Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / PUBLIC ORGANIZATION / TRADE UNION / SMALL AND MEDIUMSIZED BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Первякова Раиса Николаевна

В статье проанализирована деятельность различных Общероссийских общественных организаций и профессиональных союзов Российской Федерации, таких как Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский профсоюз работников малого и среднего бизнеса, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Выявлены их основные цели и задачи: максимальная защита членов, стремление развития предпринимательства в государстве, налаживание обратной связи с властными структурами, осуществление общественного контроля и проч. Определено, что деятельность этих организаций направлена на поиски путей решения в самых различных сферах: правовая защита, реализация государственной поддержки, налаживание диалога между руководителями малого и среднего бизнеса и представителями органов государственной власти. Также анализ показал, что организации имеют определенную структуру и состоят из комитетов, комиссий и подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции в своем направлении. Дана оценка развитию общественных организаций Донецкой Народной Республики. Проанализирована деятельность общественной организации «Профессиональный союз работников, предпринимателей торговли и общественного питания Донецкой Народной Республики». Определены недостатки функционирования альтернативных общественных организаций, а также причины их закрытия. Установлена схожесть приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Предложено заимствование российского опыта в организации деятельности общественных профессиональных союзов и других структур в Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Первякова Раиса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADE UNION ORGANIZATIONS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

The article analyzes the activities of various All-Russian public organizations and professional unions of the Russian Federation such as the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Russian Professional Union of Workers of Small and Medium-Sized Businesses, AllRussian Public Organization of Small and Medium Entrepreneurship “Support of Russia”. Their main goals and objectives are identified: the maximum protection of members, the promotion of entrepreneurship in the state, establishment of bilateral relations with the authorities, the implementation of public control, etc. It is determined that the activity is aimed at finding solutions in a wide range of activities: legal protection, implementation of state support, establishing a dialogue between the leaders of small and medium-sized businesses and representatives of public authorities. The analysis also showed that organizations have a certain structure and consist of committees, commissions and units, each of which performs certain functions in its field. The development of public organizations of the Donetsk People’s Republic was evaluated. The activity of the public organization “Trade Union of Workers, Entrepreneurs of Trade and Food Service of the Donetsk People’s Republic” is analyzed. The shortcomings of functioning of alternative public organizations and also the reasons of their closing are defined. Similarity of priority activities of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation and Donetsk People’s Republic is revealed. It is proposed to learn from Russian experience in organizing the activities of public trade unions and other structures in the Republic.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

УДК 343.16(470+571)

Роль профсоюзных организаций малого и среднего бизнеса в общественном контроле за деятельностью органов государственной власти

Р. Н. Первякова

Первякова Раиса Николаевна, аспирант кафедры социологии управления, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, pervya.com@ mail.ru

В статье проанализирована деятельность различных Общероссийских общественных организаций и профессиональных союзов Российской Федерации, таких как Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский профсоюз работников малого и среднего бизнеса, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Выявлены их основные цели и задачи: максимальная защита членов, стремление развития предпринимательства в государстве, налаживание обратной связи с властными структурами, осуществление общественного контроля и проч. Определено, что деятельность этих организаций направлена на поиски путей решения в самых различных сферах: правовая защита, реализация государственной поддержки, налаживание диалога между руководителями малого и среднего бизнеса и представителями органов государственной власти. Также анализ показал, что организации имеют определенную структуру и состоят из комитетов, комиссий и подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции в своем направлении. Дана оценка развитию общественных организаций Донецкой Народной Республики. Проанализирована деятельность общественной организации «Профессиональный союз работников, предпринимателей торговли и общественного питания Донецкой Народной Республики». Определены недостатки функционирования альтернативных общественных организаций, а также причины их закрытия. Установлена схожесть приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Предложено заимствование российского опыта в организации деятельности общественных профессиональных союзов и других структур в Республике. Ключевые слова: общественная организация, профессиональный союз, малый и средний бизнес.

