Научная статья на тему 'Особенности развития исторического образования в Великобритании'

Особенности развития исторического образования в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1190
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / HISTORICAL EDUCATION / SCHOOL / MODEL OF EDUCATION / TEACHING METHODS / PRIVATE SCHOOLS / PUBLIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реймер Мария Валериевна, Завада Галина Владимировна

В статье дается историографический анализ становления и развития исторического образования в Великобритании. Выделяются основные направления образования в Великобритании, анализируются основные его аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF HISTORICAL EDUCATION IN THE UK

The article provides a historiographical analysis of the formation and development of historical education in the UK. The main directions of education in the UK are highlighted, its main aspects are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности развития исторического образования в Великобритании»

заочной научной конференции / под ред. Л.В. Газаевой; Сев.-Осет. гос.пед. ин-т. - Выпуск XVI. -Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. - С. 72-76.

5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014.№ 3241п-П8) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).

6. Наджарян А.Г. Формирование компетентного специалиста в условиях непрерывного педагогического образования: монография / А.Г. Наджарян. - Владикавказ: Издательство «Олимп», 2014. - 158 с.

7. Огоева А.Л., Рассказова Ж.В. Формирование практической готовности студентов педагогического вуза к реализации программ дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. - №6 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN617.pdf (дата обращения: 15.05.2019).

8. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Издательство ВлГУ, 2014. - 163 с.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).

10. Рассказова Ж.В. Проектная деятельность в условиях общеобразовательной организации как способ развития обучающихся // Электронное научно-практическое периодическое издание «Вестник современных исследований». - 2018. - №5-3 (20) [Электронный ресурс]. URL: http://orcacenter.ru/doc/mr.2018.05.03 (дата обращения: 15.05.2019).

11. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. - Воскресенск, 2012. - 218 с.

Педагогика

УДК:372.893

старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Завада Галина Владимировна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация. В статье дается историографический анализ становления и развития исторического образования в Великобритании. Выделяются основные направления образования в Великобритании, анализируются основные его аспекты.

Ключевые слова: историческое образование, школа, модель образования, методика преподавания, частные школы, государственные школы.

Annotation. The article provides a historiographical analysis of the formation and development of historical éducation in the UK. The main directions of education in the UK are highlighted, its main aspects are analyzed.

Keywords: historical education, school, model of education, teaching methods, private schools, public schools.

Введение. На современном этапе развития образования вопрос о формировании единой мировой системы исторического образования является особенно актуальным. Наибольший интерес представляют западноевропейские модели исторического образования. Данные страны являются флагманами прогресса в последнее время и имеют устоявшуюся систему образования, которая оттачивалась на протяжении веков.

Среди зарубежных авторов в изучении исторического образования в Великобритании выделяется англичанин Ричард Браун [1] с его работой «Качество преподавания в средних школах и колледжах». Автор относится намного критичнее к образованию в своей стране, чем это делают многие русские методисты. Будучи хорошо знакомым с британским образованием изнутри, автор прослеживает путь развития методики преподавания истории в школах и университетах от начала XX века. Именно вначале XX века, по мнению Брауна, была заложена основа традиционного английского образования. Сам автор является сторонником инноваций в образовании, но в случае если они произойдут на базе сложившейся системы исторического образования, не меняя её основ.

Так же актуальна работа Фиджеральда и Хингли [7] «История в Университете». Авторы подробно изучают становление британской системы образования. На основе исследований авторы приходят к выводу о росте числа желающих получить высшее образование. На основе статистики числа поступивших, авторы делают выводы о наиболее актуальных вопросах истории для британцев.

Изложение основного материала статьи. Наиболее прогрессивной моделью образования является британская школа. Выпускники британских школ и ВУЗов востребованы по всему миру, а британская система образования считается эталоном качества в мире. Все это достигается путем значительного контроля образования со стороны правительства и учреждений осуществляющих аккредитацию школ. Согласно исследованиям профессора Вяземского Е.Е. [3, c. 69-73], британская система образования включает в себя 4 крупных региона: английский, валлийский, шотландский, ирландский. Каждый из этих регионов имеет свои специфические особенности в преподавании истории.

