Научная статья на тему 'Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Луганской Народной Республике'

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Луганской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСП / регион с особым статусом / категории МСП / кооперация предприятий. / SME / region with a special status / categories of SME / cooperation of enterprises.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Наталья Валерьевна, Сулейманова Татьяна Анатольевна

В статье рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом становлении Луганской Народной Республики, подвергнуты анализу примеры систематизации предприятий малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах. Даны рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятий малого и среднего предпринимательства в Луганской Народной Республике и рассмотрена их возможность стать прочной основой наполнения государственной казны, решать вопросы уменьшения уровня безработицы, насыщать внутренний рынок республики продукцией и услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of small and medium-sized businesses in the Lugansk People’s Republic

The article considers the role of small and medium-sized businesses in the socio-economic development of the Lugansk People’s Republic, and considers examples of systematization of small and medium-sized businesses in foreign countries. Recommendations are given to improve the efficiency of small and medium-sized businesses in the Lugansk People’s Republic and consider their ability to become a solid basis for filling the state treasury, resolve problems of reducing unemployment rate, saturate the domestic market of the Republic with products and services.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Луганской Народной Республике»

УДК 334.012.64+334.012.63(4Луг)

д.э.н. Коваленко Н. В., Сулейманова Т. А.

(ДонГТУ, г. Алчевск, ЛНР, sonatak96@gmail.com, sta2018-10@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом становлении Луганской Народной Республики, подвергнуты анализу примеры систематизации предприятий малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах. Даны рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятий малого и среднего предпринимательства в Луганской Народной Республике и рассмотрена их возможность стать прочной основой наполнения государственной казны, решать вопросы уменьшения уровня безработицы, насыщать внутренний рынок республики продукцией и услугами.

Ключевые слова: МСП, регион с особым статусом, категории МСП, кооперация предприятий.

Развитие экономики существенно увеличило значимость такого сектора экономики, как малое и среднее предпринимательство (далее — МСП). В государствах со значительной степенью экономического развития этот сектор является фундаментом надежности и стабильности развития народного хозяйства. МСП имеет отличительные признаки и различные конфигурации в зависимости от объемов создания продукции или услуг.

В мировой экономике действует единая систематизация предприятий МСП, согласно которой они могут быть малыми (в том числе микропредприятие), средними и крупными, в зависимости от объема годового дохода и численности сотрудников на предприятии [1].

Процессы глобального экономического развития, географический и социальный состав всех наций, концепция бюрократии, политическая стабильность, уровень средних экономик — все эти факторы влияли на создание национальных критериев для предприятий МСП в разных странах.

Анализ исследовательских подходов к определению МСП показал, что в разных странах они различаются, но в большинстве случаев зависят от количества занятых.

Понятие малого и среднего предприятий заключено в признанном определе-

нии Европейской комиссии (Европейские рекомендации 2003/361). Факторы, позволяющие определить малое или среднее предприятие, разнятся в зависимости от количества работников, годового оборота или годовой балансовой стоимости имущества (табл. 1). Впрочем предприятия не считаются МСП, в случае если иные компании, не относящиеся к указанной категории, владеют более 25 % капитала [2].

В условиях становления Луганской Народной Республики развитие МСП является ключевым фактором трансформации народного хозяйства и занимает ключевое место в социально-экономической структуре региона с особым статусом.

Таблица 1 Характеристика МСП, действующая в Европейском союзе согласно определению Европейской комиссии

Тип предприятия Количество работников Годовой оборот (млн евро) Годовой баланс (млн евро)

Микро < 10 < 2 или < 2

Малое < 50 < 10 или < 10

Среднее < 250 < 50 или < 43

Экономика предприятий

В Луганской Народной Республике структура МСП распределена следующим образом (рис. 1) [3].

Согласно Программе социально-экономического развития, в Луганской Народной Республике на 1 января 2020 года зарегистрировано 50812 субъектов хозяйствования, занятых в секторе малого и среднего бизнеса, в т. ч.: 3900 — малые предприятия, 332 — средние предприятия, 46580 — физические лица-предприниматели.

Наибольшее количество физических лиц-предпринимателей — свыше 69,0 % заняты в сфере торговли, в сфере транспортных услуг занято свыше 9,0 %, в перерабатывающей промышленности — 1,2 %, сельском хозяйстве — 1,1 %.

Ожидается, что общая численность работников в секторе малого и среднего бизнеса достигнет 83 тысяч человек, что на 3,0 % (2,5 тыс. человек) меньше, чем в 2018 году. Ожидаемый объем реализованной продукции (работ, услуг) в 2019 году составит 119700,0 млн рос. руб., что на 13,1 % (13900 млн рос. руб.) больше, чем в 2018 году.

