Научная статья на тему 'Особенности развития когнитивного компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста'

Особенности развития когнитивного компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Ольга Михайловна, Неверова Анастасия Александровна

Данная статья посвящена изучению восприятия детьми дошкольного возраста юмористического киножурнала «Ералаш». На основе полученных данных выделены общие и специфические особенности восприятия комических сюжетов из киножурнала «Ералаш».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the cognitive component of perception of plots of the newsreel «Yeralash» by the children of the preschool age

This article is devoted to the study of perception of the children of preschool age of a comic newsreel«Yeralash». On the basis of the researches received the general and specific features of comic plots from newsreel «Yeralash» are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности развития когнитивного компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста»

нию действия, им сложнее противостоять страху и идти на риск в тех ситуациях, где это необходимо, они хуже мобилизуют свои возможности для длительной борьбы с трудностями, быстро сдаются в сложных ситуациях, не умеют находить в окружающих условиях то, что может помочь достижению цели, легко поддаются сомнениям, оказываются внушаемыми.

Библиографический список

1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 560 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

3. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.

4. Циринг Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 22-31.

5. Циринг Д.А., Веденеева Е.В. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 31. - С. 81-84.

6. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Томск,

2010. - 456 с.

7. ЦирингД.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии Образования. - 2008. - № 5 (53). - С. 85-92.

8. Seligman M.E.P. Helplessness: on depression, development, and death. - San Fracisco: W.H. Freeman, 1975. - 250 p.

УДК 159.9

Попова Ольга Михайловна

доктор психологических наук, профессор

Неверова Анастасия Александровна

Шадринский государственный педагогический институт

п аzаmаstik@mаiL т

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТОВ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ» ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена изучению восприятия детьми дошкольного возраста юмористического киножурнала «Ералаш». На основе полученных данных выделены общие и специфические особенности восприятия комических сюжетов из киножурнала «Ералаш».

Ключевые слова: комическое, художественное восприятие, киножурнал «Ералаш», когнитивный компонент восприятия комического.

Исследования чувства комического в психологическом аспекте становятся все более популярными не только за рубежом, но и в нашей стране. В психолого-педагоги-ческой литературе рассмотрены особенности восприятия детьми дошкольного возраста мультфильмов, кино- и телефильмов (Л.М. Баженова); сказки (М.М. Конина); басен (О.М.Концевая); серий юмористических рисунков (Н.Г. Кутепова, О.М. Попова); телевизионных передач (А.В. Спирина).

Описаны особенности, закономерности восприятия и конструирования комического детьми дошкольного возраста (Е.А. Бондаренко [2], М.В. Бо-роденко [3, с. 32-55]), механизмы оптимизации эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста средствами комического (Ю.Е. Иванова [5, с. 99-128], Н.Г. Кутепова [6, с. 95-113], О.М. Попова [7, с. 442-460], А.В. Спирина [8, с. 174-196]).

Значительно слабее освещены особенности восприятия дошкольниками сюжетов киножурнала «Ералаш», который может выполнять не только развлекательную, но и нравственную функцию: так

как в историях этого киножурнала высмеиваются отрицательные нравственные качества: жадность -«Мандарин» (автор О. Григорьев, режиссер Л. Мирский); ложь - «Часы» (В. Ховенко, Н. Репина); хитрость - «Хитрый маршрут» (Д. Афанасенко, Е. Ковалец); отсутствие моторно-двигательных навыков, хвастовство - «Котовасия» (А. Щеглов; С. Морозов), «Клевое местечко» (Д. Афанасенко, Е. Ковалец), зависть - «Наша Таня громко плачет» (Н. Иванова); неряшливость - «Помощница» (автор Н.Дубина, режиссер А.Михалев) и др.

Исходя из сказанного, нам показалось интересным выявить особенности восприятия детьми комических ситуаций из киножурнала «Ералаш».

В исследовании приняли участие 117 дошкольников четырех-семи лет из детских учреждений «Рябинка» и «Сказка» г. Шадринска Курганской области.

Испытуемым показывались шесть сюжетов из киножурнала «Ералаш»: «Компот» (автор Л. Тре-ер, режиссер В.Мартынов), «Кинг-конг жив» (Н. Львов, Р. Либлик), «Весельчак» (В. Златоустовский), «Это ваша собака?» (С. Георгиев, Н. Ивано-

© Попова О.М., Неверова А.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

63

ва), «Крутые парни» (Н. Репина), «Котовасия» (А. Щеглов, С. Морозов).

