Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты оценки потенциала малого предпринимательства региона'

Теоретико-методологические аспекты оценки потенциала малого предпринимательства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / индикатор / оценка / малое предпринимательство / подход / потенциал / регион / ресурс. / analysis / indicator / assessment / small business / approach / potential / region / resource.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эккертшабельникова Евгения Андреевна, Журенко Кристина Владимировна

Исследованы теоретико-методологические аспекты оценки потенциала малого предпринимательства региона. Сформирован процессный подход к оценке потенциала малого предпринимательства региона как фактор устойчивого экономического развития. Разработан методический подход к оценке потенциала малого предпринимательства, включающий в себя систему параметров (индикаторов) уровня использования потенциала малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эккертшабельникова Евгения Андреевна, Журенко Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological aspects for assessing the potential of small business in the region

Theoretical and methodological aspects for assessing the potential of small business in the region were studied. A process approach has been developed to assess the potential of small business in the region as a sustainable economic development factor. A methodological approach to assessing the potential of small business has been developed, which includes a use-level parameters (indicators) of the small business potential.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты оценки потенциала малого предпринимательства региона»

УДК 334.012.64:477.61.332.1

к.э.н. Эккерт Е. А., Журенко К. В.

(ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР, evgesha94204@mail.ru)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

Исследованы теоретико-методологические аспекты оценки потенциала малого предпринимательства региона. Сформирован процессный подход к оценке потенциала малого предпринимательства региона как фактор устойчивого экономического развития. Разработан методический подход к оценке потенциала малого предпринимательства, включающий в себя систему параметров (индикаторов) уровня использования потенциала малого предпринимательства.

Ключевые слова: анализ, индикатор, оценка, малое предпринимательство, подход, потенциал, регион, ресурс.

Постановка проблемы. Структура и состояние предпринимательского потенциала является важным исходным основанием при обосновании стратегических и тактических путей эффективного развития экономики. Необходимость определения приоритетов развития отечественной экономики в условиях интеграционных процессов повысила научный и практический интерес к оценке потенциала малого предпринимательства (далее МП) как ключевого элемента общего экономического потенциала государства. Поэтому особого внимания заслуживают вопросы оценки уровня использования потенциала малого предпринимательства как одного из важнейших факторов устойчивого экономического роста государства в целом и региона в частности.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы оценки потенциала малого предпринимательства находятся в поле зрения большого количества ученых, среди которых: Е. В. Алексеева, Г. Л. Багиева, А. В. Бусыгина, А. Г. Грязнова, О. Н. Клима-хина, А. В. Лукьянова, М. А. Лагун, Е. В. Лапин, В. В. Максимов, В. А. Наливай-ский, В. Н. Овчинников, М. А. Тихонова. Однако, несмотря на многоаспектность существующих теоретических и практических разработок, нерешенными остаются вопросы исследования методических под-

ходов к оценке потенциала малого предпринимательства на региональном уровне.

Целью данной работы является формирование действенного теоретико-методологического аппарата оценки состояния и уровня эффективности использования потенциала малого предпринимательства региона.

Основные результаты исследования. Современные тенденции экономического развития свидетельствуют о том, что любой экономический рост происходит в условиях углубления структурных и региональных диспропорций использования ресурсного потенциала страны, что нашло отражение в существенных отличиях индикаторов социально-экономического развития отдельных регионов. В зависимости от экономических, правовых и других условий функционирования отдельных регионов экономический потенциал реализуется в большей или меньшей степени. Поэтому важно создать благоприятные условия для эффективного использования и развития как экономического потенциала региона в целом, так и его предпринимательского потенциала в частности.

В мировой практике, согласно международным статистическим стандартам бизнес-статистики, по методологии исследования Global Entrepreneurship Monitor предлагаются специальные индексы по определе-

Финансы, учет и аудит

нию предпринимательского потенциала, которые представлены на рисунке 1.

В данной системе характеристик можно по содержанию выделить три укрупненные группы, на базе которых строится концептуальная модель формирования интегральных индикаторов для отдельных компонентов предпринимательского потенциала. Такими группами в соответствии с обозначенными выше компонентами предпринимательского потенциала являются:

- показатели склонности к предпринимательской деятельности (включают первые три показателя);

- показатели граничных условий предпринимательской деятельности (включают следующие три показателя);

- показатели реализуемой предпринимательской активности (включают последние семь показателей).