Образование в Великобритании контролируется Правительством совместно с Департаментом по образованию и труду в Англии. В Уэльсе и Англии дети идут в школу с 5 лет, а в Северной Ирландии с 4-х. Англичане учатся в средней школе до 16 лет после чего сдают экзамены на GCSE (General Certificate of Secondary Education) - общий сертификат о среднем образовании. После этого ученики могут либо идти работать, либо отучиться ещё 2 года для поступления в университет. По окончанию 2 годичного курса школы ученики в 18 лет сдают экзамены на A-level.

Школы Великобритании делятся на частные и государственные. Государственные школы Британии финансируются из государственного бюджета. Эти школы полностью контролируются Правительством Великобритании, и осуществляю образование детей по общей для всех школ программе. Эти школы

гарантируют получение общего среднего образования для всех детей, проживающих в данном регионе. В государственные школы принимают детей вне зависимости от их познавательных способностей и без всякого тестирования уровня знаний детей.

Частные школы спонсируются владельцами и родителями школьников. Такие школы часто имеют свою собственную программу обучения, одобренную Департаментом по обучению и труду в Англии. Частные школы отличаются значительно лучшими условиями для обучения и большим набором предметов. Очень часто выпускники этих школ поступаю в высшие учебные заведения. Классы в таких школах меньше чем в государственных школах, что позволяет преподавателю работать с каждым учеником по отдельности.

Профессор Протопопова выделяет ряд особенностей у школ Северной Ирландии [5, с. 117-119]. Местная школа основана на принципах выборности и успеваемости школьников. Дети перед поступлением в школу проходят специальное тестирование и наиболее успешные дети имеют возможность поступить в специальные школы для одаренных детей.

В Британии так же активно развивается направление школ - пансионов. Здесь дети живут и учатся в течение целого года и лишь на каникулах видятся с родителями. Данные виды школ давно стали частью британской системы образования.

Вяземский [3, с. 71] также выделяет «школы - маяки». Главная цель данных школ - распространение передового опыта. Эти школы были образованы в рамках проекта «Наилучшие достижения в городах». Эти школы были образованы в 1998 и получали дополнительное финансирования на улучшение качества образования в школах региона.

С течением времени философия британского образования перетерпела ряд изменений. Основные этапы философии британской системы образования выделены в статье Вяземского Е.Е. [3, с. 69-70]. Истоки современной британской системы образования кроются в концепциях 60-70-х годов 20 века. На данном этапе считалось, что результаты образования определены социумом и могут лишь соответствовать потребностям общества. С 80-х годов сформировалась новая позиция, предполагавшая активную деятельность и ответственность образовательных учреждений за образовательную деятельность. С этого периода для британской школы становится характерным высокий уровень образовательных стандартов. Так же с 80-х в школе Британии формируется централизованная система образования.

С 1987 г. был принят «Единый национальный учебный план», а с 1988 г. «Закон о реформе системы образования». На базе данного закона происходит обучение британских школьников и в наши дни. По данному закону контроль деятельности школ выполняли не местные органы, а инспекторы королевской инспекторской службы. Проверка деятельности школ проходит раз в 4 года. Результаты проверки публикуются в печати. В сферу влияния местных органов входит лишь разработка учебных планов, которые так же одобряются центральными органами. Вяземский [3, с. 71]отмечает ряд недостатков введения инспекторских проверок в школы Великобритании. Главной проблемой является рост бюрократического аппарата и недостатки в плане качества оценки и сопоставимости результата проверки. Но, не смотря на данные недостатки, введение инспекторских поверок и контроля из одного центра над качеством школьного образования значительно повысило уровень успеваемости учеников за последние годы.

Данный закон разделяет систему среднего школьного образования на 4 ступени: для детей от 5-7 лет, для детей от 7-11 лет, для детей от 11-14 лет, для детей от 14 -16 лет. Основной упор в школах делается на английский язык, литературу и математику. Химия, физика и биология преподаются как один предмет в рамках уроков естествознания. Так же в числе обязательных предметов входят музыка, физкультура, география и история. В старших классах школьники могут выбирать ряд дисциплин по интересам. Обязательными остаются английский, литература и математика. По законодательству обучение школьников до 16 лет является бесплатным.

Занятия в британских школах начинаются в сентябре и состоят из 3-х триместров по 13 недель каждый. Занятия в школах проходят с 9 до 15 часов, после чего школьники посещают кружки и секции на базе школ.