Приступая к экспериментальной работе, мы учитывали, что восприятие киножурнала «Ералаш» является составляющей художественного восприятия, которое структурируется как система, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Для определения уровней когнитивного компонента, задавались следующие вопросы: 1. Смешная история или нет? 2. Если смешная история, то почему? 3. Если несмешная, то почему? 4. Кто смешной в этой истории? Почему он смешной?

На основе полученных данных были выделены общие и специфические особенности восприятия комических сюжетов киножурнала «Ералаш». Критериями их выделения послужили указания дошкольниками несоответствий в изображении отдельных персонажей (мимики, позы персонажей и поступков) и сопоставление и тех и других с общепринятой нормой.

Общие особенности когнитивного компонента восприятия киножурнала «Ералаш».

Многоуровневость.

Первый уровень - дети называют истории киножурнала «Ералаш» смешными, но не могут объяснить, почему они их такими считают.

Второй уровень - называются смешными комические детали, то есть несоответствия во внешности, позе, мимике действующих лиц киножурнала (Алена Г. о персонаже из истории «Крутые парни»: «Мальчики прямо как собаки, смешно рычали»; Настя Н. о персонаже из истории «Весельчак»: «Продавец упала лицом прямо в яйца, а дяденька - в коробки»).

Третий уровень - выделяются и комментируются концовки смешных историй (Данил К. о персонаже из истории «Кинг-Конг жив»: «Мальчик испугался своего отражения в зеркале, потому что он увидел там обезьяну»; Паша Б. о персонаже «Весельчак»: «Младший брат смастерил «вертелку» и засунул ее в торт, а когда пришел другой брат и открыл коробку с тортом, торт оказался у него на лице»).

Четвертый уровень - воспроизводится содержание смешной истории полностью от начала до конца (Егор С. о персонаже из истории «Крутые парни»: «Мальчики решили напугать дедушку с козой, а потом сами напугались козы, да еще и деньги все отдали дедушке»; Дима Р. о персонаже из истории «Котовасия»: «Мальчик все хвастался, хвастался, говорил, что высоты не боится, потом залез на дерево, чтобы спасти котенка, и не смог слезть, потому что испугался»).

Пятый уровень - сравниваются начало и конец комических ситуаций, дается адекватная оценка поведения действующих лиц (Семен О. о персонаже из истории «Компот»: «Мальчик долго капризничал, брат рассердился и вылил на него суп, так

ему и надо, не будет издеваться»; Юля Н. о персонаже из истории «Крутые парни»: «Смешно, мальчики говорят, что ничего не боятся, а сами испугались дедушки с козой»).

Неравномерность осуществления указанного процесса вторая особенность восприятия дошкольниками киножурнала «Ералаш».

Прежде всего следует отметить возрастные различия его уровней - низкие уровни восприятия комического были зафиксированы у 31,2% детей в возрасте четырех- пяти лет и у 20% испытуемых шести-семи лет (ф*=1,97); показатели высоких уровней у детей четырех-пяти лет - 7,4% и у испытуемых шести-семи лет - 18,3% (ф*=2,54).

Кроме того были выявлены небольшие различия показателей четвертого и пятого уровней восприятия элементов комического в разных историях киножурнала «Ералаш» («Крутые парни» -15,4%, «Кинг-Конг жив» - 14,5%, «Весельчак» -

11,1%, «Это ваша собака?» - 9,4%, «Котовасия» -8,4%, «Компот» - 2,6%).

Выяснилось также, что испытуемым доступнее истории киножурнала, которые построены на противоречии цели-результату («Кинг-Конг жив», «Весельчак»), нежели истории, комизм которых определяют несоответствия формы - содержанию («Ко-товасия»), действия - результату («Компот»). Представляется, что это можно объяснить тем, что дошкольникам трудно квалифицировать выражения персонажами злорадства («Компот») - 19%, хвастовства в мимике персонажей («Котовасия») - 6,1%, а также уловить несоответствия действия некоторых персонажей общепринятой норме (издевательство над другими персонажами, шалость и др.) («Кинг-конг жив» - 3,6%, «Весельчак» - 12%), и расценить неловкие положения, в которые они попадают как наказание за неправильное поведение.

