Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль знаний / проблемное занятие / пропедевтика внутренних болезней / традиционные методы преподавания / диагностический поиск / клиническая мышления. / bilimlarni nazorat qilish / muammoli dars / ichki kasalliklar propedevtikasi / an'anaviy o'qitish usullari / diagnostik izlanish / klinik fikrlash.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Аброр Асрорович Хамраев

Пропедевтика внутренних болезней, как основная общеклиническая дисциплина, должна обучать не только методике обследования больного, но дать при этом четкий алгоритм действия студента в типичных ситуaциях и включать в себя в равной степени с традиционными современные лабораторноинструментальные методы исследования. Это поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ichki kasalliklar propedevtikasi asosiy umumiy klinik fan sifatida nafaqat bemorni tekshirish usulini o'rgatishi, balki tipik vaziyatlarda talabaning harakatlarining aniq algoritmini berishi va an'anaviy tibbiyot bilan bir xilda zamonaviy laboratoriya va instrumental tadqiqot usullarini o'z ichiga olishi kerak. Bu umumiy terapevtik rivojlanishning ustuvorligi g'oyasini saqlab qolishga yordam beradi.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ

БОЛЕЗНЕЙ

Аброр Асрорович Хамраев

Доктор медицинских наук, профессор Ташкентская медицинская академия

АННОТАЦИЯ

Пропедевтика внутренних болезней, как основная общеклиническая дисциплина, должна обучать не только методике обследования больного, но дать при этом четкий алгоритм действия студента в типичных ситуaциях и включать в себя в равной степени с традиционными современные лабораторно-инструментальные методы исследования. Это поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Ключевые слова: контроль знаний, проблемное занятие, пропедевтика внутренних болезней, традиционные методы преподавания, диагностический поиск, клиническая мышления.

ANNOTATSIYA

Ichki kasalliklar propedevtikasi asosiy umumiy klinik fan sifatida nafaqat bemorni tekshirish usulini o'rgatishi, balki tipik vaziyatlarda talabaning harakatlarining aniq algoritmini berishi va an'anaviy tibbiyot bilan bir xilda zamonaviy laboratoriya va instrumental tadqiqot usullarini o'z ichiga olishi kerak. Bu umumiy terapevtik rivojlanishning ustuvorligi g'oyasini saqlab qolishga yordam beradi.

Kalit so'zlar: bilimlarni nazorat qilish, muammoli dars, ichki kasalliklar propedevtikasi, an'anaviy o'qitish usullari, diagnostik izlanish, klinik fikrlash.

ABSTRACT

Propaedeutics of internal diseases, as the main general clinical discipline, should teach not only the method of examining the patient, but at the same time give a clear algorithm for the student's actions in typical situations and include modern laboratory and instrumental research methods equally with traditional ones. This will help to preserve the idea of the priority of general therapeutic development.

Keywords: knowledge control, problematic occupation, propaedeutics of internal diseases, traditional teaching methods, diagnostic search, clinical thinking.

May 6

956

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

Достижения практического здравоохранения благодаря научно-техническому прогрессу и оптимизации системы медицинского образования в настоящее время являются очевидными. Пропедевтика внутренних болезней является одним из основных предметов в формировании будущего врача, так как ее цель — освоение методов клинического обследования и лечения пациентов. В процессе обучения студентов по курсу пропедевтики внутренних болезней и для контроля знаний в комплексе применяются разные методы -проблемные занятия и тестовый контроль. Пропедевтическая терапия включает в себя изучение методов обследования больного в клинике внутренних болезней и усвоение начальных элементов клинического мышления. Логически целостные структуры заданий, направленные на формирование приемов клинического мышления, открывают реальный потенциал целенаправленного развития у студентов общих и специальных механизмов умственной деятельности: синтеза, анализа, обобщения, абстрагирования. Проблемное занятие предполагает создание проблемной ситуации, когда студент не может выполнить поставленную задачу известными ему способами и должен найти новый способ действий.

