Научная статья на тему 'ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА'

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / BACHELOR STUDIES / INFORMAL EDUCATIONAL LEVEL / ELECTIVE CLASSES / RESEARCH COMPETENCE / PERSONALITY-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викулова Лариса Георгиевна, Герасимова Светлана Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата в сфере лингвистического образования средствами элективного курса как одной из образовательных практик в рамках учебной программы высшего учебного заведения. Элективный курс рассматривается как компонент профильного обучения студентов бакалавриата. Обосновывается роль научно-исследовательской компетенции при формировании личности студента как будущего исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викулова Лариса Георгиевна, Герасимова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE CLASS AS THE WAY TO FORM RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS OF THE BACHELOR'S DEGREE

The article regards the relevant issue of forming research competence in students working for their bachelor's degree in linguistics through elective classes. The latter make an educational practice within a higher educational institution curriculum. Elective classes are seen as an element of professional training for bachelor students. The article also proves the significant role of research competence in developing students' personalities as would-be researchers.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

профессиональные стандарты при непосредственном участии школьных образовательных организаций и объединений, широко используются в пространстве введенных форм электронного образования и сетевой организации образовательного процесса, способствуя гибкости учебного процесса, кардинально меняя при этом подходы к оценке деятельности этих организаций. При анализе существующих возможностей региона для повышения значимости языковой составляющей профессиональной компетенции педагога учитывается аспект формирования культурного самоопределения личности обучающихся и готовности к реализации культуротворческой миссии образования в пространстве региона. Для этого в рамках программы перспективным считаем включение специального мотивирующего модуля "Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве", основные положения которого изложены в научной экспозиции данной статьи, а также в конструктах модели.

Литература:

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределений как составляющая педагогики Свободы : монография. - Саратов, 2003, -200с.

2. Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полцяэы-ковом образовательном пространстве: монография. - М„ 2002. - 207с.

3. Буланкина Н.Е., Кондратенко А.П. Язык и культура в образовании: монография. ■■ Новосибирск, 2009,-250 с.

4. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. - Новосибирск, 2013,-200с.

5. Карташоеа В.Н., Исаев Е.А. Теория культурного самоопределения младшего школьника в условиях раннего иноязычного образования : монография. - Елец, 2012. - 99 с.

6. Корнеенко Т.Н. Перспективные тенденции развитая содержания современного высшего обра зования // Отечественная и зарубежная педаго-Гика.-Т.1.- №1{б5),-С.7-19.

7. Левицкий МЛ. Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций // Известия ВГПУ. - 2019. - №10. - С. 4-9,

8. Максимова Н.8. О критериях сформированно-сти функциональной грамотности // Сибирский учитель. - (80). - С40-4Х

9. Нелюбов CA. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области// Сибирский учитель, - №1(122). - С19-24.

10. Сергеев Н.К., Сериков Ё.В Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе : монография. - М. : Логос, 2013.-364 с.

11. Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования : эл. сб.мат в участ в Всеросс. науч. практ. конф. (с междунар. участием), 11 февраля 2020 г. / сост.: H.B. Загурная, A.H. Кузибецкий, М.А. Святина; научн. коне, издания: проф. C.B. Куликова, проф. М.6. Николаева, - Волгоград : Bf Al 10,2020. - 528 с.

ELECTIVE CLASS AS THE WA Y TO FORM RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS OF THE BACHELOR'S DEGREE Vlkuhva Larissa Georgievna, DSc of Philology, full professor, professor of Roman Philology department. Modern Languages Institute, Moscow City University, Moscow

Gerasimova Swetfana Anatolievna, PhD of Philology, Associate Professor of French language and didactics department, Modem Languages Institute, Moscow City University, Moscow

The article regards the relevant issue of forming research competence in students working for their bachelor's degree in linguistics through elective classes. The latter make an educational practice within a higher educational institution curriculum. Elective classes are seen as an element of professional training for bachelor students. The article also proves the significant role of research competence in developing students' personalities as would-be researchers.

Keywords; bachelor studies; informal educational level; elective classes; research competence; personality-centered approach.

