Научная статья на тему 'Реформы образования в Великобритании'

Реформы образования в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3671
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАЯ КНИГА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / РЕЙТИНГ / ТАБЛИЦА / АККРЕДИТАЦИЯ / ШКОЛА / ПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аристова Е. В.

В статье рассматривается революционный проект реформ в области системы образования в Великобритании. Белая книга устанавливает основные принципы, необходимые для полномасштабных реформ образования. Они включают в себя глубокие структурные изменения и повышенное внимание к стандартам, план для привлечения и обучения лучших педагогов, введение новых направлений в учебных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы образования в Великобритании»

Зарубежный опыт

УДК 373 (420)

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Е. В. АРИСТОВА,

старший преподаватель кафедры иностранных языков E-mail: [email protected] Ульяновский государственный технический университет

В статье рассматривается революционный проект реформ в области системы образования в Великобритании. Белая книга устанавливает основные принципы, необходимые для полномасштабных реформ образования. Они включают в себя глубокие структурные изменения и повышенное внимание к стандартам, план для привлечения и обучения лучших педагогов, введение новых направлений в учебных программах.

Ключевые слова: Белая книга, Великобритания, бакалавриат, рейтинг, таблица, аккредитация, школа, предмет.

В настоящее время в мире происходит экономическая революция, сравнимая по масштабам с промышленной революцией XIX в. Изменяются способы производства. В новой экономике именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень образования, соответствующий новой экономике. Средняя школа должна обеспечивать эффективные знания информационных технологий, английского языка, основ экономики и права. Профессиональная школа должна обучать современным и перспективным технологиям. По оценкам специалистов вложения в образование принесут через 5-7 лет отдачу в виде ускорения тем-

пов и улучшения качества экономического роста. Россия в этом движении не одинока. Образовательные реформы проходят во многих странах мира - в США, Великобритании, Китае, странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Разумеется, сам по себе этот факт еще не доказывает, что нам непременно нужно слепо копировать чужой опыт. Гораздо важнее попытаться понять, что заставляет эти страны браться за достаточно непростое и дорогостоящее дело реформирования образования, а для этого следует выйти за рамки текущего момента и попытаться увидеть современные события в более широкой перспективе. Поэтому представляется небезынтересным взглянуть на то, что сейчас происходит со средним образованием в Великобритании, система образования которой является старейшей в Европе.

Общеобразовательные или единые средние школы, которые стали создаваться с конца 1960-х гг. и в которые в итоге было преобразовано подавляющее большинство школ, были призваны покончить с существовавшим в послевоенной Британии жестким делением всего сектора среднего образования на две половины - грамматические школы и современные средние школы. Грамматические школы, куда поступали по преимуществу дети среднего класса, давали традиционную академическую подготовку и готовили своих восемнадцатилетних выпускников

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

63

к поступлению в университет. Современные же средние школы с программами более прикладного характера и значительно более низкими требованиями по основным академическим дисциплинам были ориентированы на детей из рабочего класса, которые в основном уходили из школы в шестнадцать лет, получив лишь обязательный минимум знаний. Зачисление в грамматическую школу проводилось по результатам сдачи экзамена за курс начальной школы, которую учащиеся заканчивали в одиннадцать лет.

Первые шаги в направлении преодоления разрыва в уровне и характере получаемого образования между рабочим и средним классом были предприняты в Великобритании еще до окончания Второй мировой войны. Тем не менее все эти меры не помогли, а по мнению многих критиков, лишь способствовали углублению кризиса образовательной системы, официально признанного в настоящий момент в Великобритании. Речь идет об острой нехватке педагогических кадров и о новой волне социальной поляризации школ. История образовательных реформ в стране показывает другое. В определенный период времени действительно имела место значительная демократизация школы, происходившая практически во всех странах. В этот период в значительной степени удалось преодолеть многие перегородки, разделявшие образование различных социальных групп. Если по-настоящему единая средняя школа в Британии так никогда и не была создана, то все же нельзя игнорировать, что в этом направлении было значительное движение. Однако этот период закончился. Что идет ему на смену, пока не очень понятно. Очевидно, что социальная дифференциация по образовательному признаку будет нарастать во всем мире, хотя вряд ли мы снова вернемся к четко выраженной системе, где за определенной социальной группой будет закреплен свой особый тип образования. Скорее, напротив, образование будет все более индивидуальным, но при этом его значение как механизма воспроизводства социальной иерархии снова усилится. Залог успеха будет состоять в выборе правильной специализации.

