Научная статья на тему 'Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан'

Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самигуллина Айгуль Фидусовна, Хайрутденова Диана Рафилевна

В данной статье рассмотрена сущность и структура государственной поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан. Поднимается проблема развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самигуллина Айгуль Фидусовна, Хайрутденова Диана Рафилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and structure of state support to the development of small and medium business in the Republic of Bashkortostan are reviewed in this article. Also problem of development of small and medium-sized businesses is raises in article.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Самигуллина Айгуль Фидусовна

Канд. эконом. наук, доцент, БашГУ, г. Уфа Хайрутденова Диана Рафилевна студентка, БашГУ, г. Уфа

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE

REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена сущность и структура государственной поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан. Поднимается проблема развития малого и среднего предпринимательства.

ABSTRACT

Essence and structure of state support to the development of small and medium business in the Republic of Bashkortostan are reviewed in this article. Also problem of development of small and medium-sized businesses is raises in article.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, государственная политика, Российская Федерация, Республика Башкортостан.

Keywords: small and medium-sized enterprises, state support, public policy, the Russian Federation, the Republic of Bashkortostan.

Предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики и страны, и региона. Оно влияет на формирование среднего класса, что является не менее важным в нашей стране, поскольку многие исследователи ведут дискуссии о том, существует ли средний класс в России.

Прежде чем рассмотреть сущность государственной поддержки в сфере развития предприятий малого и среднего бизнеса, обратимся к понятию государственной политики в этой сфере. Государственная политика в данной области представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, которые осуществляются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти местного самоуправления.

Также существует несколько подходов к определению сущности государственной поддержки в области малого и среднего предпринимательства. Выделяются традиционный, социально-политический, системный и институциональный подходы [1]. При традиционном подходе государственная поддержка понимается как совокупность мероприятий, направленных на поддержку развития предприятий. Социально-политический подход определяет малое предпринимательство как политическую силу, а государственную поддержку - как способ привлечение этой силы на свою сторону. Системный подход рассматривает государственную поддержку как множество взаимосвязанных элементов. При институциональном подходе считается, что каждое направление государственной поддержки несет в себе институции, то есть правила взаимодействия государства и малого бизнеса. Таким образом, все эти направления с разных сторон характеризуют такое понятие, как государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Для того чтобы осуществить эффективную поддержку малого предпринимательства, необходимо: формирование правовой среды, которая обеспечит беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства, финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпри-

нимательства, формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых услуг и ресурсов, а также повышение эффективности деятельности органов государственной власти [2]. Поэтому элементами структуры государственной поддержки являются: нормативно-правовая база, финансовая поддержка, снижение административных барьеров, программы поддержки малого бизнеса, конституциональная поддержка и другие виды поддержки. Нашей задачей является рассмотрение нормативно-правовой базы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон от 24 июня 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательств в Российской Федерации» устанавливает обязанность государственных органов власти содействовать развитию предприятий малого и среднего бизнеса. Данный Федеральный закон также закрепляет основные цели и принципы государственной поддержки. Остановимся подробнее на данном вопросе.

К целям государственной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства относятся: развитие малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды; обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличение конкурентоспособности, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении товаров на рынок. А также увеличение количества субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности; обеспечение занятости населения; увеличение доли производимых товаров в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [3].

К основным принципам, на которых должна строиться вся государственная система поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, относятся: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства; доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предприни-

мательства; равный доступ субъектов к участию в соответствующих программах. А также оказание поддержки с соблюдением требований, устанавливаемых Законом о защите конкуренции; открытость процедур оказания поддержки [4]. Итак, мы видим, что законодательная основа государственной поддержки малого и среднего бизнеса достаточно разработана.

Проблема развития малого и среднего предпринимательства поднимается и субъектами Российской Федерации. В Республике Башкортостан действует программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная программа рассчитана на период от 2013 по 2018 год, реализуется без деления на этапы и имеет ряд подпрограмм. По этой программе, главными целями деятельности Правительства РБ в области развития малого и среднего предпринимательства является совершенствование системы государственной поддержки бизнеса и создание благоприятных условий для его развития в республике.

Предложениями по ключевым направлениям работы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Башкортостане являются: анализ и мониторинг ситуации с развитием субъектов малого и среднего предпринима-

Таким образом, мы видим, что существует необходимость в создании благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в республике, поскольку общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2012 г. значительно уменьшилось.

Поэтому, поднимая данную проблему, Республика Башкортостан является инициатором и организатором первого международного форума малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС, который прошел 21-23 октября 2015 года в Уфе. Официально зарегистрировались более 1500 участников. К ним относятся представители Бразилии, Индии, Китая, ЮАР. Также представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и 51 региона России. Представители из Белоруссии, Афганистана, Пакистана, Великобритании, Канады. А также из Турции, Уганды, Италии, Сербии, Австрии, Мальты, Монголии и Украины [7].

Одними из главных вопросов форума являются совершенствование законодательной и финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, а также увеличения числа совместных бизнес проектов.

Модераторами дискуссионной панели являлись Сазонов Дмитрий Валерьевич, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, и Толкачев Константин Борисович, спикер Государственного Собрания - Курултая Башкортостана.

Многие деятели выступили со своими докладами. К примеру, Давлетов Р.Р., Руководитель управления регионального развития и международных отношений Агентства

тельства; обучение предпринимателей с начинающих до топ-менеджеров, организация доступных консультаций по вопросам предпринимательства, интенсификация всех каналов информирования предпринимателей; популяризация и повышение имиджа занятия предпринимательством; определение и создание «точек доступа» по отраслям народного хозяйства и поддержка ключевых направлений. Также развитие социального предпринимательства, привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации социальных проектов; улучшение рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках. Не менее важное - создание благоприятных условий для взаимодействия между крупным и малым бизнесом посредством развития субконтрактации и аутсорсинга, координация и поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства [5].

