УДК 378
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2015 Ю. В. Ерошенко
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой изобразительного искусства, e-mail: [email protected]
Воронежский государственный педагогический университет
Статья посвящена вопросу повышения качества подготовки учителей изобразительного искусства через привлечение традиций народной художественной культуры родного края в практическую деятельность студентов по декоративно-прикладному искусству.
Совершенствование методов проведения учебных занятий, создание художественнопедагогической среды способствуют развитию художественно-педагогические способностей.
Ключевые слова: художественно-педагогические способности, народная художественная культура, декоративно-прикладное искусство, этнопедагогика, традиции, народные промыслы, педагогическая деятельность.
Формирование профессионального мастерства студента педагогического вуза является одной из первостепенных задач образовательного процесса. Также необходимо отметить, что профессиональное мастерство учителя изобразительного искусства в большей степени характеризуется степенью развития художественно-педагогических способностей, а их развитие проходит в разных сферах. С позиции деятельностного подхода необходимо выделить, следующие сферы: учебную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, педагогическую. Для того чтобы развитие художественнопедагогических способностей было более эффективно, необходимо создавать условия для максимальной реализации личности студента в этих сферах деятельности.
Процесс развития художественно-педагогических способностей студентов отделения изобразительного искусства факультета искусств и художественного образования ВГПУ на занятиях по декоративно-прикладному искусству и народным художественным промыслам осуществляется по следующим направлениям:
1) включение традиций национально-региональной художественной культуры и народной педагогики в систему занятий по декоративно-прикладному искусству;
2) организация экскурсий по этнографии в областной краеведческий музей и организация поездок по Воронежской области в краеведческие музеи и предприятия художественных промыслов;
3) использование нетрадиционных форм урока и элементов народной педагогики на занятиях по разработанному нами спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области» как универсального средства совершенствования педагогических и методических умений и навыков студентов в области преподавания ДПИ;
4) организация исследовательской работы в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края, собирание коллекции по этнографии для факультетского музея.
Таким образом, используя возможность изучения традиций народного художественного творчества родного края на занятиях декоративно-прикладного искусства, студенты понимают особую значимость региональной художественной культуры. Будущие учителя ИЗО начинают интересоваться традициями своей семьи,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
многие находят связь между собственными предпочтениями в искусстве и занятиями своих предков. Налицо воспитательное значение изучения народных художественных технологий в декоративно-прикладном искусстве.
Правильно понять и оценить поведение, производственную и творческую мыслительную деятельность студентов на занятиях по ДНИ и народным художественным ремеслам помогает знание психологических основ организации учебной деятельности, разработанных такими учеными, как Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Я.А. Нономарев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Д.Н. Узнадзе и др. Психологи утверждают, что одной из особенностей творческого мышления, приводящей к новым художественным идеям, является умение видеть новое в известном, использовать накопленные знания в новой ситуации. Подтверждением этому является, например, использование старых секретов мастерства народных художественных ремесел в создании современных изделий.
Во время практических занятий по декоративно-прикладному искусству и народным художественным ремеслам предлагаются такие тренировочные упражнения и изделия, которые способствуют постоянному творческому поиску студентов. В освоении традиционных народных технологий является следующая важная последовательность: от создания эмоционального отношения у студента - к знаниям, от знаний - к умениям и навыкам. Именно после того как у студента создано эмоциональное отношение к народной культуре родного края, необходимо переходить к освоению знаний по истории, особенностям формы, цвета, композиции, мотивов, а затем уже к формированию умений и навыков работы с инструментами, оборудованием, художественной обработке материалов.
Разработанные учебно-творческие задания для студентов определяют новые ориентиры в художественном, эстетическом, патриотическом воспитании будущих учителей ИЗО, связанные с приобщением их к истории народного декоративноприкладного искусства и его развитием в родном крае. Необходимо показать студентам, как природная среда служит народным мастерам источником их искусства, влияет на образы, мотивы, эмоциональный строй.
Предложенные студентам задания имеют разные цели и задачи, но методические рекомендации и структура творческой деятельности имеют много общего. Так, разработка эскизов начинается с демонстрации образцов народного искусства, творческих работ студентов, подробного изучения художественных традиций в каждом промысле. Далее студенты выполняют изделие только по собственным эскизам. В полной мере творческими эти разработки еще не являются, но они выполняются на основе анализа и комбинирования аналогичных работ, поэтому характеризовать данный вид деятельности можно как частично-поисковый. С первых же работ главное внимание в постановке задач уделяется авторской ответственности за проект и исполненное изделие.
