Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЗАКРОЙЩИК»'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЗАКРОЙЩИК» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ЗАКРОЙЩИК / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / TECHNOLOGICAL SKILLS / THE CUTTER / THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаева М. Н.

Статья посвящена проблеме формирования технологических умений будущих закройщиков в условиях обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Раскрыты теоретические аспекты формирования технологических умений. Формирование технологических умений рассмотрено в контексте дисциплины «Технология швейных изделий» и учебной практики. В частности уделено особое внимание описанию технологической последовательности, демонстрации схем технологической обработки, демонстрации технологических приемов и готовых узлов. Отмечена необходимость формирования мотивации и целеполагания у обучающихся. Раскрыта необходимость соблюдения ведущих принципов обучения, таких как обеспечение наглядности, системности и последовательности. Приведен алгоритм последовательности действий при демонстрировании трудовых приемов. В качестве одного из условий формирования технологических умений предложена реализация технологии модульного обучения. Формирование умений рассматривается в контексте теории поэтапного формирования умственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL SKILLS OF STUDENTS BY PROFESSION «THE CUTTER»

The article is devoted to the problem of formation of technological skills of future cutters in the conditions of training in educational institutions of secondary vocational education. Theoretical aspects of the formation of technological skills are revealed. The formation of technological skills is considered in the context of the discipline "technology of sewing products" and educational practice. In particular, special attention is paid to the description of the technological sequence, demonstration of technological processing schemes, demonstration of technological techniques and ready-made components. The necessity of formation of motivation and goal-setting in students is noted. The necessity of observing the leading principles of training, such as ensuring visibility, consistency and consistency, is revealed. The algorithm of the sequence of actions when demonstrating labor techniques is given. As one of the conditions for the formation of technological skills, the implementation of modular training technology is proposed. The formation of skills is considered in the context of the theory of gradual formation of mental actions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЗАКРОЙЩИК»»

Теоретические аспекты формирования технологических умений у обучающихся по

профессии «закройщик»

Theoretical aspects of formation of technological skills of students by profession «the cutter»

Масаева М. Н.

магистрант кафедры технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

(г. Симферополь, Республика Крым) e-mail: mashunya. voloshinova@mail. ru

Masaeva M. N.

Master student of the Department of Technology and Clothing Design and Professional Pedagogy, «Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov»

(Simferopol, Republic of Crimea) e-mail: mashunya.voloshinova@mail.ru

Научный руководитель Самойлова М.В.

канд. пед. наук, доцент кафедры технологии и дизайна одежды и профессиональной педагогики, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

(г. Симферополь, Республика Крым) e-mail: maria_arhi@mail. ru

Scientific Director

Samoilova M. V.

candidate ofpedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Technology and Clothing Design

and Professional Pedagogy, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov»

(Simferopol, Republic of Crimea) e-mail: maria_arhi@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме формирования технологических умений будущих закройщиков в условиях обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Раскрыты теоретические аспекты формирования технологических умений. Формирование технологических умений рассмотрено в контексте дисциплины «Технология швейных изделий» и учебной практики. В частности уделено особое внимание описанию технологической последовательности, демонстрации схем технологической обработки, демонстрации технологических приемов и готовых узлов. Отмечена необходимость формирования мотивации и целеполагания у обучающихся. Раскрыта необходимость соблюдения ведущих принципов обучения, таких как обеспечение наглядности, системности и последовательности. Приведен алгоритм последовательности действий при демонстрировании трудовых приемов. В качестве одного из условий формирования технологических умений предложена реализация технологии модульного обучения. Формирование умений рассматривается в контексте теории поэтапного формирования умственных действий.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of technological skills of future cutters in the conditions of training in educational institutions of secondary vocational education. Theoretical aspects of the formation of technological skills are revealed. The formation of technological skills is considered in the context of the discipline "technology of sewing products" and educational practice. In particular, special attention is paid to the description of the technological sequence, demonstration of technological processing schemes, demonstration of technological techniques and ready-made components. The necessity of formation of motivation and goal-setting in students is noted. The necessity of observing the leading principles of training, such as ensuring visibility, consistency and consistency, is revealed. The algorithm of the sequence of actions when demonstrating labor techniques is given. As one of the conditions for the formation of technological skills, the implementation of modular training technology is proposed. The formation of skills is considered in the context of the theory of gradual formation of mental actions.

Ключевые слова: знания, умения, навыки, технологические умения, закройщик, процесс обучения.

Key words: knowledge, abilities, skills, technological skills, the cutter, the learning process.

Постановка проблемы. Формирование профессиональных умений у обучающихся СПО, в частности технологических, остается одной из актуальных задач в процессе обучения квалифицированных рабочих кадров.

Правильно сформированные умения - важное условие продвижения обучающихся в учении, необходимая составляющая профессиональной компетентности, подготовке их к будущей деятельности. Поэтому одной из ключевых задач профессиональной подготовки обучающихся является обеспечение условий для развития технологических умений каждого обучающегося, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Основы формирования технологических умений в своих трудах описывают следующие авторы: Симоненко В.Д.[2], Фридман Л.И.[3], Гальперин П.Я.[4] и др. Стоит отметить, что основы формирования технологических умений будущих закройщиков не нашли детального освещения в педагогических исследованиях.

