Проблемы инновационного развития
некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной
политики*
М.А. БЕндиков,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАн
о.е. хрусталёв,
научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАн
Согласно современным научным представлениям [1 — 3] в ряде технологически передовых стран и в мировом хозяйстве в целом в последние десятилетия сформировался и утвердился в качестве доминирующего инновационный тип экономического роста. В его основе — система получения знаний и воплощения их в инновации, а также механизмы расширенного воспроизводства и капитализации инноваций. Эффективность этих механизмов определяет инновационную способность экономики — способность создавать и осуществлять диффузию новшеств в хозяйственной среде.
Для России, обладающей передовой наукой, культурой и системой образования, инновационный путь роста благосостояния общества наиболее перспективен. При этом задача ускорения темпов экономического роста на инновационных основах должна решаться путем сочетания действий на двух основных направлениях хозяйственного развития:
1) организация эффективного рынка, в том числе его инновационного сегмента, обеспечивающего широкую диффузию новшеств;
2) осуществление централизованно управляемой структурной трансформации экономики на основе создания благоприятных условий для широкого распространения прогрессивных технологий и свертывания устаревших производств.
Существующий в настоящее время рынок индустриально и научно-технически развитых
* Статья подготовлена по материалам исследования, поддерживаемого Российским гуманитарным научным фондом (проект № 06-02-04007).
стран может быть представлен как устойчивый комплекс компаний, банков, государственных и общественных организаций. Для этого комплекса характерны сложные связи и взаимоотношения между его элементами как на почве финансовой и производственной кооперации, так и в виде конкурентной борьбы. Но сам общий контур прямых и обратных связей в процессе обновления продуктов и технологий достаточно очевиден (рисунок).
Поддержание высокой эффективности функционирования рынка в долгосрочном плане направлено на обеспечение прогрессивных технологических сдвигов в экономике. Достигается эта цель путем комбинирования рыночного и централизованного регулирования хозяйственной деятельности, прежде всего в сфере создания и распространения новшеств.
Для достижения цели стратегическое планирование стабильного и эффективного функционирующего хозяйствующего субъекта должно быть направлено на решение целого комплекса взаимоувязанных задач управления, главными из которых являются: маркетинговые исследования рынка и адаптация к его текущим и перспективным запросам; инвестиционное обеспечение производства и воспроизводства за счет рациональной организации денежных потоков и заимствований; развитие научно-экспериментальной и производственной базы, направленное на их техническое перевооружение, на создание и использование научно-технических, технологических, конструкторских и инвестиционных заделов в обеспечение
конкурентного превосходства собственной продукции; совершенствование ценообразования, улучшение структуры и состава кадрового потенциала и т. д. [4, 5].
Роль финансовых рычагов в инновационном развитии. Надежность и устойчивость функционирования научно-технологического механизма развития во многом обусловлена четкой работой финансовой системы. Государство путем использования финансово-кредитных рычагов оказывается способным оказать существенное влияние на темпы и направления хозяйствования. Государственные финансы наряду с корпоративными ресурсами имеют большое значение в регулировании экономики, стимулировании экономического роста и реализации социальных программ.
Для наукоемких и высокотехнологичных производств особую важность представляет поддержание достаточно высокого объема государственных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ и проектов (в том числе мегапроектов государственного значения, с помощью которых государство выстраивает систему приоритетов в научно-технической и производственной сферах и дает своеобразный сигнал предпринимательскому сектору о тех направлениях своих предпочтений и интересов, которым гарантированно будет оказываться его приоритетная финансовая поддержка). Используя финансовые механизмы, государство имеет возможность воздействовать на формирование основного капитала (средств производства)
в интенсивных отраслях экономики посредством выполнения целенаправленных инвестиционных программ. Также государственные средства могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям частного сектора в целях поддержки производства новой техники и разработки новых технологий.
По мере усложнения научно-технического развития государственные финансы становятся все более важной составной частью затрат на воспроизводство и повышение квалификации трудовых ресурсов путем повышения расходов на социальные цели: образование, здравоохранение, рекреацию, социальное обеспечение. Это связано с тем, что процесс быстрой качественной перестройки производства требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации персонала.
