Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ВЕДУЩЕГО "ГИБКОГО НАВЫКА" БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ВЕДУЩЕГО "ГИБКОГО НАВЫКА" БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Никита Сергеевич, Алижанова Хаписат Алижановна, Алиева Алина Ракаевна

Одной из главных задачей современного образования является создание условий для подготовки высоко квалифицированных специалистов в области образования, которые будут работать в быстроменяющихся условий, способные решать нестандартные профессиональные задачи средствами своей деятельности. В статье рассматривается понятие компетентность, обосновывается необходимость, выделяются особенности развития «коммуникативная компетентность» будущих педагогов общеобразовательных организаций в контексте современных тенденций цифровизации системы образования. В статье делается вывод о том, что в условиях новой цифровой среды, для успешной подготовки будущих педагогов при разработке образовательных программ необходимо учитывать персонифицированную диагностику компетенций, которая должна рассматриваться в контексте педагогического взаимодействия с разными субъектами. В качестве практической базы для отработки навыков осуществления профессиональной коммуникации целесообразно использовать период прохождения производственной и педагогической практик, подкрепленный цифровым сопровождением, который будет способствовать профессиональному становлению педагога профессионального обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградов Никита Сергеевич, Алижанова Хаписат Алижановна, Алиева Алина Ракаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AS A LEADING "FLEXIBLE SKILL" OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

One of the main tasks of modern education is to create conditions for the training of highly qualified specialists in the field of education, who will work in a rapidly changing environment, able to solve non-standard professional tasks by means of their activities. The article discusses the concept of competence, substantiates the need, and highlights the features of the development of "communicative competence" of future teachers of educational organizations in the context of modern trends in the digitalization of the education system. The article concludes that in the conditions of the new digital environment, for the successful training of future teachers in the development of educational programs, it is necessary to take into account the personalized diagnostics of competencies, which should be considered in the context of pedagogical interaction with different subjects. As a practical basis for practicing the skills of professional communication, it is advisable to use the period of industrial and pedagogical practice, supported by digital support, which will contribute to the professional development of the teacher of vocational training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ВЕДУЩЕГО "ГИБКОГО НАВЫКА" БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Выводы. Художественно-творческая деятельность - это стимул для активной творческой самореализации, это возможность показать себя и свои достижения, средство формирования духовно-нравственной культуры обучающихся.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры личности длительный, непрерывный, охватывает все возрастные периоды. На становление духовно-нравственной культуры будущего учителя, его профессионально-значимых качеств огромное влияние оказывает культурная среда вуза. Основными направлениями формирования духовно-нравственной культуры обучающихся являются: когнитивное (знаниевое, информационное); аксиологическое (отношенческое, ценностное); коммуникативное (поведенческое, технологическое); рефлексивное (анализ достигнутых результатов).

Литература:

1. Варданян, В.А. Фестивально-выставочная деятельность как средство развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи / В.А. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 4 (48). - С. 45-50. -https://doi.org/10.51609/2079-3499_2021_12_04_45.

2. Мартынова, Е.А. Факторы духовно-нравственного формирования личности педагога / Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 165-172

3. Мартынова, Е.А. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза / Е.А. Мартынова, Н.И. Еналеева // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 4 (28). - С. 26-30

4. Приказ Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/.

5. Серикова, Л.А. Организация духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза / Л.А. Серикова, И.А. Неясова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. - С. 273-276

6. Серикова, Л.А. Духовно-нравственное воспитание и религиозное просвещение школьников в современных условиях / Л.А. Серикова, Т.И. Шукшина // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2010. - № 12. - С. 182-192

