Научная статья на тему 'О создании и внедрении в учебный процесс ХГФ педвузов регионального компонента истории художественного и художественно-педагогического образования'

О создании и внедрении в учебный процесс ХГФ педвузов регионального компонента истории художественного и художественно-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕДУЩИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕДАГОГИ КУБАНИ / ART-TEACHER'S EDUCATION / FINE ARTS / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигуля Галина Александровна

Исследована история становления и развития художественного и художественно-педогогического образования на Кубани, дан анализ современного состояния эстетического воспитания и образования молодежи, изучен вклад ведущих ученых и педагогов края в историю, теорию и методику обучения изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигуля Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О создании и внедрении в учебный процесс ХГФ педвузов регионального компонента истории художественного и художественно-педагогического образования»

УДК 372.8 М 577

Г. А. МИГУЛЯ

О СОЗДАНИИ И ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСА ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследована история становления и развития художественного и художественно-педогоги-ческого образования на Кубани, дан анализ современного состояния эстетического воспитания и образования молодежи, изучен вклад ведущих ученых и педагогов края в историю, теорию и методику обучения изобразительному искусству.

Ключевые слова: региональный компонент; история художественного и художественного-педагогического образования; ведущие художники-педагоги Кубани.

Целью нашего исследования является изучение истории зарождения, становления и развития системы профессионального, художественного и художественно-педагогического образования Кубани, вклада в это дело ведущих худож-ников-педагогов нашего региона и внедрение полученных результатов в учебный процесс ХГФ Кубанского Государственного Университета. Тот факт, что до настоящего времени научных работ по этой проблеме нет, а необходимость ее для практики обучения будущих художников-педаго-гов не вызывает сомнения определил актуальность и необходимость нашего исследования. Исходя из кардинальной реформы современного художественно-педагогического и художественного образования, значимость разработки и внедрения регионального компонента учебной дисциплины «История и теория развития художественного образования» неизмеримо возрастет.

Новизна исследования заключается в том, что впервые изучены истоки зарождения и становления художественного и художественно-педагоги-ческого образования региона, выявлены факторы влияния на методы преподавания в разные исторические периоды, осуществлен системный анализ современного состояния художественного, художественно-педагогического образования и эстетического воспитания молодежи Кубани.

Методика нашего исследования базируется на принципах: понимания художественно-педагогического наследия Кубани как необходимого регионального компонента России; безусловной связи искусства и педагогики и появления на этой основе новых методик преподавания; изучения

авторских методик на примере преподавания изобразительных дисциплин отдельными худож-никами-педагогами. С этой целью нами использовался метод структурно-функционального анализа и системного похода к рассмотрению проблемы. На основе такого подхода в исследовании построена модель применения регионального компонента на различных уровнях художественного и художественно-педагогического образования.

Изучение публикаций и опыта реализации регионального компонента в системе высшего и среднего специального художественно-педагогического образования России показало, что усилия ученых и практиков направлены в основном на культурологический аспект этой проблемы. Это привело к введению в учебный процесс различных спецкурсов, факультативов, в основном краеведческого характера, ориентированных на изучение специфики экономических, этнокультурных, географических, национальных условий регионов. Периодически происходит обмен опытом работы, обсуждение материалов педагогических исследований на уровне региональных, всероссийских и международных конференций (Ижевск, Краснодар, Магнитогорск, Москва, Ро-стов-на-Дону, Санкт-Петербург, Уфа и др.)

Мы солидарны с мнением В.М. Белого, который определяет одной из важнейших целей становления регионального компонента в парадигме российского художественного и художественно-педагогического образования «.. .формирование природосообразной гармонически развитой личности, вносящей своеобразие традиционной

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Г.А. Мигуля, 2007

для нее культуры в палитру современной единой российской жизни» [1, с. 31].

Отмечая вклад художников-педагогов Уральского региона в решение этой проблемы, выделим прежде организующую, координирующую и направляющую деятельность Регионального центра развития художественного образования (РЦРХО, 1996 г.). Созданный на базе хуцожествен-но-графического факультета Магнитогорского государственного университета (ХГФ МаГУ), этот центр под руководством В.И. Колякиной провел большую работу, направленную на совершенствование системы непрерывного художе-ственно-педагогического образования Башкортостана, Оренбургской, Челябинской и др. областей России. Усилия художников-педагогов направлены на решение двух взаимосвязанных проблем - адаптацию для учителей ИЗО школы материалов по краеведению, этно-художественной культуре и искусству региона, а также разработку и апробацию методик и технологий ведения уроков по ИЗО [3, с. 38]. В.И. Колякина обосновывает «различные способы реализации регионального компонента:

- полипредметный, предлагающий включение регионального содержания в базовое образование во всех предметных программах;

- монопредметный, требующий разработки программы специальных учебных дисциплин (факультетов) для углубленного изучения краеведческих, этнокультурологических сведений;

- интегративный, предусматривающий разработку комплекса занятий и мероприятий национально-регионального содержания, основанных на межпредметных связях интеграции различных краеведческих зананий, полученных учащимися при изучении разных предметов» [4, с. 305].

