Научная статья на тему 'МЕСТО СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕСТО СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / государственная политика / малое и среднее предпринимательство / state / public policy / small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоменко Я.В., Малахай И.Д.

В статье рассмотрен понятийный аппарат и юридический статус субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ текущей ситуации в секторе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации в разрезе регионов и сфер деятельности. Изучаются юридические основы государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. В рамках этого проведена работа по упорядочиванию информации о нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Учитывая приоритеты и механизмы государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предложены ключевые направления политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике, а также рассмотрен ожидаемый эффект по каждому из указанных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION ECONOMY

The article examines the conceptual apparatus and legal status of small and medium-sized businesses. It includes the complex analysis of the current situation in the small and medium-sized enterprise sector in the Russian Federation by the context of its regions and activity’s areas. The legal basis of state policy for the support and development of small and medium-sized businesses is studied. As part of this, additional work has been carried out to organize information on legal acts regulating the activities of small and medium-sized businesses in Russian Federation and Donetsk People's Republic. Taking into account the priorities and mechanisms of state policy for the support and development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, key policy directions for the support and development of small and medium-sized businesses in Donetsk People's Republic are proposed, and the expected effect for each of these areas is considered.

Текст научной работы на тему «МЕСТО СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 334.72 JEL L25, L26

МЕСТО СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хоменко Я. В. д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Экономическая теория и государственное управление», SPIN-код: 8946-8815, Author ID: 837513, e-mail: yana_homenko@mail.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Малахай И. Д. магистрант, магистратура государственного управления, eLIBRARY ID: 49436547, e-mail: i.malakhay@gmail.com ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассмотрен понятийный аппарат и юридический статус субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ текущей ситуации в секторе малого и среднего предпринимательства Российской Федерации в разрезе регионов и сфер деятельности. Изучаются юридические основы государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. В рамках этого проведена работа по упорядочиванию информации о нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации и Донецкой Народной Республике. Учитывая приоритеты и механизмы государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предложены ключевые направления политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике, а также рассмотрен ожидаемый эффект по каждому из указанных направлений.

Ключевые слова: государство, государственная политика, малое и среднее предпринимательство.

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION ECONOMY

Khomenko Ya. V. Doctor of Economic Sciences, Professor, professor of the Department of Economic Theory and Public Administration, SPIN-code: 8946-8815, Author ID: 837513, e-mail: yana_homenko@mail.ru, Donetsk National Technical University, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

Malakhay I. D. master's student, Master's Degree Program in Public Administration, eLIBRARY ID: 49436547, e-mail: i.malakhay@gmail.com, Donetsk National Technical University, Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

Abstract. The article examines the conceptual apparatus and legal status of small and medium-sized businesses. It

includes the complex analysis of the current situation in the small and medium-sized enterprise sector in the Russian Federation by

© Я.В. Хоменко, И.Д. Малахай, 2023

the context of its regions and activity's areas. The legal basis of state policy for the support and development of small and medium-sized businesses is studied. As part of this, additional work has been carried out to organize information on legal acts regulating the activities of small and medium-sized businesses in Russian Federation and Donetsk People's Republic. Taking into account the priorities and mechanisms of state policy for the support and development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, key policy directions for the support and development of small and medium-sized businesses in Donetsk People's Republic are proposed, and the expected effect for each of these areas is considered.

Keywords: state, public policy, small and medium-sized businesses.

► Введение. Проводимое в России в последние время коренное реформирование экономики обусловило появление целого ряда новых для страны социально-экономических явлений и процессов. Важное место среди них занимают процессы становления и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), уровень развития которого является одним из важных индикаторов проявления деловой активности хозяйствующих субъектов. Между тем развитие сектора МСП в России характеризуется крайней противоречивостью, а основные тенденции определяются сложным переплетением условий и факторов, зачастую лежащих за пределами этого сектора. Хотя значимость МСП для успешного социально-экономического развития России, а соответственно и актуальность решения проблем, препятствующих его прогрессу, являются общепризнанными, проводимая государством политика в отношении малого и среднего бизнеса носила в основном декларативный характер, а практика

ее реализации представляла собой отдельные, несвязанные в систему непоследовательные меры, которые не влияли коренным образом на развитие этого сектора экономики. В связи с чем, в статье проведен анализ сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и ее регионах, а также предложен комплекс рекомендаций по упорядочению мер государственной политики поддержки и развития данного сектора экономики.