Педагогика

УДК 378

аспирант Виноградов Никита Сергеевич

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Алижанова Хаписат Алижановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства Алиева Алина Ракаевна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» ( г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ВЕДУЩЕГО «ГИБКОГО НАВЫКА» БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Одной из главных задачей современного образования является создание условий для подготовки высоко квалифицированных специалистов в области образования, которые будут работать в быстроменяющихся условий, способные решать нестандартные профессиональные задачи средствами своей деятельности. В статье рассматривается понятие компетентность, обосновывается необходимость, выделяются особенности развития «коммуникативная компетентность» будущих педагогов общеобразовательных организаций в контексте современных тенденций цифровизации системы образования. В статье делается вывод о том, что в условиях новой цифровой среды, для успешной подготовки будущих педагогов при разработке образовательных программ необходимо учитывать персонифицированную диагностику компетенций, которая должна рассматриваться в контексте педагогического взаимодействия с разными субъектами. В качестве практической базы для отработки навыков осуществления профессиональной коммуникации целесообразно использовать период прохождения производственной и педагогической практик, подкрепленный цифровым сопровождением, который будет способствовать профессиональному становлению педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: коммуникация, профессиональные компетенции, цифровизация, цифровая среда, будущий педагог, образование.

Annotation. One of the main tasks of modern education is to create conditions for the training of highly qualified specialists in the field of education, who will work in a rapidly changing environment, able to solve non-standard professional tasks by means of their activities. The article discusses the concept of competence, substantiates the need, and highlights the features of the development of "communicative competence" of future teachers of educational organizations in the context of modern trends in the digitalization of the education system. The article concludes that in the conditions of the new digital environment, for the successful training of future teachers in the development of educational programs, it is necessary to take into account the personalized diagnostics of competencies, which should be considered in the context of pedagogical interaction with different subjects. As a practical basis for practicing the skills of professional communication, it is advisable to use the period of industrial and pedagogical practice, supported by digital support, which will contribute to the professional development of the teacher of vocational training.

Key words: communication, professional competencies, digitalization, future teacher, education.

Введение. В условиях ускоренного внедрения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе экономику и социальную сферу актуализируется задача качественной трансформации мировой и отечественной системы образования. Основная цель профессионально-педагогического образования в современных условиях является подготовка высококвалифицированного специалиста, который не только компетентен в области образования и психологии, но и который постоянно совершенствует собственные навыки, работает над повышением профессиональной квалификации, среди которых и совершенствование профессиональной компетентности. Отдельной составляющей профессиональной компетентности является коммуникативная компетентность, поэтому будущий педагог должен не только свободно владеть собственной речью, выстраивать коммуникационные связи в привычной среде, но и уметь общаться взаимодействовать в цифровой среде, управлять коммуникацией.

Изложение основного материала статьи. В педагогической профессии невозможно обойтись без установления коммуникативных связей. Например, в образовательном учреждении педагог осуществляет непрерывную коммуникацию со всеми субъектами образовательного процесса: с администрацией, коллегами, учениками и их родителями. Среди проблем, связанных с пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о овладение новым качеством

компетенций, компетенций будущих педагогов. Педагогическая коммуникация - это информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, имеющее педагогическое содержание и смысл, т.е. это форма эмоционально-интеллектуального взаимодействия, в рамках которой в образовательном процессе происходит движение информации [10].

Многие исследователи рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональных и личностных компетенций будущего педагога, среди которых Сутягина Т.В., которая в своих работах подробно рассматривает опыт организации образовательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», анализирует трактовку понятия soft skills ( «гибкие навыки») и определяет теоретические подходы в формировании значимых для педагога компетенций [8].

Хотелось ещё бы отдельно подчеркнуть тот факт, что так называемые soft skills («гибкие навыки») , как надпредметные компетенции, выступают в качестве ведущих необходимых профессиональных образований специалистов сферы «Человек-человек», так как без умений эффективно взаимодействовать в этой сфере, сформировать профессиональную компетентность невозможно. Конечно, педагоги, как яркие представители сферы «Человек- человек», особенно нуждаются в формировании коммуникативных навыков [2].

Тем самым овладением новыми средствами эффективного взаимодействия со всеми субъектами как основой продуктивного взаимодействия в новой образовательной парадигме составляет приоритетную задачу в подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности.

По мнению Розина И.Н., педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация представляет собой научную область, в которой исследуется использование участниками образовательного процесса электронных сообщений для формирования понимания в электронной образовательной среде в соответствующих обучению контексте, информационной и коммуникативной культуре [6].

