психологические науки
Кудрявцев Владимир Александрович, Макарова Елизавета Олеговна ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ...
УДК 159.9.072.43
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0085
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2020
SPIN: 5347-3550 AuthorlD: 725939 ResearcherlD: K-1238-2017 ORCID: 0000-0003-2405-4946 ScopusID: 57200442294
Кудрявцев Владимир Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
SPIN: 2676-4676 AuthorID: 997702
Макарова Елизавета Олеговна, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет) (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей и недостатков коммуникативных навыков в системе дет-ско-родительских отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье актуализируется теоретический аспект изучения данной проблемы (обзор актуальных существующих научных исследований разных авторов). Раскрывается аспект влияния родителей и стиля семейного воспитания на становление коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Представлены результаты всестороннего исследования коммуникативных нарушений в системе детско-родительских отношений ребенка с задержкой психического развития, проведенного в рамках констатирующего эксперимента. Выявлены и описаны коммуникативные нарушения дошкольников с задержкой психического развития в системе коммуникативного взаимодействия с родителями. Дается сравнительный анализ коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и с нормативным темпом психического развития. Описаны особенности коммуникации родителей с детьми с задержкой психического развития и с детьми с нормативным темпом развития. Обоснована необходимость целенаправленного психокоррекционного воздействия, как на детей с задержкой психического развития, так и на их родителей с целью оптимизации коммуникативного взаимодействия между ними.
Ключевые слова: коммуникативные нарушения, коммуникативные навыки, взаимодействие с родителями, задержка психического развития, детско-родительские отношения, дошкольники с задержкой психического развития, старший дошкольный возраст, стили семейного воспитания.
THE STUDY OF COMMUNICATIVE DISORDERS IN THE SYSTEM OF CHILD-PARENT RELATIONS OF A CHILD WITH MENTAL RETARDATION
© 2020
Kudryavtsev Vladimir Alexandrovich, PhD in psychology, associate Professor of the Department of special pedagogy and psychology Makarova Elizaveta Olegovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (Minin University) (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the study of the features and disadvantages of communication skills in the system of child-parent relations of older preschool children with mental retardation. The article updates the theoretical aspect of the study of this problem (review of current existing scientific research by different authors). The article reveals the aspect of the influence of parents and the style of family education on the formation of communication skills in children with mental retardation. The results of a comprehensive study of communication disorders in the system of child-parent relations of a child with mental retardation, conducted in the framework of a ascertaining experiment, are presented. Identified and described communication disorders of preschool children with delay of mental development in the system of communicative interaction with their parents. The comparative analysis of communicative development of children of senior preschool age with ZPR and with the standard rate of mental development is given. The article describes the features of parents ' communication with children with mental retardation and with children with a normative rate of development. The necessity of purposeful psychocorrective influence on both children with mental retardation and their parents in order to optimize the communicative interaction between them is justified.
Keywords: communication disorders, communication skills, interaction with parents, mental retardation, child-parent relationships, preschoolers with mental retardation, senior preschool age, family education styles.
ВВЕДЕНИЕ
Первоначальный опыт межличностных отношений и общения ребенок усваивает в семье. Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в психофизическом развитии, в том числе и с задержкой психического развития (ЗПР), зачастую, характеризуются неадекватными межличностными отношениями [1, с.100].
Для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР, его неуспешность в ситуациях обучения и общения не позволяет обратить внимание на позитивную динамику его развития. Многие родители склонны выполнять за ребенка действия, которые он мог бы выполнить сам, проявляя чрезмерную заботу, воспитывая ребенка в «ситуации болезни» и формируя симбиотическую связь с ним, тем самым лишая дитя самостоятельности. Также, в связи с преобладанием среди детей с ЗПР мальчиков,
дети больше предпочитают отношения с отцом, не смотря на значимую роль в их воспитании матери [2, с.11]. Уровень родительской компетентности и просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ЗПР во многих семейных парах недостаточно высок. Кроме этого, исследования Кисовой В.В. и Малаховой Т.В. указывают на то, что 80% случаем в семьях, воспитывающих дошкольников с ЗПР, отсутствуют теплые отношения, основанные на принятии и поддержке [2, с.294].
Исследования, проведенные Е. Е. Дмитриевой и Двуреченской О.Н., указывают на то, что дошкольники с ЗПР имеют низкую эмоциональную чувствительность к своему партнеру по общению, а также имеют суженый диапазон коммуникативных задач и действий [3, с.274]. Также было выявлено, что доминирующей формой об-
Kudryavtsev Vladimir Alexandrovich, Makarova Elizaveta Olegovna THE STUDY OF COMMUNICATIVE DISORDERS IN THE SYSTEM ..
psychological science
щения для детей данной категории является ситуативно-деловая форма общения, а общение характеризуется эпизодичностью и однообразием, что не соответствует возрастным показателям в норме.