Поступила в редакцию: 10.10.2019 / Принята: 10.05.2020 / Опубликована: 31.08.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

The Role of Trade Union Organizations of Small and Medium-Sized Businesses in Public Control Over the Activities of Public Authorities

R. N. Pervyakova

Raisa N. Pervyakova, httpr://orcid.irg/0000-0003-0572-3673, Donetsk State Academy for Management and Public State Service under the Head of the Donetsk People's Republic, 163а Chelyuskintsev St., Donetsk 283015, [email protected]

The article analyzes the activities of various All-Russian public organizations and professional unions of the Russian Federation such as the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Russian Professional Union of Workers of Small and Medium-Sized Businesses, All-Russian Public Organization of Small and Medium Entrepreneurship "Support of Russia". Their main goals and objectives are identified: the maximum protection of members, the promotion of entrepreneur-ship in the state, establishment of bilateral relations with the authorities, the implementation of public control, etc. It is determined that the activity is aimed at finding solutions in a wide range of activities: legal protection, implementation of state support, establishing a dialogue between the leaders of small and medium-sized businesses and representatives of public authorities. The analysis also showed that organizations have a certain structure and consist of committees, commissions and units, each of which performs certain functions in its field. The development of public organizations of the Donetsk People's Republic was evaluated. The activity of the public organization "Trade Union of Workers, Entrepreneurs of Trade and Food Service of the Donetsk People's Republic" is analyzed. The shortcomings of functioning of alternative public organizations and also the reasons of their closing are defined. Similarity of priority activities of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation and Donetsk People's Republic is revealed. It is proposed to learn from Russian experience in organizing the activities of public trade unions and other structures in the Republic.

Keywords: public organization, trade union, small and medium-sized businesses.

Received: 10.10.2019 / Accepted: 10.05.2020 / Published: 31.08.2020

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-303-306

На протяжении многих десятилетий профессиональные союзы прочно вошли в жизнь предприятий и организаций. Документами, предшествующими современным трудовым кодексам, были кодексы бывших союзных республик СССР, КЗоТ РСФСР 1918 и 1922 гг. Как прежде, так и в настоящее время, КЗоТ устанавливал нормы привлечения к труду. Кроме заключения трудового договора между работником и администрацией заключался также коллективный договор между профсоюзом и администрацией предприятия. Коллективным договором регламентировались условия труда, условия заработной платы, правила внутреннего трудового распорядка. Сфера действия трудового законодательства распространялась на все формы собственности предприятий (государственную, частную), а также на общественные организации и кооперативы1.

© Первякова Р. Н, 2020

С возникшими изменениями: распадом Советского Союза, открытием «железного занавеса», вхождением капитализма на постсоветское пространство, приватизацией предприятий и организаций, все большую популярность стало набирать частное предпринимательство. Частный предприниматель (ЧП) на территории Украины, индивидуальный предприниматель (ИП) в Российской Федерации, физическое лицо-предприниматель (ФЛП) на территории Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) - термины, используемые в различных государствах для ведения частной предпринимательской деятельности физическим лицом.

Начиная предпринимательскую деятельность, субъект хозяйствования столкнулся с теми же организаторскими и юридическими вопросами, что и предприятия всех форм собственности: наем работников, налогообложение, разрешительные документы на ведение деятельности и проч. Так или иначе, предприниматель вынужден придерживаться норм действующего законодательства, касающегося его деятельности. Таким образом, возник вопрос о необходимости объединения таких субъектов хозяйствования в организацию, где они могли бы отстаивать свои интересы, обладать защитой от контролирующих органов, поскольку самозанятое общество не является наемными работниками и не может рассчитывать на защиту профсоюзов как персонал на предприятиях. Кроме того, перед предпринимателем появились проблемы, далеко выходящие за рамки трудовых.

Для решения возникших проблем в Российской Федерации в 1991 г. была создана и преобразована в Общероссийскую организацию, а далее учрежден Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП). На протяжении 1992-2000 гг. основными задачами РСПП были: формирование видения проблем и разработка путей экономического развития; разработка законодательных предложений, поиски воздействия на реализацию необходимых реформ.

Еще ранее, на учредительном съезде 28 ноября 1989 г., образовано Общероссийское общественное объединение, в дальнейшем получившее название «Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса». Главной задачей профсоюза является защита прав и законных интересов членов профсоюза, защита работающих в малом и среднем предпринимательстве и всемерная поддержка и защита самого предпринимательства. На практике для реализации своих задач профсоюз взаимодействует с органами государственной власти всех уровней, некоммерческими организациями и объединениями, гражданами РФ. Также он сотрудничает с аналогичными общественными организациями Белоруссии, Молдовы, Украины и других стран СНГ2. Таким образом, профсоюз взял на себя в том числе и функцию обществен-

ного контроля за деятельностью органов государственной власти.