► Обзор литературы. С начала 90-х годов прошлого столетия в научной литературе и деловой среде широко используются понятия «малое и среднее предпринимательство», «субъекты малого и среднего предпринимательства», «малый и средний бизнес», «субъекты малого и среднего бизнеса», «малые и средние предприятия», «предпринимательство и малый бизнес», «предприятия малого и среднего бизнеса», «малое предпринимательство» и т.д. Такая вариация понятий допускает и некое разнообразие в их трактовании со стороны разных научных школ и экспертных сообществ.

Малачева В. В. идентифицирует понятие «малое и среднее предпринимательство» как «деятельность индивидов, которые реализовали свои возможности, организовав, путем соединения экономических ресурсов и мобилизации факторов производства, собственное дело» [1]. В своей работе Д.П. Зимин рассматривает МСП с точки зрения подхода инновационных изменений. По его мнению, «предпринимательство обязательно

включает в себя определенные инновационные моменты, такие как производство нового товара, изменение технологии производства или основание нового предприятия» [2]. По мнению А.А. Ку-рочкиной и Т. С. Хныковой наиболее адаптированное определение МСП заключается в следующем - «это пред-

принимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями параметрах» [ 3].

Теребова С.В., Подолякин О.В., Усков В.С., Егорихина С.Ю. в монографии «Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы» отмечают малое предпринимательство как «самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития». Камчатников Г.В. рассматривает предпринимательство с точки зрения инновационного подхода. Гор-финкель В.Я. определяет МСП как «поиск и изучение новых экономических возможностей» [5; 6; 7].

Варданян Э. А. определяет малое предпринимательство как «управление собственным делом с творческим, новаторским подходом и ответственностью за возможные риски для достижения поставленных целей в производстве нового общественного блага». С.Н. Глаголев определяет крупный бизнес как стержень современной экономики, а малый и средний - его связующие звенья, при этом средний бизнес связывается с государством интересом, направленным на внутринациональный спрос и предложение [8; 9].

В рамках данной статьи предлагается следующее определение: МСП - это независимая, целенаправленная, инициативная, инновационная, быстро адаптируемая, систематическая деятельность хозяйствующих субъектов (физических или юридических лиц), осуществляемая в соответствии с критериями отнесения, установленными законодательством страны, в котором зарегистрировано предприятие, в

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2007 г.: действующ.

условиях социально-экономической среды, осуществляемая в личных и общественных целях. При этом характерной чертой малого предпринимательства является территориальная принадлежность, т. е. адаптация к социально-экономической системе региона и его интересам.

► Данные и методы. Для изучения государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации использовались общенаучные методы, а именно: эмпирического познания (наблюдение, описание), общелогические (анализ, синтез, обобщение, классификация), теоретического познания (формализация, идеализация), статистической группировки. В исследовании в целях обобщения теоретического и практического опыта и обеспечения аргументированности разработанных положений применялся системно-функциональный метод, что обеспечило целостность, научную обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования.

► Результаты исследования. В Российской Федерации субъектом МСП может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отнесенные к микропредприятиям, средним предприятиям и малым предприятиям в соответствии с условиями, предусмотренными п. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Обязательным условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является включение организации или ИП в Единый реестр субъектов МСП. Исходя из норм Закона № 209-ФЗ, к субъектам МСП могут быть отнесены1 [10]:

индивидуальные предприниматели;

ред. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10211 5928/ (дата обращения: 12.11.2021)

хозяйственные общества, товарищества, партнерства;

производственные и потребительские кооперативы;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

акционерные общества (при соблюдении дополнительных требований к долям участия акционеров в уставном капитале).

