Научная статья на тему 'Ребенок с расстройством аутистического спектра'

Ребенок с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1156
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РДА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / AUTISM / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхотурцева Е.Е.

В данной статье дается обзор на проблему аутизма на примере ребенка с РДА. У ребенка были выявлены характерные черты аутистического спектра, которые были подробно разобраны и изложены в данной работе. Были предложены некоторые меры для коррекции аутистических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верхотурцева Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHILD WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

This article provides an overview on the problem of autism, for example, the child with autism. The child had the characteristic features of autism spec-tra, which were discussed in detail and presented in this paper. Was the pre-suggested some measures for the correction of autistic conditions.

Текст научной работы на тему «Ребенок с расстройством аутистического спектра»

- Психология -

РЕБЕНОК С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Е.Е. Верхотурцева, студент

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (Россия, г. Магнитогорск)

Аннотация. В данной статье дается обзор на проблему аутизма на примере ребенка с РДА. У ребенка были выявлены характерные черты аутистического спектра, которые были подробно разобраны и изложены в данной работе. Были предложены некоторые меры для коррекции аутистических состояний.

Ключевые слова: аутизм, РДА, дошкольный возраст.

В настоящее время актуальность раннего выявления и адекватной системой работы по коррекции состояний, наблюдаемых при раннем детском аутизме (РДА), уже не вызывает сомнений. Своевременная диагностика у детей осложняется тем, что некоторые моторно-речевые нарушения в поведении ребенка раннего возраста можно списать на особенности характера и на младенческий возраст. Статистика указывает на то, что из тысячи детей пять-шесть детей страдает этим диагнозом. Развитие аутизма связывают с генами, однако сама генетика этого процесса сложна и не совсем понятна на сегодняшний день.

В данной статье дается обзор на проблему аутизма на примере ребенка с РДА. Калягин Дмитрий, 4 года. Данное состояние было выявлено в возрасте 3 лет. У испытуемого была обнаружена характерная триада аутизма:

а. трудности с социальными коммуникациями;

б. трудности с социальным воображением;

в. трудности с социальным взаимодействием.

Из существующих четырех синдромов аутизма (синдром Аспергера, Каннера, Ретта и атипичный аутизм) у испытуемого был выявлен синдром Каннера - для этого синдрома характерна изоляция человека от окружающих его людей, интеллектуальная недостаточность, отставание в развитии речи.

По принятой на сегодняшний день теории фундаментальной проблемой заболеваний группы аутизма считают «душевную слепоту», т.е. неспособность предста-

вить, о чем может думать другой человек. Считают, что это приводит к нарушению взаимодействия с окружающими, что, в свою очередь, ведет к аномалии речевого развития. У детей это состояние формируется в возрасте 1-3 лет. Как и у многих детей с аутизмом, у Дмитрия прослеживались такие факторы как:

1. Отсутствие привязанности к родителям (мама зовет ребенка, а он не откликается).

2. Задержка в развитии ребенка (у Дмитрия наблюдается задержка экспрессивной речи - словарный запас менее 5 слов; задержка психического развития - не может дольше 5 минут удерживать внимание на каком либо предмете; эмоционально-волевая сфера и мышление находятся на низком уровне развития).

3. Агрессивность и равнодушие к другим детям (сторонится детей, не включается в игровую деятельность).

4. Любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные (постоянно носит с собой плюшевого медведя).

Согласно современной классификации, пациентов, страдающих от аутизма, разделяют на пять групп.

Первая группа - пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром.

Вторая группа - замкнутые в себе люди; любят часами заниматься любимым занятием. Могут длительное время не испытывать желания спать, есть, отдыхать.

Третья группа - люди, не воспринимающие нормы общества.

Четвертая группа - больные аутизмом взрослые, не умеющие бороться с проблемами, часто обижаются на кого-либо.

■ Психология -

Пятая группа - к этой группе относятся люди, страдающие аутизмом, у которых интеллект выше среднего. Они становятся успешными программистами, музыкантами, писателями, т. е. они успешно, независимо от заболевания, адаптируются в обществе.