Предрасположенность к предпринимательской деятельности означает высокий уровень самоэффективности (self-efficacy) индивида и наличие у него соответствующих мотивов к добровольному предпринимательству.

Вторая группа индикаторов характеризуется наличием и степенью благоприятности внешних граничных условий осуществления предпринимательской деятельности.

Уровень реализуемой предпринимательской активности характеризуется количеством образующихся, новых и действующих предпринимателей, а также состоянием их финансовой поддержки.

Следовательно, в совокупности эти группы показателей разносторонне отражают уровень предпринимательского потенциала.

Индексы определения предпринимательского потенциала:

1. Индекс воспринимаемых способностей skillNoEnt

2. Индекс боязни неудачи в бизнесе fearNoEnt

3. Индекс добровольного раннего предпринимательства TEA OPP

4. Индекс формального финансирования предпринимательского старта FinlnstEnt

5. Индекс прекращения бизнеса по экономическим причинам discentEc

6. Индекс воспринимаемых возможностей efcNoEnt

7. Индекс новорожденного предпринимательства NasEnt

8. Индекс нового предпринимательства New

9. Индекс устоявшегося предпринимательства Est

10. Индекс потенциальной предпринимательской активности potenEnt

11. Индекс социального капитала knowNoEn

12. Индекс инвесторов бизнес-ангелов busAng

13. Индекс инвесторов среди предпринимателей busAngEnt

Рисунок 1 Индексы определения предпринимательского потенциала [7]

Значительное количество ученых-экономистов под оценкой экономического потенциала понимают определение его величины в стоимостном выражении в разрезе составляющих элементов [7].

Так, Е. В. Алексеева в структуре экономического потенциала выделяет активную часть (ресурсы, на момент учета вовлеченные в экономическую деятельность) и пассивную часть (ресурсы, которые имеются, учтены, но не задействованы на макроуровне) и предлагает оценивать экономический потенциал региона как определение его размера в стоимостном выражении активной части (действующие основные производственные и непроизводственные фонды, нормативные запасы материальных ценностей в сфере производства и обращения, занятая часть экономически активного населения, привлеченные природные ресурсы, реализованные в технологиях, средствах, предметах и продуктах труда, в научно-технической информации) [1].

М. А. Тихоновой предложена методика интегральной оценки эффективности использования экономического потенциала региона с учетом влияния составляющих его элементов (инвестиционного, инновационного, природно-ресурсного и трудового потенциалов) [9].

О. Н. Климахина для «измерения» экономического потенциала предлагает методику, основанную на цепочке составляющих элементов: товар — группа товаров — предприятие — регион. При этом экономический потенциал она рассматривает как разницу между объемами производства в период подъема и спада экономической деятельности [4].

Ученые Московского государственного университета в исследовании предпринимательского потенциала предлагают применение факторного подхода, то есть учет факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона. Они определяют сводный показатель предпринимательского климата региона как сумму взвешенных оценок десяти факторов: при-

родно-ресурсный потенциал, демографическая ситуация, экономический потенциал, уровень экономического развития, экономическая активность, уровень жизни населения, состояние региональных финансов, ход экономических реформ, устойчивость и влияние региональных структур. Среди положительных особенностей данной методики следует отметить четкую систематизацию факторов, определяющих уровень социально-экономического развития [8].

Следующая методика концентрирует внимание на распределении показателей социально-экономической деятельности регионов на показатели, характеризующие инвестиционный потенциал региона (учитывая сопутствующие риски инвестирования в него). При этом инвестиционный потенциал региона включает в себя следующие составляющие: трудовые ресурсы; производство; институциональный потенциал; инновационный потенциал; уровень развития инфраструктуры; денежный потенциал [2].

Результаты исследований ученых А. И. Бутенко, Г. В. Карпинской, Е. В. Лазаревой, Н. Л. Шлафман свидетельствуют о том, что для оценки потенциала МП необходимо оценить уровень и степень использования отдельных его составляющих, а именно: трудовой потенциал (возможность трудовых ресурсов данного региона быть задействованными в секторе малого предпринимательства); материальный потенциал (возможность сектора малого предпринимательства использовать

имеющиеся материальные ресурсы в процессе производства продукции); финансовый потенциал (возможность привлечения и перераспределения финансовых ресурсов сектором малого предпринимательства с целью повышения эффективности деятельности); инфраструктурный потенциал (совокупные возможности региона обеспечивать условия для функционирования сектора малого предпринимательства) [3].