Помимо сказанного исследование показало, что дети в большей степени обращают внимание на развлекательную сторону комических сюжетов, и в -меньшей - на нравственную. Так, например, при обсуждении истории «Кинг-Конг жив» дошкольники отмечали, что она очень смешная. При этом большинство из них не замечало, что герой в костюме Кинг-Конга пугал людей, которые заходили в лифт.

Третья особенность восприятия детьми элементов комического в киножурнале «Ералаш» - фрагментарность этого процесса. Она находит выражение в неспособности ребенка при восприятии сюжетов связать фрагменты текста, музыку, ритм, пластику движений в единое целое. Обсуждая сюжет «Котовасия» Лена О. сказала, что ей очень понравилась веселая музыка, и поэтому история ей показалась смешной. Дима К. о герое из этого сюжета отметил: «Он смешно шагал и ел чипсы»).

Неумение дошкольниками правильно дифференцировать главных и второстепенных действую-

4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

щих лиц (средний показатель низких уровней -15%). При просмотре сюжетов «Ералаша» было установлено, что второстепенные герои часто производят на дошкольников более сильное впечатление, чем главные герои. Например, анализируя историю «Весельчак» дети говорили, что им очень понравился дяденька, который испугался «вертел-ки» и упал в коробки. При этом они не заметили необычное поведение этого персонажа, который над всеми подшучивал.

К общим особенностям восприятия киножурнала «Ералаш» правомерно отнести еще:

- неумение детей дифференцировать нравственный и эстетический аспекты комического (средний показатель низких уровней - 21,4%). Так, при обсуждении истории «Весельчак», некоторые дошкольники назвали учительницу хорошей, справедливой, красивой, потому что их родственники говорят то же самое о своих учителях. На самом же деле учительница поступала несправедливо, выгнав девочку из класса, хотя она была не виновата в случившемся - ей передали игрушку, которой насмешник решил разыграть одноклассницу и остался ненаказанным;

- предпочтение детьми более динамичных сюжетов (средний показатель низких уровней - 16%). Оказалось, что если герои много рассуждают или медленно действуют, история им становится неинтересной (Дима Т.: «История «Это ваша собака?» показалась мне не очень смешной. Носят и носят эту собачку. Ясно же, что ее не заберет никто, даже этот толстяк»);

- половые различия восприятия сюжетов «Ералаш». Во время анализа юмористических историй выяснилось, что девочки замечают несоответствия во внешности, голосе, женской одежде, прическе, интерьере комнат, природе, а мальчики - в технике, еде, мужской одежде и обуви, наколках, очках, телосложении. Например, просматривая историю «Крутые парни», мальчики обращали внимание на мотоциклы действующих лиц и начинали их обсуждать, отвлекаясь от комизма ситуации.

Кроме общих особенностей восприятия испытуемыми киножурнала «Ералаш» выявились специфические позитивные и негативные особенности:

Позитивные специфические особенности восприятия:

- в историях киножурнала меньше действующих лиц, чем в спектаклях, сериях юмористических картинок, что позволяет более длительное время их обсуждать и детально сравнивать;

- поскольку просмотр смешных историй киножурнала «Ералаш» в связи с краткостью сюжета можно повторить, испытуемым легче понять их содержание;

- повторение реплик (старший брат из истории «Компот» говорит младшему брату: «Ешь суп, Ешь суп, Ешь суп») и действий (герой сюжета «Кинг-

Конг жив» пытается одинаково напугать разных людей, заходивших в лифт), что помогает детям легче запомнить последовательность событий комических историй.

Специфические негативные особенности восприятия проявляются в неумении квалифицировать интонацию действующих персонажей_(средний показатель низких уровней - 18,3%). При просмотре сюжета «Это ваша собака?», дети говорили, что персонажи этой истории совершают доброе дело, отдавая бездомных животных в хорошие руки, не понимая что на самом деле они пытались досадить другому герою;

- дети могут ошибочно истолковывать комизм ситуации киножурнала «Ералаш» (средний показатель низких уровней - 19%) из-за слишком быстрого или медленного темпа речи действующих лиц; дошкольники часто просят повторить отрывки сюжета или объяснить, что сказал герой;

