Научная статья на тему 'Национальные художественные традиции в нравственном воспитании будущих учителей изобразительного искусства'

Национальные художественные традиции в нравственном воспитании будущих учителей изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное воспитание / традиции / национальные художественные традиции / национальная культура / народные промыслы / художественное образование. / Moral education / tradition / national artistic traditions / national culture / crafts / art education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Ерошенко

Национальные художественные традиции и народные промыслы, как средствовоспитания и развития личностных качеств будущих учителей изобразительного искусства.Особенности условий, в которых исторически складывались судьбы народа, формировалисьчерты характера, миропонимание, ценностные ориентации, в определенной степенисоставляющие основу важнейших нравственных устоев народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. В. Ерошенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ARTISTIC TRADITIONS IN MORAL EDUCATION TEACHERS DRAWING

National artistic traditions and crafts as a means of education and the development of personal qualities of the future teachers of art. Features of the conditions in which historically evolved fate of the people, formed character traits, worldview, values, which to some extent are the basis of the most important morals of the people.

Текст научной работы на тему «Национальные художественные традиции в нравственном воспитании будущих учителей изобразительного искусства»

УДК 378

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

© 2015 Ю. В. Ерошенко

канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой изобразительного искусства, e-mail: eroshenko001@rambler.ru

Воронежский государственный педагогический университет

Национальные художественные традиции и народные промыслы, как средство воспитания и развития личностных качеств будущих учителей изобразительного искусства. Особенности условий, в которых исторически складывались судьбы народа, формировались черты характера, миропонимание, ценностные ориентации, в определенной степени составляющие основу важнейших нравственных устоев народа.

Ключевые слова: нравственное воспитание, традиции, национальные

художественные традиции, национальная культура, народные промыслы, художественное образование.

В наше время процесс гуманизации и гуманитаризации образования в России включает в себя не только закономерности развития мировой культуры в целом, но и сферу национальных социокульурных интересов. В обществе ярко прослеживается определенный рост национального самосознания. На примере народностей нашей страны можно отметить стремление сохранить духовное богатство своей национальности, основанное на многовековой истории. Возрождение национальных культур, языка, изучение истории формирования этнических групп, говорит о возрастании интереса к традициям народа, которые включают в себя бесценный опыт общественных отношений.

Рассматривая общество как целостный социальный организм, можно говорить о том, что традиции выступают в нем в качестве гаранта определенной стабильности и преемственности не только в системе культуры народа, но и в сфере общественных отношений. Каждая нация заинтересована в органическом развитии культуры, поэтому закономерно, что в последние годы наблюдается устойчивый интерес к своему духовному наследию.

Согласно Э.Г. Абрамяну, «традиция - это механизм самосохранения,

воспроизводства и регенерации этнической культуры как системы, включающий в себя процесс и результаты стериотипизации как сгусток социально-исторического опыта людей» [Долгушин 2000: 18].

Здесь данное понятие уже воспринимается в качестве механизма изменения общества. Исследователь С. А. Арутюнов уравновешивает дилемму «традиция -изменение». Он утверждает, что «любая традиция - это бывшая инновация и любая инновация - в потенции будущая традиция. В самом деле, ни одна традиционная черта не присуща любому обществу искони, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. И то, что мы видим как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией» [Арутюнов 1989: 160].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

В философском смысле традиция представляет собой определенный тип отношения между последовательными стадиями развивающейся культуры, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно функционирует в нем. А.Г. Спиркин говорит, что, «если продуктивная традиция способна приобретаться в контексте общественно нового, способствуя его развитию, она приобретает устойчивость. Традиция, которая мешает развиваться обществу, постепенно изживает себя» [Спиркин 1978: 8].

В культурной антропологии традиции часто рассматриваются как базисный элемент духовной культуры, приобретающий моральное значение и формирующий

социокультурные нормы общества, включающие в себя идеалы добра, справедливости.

Вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой хотим не только мы. И перед нашими отцами и дедами, и перед дедами наших дедов стояла такая задача. На протяжении многих веков решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям нравственных национальных основ, что составляют неповторимое лицо народа. Национальные традиции народа - это результат духовной жизни, в которой отражено своеобразие общественно-политических, социальноэкономических, природно-климатических условий. Следовательно, условия, в которых исторически складывались судьбы народа, формируют черты характера, миропонимание, ценностные ориентации, которые в определенной степени составляют основу важнейших нравственных устоев народа. Традиции и обычаи регламентируют жизнедеятельность людей.

По принципу сферы деятельности народа и воздействия традиций на личность исследователь Л.М. Бирюкова приводит следующую классификацию народных традиций:

- традиции семейно-бытового характера (традиционные виды одежды, утвари, орудий труда, пищи, семейные и общественные обряды, обычаи, народные праздники);

- фольклорные (былинная традиция, пословицы и поговорки, легенды и предания, сказки и сказания, загадки, песни и частушки, народные тайны, пляски, хороводы);

- традиции физического воспитания (народные, национальные игры, забавы, традиционные упражнения, виды спорта, закаливания, самодельные игрушки и сооружения, охота, рыбная ловля);

- традиционные трудовые промыслы (зверобойный, охотничий, рыболовный, ткачество, вышивание, резьба и роспись по дереву, плетение и т.д.);

- нравственные традиции (взаимовыручка и взаимопомощь, уважительное отношение к труду, старшему поколению, женщине, природе, справедливости; патриотизм, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, независимость, сдержанность, трудолюбие) [Беринская 2000: 68].