Следует заметить также, что расходы на социальные цели содействуют расширению внутреннего потребления товаров и услуг, увеличивая спрос населения и социальной сферы на новые продукты и услуги. Например, расходы на строительство новых школ, больниц, жилых домов, дорог значительно увеличивают спрос на современное медицинское оборудование, компьютеры, новые строительные материалы, дорожные машины и т. п. Тем самым расширяется рынок сбыта для продукции наукоемких и высокотехнологичных отраслей.
Налоговые меры. Важную роль в стимулировании инновационной сферы играет налоговая политика, проводимая государством в отношении производства новых изделий и разработки новых
Схема прямых и обратных связей в механизме обновления продуктов и технологий
технологий. В частности, эффективным способом повышения инновационной активности является использование методов экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении оценки затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использованию нового материала и т. п.
В качестве конкретных мер стимулирования можно рассмотреть следующие, эффективно используемые в развитых рыночных экономиках методы:
— использование налоговых скидок на амортизационные отчисления и в связи с этим применение ускоренной амортизации для инновационных проектов, имеющих высокую оценку как открывающие новое направление в потреблении, технике или ресурсосбережении. Этот метод позволяет инвестору снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и тем самым повысить его заинтересованность в осуществлении проекта. Теоретические расчеты показывают, что применение ускоренной амортизации повышает чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта на 5 — 6 %;
— использование налоговых скидок на инвестиции и текущие расходы в ходе становления и реализации проекта. Здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2 — 3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки в целях компенсации недобора налоговых сборов.
Введение налоговых скидок в течение первой половины срока реализации проекта с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых фирмой налогов, дает возможность, как показывают расчеты, увеличить ЧДД на 8 — 9 %. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению ЧДД на 10 - 11 %.
Кредитование. Другое направление стимулирования - улучшение условий инвестирования путем снижения кредитных ставок и, в частности, ставки рефинансирования, что делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным, что в свою очередь сказывается на снижении ставки сравнения и повышении оценки эффективности проекта.
Страхование. Организации страхования выполняют в процессе реализации инновационных проектов и производств в целом посредническую
роль, создавая финансовую основу системы. Дело в том, что многие проекты в инновационной сфере характеризуются весьма высоким уровнем риска, и их осуществление невозможно без надежной страховой гарантии. Как правило, рынок страховых услуг предоставляет большой выбор различных страховых вариантов, при этом конкретный выбор страховой компании и страховых планов осуществляется страхователем самостоятельно. Такая система страхования имеет в основном рыночный характер, причем в ней принимают участие частные фирмы различных размеров: от небольших страховых компаний до специализированных подразделений крупных компаний, имеющих многоотраслевой характер. Также в этой среде действуют и некоммерческие страховщики, которые выполняют довольно крупные объемы операций, а также индивидуальные страховщики, товарищества, акционерные общества.
Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма научно-технологического развития. Сущность таможенной политики проявляется в таможенном и тарифном законодательствах, заключении таможенных союзов и соглашений, организации свободных зон и т. п.
Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта готовых изделий, а также приобретения лицензий для технологий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для развития свободной конкуренции, что особенно нежелательно для разработки и внедрения прогрессивных производственных технологий и новых машин.
В связи с этим в настоящее время на практике применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к товарам данного типа независимо от страны производства.
Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные.
Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные - в соответствии с договорами, заключенными между странами. Как правило, ставки конвенционного
тарифа оказываются ниже ставок автономных. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров.
Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на деятельность наукоемких производств в промышленности.
Таким образом, институциональная среда в инновационной сфере может быть представлена разными организационно-хозяйственными укладами, причем, как показывает опыт, наблюдается растущая дифференциация форм хозяйственной организации и деятельности путем взаимопроникновения, переплетения, создания различных форм взаимодействия между партнерами, принадлежащими к разным хозяйственным укладам.