В марте 2017 года создан Интеграционный комитет «Россия-Донбасс», как постоянно действующая структура, деятельность которой нацелена на укрепление интеграционных процессов Донбасса и Российской Федерации[4].

Учитывая направленность деятельности Интеграционного комитета «Россия-Донбасс», целесообразно изучить нормативно-правовую базу Российской Федерации для решения вопросов, связанных с МСП.

Структура малого и среднего предпринимательства

Физические лица - предприниматели 91,2 % — I

Средние предприятия

0,7 %

Малые предприятия 8,1 %

Рисунок 1 Структура МСП в ЛНР

В Российской Федерации все процессы сферы малого и среднего бизнеса регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями). Он устанавливает все отличительные признаки классификации коммерческих предприятий МСП [5].

К субъектам МСП относятся зарегистрированные на территории Российской Федерации субъекты хозяйственной деятельности и индивидуальные предприниматели.

Информация о субъектах, которые попадают под категорию МСП, отражается в едином реестре субъектов МСП. Ведение этого перечня осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в обязанности которого вменены функции контроля по выполнению фискальной политики.

При отнесении хозяйствующих субъектов к категориям МСП должны выполняться определенные условия. Так, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год коммерческих предприятий, производственных кооперативов, потребительских компаний, фермерских производств, индивидуальных предпринимателей должна быть не более 15 человек для микропредприятий; не более 100 человек для малых предприятий и от 101 до 250 человек для средних предприятий, если иная допустимая величина среднесписочной численности работников для средних предприятий не определена законодательно.

Также в Российской Федерации установлены предельно допустимые значения доходов, полученных МСП за предыдущий календарный год для следующих категорий [6]:

- микропредприятия — 120 млн рублей;

- малый бизнес — 800 млн рублей;

- средние предприятия — 2 млрд руб.

В настоящее время на территории Луганской Народной Республики не утверждены на законодательном уровне правовые акты для разделения предприятий по категориям МСП.

Следует отметить, что в Луганской Народной Республике создана рабочая группа Комитета Народного Совета ЛНР, главной целью которой является разработка законопроекта о малом бизнесе.

В соответствии с Законом о нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике, принятым 30.04.2015 № 24-П (с изменениями): «...Законодательство Украины, а также законы и иные нормативные правовые акты, принятые (изданные) правотворческими органами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, иными правотворческими органами, прекратившими впоследствии свое существование, но нормативные правовые акты, которых действовали на территории Украины до 18 мая 2014 года, применяются на территории Луганской Народной Республики в части не противоречащей Конституции Луганской Народной Республики...» [7].

В начале своего основания Луганская Народная Республика в отношении классификации предприятий как категорий МСП руководствовалась Хозяйственным кодексом Украины, принятым 16.01.2003 № 436-ГУ (с изменениями).

В Украине субъекты МСП занимаются предпринимательской деятельностью, несут за нее ответственность и имеют в своем распоряжении определенное имущество согласно Хозяйственному кодексу Украины, принятому 16.01.2003 № 436-1V (с изменениями) [8].

В таблице 2 представлены категории МСП в Украине с учетом количества работающих и доходов от любой деятельности за год.

В ЛНР сектор МСП имеет все возможности стать прочной основой наполнения

государственной казны, решать вопросы уменьшения уровня безработицы, а также насыщения внутреннего рынка республики продукцией и услугами.

Результативное функционирование малого бизнеса в Луганской Народной Республике — это надежный компонент народного хозяйства, который включает в себя ряд отличительных преимуществ:

- содействует насыщению потребительского рынка путем предложения своей продукции;

- способствует приросту общих объемов производства;

- создает условия, благоприятствующие развитию конкуренции и ликвидации монополии при осуществлении предпринимательской деятельности;

- увеличивает количество рабочих мест;

- формирует средний класс общества.

Кроме того, многогранная взаимосвязь

субъектов хозяйствования МСП в различных областях экономической деятельности в форме кооперации может помочь выходу из сложившихся кризисных ситуаций и, как следствие, форсировать социально-экономический рост республики.

Формирование кооперации в ЛНР и применение ее на практике даст возможность крупному бизнесу, имеющему в наличии значительные финансовые, производственные и трудовые возможности, коммуници-ровать со множеством предприятий малого бизнеса на взаимовыгодных условиях.

Как подтверждает международный опыт, эта модель организации способна увеличить качественные показатели конкурентоспособности.

