.

Статья поступила в редакцию 22.05.2020.

Финансы, учет и аудит

PhD in Economics Shabelnikova E. A. (DonSTU, Alchevsk, LPR, evgesha94204@mail.ru), Zhurenko K. V. (DonSTU, Alchevsk, LPR, zhurenko1993@mail.ru)

EXPLORING THE POTENTIAL OF SMALL BUSINESS AND ITS ROLE IN ENSURING STEADY ECONOMIC GROWTH

The article concentrates on theoretical aspects of exploring the potential of small business and its role in ensuring steady economic growth. There have been considered the flagship approaches to the definition of "entrepreneurship ". The four-level structure of small business potential is given. The basic properties and dependencies of entrepreneurship formation were single out. The main subsystems of small business potential were systematized. The role of small business potential in ensuring steady economic growth is revealed.

Key words: potential, resource, small business, small business entity, small business potential, economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.