Также в задачи государственной программы входят: увеличение финансового результата от всех видов предпринимательской деятельности и др.

Рассмотрим развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в республике.

Таблица 1.

стратегических инициатив, выступил с докладом «Государственная поддержка МСП в России: Роль АСИ», в котором он подчеркивал, что ведется активная работа по снятию административных барьеров в муниципальных образованиях, а также по тиражированию лучших практик по поддержке бизнеса на конкретных территориях, он отметил, что России было бы полезно изучить опят создания «единого окна» поддержки малого и среднего предпринимательства.

Были озвучены такие доклады, как «Роль бизнес объединений в совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности в России» (Палагина А.Н., директор Департамента предпринимательства и услуг Торгово-промышленной палаты РФ). Также «Государственная стратегия развития малого и среднего бизнеса и механизмы государственного регулирования и стимулирования предпринимательства» (Сазонов Д.В., председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ). Помимо этого, озвучен следующий доклад: «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам группы компании ПАО «Россети» (Кириленко И.В., Начальник отдела планирования, контроля и методологии закупочной деятельности ПАО «Россети») и др.

В итоге, решения данного форума помогут выработать пути к решению проблемы развития малого и среднего предпринимательства на международном уровне, что имеет огромное значение.

Литература

1) Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего

бизнеса и среднего класса: монография / О. В. Комарова,

Характеристика состояния малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [6].

Год Малый бизнес Микропредприятия Средний бизнес ИП Всего

2012 5442 33457 282 102597 от 140 тыс.

2013 5067 35768 297 87075 от 128 тыс.

2014 5098 35768 314 87999 от 129 тыс.

Т. А. Саламатова, Д. Е. Гаврилов. Екатеринбург, 2012. (123 - 128 С.)

2) Госсми.ру. Достоверный источник информации. Государственная политика в сфере малого предпринимательства. URL: http://gossmi.ru/

3) Ст. 6 Федерального закона 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12154854/

4) Ч.1 ст. 14 Федерального закона 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://base.garant. ru/12154854/

5) Пункт 2 Постановления от 20 июля 2012 г. N 249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Постановления РБ от 01.04.2015 N 110). URL: http://docs.cntd.ru/document/463503070

6) Пункт 1 Постановления от 20 июля 2012 г. N 249 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Постановления РБ от 01.04.2015 N 110). URL: http://docs.cntd.ru/document/463503070

7) Саммиты ШОС и БРИКС. АНО «Офис-группа ШОС БРИКС «Уфа 2015». URL: http://ufa2015.ru/

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АНГОЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Себаштиау Белшиор Жанго

Аспирант кафедры международного производственно бизнеса, Государственный университет управления, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема обеспечения конкурентоспособности ангольской экономики на основе диверсификации национального производства. Уточняя толкование понятия «конкурентоспособность страны», автор анализирует показатели конкурентоспособности экономики Анголы и предлагает стратегические механизмы обеспечения конкурентоспособности страны на основе диверсификации национального производства.

ABSTRACT

The article discusses the problem of the ensuring the Angolan economy's competitiveness in terms of diversification of the domestic production. The author considers the essence of the term "competitiveness of a country" and analyzes the Angolan economy's competitiveness. The strategic measures for ensuring the competitiveness of the Angolan economy on the bases of the domestic production's diversification are suggested in the article.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность страны, производственный сектор, национальное производство, диверсификация национального производства.

Keywords: Competitiveness, competitiveness of a country, production sector, domestic production, diversification of the domestic production.

В условиях интенсификации экономических отношений между странами весьма важной становится проблема конкурентоспособности на уровне страны.

Актуальность темы исследования обусловлена чрезмерной зависимостью формирования бюджетного поступления в Анголе от нефтедобывающего сектора и в связи с этим потребностью в развитии в стране других комплексных производственных отраслей, которые способны конкурировать с зарубежными производителями на национальном рынке.

Цель работы - рассмотреть понятие конкурентоспособности страны и разработать стратегические механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность экономики Анголы на основе диверсификации национального производства.

Конкурентоспособность является многосторонним понятием, которое проникало в экономику в последние два десятилетия. Данный термин рассматривает как страны, регионы, отрасли и предприятия управляют их компетентностью для достижения процветания или прибыли [4, с. 500-501].

Сам термин «конкурентоспособность страны» не нашел единого общепринятого толкования в современной литературе. Ученые из Всемирного экономического форума, например, рассмотривают конкурентоспособность страны как

«совокупность институтов, политики и факторов, которые определяют уровень производительности страны» [8, с. 4]. Из данной трактовки очевидно, что экономисты из Всемирного экономического форума придерживаются взгляда о том, что производительность является главным фактором, определяющим конкурентоспособность страны.

Другую точку зрения в толковании понятия «конкурентоспособность страны» можно найти в публикациях Международного института по развитию менеджмента. Согласно этим публикациям, под конкурентоспособностью страны следует понимать «...способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие эффективность национальных предприятий и процветание народа» [4, с. 501].

Как нам представляется, данное определение более полное. Помимо экономических параметров ученые из Международного института по развитию менеджмента включают в сущность понятия «конкурентоспособность страны» и социальные составляющие. Согласно данной позиции, страна считается экономически конкурентоспособной, когда она способна формировать политическую и социально-экономическую среду, которая способствует процветанию народа.

В последнее время макроэкономические данные Анголы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.