УДК 330
А. В. Ворожцов, Л. М. Мукоед
ИННОВАЦИОННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассматриваются направления и содержание корпоративной политики высокотехнологичных организаций с позиции задач инновационного развития.
Проблемы разработки и распространения наукоемких технологий актуальны в силу их особой значимости для поступательного развития экономики и общества, поскольку они способствуют и обеспечивают повышение жизненного уровня за счет интенсивных факторов: роста производительности труда, снижения относительного уровня потребления и повышения эффективности использования невосполнимых природных ресурсов [1].
Современная оценка роли науки основана на том, что только она может служить долговременной базой для роста экономики и поддержания высокого уровня занятости населения. При этом существенной частью механизма научно-технического развития являются наукоемкие отрасли.
Деятельность наукоемкой отрасли неразрывно связана с использованием высоких технологий (Ы4еЛ-техно-логий), вклад которых в общую стоимость производимой продукции составляет обычно весьма значительную ее часть. Можно сказать, что наукоемкие отрасли выпускают, главным образом, высокотехнологичную продукцию [2]. Соответственно предприятия, выпускающие такую продукцию, можно назвать высокотехнологичными. Для удержания авангардных позиций в экономике и бизнесе высокотехнологичные производства должны постоянно подтверждать высокую эффективность и полезность для потребителя. Достигаются эти цели путем повышенной инновационной активности компаний, производящих все более сложные продукты или услуги, пользующиеся спросом. К ним можно отнести предприятия авиационно-космической отрасли, телекоммуникации и другие Ы-tech-фирмы. Как показывает мировой опыт, это позволяет им, при прочих равных условиях производить на единицу потребляемого капитала существенно большее количество продукции, нежели в особо капиталоемких сырьевых отраслях и отраслях низших переделов, что в свою очередь является одним из стимулов ускоренного развития высоких технологий [3].
Сложность и масштабность задач, стоящих перед российскими наукоемкими производствами, может быть наглядно проиллюстрирована следующими данными. В настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в
0,3...0,5 % (для сравнения: аналогичная доля США - 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 %, Китая - 6 %). Доля расходов на науку в ВВП в 2002 г. составила 0,28 %, в 2003 г. - 0,31 %, что значительно ниже соответствующего показателя в развитых странах (2...3 %) [9].
Главные задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития следующие:
- модернизация промышленности на основе инноваций, приоритетное развитие обрабатывающих, наукоем-
ких отраслей экономики, увеличение объема выпуска высокого передела продукции, ее доли в экспорте, улучшение показателей материалоемкости и энергоемкости производства;
- создание национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний, построение адекватной инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, технико-внедренческие зоны, система фондов начального финансирования инновационных проектов и т. д.) и выбор приоритетов инновационного развития;
- повышение доли отечественной промышленной продукции в общем объеме ее национального потребления, создание новых рабочих мест, повышение социальной привлекательности научно-технической деятельности;
- интеграция российской экономики в мировую инновационную систему, завоевание своего места в интеллектуальном секторе глобальной экономики.
Осуществление мер, необходимых для обеспечения структурного перехода российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка, по модернизации промышленности на основе инноваций, должно быть основано на следующих принципах [9]:
- государство, бизнес и наука совместно формируют и реализуют крупные проекты, участвуя в них доступными им ресурсами;
- процессы интеграции российских компаний в мировой рынок поддерживаются через создание транснациональных корпораций или участие в них;
- должно стимулироваться развитие и укрупнение малых и средних высокотехнологичных компаний, формирование новых крупных промышленных собственников из числа успешных менеджеров и предпринимателей.
Особенностью экономики Российской Федерации является многообразие организационно-правовых форм предприятий, выступающих как полноправные субъекты рынка. Появление новых форм собственности, усложнение взаимоотношений между собственниками, менеджерами компаний, органами государственного и муниципального управления породили множество объективно обусловленных проблем, сдерживающих, а зачастую и просто препятствующих развитию предприятий. Большинство из этих проблем не являются новыми для мировой практики и получили уже достаточно полное освещение как в ряде классических работ зарубежных ученых-эконо-мистов, так и в конкретных международных документах, в рамках соответствующей области менеджмента, известной сейчас как корпоративное управление [8].
Как известно, корпоративное управление есть деятельность, связанная с функционированием корпорации, ко-
торая обусловлена отношениями собственности между субъектами собственности, а также отношениями между этими субъектами и другими заинтересованными группами (наемные руководители и работники, клиенты, поставщики, государственные органы).