Проанализировав собранные данные об испытуемом ребенке можно предположить, что ребенок относится к первой группе - ему присущи такие факторы как замкнутость, отсутствие эхолалии. Также были выявлены 4 признака аутизма, проявляющиеся в разной степени.

1. Нарушение социального поведения -у ребенка резко нарушен контакт глаза-в-глаза, часто смеется по своим причинам, неспособен понять эмоции окружающих, не принимает участие в играх сверстников.

2. Нарушение коммуникации - ярко выраженная задержка речи.

3. Стереотипное поведение - ребенок может очень долго строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния тяжело. Многократные повторения движений, лишенных

смысловой нагрузки. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые ребенок использует в пугающей или непривычной обстановке. Ему присущи такие навязчивые движения как хлопанье в ладоши, щелканье пальцами, покачивание головой и другие однообразные движения.

4. Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет) - аутизм был выявлен в 3 года.

Также был определен зрительный вектор - поведение характеризуется излишней впечатлительностью, плаксивостью, истеричностью, крайними эмоциональными проявлениями.

Моторика рук развита недостаточно согласно возрасту ребенка. Плохо соединяет рисунок по точкам, плохо чертит прямые линии и простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат).

На рисунке 1 ребенок рисовал прямые линии. С моей помощью у него получались прямые линии, но когда я убирала руку, ребенок начинал беспорядочно водить кисточкой по бумаге, не выполняя основное задание.

На рисунке 2 ребенку было дано задание соединить рисунок по точкам. Дмитрий сильно сопротивлялся, без посторонней помощи не мог соединить правильно.

При раскрашивании постоянно выходил за рамки рисунка и хаотично раскрашивал весь лист.

Рис. 2. Соединение по точкам и раскрашивание фигур

Многие заболевания головного мозга (ДЦП, эпилепсия, болезнь Паркинсона, аутизм и др.), несмотря на разнообразие причин их вызывающих, объединяет то, что все они имеют продромальную фазу и проходят определенные стадии дифферен-цировки. Независимо от характера и эффективности проводимого лечения данные заболевания имеют пароксизмальное или альтернирующее течение и обладают способностью менять клиническую симптоматику во времени.

По данным института коррекционной педагогики если с аутистичным ребёнком ничего не делать, то это глубокий инвалид. Из них 20-22% относительно адаптируются, а 2-3% достигают хотя бы удовлетворительного уровня социальной адаптации. При раннем вмешательстве статистика резко отличается и выглядит следующим образом: 60% - могут обучаться по программе массовой школы; 30% по программе вспомогательной школы; 8-10% адап-

мальным периодом начала коррекционной помощи при РДА считается дошкольный возраст. Следовательно, для коррекции аутистических состояний предлагаются следующие меры:

1. Рекомендуется создание специальных условий для развития аутичного ребенка. С этой целью необходимо снятие стресса, который возникает в изменяющейся среде. Среда должна быть организована таким образом, чтобы она была предсказуема.

2. Для родителей, имеющих детей с аутизмом, необходимо проводить регулярное обучение.

3. У детей с аутизмом необходимо снижение ригидности поведения с целью научения сотрудничеству.

4. Уменьшение дезадаптивных форм поведения, т.е. обучение социальному поведению.

5. Необходимо проведение мероприятий, направленных на работу с семьями, имеющими аутичного ребенка.

тируются только в условиях семьи. Опти-

Библиографический список

1. Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Ранний детский аутизм: медико-социальная проблема / Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2013. -Т. 8. № 1. - С. 271-273.

2. БашинаВ.М. Аутизм в детстве. - М.: - "Медицина". - 1999 г.

- ncuxoMoeua -

THE CHILD WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER E.E. Verhoturtsev, student

Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov (Russia, Magnitogorsk)

Abstract. This article provides an overview on the problem of autism, for example, the child with autism. The child had the characteristic features of autism spec-tra, which were discussed in detail and presented in this paper. Was the pre-suggested some measures for the correction of autistic conditions.

Keywords: autism, autism, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.