Как свидетельствует отечественная и мировая практика, для оценки экономического потенциала и его составляющей — пред-

принимательского потенциала используются различные методические подходы: экспертный, балльный, рейтинговый, стоимостный метод, метод технико-экономических расчетов, экономико-математическое и имитационное моделирование.

Первые три метода достаточно распространены и используются для проведения оценки состояния потенциала малого предпринимательства, сравнительного анализа результатов его использования, определения уровня его конкурентоспособности.

Особенностью метода экспертных оценок является то, что эксперт на основе субъективных суждений и практического опыта выбирает наиболее весомые показатели, характеризующие потенциал, анализирует динамику и высказывает свое мнение относительно развития предпринимательской деятельности. Считаем, что именно субъективность и зависимость выводов оценки от позиций эксперта является недостатком этого метода.

Преимуществом балльного метода является возможность сравнительной оценки предпринимательского потенциала региона, так как факторы, определяющие потенциал, сложно охарактеризовать на основе количественных параметров. Недостатками балльного метода является отсутствие единой методологической базы и значительный уровень субъективизма.

Сущность рейтингового метода заключается в анализе различных аспектов развития предпринимательского потенциала региона, формировании на его основе аналитических единичных, комплексных показателей и интегрального показателя, согласно которому определяется рейтинг и позиция региона в общем рейтинге. Преимуществом рейтингового метода является простота использования и удобство интерпретации результатов, благодаря чему этот метод и приобрел широкую популярность в аналитических исследованиях [5].

Одним из наиболее достигнутых для «измерения» предпринимательского потенциала региона в современных экономи-

ческих условиях является использование стоимостных методов, с помощью которых можно определить стоимость предпринимательских ресурсов региона и экономических результатов их использования как в настоящем, так и в будущем периодах. Результативные данные оценки потенциала малого предпринимательства по этому методу могут служить основой для принятия решений по инвестиционным вложениям в развитие предпринимательской сферы региона, улучшение его инфраструктурного обеспечения.

Использование метода технико-экономических расчетов предполагает определение широкой системы показателей, на основе которых можно всесторонне оценить потенциал малого предпринимательства. Достоинством данного метода является доступность, понятность и простота использования, наличие четко формализованных зависимостей между значениями входящих параметров и величиной потенциала малого предпринимательства. Однако отсутствие единой информационной базы входящей информации, трудности выбора количественных характеристик предпринимательского потенциала региона в конкретных экономических условиях затрудняют использование данного метода.

Использование приемов моделирования, которые основаны на замене объекта, исследуемого явления на их аналог (модель), является весьма эффективным способом при оценке потенциала МП. Экономико-математическое и имитационное моделирование применяются в случаях, когда следует сочетать разнородные характеристики явления или процесса в формализованную логическую модель, что позволит получить информацию о будущем состоянии и развитии предпринимательского потенциала, а также будет способствовать дальнейшему мониторингу и прогнозированию регионального развития.

Преимуществами использования этого метода являются: доступность информации для расчета показателей благодаря ее отра-

Финансы, учет и аудит

жению в статистической отчетности; высокий уровень вероятности полученных результатов, поскольку модель строится на реальных статистических данных; удобство в применении, что обеспечивает возможность выявления влияния управленческих решений на предпринимательскую сферу региона и постоянный мониторинг изменений внешней и внутренней среды и т. п.

Таким образом, обобщая теоретические и методические подходы к изучению предпринимательского потенциала как части экономического потенциала, следует отметить, что при определении потенциала малого предпринимательства и оценке эффективности его использования необходимо учитывать его особенности:

- общий уровень предпринимательского потенциала региона не определяется как арифметическая сумма его составляющих, требующая согласованности изменений всех его элементов;

- нечеткость границ категории «предпринимательский потенциал», значительное количество факторов влияния на его

уровень обуславливают его несколько абстрактный характер;

- составляющие элементы потенциала следует рассматривать как такие виды ресурсов, величина и структура которых может существенно изменяться только в результате принятия соответствующих управленческих решений;

- потенциал малого предпринимательства не является постоянной величиной, что обуславливает некоторые погрешности при его оценке и учете условий, в которых будет осуществляться процесс оценки.