DOI 10.24923/2222-243X.:

УДК 378.01 б ВАК РФ 13,00,08

ЧВикуловаЛ.Г., 2020 î Герасимова С.А., 2020

36.43

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ Б А КАЛА В РИА ТА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата в сфере лингвистического образования средствами элективного курса как одной из образовательных практик в рамках учебной программы высшего учебного заведения. Элективный курс рассматривается как компонент профильного обучения студентов бака-

па ерю га, Обосновывается роль научно-исследовательской компетенции при формировании личности студента как будущего исследователя.

Ключевые слова: бакалавриат;неформальный образовательныйуровень;элективный курс; научно-исследовательская компетенция; личностно ориентированный подход.

Исходя из тезиса о том, что "содержание образования приобретает в наши дни аксиологические характеристики и становится духовно -нравственным, эмоционально ценностным, "самосозидающим", прагматически заряженным" [17, с. 76], основной задачей любой образовательной практики становится обновление и развитие образовательного процесса, влияние на становление личности учащегося с целью его включения в социальное пространство. Сегодня образование - это нематериальная составляющая "экономики знания" как нового этапа общественного развития, а "интеллектуальный материал" становится источником роста образовательного сектора. Информация как основа экономической безопасности страны, превращенная в знания, становится особо ценным ресурсом для Российской Федерации [6, с 104].

Процессы интеграции науки и образования, расширяющие контакты с носителями иностранного языка (далее - ИЯ), требуют повышения качества подготовки кадров. Одним из показателей профессионализма будущего лингвиста становится его участие в научно-исследовательской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее -ФГОС ВО 3++) в области языкознания и литературоведения по на* правлениям подготовки: "Фундаментальная и прикладная лингвистика" и "Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере" делает упор на формирование студента как компетентной личности. Согласимся с Е.Г. Таревой в том, что "компетенция подчеркивает именно личностную целевую категоризацию". И далее: "Приобретая компетенцию, человек неизбежно опирается на тот когнитивный, смысловой, эмоциональный, потребностный и иной фон, который был у него сформирован в течение всей предшествующей жизнедеятельности" [16, с. 244].

Проблема формирования научно-исследовательской компетенции на основе модуляризации элективного курса. Проблематику элективного курса составляют два вопроса: компетентностный подход и модуляризация как индивидуальный образовательный маршрут студента бакалавриата.

Обучение в рамках элективного курса осуществляется в русле компетентностного подхода, предусматривающего развитие компетенции как способности и готовности субъекта обучения к эффективной реализации профессиональной деятельности [21 ]. Ведущими дидактическими принципами компетентностного подхода являются системный принцип, принцип преемственности, опоры на междисциплинарные связи и знания, проблемный подход к изложению материала для целей формирования научно-исследователь-ской компетенции студента, а также прикладная, практическая ориентация в самостоятельной организации научно-исследовательской работы.

Компетентностный подход в обучении в рамках элективного курса базируется на модуляризации образовательного процесса, где базовым термином является термин "модуль" который понимается и в широком, и в узком смысле. В широком смысле модуль рассматривается как часть модульной программы обучения, в которой учеб-

ВИКУЛОВА Лариса Георгиевна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры романской филологии, заместитель директора по научной работе. Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва

ГЕРАСИМОВА Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка и лингводидак-тики, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

228

ныи план разделяется на ряд примерно одинаковых по размеру сегментов. 8 узком смысле как отдельный или последовательный блок составных частей одной дисциплины, изучаемой в течение семестра. Под модулем понимается учебный фрагмент, обладающий всеми атрибутами дисциплины: цели, информационное, методическое и организационное обеспечение, а также оценка знаний.

Модули, объединенные в рамках одного элективного курса, позволяют строить индивидуальный образовательный маршрут для студента в зависимости от уровня его подготовки [5]. К примеру, апробированный в Институте иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ общеуниверситетский элективный курс общепрофессиональной направленности для студентов бакалавриата (2 курс} "Книга как социокультурный феномен" (авторы курса проф. Л.Г. Викулова, доц. И,В, Макарова} состоит из трех модулей: 1/ Книга как социокультурный феномен: власть читателя; 2/ Книга в социуме: издать, продать, подарить книгу; 3/ Книга как артефакт в искусстве. Цель такого электива -формирование у будущего специалиста знаний о методах и приемах анализа социокультурных факторов, определяющих культуру чтения; формирование навыков и умений понимания книги как комплексного фрагмента языковой картины мира человека читающего.

