Научная статья на тему 'Финансирование малых и средних предприятий в условиях децентрализации в Украине'

Финансирование малых и средних предприятий в условиях децентрализации в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В УКРАИНЕ / DECENTRALIZATION IN UKRAINE / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / PROBLEMS OF FINANCING OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Придиус Анастасия Витальевна

В статье обоснованы теоретические положения и разработаны практические рекомендаций по активизации финансовых инструментов стимулирования развития малого предпринимательства в условиях современной децентрализации в Украине. Реализация поставленных стратегических направлений финансирования малых и средних предприятий на региональном уровне позволит им выйти на европейский уровень развития, тем самым благотворно повлиять на экономический прогресс в Украине при условии их максимально эффективного выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Придиус Анастасия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates theoretical provisions and develops practical recommendations on the activation of financial instruments to stimulate small business development in the context of modern decentralization in Ukraine. The implementation of the strategic directions of financing of small and medium enterprises at the regional level will allow them to reach the European level of development, thereby beneficially affect economic progress in Ukraine, provided they are most effectively implemented.

Текст научной работы на тему «Финансирование малых и средних предприятий в условиях децентрализации в Украине»

ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В _УСЛОВИЯХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В УКРАИНЕ_

Придиус Анастасия Витальевна

аспирант кафедры экономических систем и управления инновационным развитием Одесского

национального политехнического университета

Одесса, Украина

АННОТАЦИЯ

В статье обоснованы теоретические положения и разработаны практические рекомендаций по активизации финансовых инструментов стимулирования развития малого предпринимательства в условиях современной децентрализации в Украине. Реализация поставленных стратегических направлений финансирования малых и средних предприятий на региональном уровне позволит им выйти на европейский уровень развития, тем самым благотворно повлиять на экономический прогресс в Украине при условии их максимально эффективного выполнения.

ABSTRACT

The article substantiates theoretical provisions and develops practical recommendations on the activation of financial instruments to stimulate small business development in the context of modern decentralization in Ukraine. The implementation of the strategic directions of financing of small and medium enterprises at the regional level will allow them to reach the European level of development, thereby beneficially affect economic progress in Ukraine, provided they are most effectively implemented.

Ключевые слова: децентрализация в Украине, малые и средние предприятия, проблемы финансирования малых и средних предприятий, поддержка и развитие малых и средних предприятий на региональном уровне.

Keywords: decentralization in Ukraine, small and medium enterprises, problems of financing of small and medium enterprises, support and development of small and medium enterprises at the regional level.

Введение. В последние годы в Украине активно осуществляются процессы реформирования системы регионального управления и развития местного самоуправления. Раннее, принципы бюджетного выравнивания не стимулировали местные и региональные власти к экономическому развитию. До 2015 года правительство компенсировало бюджетные разрывы полностью, поэтому в депрессивных регионах не было мотивации сокращать расходы. С другой стороны, в тех регионах, которым удавалось зарабатывать больше, чем тратить, избыток перенаправлялся в центральный бюджет, а дальше, расходился на дотации отстающим регионам. Поэтому, процессы реформирования системы регионального управления и развития местного самоуправления определены как наиболее приоритетные для государственной политики на современном этапе.

Децентрализация понесет за собой много изменений, которые затронут все субъекты экономической деятельности, малый и средний бизнес также. Возможности развития малого и среднего предпринимательства в регионах Украины не используются в полной мере, а неблагоприятная предпринимательская среда, имеющая межрегиональные диспропорции, уязвимое малое предпринимательство с различными дестабилизирующими факторами и ограниченными ресурсами свидетельствуют о необходимости активизации разработки и совершенствования механизмов стимулирования его развития на региональном уровне. Поэтому, на сегодняшнем этапе развития региональной экономики Украины насущной является разработка теоретических и прикладных основ стимулирования развития малого предпринимательства.

