Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / RESEARCH COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF RESEARCH ACTIVITIES DEVELOPMENT / BACHELOR'S DEGREE / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPETENCE-BASED APPROACH / PERSONAL-ACTIVITY APPROACH / SYSTEM-STRUCTURAL APPROACH / DIDACTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лидак Людмила Валентиновна, Сергеева Ирина Викторовна

В статье предлагается толкование феномена «исследовательская компетенция» применительно к обучающимся по программам бакалавриата; анализируются педагогические условия развития исследовательской компетенции студентов технических вузов. Авторы проанализировали эмпирический опыт организации процесса развития научно-исследовательской деятельности на примере технического вуза, представили суждения студентов и их оценки своего участия в эмпирическом исследовании, предложили пути разрешения существующих противоречий в организации процесса развития исследовательских компетенций студентов в практике высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лидак Людмила Валентиновна, Сергеева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF BACHELORS’ RESEARCH COMPETENCIES IN THE INFORMATION ENVIRONMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article proposes an interpretation of the phenomenon of “research competence” in relation to students on undergraduate programs; analyzes the pedagogical conditions for the development of students’ research competence in technical universities. The authors analyzed the empirical experience of organizing the development of scientific research activities on the example of a technical university, presented the judgments and estimation of technical education students on the development of research competences during their participation in the experiment, revealed the organization-didactic, information-didactic and practically oriented pedagogical conditions of using information technologies in the process of training young scientists, suggested the course aimed at formation of students’ research competencies, found out the ways of solving the contradictions in the process of organizing the process of students’ research competencies development in higher education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

щественные изменения, появились новые тенденции, направления, подходы. Выше нами рассмотрено несколько эффективных способов повышения социальной активности студенческой молодежи. Нужно понимать, что новые веяния в системе воспитательной деятельности порождают и новые вопросы. И от того, насколько качественные ответы на них будут найдены, будет зависеть эффективность наших взаимоотношений с современной студенческой молодежью.

АННОТАЦИЯ

В последнее время воспитательной работе в вузах уделяется особое внимание. Это объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе. Процесс воспитания в высшей школе сложный, многогранный, во многом противоречивый. В настоящее время утверждаются новые федеральные государственные образовательные стандарты, реализуются программы развития деятельности студенческих объединений.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, воспитательная система, профессиональное воспитание, воспитательная среда, социокультурная среда.

SUMMARY

In recent years, educational work at universities has been given special attention. This is due to changes that are taking place in modern society. The process of education in higher education is complex, multifaceted and largely contradictory. At present, new Federal State Educational Standards are being approved, and programs for the development of student associations are being implemented.

Keywords: education, educational process, educational system, professional education, educational environment, sociocultural environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшкова М. А. Актуальные тенденции личностного развития современной студенческой молодежи // Глобальный научный потенциал. - 2017. - № 10 (79). - С. 9-11.

2. Горшкова М. А. Основные компоненты системы воспитательной деятельности в современном вузе // Вестник Владимирского государственного университета им. Алексан-

дра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2019. - № 36 (55). -С. 73-83.

3. Краткий педагогический словарь / Под ред. Г.М. Андреевой [и др.]. - М., 2005. -324 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. - 1989. -759 с.

5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).

6. Филатова М. Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компе-тентностного подхода к образованию: авто-реф. дисс. ... докт. социол. наук. - М., 2012. -40 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.

Л. В. Лидак, И. В. Сергеева

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

азвивающееся информационное общество требует существенных изменений технологической платформы профессиональной

подготовки молодежи в вузах, которая расширит возможности бакалавров технического образования для овладения информационными, исследовательскими и профессиональными компетенциями. Сегодня главным показателем конкурентоспособности и эффективности технического образования является наполнение университетской образовательной среды современными информационными технологиями, обеспечивающими развитие исследовательских компетенций у будущих инженеров.