Изучение региональной культуры на ХГФ МаГУ стало не только целью этнохудожествен-ного образования студентов, но и фактором их эстетического воспитания средствами народной культуры и искусства. Это позволило активизировать все средства и формы подготовки будущего учителя к работе в общеобразовательной школе. В рамках предмета «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» реализуется тематический цикл занятий «Учет особенностей художественной культуры и народных традиций при разработке регионального компонента и типовых программ по изобразительному искусству», разработан и внедрен спецкурс «Ис-

кусство и народная культура Южного Урала» [4, с. 306].

Интересный и продуктивный опыт деятельности учебно-исследовательской лаборатории народного и декоративно-прикладного искусства Новгородского государственного университета по изучению, сохранению и развитию художественных традиций Русского Севера и Новгородского края в курсовых, дипломных работах, диссертациях молодых ученых содержится в статье Г.А. Поровской [5].

Региональный компонент программы «Человек и искусство», разработанный на основе идеи Т.Я. Шпикаловой, направляет учителей ИЗО на использование неисчерпаемых образовательновоспитательных возможностей традиций декора-тивно-прикладного искусства народов Севера. Для подготовки художников-педагогов на факультете в качестве регионального компонента внедрена специализация «Художественная обработка материалов», которая дает ощутимые результаты [5, с. 334].

В.И. Филиппова, исследуя роль национальнорегионального компонента в повышение профессионального уровня будущего специалиста, утверждает, что « успех разработки регионального компонента школьных программ по изобразительному искусству во многом будет зависеть от знаний самим педагогом национально-региональной культуры и искусства края». Для решения этой проблемы она предлагает введение национально-регионального компонента в содержание и процессе выполнения выпускной квалифицированной работы студентам специальности «Изобразительное искусство», которое будет иметь большое воспитательное значение для самого студента [6, с. 54].

Особый интерес, с точки зрения нашего исследования, вызывают работы видного ученого, художника и педагога В.Ф. Канева. Методологию регионального компонента в подготовке учителя изобразительного искусства, по его мнению, должны определять нижеследующие основные принципы:

1. Исторический подход к изучению взглядов на этнокультуру региона, разработанных отечественными и зарубежными учеными;

2. Интеграция древнейших и новейших знаний об этнокультуре.

3. Воссоздание тех идей, мыслей, чувств, которые переживали предки в процессе создания

памятников культуры.

4. Межпоколенная трансмиссия основных элементов этнокультуры, сохранившихся, в частности, в традиционных ремеслах, благодаря которой сохраняется ее самобытность.

5. Деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание. Именно в процессе приобщения детей с юного возраста к этнической культуре, в процессе социализации молодые люди становятся носителями этих культур и восстановителями нарушенной преемственности традиции поколений. Преподаватель же создает необходимые предпосылки для этого процесса» [2, с. 412].

При этом В.Ф. Канев включает в содержание подготовки учителя следующие направления:

а) изучение этно-теоретического и практического материала (в лекционных курсах «Основы методологии научного творчества», этнографии, этнологии, культурологи) и в овладении будущим учителем хотя бы одним видом традиционного ремесла данного региона и т.д.

б) этно-гуманитарную подготовку, предусматривающую: повышение эрудиции студента в области этнокультуры; понимание творчества народных умельцев и мастеров различных видов традиционных ремесел, знание искусствоведческих проблем, рассматривающих раскрытие тем этноискусства и т.д.

в) технологическую подготовку, направленную на включение непосредственной деятельности студентов в технологию традиционных ремесел, особенно связанных с обработкой традиционных материалов (технология резьбы по дереву и кости, технология пластовой бересты, технология плетения лозы, и.т.п.) [2, с. 413].

Как следует из публикаций и изучения опыта реализации регионального компонента на ХГФ педвузов и педучилищ из поля зрения исследователей выпал важнейший системообразующий элемент - история, теория и методика обучения и воспитания изобразительной деятельности. Вместе с тем, помимо изучения российского и зарубежного опыта художественного образования студентам ХГФ необходимо знать историю развития этой сферы культуры своего региона -родной Кубани, как необходимой составной части регионального компонента.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения, выпускник ХГФ, завершивший изучение

истории, теории и методики обучения изобразительному искусству должен:

- владеть системой знаний об истории и закономерностях развития методов преподавания изобразительного искусства;

- знать методы, приемы, формы и средства обучения изобразительному искусству в историческом аспекте, уметь использовать их передовой методический опыт в своей профессиональной деятельности [7, с. 404].

Достижение нашей цели было бы невозможным без изучения и определения роли и места в системе эстетического воспитания молодежи различных образовательных учреждений края на всех исторических этапах.

