Научная статья на тему 'Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом'

Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3279
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА / ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ ПРИ АУТИЗМЕ / AUTISM / PRESCHOOL AGE / GAMING ACTIVITIES / COOPERATIVE PLAY WITH AN ADULT AND CHILD / FEATURES OF THE GAME IN AUTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матяж А. А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования игровой деятельности старших дошкольников с ранним детским аутизмом. Описаны специфические трудности игровой деятельности при I и II группе аутизма по классификации О.С.Никольской. С помощью метода включенного стандартизированного наблюдения делаются обоснованные выводы о том, что дошкольник с аутизмом наиболее успешен в совместной игровой деятельности со взрослым, нежели индивидуальной, вне зависимости от структуры нарушения при аутизме. На основании полученных данных спланирована работа психолога по формированию игровой деятельности у детей данной категории в рамках традиций отечественной научной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT FEATURES OF GAMING ACTIVITY OF PRE-SCHOOL CHILDREN DIAGNOSED WITH EARLY INFANTILE AUTISM

The article presents the results of an empirical study of the gaming activities of older preschoolers with early childhood autism. The paper describes the specific difficulties of playing activity in group I and II of autism according to the classification of O. S. Nikolskaya. With the help of the included standardized observation method, reasonable conclusions are made that a preschooler with autism is most successful in playing together with an adult rather than an individual, regardless of the structure of the disorder in autism. On the basis of the obtained data, the work of a psychologist on the formation of game activity in children of this category within the traditions of the national scientific school is planned.

Текст научной работы на тему «Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом»

УДК 159.96

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

А.А. Матяж

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»

[email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования игровой деятельности старших дошкольников с ранним детским аутизмом. Описаны специфические трудности игровой деятельности при I и II группе аутизма по классификации О.С.Никольской. С помощью метода включенного стандартизированного наблюдения делаются обоснованные выводы о том, что дошкольник с аутизмом наиболее успешен в совместной игровой деятельности со взрослым, нежели индивидуальной, вне зависимости от структуры нарушения при аутизме. На основании полученных данных спланирована работа психолога по формированию игровой деятельности у детей данной категории в рамках традиций отечественной научной школы.

Ключевые слова. аутизм, дошкольный возраст, игровая деятельность, совместная игра взрослого и ребенка, особенности игры при аутизме.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF GAME ACTIVITY PRE-SCHOOL CHILDREN WITH EARLY CHILD AUTISM A.A. Matyazh

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the gaming activities of older preschoolers with early childhood autism. The paper describes the specific difficulties of playing activity in group I and II of autism according to the classification of O. S. Nikolskaya. With the help of the included standardized observation method, reasonable conclusions are made that a preschooler with autism is most successful in playing together with an adult rather than an individual, regardless of the structure of the disorder in autism. On the basis of the obtained data, the work of a psychologist on the formation of game activity in children of this category within the traditions of the national scientific school is planned.

Keywords. autism, preschool age, gaming activities, cooperative play with an adult and child, features of the game in autism.

Игра представляет собой особый способ полноценного и эффективного развития человека, которая присуща всем возрастным периодам и особенно важна на этапе дошкольного возраста. Игровая деятельность признается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в рамках данной деятельности происходит освоение социальных ролей и развитие внутренней культуры ребенка, развитие всех психических процессов и компонентов личности, приобретение важнейших психических новообразований, обеспечивающих успешность подготовки к школе [4; 6].

Игровая деятельность у нормально развивающихся детей протекает плавно и не требует сторонней помощи в ее формировании. Однако роль родителей в развитии и совершенствовании игровой деятельности современного дошкольника трудно переоценить. Взрослый осуществляет передачу социокультурного опыта, который ребенок трансформирует, преобразовывает, осмысляет и передает в ситуации игровых взаимоотношений [5]. Однако, совершенно иначе складывается данный процесс у дошкольников с ранним детским аутизмом.

Ранний детский аутизм представляет собой искаженное, диспропорциональное развитие психики, характеризующееся нарушением взаимодействия с окружающим предметным

миром и миром социальных взаимоотношений. Данный тип дизонтогенеза определен в категорию «первазивных нарушений развития», то есть всепроникающих расстройств, проявляющихся в специфическом нарушении развития психических процессов ребенка, его деятельности, организации собственного поведения, процесса овладения знаниями и практического усвоения опыта, личностного развития [3].

Исходя из сложной клинико-психологической структуры нарушения при детском аутизме, своеобразие игровой деятельности в ходе активности ребенка дошкольного возраста является результатом патологической пресыщаемости и резкой сензитивности, что вынуждает ребенка на самоизоляцию, сопровождаемую бедными, культурно нефиксированными стереотипными манипуляциями, которые проявляются однообразно в определенном ритуале. У детей с аутизмом не возникает продуктивного усвоения предметных действия и не реализуется раскрытие социальных действий с предметами, без которого невозможно дальнейшее психическое развитие ребенка [1; 3].

