Научная статья на тему 'Особенности развития конкуренции в жкх'

Особенности развития конкуренции в жкх Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1904
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖКХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуденкова С. А.

Рассматриваются особенности жилищно-коммунального хозяйства РФ, оказывающие определяющее влияние на развитие конкуренции в ЖКХ. Отражен ход реформы ЖКХ, современное положение рынка жилищно-коммунальных услуг, а также обосновывается необходимость реализации различных моделей функционирования ЖКХ с целью развития конкуренции на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития конкуренции в жкх»

В данном случае речь идет именно о совокупности факторов (от лат. factor — делающий, производящий), которые представляют собой причину, движущую силу какого либо процесса, определяющую его характер или отдельные его черты, в отличие от «показателя», который представляет собой систему измерителей, характеризующую количественную сторону факторов и характеристики, которая является описанием характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-либо[1].

Литература

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2005. С. 754.

2. Р. Коуз. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 2006.

3. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 2005.

4. Стиглер Дж. Экономическая теория информации. Спб., 2005.

5. Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования //Маркетинг в России и за рубежом.2005. № 1.

6. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник./ И.К. Белявский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др. Под ред. И.К. Белявского. М.: Финансы и статистика, 2003.

УДК 332.85/339.137.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЖКХ С.А. Зуденкова, кандидат экономических наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва

Рассматриваются особенности жилищно-коммунального хозяйства РФ, оказывающие определяющее влияние на развитие конкуренции в ЖКХ. Отражен ход реформы ЖКХ, современное положение рынка жилищно-коммунальных услуг, а также обосновывается необходимость реализации различных моделей функционирования ЖКХ с целью развития конкуренции на рынке.

Ключевые слова: ЖКХ, конкуренция, рынок жилищно-коммунальных услуг, модели функционирования ЖКХ.

Современный этап развития экономики характеризуется обострением конкуренции за ограниченные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы. Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) составляет значимую часть экономики

страны, поэтому указанные проблемы в ней проявляются весьма остро, и, кроме того, имеют свою специфику, обусловленную особенностями ЖКХ.

Традиционно конкуренция понимается как столкновение, соперничество между производителями и продавцами товаров, в наиболее общем случае — между любыми экономическими субъектами с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод.

Представители классической экономической школы (А.Смит, Д.Рикардо, А.Маршалл) характеризовали конкуренцию как «невидимую руку» рынка. Согласно их исследованиям, цены на рынке складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы, что приводит к уравнению нормы прибыли и оптимальному распределению труда и капитала. Этот подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, регулирующий спрос, предложение и распределение ресурсов.

В соответствии с другим подходом, который представляет известный исследователь М.Портер, конкуренция выступает как состязательность на рынке, суть которого показал. По мнению М.Портера, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, простирается значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности [5]. В любой отрасли конкуренция определяется пятью факторами.

1. Угрозой появления новых конкурентов, которые привносят новые производственные мощности, чтобы осуществить передел рынка и занять его часть.

2. Угрозой появления товаров (услуг) — заменителей, которые ограничивают потенциал отрасли и сдерживают цены на рынке.

3. Рыночная власть поставщиков, характеризующая способность поставщиков оказывать давление на участников отрасли, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых ресурсов. Влияние поставщиков «выжимает» прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при собственных ценах.

4. Рыночная власть потребителей, характеризующая способность потребителей оказывать давление на участников отрасли, снижая цены, требуя высшего качества и «стравливанием» производителей друг и другом.

5. Соперничество конкурентов одной отрасли между собой, где задача фирмы — всеми силами добиваться выгодного положения.

Значение каждого из пяти факторов меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность. Для выживания и развития фирме необходимо эффективно противодействовать негативному воздействию указанных сил или использовать их благоприятное воздействие.

Конкуренция обязывает хозяйствующих субъектов создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого. Естественно, категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

В настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации как в целом в народном хозяйстве России, так и в отдельном хозяйствующем субъекте. Как правило, конкурентоспособность применяют в качестве критерия оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

ЖКХ — многоотраслевое хозяйство, охватывающее все важнейшие стороны жизни любого населенного пункта, это отрасль сферы услуг и важнейшая часть территориальной инфраструктуры, определяющая условия жизнедеятельности человека, комфортность его жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг, от которых зависит состояние здоровья.

ЖКХ включает два крупных блока: жилищное хозяйство и коммунальные предприятия.

Производственная структура ЖКХ как отрасль экономики состоит из четырех подотраслей: 1) жилищное хозяйство; 2) ресурсоснабжение (тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водооотведение); 3) благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, берегоукрепление, санитарная очистка, утилизация отходов); 4) бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание). Поэтому возможно выделение различных самостоятельных рынков или сегментов рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ): рынок услуг жилищного хозяйства, рынок услуг коммунального хозяйства, в т.ч. рынок услуг водопроводно-канализационного хозяйства, рынок услуг теплоснабжения, рынок услуг благоустройства, рынок услуг газоснабжения, рынок услуг коммунально-бытового характера.

ЖКУ условно можно разделить на услуги общественного характера, смешанные услуги и услуги для частного потребления.

Услуги общественного характера — услуги, направленные на удовлетворение потребностей всего общества или большей его части (например, разбивка и обслуживание

72

парковых зон, реконструкция и поддержание в нормальном состоянии памятников истории и архитектуры, содержание общегородских транспортных коммуникаций). Расходы на их удовлетворение распределяются на каждого члена общества.