Основными критериями, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства, являются [11; 12]:

среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;

объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны [13].

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать следующим требованиям (табл. 1).

Таблица 1 - Условия отнесения юридических лиц и физических лиц -предпринимателей к категориям субъекта МСП в Российской Федерации (составлено авторами на основании [10])

Категория субъекта МСП Среднесписочная численность работников, чел. Объем дохода, млн руб. Структура уставного (складочного) капитала

Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств Для акционерных обществ

Микропредприятие не более 15 120 Не более 25% капитала принадлежит: государству; субъектам РФ; муниципальным образованиям; общественным или религиозным организациям (объединениям); благотворительным и иным фондам. ИЛИ Не более 49% капитала принадлежит: иностранным юридическим лицам; юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства Не более 25% голосующих акций принадлежит: государству; субъектам РФ; муниципальным образованиям; общественным или религиозным организациям (объединениям); благотворительным и иным фондам. ИЛИ Не более 49% голосующих акций принадлежит: иностранным юридическим лицам; юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства. Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы)

Малое предприятие не более 100 800

Среднее предприятие не более 250 2 000

В целях ведения единого реестра субъектов МСП соответствующие сведения представляются в Федеральную налоговую службу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в указанный реестр (субъекты МСП) [14].

Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчетности (в т.ч. по спецрежимам), которую организация (предприниматель) представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год; сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП; сведений, поступивших в ФНС России от других организаций в порядке информационного взаимодействия1.

Лицом, сведения о котором содержатся в реестре, могут быть переданы дополнительные сведения с помощью специального электронного сервиса. К таким сведениям относится информация о видах производимой продукции, имеющимся опыте, а также об участии в программах партнёрства [15].

На 10.01.2023г. в Едином реестре субъектов МСП Российской Федерации представлено 5 991 349 субъектов предпринимательской деятельности с числом работников 15 191 543 человек, которые обеспечивают формирование ВВП в размере 9 981 трлн рублей.

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по итогам предшествующих лет представлены в табл. 2 и на рис. 1.

Динамика количества субъектов, отнесенных к МСП, и численность работников в секторе МСП за 2020-2022 гг. представлены в табл. 3.

По данным ФНС России на 10.01.2023 г. в РФ действует 5 761 069 микропредприятий с числом работников 7 327 122 человек, 212 271 малых предприятий с числом работников 5 950 419 человек, 18 009 средних предприятий с числом работников 1 914 002 человек (рис. 2).

Таблица 2 - Динамика ключевых показателей субъектов МСП в Российской Федерации

за 2017-2022 гг.2

Год Количество субъектов МСП Работников, чел. Объем произведенной продукции, трлн руб.

2017 6 039216 16 106 581 3 818

2018 6 041 195 15 873 589 4 823

2019 5 916 906 15 321 788 6 081

2020 5 684 561 15 491 144 8 160

2021 5 866 703 14 662 197 9 291

2022 5 991 349 15 191 543 9 981

1 Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/ rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/ (дата обращения: 23.09.2023)

2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

m о

Й <u

ю ^

о о

X

н о U т S

ч

о «

6 100 6 000 5 900 5 800 5 700 5 600 5 500

2018

.xxv Работников, тыс. чел

2020 2021 2022 Количество субъектов МСП, тыс.ед.

16 500 16 000 15 500 15 000 14 500 14 000 13 500

-

<u

О

н

т"

0 w s

1

н с ю

ts рц

Рисунок 1 - Динамика ключевых показателей субъектов МСП в Российской Федерации, 2017-2022 гг.1

Таблица 3 - Динамика количества субъектов, отнесенных к МСП, и численность работников в секторе МСП в Российской Федерации за 2020-2022 гг.

Категория МСП Количество субъектов МСП Численность работников, чел.