Среди основных типов профессиональной деятельности, к выполнению которых могут готовиться выпускники в рамках освоения указанных программ бакалавриата, ФГОС ВО 3++определяет научную (в сфере научных исследований) деятельность (п. 1.11), а среди различных видов практик - научно-исследовательскую работу по получению первичных научно-исследовательских навыков (п,2,4}. В результате освоения указанных направлений подготовки у выпускника должны быть сформированы следующие универсальные компетенции: системное и критическое мышление, когда студент способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (10), в том числе в сфере научной деятельности.

Важную роль при формировании личности студента как исследователя, готового использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач, играет научно-иссле-дователыгкая компетенция, которая включает в себя частные компетенции, отражающие

целый комплекс определенных умений. Среди таких компетенций [2, с. 251-252]:

1) профессиональную научную компетенцию (методологическая составляющая)-характеризует сформированность профессиональных навыков и умений:

- владение знаниями построения структуры научного текста и особенностей научного стиля;

- умение находить, воспринимать, извлекать и обрабатывать информацию;

- восприятие иноязычной речи на слух и порождение собственных высказываний средствами иностранного языка;

2) компетенция в научном общении (коммуникативная составляющая), которая предусматривает:

- точность и логичность изложения мысли посредством понятий, суждений и умозаключений;

- умение регулярно и профессионально следить за научной периодикой;

- умение осуществлять личные контакты и участвовать в научных семинарах и конференциях;

- грамотное пользование различными видами письменного общения (личная переписка, тезисы, статья, монография, учебное пособие и т.д.);

-умение готовить научные публикациидля российских, международных и зарубежных изданий;

3} образовательная компетенция (рефлексивная составляющая) характеризуется:

- умением управлять своей учебной деятельностью;

- возможностью и способностью стажироваться за рубежом.

Одним из планируемых результатов формирования научно-исследовательской компетенции является понимание студентами-бакалав-рами основ исследовательской деятельности: от формулировки проблемы до сбора, анализа, систематизации и интерпретации данных, а также возможность использовать эти знания для организации самостоятельной исследовательской деятельности по выбранной теме, чтения и понимания источников [9, с 158].

Научно-исследовательская компетенция бакалавров формируется на основе овладения современной научной парадигмой, освоения методологических принципов структурирования и интегрирования знаний. Знания, полученные в результате научно-исследовательс-кой деятельности, должны соответствовать критериям научности, среди которых назовем

объективность, интерсубъективность, общезначимость, предметность, обоснованность, верифицируемое^ результатов исследования. Таким образом, научно-исследовательская компетенция будущего специалиста в области лингвистики - это интегративная характеристика будущего специалиста, отличающаяся готовностью к получению нового, соответствующего критериям научности знания о процессах и явлениях профессиональной действительности.

Подчеркнем, что для конкурентоспособности вуза и его эффективного развития внутри-вузовская система качества должна прогнозировать и учитывать потребности субъектов образовательного процесса, нести в себе потенциал развития и инноваций. Критерием эффективности развития научно-исследовательской компетенции являются не только выполненные студенческие проекты и публикации, но и развитие личностно-профессиональных качеств будущего специалиста в области лингвистики - целеустремленности, толерантности, рефлексии, способности к самообразованию, самосовершенствованию [20, с. 244-245].

На сегодняшний день процесс развития научно-исследовательской компетенции не может ограничиваться исключительно средствами профилирующих дисциплин. Для формирования данной компетенции важна опора на стандарт обучения, который позволит задействовать образовательный потенцизл различных общественных институтов. В частности, элективные курсы могут предоставить большие возможности для формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата [15, с. 115-116].

Элективный курс как компонент профильного обучения студентов бакалавриата. Еще в начале 2000-х годов в Российской Федерации была принята Концепция профильного образования на старшей ступени обучения в школе (10-11 класс). Встраиваясь в современную парадигму образования, профильное обучение предоставляет возможность в плане выбора средств, методов и форм его вариативной части. Специалисты, исследовавшие проблему формирования научно-исследова-тельской компетенции студентов в вузе, отмечают, что данная компетенция реализуется в особом виде познавательной деятельности, имеющем исследовательский, поисковый характер, нацеленный на получение нового знания за счет создания креативной образовательной среды, позволяющей адаптироваться

к непрерывным инновациям, быть конкурентоспособным [14, с. 79].