К тому же уровень потенциала зависит не только от ресурсов, но и от условий доступа к ним, что подчеркивает значимость внешней среды, включающей политико-правовые, экономические, организационные, инфраструктурные, социально-демографические факторы.

Следовательно, учитывая вышеизложенное, нами сформирован и предложен процессный подход к оценке потенциала малого предпринимательства как фактора устойчивого экономического роста (рис. 2).

Направление оценки Экономическое, социальное, экологическое развитие

Основная цель —► —► Повышение эффективности деятельности МП на основе оптимального использования его потенциала

Задачи Повышение предпринимательской активности, рост объемов производимой продукции и оказанных услуг, повышение занятости населения

Принципы оценки Соответствие принципам системности, комплексности, научного обоснования, развития

Инструмент оценки Система экономических процедур и показателей, оценивающих эффективность использования потенциала МП

Рисунок 2 Процессный подход к оценке потенциала МП как фактора устойчивого

экономического развития

Финансы, учет и аудит

Сформированный подход базируется на осуществлении отдельных последовательных процессов, тезисное изложение сущности которых заключается в следующем: сформировать цель и основные задачи оценки потенциала малого предпринимательства; определить принципы и механизмы, обеспечивающие аналитическое исследование; обосновать необходимость инструментария оценки на основе выбора системы экономических процедур и системы индикаторов уровня его использования.

В системе анализа и оценивания потенциала малого предпринимательства важное значение имеют методологические подходы, как единые направления принципов и методов, образующих системный подход.

Как уже было отмечено, одной из наиболее важных составляющих методологии является методика исследования предпринимательского потенциала. Результаты анализа существующих методик позволили предложить алгоритм оценки использования потенциала малого предпринимательства, под которым понимается последовательность управленческих решений относительно оценки его состояния, структуры, уровня использования. Считаем, что такой методический подход к оценке потенциала малого предпринимательства должен включать в себя ряд этапов, отражающих последовательность действий, начиная с обоснования целей и задач оценки до формирования стратегии его укрепления и наращивания (рис. 3).

Рисунок 3 Основные этапы оценки потенциала малого предпринимательства

На первом этапе необходимо определить цель, объект, предмет, задачи, принципы анализа и оценки потенциала малого предпринимательства. Целью данного исследования является объективная оценка состояния и уровня использования предпринимательского потенциала. Согласно цели исследования объектом анализа является потенциал малого предпринимательства, а предметом — механизм формирования, укрепления и наращивания потенциала малого предпринимательства. Основной задачей при определении потенциала малого предпринимательства является выявление его уровня и возможностей как внутреннего источника и стратегического резерва устойчивого экономического роста.

Определение и оценка потенциала малого предпринимательства должна основываться на ряде принципов, невыполнение которых может привести к ошибкам и несовершенству предпринимательских решений, что в свою очередь в дальнейшем повлечет за собой низкий уровень его реализации. Среди основных принципов анализа и оценки следует выделить:

- принцип системности, то есть предпринимательский потенциал необходимо рассматривать как систему, в которой выделяется ряд компонент, анализ состояния каждой из которых позволит сформировать общее представление о потенциале малого предпринимательства;

- принцип комплексности предполагает, что оценка потенциала малого предпринимательства должна производиться с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на его формирование и использование;

- принцип научности обуславливает целесообразность базирования указанного анализа на достижениях фундаментальных и специальных наук;

- принцип развития требует, чтобы аналитическое исследование и оценка проводились в ретроспективном, настоящем и перспективном направлениях, что будет способствовать определению предпосылок

формирования и дальнейшего прогнозирования его будущего состояния.

Одним из важнейших вопросов оценки потенциала малого предпринимательства является исследование научно обоснованных методических подходов и определение методики, направленной на формирование комплексной оценки, которая, в свою очередь, является основой для принятия соответствующих стратегических управленческих решений. Оценив потенциал малого предпринимательства с помощью наиболее приемлемой методики, можно выявить резервы его наращивания и предложить меры по повышению регионального воспроизводства посредством формирования стратегических и тактических целей активизации предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в научной и экономической литературе существуют различные методы оценки предпринимательского потенциала и его составляющих, однако они требуют соответствующей модификации согласно современным условиям экономического развития. Кроме этого, выбор методов зависит от целей оценки, вида и полноты информации, оцениваемой специфики составных элементов потенциала малого предпринимательства. Поэтому необходима разработка метода, синтезирующего в себе элементы существующих и учитывающих условий формирования новых экономических отношений в сфере малого бизнеса.