О достаточно низком уровне развития коммуникативных качеств (инициатива, эмпатийное взаимодействие со сверстниками, экспрессивность, неконфликтность) и среднем уровне развития коммуникативно-речевых навыков свидетельствует также исследование О.А. Поленовой, проведенное в г.Тула на детях с ЗПР 5-8 лет [4, с.101]. Е. Б. Щетинина и О. М Ключевская отмечают нарушения как импрессивной (низкая дифференциация речеслухового восприятия, речевых звуков, непонимание смысла отдельных слов), так и экспрессивной речи (нарушение звукопроизношения, грамматические стереотипы, аграмматизмы, речевая пассивность) у дошкольников с ЗПР [5, с.160].
О.В. Вольская отмечает, что для дошкольников с ЗПР характерна недостаточная сформированность стратегического и тактического компонентов вербального общения по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием [6, с.22]. Многие авторы сходятся во мнении, что нарушения коммуникации у дошкольников с задержкой психического развития возникают под влиянием усвоения демонстрируемых родителями образцов общения, негативного воздействия семейного воспитания (ошибок воспитания, недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка, гиперконтроль, авторитарность).
А.Г. Самохвалова и И.В. Котова условно выделяют 4 группы коммуникативных трудностей [7, с. 66]: 1) базовые трудности, основа которых личностные качества ребенка - трудности эмпатии, вступления в контакт, эгоцентризм, неадекватная самооценка и так далее; 2) содержательные коммуникативные трудности, базирующиеся на недостатке коммуникативных знаний, недостатки прогнозирования, контроля, планирования общения, перестройки коммуникативной программы; 3) инструментальные коммуникативные трудности - не умение реализовывать вербальную программу, которое связано с недостатками вербальных и невербальных, просодических, экстралингвистических средств общения; 4) рефлексивные трудности - проблемы самоанализа, самонаблюдения и самоизменения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Нами было проведено исследование, целью которого является выявление особенностей и недостатков навыков коммуникационной деятельности в системе детско-родительких отношений детей старших дошкольного возраста с ЗПР и сравнение их с особенностями показателей при нормальном развитии у детей того же возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №162» г.Нижний Новгород, ул.Пятигорская, 2А, МАДОУ «Детский сад №49 «Светлячок» г.Нижний Новгород, ул. В. Шишкова, д.7к5.
В исследовании приняло участие 25 детей с ЗПР (экспериментальная группа) и 25 детей с нормой интеллекта (контрольная группа), родители детей с ЗПР - 20 человек (экспериментальная группа) в возрасте от 30 до 40 лет и родители детей с нормой интеллекта - 25 человек (контрольная группа) в возрасте от 30 до 40 лет.
Были использованы следующие методики: методика «Незаконченные предложения» (вариант для дошкольников), комплекс методик «Коммуникативные способности» Н.Е. Веракса, направленные на изучение уровня сформированности коммуникативных умений ребенка (Методика 1, Методика 2). С целью выявления проблем коммуникации родителей с ребенком с ЗПР дошкольного возраста применяются следующие методики: Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга, В. В. Столин), Рисуночный тест для родителей «Хороший-плохой ребенок».
РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам исследования было выявлено, что в группе дошкольников с ЗПР преобладает положительное отношение к отцу (положительно об отце высказались 60% испытуемых). Дети четко представляют роль отца, как «вечно работающего», они не чувствуют эмоциональной связи с отцом и не реализуют свою потребность в общении со взрослым через отца. 16% испытуемых негативно относятся к отцу, выражая определенные страхи связанные с ним, его поведением и общением с матерью (например, «Папа маму обижает, а я ее защищаю»). У детей с нормой интеллекта лучше установлен эмоциональный и коммуникативный контакт с отцом. Примечательно, что в обеих выборках процент детей с отрицательным отношением к отцу оказался одинаковым.
Среди выборки детей с нормой интеллекта не оказалось ни одного ребенка с отрицательным отношением к матери. 56% дошкольников с ЗПР выразили положительное отношение к матери. Многие отвечали так: «Больше всего я люблю маму», «Мама меня любит», «Мы с мамой готовим вкусную еду». 32% выразили нейтральное, отстраненное отношение к матери, что говорит об отсутствии эмоциональной связи в системе «мать-дитя». 12% испытуемых выразили негативное отношение к матери, которое обусловлено присутствием в семейном воспитании наказаний, например, дети говорили, что мама «поругает и поставит в угол», «по попе даст», «мама всегда ругает меня». В ситуации, когда ребенок не получает положительной эмоциональной поддержки от матери, коммуникация налаженной быть не может.
Процент детей с ЗПР с положительным отношением к себе оказался на 28% выше показателей контрольной группы. Это говорит о том, что дети с нормой интеллекта по сравнению с детьми с ЗПР более критично относятся к себе.