Экономическое пространство становится более сложным благодаря созданию вертикально и горизонтально интегрированных образований, а также структур гибридного типа, сочетающих свойства и особенности предприятий различных укладов в целях устранения недостатков и усиления преимуществ каждой из этих форм.
Исследование особенностей современного механизма научно-технологического развития [6] позволяет увидеть, что он представляет собой сложное сочетание учреждений и организаций различных форм собственности и контроля, разных размеров и производственного назначения. Возможности выбора позволяют варьировать условия, при выполнении которых потребители могут получить достаточно широкий выбор инновационных услуг высокого качества и технологического уровня. При этом потребители имеют возможность свободного выбора поставщиков и производителей, объема и видов услуг, страховых компаний и планов. Такая структура обладает хорошими стимулами и возможностями для определения производителями наиболее выгодных организационных решений и способов разработки прогрессивных производственных технологий, а надежно разработанные связи с потребителями позволяют найти наиболее эффективные способы их реализации.
доминантные направления финансовой политики. Представляется необходимым формирование источников средств (региональных и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе частногосударственных венчурных фондов, банков реконструкции и развития и т. п.), осущест-
вляющих прямое и венчурное инвестирование в высокотехнологичные компании, финансирование фундаментальной и прикладной науки, скоординированное с развитием ресурсной базы других составляющих национальной инновационной системы [7 — 9]. Не менее важно также формирование схемы финансирования фундаментальных исследований за счет средств, полученных в процессе реализации научных результатов, в том числе технологической ренты. Государственный сектор НИОКР должен вносить существенный вклад в формирование общих условий, необходимых для инновационного развития. С продолжающимся формированием в РФ инновационной системы он будет оцениваться не столько с точки зрения непосредственного участия в приумножении научно-технического потенциала, сколько с позиции создания благоприятных условий для мобилизации инвестиций частного сектора на инновационные цели. Государственные учреждения обладают возможностью привлечения иностранных инвестиций, в частности, осуществляя концентрацию научно-исследовательских ресурсов на реализации наиболее значимых и дорогостоящих инновационных проектов. Эти проекты, обладая высоким потенциалом для развития международного сотрудничества, должны служить центрами притяжения для частных инвестиций. Предоставляя доступ к научной и технической информации, государственные ведомства должны содействовать передаче и диффузии технологий, формируя таким образом, дополнительный спрос на инвестиции в исследования и разработки со стороны государственного и частного секторов. Генеральным направлением совершенствования государственного сектора НИОКР в ближайшей перспективе должно стать повышение статуса научных работников, а также устранение административных и законодательных барьеров, препятствующих усилению сотрудничества науки с частным бизнесом.
Меры по формированию целостной инфраструктуры инновационной системы и поддержке деятельности составляющих ее элементов должны дополняться так называемыми инструментами концентрированного воздействия, формирующими финансовую и налоговую поддержку прямого, косвенного и инициирующего воздействия.
Прямое государственное поощрение. Прямое государственное субсидирование является существенной составной частью набора инструментов, используемого для поддержки инновационного развития, активизации инвестиций в новации
частных компаний и формирования необходимого инфраструктурного обеспечения. Прямые меры оказываются особенно эффективными, когда они «прозрачны», доступны для компаний и ориентированы на запросы частного сектора [10]. Они менее результативны в случае их недостаточной целевой и содержательной структуризации и адаптации к меняющимся условиям. Наилучшие результаты достигаются при использовании компактного комплекса мероприятий, отличающихся высокой гибкостью.
