Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / INCENTIVE INSTRUMENTS / GOVERNMENT SUPPORT / PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довыденкова Т.С.

Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассмотрены виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Выделена роль субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES DEVELOPMENT AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF A NATIONAL STRATEGY

This article is devoted to the study of measures to support and regulate small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The article discusses the types of state support for small and medium businesses. The role of small and medium-sized businesses in the socio-economic development of the country is highlighted. The characteristic of a number of activities aimed at supporting small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ»

УДК 334.02

Довыденкова Т.С. студент 2 курса факультет «Экономики и управления» Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина - филиал РАНХиГС научный руководитель: Гусев В.В., к.э.н.

Россия, г. Саратов

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассмотрены виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Выделена роль субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инструменты стимулирования, государственная поддержка, перспективы развития предпринимательства.

Dovydenkova T.S.

Student of 2 course faculty of the Faculty of Economics and Management Stolypin Volga Region Institute of Administration- branch of RANEPA

Russia, Saratov

Scientific adviser: candidate of economic sciences Gusev V. V.

STIMULATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES DEVELOPMENT AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF A

NATIONAL STRATEGY

Annotation: This article is devoted to the study of measures to support and regulate small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The article discusses the types of state support for small and medium businesses. The role of small and medium-sized businesses in the socio-economic development of the country is highlighted. The characteristic of a number of activities aimed at supporting small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium enterprises, incentive instruments, government support, prospects for the development of entrepreneurship.

На современном этапе развития экономики в России и мире наиболее значимую роль играет развитие малого и среднего бизнеса. Можно отметить, что и в развитых и в развивающихся странах поддержка малого и среднего бизнеса является приоритетной. Для некоторых государств в мире предпринимательство, в принципе, является основой экономики и, как

следствие, требует особых мероприятий, стимулирующих развитие уже существующих организаций и создание новых.

Малый и средний бизнес может стабильно развиваться лишь при осуществлении постоянной государственной поддержки. Деятельность субъектов МСП в Российской Федерации регулируется Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", принятым 24 июля 2007 года, в котором определены критерии отнесения предприятия к категории малого и среднего бизнеса.

В России, как и в других странах, одним из национальных приоритетов является стимулирование и развитие малого и среднего предпринимательства. На 2019 год в едином реестре субъектов МСП РФ зарегистрировано 6 107 774 субъекта:

- 5 839 974 субъекта - микропредприятия,

- 249 097 субъектов - малые предприятия,

- 18 703 субъекта - средние предприятия.

При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 365 277 единиц, юридическими лицами - 2 742 497 единиц. Вклад малого и среднего бизнеса в экономику нашей страны достигает 23%, что очень мало, в сравнении с развитыми странами.

По данным Минэкономразвития, Российская Федерация в 2-3 раза отстает от развитых стран в этой отрасли. Государство планирует увеличить число сотрудников небольших компаний в этом 2019 году до 19,6 млн человек. К 2024 году правительство хочет нарастить долю МСП в экономике до 32%.

В России существуют различные направления стимулирования малого и среднего бизнеса: прямые финансовые инвестиции и субсидии, обучение молодых предпринимателей новым знаниям, умениям, предоставление помещений для предпринимательской деятельности на льготной основе, льготная налоговая политика, выдача грантов и т. д.

Так, например, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации малому бизнесу предоставляется право выбора одного из специальных налоговых режимов:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

- упрощенная система налогообложения,

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

- патентная система налогообложения.

В период с 2015 по 2020 год впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют право работать в рамках «налоговых каникул» в течение двух налоговых периодов (максимум два года) после регистрации. Эта мера является своего рода «снижением барьеров» при открытии бизнеса. Также с 2015 года субъектам РФ,

применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы», было предоставлено право снизить налоговую ставку с 6% до 1%.

Таким образом, налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году позволили увеличить их оборотные средства и инвестиционные ресурсы, а не отдавать их государству в виде налогов.

Кроме того, в 2018 году был введен ряд мер финансового стимулирования в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

• с возможностью возмещения части расходов по лизинговым договорам,

• с возможностью возмещения части расходов по уплате процентов по различным кредитам и займам,

• с возможностью возмещения части расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках,

• финансовая поддержка начинающим предпринимателям (до 500 тысяч рублей).

В рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года, малому бизнесу предоставляется грантовая поддержка на безвозвратной и безвозмездной основах.

Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок.

На сайте ФНС был открыт новый сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», который позволяет упростить и сделать процедуру отчетности перед налоговым органом более удобной.

Еще одна мера поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая Министерством экономического развития Российской Федерации, заключается в сопровождении деятельности бизнес-инкубаторов и организаций, которые стимулируют и поддерживают предпринимательскую активность молодых предпринимателей на всех этапах развития - от разработки идеи до ее внедрения.

Применяя все больше стимулов и методов развития МСП, Россия все больше ориентирована на улучшение и развитие этого сектора экономики. Согласно прогнозам, к 2030 году величина оборота малого и среднего предпринимательства возрастет.

Таким образом, стимулирование развития малого и среднего бизнеса -это одна из приоритетных задач достижения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Для государственной поддержки МСП в России необходимо использовать не только налоговые инструменты, к данному вопросу нужно подойти комплексно: снижать административные барьеры, снижать арендную ставку, снижать процентную ставку по кредиту, осуществлять целевые программы по развитию предпринимательской грамотности населения и т.д.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, N 164, 31.07.2007.

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения 09.05.2019)

3. Официальный саит Министерства экономического развития Россиискои Федерации [Электронньш ресурс]. - Режим Доступа: http://economy.gov.ru (Дата обращения: 09.05.2019)

4. Официальный сайт: Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] / ФНС России. - Режим доступа: http://www.nalog.ru (дата обращения 09.05.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.