Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД России / курсант / правоохранительные органы / образование / профессиональные компетенции / компетентностно-ориентированное обучение / Ministry of Internal Affairs of Russia / cadet / law enforcement agencies / education / professional competencies / competence-based training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Юрьевна Сенаторова

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников Министерства внутренних дел с точки зрения роли необходимых компетенций в системе профессиональной подготовки. Основной акцент делается на необходимость использования компетентностного подхода в образовании с целью обеспечения качественной подготовки сотрудников МВД России. Автор обращает внимание на отличия внедрения данного подхода в гражданских вузах и образовательных организациях МВД России; рассматривает особенности развития компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Юрьевна Сенаторова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE-BASED TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article examines the features of the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs from the point of view of the role of the necessary competencies in the system of professional training. The main emphasis is placed on the need to use a competency-based approach in education in order to ensure high-quality training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author also draws attention to the differences in the implementation of this approach in civil universities and educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; examines the features of the development of a competence-based approach in the process of professional training of future officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 37 ББК 74.04

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-292-295

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Ольга Юрьевна СЕНАТОРОВА,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

E-mail: pchela-fly@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников Министерства внутренних дел с точки зрения роли необходимых компетенций в системе профессиональной подготовки. Основной акцент делается на необходимость использования компетентностного подхода в образовании с целью обеспечения качественной подготовки сотрудников МВД России. Автор обращает внимание на отличия внедрения данного подхода в гражданских вузах и образовательных организациях МВД России; рассматривает особенности развития компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров МВД России.

Ключевые слова: МВД России; курсант; правоохранительные органы; образование; профессиональные компетенции; компетентностно-ориентированное обучение.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE-BASED TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Olga Yurievna SENATOROVA,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychological, Pedagogical and Medical Support of the Internal Affairs Bodies, All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

E-mail: pchela-fly@yandex.ru

Abstract. The article examines the features of the professional activities of employees of the Ministry of Internal Affairs from the point of view of the role of the necessary competencies in the system of professional training. The main emphasis is placed on the need to use a competency-based approach in education in order to ensure high-quality training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author also draws attention to the differences in the implementation of this approach in civil universities and educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; examines the features of the development of a competence-based approach in the process of professional training of future officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: Ministry of Internal Affairs of Russia; cadet; law enforcement agencies; education; professional competencies; competence-based training.

Постановка проблемы. Радикальное обновление российского общества в последние годы привело к признанию человека высшей ценностью, а гарантию его прав и свобод — важнейшей обязанностью государства. Государство, выступая реформатором и действующим субъектом реформирования, ставит задачу повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел России в обеспечении безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, от становления личности нового типа напрямую зависит и формирование открытого демократического общества.

В то же время в условиях сегодняшних социально-экономических реформ, сопровождающихся сложностью социально-политической обстановки в стране, особую значимость приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, способных обеспечить высокую эффективность противодействия правонарушений1.

В условиях развития деятельности правоохранительных органов Российского государства особое внимание сегодня привлекают вопросы, связанные с осуществлением надлежащей профессиональной подготовки их личного состава. Это, по мнению исследователей, вызвано, во-первых, постепенным переходом деятельности отечественных силовых структур к мировым стандартам обучения; во-вторых, нарастание социально-политической напряженности обуславливает пересмотр содержания обучения сотрудников полиции, выполняющих профессиональные обязанности во время митингов и демонстраций; в-третьих, сегодня растет количество противоправных деяний, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывчатки, современных информационных технологий, на почве расовой нетерпимости, ксенофобии и т.д.

Глубокие и многовекторные преобразования в правоохранительной сфере общества начали выдвигать высокие требования к сотруднику органов внутренних дел, его деятельности и личности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных самостоятельно принимать решения и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и риска. Сегодня от всего личного состава МВД России требуется владение современными профессиональными знаниями и навыками по противодействию преступности, групповым нарушениям публичной безопасности и порядка, выявлению и обезвреживанию организованных преступных групп и т.д.

В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования и развития личности профессионала и эффективной адаптации к профессии уже в начальный период службы в правоохранительных органах, который совпадает с периодом обучения будущих следователей, оперативных уполномоченных, участковых уполномоченных и других специалистов в правоохранительной сфере в образовательных организациях МВД России2.

Реформы органов внутренних дел, проводимые сейчас, в корне влияют на процесс профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, а также выдвигают новые требования к качеству их профессиональной культуры и подготовки, готовности выполнять специфические задачи, требующие специальных знаний, умений и навыков. От выпускников образовательных организаций МВД России сегодня нужно сочетание законности и гуманности при исполнении своих обязанностей.

Анализ исследований и публикаций. Психолого-педагогические теоретические и эмпирические исследования образовательного процесса в вузах правоохранительных органов описаны в работах С.А. Ефимовой, Е.Б. Пашечко, В.Е. Петрова, И.Ф. Солдатова и др.; профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов посвящены труды О.А. Улья-ниной, А.Ю. Коровкина, И.О. Котенева и др.

Целью статьи является определение основных особенностей использования компетентно-стно-ориентированного подхода в системе профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Основные результаты исследования. На сегодняшний день ведущим направлением образовательной политики государства является переход от знаниевой парадигмы к компетентност-ному подходу. В качестве главного результата высшего образования рассматривается готовность выпускников нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Так, мы можем говорить о том, что сегодня требуются абсолютно новые решения и подходы к организации всей деятельности высшей школы, активный поиск новых механизмов приспособления высших учебных заведений к реальной демографической, экономической, социальной ситуации, постоянному взаимодействию образовательных организаций с динамичным рынком образовательных услуг и рынком труда3.

