Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Черней Ольга Тахировна, Копица Вера Николаевна

В данной статье автор рассматривает особенности развития графических умений учащихся на уроках технологии. Цель статьи проанализировать развитие графических умений обучающихся в течение всего процесса обучения. Проанализированы основные уровни овладения обучающимися действий, соответствующие учебными умениям и навыкам. Выделены задачи процесса развития графических умений обучающихся. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены основные условия успешного формирования умений. Раскрыта обобщенная характеристика типов умений, в результате которых обучающиеся приобретают умения конструирования модели на плоскостных геометрических фигурах, конструирования изделий по схематичному рисунку, по технической схеме, получают представления о таких геометрических понятиях как точка, прямая, линия, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В процессе обучения вырабатывается умение контролировать правильность изготовления изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Черней Ольга Тахировна, Копица Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF GRAPHIC SKILLS OF TRAINEES IN TECHNOLOGY LESSONS

In this article, the author examines the peculiarities of the development of graphic skills of students in technology lessons. The purpose of the article is to analyze the development of students' graphic skills throughout the entire learning process. The main levels of mastering by students of actions corresponding to educational skills and abilities are analyzed. The tasks of the development of graphic skills of students are highlighted. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the main conditions for the successful formation of skills were determined. The generalized characteristics of the types of skills are revealed, as a result of which students acquire the skills of constructing a model on planar geometric figures, designing products according to a schematic drawing, according to a technical scheme, they get ideas about such geometric concepts as a point, straight line, line, square, triangle, rectangle, etc. etc. In the process of training, the ability to control the correctness of the manufacture of products is developed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

6. Технологии мобильного обучения и дополненной реальности / Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования» / [Электронный ресурс] URL: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=46711

7. 21st Century Skills [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/21st_century_skills

8. Cuban, L. Content vs Skills in High Schools: 21st Century Arguments Echo 19th Century Conflicts / Cuban L. - [Electronic resource] URL: https://larrycuban.wordpress.com/2015/11/03/content-vs-skills-in-high-schools-21st-century-arguments-echo-19th-century-conflicts/

9. Dede, Ch. Comparing Frameworks for "21st Century Skills" / Chris Dede / Harvard Graduate School of Education July, 2009

10. Graham, S. Prepering for the 21 centuries: Soft Skills Matter / Stedman Graham // Haffington Post, 26 april. 2015

11. Kankaanranta, M / The use of the Quick Response codes in the classroom / Marja Kankaanranta University of Jyvaskyla / Conference Paper October 2012 [Electronic resource] - URL: https://www.researchgate.net/publication/263074020

12. Krashen, S. Some issues relating to the monitor model / S. Krashen // Teaching and learning English as a Second Language: Trends in Research and Practice: On TESOL '77: Selected Papers from the Eleventh Annual Convention of Teachers of English to Speakers of Other Languages, Miami, Florida, April 26 - May 1, 1977

13. Law, C., & So, S. QR codes in education. Journal of Educational Technology Development and Exchange, 3(1), 85-100. (2010). Retrieved from [Electronic resource] - URL: http://www.sicet.org/journals/jetde/jetde10/7-So.pdf

14. Norrena, J.-M., Kankaanranta, M. & Nieminen, / Opetusteknologia koulun arjessa/ Norrena, J.-M., Kankaanranta, M. & Nieminen / (pp. 77-100)., Kohti innovatiivisia opetuskaytanteita. In M. Kankaanranta (Ed.) / Jyvaskyla, Finland: University of Jyvaskyla. M. (2011).

15. QR code [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/QR_code#:~:text=A%20QR%20code%20(abbreviated%20from,to%20which%20it%20 is%20attached.

16. Report on Digital Interdependence Secretary-General's High-level Panel [Electronic resource] - URL: https://www.un.org/en/digital-cooperation-panel/

17. Shih, J.L. / Adaptability and adaptivity in learning systems.British / J.L. Shih, H.C. Chu, G.J. Hwang, Kinshuk / Journal of Educational Technology 42 (3), 373-394, 2011.