- дети неправильно квалифицируют мимику персонажей (средний показатель низких уровней -28,2%) (гнев, удивление, злорадство) и поэтому затрудняются оценить их поведение. В частности, просматривая сюжет «Компот», дошкольники неверно квалифицировали выражение злорадства. Им было непонятно, что младший брат ведет себя неправильно, они называли его положительным героем, потому что он веселый и смеется;

- дети неправильно квалифицировали мотивы поведения героев (средний показатель низких уровней - 18,3%). Например, обсуждая сюжет «Это ваша собака?», дошкольники не могли понять, зачем персонажи принесли и отдали бездомную собачку дяденьке, хотя понимали, что она ему не нужна была»...;

- восприятие сюжетов из киножурнала «Ералаш» предполагает акты выделения голосового комизма, несообразностей в движениях и действиях героев, что требует большего объема и устойчивости внимания (средний показатель низких уровней

- 16,2%), на протяжении всего просмотра, чем при восприятии юмористических картинок и литературных текстов.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. В восприятии детьми комических ситуаций киножурнала «Ералаш» наличествуют общие и специфические особенности.

2. Общие особенности восприятия дошкольниками комических сюжетов из киножурнала «Ералаш»: многоуровневость, неравномерность, фрагментарность, неумение дифференцировать главные и второстепенные действующие лица, зависимость восприятия комического от степени сформированности представлений о норме и правилах поведения.

3. Специфические позитивные особенности: детям легче уловить комизм историй из киножурнала «Ералаш» в связи с краткостью, небольшим

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4

65

количеством персонажей, наличием повторяющих фраз, действий персонажей.

Специфические негативные особенности: дети затрудняются уловить смысл историй киножурнала «Ералаш», у них отсутствуют умения квалифицировать эмоции, выраженных в интонации, мимике и позе действующих лиц и не могут адекватно воспринимать реплики, если они произносятся в быстром темпе.

Библиографический список

1. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками // Начальная школа. -1995. - № 11. - С. 8-11.

2. Бондаренко Е.А. Восприятие комического дошкольниками. - Минск: Народная асвета, 1968. -104 с.

3. Бороденко М.В. Два лица Януса-смеха. - Ростов-на-Дону: Изд-во РИО ПО «Цветная печать», 1995. - 86 с.

4. Дементьева И.С. Веселая книга в воспитании чувства юмора детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973.

5. Иванова Ю.Е. Психолого-педагогическая технология применения комического материала в коррекции агрессии старших дошкольников в ДОУ: Дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 199 с.

6. Кутепова Н.Г. Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического: Дис. . канд. психол. наук. - Казань, 2001. - 169 с.

7. Попова О.М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников. - Шадринск: ПО «Исеть», 2006. - 476 с.

8. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста. - Шадринск: «Шадринский Дом Печати»,

2011. - 210 с.

УДК 159.922.8

Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Тезикова Екатерина Андреевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СЕТЯХ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ

Раскрывается понятие самопрезентация в социальных сетях. Показаны особенности самопрезентации как отражения субъективного восприятия себя в Интернет-сетях в период ранней юности и молодости. Прослеживается взаимосвязь ведущих потребностей и оценки собственных действий в результате самопрезентаци в Интернет пространстве.

Ключевые слова: самопрезентацияв Интернет-сетях, ранняя юность, период молодости, взаимосвязь потребностей и самопрезентации в социальных сетях.

«Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый»

Химаншу Тяги, психиатр

Современная жизнь не стоит на месте. Наука и технический прогресс сделали огромный шаг в будущее и сейчас у нас есть возможность находиться в виртуальной реальности, общаться с окружающими посредством сети Интернет, через разнообразные социальные сети.

Виртуальная реальность - искусственная реальность, компьютерная модель реальности. Виртуальная реальность это мир, созданный техническими средствами, передаваемый человеку через его ощу-щения...[3].

Социальные сети на современном этапе позволяют многое. Они являются обширным информа-

ционным источником, легким доступом к огромному потоку информации, дают возможность обсуждения каких-либо тем в режиме он-лайн, без затруднений устанавливать новые знакомства, са-мопрезентуя себя другим пользователям. Пользователю социальной сети предоставлена возможность оставить информацию о себе, как вербальную - комментарии, так и невербальную - фотографии, картинки, анимационные изображения. Именно эти данные направлены на самопрезентацию.

Интернет, благодаря существованию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций, социальных сетей), и тому, что он сам по себе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Уманская И.А., Тезикова Е.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.