Оценки ученикам в школе выставляют по 10 - бальной шкале, при этом показатель этой оценки зависит от соответствия знания школьника уровню знаний большинства в его классе. Для контроля уровня знаний ученика провидятся Standard Assessment tasks - стандартные тесты на успеваемость. Тесты поводятся в 7, 11 и 14 лет, являясь своего рода экзаменами. По окончании 11 классов британцы сдают экзамены по 8 предметам.

Все тесты для учеников разрабатываются на основе ключевых умений, прописанных в стандарте. Все тесты проверяются на соответствие международным стандартам. Приоритетными экзаменами, результаты которых обнародуются, считаются английский, математика и естествознание. Все результаты экзаменов сводят в таблицу по школам. В таблицах указаны оценка ученика за экзамен, данные об улучшении/ухудшении успеваемости и динамика успеваемости ученика.

Вместе с реформами системы образования происходили реформы касающиеся приоритетных направлений в преподавании истории в британской школе. Хронология развития преподавания истории в школе отражена в книге Брауна [1, с. 76-98]. До 60 - х годов в изучении истории доминировала позиция заучивания сведений о прошлом страны. Роль учителя в такой ситуации была доминирующей, а роль учеников сводилась к пассивному слушанью. С 60-х годов начались яростные споры о методике преподавании исторической науки и её месте в системе школьных предметов. Причиной бурного развития методологии преподавания истории было значительное падение интереса к гуманитарным наукам в гражданском обществе Великобритании. Многие видели историю как хороший тренажер для ума, при этом часто мало внимания уделялось содержанию предмета. В данное время история начинает вытесняться другими гуманитарными науками.

С 70-х годов развиваются новые направления в преподавании истории. В этот период появляются «черная» и «женская» истории. Значительное место в программе уделялось изучению роли женщин и африканцев в истории Великобритании. Ученики становятся активной стороной процесса изучения истории, значительное внимание уделяется работе с источниками и поиску дополнительного материала. С 80-х годов произошла поляризации в преподавании истории. Часть методистов выступало за сохранение старой, консервативной модели преподавания истории, другая же часть выступала за «новую» историю. Конец этим спорам подвела Национальная школьная программа 1988, сделавшая историю не только предметом, где ученики узнавали о прошлом своей страны, но и развивали свои мыслительные и аналитические

способности. С 1994 история перестает быть обязательным для изучения предметом после 9 класса. Итоговые экзамены по истории ученики сдавали в 14 лет. Все это вело к урезанию часов по предмету.

Большой толчок в развитии методики преподавания истории был дан Брауном [1, с. 104-115]. Он предлагал сформировать урок истории так, что бы у учеников формировалось умение самостоятельно искать и критически осмысливать информацию по предмету и умения связно и логически излагать свои мысли письменно и устно. Главной задачей преподавания истории Браун считал формирование у обучающихся гуманитарного мышления. Для достижения данных целей Браун предложил ввести в урок истории работу историческими источниками и хронологическими таблицами.

После анализа результатов экзаменов школьников по истории, Браун [1, с. 132-138] выделил следующие проблемы в преподавании истории: учащиеся не могут объяснить причины тех или иных явлений, людей из прошлого ученики часто воспринимают как невежественных особей, что говорило о не умении школьников пользоваться методом ретроспективы. В результате Брауном [1, с. 138] были сформированы следующие задачи обучения истории: обучение учеников обличать факты от теорий, причинам существования разных взглядов на прошлое и умению критически оценивать это прошлое. Например, предлагалось объяснять ученикам, почему отличаются взгляды британских и американских историков на войну за независимость в США. Другими словами Браун предлагал в изучении истории посвятить значительную часть времени историографии. Значительное время было уделено Брауном [1, с. 25-52] для изучения источниковедческого вопроса в преподавании истории в школу. Он предлагал использовать в школах работу с первоисточниками с применением элементов источниковедческого анализа.

Согласно исследованиям Савельевой [6, с. 115] в современной британской школе выделяют две основные задачи: познавательную и социальную. Познавательная задача предполагает: формирования навыков восприятия повествования, формирование понимания взаимосвязи исторических событий, умение осмыслено давать ответы на различные исторические ситуации, формирование устойчивых знаний об исторических личностях, критического осмысления источников, представлений методах и принципах исторической науки. Социальные задачи предполагают восприятие опыта и моральных ориентиров предков и принятие современной действительности исходя из исторического прошлого страны.