В настоящее время около миллиона британских школьников получают некачественное образование, говорится в исследовании Национального бюро аудита. По данным авторов документа, уровень подачи знаний в 1 577 британских школах не соответствует установленному стандарту, в результате

чего каждый восьмой школьник в стране имеет существенные пробелы в образовании. Составители отчета также озабочены тем фактом, что количество «неуспевающих» школ сокращается недостаточно быстро. И это несмотря на миллиарды фунтов стерлингов, которые правительство ежегодно тратит на совершенствование системы образования. Однако позитивные тенденции в повышении качества образования британских школьников все же наметились. Количество школ, в которых уровень предлагаемых знаний находится на постоянно низком уровне, в период с 1998 по 2009 г. сократилось в два раза.

Единственный путь становления нации как мирового лидера - это реформирование всей системы образования. Революционный проект реформ в сфере образования готовится в Великобритании. Программа радикальной реформы, которая помещает учителей в основу школьного усовершенствования и освобождает школы от руководства центрального правительства, была опубликована 24.11.2010 министром просвещения М. Гоувом.

За образование в Британии отвечает правительство. Свою деятельность оно осуществляет совместно с департаментом по образованию и труду в Англии; национальным собранием в Уэльсе; департаментом образования и департаментом высшего и дальнейшего образования, подготовки и занятости в Северной Ирландии. Все дети, проживающие в Великобритании, согласно закону, обязаны учиться. В Англии, Шотландии и Уэльсе обучение детей начинается с пяти лет и продолжается 11 лет - до достижения ими 16 лет. С начала 1990-х гг. стало активно развиваться дошкольное обучение. Если в 1970-1971 гг. только 20 % детей трех-четырехлетне-го возраста посещали школы, то к 1999-2000 гг. их число возросло более чем в три раза. Основой для активизации привлечения малышей в школы стала концепция, гласящая, что начинать официальное обучение пятилетние дети должны не с нуля, а уже имея первоначальные знания в письме и счете. К 2004 г. планировалось обеспечить бесплатными местами в учреждениях дошкольного обучения и воспитания всех детей, чьи родители хотели бы отдать их на подготовительные отделения школ. В настоящее время программа дошкольного обучения получает самое широкое финансирование. Затраты на нее за последние пять лет возросли в полтора раза и к 2010 г. составили 2 млрд ф. ст.

Обязательное обучение начинается для британских детей в начальных школах. В возрасте семи лет

дети переходят в джуниор-департаменты или в отдельные джуниор-школы. Важнейшим показателем качества образования в начальных школах считается количество учеников в одном классе. Местные органы образования в Англии и Уэльсе обязаны распределить детей младшего возраста в начальных школах таким образом, чтобы в одном классе не было больше тридцати учеников. В возрасте одиннадцати лет дети переводятся из начальных школ в средние. Практически все ученики государственных начальных школ Великобритании затем переходят в средние общеобразовательные школы. В них по достижении шестнадцати лет учащиеся заканчивают получение обязательного образования. Эти школы принимают учащихся из начальных школ без тестирования, без характеристик и ссылок на успеваемость или поведение, обеспечивая возможность всем детям, проживающим в данном регионе, получить обязательное среднее образование. Все предметы изучаются в каждой государственной средней школе Британии по одной и той же программе.

К сентябрю 2008 г. в Англии насчитывалось 530 спецшкол, включающих в себя 312 технических колледжей, 99 языковых колледжей, 67 спортивных колледжей и 57 колледжей искусства. Программы для спецшкол появились в 1993 г. Эти программы предусматривают углубленное изучение специальных предметов наряду с изучением общеобразовательной программы средних школ. Все эти школы также являются государственными. Предусмотрено создание специальных школ бизнеса, где будут готовить будущих предпринимателей в рамках обязательного среднего образования.