Элективные курсы стали частью системы профильного обучения в соответствии с задачами индивидуализации обучения и социализации обучающихся. Во внимание были приняты реальные потребности общества, рынка труда, разработана гибкая система профилей с целью поддержки постоянной кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [8, с. 85].

Исследователи трактуют термин элективный курс (лат. е1есШ5 - избранный) как предоставление максимальной возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов, дополнительный курс, изучение которого "направлено на дальнейшую специализацию образования, на профессиональную ориентацию в выбранной сфере деятельности, на расширение познавательных интересов" [11, с. 182].

На сегодняшний момент элективный курс, который студент выбирает согласно своим интересам, способностям и возможностям, является обязательным в системе высшего образования. Возможно говорить об элективном курсе как о наиболее эффективном средстве достижения личностных результатов профори-ентационного обучения ИЯ студентов бакалавриата [13, с. 63]. С учетом таких значимых аспектов, как мотивационно-ценностный, личностно-субъектный, ситуативно-практи-ческий и лингводискурсиеный, именно элективный курс в полной мере активизирует основные компетентностные области, развитие которых происходит с помощью профориен-тационного обучения ИЯ в следующих сферах [7, с. 208-209]:

- когнитивная (ознакомление с профессиональной областью: характеристики, общественная роль и значение; соотнесение собственных способностей с готовностью осваивать данный вид деятельности средствами ИЯ; осознание своих мотивов, развитие профессионального самоопределения);

- коммуникативная (формирование интереса и приобщение к лингвостилистической и ситуативно-жанровой основе профессиональной коммуникации, моделирование профессионально ориентированного взаимодействия);

- деятельностная (научно-исследовательс-кая деятельность, выход в научное профессиональное сообщество, получение реального продукта научной деятельности, развитие в

себе некоторых профессиональных личностных качеств специалиста).

В этой связи отнесемэлективы к практикам, способствующим инновационному моделированию научно-исследовательской среды вуза за счет обеспечения гибкости образовательно-X го процесса при их модульной организации, ^ наставнического сопровождения обучающих-^ ся и образовательной навигации, налравлен--р ной на ориентирование будущего исследователя и ученого в окружающем мире, на Ц* осознание им своих потребностей и путей их ^ удовлетворения [17, с. 81 ]. Заметим, что неко-у торые позиции сближают элективные курсы с щ такой формой обучения, как факультатив, 3" Сходство проявляется прежде всего в учете 5 интересов определенной группы студентов и ^Г возможностей преподавателей. В отличие от I факультатива, который не обязателен для ^ изучения, электив - "обязательный для изу-|—[ чения курс по выбору обучаемых, которые Ш за счет дифференциации и индивидуализа-С ции предоставляют студентам вуза возмож-

* ность принять непосредственное участие в

* формировании содержания собственного

образования, самостоятельно создавать 30 -

пространство индивидуальной познавательной деятельности" [19, с. 32].

Обратимся к методическим характеристикам элективов. Элективные курсы в системе высшего образования -это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. Они способствуют расширению и углублению знаний студентов по различным разделам образовательной программы, учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей вузов и потребности рынка. Принимая во внимание статус курсов по выбору как предметов неформального образовательного уровня, отметим, что программа курса должна носить более свободной характер, чем программы обязательных курсов. Введение элективных курсов создает условия для многопрофильной дифференциации содержания обучения, обеспечения гибких возможностей для построения индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с изменяющими условиями современного мира. Крайне важно, что ФГОС ВО 3++ нормативно закрепляет статус элективных курсов в учебных планах (п, 2.8}, что является существенным шагом вперед в решении вопроса об официальном, нормативном признании статуса неформального образовательного уровня [10].

Элективные курсы, как правило, делят на два типа [4, с. 46]:

- традиционные, основанные на использовании имеющегося учебно-методического обеспечения, аналогичные обычным факультативам и дополнительным занятиям по учебным предметам, В данном случае курсы в основном призваны выполнить прагматическую функцию (например, подготовить студентов к успешной сдаче выпускных экзаменов или поступлению в магистратуру);

- авторские курсы, разрабатываемые не только отдельными педагогами, но и образовательными структурами, при использовании новых технологий и методов обучения (дистанционного обучения, учебных игр, учебных и научных исследовательских проектов и т.д.}. Такого рода курсам в большей мере присуща развивающая функция, они призваны реализовать межпредметные связи.