Однако практика реализации первой ступени высшего технического образования показывает, что интересы студентов бакалавриата во многом носят прикладной характер, а мотивация к исследовательской деятельности не достаточно устойчива. В связи с этим процесс развития исследовательских компетенций у обучающихся по программам бакалавриата затруднен. С целью подготовки молодых исследователей к научным изысканиям в области высоких технологий перед вузами стоят задачи по выявлению с первых курсов обучения в университете студентов, ориентированных на осуществление исследовательской деятельности, ценностное отношение к науке и научному поиску.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ, изложенными в статье 72 «Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании», «приоритетными целями интеграции образовательной и научной деятельности являются кадровое обеспечение научных исследований, повышающее качество подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности на всех уровнях высшего профессионального образования» [7, с. 72].

Преподаватели технических вузов отмечают, что, несмотря на требования Закона и Федеральных государственных образовательных стандартов к уровню овладения студентами бакалавриата исследовательскими компетенциями, наметилось явное противоречие

между потребностями государства в современных научных кадрах и недостаточной готовностью технических вузов к совершенствованию инновационно-исследовательской деятельности субъектов образования. Для преодоления возникшего противоречия перед техническими вузами стоят задачи по совершенствованию процедуры использования информационных технологий в научно-исследовательской деятельности обучающихся, направленных на разработку модели реализации социального заказа подготовки исследователя, способного к инновационной деятельности и эффективным научным разработкам.

В педагогической науке и практике накоплен достаточный объем знаний по методологическому обоснованию совершенствования системы исследовательской деятельности субъектов высшего образования. Наиболее продуктивными являются компетентно-стный, личностно-деятельностный, системно-структурный и дидактический подходы. Содержательная характеристика компетент-ностного подхода представлена в работах В. И. Андреева, В. П. Беспалько, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, А. И. Савенкова, В. В. Серикова, А. В. Хуторского, P. Fain и др. Многообразие исследовательских позиций способствовало появлению разнообразных авторских толкований понятий «исследовательская компетенция» и «развитие исследовательской компетенции» у субъектов образования. Сущностная характеристика личностно-деятельност-ного, системно-структурного и дидактического подходов позволила детализировать содержательное наполнение данных категорий.

Личностно-деятельностный подход к феномену «исследовательская компетенция» связан с выявлением задатков и способностей студентов к научному творчеству, позволяющему осуществить осознание, анализ, оценку и преобразование научного материала [2, с. 25; 3, с. 312]. Системно-структурный подход к толкованию понятия «исследовательская компетенция» позволил дать аналитическую оценку базовых компонентов, включающих набор знаний, представлений, программ действий, систем ценностей и

отношений, отражающихся впоследствии в продуктах инновационной деятельности, в новых замыслах субъекта научного творчества [6, с. 348; 9, с. 3]. Дидактический подход к толкованию феномена «исследовательская компетенция» раскрывает динамику формирования совокупности знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности, которые позволяют студенту находиться в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, к своим замыслам, достижениям, полученным продуктам деятельности [8, с. 26].

Обобщение различных исследовательских позиций позволило рассматривать «исследовательские компетенции» студентов бакалавриата как совокупность знаний, личност-но значимых умений, навыков и отношений субъектов образования к постановке и реализации проблемной задачи. Осознание студентом проблемной задачи стимулирует творческий поиск ее решения с помощью использования современных информационных технологий, способствующих приобретению дополнительной информации, получению эффективного результата и внедрению продукта исследовательской деятельности в производственную практику.

Анализ научных исследований и педагогического опыта позволил конкретизировать рабочее понятие «развитие исследовательских компетенций студентов бакалавриата» [1, с. 247; 4, с. 76; 5, с. 112; 8, с. 99]. Его содержательная характеристика представляет собой совокупность принципов, форм, методов и технологий организации дидактического процесса, нацеленного на формирование комплекса знаний, умений, навыков, мотивационно-целевых установок субъекта научно-исследовательской деятельности к постановке и творческому решению интеллектуально-поисковой задачи.