В новейшей истории Российской Федерации появилась еще одна Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Ее деятельность направлена на поиски путей решения в самых различных сферах бизнеса: правовая защита, реализация государственной поддержки, налаживание диалога между руководителями малого и среднего бизнеса и представителями органов государственной власти. На практике же при участии «Опоры России» разрабатываются федеральные законы, например: о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства, о введении моратория на плановые проверки в отношении малого бизнеса, о замене административного штрафа предупреждением при первичном выявлении правонарушения, а также для ИП в отдельных сферах введены «налоговые каникулы» и проч. 3

Организация включает комитеты и комиссии по различным направлениям, таким как: комитеты по развитию женского предпринимательства, по развитию предпринимательства в муниципальных образованиях, по социальному развитию и трудовым отношениям и другие, комиссии по ЖКХ, по малоформатной и мобильной торговле, по рекламе и многие другие. Одна из важнейших сфер деятельности организации «Опора России» - экспертиза и аналитика. Центр экспертизы и аналитики рассматривает проблемные вопросы в сферах налогов, финансов, антимонопольного регулирования и др. Как указано на сайте организации (http://opora.ru/), в среднем она анализирует более 300 запросов оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов и около 2000 других запросов от государственных органов и бизнеса, готовит примерно 800 заключений на законопроекты и проекты нормативных актов, предложений по внесению изменений в законодательство, консультаций предпринимателей по вопросам правоприменения. Также приоритетным направлением деятельности «Опоры России» является развитие международного сотрудничества и организация деловых контактов предприятий малого и среднего бизнеса Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Анализ существующих и действующих общероссийских общественных организаций, в том числе и профессиональных союзов, показал, что в Российской Федерации ведется активная работа по развитию малого и среднего предпринимательства. При разработке нормативно-правовой базы приглашаются к участию представители бизнеса, что способствует созданию «рабочих» документов, уменьшает необходимость внесения изменений ввиду недостаточной осведомленности законодателя в той или иной сфере. Руководство страны и регионов заинтере-

совано в процветании предпринимательства, тем самым всячески поощряет инициативу в предложении законопроектов, создание комиссий и комитетов по отдельных острым вопросам. Все вышеуказанные действия в будущем, по мнению руководства страны, будут способствовать росту экономики, улучшению социальной сферы, повышению благосостояния граждан, укреплению имиджа страны на мировой арене.

Что касается учреждения подобных организаций на территории Донецкой Народной Республики, то тут не все так безоблачно. Несмотря на сложную ситуацию, в которой оказалась ДНР, а именно экономическая блокада со стороны Украины, международно-правовой статус непризнанности со стороны государств-членов ООН (в мае 2014 г. ООН отклонила обращение Верховного Совета ДНР с просьбой о признании суверенитета ДНР), предприниматели стремятся к осуществлению коммерческой деятельности, развитию экономики Республики, улучшению финансового состояния населения региона4. На сегодняшний день местом, которое объединяет субъектов хозяйствования, занимающихся предпринимательской деятельностью, является Общественная организация «Профессиональный союз работников, предпринимателей торговли и общественного питания Донецкой Народной Республики», которая входит в состав Федерации профсоюзов ДНР. Это чуть ли не единственная площадка, объединившая физических лиц-предпринимателей для решения совместных проблемных вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью. В связи со становлением и развитием ДНР, отсутствием разработанного механизма обратной связи между представителями бизнеса и органами государственной власти профсоюз взял на себя задачи, связанные с урегулированием отношений между ФЛП и власти. Основной целью стала защита интересов и прав в отношениях с работодателем, действующей властью. В современных условиях профсоюз дает защиту от несправедливых претензий со стороны контролирующих органов, наложений и взысканий необоснованных штрафных санкций, обеспечивает юридическую поддержку, дает возможность влиять на социальную, налоговую, законодательную политику. Как показала практика, с момента создания Федерации профсоюзов ДНР (2015) Профсоюз работников, предпринимателей торговли и общественного питания ДНР провел множество круглых столов, собраний, вынося на обсуждение острые насущные вопросы. Результатами их решений стали десятки изменений, внесенных в уже принятые нормативно-правовые акты. К сожалению, на сегодняшний день работа профсоюза направлена больше на исправление ошибок, допущенных законодателем, чем на эффективную помощь в разработке законопроектов и проектов нормативных документов. Ссылаясь на опыт РФ,

ввиду интеграции ДНР именно в эту страну, необходимо заимствование данного опыта.

Попытки создания еще одной организации, которая объединила бы предпринимателей Республики, конечно были. В 2015 г. создана Общественная организация «Союз предпринимателей ДНР», целью которой планировалось развитие предпринимательства в ДНР, расширение возможностей участников Союза в их производственном, научно-техническом и социальном развитии. Но, к сожалению, последняя новость на официальном сайте http://sp-dnr.ru/ датирована 16.06.2016, что свидетельствует о практическом застое указанной организации5. Попытку создания альтернативной организации, объединяющей предпринимателей ДНР, в сферу деятельности которой входил бы и общественный контроль, можно расценивать как неудачную. Таким образом, на данный момент активный оборот в объединении заинтересованных предпринимателей, а также формировании обратной связи и зарождении общественного контроля набирает Профсоюз работников, предпринимателей торговли и общественного питания ДНР.