Соответственно, проблемное занятие помогает формировать умение по диагностическому поиску, используя метод от «простого к сложному». Основываясь на принципе «обратной связи», функцию педагогического контроля следует понимать, как своевременную и постоянную корректировку умственных действий студентов, соответственно, подтверждение точности ответа и исправление ошибок - как мотивацию на последующее обучение. Легко осуществляемым и эффективным вариантом, применяемым как способ «обратной связи» между преподавателем и студентом, является тестовый контроль как модификация педагогического контроля.

При этом тестовый контроль оказывает помощь в решении двух основных проблем оптимизации управления в обучении: во-первых, затраченное преподавателями и студентами время и, во-вторых, достигаемый учебно-воспитательный результат. В полном соответствии с интегративным подходом тестовые задания являются следствием не механического, а результатом сложнейшего взаимодействия свойств отдельных образов. Систематический, упорядоченный, целенаправленный тестовый контроль знаний обеспечивает эффективное овладение студента большого объема новой информации, вырабатывает уме

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

осуществлять самооценку и самоконтроль, решает важнейшую задачу - в полной мере результативно использовать каждую минуту студенческого и преподавательского времени.

Пропедевтика внутренних болезней составляет основу клинической медицины. Методы обследования больного, предусмотренные курсом пропедевтической терапии, используются не только в клинике внутренних болезней, но и в хирургической, акушерско-гинекологической, инфекционной и других клиниках. Пропедевтическая терапия является необходимым базисом общеврачебного образования. Следует отметить, что, несмотря на широкое использование в клинической практике последних лет информативных лабораторных, функционально-диагностических и инструментальных методов исследования, непосредственное обследование больного - расспрос, данные осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации - продолжает занимать ведущее место в диагностике заболеваний. Пропедевтическая терапия включает в себя изучение методов обследования больного в клинике внутренних болезней и усвоение начальных элементов клинического мышления - в виде анализа симптомов, их совокупности как признака той или иной патологии.

Педагогический контроль представляет собой систему научно-обоснованной проверки результатов воспитания, обучения и образования студентов в контексте взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности преподавателя и студента. Опыт показывает, что любой контроль должен быть не только оценочным, но диагностическим, обучающим, так как всегда присутствует проблема корректировки умении и знания студента. Многие аспекты врачебной деятельности, прежде всего касающиеся наиболее актуальных клинических проблем диагностики, лечения и прогноза, составляют суть раздела медицины, называемого «Внутренние болезни».

Этот раздел всегда был основой клинической медицины не только потому, что наибольшее число больных страдают заболеваниями внутренних органов, но и потому, что с внутренними болезнями тесно связаны такие дисциплины, как инфекционная, неврологическая патология, и, конечно, многие базисные науки; общая патология (патологическая анатомии и патологическая физиология), микробиология, фармакология, биохимия, нормальная физиология и пр. Знания в области этих наук необходимы для успешного развития клинического мышления, кото шлифуется в течение многих лет. Клиническое мышле

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

предполагает овладение различными категориями, прежде всего связанными с симптомами и синдромами, а также с данными многих дополнительных методов исследования, требует умения выявлять взаимосвязь между ними, уточнять этиологический фактор болезни. Таким образом, процесс клинического мышления неизбежно включает в себя переработку обширной информации, касающейся представлений о значении в этиологии болезней разных факторов, различных методов исследования в их диагностике.

Особое место в формировании клинического мышления занимает изучение пропедевтики внутренних болезней. Представление о симптомах и синдромах различных болезней, умение выделить наиболее важный, ключевой признак патологии необходимы, чтобы приобрести навыки постановки диагноза различных заболеваний внутренних органов и назначить эффективное лечение больным. Н.А.Ардаматский выделяет две составляющие клинического мышления - уровень умственной деятельности и ее методическое обеспечение. Для совершенного клинического мышления характерны оптимальный ее уровень и способность врача избрать стиль мышления, соответствующий цели предстоящих действий. Именно в овладении методом применять теоретические врачебные сведения к огромному разнообразию конкретных больных индивидуумов видели главную цель преподавания клинических дисциплин выдающиеся клиницисты-педагоги. В овладении основами диагностики, которые в первую очередь включают обследование пациента с помощью физических методов. Синдромный этап диагностики всегда промежуточный, поскольку за ним всегда следует этап дифференциальной диагностики. Основные цели при этом —диагностика конкретной нозологической формы болезни и назначение этиотропной или патогенетической терапии в зависимости от возможностей современной медицины.