Думается, что второй вид {авторские курсы) является более креативным и вызывает наибольший интерес в студенческой среде, В этой связи приведем слова известных американских психологов о том, что авторская программа, рассчитанная нз творческое учебно-исследовательское взаимодействие обучаемого и педагога вырастает "из жизни тех людей, которые будут взаимодействовать" [12, с. 57].

Виды элективных курсов и их функции. По характеру обучающей профориентации выделяют следующие виды элективных курсов [11, с 182-183]:

1. Монопрофориентационные элективные курсы как "надстройку" для основных курсов, когда тот или иной учебный предмет осваивается на продвинутом уровне. Подобные элективные курсы значимы для гуманитарного профиля обучения, нацелены на "филологически чутких" студентов, так как способны удовлетворять их предметные интересы.

2. Полипрофориентационные элективные курсы, способствующие восстановлению ме-тапредметных связей, помогающие осуществлять тесную связь предметной и внепредмет-ной деятельности. Универсальный характер такой курс приобретает за счет модульного построения, когда каждый модуль раскрывает особенности той или иной профессиональной сферы.

3. Предпрофильные элективные курсы, основной функцией которых становится содействие осознанному выбору студентами дальнейшего направления профессиональной деятельности.

Полагаем, что при преподавании элективного курса, направленного на формирование научно-исследовательской компетенции студентов, применимы следующие характеристики каждого из перечисленных видов курсов по выбору: анализ и применение полученных знаний и навыков, развитие научно-исследова-тельской компетенции, мотивация к осознанной профессиональной деятельности.

Поскольку иноязычное образование всегда социально и личностно ориентировано, цели любых элективных курсов схожи. Они призваны соотнести общественные потребности к подготовке всесторонне развитой личности, нацеленной на выбор социально востребованной профессии, со способностями и склонностями этой личности [18, с 130].

Исходя из классификации элективных курсов, отметим три основные функции, выполняемые ими [3, с. 30]:

- выступать в роли "надстройки", дополнения содержания профильного курса, когда дополненный профильный курс становится углубленным;

- развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в вузе осуществляется на минимальном образовательном уровне, что позволит студентам-бакалаврам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

- удовлетворять познавательные интересы студентов в тех областях деятельности человека, которые выходят за рамки выбранного ими направления подготовки (в данном случае - в области научно-исследовательской деятельности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание элективного курса обусловлено определенными ориентирами, которые позволят выстроить методику обучения в соответствии со спецификой электива в системе высшего образования:

1, Соответствие познавательным возможностям студенческой аудитории и в то же время возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию бакалавров.

2. Одной из задач системы высшего образования становится воспитание творчески мыслящих специалистов, которые бы обладали высоким креативным потенциалом. Формируя содержание курса, преподаватель (как правило, автор программы) должен ответить на главный вопрос - чему учить и как учить, а также подумать о пользе данного курса при совершении осознанного выбора со стороны студента, о новых видах познавательной и практи-

ческой деятельности, которыми овладеют студенты в соответствии с их интересами и потребностями в процессе изучения курса [4, с 47].

3. Вуз сегодня становится площадкой, где в ходе теоретической, практической и научно-исследовательской работы происходит формирование профессионально-методической деятельности студентов [21].

Отметим, что при преподавании элективного курса как компонента профильного обучения студентов бакалавриата, направленного на формирование научно-исследовательской компетенции, методы и формы обучения определяются не только указанными факторами, но и индивидуальными и возрастными особенностями студенческой аудитории, принципом саморазвития личности.

Среди основных принципов, значимых для методики преподавания элективных курсов, назовем [3, с. 32; 7, с. 210-211]:

1) междисциплинарную интеграцию и ком-петентностную интегративность, содействующие становлению целостного мировоззрения, развитию и реализации формирующихся компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а также ключевых компетенций в новой сфере практико-ориентированной деятельности;

2} профессионально-ориентированное углубление определенных аспектов содержания профильного учебного предмета в зависимости от направленности курса, формирование на его основе исходных практических профессиональных навыков и умений, возможность осуществлять в первом приближении практическую деятельность, начальные профессиональные пробы;

3) личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы, когда уделяется большее внимание личности студента, равноправному взаимодействию преподавателя и студента;

4) фасилитацию и интерактивность как формы групповой работы для выработки решений повышенной сложности или повышенной важности.