Общенациональная школьная программа Великобритании подразделяется на четыре основных этапа: для учащихся в возрасте 5-7 лет, для учащихся 7-11 лет, для учащихся в возрасте 11-14 лет и для учащихся 14-16 лет. На каждом из четырех этапов преподаются предметы, считающиеся основными: английский язык и литература, математика. Предметы естествознания объединены в Британии в единый предмет, включающий в себя биологию, химию, физику. В школах преподаются физкультура и религия. История, география, изобразительное искусство и музыка также являются обязательными предметами. Иностранный язык появляется в обучении с 11 лет. Помимо предметов, обязательных для изучения, в Британии есть дисциплины, которые выбираются учениками в соответствии с их интересами. Так, в 10-11 классах (14-16 лет) изучение истории,

географии, изобразительного искусства и музыки становится свободным. В рамках этих дисциплин учащийся может выбрать некую специализацию. Например, он может отказаться изучать драматическое искусство и выбрать искусство танца. Точно так же ученики выбирают, какой иностранный язык будут изучать. В программах английских школ в качестве одного из основных предметов вскоре появится новая дисциплина - гражданство. Этот предмет дети будут изучать с 11 лет и до конца обучения. Все государственные школы обязаны обеспечить учащимся возможность изучать религию. В программах религиозного образования должно присутствовать изучение христианства и других основных религий, которые исповедуют проживающие на территории Великобритании граждане. Однако изучение религии не является обязательным.

Для получения аттестата, свидетельствующего о получении обязательного образования по достижении учащимися 16 лет и окончании 11-го класса общеобразовательной школы, необходимо сдать выпускные экзамены. Сдается восемь экзаменов. В случае неуспешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год пересдать их. Для тех, кто намеревается пересдать экзамены, школа предусматривает специальный годовой курс подготовки для пересдачи экзаменов. Разработкой экзаменационных программ занимаются специальные независимые правительственные квалификационные комитеты. Утверждает эти программы министерство образования страны.

Основные принципы, необходимые для введения в законодательном порядке полномасштабных реформ образования в Великобритании, устанавливает Белая книга - это официальное сообщение в письменном виде. Обычно этот термин применяется в США, Великобритании и других англоязычных странах. Это может быть государственное сообщение, поясняющее политику; справочный документ для корпоративных клиентов; официальная документация, содержащая описание решения.

Реформы включают в себя глубокие структурные изменения и строгое внимание к стандартам, план для привлечения и обучения лучших педагогов, введение новых направлений в учебных программах и получение необходимых квалификаций к их разработке.

Белая книга, основываясь на изучении лучших мировых образовательных систем, видит руководителей школ и учителей в качестве движущей силы на

пути улучшения образования и самих школ. Белая книга объясняет, что школы будут освобождены от централизованной бюрократии и бесконечного вмешательства правительства в учебный процесс в обмен на ответственность и контроль со стороны родителей и органов местного управления. Родителям и учителям предоставляется возможность заниматься тем, что они могут делать лучше всего, а именно - учить. Объясняется, каким образом будет подниматься престиж их профессии, улучшая качество новых учителей, и как будет трансформироваться качество преподавания для начинающих учителей и дальнейшего обучения профессии. На правительство накладываются обязательства сократить ненужные обязанности, процессы, руководства и требования, которыми вынуждены заниматься учителя. Белая книга также предлагает:

- предоставить учителям полномочия улучшать дисциплину в классах;

- полномочия изменения рабочих программ;

- возможность реформирования рейтинговых таблиц;

- устанавливать премии лучшим учащимся;

- планы по разработке справедливой и прозрачной системы финансирования.

В документе также излагается, что Великобритания отстает от многих стран мира, в которых процессы по улучшению школ проходят значительно быстрее и разрыв в достижениях учеников из богатых и бедных семей гораздо меньше. Лучшие образовательные системы делают упор на высокие стандарты, сокращение разрыва между учениками разного социального положения. Последние данные показали, что только 40 из 80 000 детей в Англии, получающих бесплатные обеды, т. е. дети из малообеспеченных семей, имеют возможность поступить в Оксфордский или Кембриджский университеты. Министр образования Соединенного Королевства М. Гоув назвал это безнравственным.

Страны, которые достигли вершин в преобразовании международных исследований в успеваемость осознают, что ключевым фактором в определении успеваемости учащихся является качество их учителей. Лучшие образовательные системы выбирают самых успешных выпускников вузов и обучают их самым тщательным образом, делая упор на школьную практику. Они осознают, что именно знания учителей, глубина их интеллекта и любовь к своему предмету стимулируют воображение учеников и дают им возможность достигнуть

успеха. Слишком долго учителя и руководители школ в Великобритании страдали от бюрократии и отсутствия поддержки. Именно поэтому правительственная коалиция планирует вовлечь в образование лучших членов общества, обучать уже действующих учителей более качественно и освободить их от бюрократии и контроля Уайтхолла.