Перед выполнением творческой работы (в одной из техник) студенты получают задание вести дневник наблюдений, где необходимо записывать, какие трудности возникали, какие приемы выполнения работы были наиболее рациональны и что нового было открыто для себя. На следующем этапе, используя свой дневник наблюдений и прогнозируя преподавание данной техники на занятиях с детьми, студенты составляют методические рекомендации по выполнению изделий. Совершенствуя свои педагогические навыки, они планируют занятия по народным художественным промыслам своего региона. Методические рекомендации разрабатываются для детей разных возрастных групп. Студенты составляют их самостоятельно - в соответствии со сложностью задания. На начальном этапе освоения декоративной деятельности студенты изучают многие технологии впервые, то есть проходят тот же путь, что и их
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Ерошенко Ю. В. Особенности развития художественно-педагогических способностей студентов
средствами народной художественной культуры
будущие ученики. Это позволяет им, с одной стороны, встать на позицию ученика, а с другой стороны, осваивая творческие приемы работы над изделием, конструировать задания для учащихся с целью формирования у них потребности в творчестве. Работая над изделием, студент анализирует ошибки и трудности, с которыми он сталкивается. Это позволяет ему предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в аналогичной работе у учащихся.
Таким образом, такая структура занятий в значительной степени повышает художественно-творческую активность студентов, что также способствует развитию художественно-педагогических способностей.
В процессе художественно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства, на наш взгляд, наиболее целесообразно обращаться к методам этнопедагогики. Этнопедагогические традиции каждого народа необходимо рассматривать в единстве с общекультурными и художественными традициями и как отражение педагогического опыта. Процесс обучения и воспитания с использованием некоторых приемов этнопедагогики будет успешен, если он является результатом сотворчества педагога и студента; включение в педагогический процесс этнохудожественных и этнопедагогических традиций должно способствовать сохранению народной культуры, передаче следующему поколению культурного наследия народа. В процессе воспитания и образования должны быть учтены воспитательные и образовательные функции народного искусства, региональные школы народного мастерства как фундаментальные пласты народной, художественной культуры. Необходимо знакомить студентов с факторами народного воспитания, такими как природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, и средствами народной педагогики - пословицы, загадки, песни и сказки.
Выбор темы исследовательской работы основан на личной заинтересованности студентов. Если в семье есть традиции художественных ремесел или остались сведения о предках - народных мастерах, а также образцы декоративно-прикладного искусства, то предпочтительно разрабатывать соответствующую тему, которая может звучать, например, так: «Домовая резьба - традиционный промысел семьи Бирюковых из г. Борисоглебска Воронежской области». Если в семье утеряна связь с народной художественной культурой, то темы предлагаются преподавателем.
Важной составляющей развития художественно-педагогических способностей студентов мы считаем необходимость проводить исследования в рамках своей деятельности в области преподавания декоративного искусства. Проводя исследование, будущий учитель включается в творческий процесс поиска наиболее эффективных путей и способов обучения, изучения и использования в своей работе передового педагогического и художественного опыта. Система научно-исследовательской работы вуза - это неотъемлемая составляющая образования, направленная на формирование педагога-профессионала, самостоятельной, творческой, активной личности.
Деятельность педагога - это деятельность исследовательская и творческая. Правильно организованная исследовательская деятельность становится одним из основных средств самореализации студентов в профессиональной и творческой областях, средством самоутверждения в выбранном виде деятельности. Таким образом, научно-исследовательская работа становится действенным средством вовлечения будущих учителей в процесс творческого освоения своей профессии, оказывающей активное воздействие на развитие художественно-педагогических способностей.
Выполнение научно-исследовательской работы убеждает студента в
собственных силах, поднимает его самооценку. Возможность представить результаты своих исследований в виде доклада перед сокурсниками способствует повышению его авторитета внутри студенческой группы, таким образом, лучше проходит процесс
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
самоутверждения. Результаты, которые достигает студент в процессе исследовательской деятельности, стимулируют его к совершенствованию, что, в свою очередь, отражается на уровне его профессиональных притязаний.
Экскурсия в краеведческий музей проходит во внеурочное время и заранее планируется. Для ее проведения приглашается научный сотрудник, который специализируется на изучении народных художественных промыслов и традиционного костюма. Экскурсия призвана через зрительный ряд вызвать эмоциональный отклик у будущих учителей ИЗО.
Параллельно с теоретическим курсом проходят практические занятия, которые являются заключительной фазой в изучении студентами народной художественной культуры родного края.
На занятиях используются различные средства, формы и методы обучения и воспитания. Педагогическое руководство деятельностью студентов рассматривается не как организованное воздействие на последних, а как форма организации общения, сотрудничества и сотворчества воспитанников и наставников, педагогической поддержки обучающихся в самореализации и самоорганизации. Чтобы процессы развития и саморазвития были эффективными, необходимо создавать пространство для свободы личности. В соответствии с этим важнейшей особенностью педагогического руководства деятельностью студентов является его индивидуализированный, личностный характер. В обучении очень важной проблемой является обеспечение каждому студенту успеха в деятельности.
