Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синицына К.И., Стельмахова Н.В.

Статья посвящена анализу современного состояния сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли ДНР, результатов проводимой работы по формированию инфраструктуры поддержки, с целью обеспечения благоприятных условий для развития предприятий сервиса и торговли, роста их количества и обеспечения конкурентоспосёобности в ДНР. Предложены направления действий для развития сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли по различным факторам для создания благоприятных условий для ведения бизнеса предприятиями указанной сферы и развития региона: ресурсы, реальный сектор, институциональный, финансовый, инновационный, инфраструктурный, рынки и человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синицына К.И., Стельмахова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES IN THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article is devoted to the analysis of the current state of the sphere of small and medium-sized businesses, including service and trade enterprises of the DPR, the results of ongoing work on the formation of an infrastructure to support, in order to provide favorable conditions for the development of service and trade enterprises, to increase their number and ensure competitiveness in the DPR. The article proposes directions for the development of small and medium-sized businesses, including service and trade enterprises, according to various factors to create favorable conditions for doing business by enterprises in this area and developing the region: resources, real sector, institutional, financial, innovative, infrastructural, markets and human capital.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_4_64 УДК 339.3:334.021

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Синицына Карина Игоревна,

кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, Институт экономических исследований, г. Донецк, ДНР, e-mail: sinitsinak@mail.ru

Стельмахова Наталья Валерьевна,

научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, Институт экономических исследований, г. Донецк, ДНР, e-mail: stelmakhova_n_v@mail.ru

Статья посвящена анализу современного состояния сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли ДНР, результатов проводимой работы по формированию инфраструктуры поддержки, с целью обеспечения благоприятных условий для развития предприятий сервиса и торговли, роста их количества и обеспечения конкурентоспосёобности в ДНР. Предложены направления действий для развития сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли по различным факторам для создания благоприятных условий для ведения бизнеса предприятиями указанной сферы и развития региона: ресурсы, реальный сектор, институциональный, финансовый, инновационный, инфраструктурный, рынки и человеческий капитал.

Ключевые слова: предприятия сервиса и торговли; субъекты малого и среднего предпринимательства; направления развития сферы малого и среднего предпринимательства; малый и средний бизнес.

УДК 339.3:334.021

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Sinitsyna Karina Igorevna,

Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Department of Financial and Economic Research, Institute for Economic Research, Donetsk, DPR, e-mail: sinitsinak@mail. ru

Stelmakhova Natalia Valerievna,

Researcher, Department of Financial and Economic Research, Institute for Economic Research, Donetsk, DPR, e-mail: stelmakhova_n_v@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the current state of the sphere of small and medium-sized businesses, including service and trade enterprises of the DPR, the results of ongoing work on the formation of an infrastructure to support, in order to provide favorable conditions for the development of service and trade enterprises, to increase their number and ensure competitiveness in the DPR. The article proposes directions for the development of small and medium-sized businesses, including service and trade enterprises, according to various factors to create favorable conditions for doing business by enterprises in this area and developing the region: resources, real sector, institutional, financial, innovative, infrastructural, markets and human capital.

Keywords: service and trade enterprises; small and medium-sized businesses; areas of development of small and medium-sized businesses; small and medium-sized businesses.

Огромное значение для развития сети услуг приобретают предприятия торговой сферы. Данная отрасль экономики является одной из крупнейших как по числу занятых, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал [1]. Торговля оказывает непосредственное влияние на формирование кредитно-денежной политики, в частности регулирование объема денег в обращении, сберегательное поведение населения, размеры налоговых поступлений, общий уровень занятости и все основные параметры качества жизни населения [2]. Сфера торговли и предоставления услуг населению сосредоточена в основном в секторе малого предпринимательства [3].

Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности -одна из важнейших задач демонополизации российской экономики [4]. В связи с этим одной из важных задач государственного управления в РФ в последние годы является развитие сферы малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе предприятий сервиса и торговли.

Малый и средний бизнес - это основа рыночных отношений, в значительной степени определяющая социально-экономическое положение государства и являющаяся одним из способов для решения комплекса проблем в различных сферах деятельности [5].