Таким образом, описанные в педагогике сущностные характеристики исследовательских компетенций применительно к практике высшего образования стали предпосылкой для возникновения научного интереса к информационно-технологическому подходу в

системе методологического обоснования развития исследовательских компетенций студентов.

Научная рефлексия эффективности использования информационных технологий для реализации современных образовательных стандартов с целью формирования научно-исследовательских компетенций студентов свидетельствует о том, что сегодня теория отстает от практики. Университеты стремятся к повышению технологической оснащенности среды вуза и вкладывают в это существенные средства. При этом гораздо меньше внимания уделяется теоретическому наполнению дидактики высшей школы вопросами информационно-технологического сопровождения развития исследовательских компетенций студентов-бакалавров. Наметились противоречия между материально-техническими возможностями образовательной среды вузов и внедрением информационных технологий в систему научно-исследовательской подготовки бакалавров; между необходимостью развития исследовательских компетенций у бакалавров технического образования и отсутствием теоретической модели, программы и учебно-методических материалов, обеспечивающих их развитие в образовательном процессе вуза.

С целью разрешения возникших противоречий было проведено эмпирическое исследование на базе Северо-Кавказского горнометаллургического института (государственного технологического университета), направленное на повышение эффективности развития исследовательских компетенций студентов бакалавриата средствами информационных технологий. Оно проходило в минувшем учебном году и позволило задействовать 240 студентов-бакалавров второго года обучения.

Первоначально был проведен мониторинг содержания, форм и методов дидактического процесса по привлечению бакалавров к научно-исследовательской деятельности. Результаты мониторинга свидетельствуют о необходимости повышения объема научных и учебно-дидактических мероприятий,

направленных на развитие компетенций. На втором этапе опытной работы осуществлялась диагностическая работа, включающая изучение документации, наблюдения, беседы, анкетирование, экспертные оценки, интервью с респондентами разного уровня. Эти мероприятия позволили получить целостную информацию об исходном уровне знаний студентов, отражающих характеристику компетенций в области овладения основами научного исследования.

Обобщение полученных данных позволило представить характеристику мотиваци-онной направленности студентов на научное творчество, выявить степень участия каждого в научно-исследовательской и проектной деятельности. Эмпирические материалы, полученные на первом этапе опытной работы, позволили представить дифференцированные характеристики трех групп студентов -участников экспериментального исследования. В каждую группу вошли респонденты, соответствующие конкретному уровню владения научно-исследовательскими компетенциями и субъектно-личностными характеристиками развития исследовательской деятельности. Определились группы с высоким, средним и низким уровнем развития исследовательских компетенций, а также владения информационными технологиями для осуществления научного творчества.

Первая группа бакалавров характеризуется высоким уровнем развития научно-исследовательских компетенций. Она довольно малочисленна - всего 11 % от общего числа испытуемых. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что все члены этой группы в равной степени владеют компетенциями, отнесенными федеральными стандартами к научно-исследовательской деятельности. Это некоторый комплекс общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Например, в своей учебной и внеаудиторной работе студенты опираются на основы философских знаний (ОК-1), на полученные знания об основных положениях, законах и методах исследования в области естественных наук и математики

(ОПК-7). Обладая высокой степенью способности к самоорганизации и самообразованию, они могут осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате (ОК-7). Важно, что использование информационных, компьютерных и сетевых технологий позволяет обобщать и творчески перерабатывать полученную информацию (ОПК-6). При подготовке к занятиям и научно-исследовательским мероприятиям бакалавры из данной группы с готовностью изучают доступную научно-техническую информацию, обращаются к отечественному и зарубежному опыту по тематике исследования (ПК-16). Участники эксперимента из данной группы зачастую используют эмпирические методы в своей учебной и научной деятельности. Они способны в некоторой степени к обработке, аналитическому анализу и представлению экспериментальных данных (ОПК-5, ПК-2). Некоторые из этих молодых людей попробовали свои силы в составлении отчетов по результатам выполненной научно-исследовательской работы, представляли результаты исследований в виде презентаций, статей и докладов (ПК-3).