Многие исследователи отмечают, что компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий [4].

Проанализировав существующие исследования, дающие определения коммуникативной компетентности можно сделать вывод, что она представляет собой междисциплинарную область знания. Компонентный состав коммуникативной компетентности чрезвычайно широк, он включает «набор составляющих от языковой, лингвистической, организационной, прагматической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, учебной, тематической, речевой, компенсаторной до социокультурной и социальной». Данные положение отражены в исследованиях Третьякова В.С., Игнатенко А.А. [10].

Следует констатировать, что коммуникативная компетентность будущего педагога, в частности учителя определяется в совокупности трёх компонентов неразрывно связанных между собой, которые подробно рассмотрены в исследовании и предложены Е.В. Филатовой включающие:

• мотивационно-ценностный компонент, заключающийся в стремлении к профессиональному совершенствованию и саморазвитию;

• когнитивный компонент отражает знание о содержании коммуникативной компетентности, ее роли;

• операционно-деятельностный компонент связан с коммуникативной и речевой культурой [12].

Отдельные работы посвящены развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровизации образования, в которых ученые рассматриваются вопросы, имеющие значение для развития российского профессионального образования, отдельно выделяя важность подготовки специалистов с позиции смены ориентиров и новых условий. Стоит заметить, что коммуникативная компетентность проявляется в следующих универсальных умениях:

• работа с информацией, а именно с поиском, отбором, дифференциацией, оформлением и передачей,

• создание информационных ресурсов,

• восприятие устной речи,

• понимание смысла на разных уровнях (языковых, когнитивных).

Существует несколько классификаций коммуникативных умений, например, учёная Л.В. Чернецкая классифицирует коммуникативные умения следующим на вербальные, которая определяют, как уместность высказываний, учёт общего контекста, умение свободно владеть письменной и устной речи, возможность представить информацию в нескольких вариантах и невербальные, которые выражены в контроле психофизического состояния, умении снижать сложившееся эмоциональное напряжение.

В Российской Федерации основным нормативным правовым актом, давшим старт и определившим вектор развития цифровизации, в том числе и в образовании, является утвержденная Указом Президента Российской Федерации «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [5].

Сфера исследований, посвященных процессам цифровизации в образовании, выявлению основных направлений, проблематике и рассмотрению различных аспектов весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. Несомненная важность этих работ состоит в том, что многие учёные предлагают своё понимание цифровой образовательной среды, как отдельного аспекта цифровизации.

Бархасанова Е.А., Малгаров И.И. предлагают такое определение цифровой образовательной среды: «Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения образовательного процесса современными цифровыми ресурсами и технологиями» [3].

Цифровая образовательная среда предоставляет эффективные инструменты для создания условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие будущего учителя, формирование его коммуникативной компетентности в новых условиях.

Цифровая среда расширяет виды взаимодействия по сравнению с традиционными для образования. В цифровой среде существует определенные маркеры (оценки, бонусы, значки, реакции), цель которых дать отзыв на определённое действие. Однако, смысл этих знаков не всегда может быть однозначным, поэтому вопрос о наполнении смыслом символьной системы стоит достаточно остро и требует особо высоко внимания, для дальнейшего эффективного управления коммуникацией в цифровой среде. Основные виде представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды взаимодействия в сфере «человек - человек»

№ Взаимодействие субъектов Особенности

1. Человек - цифровая среда Серфинг в сети. Поиск, накопление, отправка/ получение необходимой информации.

2. Человек - человек Коммуникация между двумя субъектами взаимодействия, передача информации от одного к другому.

3. Один человек - много людей Информация посылается массе людей.

4. Много людей - один человек Вид коммуникации, который позволяет проводить сбор, систематизация информации с большого количества субъектов.

5. Много людей - много людей Коммуникация, при который можно поддерживать одновременное взаимодействие большого количества людей между собой и при управлении менять потоки взаимодействия.