Актуальность исследования

Поведение и деятельность ребенка с расстройствами аутистического спектра имеет ряд специфических особенностей. Даже в тех ситуа-

циях, когда ребенок занят каким-либо делом, это занятие трудно назвать игровой деятельностью. Самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна. Чаще всего взрослому или сверстнику сложно включиться в самостоятельную игру аутичного ребенка, а многие исследователи исключают такую возможность и вовсе. Это объясняется и несформированностью у такого ребенка навыков взаимодействия, и его склонностью к стереотипности, к неизменности тех занятий, к которым он привык, которые доставляют ему удовольствие. Вместе с тем, возможность формирования игровой деятельности дошкольников с аутизмом нельзя исключать, а ее коррекционный потенциал необходимо использовать для наиболее гармоничного развития детей заявленной категории.

Организация исследования

Эмпирическое исследование было организовано с целью изучения особенностей игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом. База исследования: казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17». На базе данного учреждения функционирует региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра «Открытый мир».

В эмпирическом исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста с аутизмом. Данный вариант нарушения подтвержден заключением врача-психиатра. Возрастной диапазон детей в группе от 5 лет 6 мес. до 7 лет. Среди группы дошкольников, 6 детей относятся к первому варианту аутистиче-ского развития, а 4 ко второму варианту расстройств аутистического спектра, согласно классификации О.С.Никольской.

Для изучения особенностей игровой деятельности детей с аутизмом в качестве основного метода нами был выбран метод стандартизированного наблюдения. Данный метод позволяет сохранить наиболее комфортную для ребенка ситуацию. Ребенок с аутизмом, что немаловажно при структуре нарушения, находился в привычных для него условиях со знакомым игровым материалом и специалистом, который хорошо знаком ребенку. В качестве параметров программы наблюдения были выбраны критерии оценки и анализа игры ребенка дошкольного возраста, составленные Д.Б.Элькониным.

Игровая деятельность дошкольников оценивалась по таким критериям, как замысел игры, содержание игры, роль ребенка в игре, игровые действия, речевое сопровождение и отношение к правилам игры. Критерии оценки по каждому параметру были разделены на 3

уровня: низкий уровень - 1 балл; средний уровень - 2 балла; высокий уровень - 3 балла.

Процесс наблюдения был реализован поэтапно. На первом этапе наблюдаемые параметры регистрировались в ходе индивидуальной игры ребенка. На втором этапе мы регистрировали те же диагностические параметры в ходе наблюдения за совместной игрой ребенка со взрослым. В качестве взрослого выступал специалист, с которым ребенок уже долгое время работает на базе Ресурсного центра.

Программа наблюдения за индивидуальной и совместной игрой дошкольников с РАС проводилась двукратно. Это условие было реализовано для более качественного анализа игры ребенка. При этом анализу и интерпретации подвергались результаты повторного наблюдения.

Результаты исследования

В первую очередь анализировались действия ребенка при устройстве зоны для игры. Сравнивая индивидуальную и совместную игру по данному показателю, можно отметить, что по результатам они практически не отличаются, в обоих случаях преобладает низкий уровень развития данного компонента игры. Тем самым, можно сделать вывод о том, что у детей отсутствует подготовительный этап и в обоих вариантах игра начинается «с ходу».

Во время всего процесса игры отмечалось наличие признаков логического построения и следования сюжету в игре. В совместной игре дети значительно лучше воспроизводят различные сюжеты с объединением в одну тему. При опоре на помощь взрослого дети смогли проявить гораздо больше разнообразных действий, чем в индивидуальной игре. Благодаря этому, можно сделать вывод, что с помощью взрослых детям легче воспроизводить различные сюжеты и менять их в ходе игры. В индивидуальной игре у детей по этому параметру преобладает низкий уровень, что обусловлено отсутствием корректировки их действий со стороны специалиста и родителей как партнеров.

В индивидуальной игре роль практически не проявлялась: дети игнорировали характер поведения выбранного персонажа, его действия и особые черты. У некоторых детей роль полностью отсутствовала, они производили однообразные действия с предметами не соотносили свои действия к выбранному персонажу. В совместной игре результаты несколько лучше: дети выделяли выбранную роль по настоянию взрослого, или же взрослый наделял ролью ребенка. После этого дошкольники с РАС старались подражать действиям персонажа и отыгрывать сюжет, используя характерные особенности роли (по подсказке взрослого). Дети старались довести игровую линию персонажа до конца игры, не «соскальзывая» на другую дея-

тельность.

В любой игровой деятельности немаловажную роль занимают фактические игровые действия, производимые ребенком. В индивидуальной игре преобладает низкий уровень развития игровых действий у детей с РАС. Они производили однообразные действия с окружающими предметами, чаще всего повторяли одни и те же действия с предметами: бросали, роняли, били предметы, не используя их по назначению и не соотнося свои действия с сюжетом игры. В совместной игре дети со средним уровнем развития игровых действий использовали предметы по назначению. Дети старались передать систему действий по отношению к характеру выбранной роли. В совместной игре со взрослым игровые действия детей носили специфический, культурно-фиксированный, более устойчивый и разнообразный характер.