Правильное и полное распознавание и интерпретация ситуаций взаимодействия, определение задач и требований, предъявляемых к детям в данный момент, продемонстрировали только 28% дошкольников с ЗПР. 24% детей корректно определили не все контексты коммуникации и не все задачи и требования смогли обозначить. Порядка 32% испытуемых, практически, не определяют контексты и смыслы ситуации коммуникативного акта и не выделяют требования и задачи, предъявляемые взрослым. 16% дошкольников с ЗПР не справились с поставленной задачей совсем.
Полные и четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения своего отношения ко взрослому в коммуникативной ситуации среди детей с ЗПР В среднем по всем пробам демонстрирует лишь 45% детей, что более чем в полтора раза ниже показателей контрольной группы. Столь низкие показатели ориентированности в коммуникационной ситуации свидетельствуют об сложностях понимания коммуникативной ситуации и адекватного реагирования на нее у детей с ЗПР, таких базовых трудностях, как недостаток эмпатии, и о таких содержательных коммуникативных трудностях, как недостатки коммуникативных знаний, недостатки прогнозирования, планирования общения.
Анализ детско-родительских отношений в экспериментальных группах показал устойчивую тенденцию в семьях детей с ЗПР к конфронтации и конфликтности, в то время как родители детей с нормативным темпом развития стремятся сотрудничать с ребенком. Так же для семей детей с ЗПР свойственны нечетко выстроенные дистанции между родителем и ребенком, родители более авторитарны, требуют безоговорочного подчинения.
Интересные данные были получены при анализе данных проективной методики «Хороший/плохой ребенок», в ходе выполнения которой родителям надо было нарисовать два рисунка («хорошего» и «плохого» ребенка), используя только геометрические фигуры (переработка психогеометрического теста Сьюзен Делингер). К каждому портрету родители давали словестную характе-
362
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
психологические науки
Кудрявцев Владимир Александрович, Макарова Елизавета Олеговна ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ...
ристику из пяти прилагательных и пяти глаголов.
Следует отметить, что родители обеих групп предпочитают доброжелательного ребенка, готового к общению, желающего помочь, подружиться, с пассивной позицией, подверженного влиянию со стороны родителя, готового к компромиссам, зависимого от родителя.
В целом, рисунки родителей детей с ЗПР менее детализированы. «Хорошего» ребенка характеризуют как доброго, отзывчивого, ласкового, воспитанного, жизнерадостного, веселого, яркого, наивного, участливого, активного, заинтересованного. Этот ребенок должен помогать, слушаться. «Плохой» описывается как грубый, ленивый, вредный, упрямый, злой, невоспитанный, избалованный, непослушный, конфликтный. Он злит, противится, балуется, плачет, кричит, дерется, хулиганит, обижает, не слушается.
ВЫВОДЫ
Обобщая все данные мы констатировали, что дети с ЗПР значительно хуже разбираются в общепринятых нормах и способах выражения своего отношения ко взрослому в коммуникативной ситуации из-за сложностей понимания коммуникативной ситуации и адекватного реагирования на нее, таких базовых трудностях, как недостаток эмпатии, и о таких содержательных коммуникативных трудностях, как недостатки коммуникативных знаний, недостатки прогнозирования, планирования общения. Они имеют стойкие базовые и содержательные коммуникативные трудности во взаимодействии со взрослым, что приводит к возникновению конфликтов в детско-родительских отношениях детей с ЗПР и к непродуктивной коммуникации между родителем и ребенком.
Преобладающим стилем воспитания и типом родителя в семьях детей с ЗПР являются авторитарный стиль и авторитарный родитель, которые подавляют своих детей и предъявляют к ним требование беспрекословного подчинения. В семьях детей с нормальным темпом развития преобладающий стиль воспитания - демократический. Большинство родителей нуждается в направленной психокоррекционной работе по изменению представлений и установок, связанных с собственным ребенком, его личностью, потенциальными ресурсами и возможностями, нормализацией отношений в семье и социальном окружении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крушная Н.А. Социально-психологическая специфика отношения родителей к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореферат диссертации по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук. - Ярославль, 2010. - 235с.
2. Кисова В.В Исследование эмоционального компонента родительского отношения к детям с задержкой психического развития/ Кисова В.В., Малахова Т.В.//Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 291-294.
3. Дмитриева Е.Е. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи/ Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 8. - С. 118-122.
4. Поленова О.А. Межличностные отношения старших дошкольников с задержкой психического развития/Развитие профессионализма. - 2016. -№2. - С. 100-102.
5. Щетинина Е.Б. Формирование связной речи дошкольников с задержкой психического развития/ Е.Б. Щетинина, О.М. Ключевская// Актуальные проблемы логопедии. Сборник научных и научно-методических трудов. Научный редактор В.П. Крючков. - Саратов, 2018. -С.158-165].
6. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития// Экология человека. - 2006. - №1. — С.21-23. URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-verbalnogo-obscheniya-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 28.07.2019)
7. Самохвалова А.Г. Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка/ А.Г. Самохвалова, И.В. Котова// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - №3. — С. 66-70.
Статья поступила в редакцию 12.02.2020
Статья принята к публикации 27.08.2020