В связи с этим, цель работы заключается в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по активизации финансовых инструментов стимулирования развития малого предпринимательства в регионе.

Объектом исследования является процесс активизации финансовых инструментов стимулирования развития малого предпринимательства в регионе.

Предметом исследования являются теоретические, методологические и прикладные основы активизации финансовых инструментов стимулирования развития малого предпринимательства в регионе.

Актуальность исследования. Основным объектом направленности регионального подхода к решению проблемы стимулирования развития малого предпринимательства являются местные рынки. Существует определенная система взаимовлияния малого предпринимательства и региона: в обмен на благоприятные условия для предпринимательской деятельности и ведения бизнеса, регион получает рост важных социально-экономических показателей, что является залогом развития и повышения его конкурентоспособности. Регионы Украины отличаются по ресурсным, трудовым и финансовым потенциалам, характеризуются диспропорциями и несбалансированностью развития, урбанизацией и депопуляцией сельской местности, причем они постоянно вступают в конкурентную борьбу, то за определенные ресурсы, то за привлечение инвестиций. Государственная политика реализуется на уровне регионов и через различные региональные программы, позволяющее наиболее полно учесть своеобразие региона, его территориальные и отраслевые интересы.

Несмотря на многочисленные исследования по развитию малых предприятий, некоторые вопросы еще не рассматривались, либо не получили должного внимания. Прежде всего это касается проблематики региональной политики экономического развития и финансирования малых субъектов хозяйствования. Кроме того, потребность постоянных исследований в этой сфере обусловлено постоянными изменениями среды деятельности малых предприятий.

Основная часть. Децентрализация, реформа административно-территориального устройства и местного самоуправления относятся к кругу самых актуальных проблем Украины. Это сложная и глубокая реформа, которая перестраивает всю систему

управления страной. Несомненно, эти процессы затронут деятельность малых и средних предприятий и их финансирование.

В Украине, финансовая децентрализация началась путем принятия изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Это была передача на места дополнительных бюджетных полномочий и стабильных источников доходов для их реализации.

За три года реформы местные бюджеты выросли на 100 млрд грн и эти темпы ежегодно набирают обороты. Поступление собственных доходов общего фонда местных бюджетов за первое полугодие 2017 выросли. По сравнению с аналогичным периодом 2016 прирост составил 34% [1].

2014 2015 2016 2017

Рисунок 1. Результаты финансовой децентрализации в Украине, 2014 - 2017 гг.

Реформу децентрализации нужно продолжать продвигать, не сбавляя темпов. В 2015-2016 годах было осуществлено законодательный прорыв, который открыл перед прогрессивными малыми и средними предприятиями (МСП) перспективу и колоссальные возможности на региональном уровне.

Именно эти законы передали региональному управлению полномочия и финансовые возможности, а в дальнейшем - расширят возможности для привлечения средств на развитие МСП, что позволит модернизировать инфраструктуру и создать дополнительные рабочие места.

За последние несколько лет был принят ряд законов, которые должны создать должное нормативно-правовое поле для эффективной децентрализации управления, а также для повышения способности органов местного регулирования представлять интересы местных предприятий. Такими законами стали: ЗУ «Об основах государственной региональной политики» [2], ЗУ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» [3] и «О внесении изменений в Налоговый кодекс

Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» [4].

Успешная реализация реформы регионального самоуправления нуждается в дальнейшей законотворческой доработке, в частности законодательного обеспечения расширенных полномочий органов местного самоуправления. На данный момент, основным позиционным документом правительства по реформе децентрализации является Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, одобренная 1 апреля 2014 [5]. Она устанавливает основные задачи, принципы и этапы реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. Другими ключевыми программными документами Президента, Правительства и Парламента, содержащих обязательства по децентрализации власти, являются: Стратегия устойчивого развития «Украина 2020» [6], План действий правительства «Восстановление Украины» [7], Коалиционное соглашение, Программа деятельности Кабинета Министров Украины [8].