Стратегическим ориентиром, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации (РФ) от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 % до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. В Распоряжении отмечено, что малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальных задач, связанных с созданием рабочих мест для граждан, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мел-

ких и средних производителей, в том числе местных сельскохозяйственных производителей. Важнейшими приоритетами Стратегии выступает развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития торговли, услуг общественного питания и бытовых услуг [3].

Кроме того, в РФ с целью поддержки и развития сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, реализуется большое количество флагманских проектов, государственных программ и национальных проектов. Все указанное выше и обусловливает актуальность определения направлений действий в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, по различным факторам для создания благоприятных условий для ведения бизнеса предприятиями указанной сферы и развития региона.

Проблем состояния и направлений развития сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, в своих многочисленных работах касались многие исследователи. Так, коллективом авторов [6] освещены отраслевая структура отечественного малого и среднего бизнеса, его вклад в экономику страны. В качестве магистрального пути государственной поддержки малого и среднего бизнеса предложено формирование благоприятных условий для его ведения, включающих дальнейшее совершенствование налогового законодательства в данной сфере, облегчение его доступа к кредитам, устранение излишних нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, обучение и повышение квалификации менеджмента.

В статье Н.Е. Демидовой, Е.В. Шершовой [5] на основании проведенного исследования авторами сформулированы выводы о современных тенденциях развития субъектов МСП, а также выявлены перспективные направления государственной поддержки предпринимательства и предложены способы по повышению эффективности функционирования малого и среднего бизнеса в России.

Е.А. Горбуновым, С.И. Шаныгиным рассмотрены динамика развития этого сектора

экономики в России, представлены результаты анализа динамики развития ситуации в России в малом и отдельно, среднем предпринимательстве, в том числе по регионам приведены особенности инструментария, использованного при выполнении расчетов, исследован товарооборот малых и средних предприятий за последние 9 лет, оценен вклад этого сектора в ВВП страны. С использованием инструментария частотных распределений проанализирована структура малого и среднего предпринимательства в разрезе субъектов РФ, рассчитаны основные статистические параметры этих распределений и проанализирована их динамика. Авторами сделан вывод, что для успешности формирования сферы МСП желательно дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов, выявлено, что в околокризисные периоды различия между МСП субъектов РФ уменьшаются, в экономически благоприятные годы - увеличиваются. В работе отмечено, что регионы России существенно отличаются между собой, и целесообразен учет этих различий при реализации соответствующих национальных проектов.

А.Е. Кремин, Е.А. Мазилов отмечают, что опыт составления и реализации стратегических документов развития малого и среднего бизнеса (МСП) на региональном уровне демонстрирует отсутствие широкого распространения данных нормативно-правовых документов в законодательной базе каждого отдельного субъекта РФ. Исследователи приходят к выводу, что большинство проанализированных стратегических документов представляется целесообразным скорректировать согласно существующим тенденциям и результатам в связи с невыполнением заявленных плановых значений целевых индикаторов по отдельным направлениям [7].

ДНР является субъектом РФ, однако со своей специфической институциональной средой и институциональными особенностями, которые не учитываются обозначенными выше федеральными программными документами. В связи с этим и возникает необходимость определения направлений действий по развитию сферы малого и среднего бизнеса, в том числе предприятий сервиса и торговли, в ДНР.

Несмотря на некоторые трудности как в политической, так и в экономической сфе-

ре ДНР удалось достичь за последние годы определенных результатов как в развитии экономики в целом, так и в сфере малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, следует отметить, что и сфера торговли и услуг продолжает свое динамичное развитие: возобновляют деятельность или открываются новые магазины и торговые сети, объекты общественного питания, улучшается качество оказываемых населению услуг, расширяется ассортимент представленных к продаже товаров, совершенствуется нормативная правовая база. В ДНР 2021 г. было зарегистрировано более 4,3 тыс. субъектов хозяйствования, более 43 % от общего количества находящихся на учете предпринимателей заняты в сфере торговли [8]. Наиболее весомые показатели в общем объеме реализованной продукции товаров и услуг МСП приходятся на оптовую и розничную торговлю - 54,4 %.

С целью обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, роста их количества и обеспечения конкурентоспособности принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Донецкой Народной Республике». Указанным нормативным актом регулируются отношения в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в ДНР, в том числе социальным предприятиям, а также определены принципы, условия, формы и виды такой поддержки, источники средств и ресурсов поддержки и предусмотрены иные меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике.