10.01.2021 10.01.2022 10.01.2023 10.01.2021 10.01.2022 10.01.2023

Микро-предприятия 5 450 261 5 636 297 5 761 069 7 519074 6 970 884 7 327 122

Малые предприятия 216 615 212 429 212 271 6 143 489 5 824 977 5 950 419

Средние предприятия 17 685 17 977 18 009 1 828 581 1 866 336 1 914 002

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

АААААААААА

А.АААААААААА

АААААААААА>

10.01.2021 Микропредприятия

ш

10.01.2022

ШшшшшшшшшШ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.01.2023

Малые предприятия У Средние предприятия

Рисунок 2 - Структура численности сотрудников по субъектам МСП в РФ,

на 10.01.2021-10.01.2023, % 3

1 Единый реестр субъектов малого и среднего https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

2 Единый реестр субъектов малого и среднего https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

3 Единый реестр субъектов малого и среднего https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: предпринимательства [Электронный ресурс]. URL:

Преобладающая часть субъектов МСП Российской Федерации расположена в Центральном ФО. Распределение предприятий малого и среднего бизнеса по федеральным округам представлено следующими данными (рис. 3):

Центральный ФО - 1 930 548 предприятий, что составляет 32,2% от общего числа субъектов МСП;

Приволжский ФО - 1 043 407 предприятий (17,4%);

Южный ФО - 682 676 предприятий (11,4%);

Северо-Западный ФО - 682 200 предприятий (11,4%);

Сибирский ФО - 612 746 предприятий (10,2%);

Уральский ФО - 503 776 предприятий (8,4%);

Дальневосточный ФО - 307 506 предприятий (5,1%);

Северо-Кавказский ФО - 209 547 предприятий (3,5%);

Юго-Западные субъекты РФ -18 943 предприятий (0,3%).

Максимальная доля занятых в малом бизнесе принадлежит Калининградской области и составляет 24,9%. Также к регионам-лидерам по данному показателю относят Новосибирскую область -24,1%, Санкт-Петербург - 23,4%, Москву - 23,1%, Хабаровский край - 21,8% и Нижегородскую область - 21,2%. 18 регионов находятся на уровне, превышающем среднее значение по РФ (Татарстан - 18,2%, Рязанская область -17,4%, Приморский край - 16%). В Смоленской и Кировской областях доля занятых в малом бизнесе находится на уровне среднероссийских показателей -15,5%.

Дальневосточный ФО 5%

Уральский ФО

9%

Северо-Кавказский ФО 4%

Сибирский ФО 10%

Северо-Западный ФО 11%

Южный ФО 11%

Юго-Западные субъекты РФ

0%

Центральный ФО 32%

Приволжский ФО 18%

Рисунок 3 - Распределение предприятий малого и среднего бизнеса по федеральным округам Российской Федерации, на 10.01.2023 г.1

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

В нижней части рейтинга разместились преимущественно Северный Кавказ и Дальневосточный федеральный округ. Последнее место занимает Ингушетия (1,6%), Республика Тыва (3,2%), Чечня (4%), Дагестан (4,1%), Кабардино-Балкария (4,5%) и Карачаево-Черкессия (4,7%). Еще в 11 регионах доля занятых в малом бизнесе находится в диапазоне от 5% до 10%, например, в Калмыкии (6%), Северной Осетии (6,4%), Забайкалье (7,1%), Чукотке (7,6%) и Бурятии (7,7%).

Если рассматривать статистику субъектов Российской Федерации с наибольшим уровнем МСП на 1000 человек

(рис. 4), то в 11 регионах страны плотность проникновения МСП превысила среднемировое значение. Лидерами рейтинга являются Санкт-Петербург с показателем в 39,1, Москва и Московская область с 37,4. Регионы с наименьшим уровнем активности населения в малом бизнесе находятся преимущественно на юге страны.

Более корректной оценкой проникновения МСП представляется число предпринимателей, которое показало, что в среднем по Российской Федерации собственный бизнес ведет 2,9% населения.