42

Европейские страны работали над процессом децентрализации десятилетиями. Именно благодаря передаче полномочий и финансов на места, региональные власти получили возможность самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию.

Так, страны с развитой экономикой с помощью субсидий, льготного налогообложения, налоговых каникул, бюджетных инвестиций, дотаций и т.д. стимулируют регионы и предприятия к формированию и развитию именно экономического потенциала, который является первичным звеном к обеспечению конкурентоспособности региона как основы процессов его социализации. Такие инструменты должны направляться на развитие тех регионов страны, в которых наблюдается социальная перегрузка экономической сферы, где существует неоптимальное соотношение между социальными расходами и экономической эффективностью, что позволит достичь оптимальных пропорций сбалансирования социально ориентированного развития экономик регионов страны.

В Украине, из-за отсутствия возможностей, прямая финансовая помощь для малых предприятий очень незначительна. Основным средством финансовой поддержки предприятия здесь является банковский кредит. По кредитованию, можно сказать, что банковские учреждения не проявляют большого желания иметь дело с малым и средним бизнесом. Причиной такого отношения является то, что финансирование предприятий, как правило, осложняется тремя обстоятельствами: большим риском, поскольку инновации изначально не имеют технической и коммерческой апробации, большим объемом необходимых инвестиций и значительным временным промежутком к началу принесения прибыли.

Поэтому, в сложившейся ситуации, государственные займы должны стать реальным источником формирования финансовых ресурсов малых и средних предприятий. Пока на государственном уровне финансовой поддержкой предпринимательской деятельности занимаются лишь несколько структур, таких как Государственная инновационная компания, Государственный фонд фундаментальных исследований, Украинский фонд поддержки предпринимательства. К сожалению, как показала практика и предыдущие исследования [9], эти структуры и объемы их кредитования не могут удовлетворять имеющегося большого спроса со стороны субъектов малого предпринимательства на получение финансово-кредитной помощи. Их деятельность также осложняется проблемой невозврата заемных средств.

Одним из важных направлений поддержки развития предпринимательской деятельности может стать внедрение регионального механизма стимулирования коммерческих банков к предоставлению займов (льготных займов) малым предприятиям. Речь идет прежде всего о механизме долгосрочного кредитования через инструменты рефинансирования коммерческих банков.

Кроме банковских учреждений, необходимо также стимулировать в Украине развитие финансового небанковского сектора, который формируется на основе развития фондов поддержки предприятия вместе с инновационными и инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми компаниями, финансово-кредитными учреждениями, гарантийными фондами и т.д. на региональном уровне.

Можно утверждать, что оптимальное распределение регионального финансирования внутри региона по направлениям предпринимательства, которые нуждаются в наибольшей поддержке или же самого стимулирования, позволяющие повысить уровень финансовой обеспеченности регионов, уменьшить их диспропорции в финансовом обеспечении по направлениям устойчивого развития и повысить заинтересованность регионов в укреплении собственной финансовой базы.

Так, региональное развитие становится инструментом для достижения глобальной конкурентоспособности через процесс, с помощью которого регионы управляют постоянными конкурентными трансформациями, чтобы стать более комфортными для жизни и лучше для ведения бизнеса. То есть, происходит постоянная конкурентная борьба за привлечение инвестиций, технологий, специалистов, знаний и идей, выигрывают в которой те регионы, которые сумели лучше оптимизировать и эффективно использовать внутренние ресурсы и создать оптимальные предпосылки для развития предпринимательства, в т.ч. малого, которые, в результате масштабной зависимости от государства, органов местного самоуправления, финансово-кредитных институтов и крупных компаний, наряду с высокой социально-экономической важностью характеризуется крайне низкой жизнеспособностью, чувствительностью к различным экономических потрясениям, другим недостаткам рынка, сосредоточенностью на решении текущих проблем и игнорированием долгосрочного стратегического планирования. Следовательно, особую актуальность приобретает разработка региональных стратегий развития МП, а вместе с тем и финансирования этого сектора.

