Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ'

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММА / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА / РЕСУРС / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доронина И.Э.

В статье дается определению понятий «малое предпринимательство», «предпринимательский потенциал», приводятся характеристики специфических функций регионального предпринимательства, направленных на формирование экономической устойчивости региона, стабилизацию отношений на рынке труда, стимулирование инновационных процессов, определяются особенности региональных программ поддержки и развития предпринимательского потенциала. Автор обобщает наиболее характерные функции малого предпринимательства, к которым он относит социальные, экономические и инновационные. Автор характеризует особенности целей развития предпринимательского потенциала, которые поставлены в региональных программах Белгородской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Смоленской, областей по развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. В качестве инновационной постановки проблемы автор выдвигает необходимость трансформации конкурентного пространства территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONTROL FUNCTION OF THE BUSINESS POTENTIAL OF THE TERRITORY

The article offers the definition of “small entrepreneurial”, “business potential”.The author gives the characteristics of the specific functions of the regional entrepreneurial, directed to the creation of the economic sustainability of region, stabilization of relations in the labour market, promotion of innovation processes. The particularities of regional programs of support and development of business potential are discussed. The author summarizes the most characteristic features of small entrepreneurial, to which he relates social, economic and innovative components. The author characterizes the purposes of development of business potential of regional programs of development and state support of small and medium enterprises of Belgorod, Vladimir, Kaluga, Lipetsk, Smolensk regions. The author identifies the necessity of transformation of the competitive space of the territories as an innovative problem.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ»

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ

Доронина Н.Э., аспирант кафедры общего менеджмента н предпринимательства ФГУ ВПО «Московский государственный

университет экономики, статистики, информатики (МЭСИ)» начальник отдела по взаимодействию с федеральными органами государственной власти. Управление организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Российская Федерация, тел.: +7 (926) 012-12-42. e-mail: irinelkina@yandex.ru

В статье дается определению понятий «малое предпринимательство», «предпринимательский потенциал», приводятся характеристики специфических функций регионального предпринимательства, направленных на формирование экономической устойчивости региона, стабилизацию отношений на рынке труда, стимулирование инновационных процессов, определяются особенности региональных программ поддержки и развития предпринимательского потенциала. Автор обобщает наиболее характерные функции малого предпринимательства. к которым он относит социальные. экономические и инновационные. Автор характеризует особенности целей развития предпринимательского потенциала. которые поставлены в региональных программах Безгородской. Владимирской. Калужской. Липецкой. Смоленской, областей по развитию и государственной поддержке маюго и среднего предпринимательства. В качестве инновационной постановки проблемы автор выдвигает необходимость трансформации конкурентного пространства территорий.

Ключевые слова: малое предпринимательство, программа, потенциал, инновация, развитие, поддержка, ресурс, регион.

DEVELOPMENT OF CONTROL FUNCTION OF THE BUSINESS POTENTIAL OF

THE TERRITORY

Doronina l„ the post-graduate student. General management ami business chair. MESI: Head of Department for cooperation with the Federal bodies of state power. Management of Organizational Providing of the Office of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian

Federation

The article offers the definition of "small entrepreneurial", "business potential". The author gives the characteristics of the specific functions of the regional entrepreneurial, directed to the creation of the economic sustainabilily of region, stabilization of relations in the labour market, promotion of innovation processes. The particularities of regional programs of support and development of business potential are discussed. The author summarizes the most characteristic features of small entrepreneurial, to which he relates social, economic and innovative components. The author characterizes the purposes of development of business potential of regional programs of development and state support of small and medium enterprises of Belgorod, Vladimir. Kaluga. Lipetsk. Smolensk regions The author identifies the necessity of transformation of the competitive space of the territories as an innovative problem .

Keywords: small entrepreneurial, program, potential, innovation, development, support, resource, region.

В условиях системного кризиса национальной социальной экономической системы назрела острая необходимость объективной оценки реального потенциала предпринимательства в отдельных регионах. Рассмотрим существующие подходы к понятию «предпринимательский потенциал». Как правило, под предпринимательским потенциалом понимается некоторая совокупность знаний, навыков, предпринимательских идей, которым обладает отдельная социально-активная личность, готовая осуществлять инициативную рисковую деятельность в условиях неопределенности, направленную на получение предпринимательского дохода. Следовательно, чем выше доля экономически-активного населения, способного участвовать в экономических процессах как самостоятельно хозяйствующие субъекты при создании объектов малого бизнеса или самозанято-стн, тем выше предпринимательский потенциал региона. Можно согласиться с В. Шкарнной, что предпринимательский потенциал территории представляет собой нереализованные возможности и перспективные направления развития хозяйственной деятельности в разных сферах.