Несомненно, что ведущее место при освоении электива отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность студентов. При этом увеличивается доля самостоятельной работы с различными источниками информации, а преподаватель превращается из единственного источника знаний в традиционном обучении в проводника в мир знаний [1,300].

Преподавание иностранных языков в вузе обуславливает широкий выбор дополнительных (элективных) курсов, нацеливающих обучающихся на различные виды деятельности. Вузовские элективные курсы могут опираться на специфику "профессиональной yниsepcaль-нocти"выcшeгoфилoлoгичecкoгooбpaзoвaния. Одним из возможных решений может стать организация таких курсов на основе научно-исследовательской сферы деятельности, что позволит сочетать в содержании курса различные виды дискурса (педагогический, научный, академический, публицистический) и речевые жанры, свойственные соответствующей профессиональной области в рамках данной сферы. Вариативность элективного курса выразится в создании условий для ориентирования в научных основаниях различных сфер профессиональной деятельности, соотносимых или смежных с филологией: теории коммуникации и массовой коммуникации, социолингвистики. Это позволит обеспечить подготовку специалистов, обладающих необходимыми компетенциями и владеющих различными способами деятельности [7, с. 66]. Цель электива состоит в том, чтобы ввести бакалавров в сферу научного общения, научного лингвистического исследования и развить исследовательскую компетенцию; ознакомить с элементами терминологического аппарата лингвистических исследований; научить основам планирования, управления и реализации научного исследования.

Одним из важнейших элементов методической системы элективного курса является определение результатов его изучения. Ожидаемый результат позвопит понять, какие знания, умения, опыт будут получены, помогут ли они построению индивидуальной образовательной траектории и успешной профессиональной карьере в дальнейшем. Для того, чтобы элективные курсы стали развивающей и движущей составляющей образовательного процесса, важно реализовать принципы личност-но-ориентированного подхода, абсолютной ценностью которого является сам человек, в нашем случае - студент бакалавриата. Это поможет избежать разочарования и потери интереса обучающихся к преподаванию элективных курсов.

Литература:

1. Герасимова С.А., Макарова И.6. Использование обучающей платформы ¡Spring при преподавании иностранного языка // Магия ИННО: новые изме рения & лингвистике и лингводидактике: сб. науч. 1 рудое. В 2 г. Т. 2 / Д. Н. Новиков (отв. ред.). - М.: МГИМО Университет, 2017. - С 293-300,

2. Го рева Т.Д., Звягина В.6., Чудинова Н.В. Формирование научно-исследовательской компетенции средствами иностранного языка у аспирантов // Индустрия перевода: материалы IX Международной научной конференции (5-7.0fj.2017). - Пермь : ПНИПУ.-Т. 1.-С, 249-255.

3. Жокина H.A., Федорова Н.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2007.- № 14. - С. 26-33.

А. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Реализация тех нологии подготовки учителя к организации и проведениюэлекгивныхкурсовдляпредпрофиль-ного обучения школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2005, - № 2. - С. 46-50.

5. Зелинский М.М. M одул я риза ми я учебных материалов: цели и процедуры проведения Щ Вестник Астраханского ГТУ.- 2007. - № 4,- С. 269-273.

6. Иванова U.K. Научно-исследовательская работа студентов как над профессиональная компетенция s образовательной среде // Академическая публицистика, -2019.- №»4.-С. 104-106.

7. Колесников A.A. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии / A.A. Колесников. - Рязань : Ряз, гос. ун-т им. CA, ¡Есенина, 2018. - 400 с

8. Кураксин C.B. Формирование профессионального самоопределения учащихся старших клас сов с помощью элективных курсов / C.B. Кураксин // Актуальные проблемы обучения математике. - 2014.- №1.- С 85-92.

9. Новоселов М.Н., Новоселова С.Н. Комплекс упражнений как средство формирования иноязычной научно-исследовательской компетенции сту дентов магистратуры // Вестник ПНИПУ Серия: Проблемы языкознания и педагогики, - 2018. -№2. —■ С. 157-168.