Зарождение художественного образования на Кубани начинается с открытия в Екатеринодаре, в 1901 году художником и меценатом Е.И. Поспо-литаки частной школы рисования. На ее основе, в 1911 году, благодаря стараниям Ф.А. Коваленко

- коллекционера и создателя Екатеринодарской картинной галереи и И.Е. Репина - выдающегося русского художника, была открыта Екатеринодар-ская школа живописи и рисования. Они смогли привлечь к этому делу не только Государственную Думу, но и Российскую Академию художеств, которая кроме финансовой оказала большую методическую помощь и способствовала преобразованию ее в художественное училище.

За годы существования, несмотря на неоднократное его закрытие, на плохие условия содержания, училище подготовило более двух тысяч профессиональных художников. Многие его выпускники внесли большой вклад в развитие художественного и художественно-педагогического образования не только в крае, но и в других регионах России. Большое количество специалистов, подготовленных в художественном училище, составляют основу педагогических коллективов широко развитой сети детских художественных школ и школ искусств современной Кубани.

До сентября 1959 года художественное училище было единственным средним учебным заведением профессионального образования. Именно этот год стал поворотным в системе художественно-педагогического образования Кубани и всего Юга России. Молодой, энергичный ученый и замечательный художник-педагог Г.В. -Беда, обладавший прекрасными организаторскими способностями и человеческими качествами, за незначительный период времени сумел создать

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

дружный педагогический коллектив художественно-графического факультета. Усилиями его коллег Р.Г. Ломоносова, Д.Н. Святогорской, Ю.Н. -Шальнова, В. А. Нукало, А А. Боголоюбова, О.М-. Гаврилова, А.Е. Галича, А А. Васильева, Г.М. -Котельникова, Г.У. Кравченко, ЕА. Кузьменко, Ю.В. Новоселова, И.Т. Луниной, Л.И. Лунина, Л. Д. Синченко, Т.С. Трубниковой и др., был создан фундамент нашего факультета и началась подготовка учителей ИЗО и черчения для средних школ страны. Органичное соединение творческой педагогической и научной работы способствовало тому, что все педагоги принимали активное участие в художественных выставках, научных конференциях, общественных мероприятиях.

В нашем исследовании дается анализ вклада в теорию и методику обучения изобразительному искусству профессора, доктора педагогических наук долгое время возглавлявшего кафедру живописи Г.В. Беда. Его теория метода работы отношениями в реалистической живописи, изложенная в нескольких учебных пособиях, учебниках, монографиях и докторской диссертации (1972) до сих пор не потеряла своего значения и является основой специальной подготовки будущего художника-педагога.

Из созданной им научной школы мы выделяем, прежде всего: А.Е. Галича, первого аспиранта, защитившего диссертацию по проблемам наглядности в обучении живописи; А.А. Васильева, защитившего диссертацию по пленэрной живописи; Ю.В. Коробко, развившего идеи своего учителя и ставшего доктором педагогических наук и профессором кафедры живописи; В.И. -Денисенко, защитившего кандидатскую диссертацию по проблемам пропедевтического обучения и завершающего работу над докторской диссертацией. В последние годы научные исследования по различным проблемам теории и методики обучения и воспитания на разных уровнях художественного и художественно-педагогического образования провели уже их ученики: Е.И. Саяпина,Н.С. Савкина,Г.П. Луканова, М.В. -Одаряев, С.А. Чалый, Л.В. Мальцева и другие.

Завершается подготовка электронного учебного пособия по изучению регионального компонента истории и теории развития художественного образования для последующего внедрения его в учебный процесс.

Библиографический список

1. Белый В.М. К вопросу об идее природосообразной гармонически развитой личности как основы регионального компонента//Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития. Тезисы докл. Всерос. науч.-практ. конф. (9-10 января 2002 г.). -Магнитогорск, 2002. - С. 30-31.

2. Канев В. Ф. Методологические аспекты подготовки учителя изобразительного искусства к решению проблем национально-регионального компонента // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы Всерос. на-учн.-практ. конф.-М., 2002.-С. 411—414.

3. КолякинаВ.И. Роль регионального компонента художественного образования в воспитании чувства толерантности // Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития. Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. (9-18 января 2002 г.) -Магнитогорск, 2002.

4. Колякина В.И. Региональный компонент в подготовке будущих учителей изобразительного искусства // Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: материалы Всерос. научн.-практич. конф. - Рос-тов-на-Дону, 2001. - С. 305-307.

5. Поровская Г.А. Региональный компонент подготовки художников-педагогов в Новгородском университете// Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. - М, 2002. - С. 333-335.

6. Филиппова В.И. Роль национально-регионального компонента в повышении профессионального уровня будущего специалиста// Современные проблемы художественно-педагогического образования. Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании. Выпуск 2: Сб. научн. трудов под. ред. В .А. Кузмичева, Е.Н. Соколовой. - СПб., 2008. -С. 52-55.

7. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. - М., 2000. - С. 416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.