Предпринимательский потенциал как совокупность ориентации на достижение успеха, личной и коллективной ответственности за решение важных предпринимательских и социальных задач может быть использован при осуществлении «подстройки» под макроэкономические условия развивающегося кризиса. Интегральный подход к определению предпринимательского потенциала как совокупности характеристик, определяемых состоянием внутренней среды и ценностными установками самого предпринимателя/собственника. во многом зависит от влияния внешнеэкономических факторов и фазы макроэкономического цикла.

По видам деятельности предпринимательский потенциал направлен на осуществление хозяйственной деятельности в производстве. финансах, инфраструктуре, сфере услуг. По отношению к способам получения и реинвестирования предпринимательского дохода субъекты предпринимательской деятельности могут быть отнесены к двум группам: преимущественно потребители предпринимательского дохода и преимущественно инвесторы и реинвесторы. которые направляют полученный дополнительный доход на развитие

основной деятельности с целью повышения качества потребительной стоимости произведенного продукта. Поэтому можно сказать, что в условиях кризиса оценка предпринимательского потенциала региона, мотивирования к его комплексному использованию, координирования эффективности совокупных действий государства по поддержке бизнеса можно считать основным приоритетом регионального экономического развития.

Систематизация существующих подходов к понятию «предпринимательский потенциал» включает три уровня формирования, оценки и управления развитием:

- предпринимательский потенциал национальной, региональной пли муниципальной экономических систем:

- предпринимательский потенциал конкретной организации;

- предпринимательский потенциал индивидуума, стремящегося к получению предпринимательского дохода в условиях неопределенности.

Существуют различные способы получения и реинвестирования дохода субъектами предпринимательской деятельности на региональном уровне:

- регионы-доноры предпринимательского дохода в виде пополнения регионального бюджета:

- регионы-реципиенты, которые являются преимущественно потребителями предпринимательского дохода других регионов, перераспределяемого через федеральный бюджет.

Если объективно оценивать предпринимательский потенциал региона как совокупность действии всех участников и агентов, влияющих на экономическую жизнь территории, то можно сформулировать возможные направления воздействия на его развитие как со стороны отдельных предпринимательских структур, так и со стороны внешней институциональной среды тех государственных органов и организаций, которые влияют на формирование экономической политики. На снижение степени нереализованных возможностей региона по использованию предпринимательского потенциала направлена постановка стратегических целен в программах развития предпринимательства. Индикаторами состояния нереализованных возможностей экономической системы региона являются

- доля участия малого предпринимательства региона в формирования валового регионального продукта;

- доля численности занятых в малых предприятии региона от общей численности трудоспособного населения региона;

- степень вовлеченности разных возрастных профессиональных групп в организацию трудовой деятельности и др.

При разработке программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах ставились следующие цели:

- создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в целях укрепления экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе (Белгородская. Владимирская. Калужская. Костромская. Липецкая. Московская. Смоленска, Ярославская области);

-увеличение занятости населения за счет создания новых рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства (Белгородская. Московская области);

-разработчики программы Владимирской. Калужской областей предусматривают повышение инновационной и инвестиционной активности малого и среднего бизнеса;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого н среднего бизнеса (Владимирская область);

- при выполнении программы создаются условия для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность (Владимирская область).

Для достижения этих целей и активизации и развития предпринимательской деятельности необходимо решение трудных социальных задач. Так, в программе Белгородской области говорится, что успешное развитие малого предпринимательства невозможно без:

-совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулирующей развитие данного сектора и увеличение его роли в экономике области;

- создания благоприятного предпринимательского климата за счет сокращения административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, упрощения административно-разрешительной и контролирующей практики, улучшения внешней среды для организации и ведения предпринимательской деятельности;

- обеспечения конкурентной среды;

- развития объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства для обеспечения устойчивого ведения бизнеса;

- обеспечения финансовой поддержки приоритетных и перспективных направлений предпринимательской деятельности;

- развития межрегионального н международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышения социальной ответственности бизнеса и укрепления системы социального партнерства:

- содействия развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности.

В программе поддержки Брянской области в предполагается решение задач по:

- мониторингу проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

- предоставлению на конкурсной основе субсидий бюджетам муниципальных образований Брянской области для софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства области, получателей государственной поддержки и обслуживание информационного портала малого и среднего предпринимательства Брянской области:

- предоставлению г рантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;

-содействию разв1тп1ю лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства:

-поддержке начинающих и действующих инновационных компаний:

-предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства государственных преференций путем передачи по договору аренды без проведения торгов государственного недвижимого имущества;

-формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимателя;

-содействие развитию молодежного предпринимательства;

- увеличение катгталнзацнн гара1гтнйных фондов: -субсидирование затрат на оказание государственных услуг

субъектам малого предпринимательства государственным автономным

учреждением «Брянский областной бизнес-инкубатор»;

-развитие системы мнкрофннансировання:

-создание Брянского областного промышленного парка.

