Научная статья на тему 'Развитие функции управления предпринимательским потенциалом территории'

Развитие функции управления предпринимательским потенциалом территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММА / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА / РЕСУРС / РЕГИОН / SMALL ENTREPRENEURIAL / PROGRAM / POTENTIAL / INNOVATION / DEVELOPMENT / SUPPORT / RESOURCE / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доронина И.Э.

В статье дается определению понятий «малое предпринимательство», «предпринимательский потенциал», приводятся характеристики специфических функций регионального предпринимательства, направленных на формирование экономической устойчивости региона, стабилизацию отношений на рынке труда, стимулирование инновационных процессов, определяются особенности региональных программ поддержки и развития предпринимательского потенциала. Автор обобщает наиболее характерные функции малого предпринимательства, к которым он относит социальные, экономические и инновационные. Автор характеризует особенности целей развития предпринимательского потенциала, которые поставлены в региональных программах Белгородской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Смоленской, областей по развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. В качестве инновационной постановки проблемы автор выдвигает необходимость трансформации конкурентного пространства территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONTROL FUNCTION OF THE BUSINESS POTENTIAL OF THE TERRITORY

The article offers the definition of “small entrepreneurial”, “business potential’. The author gives the characteristics of the specific functions of the regional entrepreneurial, directed to the creation of the economic sustainability of region, stabilization of relations in the labour market, promotion of innovation processes. The particularities of regional programs of support and development of business potential are discussed. The author summarizes the most characteristic features of small entrepreneurial, to which he relates social, economic and innovative components. The author characterizes the purposes of development of business potential of regional programs of development and state support of small and medium enterprises of Belgorod, Vladimir, Kaluga, Lipetsk, Smolensk regions. The author identifies the necessity of transformation of the competitive space of the territories as an innovative problem.

Текст научной работы на тему «Развитие функции управления предпринимательским потенциалом территории»

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ

Доронина И.Э., аспирант кафедры общего менеджмента и предпринимательства ФГУВПО «Московский государственный

университет экономики, статистики, информатики (МЭСИ)» начальник отдела по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, Управление организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российская Федерация, тел.: +7 (926) 012-12-42, e-mail: irinelkina@yandex.ru

В статье дается определению понятий «малое предпринимательство», «предпринимательский потенциал», приводятся характеристики специфических функций регионального предпринимательства, направленных на формирование экономической устойчивости региона, стабилизацию отношений на рынке труда, стимулирование инновационных процессов, определяются особенности региональных программ поддержки и развития предпринимательского потенциала. Автор обобщает наиболее характерные функции малого предпринимательства, к которым он относит социальные, экономические и инновационные. Автор характеризует особенности целей развития предпринимательского потенциала, которые поставлены в региональных программах Белгородской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Смоленской, областей по развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. В качестве инновационной постановки проблемы автор выдвигает необходимость трансформации конкурентного пространства территорий.

Ключевые слова: малое предпринимательство, программа, потенциал, инновация, развитие, поддержка, ресурс, регион.

DEVELOPMENT OF CONTROL FUNCTION OF THE BUSINESS POTENTIAL OF

THE TERRITORY

Doronina I., the post-graduate student, General management and business chair, MESI; Head of Department for cooperation with the Federal bodies of state power, Management of Organizational Providing of the Office of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian

Federation

The article offers the definition of "small entrepreneurial", "businesspotential".The author gives the characteristics of the specific functions of the regional entrepreneurial, directed to the creation of the economic sustainability of region, stabilization of relations in the labour market, promotion of innovation processes. The particularities of regional programs of support and development of business potential are discussed. The author summarizes the most characteristic features of small entrepreneurial, to which he relates social, economic and innovative components. The author characterizes the purposes of development of business potential of regional programs of development and state support of small and medium enterprises of Belgorod, Vladimir, Kaluga, Lipetsk, Smolensk regions. The author identifies the necessity of transformation of the competitive space of the territories as an innovative problem .

Keywords: small entrepreneurial, program, potential, innovation, development, support, resource, region.