Понятие «корпорация» в России связано в большей степени не с организационно-правовой формой, потому что в российском законодательстве таковой не существует, а с формой организации предпринимательской деятельности, предусматривающей долевую собственность участников, самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках менеджмента. Под это определение могут попадать не только акционерные, но и другие виды обществ (с дополнительной или ограниченной ответственностью). В данном случае мы будем понимать под корпорацией фирмы, занимающиеся высокими технологиями, независимо от организационно-правовых форм собственности.
Нужно отметить, что процессы создания высокотехнологичных корпораций в России и, соответственно, формирования их акционерного капитала шли несколькими путями. В качестве основных выступали процессы масштабной приватизации, в результате которых государственные предприятия преобразовывались в акционерные общества (с использованием той или иной модели приватизации).
Одновременно происходили и процессы целенаправленного создания новых организаций в области высоких технологий путем учреждения их в форме акционерных обществ, зачастую с участием государственных предприятий или органов государственного управления. Характерным примером здесь является появление инновационно-технологических центров, ориентированных на продвижение инновационных проектов в высокотехнологичных областях и их коммерциализацию.
Наконец, еще одним направлением корпоратизации в рассматриваемой области стало выделение из состава крупных государственных предприятий небольших организаций с корпоративной структурой капитала, ориентированных на реализацию имеющегося потенциала в сфере высоких технологий с гибкой реакцией на запросы тех или иных сегментов рынка (в частности, на реализацию конверсионных программ).
В любом из перечисленных случаев с началом структурных перемен внутри самих компаний изменялось количество совладельцев компании - от нескольких крупных акционеров до большого количества мелких держателей акций. Одновременно формировался профессиональный кадровый состав ведущих специалистов и управляющих работников, работающих за зарплату, контролирующих все имущество фирмы и руководствующихся собственными представлениями о ее целях, задачах и технической политике. При этом цели высших руководителей зачастую не соответствавали целям акционеров.
Конфликт интересов акционеров и менеджеров, традиционно являющийся одной из проблем корпоративного управления вообще, в данной ситуации усугублялся еще и тем, что новый собственник (или собственники) компании, преследующий цель максимизации прибыли, не обязательно связывал перспективы фирмы именно с облас-
тью высоких технологий [8]. Именно поэтому управление фирмой, работающей в области hi-tech, требует четко сформулированного, известного и удовлетворяющего интересам как менеджеров и акционеров, так и всех сотрудников, определения цели и миссии предприятия, а также основополагающих принципов их достижения.
В противном случае люди, принимающие решения на различных уровнях управленческой иерархии, либо не будут их принимать вовсе, либо будут действовать на основе собственных, несовместимых и конфликтующих между собой теорий предприятия, отражающих в первую очередь личные интересы, а в лучшем случае - интересы группы (например, структурного подразделения). И то, и другое не способствует эффективной деятельности. Поэтому крайне важно для любого предприятия, особенно высокотехнологичного, определить единственное место, где будет формулироваться общая концепция построения эффективного функционирования и развития предприятия, обязательная для всех сотрудников - от уборщицы до генерального директора. Этим и занимается корпоративная политика.
Таким образом, корпоративная политика является важнейшим инструментом согласования интересов субъектов производства, менеджеров и собственников. Не следует забывать и о том, что корпоративная политика высокотехнологичной компании должна учитывать также приоритетные направления развития науки и технологий в России. Ведь в данном случае необходима организация совместной работы власти, бизнеса и научного сообщества по поиску, созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития и совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. При этом принципиально важно то, что количество приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности должно быть ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технологической сферы и соответствующих рынков. Подобная организация работ по реализации важнейших инновационных проектов государственного значения показала перспективность предложенного подхода [9].
Относительная молодость цивилизованных корпоративных отношений в современной России привела к тому, что теорией и практикой корпоративного управления научного определения понятия «корпоративная политика» пока не выработано. В рамках рассматриваемой проблематики мы придерживаемся позиции В. Г. Паршкова, который считает, что корпоративная политика имеет следующие особености:
- во-первых, ни в коем случае не является набором готовых рецептов, а системой ценностей предприятия, позволяющих на каждом уровне задавать верные вопросы и корректно ставить тактические задачи;
- во-вторых, дает для сотрудников общие направления движения и некоторые простые правила, не претен-
дующие на универсальность, но дающие алгоритмы решения проблем в каждой конкретной ситуации;
- в-третьих, формулировки целей должны удовлетворять следующим принципам: четко и конкретно описывать ближайшие и стратегические цели; цели должны быть не легкими, но в принципе достижимыми в заранее заданный промежуток времени1.