В программе поддержки предпринимательства Владимирской области в качестве задач для решения ставятся следующие:

- реализация мер по дальнейшему формированию благоприятной инвестиционной среды для субъектов предпринимательства;

- реализация мер по модернизации технологических процессов н росту фондовооруженности субъектов предпринимательства;

- реализация мер по развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- реализация мер по содействию развитию региональной системы подготовки кадров для предпринимательства;

- реализация мер по повышению предпринимательской активности;

- реализация мер по развитию инновационного малого и среднего предпринимательства;

- реализация мер, направленных на содействие вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность:

- реализация мер. направленных на развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях:

- реализация мер. направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

Результатом достижения поставленных стратегических целен является прогнозируемое состояние повышения индикаторов нереализованных возможностей.

Каждая из программ Центрального((¡едералыюгоокруга предусматривает создание условий для решения задач по расширению доступа малого и среднего предпринимательства к банковским кредитам и лизингу оборудования, устройств, механизмам, автотранспортных средств, приборов, технических средств и технологий, что становится крайне важным в условиях санкций и реализации программ пмпортоэамещення. В программах также прописаны условия для создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказания консультативной и информационной помощи бизнесу.

Институциональные механизмы развития предпринимательского потенциала в условиях демонополизации российской экономики и преодоления долгосрочного предпочтения, отдаваемого государством крупным структурам, должны приобрести законодательное воплощение и общественную поддержку. Только через вовлечение максимальной доли населения регионов в различную форму предпринимательства возможно обеспечить социальную стабильность и снизить экономическую напряженность в условиях кризиса на региональном уровне.

Литература:

1 Бердичевскнй И.В. Оценка предпринимательского потенциала фирмы как элемента инвестиционной привлекательности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. 2002. - С. 21

2.Грачев М.В. Предприниматель в современной экономике// Общество и экономика. - 1993. - № 4 - с.33

3.Шкарина B.C. Предпринимательский потенциал театральных организаций. 2014; Проект «Интеллектуальные ресурсы России». 139 с.

4. Областная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2016 годы», http: belgorod.bezforniata.m/listnews podder/hki-predprinimatelsiva 12789747/

5. Программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2013 - 2015 годы) www. econom.brk.ru>bank/biznes programma-20132015

6. Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011 - 2013 годы» . -www.zakon-region.ru

7.»Раэвптие малого и среднего предпринимательства н стимулирование инновационной деятельности в Калужской области на 2013-2015 годы». - lutp://ww\v.admoblkaluga.ru'main/

8. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Костроме на 2010-2012 годы»,- http:/Avww.adm44.ru/mgpbp gpsinsp/index.aspx

9,Областная целевая программа «Развитие малого и среднего

предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 годы». -www.mb.admlr.lipetsk.ru

10. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы». - http://oldsmb.economy.gov.ru/

11. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие

субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области на 2009 - 2012 годы»,- http://www.smoladmin.ru/

12.0бластная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 -2012 годы. - http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/docLib3/ predjirogramma.aspx

УДК 656.027

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПРЕСС - ДОСТАВКИ ГРУЗОВ

Шаркова Н.Н.. аспирант Г'осударственного Университета Управления, тел.: +7 (916) 057-20-86, e-mail: natalia_bn@mail.ru

Савченко-Вельский В.Ю.. доцент, профессор

Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью во всем мире. В России это одна из самых быстрорастущих в последние годы. Ключевым звеном в бизнесе электронной торговли является логистика, которая в этой случае имеет свои особенности. Одним из таких отличий является стремление рынка к экспресс - доставке, позволяющая в сжатые сроки доставить грузы разных категорий до любого места назначения до конечного потребителя. Сроки доставки измеряются часами, а превышение сроков доставки влечёт за собой снижение или даже полную утрату ценности данной услуги. В условиях стремительного развития рассматриваемого рынка услуг растёт и конкуренция между компаниями. Именно в таких условиях одним из основных конкурентных преимуществ будет использование современных логистических технологий и разработок, информационных технологий и научной технической базы.

Ключевые слова: экспресс - доставка. RFID-метка, оптимизация процессов, рынок электронной коммерции.