Активизация финансирования на развитие МСП на региональном уровне позволит достигнуть стратегических целей социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом: создать новые рабочие места (особенно важно для депрессивных регионов), что будет способствовать уменьшению социальной напряженности и достижению социальной стабильности в обществе; повысить уровень доходов (а следовательно, рост показателей благосостояния населения и его платежеспособности); сформировать на местных рынках конкурентную среду по предложению товаров и услуг, повышение их качества; оживить экономическую активность в регионах; увеличить приток капитала в региональной (и национальной) экономике; увеличить поступления в государственный и местные бюджеты; замедлить объемы трудовой миграции активной части трудоспособного населения

за границу; увеличить в обществе прослойки среднего класса.

Развитие малого предпринимательства тормозят следующие системные проблемы:

1. Влияние системных проблем, сопровождающих развитие малого предпринимательства на общегосударственном уровне:

- дефицит материальных ресурсов у субъектов малого предпринимательства как следствие недостаточной финансовой поддержки со стороны государства и неурегулированности механизмов кредитования малого предпринимательства и высокой стоимости кредитных ресурсов;

- отсутствие четкой системы налоговых преференций для субъектов малого предпринимательства;

- недостаточная помощь со стороны государства в продвижении продукции отечественных малых предприятий на зарубежные рынки, незначительное привлечение малого бизнеса к выполнению государственных заказов;

- несовершенство нормативно-правового обеспечения развития малого предпринимательства;

- неравные условия хозяйствования малых и крупных предприятий на рынке, в т.ч.: разные стартовые возможности доступа к финансовым ресурсам и государственных инвестиций; недостаток информации; недостаток средств на освоение новой продукции и получения современных технологий.

2. На региональном и местном уровне:

- недостаточное (негарантированное и несистематическое) финансирование региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

- несовершенство контроля за использованием средств, выделенных малым предприятиям, в результате чего часть ресурсов теряется по нецелевому назначению;

- отсутствие эффективно функционирующей системы действенного взаимодействия крупного и малого бизнеса на местном (региональном) уровне;

- неравномерность расположения и развития малого предпринимательства в регионах Украины, что обусловлено общей экономической ситуацией в регионе. Ведь малое предпринимательство напрямую зависит от платежеспособного спроса населения в регионе. Именно поэтому в депрессивных, периферийных (в т.ч. монофункциональных регионах) темпы развития малого предпринимательства являются низкими.

Для полноценной поддержки предпринимательской активности и создания благоприятной деловой среды на региональном уровне необходимо:

- обеспечить ускоренную реструктуризацию малых и средних предприятий;

- поддерживать развитие и диверсификацию экономической деятельности и создание новых рабочих мест;

43

- содействовать развитию образования в области маркетинга для манеджеров малого и среднего бизнеса;

- поддерживать развитие региональных предпринимательских объединений и фондов;

- создание и поддержка центров первого контакта для распространения информации и помощи в разработке проектов, которые могут быть представлены для получения МСП финансирования в национальных и международных фондах.

Основными задачами региональной власти в вопросе формирования региональной поддержки развития малого предпринимательства признаны: планирование поддержки на долго- и среднесрочную перспективу, определение приоритетных задач и их поддержка на всех этапах реализации; разработка стимулирующего законодательства в контексте инновационного развития; развитие инфраструктуры для реализации инновационной политики; обеспечение и поддержание спроса на товары; улучшение инновационной культуры населения и бизнеса; информационное сопровождение развития мирового рынка инноваций; формирование новых организационных форм предпринимательской деятельности и тому подобное.

Выводы. Реализация поставленных стратегических направлений финансирования малых и средних предприятий на региональном уровне будет способствовать их выходу на европейский уровень развития, улучшению бизнес-климата, укреплению позиций малого предпринимательства в общей структуре отечественной экономики, модернизации в сфере малого предпринимательства, направленной на увеличение его вклада в социально-экономическое развитие страны, повышению эффективности малого предпринимательства, наполнения доходных частей государственного и местных бюджетов.