Демонстрируя самостоятельность в выборе тем для проектов и докладов, а также проявляя активность в работе над ними, обучающиеся из первой группы показали высокий уровень развития когнитивного и ко-нативного компонентов в структуре личности. В научной деятельности они готовы к преодолению трудностей, опираются на собственные знания, осознают цели работы и способны оценить и обозначить свое понимание или непонимание проблемы или изучаемого вопроса.

Таким образом, участники эксперимента из группы высокого уровня развития исследовательских компетенций склонны к рефлексии. Они высоко оценили свою способность к использованию современных информационных технологий для приобретения новых научных и профессиональных знаний, а также овладения базовыми научно-исследо-

вательскими компетенциями. Они - не просто пользователи компьютерными технологиями, а работают с ними вполне профессионально, используя целый спектр программ и глобальных сетей для поиска дополнительной информации и самостоятельного создания проектов и т. д. Есть основание считать студентов из данной группы лидерами, ориентированными на науку, имеющими потенциальные возможности для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что наиболее многочисленной оказалась вторая группа респондентов, состоящая из 63 % бакалавров. В данную группу вошли студенты со средними диагностическими показателями в области мотивации к научно-исследовательской деятельности и в овладении информационными технологиями. Обобщенная характеристика респондентов из данной группы позволяет констатировать, что это субъекты, частично владеющие научно-исследовательскими компетенциями. Они способны использовать приобретенные философские знания для формирования своего мировоззрения, а знания, полученные в сфере естественных наук и математики, - для построения научной картины мира. Респонденты из данной группы достаточно организованы, стремятся к самоорганизации и самообразованию. Однако результаты их усилий по самоорганизации не так ярко выражены. Они не являются лидерами научного поиска, а скорее отличаются характеристикой ведомых субъектов образования - тех, кто участвует в исследовательской деятельности благодаря талантливым научным руководителями или сокурсникам. Участие в экспериментальной работе, обработка полученных результатов, их обобщение и подача в виде публикаций, докладов, презентаций у респондентов данной группы происходит только в случае наличия сильной педагогической поддержки или совместной работы с более инициативными товарищами. Исследовательские компетенции, связанные с использованием в работе информационных, компьютерных и сетевых технологий, у обучающихся из вто-

рой группы развиты на достаточно высоком уровне. Это объясняется тем, что сегодня практически все учебные задачи в технических вузах опираются на возможности информационно-коммуникационных технологий, а их решение связано с работой в Интернете, с освоением новых программных продуктов, с поиском и преобразованием информации в иных глобальных сетях. Несмотря на то, что студенты из второй группы охотно пользуются компьютерами и глобальными сетями, они не готовы к полноценному анализу получаемой информации, им не хватает навыков и самостоятельности для эффективного использования информационных технологий в системе дополнительной внеаудиторной работы.

Третья группа обучающихся по программе бакалавриата отличается низким уровнем проявления научно-исследовательских компетенций и недостаточным владением информационными технологиями в научно-исследовательских целях. Ее численность составляет 26 %. Общая характеристика респондентов из данной группы заключается в том, что им присущ низкий уровень мотивации как к учебной, так и научно-исследовательской деятельности. Им не только не интересна исследовательская деятельность, они ее старательно избегают. Их отличает низкий уровень успеваемости и дисциплины. Направленность их профессиональной подготовки носит прикладной и прагматический характер, а участие в конференциях и научных форумах вызывает скуку и безразличие. При этом респонденты из данной группы часто и охотно используют в повседневной жизни и в академической практике информационно-коммуникационные технологии. В беседах и интервью они отмечали, что в настоящее время не представляется возможным обходиться без информационных технологий в повседневной практике и в учебе. В практической деятельности студенты из данной группы используют технологические платформы для первоначального накопления информации, что создает иллюзию их образованности и хорошей подготов-

ки. Однако анализ их успеваемости свидетельствует о поверхностном освоении материала. При выполнении творческой работы они зачастую теряют цель и логику исследования. Чаще всего информационные технологии ими используются для общения в социальных сетях, для поиска первичной базовой информации или готовых ответов для выполнения заданий преподавателей.