CURRENT PROBLEMS OF CARGO EXPEDITED DELIVERY

Sharkova N.. the post-graduate student. Stale University of Management, tel.: +7 (916) 057-20-86. e-mail: natalia_bn(u mail.ru,

Savehcnko-Kclsky V„ assistant professor, professor

E-commerce is the fastest growing industry in the world. In Russia, this is one of the fastest growing in recent years. A key element in the business e-commerce is logistics, which in this case has its own characteristics. One of these differences is the tendency of the market to expedited delivery, allows you to quickly deliver the goods in different categories to any destination to the end user. Delivery times are measured in hours, and the excess delivery time entails the reduction or even complete loss of the value of this service. With the rapid development of the market concerned and services is growing competition between companies, h is in these conditions, one of the main competitive advantages is the use of modern logistics technologies and development, information technology and scientific and technical base.

Keywords: expedited delivery. RI-'ID-mark, process optimization, e-commerce market.

Развитие компьютерных систем и информационных технологий привело к формированию нового вида экономической деятельности — электронной коммерции или бизнесу электронной торговли. Электронная коммерция — это любая деловая активность, которая посредством глобальных информационных сетей преобразует внутренние и внешние связи с целью создания прибыли.

Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью во всем мире. В России это одна из самых быстрорастущих в последние годы, однако пока показатели далеки от того же рынка в США и Евросоюзе.

Ключевым звеном в бизнесе электронной торговли является логистика, которая в этой случае имеет свои особенности. 11еревозка для этой отрасли осуществляется до индивидуального конечного потребителя, что определяет характер всей логистической цепи для транспортных компаний.

Существует несколько основных вариантов организации доставки товаров, заказанных в интернет - магазине - создание собственного подразделения доставки (доставка до центральных, региональных складов компании, до конечного потребителя, пунктов выдачи товара), доставка товаров почтой или заключение договора на услуга специализированного посредника (аутсорсинг), который сможет обеспечить доставку, а иногда и полную цепь поставки.

Создавать собст венную службу доставки участнику электронной торговли имеет смысл только в случае достаточного объема продаж, при котором использование собственной курьерской службы приведет к реальному снижению накладных расходов на доставку товара. Хотя здесь стоит отметить, что на этапе становления рынка электронной коммерции, это был наиболее часто используемый вариант. Доставка была доступна только в том городе, где располагался склад электронного магазина (поставщика услугУтовара). В крупных городах доставка была серьезной проблемой еще несколько лет назад. Собственная служба доставки требовала серьезного бюджета и становилась выгодной только на определенном этапе развития магазина, а в некоторых случаях не успевала оправдать вложения, и руководство компании принимало решение пользоваться услугами логистических фирм. Для одних групп товаров наиболее критичной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частью является скорость и надежность доставки, для других - цена. Надо продумывать в какую сумму покупатель оценивает удобство виртуальной покупки. Очевидно, что цена доставки не должна превышать цену самого товара. Доставка почтой - один из самых простых и общедоступных способов. Достаточно широкий диапазон товаров можно отправить заказной бандеролью, при этом стоимость доставки будет относительно небольшой. Однако длительные сроки доставки являются существенным минусом данного способа. А аутсорсинг доставки оставался недешевым удовольствием. Но за последние пару лет ситуация существенно изменилась. Собственные службы доставки используются обычно в пределах небольших регионов. Отдаленные регионы обслуживаются, как правило, почтой или международными службами доставки, а основная часть доставки передана специализированным операторам.

Транспортная составляющая российской интернет - торговли имеет свои структурные отличия от европейского и американского электронного рынка. Одним из таких отличий является стремление рынка к экспресс - доставке. Условие максимально быстрой доставки товара становится более значительным, чем сами характеристики товара у производителей. Чем шире выбор доставки предлагает интернет - магазин покупателям, тем большую потенциальную аудиторию он может охватить.

Экспресс-доставка - это транспортная услуга, позволяющая в сжатые сроки доставить грузы разных категорий до любого места назначения до конечного потребителя. Сроки доставки измеряются часами, а превышение сроков доставки влечет за собой снижение или даже полную утрату ценности данной услуги. При этом грузовладелец освобождается от всех задач по организации перевозки, выбору вида транспорта и схемы доставки груза, а экспресс - перевозчик несет перед ним ответственность за выполнение перевозки в целом, а так же за сохранность груза с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи конечному получателю

С возникновения экспресс - доставки, основным грузом для экспресс перевозчиков была деловая корреспонденция. Общемировая тенденция сохраняется, и документы остаются доминирующей категорией, но сейчас ассортимент грузов знач|ттельно расширяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.