Следовательно, содержанием второго этапа анализа и оценки является выбор методов и подготовка информационного обеспечения. Базой информационного обеспечения исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты, аналитические доклады стратегических исследований, статистические данные, содержащиеся в статистических ежегодниках управления статистики, финансовая и статистическая отчетность предприятий и т. п.

На третьем этапе анализа и оценки осуществляется выбор составляющих па-

Финансы, учет и аудит

раметров, наиболее точно характеризующих его структуру и разрабатываемую систему показателей по каждому параметру. Состояние предпринимательского потенциала региона определяется его количественными и качественными характеристиками, которые целесообразно рассчи-

тывать посредством широкой системы показателей, обоснованных с точки зрения доступности, полноты, значимости. На наш взгляд, система параметров (индикаторов) должна объединять показатели трех уровней: единичные, комплексные показатели, интегральный показатель (рис. 4).

Единичные показатели уровня использования потенциала малого предпринимательства

1. Количество

малых предприятий на 10000 человек населения.

2. Количество занятых в секторе

малых предприятий. 3. Средняя заработная плата в секторе малых предприятий

1. Удельный вес объема ОФ в секторе

МП в объеме ОФ экономики региона. 2. Объем инвестиций в ОФ субъектов малого предпринимательства

1. Удельный вес МП в общем объеме реализуемой продукции (работ, услуг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Удельный вес прибыльных малых

предприятий в общем объеме прибыльных предприятий.

3. Поступление налоговых платежей и других доходов в

бюджет от субъектов

малого редпринимательства

1. Уровень развития инфраструктуры на душу населения.

2. Уровень обеспечения малого

предпринимательства объектами инфраструктуры.

3. Уровень предпринимательской

активности

«

<и Ч

ё §

о

а

*

и

¡г «

и «

ч

<и «

И

ч

<и а а о

II уровень — объединение единичных показателей в комплексе _____________________________________^_______________________________________

Комплексный показатель уровня использования потенциала малого

предпринимательства

трудовой финансовый материально- инновационно-

потенциал потенциал технический потенциал инфраструктурный потенциал

V.

III уровень — объединение комплексных показателей в интегральный ______________________________________^_________________________________________

Интегральный показатель уровня использования потенциала малого

предпринимательства

Рисунок 4 Система параметров (индикаторов) уровня использования потенциала малого

предпринимательства

Финансы, учет и аудит

Единичные показатели определяют количественный уровень предпринимательского потенциала и служат базой для определения комплексных индикаторов.

Такими комплексными параметрами оценки потенциала малого предпринимательства являются следующие его составляющие:

- потенциал материально-технических ресурсов;

- потенциал трудовых ресурсов;

- потенциал финансовых ресурсов;

- потенциал инновационно-инфраструктурного обеспечения.

На четвёртом этапе оценки потенциала МП осуществляется интегральная оценка. Интегральный показатель характеризует количественный и качественный уровень использования потенциала малого предпринимательства, который может использоваться для региональных сравнений, и служит основой формирования механизма повышения эффективности использования предпринимательского потенциала отдельного региона в современных условиях трансформации социально-экономических отношений.

Опираясь на существующие разработки, теоретические обобщения по оценке экономического потенциала в целом, считаем уместным провести формализацию единичных показателей к комплексным по вышеупомянутым подсистемам потенциала малого предпринимательства. Осуществление интегральной оценки следует проводить с использованием индексного метода, методов таксономического анализа, модели эластичности, что позволит объединить разноплановые единичные и комплексные показатели к интегральному. Потенциал отдельных составляющих потенциала малого предпринимательства следует определять по формуле средней арифметической [6]:

- х1 + х2 + х3 +... + х„

х = —-2-3--

п

I *

i=1

п

(1)

Отметим, что в рамках этого этапа исследования целесообразно также провести сравнительный анализ состояния потенциала малого предпринимательства региона в общем рейтинге, что позволит определить уровень его развития в каждом регионе, обосновать пути его укрепления и роста, определить ресурсные возможности формирования и реализации региональных программ развития предпринимательской деятельности. Различия в уровне предпринимательского потенциала регионов могут также служить базой принятия решений по кредитованию, предоставлению лизинговых услуг, страхованию, инвестированию в конкурентоспособные сферы предпринимательской деятельности.