Санкт-Петрбург и ЛО 39,1

Москва и МО 37,4

Калининградская обл. 36,9

Сахалинская обл. 36,4

Новосибирская обл. 35,4

Свердловская обл. 34,6

Магаданская обл. 33,6

Тюменская обл. 33

Камчатский край 32,6

Пермский край 30,7

29 31 33 35 37 39 41

Рисунок 4 - Субъекты РФ с наибольшим уровнем МСП на 1000 человек

Широкое развитие малого предпринимательства характерно в таких сферах, как торговля и предоставление услуг населению (рис. 5). Средний бизнес в основном сосредоточен в отраслях, для которых характерна высокая добавленная стоимость - обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

На рис. 6 представлены 10 самых «популярных» ОКВЭД. Как видим, субъекты МСП занимаются преимущественно торговлей, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

Образование 17,7%

Культура, спорт и досуг 8,8%

Здравоохранение и соц.услуги 7,0%

Бары и рестораны 6,1%

Сельское хозяйство 4,3%

Ггостиницы и отели 4,3%

Операции с недвижимостью 3,4%

Финансы и страхование 2,8%

Информация и связь 2,2%

Профессиональная и научная деятельность 1,3%

Среднее по всем категориям 0,3%

0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0%

Рисунок 5 - Секторы с наибольшим приростом количества активных компаний,

относящихся к МСП, в РФ1

47.19 - Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах; 6%

46.90 - Торговля оптовая

56.10 - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; 8%

неспециализированная; 7%

47.91 - Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет; 14%

41.20 - Строительство жилых и нежилых зданий; 15%

68.20 - Аренда и управление собственным или арендованым недвижимым имуществом; 11%

96.02 - Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты; 6%

47.11 - Торговля

розничная преимущетвенно пищевыми продуктами,

включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах; 10%

68.20.2 - Аренда и управление сотвенными

или арендованными нежилым недвижимым имуществом; 7%

49.41 - Деятльность автомобильного грузового транспорта ; 15%

Рисунок 6 - 10 самых «популярных» ОКВЭД среди субъектов МСП

2

в Российской Федерации

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.09.2023)

Структура изменений по ОКВЭД в целом отражает ключевую тенденцию российской экономики после рецессии 2015-2016 гг.: сегменты, связанные с добычей, развивались быстрее, чем сегменты, ориентированные на конечный потребительский спрос [16]. Быстрее других росли субъекты МСП в сегментах, связанных с образованием, культурой, спортом и досугом, а также здравоохранением и социальными услугами.

В целом, проведенный статистический обзор свидетельствует о положительной тенденции развития малых и средних предприятий в РФ и росте их доли в ВВП страны: 2020 г. - 19,9%, 2021 г. -21,9%, 2022 г. - 22,9%.

Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации представлена на рис. 7.

Президент

I

Правительство РФ

Министерство экономического развития

Корпорация МСП

Полномочия:

Распределяет субсидии федерального бюджета по софинансированию федеральных программ поддержки и развития субъектов МСП

Полномочия:

оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

привлечение денежных средств в целях поддержки субъектов МСП; организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП; обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП.

АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»

Полномочия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заключении соглашений о сотрудничестве с банками России и региональными гарантийными организациями и предоставлении по кредитным обязательствам субъектов МСП

АО «МСП Банк»

Полномочия:

способствует развитию малого и среднего бизнеса,

предоставляя субъектам МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов

Рисунок 7 - Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации1

1 Портал Бизнес навигатора МСП. URL: https://smbn.ru/?get_authorize=true (дата обращения: 23.07.2023)

Перспективы малого и среднего бизнеса определяются сегодня национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», оформленным в отдельную правительственную программу со сроком реализации до 2024 г. 1 . В ближайшие шесть лет вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России должен превысить 30%, а число рабочих мест увеличиться в небольших компаниях до 25 млн. Кроме того, число экспортеров среди МСП должно вырасти с 6 до 10%. Для достижения этих показателей предусмотрен целый комплекс мер и мероприятий.

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановле-

нием Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России2.

Важную роль в развитии субъектов МСП в Российской Федерации играет правовое обеспечение их деятельности [17; 18]. Перечень основных федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих сектор малого и среднего предпринимательства, представлен в табл. 4.