10. Портал Федеральных государственных обра зовательных стандартов высшего образования. -URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24, {дата обращения: 24.06.2020).

11. Раздьяконова Е.Г, Элективные курсы важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов // Вестник Челябинского государственного педагогического универси тета, - 2010. - № 5. - С 181-187,

12. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М. : Смысл, 2002. - 527 с.

13. Рязанова Е.А., Гиренко Л. А. Эл ективн ые учебные дисциплины по физической культуре и спорту для студентов специальных медицинских групп // Journal of pedagogical innovations.-2019. - №4(56). -С 62-70.

14. Сороковых Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, - 2013. - N» 4. - С. 79-82.

15. Соснина Н.Г. Формирование научно-исследовательской компетенции на уроках английского языка в вузе: структура и содержание // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможен ной академии.-2018,-N91(30).-С. 113 118.

16. Тарева Е.Г. Динамика ценностных смыслов лингодидактики // Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыслов: колл. монография/Л.г. Викулоеа (отв. ред.). ■ М.: ТЕЗАУРУС, 2011.-С. 231-245.

17. Тарева Е.Г. Развитие линтвообразовательных практик: оптимистическая проекция // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Язы ковое образование, -2015. - N»2(18).-С. 75-85.

18. [рубина Г.Ф. Роль элективных курсов иностранных языков в формировании социально-ориентированной личности учащихся //Мир науки, культуры, образования. - 2015,- №1 (50). - С. 130 132.

19. Хохлова Н.Щ Место и роль элективных кур с ое-в системе высшего образования // Обучение и

воспитание: методики и практика. - 2013. - N' 8. -С. 31-37.

20. Цигулева О.В. К вопросу о развитии научно-исследовательской компетенции будущих учителей-предметников (иностранный язык) //Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы VII Всероссийской научно практической конференции с международным участием / И.А. Майер (ore. ред.). Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. - С, 241 245.

21. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педа готических факультетов иностранных языков / Н.В. Языкова. - Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1994, - 238 с.

О CU О СИ

-0

ш

CK

X

U-I

о

со to

го

MODELING THE PROCESS OF FORMING ARTISTIC AND AESTHETIC NEEDS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS

Vtshanenko (Grosheva) Valentina Gennadyevna, applicant. Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

The article describes the pedagogical model of the formation of the artistic and aesthetic needs of younger \cjr~ schoolchildren in music lessons, in the development of which specific methodological approaches were taken into account: system-activity, cultural, axiobgicai The stages of the formation of these needs are proposed - latent, valence, implicit and explicit. The pedagogical conditions of this process are considered.

Keywords: artistic and aesthetic needs; pedagogical model;younger schoolchildren; music lesson.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.44

S

233

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

в статье описывается педагогическая модель формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки, в разработке которой учтены конкретные методологические подходы: системно-дея-тельностный, культурологический, аксиологический. Предложены этапы формирования данных потребностей: латентный, валентный, имплицитный и эксплицитный, рассматриваются педагогические условия этого процесса.

Ключевые слова; художественно-эстетические потребности; педагогическая модель; младшие школьники; урок музыки.

УДК 372.878 ВАК РФ 13.00.02

5 Вмщаненко (Трошева) В. Г., 2020

Социальная установка в современном мире зачастую направлена на материальные ценности и бизнес, освоение компьютерных технологий и виртуального мира, индустрию красоты и развлечений, что порождает большое количество навязанных рекламой ложных потребностей. 8 приоритете рыночные ценности, но "рынок не стимулирует возвышенных потребностей" [1], поэтому в наше время особое значение приобретает проблема формирования художе-ственно-эстетических потребностей (далее ХЭП) у школьников как основы ценностных ориентаций и мировоззрения молодого поколения. Процесс формирования ХЭП во многом зависит от воспитания и обучения в общеобразовательной школе, особое значение в этом процессе приобретают уроки искусства, в частности, уроки музыки. Вместе с тем в современной музыкально-педагогической теории и практике целенаправленная работа по формированию исследуемых потребностей школьников ведется недостаточно, что и определяет актуальность статьи.

ВИЩАНЕНКО (ТРОШЕВА) Валентина Геннадьевна, соискатель, кафедра Педагогики, психологии и философии. Краснодарский государственный институт куль туры, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.