Научная статья на тему 'Особенности развития инновационной системы России'

Особенности развития инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИИ / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATIONS / STRATEGY / CONCEPT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латышенко Галина Ивановна, Яшкин Валерий Игоревич

Рассматривается инновационная политика государства, развитие национальной инновационной системы, стратегические направления инновационного развития, создание промышленных холдингов, а также взаимодействие государства и частного бизнеса в данной области. Анализируются основные направления государственной инновационной политики, заложенные в основу Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Russian innovation system development

The state of innovation policy, the national innovation system strategic directions of the innovation development, industrial holding foundation and interaction of the state and private business are considered. The basic directions of the state innovative policy as a basis of social economic development concept of the Russian Federation for a long-term prospect are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности развития инновационной системы России»

O. V Patsuk

TERRITORIAL ASPECT OF MANAGEMENT

Economic changes in the country in the 90-s caused a decline in vertical relations in the system of administration management. This resulted in the redistribution of competences among different levels ofmanagement and an increase in cases of the economic enterprises segregation caused by commercial non-compliance interests of certain legal entities and the territory as a whole. This controversy has objective reasons as today’s enterprises cannot work efficiently in the existing system of relations with territorial bodies of the government. This effectfirst of all is due to their responsibilityfor the overall social and economic development of the territory.

Keywords: social and economic development of the territory, regional policy.

© Пацук О. E., 2009

УДК 338.3.001.76

Г. И. Латышенко, В. И. Яшкин ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Рассматривается инновационная политика государства, развитие национальной инновационной системы, стратегические направления инновационного развития, создание промышленных холдингов, а также взаимодействие государства и частного бизнеса в данной области. Анализируются основные направления государственной инновационной политики, заложенные в основу Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: инновации, стратегии, концепция социально-экономического развития.

Экстенсивный путь развития отечественной экономики, связанный со все большим вовлечением ресурсов, особенно природных, не являющихся восполнимыми, завел российские предприятия и целые отрасли в тупик. Это все больше ощущается в условиях нарастающего глобального экономического кризиса, который сильнее, чем по другим странам, ударил по России.

На природные ресурсы, являющиеся основой экспорта страны - нефть, природный газ, черные и цветные металлы, лес и уголь - резко упал спрос на мировых рынках. Это привело к сокращению или остановке производства, увеличению безработицы и снижению доходности бюджета страны. Россия не успела перейти от сырьевого к инновационному пути развития. Хотя первые шаги в этой области уже сделаны.

Инновационная деятельность направлена на создание и развитие нововведений - продуктов (процессов, технологий), благодаря которым обеспечивается доминирую -щее положение страны на мировом рынке, повышение ее экономического потенциала и рост национального богатства. Технологическое лидерство в производстве наукоемкой продукции означает конкурентоспособность, техническую и технологическую независимость и за счет этого -повышение эффективности экономики государства.

К инновационной относится такой вид деятельности, который связан с трансформацией научных исследований и научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт (технологический процесс), используемый в практической деятельности.

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Государство призвано разрабатывать стратегии развития, формировать цели, принципы, выбирать приоритеты в данной области. В Российской Федерации государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности, разрабатывая и реализуя систему мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники [ 1].

Согласно разработанной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, государственная инновационная политика в России формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признания приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

- концентрации государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- создании условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечении недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

- активизации международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;

- укреплении обороноспособности и обеспечении национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности [1].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития включает в себя развитие национальной инновационной системы и технологий.

Цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития: содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. Запланированы показатели достижения данной цели (см. таблицу) [1].

Достижение указанных целевых показателей будет осуществляться в результате реализации реформ, обеспечивающих стимулирование спроса реального сектора экономики на технологии и инновации, роста качества и масштабов предложения со стороны науки, развития человеческого капитала.

Рост спроса реального сектора экономики на технологии и инновации достигается как в результате общего улучшения институциональных условий для бизнеса (в том числе инновационного), устранение излишних административных, правовых и иных барьеров и ограничений, так и за счет активизации политики по стимулированию этого спроса и инновационной деятельности предприятия.

Такая политика ориентирована на повышение инвестиционной привлекательности научно-технической и инновационной сферы и базируется на принципах частногосударственного партнерства.

