Научная статья на тему 'Обучение школьников черчению на уроках технологии в процессе изготовления ими декорированного геометрической резьбой изделия художественно-утилитарного назначения'

Обучение школьников черчению на уроках технологии в процессе изготовления ими декорированного геометрической резьбой изделия художественно-утилитарного назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИЗГОТОВЛЕНИЕ / ИЗДЕЛИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-УТИЛИТАРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

Статья посвящена методике организации графической подготовки учащихся седьмого класса на занятиях по технологии в процессе конструирования и изготовления ими изделия художественно-утилитарного назначения деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение школьников черчению на уроках технологии в процессе изготовления ими декорированного геометрической резьбой изделия художественно-утилитарного назначения»

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИМИ ДЕКОРИРОВАННОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБОЙ ИЗДЕЛИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-УТИЛИТАРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

Статья посвящена методике организации графической подготовки учащихся седьмого класса на занятиях по технологии в процессе конструирования и изготовления ими изделия художественно-утилитарного назначения - деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой в рамках концепции интегрированного обучения учащихся черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: интеграция, графическая подготовка, технология, конструирование, изготовление, изделие художественно-утилитарного назначения.

Вот уже много лет прошло с тех пор, как из Базисного учебного плана Министерством образования и науки России исключен школьный курс «Черчение» как самостоятельный предмет, в настоящее время черчение имеет лишь статус раздела учебного предмета «Технология». Его теперь рекомендуется изучать в 9 классе (1 ч. в неделю, 34 ч. в год) за счет часов регионального и / или школьного компонента учебного плана. За такой короткий срок эффективно сформировать у детей прочные графические знания, умения и навыки невозможно. В свою очередь, следует отметить, что без чертежей не обходится различные сферы деятельности человека: машиностроение, строительство и др.

В связи с необходимостью решения этой важнейшей проблемы нами предложена концепция интегрированного обучения школьников черчению и технологии на основе объектов декоративно-прикладного искусства, состоящего из двух этапов: первого - пропедевтического (5-8 классы) и второго - обобщающего (9 класс) [1].

Такой подход на первом этапе позволит на уроках технологии в процессе конструирования и изготовления предметов художественно-утилитарного назначения сформировать у учащихся 5-8 классов базовые знания и умения

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент.

по черчению для дальнейшего его эффективного изучения на втором этапе в 9 или в 8-9 классах.

Обучение школьников графической грамоте на первом этапе предлагаем проводить на базе учебно-методических разработок по технологии с декоративно-прикладной направленностью, предложенных д.п.н., профессором К.А. Скворцовым [4]. Для организации учебного процесса на втором этапе учителя могут использовать пособия любого варианта учебно-методических комплектов по черчению разных авторских групп [5, 8], либо учебно-методические разработки по черчению с элементами художественного конструирования автора данной статьи [1-3].

Проведенный нами анализ учебно-методических разработок по технологии с декоративно-прикладной направленностью К.А. Скворцова [4 и др.], учебников технологии под ред. В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глоз-мана, предназначенных для использования в практике преподавания технологии в 5-8 классах, показал, что в них недостаточно уделяется внимания вопросам графики [6, 7].

Остановимся в данной статье более подробно на описании методических особенностей решения образовательных задач первого этапа на примере изучения семиклассниками тем восьмичасового первого учебного блока в процессе изготовления деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой на уроках технологии по программе К.А. Скворцова [4, с. 56].

На изучение первого учебного блока К.А. Скворцовым выделяется 8 часов. За это время школьникам вначале необходимо освоить следующую технико-технологическую информацию: значение деревянной посуды и прочей утвари в русском быту прошлых веков; гармония функции изделия с ее декором в народном искусстве; понятие традиций и канонов; подготовка древесины: раскалывание (баклуши), заклейка торцов, сушка; инструменты резчика: стамески, клюкарзы, ложкорезы, специальные ножи, обращение с ними; приемы работы; эскизы изделий, влияние технологии обработки на форму предмета; резной декор и его место на изделии; кудринская резьба, её история, техника выполнения; отделка изделий; ознакомление с заточкой стамесок, ложкорезов и другого инструмента. Затем школьникам надо выполнить практическое задание - изготовить ложку или ковш, декорированные кудринской резьбой.

Мы предлагаем из выделенных восьми часов использовать 2-3 часа для формирования у них графических знаний и умений перед изготовлением деревянной ложки и декорировать ее не кудринской, а геометрической резьбой (рис. 1-2), поскольку, в нашем регионе, где проживают школьники, народные умельцы и мастера свои изделия обычно украшают геометрической резьбой. Следовательно, подрастающее поколение в Архангельской области учится у своих старших наставников геометрической резьбе по дереву.