Необходимо делать все возможное, чтобы новые возможности, появляющиеся в связи с децентрализацией были максимально эффективно реализованы.

Список литературы:

1. Национальный Банк Украины [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.bank.gov.ua (дата обращения: 20.12.2017 г.).

2. Закон Украины «Об основах государственной региональной политики» от 05.02.2015 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.zakon3.rada.gov.ua.

3. Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» от 01.01.2017 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.zakon3.rada.gov.ua.

4. Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 01.01.2017 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.zakon3.rada.gov.ua.

5. Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине от 01.04.2014 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.zakon3.rada.gov.ua.

6. Стратегия устойчивого развития «Украина 2020» от 12.01.2015 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: www.zakon3.rada.gov.ua.

7. План действий правительства «Восстановление Украины» от 03.09.2014 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.kmu.gov.ua.

8. Коалиционное соглашение, Программа деятельности КМУ от 11.12.2014 [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.kmu.gov.ua.

9. Чугунов А.А., Придиус А.В. Проблемы в практике поддержки малого и среднего бизнеса. Экономика: реалии времени. - 2015. - № 2 (18). - С. 173-181. - Режим доступа: http://economics.opu.ua.

334.021_

К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ THE ISSUE OF PROCUREMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Сергеева Элеонора Васильевна,

преподаватель, юрисконсульт ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж»

Eleonora Sergeeva V., lecturer, legal counsel GAPO WITH "Krasnoturyinsk industrial College "

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются особенности осуществления закупок образовательными организациями.

ABSTRACT:

The article discusses the features of procurement in educational organizations

Ключевые слова: закупки, образовательные организации, Закон о контрактной системе, участие в осуществлении контрактной системы.

Keywords: procurement, educational institutions, the Law on the contract system, participate in the implementation of the contract system

Государственно-политические и социально-экономические преобразования в России оказали большое влияние на отечественное образование, позволив реализовать не только академическую самостоятельность образовательных учреждений (далее ОУ), но и реализовать экономическую автономию ОУ. Приоритетным направлением государственной политики является развитие инновационных преобразований, в том числе развитие партнерских отношений между государством, представителями бизнеса и образовательными организациями. Именно с этим связана главная задача образовательной деятельности на сегодняшний день-обеспечение качественного образования с сохранением уже существующих фундаментальных основ. Очевидно, что современное развитие образования тесно связано с решением задач, направленных на формирование нормативно-правовых и организационно-экономических процессов привлечения как бюджетных, так и внебюджетных ресурсов [1]. Деятельность образовательных организаций на сегодняшний день базируется на многоканальном финансировании, поскольку ОУ не могут существовать только на внутреннем принципе самодостаточности. Образовательную деятельность осуществляют образовательные организации различных типов, функционирующие в разных организационно-правовых формах. В соот-

ветствии с Законом об образовании образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций [2]. На сегодняшний день подавляющее большинство государственных образовательных организаций создано и действует в форме автономных учреждений. Открытость деятельности образовательных организаций, повышение экономической активности в секторе экономики неминуемо связано с возможностью самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами.

Думается верным утверждение, что научная, образовательная деятельность тесно связана с финансовой обеспеченностью этой деятельности на основе принципа открытости. Именно эта тесная связь фундаментальной научной деятельности и необходимость финансовой, экономической обеспеченности этой деятельности реализуется в закупочной деятельности образовательных организаций. В настоящее время в сфере государственных и муниципальных закупок происходит широкомасштабная реформа, связанная с переходом к контрактной системе в данной сфере, основанной на применении системного подхода, позволяющего обеспечить взаимосогласованное правовое регулирование всех стадий процесса закупок, включая планирование, отбор поставщиков (подрядчиков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.