Прямое бюджетное поощрение может включать следующие мероприятия:
— поддержка организаций общественного сектора в проведении НИОКР, ориентированных на потребности промышленности;
— стимулирование повышения квалификационного уровня и мобильности занятого в инновационной сфере управленческого, научного, инженерно-технического и рабочего персонала;
— целевая поддержка научных исследований частного сектора. Здесь усилия должны концентрироваться на поддержке мелких и средних предприятий и осуществляемых совместно различными фирмами кооперационных проектов научных исследований, находящихся на предконкурсной стадии разработки, предполагающей создание технологических или продуктовых прототипов. В результате произойдет замещение безвозмездных субсидий на заемные средства, предоставляемые под определенные условия;
— перераспределение научно-исследовательских ресурсов в целях повышения инновационной активности путем сближения задач науки и промышленности. Оно должно ориентироваться на содействие в предоставлении компаниям производственных площадей на территории НИИ и университетов (и в обратном направлении), в формировании бизнес-инкубаторов, научных и технологических парков, лизинговых и консалтинговых центров и др.;
— реализация инициатив по формированию инфраструктурных взаимосвязей, которые бы стимулировали образование организационных структур по обмену научно-технической и экономической (маркетинговой) информацией, а также прогнозные исследования, на основе результатов которых можно было бы составить суждение о закономерностях текущего и перспективного развития инновационных систем;
— посредническая деятельность, ориентирующаяся на поддержку создания информацион-
ных баз данных об инновационной активности, агентств по передаче технологий, оказания консультационных услуг, предоставления доступа к патентной информации, проведения демонстраций разрабатываемых новаций и ряда других вспомогательных мероприятий. Она должна осуществляться преимущественно в интересах мелких и средних предприятий, испытывающих острую потребность в подобных услугах из-за нехватки собственных ресурсов;
— системные меры, объединяющие комплекс скоординированных инструментов, применение которых должно иметь своей целью устранение сложных структурных недостатков инновационных систем. Они должны быть направлены на совершенствование деятельности субъектов инновационного кластера — сети фирм, научных учреждений, поддерживающих организации и потребителей, взаимосвязанных в одну цепочку в целях извлечения взаимной выгоды. Большое значение в совокупности таких мер должно придаваться государственным закупкам технологий, рациональное осуществление которых требует формирования развитой государственной сферы НИОКР и специализированных правительственных агентств.
Косвенное финансовое поощрение. Наблюдаемая в последние годы в развитых рыночных странах тенденция к усилению либеральных принципов в регулировании экономического развития содействует заметному расширению использования косвенных методов финансового поощрения в виде налоговых скидок. Специфика и особенности развития институционального устройства российской экономики и, в частности, различия в существующих системах налогообложения, а также корпоративного законодательства, требуют разработки различных схем предоставления налоговых льгот и их преимущественное использование в группе инновационных отраслей. Одним из их вариантов являются амортизационные схемы, специальные налоговые скидки на капиталовложения в сферу НИОКР, а также схемы, снижающие корпоративную задолженность по налоговым платежам.
Меры «инициирующего» воздействия. Стимулирование венчурного (рискового) финансирования и гарантирование заемного и акционерного финансирования выступают в качестве главных инструментов так называемого инициирующего воздействия на инновационное развитие.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности компаний [11], особенно мелких и
средних, происходит в настоящее время преимущественно за счет внешних источников, главным образом, в форме инвестиций в акционерный капитал или заемных средств, привлекаемых с рынков рискового капитала (заметим что само по себе уже позитивное явление, поскольку позволяет этим компаниям осуществлять финансирование инноваций и/или технического перевооружения без ущерба для их социальной функции, например, для заработной платы всего персонала). В этой ситуации рисковое финансирование является сегодня одним из важнейших инструментов реализации инновационных проектов и должно служить приоритетным объектом государственного и интеграционного регулирования с использованием широкого комплекса мер как косвенного, так и прямого воздействия.
Косвенное регулирование необходимо сконцентрировать на формировании благоприятных условий для рискового финансирования [12]. С этой целью нужно активно использовать инструменты налоговой политики, банковского законодательства, законодательства о защите прав на интеллектуальную собственность, о государственной поддержке и правилах конкуренции.
Государственное участие в поддержке рисковых инвестиций может заключаться в разработке специальных программ предоставления гарантий, которые можно условно разделить на две категории — горизонтальные и целевые. Первые предназначены для широкого круга компаний, включая мелкие и средние предприятия обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Вторые, напротив, концентрируются на ограниченном числе фирм, представляющих, главным образом, вновь образуемые компании и инновационные предприятия. Еще одной формой являются гарантии на активы, предусматривающие возмещение потерь, связанных с инвестициями в акционерный капитал. Этот вид гарантий нацелен на поддержку финансирования активов малых новых и вновь создаваемых инновационных компаний при содействии фондов рискового капитала.