104

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Рис. 1. Фото деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой

Рис. 2. Рабочий чертёж деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой

Усовершенствуя программу 7 класса по обработке древесины К.А. Сквор-цова, в первый восьмичасовой учебный блок мы добавили следующие темы по черчению для их изучения, систематизации и обобщения школьниками на уроках технологии перед изготовлением ими деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой (рис. 2): рабочий чертеж, виды (главный, сверху, местный, дополнительный, выносной элемент), сопряжения, местный разрез, вынесенные сечения, нанесение размеров равномерно расположенных одинаковых элементов и др. Их учитель определяет в ходе разработки им средств обучения, в первую очередь, подбора и изготовления образца изделия и выполнения его рабочего чертежа, состоящего из вышеуказанных изображений.

Главной задачей пропедевтического уровня обучения черчению на уроках технологии в соответствии с нашей концепцией является формирование базовых элементов графической грамоты учащихся.

Предлагаемая нами концепция позволяет сделать процесс развития графической грамоты учащихся непрерывным и творческим, сопровождающим весь ход обучения технологиям изготовления изделий. С этих позиций изготовление деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой должно быть предварено ознакомлением школьников с ее графическими изображениями.

В своей работе учитель может использовать материалы, посвященные резьбе по дереву [9-11], изготовлению деревянных ложек и ковшей в различных учебных пособиях, статьях педагогических журналов [4 и др.] и школьные учебники черчения разных авторов [5, 8 и др.]. В зависимости от уровня подготовленности, способностей учащихся и поставленных учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач может быть определён разный объём учебного материала, по-разному организована учебная работа. Например, учащиеся в ходе беседы с учителем, изучая форму ложки и её графические изображения на демонстрационном рабочем чертеже, знакомятся с их понятиями и назначением каждого изображения, с алгоритмами их построения. Чертят чертёж ложки вслед за учителем, объясняющим и показывающим графические операции на классной доске. Изученный материал закрепляется методом фронтального опроса учащихся.

Перед изготовлением деревянной ложки, декорированной геометрической резьбой, школьники выполняют в ученических тетрадях эскиз и технический рисунок своего варианта сконструированного изделия. Для более успешного выполнения практического задания детям вначале необходимо освоить вышеизложенную технико-технологическую информацию, предложенную К.А. Скворцовым [4, с. 56]. В конце изучения темы учитель каждому школьнику выставляет оценку за изготовленную ложку с соблюдением размеров и формы в соответствии с выполненным им прежде эскизом. Активность учеников при изучении вопросов теории также должна оцениваться.

Таким образом, интегрированное обучение технологии и черчению на основе объектов декоративно-прикладного искусства позволит школьнику

106

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

прочувствовать значимость изучаемых дисциплин - полученные графические знания, умения и навыки ему необходимы в реальной практической деятельности, изготовлении изделия художественно-утилитарного назначения.

Список литературы:

1. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: концепция обучения в интеграции с технологией и искусством // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 122-124.

2. Михайлов Н. Черчение с элементами художественного конструирования (9-й класс) // Сельская школа. - 1998. - № 5-6. - С. 53-61.

3. Михайлов Н.Г. Программно-тематическое планирование учебных занятий по черчению с элементами художественного конструирования // Школа. - 1999. - № 1. - С. 61-76.

4. Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труду // Школа и производство. - 2005. - № 1. - С. 52-56.

5. Ботвинников А.Д. Черчение: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008. - 221, [3] с.: ил.

6. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (вариант для мальчиков). - 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 160 с.: ил.

7. Технология. Технический труд. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [Е.С. Глозман и др.]; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. -М.: Мнемозина, 2008. - 207 с.: ил.

8. Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. - 2-е изд., стер. -М.: Мнемозина, 2009. - 263 с.: ил.

9. Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы. - СПб.: Литера, 2004.

10. Кирюхин А.В. Домовая и художественная резьба по дереву. - М.: Спектор, 1995.

11. Бузаинов М., Потапов Г. Искусство резьбы по дереву. - М.: РИФ АТИКА, 1998.

ИЗУЧЕНИЕ СЕМАНТИКИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ

© Тихоновская Л.Е.*

ГБОУ ЦО № 1434, г. Москва

Статья содержит лингвистическое объяснение семантики словообразовательной модели. Изложены методические закономерности усвое-

* Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.