Коммуникативная компетентность в цифровой среде предполагает совокупность личностных качеств, обеспечивающих эффективное проектирование и протекание образовательного процесса, которая проявляется в особенностях взаимодействия. Так в цифровой среде структура коммуникации видоизменяется. Стоит выделить несколько особенностей. Основная особенность коммуникации в цифровой среде - преобладание визуального канала восприятия, при которой вся информация поступает субъекту взаимодействия с экрана компьютера, либо другого устройства. Среди других особенной можно выделить и характер взаимодействия, он происходить преимущественно в вербальной форме.

Так же стоит заметить, что деятельность педагога в рамках коммуникации регулируется рядом принципов, которые в своих работах сформулировали Шкаликов Е.В., Коршунова О.В. [3, 12, 13]:

• Адресность;

• Личная включенность;

• Содержательность;

• Достоверность;

• Ориентация на понимание;

• Доступность;

• Открытость;

• Информационная безопасность;

• Обратная связь

Реализация данных принципов требует формирование новой модели коммуникации, в которой принципы будут учитываться и учитывать виды взаимодействия между субъектами. В связи с чем можно предположить необходимые положение, которые необходимо учитывать при коммуникациях в цифровом пространстве в виде необходимых пунктов, на которые необходимо обращать внимание для повышения эффективности управления коммуникацией.

1. Единой цифровое пространство.

2. Четко разработанная стратегия взаимодействия, определяющая регулирование информационных потоков.

3. Постоянное совершенствование каналов передачи информационных сообщений и других сигналов.

4. Контроль и рефлексия полученных результатов.

В ходе исследования проведен констатирующий эксперимент, который позволяется выявить что среди действующих учителей педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также студентов выпускного курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», заметим, что часть студентов - будущих педагогов уже работает в школе, а другая часть имеет педагогический опыт в период прохождения практики, возникает необходимость разработки и апробации на практике методики оценки цифровой компетентности будущих и действующих педагогов в условиях цифровизации, которая должная охватывать индивидуальный опыт исследуемого, учитывать способы и особенности взаимодействия с помощью цифровых технологий, инструментов и сервисов, границы их применимости.

Стоит также отдельно заметить, что педагогическая коммуникация - это непрерывный процесс, где каждый субъект кодирует, передаваемую информацию, и после декодирует, полученную, с наполнением собственных смыслов, что говорит о том, что необходимо возвращаться к основополагающим принципам и при развитии коммуникационных компетенций следовать им, отдельное вменение уделяя символьным системам, которые должны облегчить процесс коммуникации, а не навредить процессу взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

Выводы. Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в условиях новой цифровой среды, для успешной подготовки будущих педагогов при разработке образовательных программ необходимо учитывать персонифицированную диагностику компетенций, которая должна рассматриваться в контексте педагогического взаимодействия с разными субъектами. При этом должна использоваться комбинация нескольких методов и подходов измерения и диагностики образовательных результатов. Это позволит определить индивидуальный маршрут развития на этапе профессиональной подготовки будущих специалистов. В качестве практической базы для отработки навыков осуществления профессиональной коммуникации целесообразно использовать период прохождения производственной и педагогической практик, подкрепленный цифровым сопровождением, который будет способствовать профессиональному становлению педагога профессионального обучения.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что развитие коммуникативных компетентностей педагогов должно продолжаться на всём пути их педагогической карьеры.

Литература:

1. Алексеева, Е.Н. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования / Е.Н. Алексеева, В.А. Лапшин, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1 (92). - С. 217-219

2. Алиева, А.Р. Теоретические подходы к формированию "гибких навыков" ("soft skills") в процессе подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий / А.Р. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4 (95). - С. 159-161

3. Барахсанова, Е.А. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность / Е.А. Барахсанова, И.И. Малгаров // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 44-48

4. Литвинко, Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования / Ф.М. Литвинко // Сб. науч. ст. - Вып. 9. - Минск: Белорусский гос. ун-т, 2009. - С. 123-128

5. О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг.: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

6. Розина, И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде / И.Н. Розина // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2004. - № 2. - С. 97-101

7. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. - М.: НИЦ «Еврошкола». - 2004. - 68 с.

8. Сутягина, Т.В. Развитие soft-компетенций будущих педагогов в образовательной деятельности / Т.В. Сутягина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. №4. -С. 98-103.