На базе существующих российских компаний, имеющих международный опыт работы на рынках высокотехнологичной продукции, целесообразно создать крупные инновационно-маркетинговые центры для продвижения российской продукции. Эти центры вместе с государственными органами, курирующими внешнеэкономическую деятельность, должны разработать механизмы обеспечения более широкого присутствия такой
продукции страны на мировых рынках, включая меры государственного лоббирования.
Основные усилия отечественных компаний следует направить на расширение не только внутреннего российского рынка, но и рынков стран СНГ, а также на увеличение их доли на этих рынках за счет производства конкурентоспособных продукции и услуг.
Государство в лице федеральной власти должно содействовать целесообразному присоединению к процессу создания глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес-сеть (European Business Network — EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers — IRC). Переход к инновационному типу роста — глобальный процесс, и он влияет на формирование потенциала роста в России, на его качество, устойчивость и возможность ускорения в той мере, в какой и как Россия встроена в мирохозяйственные связи и их инновационные контуры.
В заключение следует подчеркнуть, что становление в России инновационного рынка — одного из ключевых элементов в механизме развития интенсивных отраслей народного хозяйства, обеспечивающего необходимый стране устойчивый экономический рост, — должно поддерживаться квалифицированным научно-техническим, технологическим и финансовым менеджментом. Появление новой сферы — инновационной предпринимательской деятельности, ее существенное расширение на принципиально рыночной законодательной и хозяйственной основе делает востребованными и соответствующих специалистов-менеджеров новой формации. Им необходимо не только обладать научными и инженерными знаниями, уметь применить отечественный и, что существенно, гораздо более содержательный зарубежный опыт, накопленный в области востребованных самоокупаемых инноваций, знать и даже предвидеть потребительские свойства новшеств, владеть методами их маркетинга в условиях конкуренции. Главное — они должны уметь выполнить квалифицированное технико-экономическое обоснование коммерческой эффективности инновационного проекта, дать оценку его технико-технологической реализуемости, адекватную конкретным производственным и финансово-экономическим условиям каждого гипотетического потребителя новшества. Для этого им нужно владеть инструментарием проектного планирования и управления исходя из ресурсных возможностей и прогноза
развития рынка технически сложных товаров. Инструментарий необходим для повышения качества технико-экономических обоснований в этой сфере управления. Он должен позволять осуществлять комплексную оценку реализуемости инновационных проектов, под которой понимается выбор и принятие наиболее эффективных решений финансовых, научно-технических и иных задач, возникающих при организации производства новых видов продукции или услуг.
Литература
1. Багриновский К. А., Исаева М. К. и др. Исследование механизмов инновационного развития экономики России. М.: ЦЭМИ РАН, 2006.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э., Хрусталёв Е. Ю. О теоретических основах исследования инновационной сферы экономики. М.: ЦЭМИ РАН, 2006.
3. Бендиков М. А., Хрусталёв Е. Ю. Основы государственной политики инновационного развития российской экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 3.
4. Желтухин П. С., Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Информационно-аналитическое обеспечение
создания наукоемкой продукции // Прикладная информатика. 2006. № 3.
5. Гуриева Л. К. Развитие механизмов ценообразования на инновационную продукцию // Финансы. 2006. № 2.
6. Багриновский К.А., Бендиков М. А., Хрусталёв Е. Ю. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003.
7. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
8. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. 2002. № 4.
9. Иванова Н. И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
10. Иванов А. П., Хрусталёв Е. Ю. Метод формиро -вания и оценки конкурентной стратегии компании (финансовый аспект) // Финансовый менеджмент. № 5. 2005.
11. Галстян М. В. Совершенствование инновационной деятельности на машиностроительных предприятиях // Финансы. 2006. № 3.
12. Хрусталёв Е.Ю. Метод оценки рисков при создании наукоемкой продукции // Финансовый бизнес. № 4. 2005.
Подписка eLIBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.