Также в ДНР ведется активная работа по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, предоставлению субъектам указанной категории возможности получения доступа к различным мерам поддержки, что будет способствовать укреплению финансового положения и повышению юридической и профессиональной компетенции предпринимателей ДНР, а также позволит создать новые рабочие места. Кроме того, Правительством ДНР утверждено создание автономных некоммерческих организаций с це-

лью поддержки предпринимателей - Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и Микрофинансовой компании [9]. Согласно официальным данным функции учредителя этих автономных некоммерческих организаций будет исполнять Министерство экономического развития ДНР, которым подготовлены проекты соответствующих постановлений о создании указанных институтов.

На Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства возложены полномочия по предоставлению гарантий обеспечения обязательств по договорам банковского кредитования, то есть предоставлению гарантий по полученным предпринимателями кредитам или займам. На базе Фонда в Республике планируется организация центров «Мой бизнес», которые будут оказывать широкий спектр услуг в режиме единого окна, в том числе: консультации по открытию и ведению бизнеса, налоговой и бухгалтерской отчетности, повышению предпринимательской грамотности, ориентированию в российском законодательстве [9]. Фонд поддержки предпринимательства рассчитан на малый и средний бизнес вне зависимости от отрасли, он будет давать гарантийное обеспечение по кредитам [10].

На Микрофинансовую компанию планируется возложить полномочия по предоставлению микрофинансовых займов по льготной ставке [9]. Микрозаймы планируется выдавать по ставке от 1 % до 5 % годовых, в сумме до 5 млн руб. [10]. Также прорабатывается вопрос участия субъектов малого и среднего предпринимательства, которых насчитывается в ДНР около 70 тыс., в государственных закупках, что должно «значительно расширить им возможности для развития» [11]. Кро -ме того, в Республике сформирован реестр действующих региональных мер поддержки предпринимателей (включает порядка 50 действующих мер и 20 ожидаемых), а также планируется развернуть программу лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства на льготных условиях [12].

Для создания институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для функционирования и развития сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, дальнейшего увеличения их доли и роли в экономике Республики предлагаются следу-

ющие направления действий по различным факторам:

1. Ресурсы: обеспечение равного доступа, стабильности и прозрачности правил обращения с природными ресурсами для предпринимателей; нацеленность на малоотходное, энерго- и ресурсосберегающее использование природных ресурсов на всех стадиях производственного процесса, начиная от добычи природного сырья и заканчивая выпуском конечной продукции; нацеленность на охрану и воспроизводство естественных ресурсов (например, воспроизводство лесных ресурсов, повышение плодородия почв и др.).

2. Реальный сектор: в ДНР должно существовать и функционировать не менее одного объекта из следующих типов: промышленная площадка (предназначенная для размещения производственных мощностей территория, обеспеченная необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой), промышленный парк, технологический парк, бизнес-инкубатор, центр кластерного развития (центр коллективного пользования, центр прототи-пирования); обеспечение доступности инфраструктуры для предпринимателей; стимулирование обновления основных фондов предпринимателями.

3. Институциональный: повышение качества оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, в том числе предприятиям сервиса и торговли (создание единого окна регистрации бизнеса, сокращение сроков оформления документов и количества необходимых процедур); повышение качества контрольно-надзорной деятельности на территории ДНР в отношении субъектов предпринимательства (создание единого реестра проверок, повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий при снижении количества проверок, сокращение избыточной нагрузки в виде штрафов для субъектов предпринимательства; контроль практики необоснованного применения антимонопольных норм в отношении субъектов предпринимательства); упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, в том числе предприятий сервиса и торговли, применяющих контрольно-кассовую технику; создание нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации

о продажах в налоговые органы в автоматическом режиме; освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы; обеспечение планирования и реализации мероприятий по развитию предпринимательской инициативы с учетом особенностей социально-экономического развития в муниципальных образованиях ДНР; создание и развитие во всех муниципальных образованиях структурных подразделений по развитию предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли; активизация работы совета по развитию предпринимательства и привлечение к его работе представителей предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли.