Одним из главных показателей игровой деятельности ребенка считается наличие речевого сопровождения игрового процесса. В индивидуальной игре большинство детей проявили низкий уровень речевого сопровождения в игре. Некоторые дети не использовали речь вовсе, во время своей деятельности они молчали. У других детей прослеживались речевые штампы, которые в большинстве случаев не относились к событиям, происходящим в игре. В совместной игре дети со средним уровнем развития речи использовали ее для создания диалогов между персонажами. Также дети контактировали с

другими участниками игры посредством речи, использовали реплики из мультсериалов и сказок.

Последним важным показателем игровой деятельности является отношение ребенка к правилам игры. В индивидуальной игре большинство детей показали низкий уровень по данному параметру. Некоторым детям было безразлично то, что ход и правила игры изменялись. Эти дети не опротестовывали нарушение логики игровых действий и не желали исправить ситуацию самостоятельно. В совместной игре дети показали наилучший результат по отношению к правилам, диктуемым взрослым. Практически у всех детей преобладает средний уровень развития отношения к правилам игры: дети слушали взрослого, выполняли инструкции, старались подчинять свои игровые действия оговоренным правилам, чаще под контролем взрослого. Дети, при нарушении логики игровых действий, указывали на это и опротестовывали подобное нарушение.

Выводы

Результаты исследования игровой деятельности по параметрам Д.Б.Эльконина можно представить в виде гистограммы, где указаны основные баллы, набранные испытуемыми по каждому из диагностических параметров игры (Рисунок 1).

Замысел игры Содержание Роль в игре Игровые Речевое Отношение к

игры действия сопровождение правилам игры

и Индивидуальная игра и Совместная игра

Рисунок 1. Сопоставительный анализ результатов наблюдения за игрой старших дошкольников с аутизмом

Исходя из полученных данных, можно сделать выводы о том, что совместная игровая деятельность лучше развита у детей, чем индивидуальная. Это обусловлено тем, что ребенок с опорой на поддержку взрослого совершает заданные действия эффективнее и лучше чем в индивидуальной игре, оставаясь один на один со своими стереотипиями и аутистимуля-циями. Также в совместной игре ребенок чувствует помощь и опору со стороны взрослого, это дает ему больше возможностей для включения в игру, развития игрового сюжета и его осмысления. Совместная игровая деятельность лучше развита и за счет того, что при ее реализации необходимо наличие других участников, которые помогают ребенку скоординировать свои действия в самом процессе игры. Ребенок контактирует с внутриролевыми персонажами в игре, которых играют родители и специалист, что помогает развитию речи и навыков коммуникации. Подобный процесс в индивидуальной игре еще сложен для дошкольников с аутизмом, поэтому в совместной игровой деятельности ребенку проще вести диалог с живым участником игры.

Полученные результаты дают основания полагать, что в основе коррекционной работы с детьми данной категории эффективно использовать технологию совместной игры, разработанной сотрудниками ФГБ НУ «Институт коррекционной педагогики РАО». Как указывает М.М.Либлинг, совместно со взрослым аутичный дошкольник должен пройти путь становления и развития игры, решая следующие задачи:

- формирование совместных осмысленных переживаний,

Литература

1. Либлинг, М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] / М.М.Либлинг // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах №2 20.

2. Либлинг, М.М. Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] / М.М.Либлинг // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - Альманах №2 28.

3. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Электронный ресурс] / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах №2 19.

4. Смирнова, Е.О. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка / Е.О.Смирнова, М.В.Соколова // Современная зарубежная психология. - №2 2. - 2013. - С. 6-8.

5. Шерешик, Н.Н. Роль родителей в развитии предметной и игровой деятельности ребенка в дошкольном детстве / Н.Н.Шерешик // Психолого-педагогические исследования в Сибири. - №2 1. - 2018. - С. 106-108.

6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. -360 с.

- преобразование аутостимуляции в совместные игровые действия,

- внесение в игру ребенка «событийности»,

- оформление простого сюжета игры,

- фиксация смысловой связи и последовательности событий,

- введение в игру персонажей, как связующего звена,

- освоение причинно-следственных отношений и представлений о времени,

- развитие игрового сюжета путем его детализации,

- преодоление стереотипности, внесение в игру и жизнь ребенка разнообразия,

- формирование способности к осмысленному выбору.

Таким образом, игровая деятельность у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом не сформирована: наблюдаются отсутствие игрового замысла, невозможность использовать предметы-заместители и однообразные действия в игре, не способствующие развитию сюжета. Вместе с тем коррек-ционный потенциал игры, особенно совместной со взрослым игровой деятельности крайне высок. Лучшие результаты по показателям игровой деятельности проявлены в наблюдении за совместной игровой деятельностью, вопреки убеждению о том, что нарушения взаимодействия препятствуют совместной игровой деятельности. Ребенок, благодаря взрослому, включается в игру, использует речь для общения и принимает предложенные сюжеты во время совместной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.