Следовательно, заключительным этапом анализа и оценки потенциала малого предпринимательства является формирование стратегии его укрепления и наращивания. Использование результатов оценки потенциала МП позволит более основательно и предметно разрабатывать мероприятия по активизации предпринимательской деятельности, повышению конкурентоспособности малого предпринимательства и производимой ими продукции, ее реализации на отечественном и зарубежном рынках, что будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста.

Вывод. Таким образом, исследование теоретико-методологических аспектов оценки потенциала МП региона является сложной сферой экономических исследований, требующей выбора методов анализа и оценки, формирования алгоритма такой оценки, что послужит предпосылкой принятия управленческих решений по использованию и последующему воспроизводству потенциала малого предпринимательства, повышению его конкурентоспособности в обеспечении устойчивого экономического роста.

Согласно предложенному методическому подходу к оценке потенциала МП региона появилась возможность выделить её основные преимущества:

- использование комплексного, многостороннего подхода к оценке всех структурных составляющих МП;

- определение общего уровня потенциала малого предпринимательства осуществляется на основе данных публичной статистической, отчетной информации субъектов предпринимательской деятельности;

- учет в расчетах коэффициентов весомости отдельных систем и подсистем структу-

Библиографический список

ры потенциала малого предпринимательства на основе энтропии отдельных значений показателей, что будет способствовать исключению субъективизма при оценке по сравнению с экспертными методами;

- все расчеты комплексных и интегральных показателей могут осуществляться с использованием стандартных компьютерных программ.

1. Алексеева, Г. М. О роли малого и среднего предпринимательства в инновационной экономике [Текст] / Г. М. Алексеева // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 10. — С. 11-12.

2. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса [Текст] : учеб. для вузов / Э. А. Арустамов, И. К. Дашков. — [3-е изд., перераб. и доп.]. — К., 2012. — 232 с.

3. Бутенко, А. I. Потенщал малого тдприемництва в парадигмi сталого розвитку [Текст] / А. I. Бутенко, С. В. Лазарева, Н. Л. Шафман // 1ПРЕЕД НАН Украгни. — Одеса : 1нтерпртт, 2012. — 108 с.

4. Климахина, О. Н. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие / О. Н. Климахина, Р. Н. Арзуманов. — Феодосия : ИЦ ФФЭА КУРО, 2009. — 187 с.

5. Колесникова, Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием [Текст] : науч. пособ. /Л. А. Колесникова. — М. : Новый Логос, 2007. — 290 с.

6. Малий i середтй бiзнес у пошуках мiсця в стратеги економiчного зростання в Украгм [Текст] : зб. наук. статей / за ред. Я. А. Жалша. — К. : Альтерпрес, 2002. — 118 с.

7. Методология GEM Global Entrepreneurship Monitor [Электронный ресурс] // Executive Report. — 2014 — Режим доступа: http://www.gemconsortium.org (дата обращения: 02.12.2021).

8. Попов, В. М. Практика малого бизнеса [Текст] : практ. пособие / В. М. Попов, С. И. Ляпунов. — М. : КноРус; Гном и Д, 2010. — 424 с.

9. Тихонова, М. А. Антикризисный выбор малого бизнеса [Текст] /М. А. Тихонова // Сегодня и завтра российской экономики. — 2020. — № 99. — С. 54-57.

© Эккерт Е. А. © Журенко К. В.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. ЭУ ЛГУ им. В. Даля Белозерцевым О. В.,

д.э.н., проф. каф. ЭУ ДонГТИГришко Н. В.

Статья поступила в редакцию 20.12.2021.

PhD in Economics Ekkert E. A., Zhurenko K. V. (LSU named after V. Dahl, Lugansk, LPR, evgesha94204@mail. ru)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS FOR ASSESSING THE POTENTIAL OF SMALL BUSINESS IN THE REGION

Theoretical and methodological aspects for assessing the potential of small business in the region were studied. A process approach has been developed to assess the potential of small business in the region as a sustainable economic development factor. A methodological approach to assessing the potential of small business has been developed, which includes a use-level parameters (indicators) of the small business potential.

Key words: analysis, indicator, assessment, small business, approach, potential, region, resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.