Корпоративная политика, или корпоративные стандарты, как обязательный для каждого юридического лица набор внутренних регламентирующих документов могут затрагивать практически все аспекты деятельности организации. В самом широком смысле это действительно корпоративная политика организации, которая может определять абсолютно все аспекты ее деятельности: от правил формирования портфеля заказов, заключения договоров и других сделок до правил, определяющих одежду персонала и систему подарков клиентам и сотрудникам.
Очень важно, чтобы в эту систему стандартов были включены так называемые интерфейсные стандарты, которые определяют правила взаимодействия между структурными компонентами организации (особенно удаленными подразделениями). Например, холдинговые структуры определяют правила транспортировки товаров, прием и передачу товаров между компонентами холдинга, правила финансового учета, правила консолидации финансовой отчетности, а следовательно, правила ведения финансовой отчетности в каждом из предприятий холдинга, стандарты на кодирование и обмен данными между его компонентами [7].
Сюда же входит большое количество стандартов, связанных с управлением качеством, и вытекающие из требований системы качества стандарты на взаимодействие между функциональными элементами бизнеса: складами и производством, транспортными и приемными службами, получателем и поставщиком. К данной группе могут быть отнесены системы качества, разработанные на основе стандартов КО 9000, КО 14000 и других аналогичных стандартов, поскольку они требуют применения к деятельности конкретного предприятия, хотя сами по себе относятся к группе, составляющей внешнее окружение [7].
Корпоративная политика должна включать целый ряд элементов (разделов), в соответствии с важнейшими целевыми направлениями и сферами деятельности, которые существуют у предприятий, в том числе и высокотехнологичных. Это кадровая, маркетинговая, инвестиционная, социальная, информационная политика и т. д. Особенно необходимо выделить инновационную политику, ведь именно ей Ы4еЛ-компаниям нужно уделять важное внимание.
Наука превращается в одну из самых важных сфер бизнеса. Специалисты прогнозируют, что предприятие, регион или страна, которые окажутся неспособными наращивать свой научно-технологический потенциал, будут обречены как минимум на глубокую зависимость, а скорее - на поглощение (прямое или косвенное) другими инновационно сильными предприятиями, регионами, государствами. По оценкам специалистов, уже через четверть века это станет реальностью.
'По материалам сайта http://www.pplus.ru/.
В связи с наметившимся переходом к экономике высоких технологий, теоретики - люди, работающие в сфере науки и образования, - и практики - руководители предприятий и организаций - все чаще задаются вопросом о том, каковы самые современные принципы и тенденции в методологии инновационного управления. Инновации не только принято считать залогом устойчивого экономического развития, но и связывать с венчурным, а значит рисковым предпринимательством. Да, в инновационной деятельности не обойтись без риска. Но по существу вся экономическая деятельность связана с неопределенностью результата, а вкладывать ресурсы в день вчерашний намного рискованнее, чем в день завтрашний. Как показывает передовой зарубежный и отечественный опыт, внедрение инноваций может оказаться высокорискованным только для тех, кто не обладает достаточной компетентностью и не владеет современной методологией [4]. Корпоративная политика позволит преодолеть унаследованное от советского периода иждивенческое отношение промышленных корпораций к научному и инновационному секторам экономики как к объектам попечительства исключительно со стороны государства. В процессе формирования национальной инновационной системы происходит отработка механизмов обеспечения под патронажем государства равных и справедливых, с экономической точки зрения, условий доступа к научно-техническим результатам разработок, полученным с участием средств федерального бюджета, всех заинтересованных предприятий. Решение последней задачи является необходимым условием развития соответствующих отраслей в целом, а не укрепления конкурентных позиций какого-либо отдельно взятого участника проекта [9]. В данном случае государство исходит из того, чтобы помогать высокотехнологичным фирмам не полностью, а через совместное участие вместе с менеджментом и акционерами компании.
Инновационное развитие чаще всего отождествляют с производственно-хозяйственным уровнем принятия решений. На самом деле разработку и реализацию новых технологий нужно относить к стратегически важным управленческим решениям.