Услуги смешанного характера — это услуги, направленные на удовлетворение потребностей относительно незначительной по численности группы людей, объединенных общим местом проживания и отдыха в пределах жилой зоны (подъезд, жилой дом, жилой квартал). Расходы на услуги смешанного характера распределяются между членами данной общины.

Частные услуги — услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека (людей), объединенных общим местом проживания в рамках одной квартиры.

Развитие конкуренции возможно лишь на рынках услуг частых и услуг смешанного характера, в то время как для общественных услуг государством должны разрабатываться механизмы привлечения инвесторов. В целом развитие конкуренции в ЖКХ определяется следующими факторами — особенностями хозяйства:

• многоотраслевой характер,

• высокая зависимость от «местных» условий,

• тесная связь с промышленностью,

• особая социальная значимость, усиливающая необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей,

• сочетание крупного и малого бизнеса,

• наличие естественных монополий и отраслей, в которых конкуренция потенциально возможна,

• многообразие потребителей, ведущее к необходимости их сегментации.

Разнонаправленный характер влияния представленных выше факторов, ведет к невозможности развития конкуренции в ЖКХ в классическом виде, это обусловливает необходимость активного участия органов власти в организации предоставления ЖКУ населению.

Необходимость формирования в ЖКХ рыночных отношений, основанных на конкуренции, была осознана на государственном уровне еще в конце 90-х годов. Результатом этого явилось принятие ряда важнейших документов:

1) Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ (Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425);

2) Программа демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг жилищно-

коммунального хозяйства на 1998—1999 годы (постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. № 1613), предусматривающая постепенный период на конкурентные отношения, инициируемый региональными властями;

3) Программа «Жилище» на 2002—2010 годы (постановление Правительства РФ от

17 сентября 2001 г. № 675), в ходе реализации которой планировалась постепенная ликвидация дотационности отрасли, ввод ее в режим устойчивого и достаточного финансирования;

4) Жилищный кодекс РФ (Федеральный закон № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г.),

направленный на регулирование организационно-экономических отношений в жилищной сфере.

Однако в ходе реализации принятых программных документов, главные цели реформирования ЖКХ — повышение качества и надежности предоставления ЖКУ за счет развития конкурентных отношений в отрасли — не были достигнуты. Дальнейшие корректировки выбранного эволюционного курса реформирования отношений в ЖКХ связаны с формированием рынка доступного жилья (это положение включено в Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19 февраля 2006 г. № 38-р), и реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Таким образом, рынок ЖКХ подвержен государственному регулированию, причем государство играет определяющую роль в его развитии.

Современное положение рынка ЖКУ характеризуется приходом в ЖКХ малых предприятий, доля которых на рынке, по мнению экспертов, все еще недостаточна (в жилищно-коммунальном секторе частный бизнес, в т.ч. малые предприятия, составляет 17%). Наиболее часто малые предприятия, действующие в сфере ЖКУ, специализируются на капитальном ремонте. Распределение малых предприятий, работающих в сфере ЖКУ Москвы, по видам деятельности выглядит следующим образом: капитальный ремонт — 44%, благоустройство — 24%, техническое обслуживание — 14,1%, прочие работы (вывоз ТБО, дезинфекция, установка компьютерных систем) — 11,9%, охрана и обслуживание жилого фонда, установка систем видеонаблюдения — 6%. Другой тенденцией рынка ЖКУ выступает рост стоимости этих услуг. Согласно данным Росстата, за период с 1993 по 2006 год стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата — лишь в 1 140 раз. Кроме того, финансовое положение предприятий ЖКХ можно охарактеризовать как критическое. Если в 2001 году убыточными были чуть более половины предприятий отрасли, что примерно соответствовало среднему значению для

74

российской экономики, то в 2006 году удельный вес убыточных предприятий ЖКХ достиг 62,4%, в полтора раза превысив средний по экономике показатель (43,4%). Количество убыточных организаций достигло 6 337, общая сумма убытка составила 27 169 млн руб. [6]

Таким образом, несмотря на проводимые государством программы, достигнуть качественных сдвигов в развитии ЖКХ не удалось. Важнейшей причиной этого является использование весьма ограниченный набор моделей функционирования ЖКХ, причем преобладает модель функционирования ЖКХ с доминирующей ролью государства, тогда как такие модели как аренда, концессия (с различной долей самостоятельности инвесторов), и другие формы частно-государственного партнерства практически не получили распространения. Развитие альтернативных моделей функционирования ЖКХ как раз и предполагает конкурс между различными операторами, инвесторами, что, в конечном итоге, как свидетельствует зарубежный опыт, способствует развитию конкуренции в хозяйстве и ведет к улучшению обслуживания населения и повышению качества ЖКУ. Указанные модели функционирования коммунального комплекса отличаются не только правами собственности и концепциями управления коммунальной инфраструктурой, но и технологиями привлечения инвестиций, это имеет особое значение для российских условий. Источниками инвестиций могут выступать государство, потребитель, оплачивающий коммунальные услуги, или частные инвестиции, или инвестиции коммунальных компаний, создающих и модернизирующих объекты коммунального комплекса из собственных или привлеченных внебюджетных средств. Реализация различных моделей функционирования ЖКХ в условиях РФ позволит более полно учитывать особенности оказания ЖКУ, создаст предпосылки для активизации процессов реконструкции и модернизации существующего фонда, будет способствовать экономии ресурсов общества.

Литература

1. Жилищный Кодекс РФ (Федеральный закон № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г.).

2. Указ Президента РФ № 425 от 28 апреля 1997 г. «О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ».

3. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг жилищно-коммунального хозяйства на 1998—1999 гг.».

4. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О Программе «Жилище» на 2002—2010 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.