В условиях системного кризиса национальной социальной экономической системы назрела острая необходимость объективной оценки реального потенциала предпринимательства в отдельных регионах. Рассмотрим существующие подходы к понятию «предпринимательский потенциал». Как правило, под предпринимательским потенциалом понимается некоторая совокупность знаний, навыков, предпринимательских идей, которым обладает отдельная социально-активная личность, готовая осуществлять инициативную рисковую деятельность в условиях неопределенности, направленную на получение предпринимательского дохода. Следовательно, чем выше доля экономически-активного населения, способного участвовать в экономических процессах как самостоятельно хозяйствующие субъекты при создании объектов малого бизнеса или самозанятости, тем выше предпринимательский потенциал региона. Можно согласиться с В. Шкариной, что предпринимательский потенциал территории представляет собой нереализованные возможности и перспективные направления развития хозяйственной деятельности в разных сферах.

Предпринимательский потенциал как совокупность ориентации на достижение успеха, личной и коллективной ответственности за решение важных предпринимательских и социальных задач может быть использован при осуществлении «подстройки» под макроэкономические условия развивающегося кризиса. Интегральный подход к определению предпринимательского потенциала как совокупности характеристик, определяемых состоянием внутренней среды и ценностными установками самого предпринимателя/собственника, во многом зависит от влияния внешнеэкономических факторов и фазы макроэкономического цикла.

По видам деятельности предпринимательский потенциал направлен на осуществление хозяйственной деятельности в производстве, финансах, инфраструктуре, сфере услуг. По отношению к способам получения и реинвестирования предпринимательского дохода субъекты предпринимательской деятельности могут быть отнесены к двум группам: преимущественно потребители предпринимательского дохода и преимущественно инвесторы и реинвесторы, которые направляют полученный дополнительный доход на развитие

основной деятельности с целью повышения качества потребительной стоимости произведенного продукта. Поэтому можно сказать, что в условиях кризиса оценка предпринимательского потенциала региона, мотивирования к его комплексному использованию, координирования эффективности совокупных действий государства по поддержке бизнеса можно считать основным приоритетом регионального экономического развития.

Систематизация существующих подходов к понятию «предпринимательский потенциал» включает три уровня формирования, оценки и управления развитием:

- предпринимательский потенциал национальной, региональной или муниципальной экономических систем;

- предпринимательский потенциал конкретной организации;

- предпринимательский потенциал индивидуума, стремящегося к получению предпринимательского дохода в условиях неопределенности.

Существуют различные способы получения и реинвестирования дохода субъектами предпринимательской деятельности на региональном уровне:

- регионы-доноры предпринимательского дохода в виде пополнения регионального бюджета;

- регионы-реципиенты, которые являются преимущественно потребителями предпринимательского дохода других регионов, перераспределяемого через федеральный бюджет.

Если объективно оценивать предпринимательский потенциал региона как совокупность действий всех участников и агентов, влияющих на экономическую жизнь территории, то можно сформулировать возможные направления воздействия на его развитие как со стороны отдельных предпринимательских структур, так и со стороны внешней институциональной среды тех государственных органов и организаций, которые влияют на формирование экономической политики. На снижение степени нереализованных возможностей региона по использованию предпринимательского потенциала направлена постановка стратегических целей в программах развития предпринимательства. Индикаторами состояния нереализованных возможностей экономической системы региона являются:

- доля участия малого предпринимательства региона в формирования валового регионального продукта;

- доля численности занятых в малых предприятий региона от общей численности трудоспособного населения региона;

- степень вовлеченности разных возрастных профессиональных групп в организацию трудовой деятельности и др.

При разработке программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах ставились следующие цели:

- создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в целях укрепления экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе (Белгородская, Владимирская, Калужская, Костромская, Липецкая, Московская, Смоленская, Ярославская области);

-увеличение занятости населения за счет создания новых рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства (Белгородская, Московская области);

-разработчики программы Владимирской, Калужской областей предусматривают повышение инновационной и инвестиционной активности малого и среднего бизнеса;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса (Владимирская область);

- при выполнении программы создаются условия для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность (Владимирская область).