Совершенно очевидно, что именно выпускники педагогических университетов должны уметь использовать национальные традиции, сохранить и сделать достоянием подрастающего поколения, дать ему почувствовать свою сопричастность к духовным ценностям.

Но для того чтобы это осуществлялось, необходимо учебные вузовские программы ориентировать на культуру своего региона, как можно больше использовать традиционные направления в той или иной деятельности. Первостепенное значение в повышении эффективности овладения студентами национальной культурой придается достижению единства обучения и воспитания. Отсюда появляются задачи, которые необходимо решать в учебно-воспитательной деятельности: это поддержание духовных и нравственных основ, обеспечение преемственности и передачи культурного наследия новым поколениям,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Ерошенко Ю. В. Национальные художественные традиции в нравственном воспитании

будущих учителей изобразительного искусства

включение будущих учителей в систему усвоения содержания национальной культуры, активное отражение его в самостоятельной творческой деятельности.

Традиции оказывают большое влияние на психологию людей, они являются средством воспитания, развития личностных качеств. Особенности традиции - это преемственность и повторяемость. Преемственность позволяет передавать знания и умения новым поколениям, избавляя людей от необходимости достигать то, что уже достигнуто. Повторяемость дает возможность традиции стать потребностью, привычкой определенного количества людей, социальных групп, народностей.

Наиболее важной образовательной задачей современной школы является формирование целостной картины мира. А для учителя изобразительного искусства необходимо владеть знаниями народного художественного искусства своего региона. В нашей стране сосуществуют и взаимодействуют множество различных национальных культурных и художественных традиций. Известно, что в России проживают представители более сотни различных этнических групп, для которых созданы условия для сохранения и развития традиционных художественных промыслов.

Являясь специфической стороной деятельности человека, культура и как ее часть народное и декоративно-прикладное искусство служат основой формирования личности, обеспечивая зрелость и стабильность, они служат тем звеном, с помощью которого складывается представление о народе и себе как его части. Чем выше культурный потенциал педагога, включающий интеллект, этику и глубокое мировоззрение, тем больше возможности у личности не только в восприятии мира, но и его творческом преобразовании. Включение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей рисования народной художественной культуры способствует формированию профессионально важных качеств личности (эстетическая направленность, творческое отношение к действительности), оказывает воздействие на чувства, эмоциональноволевую сферу личности. Следовательно, воздействие народного искусства на студентов в процессе деятельности способствует развитию интеллектуально-ценностных и нравственных качеств личности студентов.

Народное декоративно-прикладное искусство играет очень важную роль, предполагая погружение в родную культуру, через ее художественные образы и осознание ее в российском и мировом художественно-культурном пространстве. Народное искусство несет выражение национального характера. Наиболее стабильным в этнической истории всегда был и остается дух народа, проявляющийся в любви к родному языку, обычаям, искусству. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративноприкладное искусство способствует формированию духовной личности, системы ее ценностей, того стержня, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность.

Не растерять, сохранить то богатство, каким издревле владел каждый народ, приобщить детей к народному творчеству - одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои культурные национальные ценности, можно понять идеалы других времен и народов. Эта воспитывающая сила народного искусства опирается на то, что его истоки общие у всех народов.

Исследователи отмечают, что в образовании, являющемся ведущим и определяющим началом социализации, можно выделить две группы задач: собственно образовательные, связанные с формированием у студентов системы знаний, умений и навыков, развитием познавательных способностей и усвоение обучаемыми социальных норм и ценностей,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

традиций и культуры, формирование политических, эстетических и прочих форм сознания, мировоззрения личности.

Познание культурного наследия региона, являющегося составной частью окружающего мира и отражающего историческое развитие общества, помогает также понять студентам ХГФ значимость прошлого для настоящего и будущего, что способствует становлению исторического сознания, представляющего собой систему знаний, взглядов, представлений, эмоций, чувств, традиций, обрядов, художественных образов, идей, теорий, концепций, в которых индивиды, социальные группы, классы, народы и нации, человечество осознает свое прошлое, воспроизводит движение в пространстве и времени.

Доступность регионального материала вызывает у студентов ХГФ познавательный интерес и имеет большие возможности для нравственного развития, основанные на учебно-творческой деятельности и эмоциональном настрое. Более того, национальнорегиональный компонент предполагает не только непосредственное восприятие студентами объектов и традиций народной художественной культуры, процессов их взаимосвязи, взаимообусловленности, соотнесение с теоретическими знаниями, но и учебное исследование этих объектов и явлений.

Необходимо также сказать, что, пока человек не научится уважать свои традиции, национальность и культуру, он не будет уважать и чужие, а это всегда приводит к национализму, войнам и к другим общечеловеческим бедам.

Национально-региональный компонент содержания обучения ДНИ призван сформировать личность, включенную в родную культуру, освоившую опыт и духовные традиции, способную к выработке системы идеалов и ценностей.

В связи с этим народное декоративно-прикладное искусство как особый вид изобразительной деятельности является весьма эффективным средством художественного образования, эстетического воспитания и нравственного развития будущих учителей изобразительного искусства.

Изучение традиций народной художественной культуры родного края обеспечивает подготовку студентов ХГФ к предстоящей профессиональной практической деятельности в своем регионе. Им необходимо опираться на знание местных экономических, социальных, экологических, культурных, этнографических особенностей, для того чтобы успешно участвовать в социально-экономическом преобразовании окружающего пространства.

Библиографический список

Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.

Беринская И.В. Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2000.

Долгушин М.И. Традиции как феномен социокультурного наследия: философское обоснование: дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2000.

Спиркин А.Г. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.