Таблица 4 - Федеральные нормативные правовые акты, регулирующие сектор малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Регистрационный номер Наименование закона

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

1 Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov. ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/ (дата обращения: 23.09.2023)

2 О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную

поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году: Постановление Правительства РФ №» 1605 от 30.12.2014: ред. от 25.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/all/94566/

На данный момент определен особый упрощенный порядок отнесения к субъектам МСП лиц, ведущих деятельность на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и их включения в соответствующий реестр. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дополняется новой статьей 42, предусматривающей особенности определения категории субъекта МСП для юридических лиц, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях на день их принятия

100000 90000 80000 70000 ^ 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

27 484

30 603

18 792

6 138

в Российскую Федерацию, а также особенности внесения сведений об указанных юридических лицах в единый реестр субъектов МСП1.

Поправки позволяют войти субъектам в реестр начиная с 2023 г. и получать господдержку (рис. 8). Претендовать на нее можно при условии внесения в ЕГРЮЛ до 31 мая 2024 года сведений об их регистрации2. Включение в реестр будет происходить по итогам отчетов о средней численности, работающих на последнюю отчетную дату, которая имеется у Росстата. Данные о доходах предприятий учитываться не будут. Вводимые особенности применяются до 10 июня 2024 года.

87 249

31 921

33 308

36 470

40 327

10.01.2023 10.02.2023 10.03.2023 10.04.2023 10.05.2023 10.06.2023 10.07.2023 10.08.2023 10.09.2023 ■ Юридические лица * Индивидуальные предприниматели

Рисунок 8 - Динамика численности субъектов МСП в Донецкой Народной Республике за 9 месяцев 2023 г. (составлено авторами на основании [11])

1 О внесении изменений в федеральный закон " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»: Федеральный закон N 292-ФЗ от 10.07.2023 г.: действующ. ред. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40726 2544/ (дата обращения: 23.08.2023)

2 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. URL: https://www. economy. gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe _i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_indivi dualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 23.07.2023)

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сектор малого и среднего предпринимательства в ДНР, представлен в табл. 5.

Основные направления и результаты государственной политики по поддержке и развитию МСП в ДНР представлены в табл. 6.

Таблица 5 - Нормативные правовые акты, регулирующие сектор малого и среднего

предпринимательства в ДНР

Регистрационный номер Наименование закона

Закон № 432-11НС от 27.01.20231 О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике

Указ Главы Донецкой Народной Республики №304 от 01.10.2021 г.2 Об установлении условий отнесения юридических лиц и физических лиц -предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также форм, условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Приказ Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики №469 от 28.10.213 Об утверждении Порядка подтверждения соответствия юридических лиц и физических лиц - предпринимателей условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательств

Таблица 6 - Основные направления и результаты государственной политики по поддержке и развитию МСП в ДНР (составлено авторами)

Направление Основные результаты

Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности увеличение количества самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус в ДНР, с учетом введения налогового режима для самозанятых, к 2026 г. до 16 тыс. человек; увеличение количества субъектов МСП в ДНР, применяющих контрольно-кассовую технику, имеющих право не представлять налоговую отчетность, к 2026 г. до 11 075 ед. ежегодное увеличение количества объектов имущества в перечнях государственного и муниципального имущества в ДНР не менее 10%; увеличение доли сданных в аренду субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, объектов недвижимого имущества, включенных в перечни государственного имущества и перечни муниципального имущества, в общем количестве объектов недвижимого имущества, включенных в указанные перечни, к 2024 г. до 75%

Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в т. ч. льготному финансированию увеличение количества выдаваемых активных микрозаймов 150 ед. к 2026 г.; увеличение объема предоставленных региональной гарантийной организации поручительств и (или) независимых гарантий до 25 млн рублей к 2026 г.

Акселерация субъектов МСП увеличение количества субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках регионального проекта к 2026 г. до 8 842 единиц; увеличение количества субъектов МСП, выведенных на экспорт при содействии центра поддержки экспорта ДНР, к 2026 г. - 240 ед.