Для достижения этих целей и активизации и развития предпринимательской деятельности необходимо решение трудных социальных задач. Так, в программе Белгородской области говорится, что успешное развитие малого предпринимательства невозможно без:

-совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулирующей развитие данного сектора и увеличение его роли в экономике области;

- создания благоприятного предпринимательского климата за счет сокращения административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, упрощения административно-разрешительной и контролирующей практики, улучшения внешней среды для организации и ведения предпринимательской деятельности;

- обеспечения конкурентной среды;

- развития объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства для обеспечения устойчивого ведения бизнеса;

- обеспечения финансовой поддержки приоритетных и перспективных направлений предпринимательской деятельности;

- развития межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышения социальной ответственности бизнеса и укрепления системы социального партнерства;

- содействия развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности.

В программе поддержки Брянской области в предполагается решение задач по:

- мониторингу проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

- предоставлению на конкурсной основе субсидий бюджетам муниципальных образований Брянской области для софинансиро-вания муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ведению реестра субъектов малого и среднего предпринимательства области, получателей государственной поддержки и обслуживание информационного портала малого и среднего предпринимательства Брянской области;

- предоставлению грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;

-содействию развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;

-поддержке начинающих и действующих инновационных компаний;

-предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства государственных преференций путем передачи по договору аренды без проведения торгов государственного недвижимого имущества;

-формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимателя;

-содействие развитию молодежного предпринимательства;

- увеличение капитализации гарантийных фондов;

-субсидирование затрат на оказание государственных услуг субъектам малого предпринимательства государственным автономным учреждением «Брянский областной бизнес-инкубатор»;

-развитие системы микрофинансирования;

-создание Брянского областного промышленного парка.

В программе поддержки предпринимательства Владимирской области в качестве задач для решения ставятся следующие:

- реализация мер по дальнейшему формированию благоприятной инвестиционной среды для субъектов предпринимательства;

- реализация мер по модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства;

- реализация мер по развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- реализация мер по содействию развитию региональной системы подготовки кадров для предпринимательства;

- реализация мер по повышению предпринимательской активности;

- реализация мер по развитию инновационного малого и среднего предпринимательства;

- реализация мер, направленных на содействие вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность;

- реализация мер, направленных на развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и межрегиональном уровнях;

- реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

Результатом достижения поставленных стратегических целей является прогнозируемое состояние повышения индикаторов нереализованных возможностей.

Каждая из программ Центрального федерального округа предусматривает создание условий для решения задач по расширению доступа малого и среднего предпринимательства к банковским кредитам и лизингу оборудования, устройств, механизмам, автотранспортных средств, приборов, технических средств и технологий, что становится крайне важным в условиях санкций и реализации программ импортозамещения. В программах также прописаны условия для создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказания консультативной и информационной помощи бизнесу.

Институциональные механизмы развития предпринимательского потенциала в условиях демонополизации российской экономики и преодоления долгосрочного предпочтения, отдаваемого государством крупным структурам, должны приобрести законодательное воплощение и общественную поддержку. Только через вовлечение максимальной доли населения регионов в различную форму предпринимательства возможно обеспечить социальную стабильность и снизить экономическую напряженность в условиях кризиса на региональном уровне.

Литература:

1.Бердичевский И.В. Оценка предпринимательского потенциала фирмы как элемента инвестиционной привлекательности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2002. - С. 21

2.Грачев М.В. Предприниматель в современной экономике// Общество и экономика. - 1993. - № 4 - с.33

3.Шкарина В.С. Предпринимательский потенциал театральных организаций. 2014; Проект «Интеллектуальные ресурсы России». 139 с.

4. Областная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2016 годы». http://belgorod.bezformata.ru/listnews/ podderzhki-predprinimatelstva/12789747/

5. Программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2013 - 2015 годы) www. econom.brk.m>bank/biznes/programma-20132015

6. Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011 - 2013 годы» . -www.zakon-region.ru

7.»Развитие малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Калужской области на 2013-2015 годы». - http://www.admoblkaluga.ru/main/

8. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Содей-

ствие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Костроме на 2010-2012 годы».- http://www.adm44.ru/mgpbp/ gpsmsp/index.aspx

9.Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 годы». -www.mb.admlr.lipetsk.ru

10. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Москов-

ской области на 2009-2012 годы». - http://oldsmb.economy.gov.ru/

11. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области на 2009 - 2012 годы».- http://www.smoladmin.ru/

12.Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 - 2012 годы. - http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/docLib3/ pred_programma.aspx

УДК 519.856

МЕТОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

Литвинов О.В., Федеральная служба пожарной безопасности Воронежской области

Приводится метод оценки эффективности информационных процессов пожаротушения сложных объектов, обосновывается технико-экономическая целесообразность применения системы пожарной безопасности и приводятся результаты её оценки эффективности для решения задачи пожаротушения типового объекта.