Эти радикальные предложения дадут учителям свободы и права в учебном процессе, что является совершенно необходимым, если страна нацелена на повышение стандартов, улучшение дисциплины и достижение в образовании качества мирового класса, которые заслуживают дети. Все дети должны иметь равные шансы, независимо от их социального положения. Для этого будет напрямую выделяться дополнительное финансирование малообеспеченным детям. Школы, руководители и учителя получат возможность самим решать, как они будут преподавать и поддерживать своих учеников, а лучшим учителям будет дан шанс для инноваций и усовершенствований.

Министр образования изложил проект по преобразованию процесса набора и подготовки педагогических кадров и школьных рейтинговых табелей, фокусируя внимание на успеваемости учащихся по теоретическим предметам и давая полномочия директорам школ избавляться от слабых учителей и учеников, не желающих учиться. Государственное финансирование выпускников вузов, не получивших минимально необходимую степень, прекратится с сентября 2012 г., в то время как студентам дефицитных специальностей, пожелавшим стать педагогами, правительство планирует погасить ссуды, взятые на получение образования. Лучшие идеи ведущих в области образования стран будут применяться с учетом национальных особенностей Великобритании. Белая книга включает новую оценку способностей, личных характеристик и гибкости кандидатов, желающих стать учителями школ. Ветераны вооруженных сил со степенью, которые хотели бы обучаться на школьных учителей, будут получать спонсорскую оплату за обучение, а бывшим военным без степени будет предложен укороченный курс. Предлагается ввести финансовую заинтересованность в сотрудничестве школ, призывая более успешные школы помогать школам с низкими рейтингами в улучшении их работы.

Высказываются опасения по поводу обучения трем обязательным предметам ввиду того, что в половине всех школ Британии за последний год ни

один ученик не выбрал все три предмета. Наиболее страдают от этого учащиеся бедных районов, где школы, не выдержав борьбы за привлечение хороших педагогов, просто прекращают изучение этих предметов. Впервые вводится английский бакалавриат, что является самым существенным изменением в системе образования. Для получения более высоких рейтингов школы вынуждали учащихся выбирать меньшее количество базовых предметов, а успешная сдача экзаменов по другим предметам выводила эти образовательные учреждения на более высокое место в рейтинговых таблицах. Школы теперь будут оцениваться по количеству учащихся, получивших оценки А - С по пяти базовым предметам - математике, английскому языку, двум предметам естественно-научного цикла, а также географии или истории. До этого школы оценивались по количеству учеников, сдавших на А - С по математике, английскому и трем предметам по выбору, которыми могли быть предметы профессионально-технического курса.

Список литературы

Новая мера оценки школ была впервые объявлена летом 2010 г. и будет предоставляться любому студенту, успешно сдавшему экзамены по английскому языку, математике, естествознанию и современному или древнему иностранному языку, а также географии или истории.

Таким образом, анализ модернизации и реформирования образования дает возможность поставить ряд сущностных вопросов, требующих дальнейшего изучения: какова реальная перспектива освоения западной философии образования и основывающихся на ней технологий Россией; способны ли общечеловеческие ценности, будучи распространенными на педагогику, лечь в основу российского образования. Важным фактором успешности реформирования является, по мнению автора, смена доминант в осуществлении реформаторской деятельности - не копирование западной модели модернизации, а выявление и реализация скрытых социокультурных изменений, происходящих внутри российской цивилизации.

1. Образование в Великобритании // Отечественные записки. URL: http://www.strana-oz.ru/ ?article=145&numid=2.

2. Additional 281 free school bids // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education.

3. Consultation on Year 1 phonics screening check // Department for Education. URL: http://www. education. gov. uk/inthenews/pressnotices/a0068457/schools-white-paper-published.

4. Divided opinion: English Baccalaureate // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-12160738.

5. Schools White Paper published // Department for Education. URL: http://www.education.gov.uk/inthenews/ pressnotices/a0068673/schools-white-paper-published.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.