Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационной сферы экономики российской Федерации'

Государственное регулирование инновационной сферы экономики российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / STATE / INNOVATION / REGULATION / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухов А. В., Зайцев М. А., Саков А. А.

В статье рассматривается роль государства и механизмы регулирования инновационной сферы экономики при формировании действенной научно-промышленной политики. При этом проведено определение ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, базирующихся на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE SPHERE OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The role of the state and mechanisms of regulation of innovative sphere of economy is considered at formation of an effective scientifically-industrial policy. Definition of its priorities, strategy and the mechanisms of an embodiment which are based on technological updating of the industrial device, on progress of knowledge and qualification of the personnel, on satisfaction of requirements of the market in production of high scientific and technical level is thus spent.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационной сферы экономики российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сухов А.В., д.т.н., профессор, ведущий научный сотрудник Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

Зайцев М.А., к.т.н., докторант Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого Саков А.А., д.э.н., доцент, директор департамента общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП

«СТАНДАРТИНФОРМ»)

В статье рассматривается роль государства и механизмы регулирования инновационной сферы экономики при формировании действенной научно-промышленной политики. При этом проведено определение ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, базирующихся на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня.

Ключевые слова: государство, инновация, регулирование, экономика.

STATE REGULATION OF INNOVATIVE SPHERE OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sukhov A., doctorate degree of technical sciences, professor, head scientist at the Russian Science and Technology Information Center on Standartization, Metrology and Conformity Assessment (FSUE «STANDARTINFORM»)

Zaycev M., candidate degree of technical sciences, doctorate degree at the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter

the Great

Sakov A., doctorate degree of economic sciences, docent, head of the department of All-Russian classificators of technical, economic and social information at the Russian Science and Technology Information Center on Standartization, Metrology and Conformity Assessment

The role of the state and mechanisms of regulation of innovative sphere of economy is considered at formation of an effective scientifically-industrial policy. Definition of its priorities, strategy and the mechanisms of an embodiment which are based on technological updating of the industrial device, on progress of knowledge and qualification of the personnel, on satisfaction of requirements of the market in production of high scientific and technical level is thus spent.

Keywords: state, innovation, regulation, economics.

Анализируя опыт создания и функционирования механизмов регулирования инновационной сферы экономики в развитых странах, можно сделать вывод о том, что роль государства в решении возникающих проблем заключается в формировании действенной научно-промышленной политики, в определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, базирующихся на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня [1].

Имея главными целевыми ориентирами повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности и увеличение ее объемов, эта политика должна направляться на модернизацию индустриального комплекса, ресурсосбережение и энергосбережение, сохранение и приумножение научно-технического и интеллектуального потенциала. Основой данной политики может стать система мер, обеспечивающих инновационные технологические сдвиги в российской экономике, что позволит создавать конкурентоспособные отечественные продукцию и услуги (электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги и др.).

Основная задача политики государства в области регулирования инновационной сферы экономики на современном этапе - разрешение проблемы российской экономики, связанной с неэффективностью производственно-технологической структуры. Главная сложность в данном вопросе заключается, по нашему мнению, в адаптации производств к требованиям рынка и условиям самостоятельного хозяйствования в режиме технологического обновления. Это и должна обеспечить научно-промышленная политика. Те трудности, которые встречают российские предприятия на пути реформирования, свидетельствуют об отсутствии у государства четкой и перспективной научно-промышленной и инновационной политики, одной из главных задач которой должно быть эффективное управление располагаемыми ресурсами развития и воспроизводство новых и свертывание старых технологий и перепрофилирование освобождающихся ресурсов в новые сферы экономики [2].

Для реализации этих целей необходимы как формирование модели развития собственно научно-инновационной сферы, предусматривающей усиление инновационной активности, концент-

рацию ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса, формирование научно-производственных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, так и мотивационно действующие организационно-экономические механизмы создания и распространения нововведений [2].

В первую очередь необходимо создание полноценной и действенной правовой основы взаимодействия научных и промышленных организаций с инвесторами при проведении исследований и разработок и освоении их результатов (в изменении научно-промышленной политики нуждаются наукоемкие производства, лучшим образом выполняющие функцию интенсификации создания прибавочной стоимости, повышения качества и обновления продукции, вытеснения массового высокотехнологичного импорта, который в условиях нехватки финансовых источников развития и более низких потребительских свойств освоенной продукции душит отечественное производство на рынке сложной бытовой техники, составляющей весомую долю в прибавочном продукте).

Импортная экспансия, незащищенная разумными экономическими барьерами, открытость внутреннего рынка продолжают разрушать российские предприятия, которым необходимы средства и время для переориентации своих производств на востребованную производственным сектором и потребительским рынком качественно новую продукцию.

Перспективы экономического роста в России в ближайшие годы будут определяться динамикой внутреннего спроса и возможностями российских предприятий обрабатывающих отраслей промышленности производить продукцию, отвечающую требованиям в первую очередь внутреннего, а затем и мирового рынков.