На втором этапе эмпирического исследования был разработан и внедрен элективный курс «Основы научного исследования». Его целью являлось формирование исследовательских компетенций у бакалавров, обучающихся на втором курсе, их приобщение к теоретическим и методологическим основам научного исследования, к поиску новой научной информации, к развитию методологической и научной культуры, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований, обобщения и презентации полученных результатов.

Задачи предложенной дисциплины были направлены на изучение студентами основных принципов научного исследования, на накопление научных знаний, на определение места науки и научных достижений в общественной жизни и в развитии технологического прогресса.

Освоение предложенного элективного курса обеспечивало развитие у студентов творческого мышления, выявление проблем при решении научно-производственных задач. Вместе с тем освоение курса обеспечивало формирование навыков планирования научных исследований, сбора, анализа и обобщения полученной информации. Важное место в структуре развития исследовательских компетенций бакалавров занимает обучение использованию информационных технологий для выполнения основных этапов исследования, обработки и анализа полученных результатов, а также для формирования умений представлять продукты исследовательского поиска в виде научных отчетов, статей, докладов, материалов для получения грантов и участия в конкурсах студенческих работ. Использование информационных технологий обес-

печивало внедрение полученных результатов научных достижений в сферу производственной деятельности.

Успех и эффективность внедрения опытной программы элективного курса во многом зависела от соблюдения организационно-дидактических, информационно-дидактических и практико-ориентированных педагогических условий созданных в вузе для формирования исследовательских компетенций.

Организационно-дидактические условия развития исследовательских компетенций студентов бакалавриата обеспечивают комплекс положений и правил, возникших под влиянием нормативно-законодательной поддержки педагогического процесса высшей школы. Данная группа условий предполагает совершенствование кадрового потенциала, проявление управленческих инициатив, создание материально-технической базы и информационно-дидактической среды в вузе.

Комплекс организационно-дидактических условий был успешно реализован в ходе внедрения программы элективного курса «Основы научного исследования». Важен тот факт, что внедрение данного курса опиралось на сотрудничество преподавателей и студентов, участвующих в эксперименте. Успех внедрения курса был обеспечен благодаря предварительному знакомству субъектов образования с целями, задачами и содержанием курса, коллективному рецензированию представленных материалов, рефлексии по поводу осознания возможностей информационно-коммуникационных технологий для совершенствования исследовательских компетенций у студентов бакалавриата младших курсов. Все аудитории, в которых проводились занятия по реализации элективного курса «Основы научного исследования», были оснащены самой современной техникой.

Информационно-дидактические условия развития исследовательских компетенций представляют собой комплекс программно-методических материалов для подготовки обучающихся к дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Данные условия обеспечивают совершенствование информационно-

дидактической среды в вузе, доступность образовательных программ, размещение материалов элективного курса «Основы научного исследования» на технологической платформе вуза. Информационно-дидактические условия обеспечивали связь вуза и предприятий, предлагали информацию о нуждах и потребностях предприятий в новых продуктах интеллектуальной деятельности. Запросы производства оценивались, принимались и реализовывались проблемными группами студентов и преподавателей на семинарских занятиях и заседаниях проблемных групп.