Следует отметить, что синдромная диагностика требует нового уровня клинического мышления. Большинство студентов и преподавателей медицинских вузов хорошо знают, насколько важна при обучении методам диагностики наглядность преподавания. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит древняя мудрость. Главное условие успешного лечения больного - своевременное распознавание его заболевания. «Qui bene diagnoscit, bene curat» - «Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит». Важнейшими разделами клинической диагностики заболеваний внутренн органов являются изучение методов обследования больно

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

а также диагностического значения отдельных клинических проявлений болезни и механизмов их возникновения. Проведение клинического разбора, подготовка деловой игры, составление клинической задачи, осуществление контроля над учащимися при выполнении самостоятельной работы и прочие виды активного обучения помогает развитию клинического мышления.

К выпускному курсу студенты должны овладеть методами исследования больных, знать основные нозологические формы патологии, поэтому главной задачей обучения становится именно отработка практических навыков и умений, развитие клинического мышления, а также формирование личности врача. Очень важно отметить, самостоятельная работа студента с больными, выполнение разнообразных заданий и решение поставленных преподавателем задач, максимально приближенных к реальной врачебной практике - основной путь подготовки врача, в том числе и к работе в амбулаторных условиях, куда направляется большинство выпускников.

В заключение можно сказать, планомерное, пошаговое изучение пропедевтики внутренних болезней, приобретение теоретических знаний и практических навыков исследования больного, умение выразить болезнь в виде симптомов и синдромов, позволит будущему врачу в дальнейшем изучать клинические дисциплин. На основе развития клинического мышления у студентов формируются умение кратко и последовательно доложить о больном, четко сформулировать цели исследования и лечения, обосновать выводы, отстоять свою точку зрения, грамотно и убедительно ответить на вопросы. Они важнейшие составляющие профессионализма врача и совершенствовать их необходимо со студенческих лет.

REFERENCES

1. Ардаматский Н.А. Клиническое мышление, его воспитание и совершенствование. - Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1992. Моисеев B.C.

2. Мухин Н.А., Пропедевтика внутренних болезней: учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

3. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов: Учебное пособие. 7-е изд. М.: МЕДпресс-информ; 2011.

4. Нарметова, Ю. (2021). Алекситимия-психосома касалликлар омили сифатида.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

5. Нарметова, Ю. (2014). Депрессия-психосоматик касалликларнинг предиктори сифатида. Scienceweb academic papers collection.

6. Нарметова, Ю. (2020). Оила хотиржамлиги-болалардаги психосоматиканинг олдини олиш омили сифатида. Бола ва замон.

7. Нарметова, Ю. (2016). Согликди саклаш тизимида психологик хизматнинг бугунги хрлати ва истикболлари.

8. Мелибаева, Р. Н. (2022). КЛИНИК АМАЛИЁТДА КОГНИТИВ

ПСИХОДИАГНОСТИКАСИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 4-2), 928-932.

9. Мелибаева, Р., & Абдиназарова, И. (2020). Тиббий психодиагностика: муаммо, мулохдза ва ечимлар.

10. Nasirovna, M. R. (2022). THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS IN CLINICAL PRACTICE. Conferencea, 4-6.

11. Мелибаева, Р. (2018). ТАЛАБАЛАР ТАФАККУРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ ПСИХОЛОГИК МЕХАНИЗМЛАРИ.

12. Хамраев, А. А. (2005). Состояние слизистого барьера желудка при тройной терапии омепразолом, кларитромицином и метронидазолом при экспериментальной язве. Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана, (2), 78-80.

13. Шубин, С. В., Орлова, О. Е., Зотова, И. Р., & Хамраев, А. (1990). О персистенции хламидий при болезни Рейтера. Актуальные микробиологические и клинические проблемы хламидийных инфекций. Москва, 61-2.

14. Хамраев, А. А. (2005). Некоторые механизмы рубцевания язвы желудка при применении различных схем противоязвенной терапии. Самарский мед. журн,

ФУНКЦИЯЛАР

ВА

УЛАРНИНГ

БУЗИЛИШЛАРИ

(1-2), 75-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.