Отсекая производство продукции массового спроса от наукоемких технологий, тенденция к чему прослеживается в русле так называемой реструктуризации оборонной промышленности, мы обрекаем эту продукцию на неконкурентоспособность и лишаем товаропроизводителей мощного источника собственных финансовых ресурсов. В США и Европе наблюдается противоположная ситуация. Там наиболее успешно действуют, как правило, многоотраслевые компании, что придает им высокую экономическую устойчивость, мощь и конкурентоспособность.

Вместе с тем государство не должно допустить, чтобы под видом рационализации структуры предприятий и создания крупных

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 163

интегрированных производств проводилась реорганизация, ставящая во главу угла только передел собственности. Эта тенденция особо опасна для высокотехнологичного сектора экономики. Правовые акты, регулирующие и закрепляющие ключевую роль государства в управлении крупными холдингами, создаваемыми в отраслях экономики, чувствительных для обеспечения экономической безопасности, конкурентоспособности и обороноспособности страны только разрабатываются. Действенное применение государственных регулирующих инструментов могло бы помочь аккумуляции и целевой направленности части доходов от экспорта энергоносителей и сырья для формирования исходной финансовой базы и инфраструктуры инновационного рынка. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет о кредите ресурсопроизводящих отраслей государству в результате пересмотра системы их налогообложения.

Сильным препятствием на пути научно-технического прогресса зачастую является административный запрет на использование «технологий двойного применения» в гражданском производстве. Новые технологии, разработанные в ходе реализации государственных программ НИОКР, являются национальным достоянием, способным улучшить не только конкурентный и научно-технический уровни продукции гражданского назначения, но и общую ситуацию на потребительском рынке. Эти технологии являются вкладом не только в процессные, но и в продуктовые инновации [3].

Поддержка и раскрытие возможностей предприятий, направленных на усиление стимулирования их инновационной деятельности, могут осуществляться различно. К мерам укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой и пр.) базы предприятий для развития можно отнести следующие:

- льготное налогообложение и кредитование (исключение из налогооблагаемой базы, полностью или частично, той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение);

- предоставление инвесторам (в первую очередь покупателям, потребителям, но не производителям) наукоемких продукции и услуг целевых инвестиционных налоговых кредитов;

- перечисление части доходов, получаемых от использования продукции высокотехнологичных производств, не в общий котел доходной части федерального бюджета, а на специальные счета развития этих производств;

- освобождение (полностью, частично, на время) высокотехнологичных производств от уплаты налогов в федеральный или местный бюджет в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;

- установление для высокотехнологичных производств, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования, который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- бюджетное дотирование (предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для народнохозяйственных государственных нужд);

- таможенное регулирование (таможенные преференции), т.е. таможенная защита внутреннего рынка для тех отечественных товаропроизводителей, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок сложной продукции российскими образцами (в первую очередь это касается электроники, иной бытовой и оргтехники);

- законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм (поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции российских товаропроизводителей и зарубежных корпораций, оказание протекционистской поддержки продвижению российской продукции на мировом рынке);

- нормативно-правовое регулирование и администрирование (разрешение высокотехнологичным производствам, находящимся в государственной собственности, реализовывать в установленном порядке излишние ликвидные запасы технологического оборудо-

вания и площадей в целях собственного развития; вытеснение устаревших технологий с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды; изменение действующего порядка процедуры банкротства и прекращение процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств, прежде всего работающих в интересах обороны, поскольку это разрушает сложившуюся технологическую кооперацию; установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, долю прибыли от эксплуатации и использования своей продукции, выпущенной по государственному заказу, высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации); формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств; участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение: селекция оборонно-ориентированных исследований и разработок, имеющих двойное применение, и доработка (переработка) технической документации для повторного многоцелевого и широкомасштабного использования полученных результатов в гражданской сфере);

- адаптация инновационных проектов к региональным условиям (стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям).

Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования.

Перечисленный набор средств поддержки передовых производств необходимо подкрепить государственными мерами поддержки экономики на макроуровне (оздоровление финансовой системы и приведение банковской ставки процента за кредит к приемлемому для долгосрочных инвестиций уровню, проведение реформы налоговой системы в интересах отечественных товаропроизводителей, приближение валютного курса рубля к его реальной покупательной способности, оптимизация тарифного регулирования).

Таким образом, система стимулирования инновационной деятельности в современных условиях должна обеспечиваться комплексом мер, включающих адресную поддержку приоритетных направлений инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, стимулирующего заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности.

Литература:

1. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Механизмы технологического развития экономики России. - М.: Наука, 2003.

2. Бендиков М.А., Фролов И.З. Роль инновационного потенциала в модернизации экономики: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом, 2006. - № 1.

3. Телегин П.М. Инвентаризация интеллектуальной собственности поможет решить управленческие проблемы // Промышленная политика в Российской Федерации, 2005. - № 4-5.

4. Макаров В.А., Варшавский А.Е. Инновационный менеджмент в России. - М.: Наука, 2004.

164 ТЯАШРОЯТ ВШШБ88 Ш ЯШ8ІА | №6 2013 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.