Важное место занимали практико-ориен-тированные педагогические условия развития исследовательских компетенций бакалавров. Данные условия строго формализованы и обеспечивают индивидуальную педагогическую поддержку мотивационно-целевых установок каждого студента в овладении знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Индивидуальная работа с бакалаврами обеспечивает осознанный выбор интеллектуальных задач и методов построения логической структуры исследования, практического применения информационных технологий в ходе исследовательской деятельности, внедрения результатов исследования и полученного продукта творческой деятельности в социальную практику. Данные педагогические условия реализовывались непосредственно на семинарах-практикумах, семинарах-дискуссиях, проблемных семинарах, а также в ходе подготовки к участию в университетских и региональных конференциях. При этом обучающимся предлагалось оформлять результаты исследований по своему усмотрению, с использованием любых информационных и мультимедийных технологий.

Таким образом, развитие исследовательских компетенций обучающихся по программе бакалавриата осуществлялось благодаря внедрению элективного курса «Основы научного исследования», а также с помощью организационно-дидактических, информационно-дидактических и практико-ориенти-рованных педагогических условий, создан-

ных в вузе для формирования исследовательских компетенций студенческой молодежи.

Завершающий этап эмпирического исследования был направлен на подведение итогов эмпирической работы и носил диагностический характер. При сравнении особенностей развития исследовательских компетенций бакалавров в начале и в конце опытной работы наметилась динамика уровня творческого развития и мотивационных установок студентов, направленных на осуществление научно-исследовательской деятельности.

Так, например, количество бакалавров в первой группе - группе, высокого уровня развития научно-исследовательских компетенций, увеличилась на 6 %. Возросло количество обучающихся с высоким уровнем развития конкретных исследовательских компетенций: теоретических, практико-ориентиро-ванных, аналитических и специальных. Отмечаются позитивные изменения личностных характеристик молодых исследователей: мо-тивационно-целевых, когнитивных, конатив-ных и технологических. Возросло количество субъектов образования, демонстрирующих хорошую успеваемость, участвующих в олимпиадах, конкурсах и конференциях, с готовностью принимающихся за решение учебных или исследовательских задач, широко применяющих информационные технологии в учебной и внеаудиторной деятельности.

На 7 % возросла численность респондентов во второй группе, имеющей средние показатели развития исследовательских компетенций. Уменьшилось количество бакалавров слабо мотивированных на научно-исследовательскую работу, не обладающих обширными знаниями или набором навыков и умений, необходимых для научно-исследовательской деятельности.

Следовательно, предложенные педагогические условия, направленные на закрепление мотивационных установок и научно-исследовательских компетенций, оказались эффективными. Овладение научными компетенциями способствовало укреплению лидерских позиций студентов из экспериментальных групп, развитию у них познавательных инте-

ресов, изменению представлений о возможностях научных открытий для социальной практики и коммерциализации продуктов научной деятельности.

Выборочный опрос преподавателей и студентов подтвердил эффективность проведенной работы по совершенствованию информационной среды вуза и внедрению авторского элективного курса. Сотрудники университета характеризуют положительное влияние созданных педагогических условий развития исследовательской деятельности на повышение творческой активности студентов, на их стремление к практическому применению усвоенных компетенций в научно-исследовательских разработках. Разработанный элективный курс «Основы научного исследования», содержащий как программу курса, так и учебно-методические материалы, существенно повысил качество и устойчивость познавательного интереса студентов бакалавриата к исследовательской деятельности, развитию инновационного мышления будущих ученых, их готовность к использованию информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности.

Наметилось значительное увеличение количества студентов, которые демонстрируют интерес к познанию нового, к исследованию и преобразованию мира.

Сами студенты оценивали участие в экспериментальной работе положительно, подчеркивая, что «научились задавать вопросы, находить ответы и не бояться высказывать собственное мнение», «получать не только знания», но и видеть новые перспективы «исследовательской деятельности» и «собственного карьерного роста». Участники эксперимента отмечали увлекательность проводимых занятий, открывали для себя новые возможности использования информационных технологий, высоко оценивали инновационный характер научно-практических разработок, авторами которых они стали.

