Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL DEVELOPMENT DELAY / FEATURES OF COMMUNICATION SKILLS DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ананьева М.Е.

В статье рассматривается актуальная проблема особенностей развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Автор статьи доказывает, что у детей с задержкой психического развития имеется ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать в процессе организации работы по развитию коммуникативных навыков младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ананьева М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article deals with the actual problem of features of the development of communication skills in children with mental retardation. The author of the article proves that children with mental retardation have a number of psychological features that must be taken into account in the process of organizing work on the development of communication skills of primary school children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376.37

Ананьева М.Е. студент магистратуры по направлению 44.04.03. специальное (дефектологическое) образование магистерская программа «Клиническая логопедия» Южный Федеральный университет

г. Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема особенностей развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Автор статьи доказывает, что у детей с задержкой психического развития имеется ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать в процессе организации работы по развитию коммуникативных навыков младших школьников.

Ключевые слова: задержка психического развития, особенности развития коммуникативных навыков, психолого-педагогические особенности развития младших школьников с задержкой психического развития.

Ananyeva M.E.

master's degree student of the Department 44.04.03

in special defectology education Masters program "Clinical speech therapy "

South Federal University Rostov-on-don

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH DELAY OF

MENTAL DEVELOPMENT

Abstract: the article deals with the actual problem of features of the development of communication skills in children with mental retardation. The author of the article proves that children with mental retardation have a number of psychological features that must be taken into account in the process of organizing work on the development of communication skills of primary school children.

Keywords: mental development delay, features of communication skills development, psychological and pedagogical features of development ofprimary school children with mental development delay.

На сегодняшний день мы живём в таких социальных условиях, которые требуют высокий уровень коммуникативной компетенции. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают серьезные трудности в социализации, связанной с использованием вербального способа общения, а также в усвоении школьной программы. Такое нарушение как задержка психического развития является одной из распространенных проблем современной логопедической науки, которая требует неотложной и своевременной логопедической помощи [2].

Многие авторы исследовали данную проблему особенностей развития коммуникативных способностей детей с ЗПР, которые наблюдаются в младшем школьном возрасте при поступлении ребенка в школу. С.В.Зорина, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова широко рассматривают в своих исследованиях симптоматику и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР. Они делают акцент на том, что у большинства детей с задержкой психического развития имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи [5].

Исследователь А. Г. Самохвалова подчеркивает в своей работе то, что если в детстве ребенок не получал должным образом поддержку со стороны родных и процессе взросления не приобрел опыт в коммуникации, то он может стать замкнутым и неуверенным в себе человеком, т.е. его коммуникативные способности будут на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе, но, прежде чем развивать коммуникативные способности, необходимо в рамках комплексного подхода изучения способностей рассмотреть их компоненты [6].

Э. А. Голубева выделяет когнитивный, эмоциональный, самооценочный, коммуникативно--деятельностный компоненты коммуникативных способностей. Эти компоненты тесно связаны между собой, и взаимодействуя, образуют коммуникативные способности [1].

Анализ психолого-педагогических исследований указывает на то, что младшие школьники не подготовлены к общению как в условиях педагогического процесса, так и в межличностном общении со сверстниками (А.В. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.В. Мудрик, М.М. Рыбакова и др.) [4].

В.А. Кан-Калик определяет методы по формированию коммуникативных умений младших школьников:

1. Программа самопознания: определение коммуникативных качеств, положительных и слабых сторон общения.

2. Тренинг по развитию основных характеристик общительности.

3. Общественная работа по приобретению опыта коммуникации.

4. Работа по созданию ситуаций, формирующих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности [3].

Одним из эффективных, активных способов формирования коммуникативных способностей являются игры-тренинги.

Над разработкой игр-тренингов работали многие - Прудченков А. С., Самоукина Н., Эльконин Д. Б., Шиллер Ф., Спенсер Г., Вунд В., Фребель и многие другие [7].

Какие же характерные трудности в общении мы можем отслеживать у младших школьников с задержкой психического развития?

Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития. Страдает как морфологическая система языка (словообразование и словоизменение), так и синтаксический строй речи [5].

У большинства детей произношение отдельных звуков правильное, но в целом оно недостаточно четкое, что и создает «смазанность» речи.

Для детей с задержкой психического развития характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы и высказывания в целом, они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения, многочисленные ошибки в морфолого-синтаксическом оформлении текста, рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Дети часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали [2].

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень ориентировки в звучащем слове и трудности в овладении звукобуквенным анализом. Поэтому у них медленно формируются навыки чтения и письма, повышается риск дисграфии и дислексии [4].

Таким образом, особенности речевого развития детей с задержкой психического развития обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем: низкая речевая активность; выраженные недостатки грамматического строя речи; недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности осознании звуко-слогового строения слова; отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка; нарушения письма и чтения; неполноценность развернутых речевых высказываний; слабость

словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета.

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития имеют системный характер, отражают недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. При поступлении в 1 класс дети не достигают необходимого уровня речевой готовности, поэтому испытывают серьезные трудности в освоении школьной программы и общении со сверстниками и взрослыми. Недостатки речевого развития сказываются на успешности обучения ребенка в школе если он не получает своевременной логопедической помощи в дошкольном детстве.

Использованные источники:

1. Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 5. - С. 55-63.

2. Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - №11. - 2007. С.11-14.

3. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.: «Союз», 2002.-224 с.

4. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст]: Учебное пособие/ М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

5. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303с.

6. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. — СПб.: Речь, 2011. — 432 с.

7. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст]: Избр. Психологические труды / Ред Д.И. Фельдштейн. - М.: Инст-т прак-тич. Психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. - 416с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.