18. Walker, C. QR Codes: Applications in education. Learn Tech Bits. / C.Walker, (2010). Retrieved from http://cawa.co.uk/workshops/qr-codes-applications-in-education/

19. Zhang, B.H., Looi, C.-K., Seow, P., Chia, G., Wong, L.-H., Chen, W., So, H.-J., Soloway, E., & Norris, C. (2010). Deconstructing and reconstructing: Transforming primary science learning via a mobilized curriculum. Computers & Education, 55 (4), 1504-1523. doi: 10.1016/j.compedu.2010.06.016

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Черней Ольга Тахировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Копица Вера Николаевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности развития графических умений учащихся на уроках технологии. Цель статьи проанализировать развитие графических умений обучающихся в течение всего процесса обучения. Проанализированы основные уровни овладения обучающимися действий, соответствующие учебными умениям и навыкам. Выделены задачи процесса развития графических умений обучающихся. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены основные условия успешного формирования умений. Раскрыта обобщенная характеристика типов умений, в результате которых обучающиеся приобретают умения конструирования модели на плоскостных геометрических фигурах, конструирования изделий по схематичному рисунку, по технической схеме, получают представления о таких геометрических понятиях как точка, прямая, линия, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В процессе обучения вырабатывается умение контролировать правильность изготовления изделий.

Ключевые слова: графические умения, конструирование, обучающийся, технология.

Annotation. In this article, the author examines the peculiarities of the development of graphic skills of students in technology lessons. The purpose of the article is to analyze the development of students' graphic skills throughout the entire learning process. The main levels of mastering by students of actions corresponding to educational skills and abilities are analyzed. The tasks of the development of graphic skills of students are highlighted. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the main conditions for the successful formation of skills were determined. The generalized characteristics of the types of skills are revealed, as a result of which students acquire the skills of constructing a model on planar geometric figures, designing products according to a schematic drawing, according to a technical scheme, they get ideas about such geometric concepts as a point, straight line, line, square,

triangle, rectangle, etc. etc. In the process of training, the ability to control the correctness of the manufacture of products is developed.

Keywords: graphic skills, design, student, technology.

Введение. Техника графического изображения предметов появилась с момента появления орудий труда, искусственных жилищ. Именно с этого человек начал изображать их графически на различных приспособлениях, что, впоследствии, повлияло и на современную техническую и графическую культуру, требующая все большую необходимость в углублении графических знаний человека в технологическом мире. Выпускники и обучающиеся, в настоящее время, должны иметь высокую графическую подготовку, соответствующую современным требованиям. И главную роль в этом играют учебные заведения, являющиеся институтом общества, формирующие необходимые графические умения в целях удовлетворения потребностей в подготовке обучающихся к реальным условиям трудовой деятельности.

Развитие графических умений выступает как элемент общечеловеческой культуры, формирование которого у обучающихся требуется с раннего возраста. С навыками чтения чертежа, построения элементарных геометрических фигур, обучающийся сталкивается на первых занятиях на уроках технологии и сопутствующих школьных предметах, что также является обязательным и заложен в школьной программе. Проблемой является то, что такие знания демонстрируются обучающимся лишь на последних этапах изучения предметов, таких как математика, физика, химия.

Следовательно, можно утверждать, что графические умения формируются у обучающихся именно на уроках технологии при построении чертежей, выкроек, эскизов. Именно поэтому тема исследования «Развитие графических умений обучающихся средствами уроков технологии» является актуальной.

Развитие графических умений проходят на занятиях технологии по разделам «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Электротехника», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», в ходе которых обучающиеся знакомятся с основными графическими понятиями, закладывают навыки построения и чтения чертежей и эскизов при моделировании и конструировании будущих изделий, изучают пропорции человека.

Изложение основного материала статьи. Развитие графических умений обучающихся формируется в течение всего обучения. И чаще всего связана с изготовлением определённых изделий, предусмотренных программой по технологии.

Например, в начальной школе обучающиеся начинают знакомиться с элементами черчения путем создания сначала рисунков, аппликаций, затем по контурам изготавливают изделия и картона или пластилина, развивая при этом не только моторику рук, но и начальные знания графики.