Каждое занятие должно быть оснащено необходимыми наглядными пособиями, технологическими картами. Роль наглядного материала в процессе обучения определяется деятельностью и целью этой деятельности, которая ведет к усвоению учебного материала. Демонстрация наглядных пособий должна сопровождаться комментариями преподавателя. Вообще речь преподавателя - это самый мощный и важный инструмент в сложном деле обучения, и педагогическое мастерство во многом определяется тем, в какой степени он владеет этим инструментом. В устной речи, для того чтобы лучше выделять существенные смысловые высказывания и последовательно переходить от одного блока сообщения к другому, существуют вспомогательные приемы - интонация, паузы, выделение слов или выражений акцентом, мимика, жесты.
Обязательным заданием для студентов является разработка уроков по народному искусству Воронежского края для школьников. Привлечение народной художественной культуры в дисциплины ДНИ, наполнение содержания образовательного процесса ценностями национально-регионального искусства является основной педагогической задачей для выполнения этого задания. При подготовке уроков будущим учителям ИЗО необходимо подготовить наглядные пособия по выбранной теме. В работе над наглядными пособиями у студентов развиваются не только художественные способности, но и педагогические. Им необходимо качественно выполнить изобразительную часть пособия, продумать вопросы доступности восприятия, последовательность технологических приемов, примерный текст изложения своих знаний и умений.
Введение студентов в мир декоративно-прикладного искусства через привлечение народной художественной культуры родного края во многом облегчает решение задачи развития профессионального мастерства. Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, лабораторные и практические работы, консультации, экзамен, зачет) имеют ограниченные возможности в изменении позиции студента, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. Для повышения качества подготовки специалиста необходимо использовать нетрадиционные формы обучения.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Ерошенко Ю. В. Особенности развития художественно-педагогических способностей студентов
средствами народной художественной культуры
Такой подход позволяет студенту выступать в роли режиссера, актера, учителя, ученика, консультанта, художника, организатора деятельности детей или
однокурсников. Чем разнообразнее выполняемые студентом роли, тем более разносторонне развивается личность будущего специалиста, его профессиональные способности.
В области преподавания изобразительного искусства принята форма индивидуального выполнения творческого задания. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволяет более эффективно решать задачи развития художественно-педагогических способностей студентов. Это дает возможность выполнить более сложную в техническом исполнении работу.
Работа в небольшом коллективе мобилизует человека, поскольку от его собственных действий и слаженности действий группы зависит общий результат, преобладающее значение в ряду качеств личности начинают играть сознательность и самостоятельность.
Организация творческой деятельности в коллективе имеет большое значение, так как стимулирует студентов к самообучению и саморазвитию, выявляет специфические способности, умения и навыки на различных этапах выполнения заданий.
Самостоятельная работа студентов представляет систему познавательных процессов, направленных на самостоятельный поиск и приобретение знаний, умений и навыков.
Одной из важных сторон народного искусства является его направленность на воспитание подрастающего поколения через передачу традиций. Такая направленность является основой для собственного совершенствования студентов в любом из выбранных видов прикладного искусства. Параллельно с изучением технологии прикладного искусства идет процесс совершенствования методических приемов ведения занятий, то есть происходит развитие художественно-педагогических способностей у будущих учителей ИЗО. Особенно это становится очевидным, когда студенты выходят на педагогическую практику.
Деятельность учителя изобразительного искусства в школе представляет собой процесс решения ряда педагогических задач. Чаще всего выделяют следующие типы учебных педагогических задач:
- педагогические задачи аналитического характера, предполагающие выработку умений анализировать и оценивать педагогическую ситуацию, определять факторы, влияющие на возникновение проблемы, а также намечать возможные пути и методы ее устранения;
- педагогические задачи проектировочного плана, предполагающие выработку умений самостоятельно находить способы решения поставленной задачи, разработку определенного «проекта» организации предметного содержания и формы деятельности учащихся;
- игровые задачи, предполагающие умение строить взаимоотношения с учениками или группой учащихся, добиваться осуществления планов.
Умение студентов решать эти задачи проявляется в процессе педагогической практики.
Глубокое понимание выразительных возможностей, традиционных приемов и композиций, специфики ведения работы при выполнении изделия позволит студенту оценить пройденный им путь, позволит сравнивать методику, сложившуюся на основе личного опыта, с методиками, предлагаемыми другими авторами или народными мастерами.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение народной художественной культуры в занятия по ДНИ предоставляет возможность студентам не только изучить
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
особенности местных технологий художественной обработки материалов, но и пополнить арсенал предметного содержания своих занятий. На начальном этапе подготовки художника-педагога, используемые нами формы проведения занятий способствуют развитию педагогических потребностей, а также художественнопедагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)