Выведение процессов разработки и реализации новых технологий с производственно-хозяйственного и функционального уровней на корпоративный приводит к повышению роли инновационной деятельности в общей системе управления предприятием. Это позволяет не только повысить иерархический статус и стратегическое значение инновационного развития по отношению к другим направлениям роста, но и установить динамичное соответствие между инновационной и другой перспективной деятельностью предприятий. Речь идет о том, чтобы при разработке и реализации инноваций не только анализировать взаимосвязь технологических и нетехнологических направлений корпоративного роста и развития, сколько применять принципы стратегического управления к инновационному менеджменту хозяйствующих субъектов [5].
Любая стратегия - это изменения, а любые изменения, направленные на совершенствование какого-либо процесса, - это инновации. Одного участия технологов в стратегических вопросах недостаточно. В мире новых тех-
нологий стратегия и инновации должны слиться воедино (см. рисунок). Речь идет о том, чтобы во главе каждого стратегического плана стояла задача по разработке и выведению продуктовой инновации и/или освоению новых процессных технологий.
Именно поэтому уместно говорить не просто о корпоративной политике, а об инновационной корпоративной политике. Подтверждением вышесказанного служит то, что взаимопроникновение стратегического и инновационного управления может привести к тому, что, возможно, в будущем эти два вида менеджмента, один из которых (стратегический) сегодня относится к общему управлению, а другой (инновационный) - к функциональному, полностью интегрируются. Это предположение основано на том, что инновации все больше и больше определяют генеральную линию перспективного развития предприятия [4].
Еще одним доказательством будет являться общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием, систематизация которых осуществлена по основным классификационным признакам (см. таблицу).
Таким образом, на основе выделенных функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием и принимая во внимание наметившуюся в мировой экономике тенденцию перехода к инновационному типу развития экономики, можно сделать вывод о том, что в экономической теории и практике есть определенные предпосылки для интеграции двух типов управления [4].
К особенностям высокотехнологичных компаний следует отнести также кооперацию в ее широком понимании: научно-производственную, финансовую, информационную, институциональную, т. е. кооперацию форм собственности.
Кооперация национальных предприятий как эффективная форма их взаимодействия и структурной транс-
формации позволяет экономить ресурсы: природные, трудовые, производственные, финансовые и т. д.; повышать научно-технический уровень продукции и ее конкурентоспособность; осуществлять инновационное сотрудничество в целях технологического развития [6].
Высокотехнологичным компаниям крайне необходима интеграция в единые комплексы. Интеграция - это способ достижения большей устойчивости и эффективности такого комплекса. При решении интегративной задачи можно высказать два главных требования. Во-первых, если взять, к примеру, ракетно-космические предприятия (РКП), то они как составная часть военно-промышленного комплекса страны обязаны удовлетворять потребностям обороны и национальной безопасности, которые находят свое отражение в государственном оборонном заказе. Во-вторых, РКП как особо динамичная воспроизводственная структура должна быть способна к саморазвитию и самоорганизации в условиях рынка. В экономическом аспекте это требование означает, что предприятиям, выполняющим госзаказ, необходимо или стать самостоятельно рентабельными, или войти в состав более крупной, но рентабельной структуры. Только тогда можно решить задачи их инвестиционной привлекательности [3].
Интеграция будет развиваться только в том случае, если у предприятий возникнет в этом соответствующая внутренняя потребность и заинтересованность. Применение административного ресурса в этих случаях малоэффективно. Другое дело, что у значительной части российских предприятий потребности в интегрирующей надстройке нет, поскольку заказы с большим удовольствием получают именно они, а не специально создаваемые фи-нансово-регулирующие надстройки в виде управляющих компаний интегрированных структур с неидентифици-рованными компетенцией и ответственностью, но своими интересами, зачастую лишь декларативно совпадаю-
Финансовое планирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегическое управление
Управление издержками Управление на основе экстраполяции прошлых тенденций Управление на основе предвидения изменений Управление на основе гибких экстренных решений Программирование стратегических инноваций ►
' к ►
1900-1950 гг. 1950-1970 гг. 1970-1990 гг. 1990 г. по настоящее время
Управление лабораториями Корпоративное управление инновационными проектами Формирование корпоративного портфеля продуктовых новаций и инноваций
Управление на основе совместно принятых решений
1 поколение НИОКР 2 поколение НИОКР 3 поколение НИОКР 4 поколение НИОКР
Взаимопроникновение стратегического и инновационного менеджмента [4]
щими с интересами предприятий или государства. Роль такой «управляющей» компании всегда будет девальвирована, поскольку действует единственно прагматичное правило: если предприятие получает средства на выполнение заказа, то не следует передавать право распоряжения ими кому бы то ни было. Оправданным в этой ситуации будет создание управляющих компаний во главе с головными предприятиями, пользующимися доверием у сложившейся устойчивой кооперации, а также прове-
дение мероприятий по смене их менеджмента с целью приведения к управлению более грамотных и более молодых специалистов с системным пониманием рыночного хозяйствования. Управляющая компания, созданная на основе согласования интересов всех главных участников кооперации, сможет обеспечить и проведение рациональной научно-технической политики в холдинге, и эффективное конкурентное управление ресурсами, и оптимизацию состава предприятий холдинга.
Общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе принятия управленческих решений
Классификационный признак Стратегическое управление Инновационный менеджмент
Время действия Осуществляется на период от 3 до 5 лет Смена продуктового ассортимента должна осуществляться за период от 3 до 5 лет
Тип целей Направлено на выявление путей долгосрочного выживания Нацелено на разработку путей перспективного развития
Основные функции Включает анализ, планирование, реализацию и контроль стратегической деятельности предприятия Включает анализ, планирование, организацию и контроль инновационной деятельности предприятия
Учет факторов Основными факторами, учитывающимися при разработке стратегии, являются глобальные изменения во внешнем окружении, размещение ресурсов и стратегия НИОКР При принятии решений в отношении стратегии НИОКР необходимо рассмотреть такие стратегические факторы, как глобальные изменения во внешней среде, размещение ресурсов и корпоративную стратегию
Размещение ресурсов Для реализации стратегии распределение ресурсов осуществляется на основе портфельного анализа Выделение ресурсов для осуществления стратегии выведения новых продуктов на рынок целесообразно проводить в рамках портфельного анализа
Уровень управления Разрабатывается высшим управленческим звеном Осуществляется на высшем уровне организации
Система управления Для большей эффективности необходимо создание группы стратегического развития Для большей результативности целесообразно организовать специализированное инновационно-исследовательское подразделение
Степень важности Выработанная стратегия является основным ориентиром для всей организации Разработанная программа инноваций является одним из основных направлений общей стратегии предприятия, так как она определяет генеральное направление производственного развития
Характер осуществления Необходимо осуществлять постоянно Инновации целесообразно внедрять на постоянной основе
Холдинговая организация бизнеса обладает значительными адаптивными свойствами к изменениям (агрегации и дезагрегации) его структуры. Это позволяет в рамках их организационных возможностей концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. В настоящий момент в России функционирует несколько интегрированных структур подобного типа, например ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева», ОАО «РКК „Энергия” имени С. П. Королева» [3] .
В данной работе мы лишь немного коснулись тех особенностей, которые существуют у высокотехнологичных компаний. Главный же вывод состоит в том, что инновационно-корпоративная политика для предприятия является основным направлением его экономического развития, потому что любое предприятие не должно стоять на месте, оно должно развиваться. А любое развитие может осуществляться только с внедрением инноваций. Вследствие этого они должны осуществляться не на тех-
нологическом или производственном уровне, а на корпоративном уровне. Именно поэтому инновационная корпоративная политика должна основываться на таких системных приоритетах, которые, с учетом взаимосвязанности с другими направлениями корпоративной политики, позволили бы организации не только поддерживать и сохранять конкурентные преимущества, но и усиливать их.
Библиографический список
1. Хрусталев, Е. Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России / Е.Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
2. Багриновский, К. А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства / К. А. Багриновский // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. N° 2.
3. Бендиков, М. А. Узловые проблемы развития высокотехнологичного сектора российской экономики (на примере космической деятельности) / М. А. Бендиков, И. Э. Фролов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6.
4. Коробейников, О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента / О. П. Коробейников,
А. А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.
5. Трифилова, А. А. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента / А. А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 3.
6. Багриновский, К. А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим
развитием / К. А. Багриновский, М. А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
7. Колесников, С. «Экономический учет» или что такое «управленческий учет» в современном понимании / С. Колесников // Управление компанией. 2002. N° 8.
8. Иванов, В. Н. Проблемы корпоративного управления в высокотехнологичных организациях / В. Н. Иванов,
В. В. Тучкова // Инновации. 2000. № 9-10.
9. О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий: доклад Минпромнауки России на заседании Правительства РФ 22.01.04 // Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: Ыйр:// www.government.gov.ru/. Загл с экрана.
A. V. Vorozhtsov, L. M. Mukoed INNOVATIVE CORPORATE POLICY OF THE HI-TECH ENTERPRISES
The article shows corporate policy’s directions and content at Hi-tech enterprises viewed as innovative development tasks.