4. Финансовый: законодательное обеспечение защиты прав инвесторов и государственные гарантии; активизация работы инвестиционного портала; обеспечение максимальной включенности субъектов предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, ДНР в федеральные про -граммы поддержки; проработка набора мер сопровождения привлечения инвестиций для реализации проектов субъектов предпринимательства; обеспечение реализации максимально полного набора механизмов поддержки (финансовой, инфраструктурной, социальной, поддержки экспорта); развитие альтернативных источников финансирования предпринимательских инициатив (краудфандинг, венчурное финансирование, государственное кредитование стартапов и пр.); повышение доступности инструментов лизинга для предпринимателей.

5. Инновационный: содействие трансферу технологий; стимулирование применения передовых технологий или технологий, распространение которых в соответствующей отрасли не превышает 25 %, а также обеспечение поддержки коммерциализации научных разработок; стимулирование внедрения принципов бережливого производства на предприятиях; стимулирование инновационного предпринимательства; создание республиканского реестра патентодержателей и инновационных проектов с целью дальнейшего их продвижения; поддержка реализации инновационных проектов субъектов предпринимательства; создание системы

упреждающей подготовки разрешительной документации на применение новых инновационных продуктов и материалов.

6. Инфраструктурный: расширение перечня онлайн-услуг Банка; создание системы электронного обмена данными между государственными органами власти и субъектами предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли, затрагивающие процедуры регистрации бизнеса, предоставления отчетности, обращения для получения выписок, сертификатов и пр.; создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли; создание единой виртуальной точки входа для предпринимателей (в виде портала по регистрации юридических лиц), с помощью которой предприниматель сможет полностью пройти процесс регистрации предприятия и постановки на налоговый учет без личного посещения налоговой инспекции или МФЦ. На таком сайте необходимо предусмотреть функцию автоматической генерации стандартных учредительных документов; создание единой точки входа для предпринимателей и инвесторов в виде организации, работающей по принципу одного окна и осуществляющей координацию межведомственного и внутриведомственного взаимодействия для получения разрешения на строительство; создание единого интернет-портала, на котором у заявителя была бы возможность получить услугу по регистрации права собственности в полностью электронной форме; создание онлайн-сер-виса «Электронное резидентство», который дает доступ к государственным услугам и специальным программам отдельной страны при отсутствии фактического гражданства.

7. Рынки: проведение на регулярной основе диагностики развития предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и тор -говли (с формированием публичного отчета); стимулирование расширения взаимодействия бизнеса ДНР с ведущими мировыми и российскими транснациональными компаниями; обеспечение понятных и прозрачных планов по закупке товаров у предпринимателей государственными корпорациями и предприятиями; содействие контрактации,

расширение привлечения субъектов предпринимательства к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; стимулирование всех предприятий ДНР бюджетной сферы к закупкам товаров у местных товаропроизводителей; развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.

8. Человеческий капитал: наличие прогноза потребностей рынка труда ДНР в специалистах различных направлений на срок не менее семи лет, основанного на изучении потребностей инвесторов и прогноза социально-экономического развития; восстановление и развитие системы профессионального образования, переориентирование части выпускников школ на получение качественного профессионального профильного образования; развитие системы образовательных программ для субъектов предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и тор -говли, включая специальные краткосрочные программы переподготовки; привлечение

предпринимателей, в том числе предприятий сервиса и торговли, в ДНР; стимулирование развития новых форм гибкой занятости в рамках рынка труда.

Целью является достижение среднероссийских значений [13; 14] в ДНР к 2033 г., которое может быть достигнуто посредством реализации предложенных направлений действий по созданию институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для функционирования и развития сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятий сервиса и торговли.

Таким образом, для того чтобы основой развития экономики региона стала сфера малого и среднего предпринимательства, в том числе предприятия сервиса и торговли, в Республике необходимо формирование соответствующей институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для ведения бизнеса субъектами данной сферы, что может быть обеспечено посредством реализации выделенных направлений для достижения в перспективе среднероссийских показателей.

Список литературы _

1. Салпагарова Э.Б. Роль и значение розничной торговли в сфере услуг // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 4. С. 196-199.

2. Айзинова И.М. Розничная торговля в РФ в системе экономических и социальных координат // Проблемы прогнозирования. 2019. № 1. С. 82-94.

3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018). URL: https://www.consultant.ru/docu ment/cons_ doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения: 03.02.2021).

4. Парамонов П.Ф., Стукова Ю.Е., Иваницкий Д.К. Тенденции развития малого и среднего предпринимательства // Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 359-367.