Основными целями современного высшего образования являются развитие способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. На сегодняшний день востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в экстремальных ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Под профессиональными компетенциями следует понимать совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, а также способностей и личностных качеств выпускника, определяющую содержание рабочей силы и необходимую для эффективного выполнения функций и решения сформулированных задач и должностных обязанностей в рамках определенной профессии. Определение состава необходимых профессиональных компетенций является первым и одним из самых важных этапов их формирования, так как от него в целом зависят качество и валид-ность всего процесса формирования профессиональных компетенций4.

Итак, можно сказать, что в основе подготовки ключевых профессиональных компетенций лежат:

■ основные задачи общего образования;

■ структурное представление социального опыта и личного опыта;

■ основные виды деятельности студента, позволяющие ему овладеть социальным опытом, приобрести навыки жизнедеятельности и практической деятельности в современном обществе.

Профессиональная подготовка будущих офицеров является сложным и многоплановым процессом, который обеспечивает эффективность действий по охране и обеспечению общественного порядка путем формирования готовности к осуществлению таких действий. Этот процесс определяет необходимость приобретения определенной совокупности знаний и умений как теоретического, так и прикладного содержания, формирования профессионально значимых личностных качеств, формирование мотивации к учебной деятельности и профессионального самосовершенствования, осознание ценности профессии офицера для общества5.

Стоит отметить, что реализация и развитие компетентностно-ориентированного подхода в образовательных организациях МВД России

имеет свои особенности, связанные со спецификой подготовки курсантов и особым правовым регулированием образовательного процесса федеральными и ведомственными документами. Поступая в образовательную организацию МВД России, курсанты одновременно принимаются и проходят службу в соответствующих органах, им присваивается звание «рядовой» или «сержант», они носят полицейскую форму, получают полное содержание, проживание на территории образовательной организации (на начальных курсах обучения), получение денежного довольствия, а также все льготы, предусмотренные законом для сотрудников полиции. Это предъявляет особые требования к организации учебного процесса.

Среди характеристик реализации компетен-тностно-ориентированного подхода в образовательных организациях МВД России следует выделить следующие:

■ инерционность образовательного процесса в авторитарных вузах, обусловленная тем, что в строго регламентированном процессе учебной деятельности в образовательных организациях МВД России, построенной на неукоснительном выполнении регламентов и инструкций, почти не приживаются новшества компетентностно-ориентированно-го подхода;

■ несогласованность вклада разных направлений учебного процесса в формирование профессиональной компетентности курсантов, связанной с тем, что специфика учебного процесса в образовательных организациях МВД России, заключающаяся в совмещении учебной и служебной деятельности курсантов и проживания студентов на территории вуза, обеспечивается большим количеством внеклассных мероприятий, проводимых различными службами (психологическими, образовательными, руководителями курсов и пр.), деятельность которых курируется разными отделами;

■ ограниченное (недостаточное) актуальное методическое обеспечение, ориентированное на практику: специфика подготовки курсантов в образовательных организациях МВД требует адекватного методического обеспечения с учетом особенностей службы и профессиональной деятельности сту-дентов6.

Выводы. В связи с перечисленными особенностями развития компетентностно-ориентиро-ванного обучения в образовательных органи-

зациях МВД России имеющиеся передовые методические разработки гражданских вузов не могут быть применимы в вузах правоохранительных органов без дополнительной переработки, что существенно ограничивает методическую обеспеченность учебно-воспитательный процесса и затрудняет процесс его реформирования.

Возникает необходимость в качественной разработке педагогических и методических основ обеспечения учебно-воспитательного процесса подготовки в высшем учебном заведении на основе компетентностного подхода, который позволит максимально приблизить содержание обучения будущих офицеров к реалиям будущей профессиональной деятельности. В частности, требуют определения содержание и структура готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач по охране и обеспечению общественного порядка, выявление критериев и показателей сформированности готовности к таким действиям, а также разработка методики определения качественных характеристик и их уровней7.

1 См.: Ульянина OA. Психологические аспекты создания практико-ориентированной среды в образовательных организациях МВД России // Образование и наука. 2018. № 20 (10). С. 122.

2 См.: Коровкин А.Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. С. 12—13.

3 Новый взгляд на систему образования: сб. тр. I Меж-дунар. науч.-практ. конф. Прокопьевск: Изд-во филиала КузГТУ в г. Прокопьевске, 2017. С. 18.

4 См.: Ефимова CA. Проблемы компетентностно-ориен-тированного оценивания прикладных квалификаций // Образование и наука. 2017. № 19 (5). С. 122—124.

5 См.: Кузьминская Т.П., Бурова H.H. Проблемы повышения качества образования в вузах России // Вопросы регулирования экономики. 2017. Т. 8. № 2. С. 129—130.

6 См.: Петров В.Е., Сенаторова О.Ю. Психология развития личности в деятельности сотрудников ОВД: Краткий курс лекций. Домодедово: ВИПК сотрудников МВД России, 2013.

7 См.: Сенаторова О.Ю., Садеков P.P. Особенности формирования профессиональной компетентности педагога образовательной организации системы МВД России. Домодедово: ВИПК сотрудников МВД России, 2017.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.