Из информации, представленной на официальном сайте, видно каким образом выстраивается работа профсоюза. Изначально законодатель публикует нормативный акт, регламентирующий ту или иную предпринимательскую деятельность или всего бизнеса, и, как показывает нормотворческая практика, зачастую такие нормативные документы либо не работают, либо требуют изменений, вызывая аргументированное недовольство субъектов хозяйствования. Члены профсоюза организовывают собрания, готовят вопросы, приглашают представителей законодателя, разрабатывают предложения, приводят доводы касательно отмены документа или его корректировки. Зачастую такие собрания приводят к положительному результату, и законодатель вынужден подчиниться общественному мнению. Таким образом, с помощью деятельности профсоюза в Республике осуществляется общественный контроль за работой органов государственной власти.

Если провести сравнительный анализ взаимодействия общественных организаций и власти в РФ, а также профсоюзов и государственных органов ДНР, то становится очевидным тот факт, что организации придерживаются одинаковых целей и задач: максимальная защита членов, развитие предпринимательства в государстве, налаживание обратной связи с властными структурами, осуществление общественного контроля и проч. Недостатком общественного контроля в Республике является запоздалая реакция общественности. Это обстоятельство связано с закрытостью принимаемых решений со стороны законодателя и исполнительных органов, отсутствие анонсирования законопроектов и проектов нормативных документов. На обсуждение проек-

Социология

305

тов не приглашаются представители профсоюза из соответствующих отраслевых направлений, и в итоге опубликованный НПА оказывается «нерабочим».

Одним из решений существующей проблемы может стать имеющийся опыт Российской Федерации. Созданная в феврале 2019 г. Общественная палата ДНР по примеру Общественной палаты РФ в рамках реализации диалога общественности и государственной власти ДНР имеет возможность организации переговоров и обсуждений проектов решений с представителями бизнеса, а также инициирования со стороны предпринимательства документов, необходимых для успешного ведения хозяйственной деятельности и развития экономики Республики в целом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рано или поздно многие государства в период становления сталкиваются с появлением частного бизнеса и увеличением самозанятого населения. Государственные органы стремятся тщательно следить за деятельностью предпринимателей и не упустить возможности привлечь к ответственности нарушителей. Чтобы избежать негативных последствий, защитить свои права и интересы, предприниматели вынуждены объединяться в общественные организации. В развитых странах широко используются различные объединения, на территории ДНР на сегодняшний день такой площадкой стал Профсоюз работников, предпринимателей торговли и общественного питания ДНР. Но мы уверены, что он может быть не единственным. Большую

надежду предприниматели возлагают на молодую организацию «Общественная плата ДНР». Она обладает большим потенциалом в формировании обратной связи, проведении общественного контроля и конструктивного диалога между бизнесом и властью. Кроме того, на ее основе возможно создание других образований: комиссий, комитетов, некоммерческих организаций, с целью популяризации идей участия общества в проведении общественного контроля, эффективной работы власти, развития бизнеса в Республике.

Примечания

1 См.: Киселева И. Я. Кодекс законов о труде 1918 года // Киселева И. Я. Трудовое право России : учеб. пособие. М. : Норма, 2001. URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/ Law/kodex_18.htm (дата обращения: 16.09.2019).

2 См.: Интернет портал среднего и малого бизнеса. URL: http://rosprofbusiness.ru/index.php (дата обращения: 16.09.2019).

3 См.: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». URL: http://opora.ru/ (дата обращения: 16.09.2019).

4 См.: Выборы в ДНР и ЛНР бесполезны - ООН // Корреспонденте! 03.11.2014. URL: https://korrespondent. net/ukraine/3439335-vybory-v-dnr-y-lnr-bespolezny-oon (дата обращения: 16.09.2019).

5 См.: Общественная организация «Союз предпринимателей Донецкой Народной Республики». URL: http:// sp-dnr.ru/ (дата обращения: 16.09.2019).

Образец для цитирования:

Первякова Р. Н. Роль профсоюзных организаций малого и среднего бизнеса в общественном контроле за деятельностью органов государственной власти // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 303-306. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-303-306

Cite this article as:

Pervyakova R. N. The Role of Trade Union Organizations of Small and Medium-Sized Businesses in Public Control Over the Activities of Public Authorities. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 3, рр. 303-306 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-303-306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.