5. Демидова Н.Е., Шершова Е.В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12-2. С. 284-290.

6. Иванов И.Н., Лукьянова Т.В., Орлова Л.В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России // Вестник ГУУ. 2020. № 2. С. 126-133.

7. Кремин А.Е., Мазилов Е.А. Оценка результатов стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2019. № 9 (431). С. 114-123.

8. За год число субъектов хозяйствования ДНР практически не изменилось. URL: http://dnr-Nve.ru/za-god-chislo-subektov-hozyaystvovaniya-dnr-prakticheski-ne-izmenilos/ (дата обращения: 03.02.2021).

9. Предприниматели Республики смогут воспользоваться новыми мерами государственной поддержки. URL: https://днронлайн.рф/ predprinimateli-respubliki-smogut-vospolzovatsya-novymi-merami-gosudarstvennoj-podderzhki/ (дата обращения: 03.02.2021).

10. В ДНР начнется выдача микрозаймов малому и среднему бизнесу. URL: https://www.donetsk.kp.ru/online/ news/5199153/ (дата обращения: 03.01.2023).

11. В ДНР ищут возможности задействовать в госзакупках субъекты малого бизнеса. URL: https:// rossaprimavera.ru/news/e9c948ba (дата обращения: 03.01.2021).

12. О мерах поддержки малого и среднего предпринимательства ДНР бизнеса. URL: https://dzen.ru/video/ watch/643eac7cb9ff2b009fd9d07a (дата обращения: 03.01.2021).

13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 03.02.2021).

14. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: Паспорт национального проекта. Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: https://base.garant.ru/72185938/ (дата обращения: 03.02.2021).

References -

1. Salpagarova E.B. The role and importance of retail trade in the service sector. Problems of economics and legal practice. 2010. No. 4. Рp. 196-199.

2. Aizinova I.M. Retail trade in the Russian Federation in the system of economic and social coordinates. Problems of forecasting. 2019. No. 1. Рp. 82-94.

3. On the approval of the Strategy for the Development of Small and medium-sized Enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030 (together with the "Action Plan ("roadmap") for the implementation of the Strategy for the Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.06.2016 No. 1083-r (ed. from 30.03.2018). URL: https://www. consultant.ru/docu ment/cons_doc_law_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (accessed 03.02.2021).

4. Paramonov P.F., Stukova Yu.E., Ivanitsky D.K. Trends in the development of small and medium-sized businesses. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). Рp. 359-367.

5. Demidova N.E., Shershova E.V. Analysis of small and medium-sized businesses in Russia: problems and prospects of development. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 12-2. Рp. 284-290.

6. Ivanov I.N., Lukyanova T.V., Orlova L.V. Problems and prospects of small and medium-sized businesses in Russia. Bulletin of GUU. 2020. No. 2. Рp. 126-133.

7. Kremin A.E., Mazilov E.A. Evaluation of the results of strategic planning for the development of small and medium-sized businesses in the regions of the Russian Federation. Bulletin of ChelSU. 2019. No. 9 (431). Рp. 114-123.

8. During the year, the number of economic entities of the DPR practically did not change. URL: http://dnr-live.ru/za-god-chislo-subektov-hozyaystvovaniya-dnr-prakticheski-ne-izmenilos / (accessed 03.02.2021).

9. Entrepreneurs of the Republic will be able to take advantage of new measures of state support. URL: https://днрон-лайн .RF/ predprinimateli-respubliki-smogut-vospolzovatsya-novymi-merami-gosudarstvennoj-podderzhki/ (accessed 03.02.2021).

10. The issuance of microloans to small and medium-sized businesses will begin in the DPR. URL: https://www. donetsk.kp.ru/online/news/5199153 / (date of appeal: 03.01.2023).

11. In the DPR, they are looking for opportunities to involve small business entities in public procurement. URL: https:// rossaprimavera.ru/news/e9c948ba (accessed: 03.01.2021).

12. On measures to support small and medium-sized businesses of the DPR business. URL: https://dzen.ru/video/ watch/643eac7cb9ff2b009fd9d07a (date of appeal: 03.01.2021).

13. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204. URL:http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (accessed: 03.02.2021).

14. Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative: Passport of the national project. Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 16 of December 24, 2018). URL: https://base .garant.ru/72185938 / (accessed 03.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.