Популяризация предпринимательства увеличение количества физических лиц - участников регионального проекта, занятых в сфере МСП, по итогам участия в региональном проекте к 2026 году до 3 800 человек.

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике: Закон Донецкой Народной Республики №432-11НС от 27.01.2023 г.: действующ.ред. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Донецкая Народная Республика. URL: http://npa.dnronline.su/2023-01-27/432-ims-o-razvitn-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-donetskoj-narodnoj-respublike.html (дата обращения: 15.08.2023)

2 Об установлении условий отнесения юридических лиц и физических лиц - предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также форм, условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: Указ Главы Донецкой Народной Республики №304 от 01.10.2021 г.: действующ. ред. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Донецкая Народная Республика. URL: http://doc.dnronline.su/wp-content/uploads/2021/10/Ukaz_N304_01102021.pdf (дата обращения: 15.11.2021)

3 Об утверждении Порядка подтверждения соответствия юридических лиц и физических лиц - предпринимателей условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: Приказ № 469 от 28.10.21: действующ. ред. [Электронный ресурс] // Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики. URL: http://mdsdnr.ru/images/ekonom_analiz/2021/469.pdf (дата обращения: 15.11.2021)

Вступил в силу Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике»1. Нормативный правовой акт разработан в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10] и направлен на установление государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике, создание правовых рычагов и механизмов, обеспечивающих благоприятные условия для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличение их количества, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики.

► Литература

1. Малачева В.В. Совершенствование механизма инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2015. 174 с.

2. Зимин Д.П. Развитие малого инновационного предпринимательства в регионе: на примере Московской области: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2013. 169 с.

3. Курочкина А. А., Хныкова Т.С. Стратегия развития малого предприятия: теория и практика применения: монография. СПб.: СПбГТЭУ, 2014. 140 с.

4. Лаврентьев В.В. Социальная и экономическая сущность малого и среднего предприятия // ТБИЯА ЕСОШМГСШ. 2011. Т. 9. № 1. Ч. 3. С. 47-50.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Усиливающаяся экономическая и социальная значимость малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и ее новых субъектах должна подкрепляться мерами государственной и интеграционной поддержки. По мере реализации политики содействия развитию предпринимательства должны будут формироваться предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых и средних предприятий, повышению заинтересованности крупных предприятий в кооперировании с ними. Актуальность и востребованность данной политики подтверждается устойчивой тенденцией к увеличению основных показателей деятельности малых и средних предприятий в Российской Федерации в целом и в Донецкой Народной Республике, в частности.

► References

1. Malacheva V. V. (2015). Improving the mechanism of infrastructure support for small and medium-sized businesses [candidate dissertation]. St. Petersburg. [In Russian]

2. Zimin D. P. (2013). Development of small innovative entrepreneurship in the region: the example of the Moscow region [candidate dissertation]. Moscow. [In Russian]

3. Kurochkina A. A., Khnykova T. S. (2014). Development strategy of a small enterprise: theory and practice of application. Saint Petersburgh: SPbGTEU. [In Russian]

4. Lavrentiev V. V. (2011). Social and economic essence of small and medium-sized enterprises. TERRA ECONOMICUS, 9, 47-50. [In Russian]

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике: Закон Донецкой Народной Республики №432-11НС от 27.01.2023 г.: действующ.ред. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Донецкая

Народная Республика. URL: http://npa. dnronline.su/2023-01-27/432-iins-o-razvitii-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-donetskoj -narodnoj -respublike.html (дата обращения: 15.08.2023)

5. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФА-М, 2014. 349 с.

6. Камчатников Г.В. Развитие малого инновационного предпринимательства в России и его организационно-экономическое обеспечение: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2013. 145 с.

7. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы: монография / С.В. Тере-бова, О. В. Подолякин, В. С. Усков, С.Ю. Егори-хина. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 160 с.

8. Варданян Э .А. Развитие локальной системы государственного регулирования малого предпринимательства в современной российской экономике: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. Казань, 2013. 186 с.

9. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Бизнес и власть: актуальные проблемы взаимодействия: монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 419 с.

10. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Основы малого и среднего предпринимательства: практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 446 с.

11. Крышталев В.К., Нестеренко Ю.Н., Тараруева А.А. Развитие институтов поддержки малого предпринимательства в экономике России. М.: Интеграция, 2015. 386 с.

12. Романенко Е.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: особенности формирования и повышения эффективности // Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 8. С. 30-35.

13. Жукова И.А., Савчишкина Е.П. Методические рекомендации по оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса (на примере г. Шахты Ростовской области) // Современные технологии управления. 2012. №12. С. 56-74.

14. Терешкин Г.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях: автореф. дис. ... канд.экон.наук: 08.00.05. СПб., 2010. 27 с.

15. Павлов К.В. Особенности стратегии социально-экономического развития в регионах Севера России // Национальные интересы:

5. Gorfinkel V.I (2014). Small business: organization, management, economics: textbook. Moscow: University textbook. [In Russian]

6. Kamchatnikov G. V. (2013). Development of small innovative entrepreneurship in Russia and its organizational and economic support [candidate dissertation]. Moscow. [In Russian]

7. Terebova S.V., Podolyakin O.V., Uskov V.S., Egorikhina S.Yu. (2011). Entrepreneurship in the region: state, prospects. Vologda: ISEDT RAS. [In Russian]

8. Vardanyan E. A. (2013). Development of a local system of state regulation of small businesses in the modern Russian economy [candidate dissertation]. Kazan. [In Russian]

9. Glagolev S.N., Moiseev V.V. (2014). Business and power: current problems of interaction. Moscow: Direct-Media. [In Russian]

10. Kondrakov N.P., Kondrakov I.N. (2013). Fundamentals of small and medium-sized businesses: a practical guide. Moscow: INFRA-M. [In Russian]

11. Kryshtalev V.K., Nesterenko Yu.N., Tararueva A.A. (2015). Development of institutions to support small businesses in the Russian economy. Moscow: Integration. [In Russian]

12. Romanenko E.V. (2009). State support for small businesses: features of formation and efficiency improvement. Siberian trade and economic journal, 8, 30-35. [In Russian]

13. Zhukova I.A., Savchishkina E.P. (2012). Methodological recommendations for assessing the effectiveness of state support for small businesses (using the example of Shakhty, Rostov region). Modern management technologies, 12, 56-74. [In Russian]

14. Tereshkin G.V. (2010) Assessing the effectiveness of state support for small businesses in municipalities [Extended abstract of candidate dissertation]. Saint Petersburgh. [In Russian]

15. Pavlov K.V. (2010). Features of the strategy of social and economic development in the regions of the Russian North. National

приоритеты и безопасность. 2010. № 4. С. 4148.

16. Епифанова Т.В. Критерии малого и среднего предпринимательства // Новые технологии. 2017. №4. С.153-157.

17. Берлизев Р.Н., Ананьева В.О. Государственные программы поддержки субъектов малого предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №3-1. С. 4143. D0I:10.24412/2411 -0450-2021-3-1-41 -43

18. Калачева А.Д., Докторова Н.П. Анализ развития малого бизнеса в ДНР [Электронный ресурс]. URL: https://donampa.ru/ images/document/repablic_o/33/9.pdf

interests: priorities and security, 4, 41-48. [In Russian]

16. Epifanova T.V. (2017). Criteria for small and medium-sized businesses. New technologies, 4, 153-157. [In Russian]

17. Berlizev R.N., Ananyeva V.O. (2021). State programs to support small businesses. Economics and business: theory and practice, 31, 41-43. [In Russian] http://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-3-1-41-43

18. Kalacheva A.D., Doctorova N.P. Analysis of small business development in the DPR. Donetsk: DONAMPA. [In Russian]. https://donampa.ru/images/document/repablic_ o/33/9.pdf

Статья поступила в редакцию 18.10.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.