9. Сысоева, Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя / Е.Ю. Сысоева. - Самара: Самарский университет, 2014. - 144 с.

10. Третьякова, В.С. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура / В.С. Третьякова, А.А. Игнатенко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2012. - №1. - С. 227-230

11. Устюжанина, Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков // Вестник экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 1 (97). - С. 3-12

12. Филатова ,Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit. - 2012. - № 1 (03) - С. 98-100

13. Шкаликов, Е.В. Семиотическая модель педагогической коммуникации в цифровой образовательной среде с позиций конвергентной педагогики / Е.В. Шкаликов, О.В. Коршунова // Вестник Вятского государственного университета. -2020. - №2. - С. 155-170

Педагогика

УДК 378

преподаватель Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Белякова Екатерина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются и обсуждаются проблемы музыкального образования, в частности использование педагогами в учебном процессе ИКТ (информационных компьютерных технологий) на уроках музыки. В ней отражен практический опыт педагогов-музыкантов, работающих в системе общего образования в Нижнем Новгороде, а также их экспериментальная деятельность (тестирование учащихся и педагогического состава). Освещены приемы и способы работы с ИКТ и ЭОР (электронными образовательными ресурсами) на уроках музыки. В использовании ИКТ отмечено повышение качества усвоения материала, повышение интереса к обучению.

Ключевые слова: ИКТ, урок музыки, образовательные платформы, дистанционное обучение.

Annotation. The article examines and discusses the problems of music education, in particular the use of ICT (information computer technology) by teachers in the educational process in music lessons. It reflects the practical experience of music teachers working in the general education system in Nizhny Novgorod, as well as their experimental activities (testing students and teaching staff). The techniques and ways of working with ICT and EER (electronic educational resources) at music lessons are covered. In the use of ICT, there was an increase in the quality of assimilation of the material, an increase in interest in learning.

Key words: ICT, music lesson, educational platforms, distance learning.

Введение. Применение компьютерных технологий в нашей стране началось сравнительно не так давно, как в Европе. Данная проблема применения ИКТ на уроках музыки является актуальной и обсуждаемой в современном образовательном процессе. Вопросами формирования и развития электронного музыкального творчества занимались И.М. Красильников, С.В. Пучков, М.Г. Светлов и др.; ИКТ в музыкальном образовании школьников А.О. Бороздин, Э.В. Зауторова, Ж.Б. Кармазина, Г.С. Машошина, Д.А. Семенова, Т. Цареградская и др.; развитием музыкального слуха в процессе электронного музицирования А.Е. Гимро. Учителю музыки в настоящее время недостаточно быть хорошим музыкантом, ему еще нужно владеть знаниями и навыками в работе с электронными образовательными ресурсами на различных платформах. Из этого выходит проблема подготовки специалистов нового типа, информированных в компьютерных технологиях и умеющих применять ИКТ в музыкально-практической деятельности. На первый план выходят задачи, которые направляют обучающихся на самообразование и самореализацию в условиях современного общества, развивают их творческий потенциал.

Компьютерные технологии вовлекают детей в процесс обучения, помогая раскрывать и развивать творческие способности, а также активизировать познавательный процесс. Основной деятельностью детей младшего и среднего школьного возраста является игра. Музыкально-дидактические игры, организованные педагогом с помощью компьютерных технологий, ориентированы на самостоятельное познание и восприятие окружающего мира обучающимися. Использование компьютерных технологий позволяет эффективно достигать предметных образовательных результатов, которые могут быть диагностированы в очном и заочном формате. Таким образом использование ИКТ позволяет учителю быть не только основным источником информации, но и дает возможность ребенку работать самостоятельно. Так же использование ИКТ помогает педагогу изменить роль ученика на уроке, из пассивного в активного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. ИКТ на уроках музыки - это, прежде всего, систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации, это повышение качества урока, качество усвоения материала, повышение интереса и самостоятельного вовлечения обучающегося в образовательный процесс. Использование ИКТ на уроках музыки помогает обучающимся легче представить, осознать и понять образ музыкального произведения, смысл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.