На основе выше перечисленных задач британские школы строят свои уроки. Большой вклад в изучение специфики урока истории в Великобритании внесла профессор Большакова[2, с. 88-91]. Основной формой преподавания истории на уроке является беседа, из которых дети узнают о прошлом. В младших классах большое внимание уделяется изучению истории родного края, а так же истории свое семьи. В результате уже в начальной школе дети получают базовые навыки по краеведению и генеалогии.

Отличительной особенностью исторического образования является преподнесения предмета по темам, а не по странам, как это делается в России. Например, на теме «Внешняя политика стран Западной Европы в 14 веке» ученики в Великобритании изучают политику стран данного периода в комплексе их взаимодействия, в то время как в русской школе анализ каждой ведущий страны конкретной эпохи осуществляется отдельно. Так британцы изучают историю как цельную систему без отрыва отдельных народов друг от друга. История Всемирная история в Великобритании преподается по модулям. Ученики могут сами выбирать модули из предложенных школой. Каждый модуль длится в течение триместра. По исследованиям Фитжеральда и Хингли [7, с. 67] наиболее популярными модулями являются история американского Запада до 1800 года и нацизм в Германии. Наименее популярными являются модули по древнему времени и средним векам.

Во время изучения истории ученикам с младших классов насаждаются общеевропейские ценности: вера в справедливость и демократию, почтение к общеевропейской культуре, вера в прогресс. Вне зависимости от региона все школьники кроме истории Англии изучают шотландскую, ирландскую и валийскую истории. Так подчеркивается историческое единство всех регионов Великобритании. В целом большинство спорных вопросов в британской истории учителя освещают беспристрастно с анализом различных точек зрения. Так, например, изучается война Америки за независимость. Но есть ряд вопросов, которые в школах Британии стараются замалчивать или освещать в неполной мере.

Для того что бы получить высшую оценку по предмету ученикам мало просто воспроизводить сказанное учителем. Для высшего бала ученикам необходимо представлять дополнительную информацию по теме в виде проектов. Поощряется умение учеников аргументировать и отстаивать свое мнение, даже если оно противоположно мнению учителя. В британских школах не делается акцент на заучивании дат и событий, вместо этого используют проектный метод обучения, где ученики могут представить свое мнения на конкретную проблему. Активно используется написание сочинений на исторические темы.

Особый интерес представляет экзамен по истории в средней школе. Его изучением занимался Вяземский [3, с. 72-75]. Экзамен в Великобритании проводится сторонними организациями и представляет собой работу из нескольких частей, которые проверяют различные знания и умения ученика. В работе есть обязательные темы и темы по выбору. В работу входит письменная часть с кратким ответом, письменная часть с развернутым ответом и эссе. Работы составлены так, что бы ученики не просто воспроизводили пройдены материал, а могли применять свои знания в новой для них ситуации, могли критически оценить представленные передними события и дать аргументированное мнение по представленным вопросам. Во многом форма сдачи экзамена напоминает российский ЕГЭ. Основной проблемой экзаменов по истории, по мнению Вяземского , заключается в обычном натаскивании британский учеников по вопросам связанных экзаменом, а так же в сомнении о качестве вопросов представленных перед учениками.

Самой главной частью экзамена по истории является эссе. Оно расценивается в 50 баллов. В каждой работе ученикам предлагаю 13 тем, из которых необходимо написать эссе по двум темам. В 90-х основной целью эссе было поверка памяти ученика и умения воспроизводить информацию по вопросу. Задачей современного эссе по истории является проверка умения ученика работать с источником, анализировать его и излагать свою точку зрения. Вторая часть делится на два уровня: базовый и повышенный (каждый ученик выбирает сложность сам). В ней представлена группа источников по определенной теме. Это могут быть карты, картины или отрывки из письменных источников. От ученика требуется оценить важность и объективность представленных источников и кратко ответить на вопросы, прилагаемые к ним.

Особняком стоит экзамен по истории в Шотландии. На экзамене по истории шотландцы могут вбирать уровень сложности экзамена: базовый, основной, повышенный. Это сделано с целью, что бы практически ни один ученик не мог провалиться на экзамене. Выбор уровня сложности экзамена не лишает возможности получить оценку более высокого уровня. Например, если ученик при написании экзамена основного уровня

ученик показал знания соответствующие повышенному уровню, он получает зачет по экзамену повышенного уровня. То же происходит, если при написании экзамена основного уровня, ученик показал знания базового уровня. В отличие от Англии вопрос к экзаменам составляются учителями по пройденным темам, а после утверждаются вышестоящими инстанциями.