Показатель Предприятие

Микро Малое Среднее Крупное

Количество работников < 10 < 50 Предприятия, которые по своим признакам не могут быть классифицированы как малые или крупные предприятия > 250

Годовой доход < 2 млн евро < 10 млн евро > 50 млн евро

Таблица 2

Принадлежность субъектов хозяйствования к категориям МСП в Украине

Экономика предприятий

Несмотря на принятие законодательных документов руководством Луганской Народной Республики, становление МСП происходит в сложных условиях, существует множество задач, которые требуют немедленного решения. Большинство предприятий МСП вынуждены заниматься незаконной деятельностью из-за несовершенства законодательства, в результате чего возникают неограниченные возможности для коррупции.

Существенная часть предприятий МСП не в состоянии приступить к своей деятельности ввиду отсутствия на первоначальном этапе финансовых средств, производственных мощностей, элементарных навыков и знаний по ведению предпринимательской деятельности. Существуют проблемы сбыта продукции и создания потребительского реестра.

На становление МСП отрицательно влияет политическая ситуация, тотальный спад в промышленности республики, обесценивание денежной массы, коррупция.

Следует отметить, что развитие МСП в ЛНР — это долгосрочная задача, которая не имеет быстрого решения и должна основываться на определенном пошаговом подходе, основанном на экономической ситуации в регионе и существующих проблемах на республиканском и региональном уровнях.

Общегосударственная поддержка в Луганской Народной Республике малому и среднему бизнесу оказывается в малой степени, представляется целесообразным

снижение административных ограничений, которые препятствуют развитию предпринимательской деятельности.

Для дальнейшего успешного развития МСП в ЛНР в ближайшее время необходимо:

- создать соответствующую нормативно-правовую базу с учетом создания условий, способствующих развитию МСП, включая адаптацию критериев для классификации хозяйствующих субъектов в качестве МСП;

- сформировать эффективную систему налогообложения для результативного развития бизнеса в регионе;

- предоставить информационную и консультационную поддержку МСП;

- сформировать действенные механизмы помощи для МСП;

- поддерживать МСП в продвижении на рынок продуктов или услуг собственного производства.

Данные рекомендации позволят повысить эффективность функционирования малого и среднего предпринимательства в Луганской Народной Республике. В этой связи руководству республики необходимо проводить политику государственной поддержки МСП для обеспечения оптимальных условий для предпринимательства и повышения конкурентоспособности малого бизнеса. Развитый сектор МСП способен удовлетворит потребности населения через наполняемость рынка продукцией; увеличить экспортные возможности республики; рационально потреблять сырьевые ресурсы.

Библиографический список

1. Предпринимательство [Текст] : учебник /М. Г. Лапуста. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 384 с.

2. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rcsme.ru/ru/library/show/4571.

3. Постановление Правительства Луганской Народной Республики «О Программе социально-экономического развития Луганской Народной Республики на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 844/19 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovminlnr.ru/akty-soveta-ministrov/postanovleniya/20622-ob-utverzhdenii-programmy-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-luganskoy-narodnoy-respubliki-na-2020-god.html.

4. Россия-Донбасс : официальный интернет-ресурс интеграционного комитета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia-donbass.ru/komitet-rossiya-donbass-prodolzhit-rabotu-dlya-polnoj-integratsii-donbassa-s-rf/.

Экономика предприятий

5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LA W 196415/.

7. Закон Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 30 апреля 2015 года № 24-II (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lawdonbass.ru/zakonodatelstvo/zakony/ onormativnyh _pravovyh_aktah_v_luganskoy_narodnoy_respublike-24_ii/.

8. Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV (с изменениями и дополнениями) [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://kodeksy.com.ua/ka/hozajstvennyj_kodeks_ukrainy.htm.

© Коваленко Н. В. © Сулейманова Т. А.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. УиА ДонГТУКунченко А. В., нач. управления экономики, рыночных отношений и собственности Администрации г Алчевска ЛНРГребеньковой С. П.

Статья поступила в редакцию 24.03.20.

Kovalenko N. V. (DonSTU, Alchevsk, LPR, sonatak96@gmail.com), Suleymanova T. A. (DonSTU, Alchevsk, LPR, sta2018-10@mail.ru)

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article considers the role of small and medium-sized businesses in the socio-economic development of the Lugansk People's Republic, and considers examples of systematization of small and medium-sized businesses in foreign countries. Recommendations are given to improve the efficiency of small and medium-sized businesses in the Lugansk People's Republic and consider their ability to become a solid basis for filling the state treasury, resolve problems of reducing unemployment rate, saturate the domestic market of the Republic with products and services.

Key words: SME, region with a special status, categories of SME, cooperation of enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.