Ключевые слова: пожарная безопасность, система пожарной безопасности, сложный объект пожаротушения, ресурс индивидуальных и групповых комплексов пожарной безопасности, эффективность, модель, метод, критерий, вероятность пожаротушения

METHOD AND RESULTS EVALUATION EFFECTIVE INFORMATION EXTINGUISHING PROCESS COMPLEX OBJECTS

Litvinov O., The Federal Service fire Safety, Voronezh region

The methods of evaluating the effectiveness of information processes firefighting complex objects, grounded technical and economic feasibility of the fire safety system and the results of its evaluation of the effectiveness for solving extinguishing object types.

Keywords: fire safety, fire safety system, complex object firefighting resource of individual and group complexes of fire safety, efficiency, models, methods, criteria, the probability of firefighting.

В условиях возрастания в обществе социально-экономической напряженности актуальной является задача повышения эффективности пожарной безопасности (ПБ) различного типа сложных объектов на основе разработки методов управления ограниченным ресурсом сил и средств пожаротушения в структуре систем пожарной безопасности (СПБ) [1]. В общем случае основу (ядро) СПБ составляют [2]:

- средства ПБ - решают задачу тушения одной специфической составляющей пожара;

- комплексы индивидуальной пожарной безопасности (КИПБ) - используются для тушения пожара элементарного объекта на основе первичных и средств ПБ пожарного отделения;

- комплексы групповой пожарной безопасности (КГПБ) - применяются для тушения пожара групп элементов площадного объекта на основе сил и средств пожарного караула.

Исследование информационных процессов пожаротушения сложных объектов силами и средствами пожаротушения (ССП) от получения сигнала о пожаре до окончания его тушения осуществляется под управлением СПБ на основе решения двух основных задач:

а) распределение ресурса КГПБ и входящих в их состав средств групповой ПБ по разнотипным элементам сложного объекта в одиночных и групповых действиях СПБ;

б) определение оптимального распределения внутреннего ресурса (мощности и количества средств групповой ПБ) КГПБ по элементам объекта в заданных участках (секторах) пожаротушения и по рубежам применения средств ПБ при условии оптимального использования ресурса средств КИПБ.

Решение первой задачи, направленной на обоснование алгоритмов управления выделенным ресурсом пожаротушения КИПБ и КГПБ осуществляется на уровне СПБ в предположении заданных:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) составе выделенных элементов в виде совокупности действий пожарных, технических средств пожаротушения (ТСП) и управляющих элементов ССП;

2) условий проведения одиночных и групповых действий пожарными формированиями;

II К, К. I I Т

3) 11 1- состав типовой номенклатуры ' -го типа, =\,...,±-' сложных объектов (в виде совокупности людей, элементов

управления, материальных ценностей, различного рода помещений и т.п.);

,, I, ]

, ' -состав ' -готипа, ' =1,..., ' элементов в структуре ' -готипа сложного объекта; ^ ^ , - заданное количество средств групповой ПБ в составе ^ -го типа КГПБ, предназначенных для обеспечения тушения

l j J, l T

1 -го типа объекта, J =1,..., l , =1,...,J-y :

пожара -го типа объекта,

4) варианты состава КИПБ элементов ^ -ых типов площадных объектов и соответствующие матрицы значений оценок их эффектив-

|| ^ИПБ

ности, усредненных по условиям применения пожарных формирований ПБ для различных типов средств ПБ -

Для решения задачи обозначим через II ' Ч матрицу назначения, где ^ - количество ^ -го типа средств групповой ПБ, пред-

назначенных для обеспечения ПБ группы 1 -го типа элементарных объектов (или предназначенных для использования в составе 1 -го типа КГПБ). В связи с тем, что в составе объекта возможно наличие нескольких однотипных элементарных объектов - элементов (равно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.