Для развития национальной инновационной системы России необходимо реализовать комплексы мероприятий по трем основным направлениям (рис. 1). Четвертое направление - это поддержка реализации системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках [2].

Направления исследования в стратегических инновационных проектах базируются на утвержденном Президентом Российской Федерации перечне критических технологий, которые в основном будут реализовываться на базе высокотехнологичных отраслей, таких как авиационная промышленность и двигателестроение, ракетнокосмическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии.

Как следует из Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации, одним из стратегических направлений инновационного развития является создание научно-технической и инновационной инфраструктуры, частью которой должны стать предприятия государственного сектора. При формировании институциональной среды, в рамках такого приоритетного направления, как повышение эффективности государственного управления, необходимо сформировать эффективную систему управления государственной собственностью на основе созданных государственных корпораций и крупных государственных холдингов в стратегических отраслях. Приоритетом в развитии данных структур должна стать инновационная стратегия.

Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует по одной простой причине - каждая компания по своим характеристикам уникальна. Отсюда следует, что и содержание, и форма стратегического управления инновационным процессом также уникальны.

Но при разработке инновационной стратегии необходимо решить и ряд типовых вопросов, а именно:

- определить тип инновационной стратегии, наиболее соответствующий целям и рыночным позициям предприятия;

- обеспечить соответствие инновационной стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;

- определить критерии успеха на возможно более ранних стадиях разработки инновационного проекта;

- выбрать оптимальную процедуру мониторинга и контроля хода реализации проекта.

Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции компании и динамики ее изменения, производственного и технологического по-

Основные планируемые показатели, характеризующие национальную систему поддержки инноваций и технологического развития

Показатели Темп прироста, %

2012 г. 2020 г.

Доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, по 4...6 позициям 5 10

Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров 1 2

Валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП 8.10 17.20

Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации 4 2 сК 40.50

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции 12.17 5 СО 5 2

Внутренние затраты на исследования и разработки, % от ВВП 1,8.2 3,5.4

Средняя заработанная плата в секторе исследований и разработок, % от средней заработной платы в экономике 125 150

Рис. 1. Меры по развитию национальной инновационной системы

тенциала предприятия, вида производимой продукции, а также внешних факторов.

Стратегия рыночного лидера подразумевает внедрение базисных (радикальных) инноваций, включающих создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов организации и управления. Стратегии последователя придерживаются организации, внедряющие улучшающие инновации.

Венгерский социолог Б. Санто приводит следующую классификацию стратегий:

- по характеру «плановиков» и «реализаторов»: институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне);

- по предметному содержанию на уровне предприятий: стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финансов, организации и т. п.; все они являются составными частями долгосрочной инновационной стратегии;

- по «менеджерскому поведению»: традиционная, оппортунистская, имитационная, оборонительная, зависимая, наступательная [3].

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные (рис. 2). Естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий.

В основе другого подхода к классификации инновационных стратегий лежит определение цели разрабатываемой стратегии. В качестве таких целей рассматривается достижение лидирующего положения на рынке либо удержание завоеванных позиций (рис. 3).

Данная классификация расширяет и дополняет деление инновационных стратегий по «менеджерскому поведению», предложенное Б. Санто [3].

Кроме того, в литературе по стратегическому и инновационному менеджменту можно встретить другие варианты классификации инновационных стратегий, в той или иной мере соответствующие перечисленным выше способам.

Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. М. В. Шабуришвили разделяет инновационный процесс холдинга на шесть фаз (рис. 4).

Фаза 1. Инновационная стратегия холдинга. Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии инжинирингового холдинга и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях холдинга.

Рис. 2. Классификация инновационных стратегий в зависимости от модели поведения предприятия на рынке

Цели стратегии

Достижение лидирующего положения на рынке Удержание завоеванных позиций

Наступательные стратегии Стабилизационные

создания нового рынка приобретения компании «разбойничья» оборонительная оппортунистская

непрерывного совершенствования защитная селективная (избирательная)

сравнительных преимуществ лицензионная (имитационная)

Рис. 3. Классификация инновационных стратегий в зависимости от инновационных целей

Фаза 2. Поиск идей и их оценка. В этой фазе осуществляется поиск творческих идей для проблемных решений. Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, дополненное изложением основы дальнейших мероприятий.