В результате обучающиеся приобретают умения конструирования модели на плоскостных геометрических фигурах, конструирования изделий по схематичному рисунку, по технической схеме, получают представления о таких геометрических понятиях как точка, прямая, линия, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В процессе обучения вырабатывается умение контролировать правильность изготовления изделий.

В средней школе, обучающиеся получив знания в начальной школе, составляют технические рисунки и чертежи, совершенствуя и используя их на уроках технологии при моделировании и конструировании изделий, а также при построении технологических карт своих изделий.

В старшей школе, обучающиеся создают более сложные изделия, составляют ортогональные проекции, электрические и кинематические схемы.

Фридман Л.И. выделяет четыре уровня овладения обучающимися действий, соответствующие учебными умениям и навыкам:

— Нулевой уровень (0-уровень) - обучающиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);

— Первый уровень (1 уровень) - обучающиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя или одноклассников;

— Второй уровень (2 уровень) - обучающиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или одноклассников;

— Третий уровень (3 уровень) - обучающиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

— Четвертый уровень (4 уровень) - обучающиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия. При этом, одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются [5].

Задачи процесса развития графических умений обучающихся успешны, если обеспечивается:

— последовательность изучения разделов программы по технологии;

— своевременное выполнение всеми обучающимися поставленных учебных задач;

— материально-техническое оснащение учебного процесса;

— изготовление изделия на основе чертежа или эскиза;

— связь обучения с другими общеобразовательными предметами, изучаемыми обучающимися.

Формирование умений как специальная педагогическая задача зачастую не рассматривается учителями

как проблема, полагая, что целенаправленная отработка умений не нужна, поскольку обучающиеся сами в процессе обучения приобретают необходимые умения.

Продемонстрированные на уроках умения учителем закладывают определённые знания обучающихся. Переработанные и трансформированные способы учебной работы зачастую приводят к тому, что данный способ обучающегося может кардинально отличатся от того способа, который демонстрируется учителем [4].

При формировании умений, учитель должен контролировать весь процесс обучения в целях предотвращения развития у обучающихся, так называемого, стихийного умения. При этом в процессе необходимо фиксировать качество результата.

Данный процесс нередко становится препятствием обучающегося в развитии учебной деятельности, применение нерациональных приемов обучения затягивают формирование умений, развитие автоматизма действий.

Перед обучающимися ставится цель овладения определёнными умениями. Основной и главный недостаток организации учебной работы обучающихся в том, что они не видят учебные задачи и цели.

Перед постановкой цели перед обучающимися, учителю необходимо самому иметь соответствующую программу формирования умений.

Помимо осознания цели, обучающимся нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый обучающийся имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл процессу обучения [3].

При познавательной мотивации повышается уровень интеллектуальных умений, мотивы познавательной деятельности и достижения успеха.

Этап организации совместной деятельности организуется при непосредственном участие обучающихся и учителя. Так, в ходе занятий, учителем предоставляются образцы изделий, а также проговаривается алгоритм действий, при это лучше всего подходит демонстрация учебного действия, в ходе которого обучающиеся полностью могут видеть данный процесс.

Образец изделия необходим для того, чтобы обучающиеся могли сравнивать свои изделия и по ходу корректировать свои действия [3].

Упражнения в процессе усвоения умений также необходимо в обучении, так как обучающиеся должны научится применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны [2].

Основным условием успешного формирования умений является система ориентиров и указаний (рис. 1), выделенная Гальпериным П.Я.:

1. Первый тип учения отличается тем, что обучающимся дается в готовом виде неполная система ориентиров и указаний по сравнению с той, которую необходимо знать для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что обучающиеся учатся выполнять это действие методом слепых проб, так как процесс формирования умений идет медленно, с большим количеством ошибок.

2. Второй тип учения отличается тем, что обучающимся в готовом виде дается полная ориентировочная основа действия, в готовом и частном виде. Формирование действий идет быстро и безошибочно, ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными.