Разбором английского учебника по истории Великобритании занимался Коньков Д. С. [4, с. 61-67]. Он провел анализ учебника по истории Римской Британии. Не существует единого учебника по истории Великобритании. Государство лишь устанавливает общие рамки в пределах, которых должно излагаться содержание материала по истории. Ценность учебника зависит не от количества материала излагаемого в нем, а от доступности материала изложенного по предмету и оформления данного материала. Так как изучение истории страны в Великобритании начинается с 7-8 лет, а не с 11-12 лет как в России, большинство учебников для начальной школы адаптировано для детей. Иллюстративный материал в них преобладает над текстовым. В учебниках по истории преобладают иллюстрации в виде фотографий различных археологических артефактов. Что касается картинных иллюстраций в учебниках, то они, по мнению Конькова Д.С. [4, с. 65], сильно идеализируют жизнь прошлого для создания идентичности современности и прошлого у учеников.

Очень часто британские учебники по истории пишутся профессиональными писателями без исторического образования. Данный факт связан с тем, что для британцев важнее доступность изложения материала в учебнике, чем его информативность. В учебниках истории значительно место отводится цитатам известных людей, но в большинстве смысл этих цитат не объяснен в историческом контексте. Это связано с тем, что большинство этих цитат расхожи в официальном английском языке и литературе. Большая часть материала в учебниках по истории Великобритании изложена в нейтральном стиле. Начиная еще с истории Римской Британии, англичане избегают слова варвар применительно к бриттам. Большинство учеников говорят об индивидуальности английской культуры и занижают в неё вклад римского общества. В конце учебников указаны списки мест рекомендуемых к посещению для большей информации по теме. Это могут быть музеи или памятники прошлого. Так же в современных учебниках указаны ссылки на интернет-ресурсы содержащие дополнительную информацию по излагаемым темам.

Выводы. Британская система исторического образования обладает значительной централизацией и основана на «Едином учебном плане». Британская система образования предоставляет ученика широкие возможности для самообразования, поскольку английская школа ориентирована не на простое изложение фактов учителем, а на работу ученика с дополнительным материалом. Так же для Британии характерно составление учебников истории с позиции красочного изложения материала. Британская система наиболее близка к гуманистической концепции образования. Помимо данных плюсов для британской системы образования характерно слабое знание учениками фактологического материала, а так же проблема с эмпатией.

Литература:

1. Браун Р. Качество преподавания в средних школах и колледжах: монография / Р. Браун. Лондон.: СЕВ, 1995. 158 с.

2. Большакова О.В. Преподавание истории в Великобритании / О.В. Большакова // Отечественная и зарубежная литература. - 1997. - №5 с. 86-98

3. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. - 2010. - №6 с. 68-84

4. Коньков Д.С. Репрезентация Римской Британии в современных британских учебниках в контексте формирования национальной идентичности / Д.С. Коньков // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - №403 с. 61-68

5. Протопопова Д.А. Прошлое с английским акцентом. Как учат истории в британских средних школах / Д.А. Протопопова // История. - 2006. - №22 с. 104-125

6. Савельева И.М. Концептуальные проблемы современного исторического образования в Европе и США / И.М. Савельева // Содержание образования. - 2016. - №2 с. 114-123

7. Фитжеральд И. Хингли В. История в университете: монография / И. Фитжеральд., Лондон.: СЕВ, 1996. 146 с.

Педагогика

УДК 37.012

аспирант 3-го года обучения Репина Юлия Ягфяровна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); кандидат педагогических наук, доцент Пискунова Елена Николаевна Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград)

СТРУКТУРА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается структура поликультурного мировоззрения. Выделены компоненты поликультурного мировоззрения младших школьников: познавательно-культурологический; нормативно-аксиологический; эмоционально-рефлексивный; деятельностный и культурно-творческий.

Ключевые слова: поликультурное мировоззрение, толерантность, мультикультурализм, начальная школа, структура мировоззрения.

Annotation. The article deals with the structure of multicultural worldview. The components of the multicultural worldview of younger students are identified: cognitive-cultural; normative-axiological; emotional-reflexive; activity and cultural-creative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.