Фаза 3. Продуктовое решение. В этой фазе руководство инжинирингового холдинга должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу холдинга и продвинут на рынок. При этом конкретный продукт может не только удовлетворять существующие потребности потребителей, но и формировать новые.

Фаза 4. Научные исследования и разработки, технологический трансферт. В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних компаний требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансферта.

Фаза 5. Освоение производства. Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают и значительные потери времени, и убытки для холдинга.

Фаза 6. Внедрение на рынок. Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показали проведенные исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки [4].

Очевидно, что инновации создания нового продукта для многих российских компаний в настоящее время особенно актуальны. Но только 8 % всех предприятий сегодня используют стратегию инноваций. Большая часть продукции, выпускаемой российской промышленностью, была разработана еще в советские времена, т. е. 15.20 лет назад, а в передовых мировых компаниях инновационный цикл смены поколения продукции составляет в среднем 3.7 лет. Кроме этого, в старых разработках не уделялось должного внимания таким параметрам, как система управления, энергопотребление, эргономика, масса, габаритные размеры.

При инновациях создания нового продукта прослеживаются два подхода. Часть компаний пытаются придать это-

му процессу некую упорядоченность, встраивают инновации в стратегию развития. Однако еще на многих предприятиях этот процесс носит хаотичный и субъективный характер. Наиболее часто на российском рынке встречается стратегия инноваций, направленная на достижение диверсификации. Стратегию инноваций некоторые холдинги видят в диверсификации продукции. Занять более чем 60.70 % рынка (по отдельному изделию) сегодня невозможно по ряду причин, поэтому решение задачи увеличения объема производства сводится к диверсификации, расширению номенклатуры выпускаемых изделий.

Что касается инновационного развития бизнеса и малых предприятий, то здесь большую роль играет взаимодействие с государством. Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий обеих сторон, обеспечение учета интересов бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Принципы, которыми в целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию в Российской Федерации будет руководствоваться государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности, следующие:

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

- формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- прекращение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

- поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики посредством прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах ры-

Рис. 4. Фазы инновационной стратегии холдинга

ночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов власти;

- концентрация государственного предпринимательства, главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности и развитием инфраструктуры;

- безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

- поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

- активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в зарубежных странах;

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики [2].

В предпринимательской среде основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются компании, разрабатывающие новые технологии, предоставляющие интеллектуальные и социальные услуги, работники образования, науки, здравоохранения и высокотехнологичных секторов экономики, занятые производством новых продуктов и услуг (потенциально около трети занятых в экономике). Вместе с тем в инновационном развитии заинтересованы значительно более широкие слои работников и бизнеса, сталкивающиеся с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждающиеся в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В заключение необходимо отметить, что переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Принятие и реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ поможет добиться результатов в области инноваций на всех уровнях: государства, региона, отрасли, холдинга, бизнеса. В Концепции поставлены конкретные цели, определены пути, основные направления и меры, направленные на поддержание усилий в данной области как со стороны государства, так и отдельных предприятий.

Библиографический список

1. Дерягин, А. В. Наука и инновационная экономика в России / А. В. Дерягин // Инновации. 2005. №9 5. С. 15-27.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. Электрон. дан. 2008. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/. Загл. с экрана.

3. Санто, Б. Инновация как средство развития экономики / Б. Санто. М. : Прогресс, 1990.

4. Шабуришвили, М. В. Структура инновационного процесса инжинирингового холдинга / М. В. Шабуриш-вили // Экономика России: основные направления совершенствования : межвузовский сб. науч. тр. М., 2003. С. 132-135.

G. I. Latyshenko, V I. Yashkin FEATURES OF RUSSIAN INNOVATION SYSTEM DEVELOPMENT

The state of innovation policy, the national innovation system strategic directions of the innovation development, industrial holding foundation and interaction of the state and private business are considered. The basic directions of the state innovative policy as a basis of social economic development concept of the Russian Federation for a long-term prospect are analyzed.

Keywords: innovations, strategy, concept of social and economic development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Латышенко Г. И., Яшкин В. И., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.