Таким образом, проведенная эмпирическая работа позволяет сделать выводы об актуальности развития исследовательских компетенций у обучающихся начиная с пер-

вых курсов, об эффективности совершенствования информационной среды технического вуза, а также комплекса педагогических условий, направленных на разрешение выявленных противоречий, возникающих при решении вопросов развития научного потенциала студентов, обучающихся по программам бакалавриата.

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается толкование феномена «исследовательская компетенция» применительно к обучающимся по программам бакалавриата; анализируются педагогические условия развития исследовательской компетенции студентов технических вузов. Авторы проанализировали эмпирический опыт организации процесса развития научно-исследовательской деятельности на примере технического вуза, представили суждения студентов и их оценки своего участия в эмпирическом исследовании, предложили пути разрешения существующих противоречий в организации процесса развития исследовательских компетенций студентов в практике высшей школы.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, педагогические условия развития, научно-исследовательская деятельность, бакалавриат, информационные технологии, ком-петентностный подход, личностно-деятель-ностный подход, системно-структурный подход, дидактический подход.

SUMMARY

The article proposes an interpretation of the phenomenon of "research competence" in relation to students on undergraduate programs; analyzes the pedagogical conditions for the development of students' research competence in technical universities. The authors analyzed the empirical experience of organizing the development of scientific research activities on the example of a technical university, presented the judgments and estimation of technical education students on the development of research competences during their participation in the experiment, revealed the organization-didactic, information-didactic and practically oriented pedagogical conditions of using information technologies in the process of training young scientists,

suggested the course aimed at formation of students' research competencies, found out the ways of solving the contradictions in the process of organizing the process of students' research competencies development in higher education.

Key words: research competence, pedagogical conditions of research activities development, bachelor's degree, information technology, competence-based approach, personal-activity approach, system-structural approach, didactic approach.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. -608 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Электронный ресурс]. -URL: http://www.alleng.ru/d7ped/ped020.htm (дата обращения: 27.02.2020).

3. Зимняя И. А. Осваиваем социальные компетентности: учебное пособие / под ред. И. А. Зимней. - М.: МПСИ, 2011. - 592 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. -416 с.

5. Савенков А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Ч. 2: учебник. - М.: Издательство «Юрайт», 2018. - 186 с.

6. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. -М.: Логос, 2012. - 447 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (дата обращения: 27.02.2020).

8. Хуторской А. В. Дидактика: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2017. - 720 с.

9. Fain P. Experimenting with Competency [Электронный ресурс] // Inside Higher Ed. -January, 13. - 2015. - URL: www.insidehighered. com/news/2015/01/13/feds-moveahead-experi-mental-sites-competency-based-education (дата обращения: 27.02.2020).

Е. М. Тарасова, Л. Н. Разуваева

УДК 159.922.8

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

овременная динамичная реальность с неизбежностью привела к формулировке принципа непрерывности образования, что, в свою очередь, вызвало к жизни научное переосмысление феномена профессионального самоопределения. Оно в контексте «образования через всю жизнь» становится реально пролонгированным процессом, связанным с необходимостью многих людей получать дополнительное образование или проходить профессиональную переподготовку (в научном тезаурусе даже появился термин «вторичное профессиональное самоопределение»). При этом в рамках гуманистической парадигмы профессиональное самоопределение личности должно обеспечиваться столь же пролонгированными профориентационными мерами, при организации которых, как отмечают авторы «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» В. И. Блинов и И. С. Сергеев, стратегическим ориентиром является приоритет интересов личности: «Профориентационная деятельность не может и не должна ограничиваться вопросом: «Что человек может дать профессии?». Этот вопрос нельзя решать в отрыве от встречного вопроса: «Что профессия может дать человеку?»» [3].

В последние годы предприняты попытки развести понятия «профессиональная ориентация» и «сопровождение профессионального самоопределения» [3; 11]. На наш взгляд, наилучшим образом соотношение названных категорий сформулировано специалистами РАО: цель профессиональной ориентации -обеспечение условий для педагогического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.