3. Третий тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается». Данному типу учения свойственна безошибочность и быстрота процесса формирования умений [1].

4.

Рисунок 1. Ориентировочная основа действия по Гальперину П.Я.

Более обобщенная характеристика ориентировочной основы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Обобщенная характеристика типов умения:

Тип учения Полнота Обобщенность Способ получения

Первый тип Неполная ориентировочная основа действия Необобщенная ориентировочная основа действия Самостоятельно, методом проб и ошибок

Второй тип Полная ориентировочная основа действия Необобщенная ориентировочная основа действия В готовом виде

Третий тип Полная ориентировочная основа действия Обобщенная ориентировочная основа действия Самостоятельно (или при помощи учителя)

Необобщенная ориентировочная основа действия действует на конкретных задачах, обобщенная ориентировочная основа действия - для класса задач.

Выводы. Таким образом, формирование графических умений и навыков, является специальной педагогической задачей для учителя технологии [8].

Для эффективного управления процессом обучения в его структуру должны входить такие компоненты как: цели и задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, анализ и самоанализ

обучения. Процесс формирования графических умений рассматривается как методическая система (рис. 2) [9].

Элементы методической базы

Целевой компонент (цели. задачи)

*

Дцдакпгоескж прнлщты

Педагогические условия

Цроцегсушажнсодержательный компонент \

J

г Диагностический компонент

-

Рисунок 2. Элементы методической системы процесса формирования графических умений

Целевой компонент включает цели и задачи.

Цель - повышение уровня сформированности графических умений обучающихся.

Задачи - формирование общего развития обучающихся, формирование графических умений, творческого потенциала обучающегося.

Дидактические принципы содержит такие компоненты, как системность, последовательность, наглядность, научность процесса усвоения и формирования графических умений.

Педагогические условия включают направленность образовательного процесса развития графических умений обучающихся, формирование связи изучаемого материала с практической деятельностью, организацию рабочего места обучающегося.

Процессуально-содержательный компонент включает несколько блоков взаимодействия деятельность учителя и обучающегося, в результате которого формируются определённые учебные цели на занятиях по технологии.

Диагностический компонент предполагает оценку достигнутого уровня развития графических умений обучающихся в целях выявления результатов учебной деятельности. Данный компонент осуществляет главным образом цель обратной связи между преподавателем и обучающимися, направленный на совершенствование процесса обучения [10].

Литература:

1. А. А. Галиакберова, Э.Х. Галямова, С.Н. Матвеев Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Том 8, №3

2. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. - Минск: БГУ, 2015. - 127 с.

3. Белая, Ю.С., Буренок, И.В. Формирование графических умений у младших школьников при решении задач / Ю.С. Белая, И.В. Буренок // Концепт. - 2017. - № S2. - С. 1-4.

4. Ганченко, И.О. Формирование учебной и самообразовательной деятельности в процессе обучения / И.О. Ганченко // Наука. Инновации. Технологии. - 2004. - №37. - С. 6.

5. Горбунова, Е.А., Красноплахтова, Л.И. Дидактические методы обучения / Е.А. Горбунова, Л.И. Красноплахтова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №7 (19). - С. 3.

6. Зонина, О.Ф. Графические способности школьников и диагностика уровней их развития в процессе обучения черчению / О.Ф. Зонина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - №3 (15). - С. 7.

7. Казакевич, В.М., Пичугина, Г.В., Семенова, Г.Ю. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. — 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. — М.: Просвещение, - 2018 — 58 с.

8. Матяш, Н.В. Рабочая программа: Технология: 10-11 классы : базовый уровень / Н.В. Матяш. — М.: Вентана-Граф, - 2017. — 48 с.

9. Мусалимов, Т.К. Исследование графической задачи как средства развития и формирования познавательных умений в обучении / Т.К. Мусалимов // Педагогика. - 2004. - №1. - С. 38-42.

10. Образцов, П.И. Технология обучения: современная интерпретация в профессиональной педагогике / П.И. Образцов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №4 (73). -

C. 311-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.