Цель статьи - раскрыть теоретические аспекты формирования технологических умений будущих закройщиков.

Изложение основного материала. Возможность реализации процесса обучения, удовлетворяющего актуальным потребностям социума, является основной целью педагогических следований. В результате грамотно организованного педагогического процесса формируются заданные в соответствии с ФГОС знания и умения, а также приобретаются индивидуальные профессионально-личностные качества, способности принятия нестандартных решений и профессиональной адаптации к условиям предстоящей деятельности [5, с. 163].

Успех обучения напрямую зависит от умения конструировать дидактический процесс и правильного воспроизведения целей учебных занятий. Этому способствует следование основному закону дидактики: «Каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у учащихся знаний, умений и навыков за заданное время» [6, с. 136].

Под технологическими умениями будущих закройщиков понимаем готовность обучающихся к изготовлению изделий по индивидуальным заказам, сформированную на основе получения профессиональных знаний, умений и опыта по их технологической обработке [7, с. 170]. Технологические умения формируются при изучении дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов и в процессе учебной практики на основе т системы знаний о методах и режимах технологической обработки, как отдельных узлов, так и швейных изделий (с учетом свойств материалов и характеристик соответствующего технологического оборудования).

При формировании умений важны два основных компонента - цель и организация деятельности обучающегося. Помимо осмысления цели, обучающемуся необходимо понимание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый обучающийся имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. После мотивационного момента следует этап организации совместной с преподавателем деятельности. На данном этапе обучающийся получает образец, правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, обучающиеся в дальнейшем сами разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать.

После осознания обучающимися правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям. Обучающемуся недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества [3].

Для формирования технологических умений следует задействовать как познавательные процессы, так и те, которые направлены на психическое состояние обучающегося - на чувства, на волю, на интересы. На ряду с

этим ключевым моментом являются организационные вопросы учебной деятельности обучающегося. В контексте концепции А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина: «Знания и умения, подлежащие усвоению, как пишет Н.Ф. Талызина, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности обучающихся, т.е. в результате выполнения определенной системы действий» [4, с. 326-327].

Успешное формирование технологических умений будущих закройщиков возможно с применением модульной технологии обучения, организация которой предусматривает структурирование учебного материала на гибкие единицы - модули, информационно связанные друг с другом. При этом обучение строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия. Этапы обучения:

1-й этап. Актуализация учебной мотивации обучающегося.

2-й этап. Осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия):

предлагаемый конкретный образец действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок);

- полное и подробное указание о правильном выполнении действия;

- самостоятельное создание ориентировочной основы действия обучающимся на основе полученного

знания.

3-й этап. Выполнение действия во внешней форме (модель, схема, чертеж);

4-й этап. Внешнеречевое обобщение действия.

5-й этап. Обобщение и свертывание действия на уровне внутренней речи.

6-й этап: Интериоризация действия - переход действия во внутренний (умственный план) [8, с. 73-74].

Целенаправленное овладение технологическими знаниями, умениями и навыками выполнения

определённых приемов начинается с детального разбора технологической схемы обрабатываемого узла, области применения, технических условий выполнения узла. Для эффективного усвоения новых знаний преподаватель рассказывает подробности технологической обработки узла, показывает ход выполнения приемов и операций в обычном темпе и более медленном. При этом оговариваются важные моменты: условия выполнения, техника безопасности, возможные ошибки, соответствие материала номеру иглы на швейной машине.

Доказано, что от хорошо спланированного показа действий по выполнению тех или иных учебных заданий зависит качество формируемых умений, также со временем у обучающегося вырабатывается собственный определенный стиль выполняемой работы. На качество освоения умений влияет и методическое обеспечение занятия - образцы, технологические операционные карты, схемы поузловой обработки, технологические последовательности. То есть, преподаватель сначала показывает ход действий, затем дает обучающимся образец, чтобы они смогли лучше посмотреть объем работы, чтобы им было легче воспринять учебный материал. При соблюдении такого порядка действий у обучающихся складывается необходимый образ, который содержит в себе рефлекторную деятельность. Наглядные пособия также играют значительную роль при формировании умений. Благодаря обеспечению принципа наглядности обучающиеся могут понять, лучше рассмотреть основные приемы выполнения операции, которые внешне едва заметны или глубже вникнуть в нюансы технологического процесса, который занимает много времени.

Демонстрирование технологических приемов дает хороший дидактический результат, оптимальная последовательность действий при демонстрировании технологических приемов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Последовательность действий при демонстрировании технологических приемов

Применение технологической последовательности оказывает значительное влияние на формирование умений, потому что в ней приводятся графические изображения, благодаря которым обучающимся легче выполнять анализ пространственных составляющих и разбираться в технологических процессах. В этих целях также используются учебные стенды, макеты, с помощью которых можно установить последовательность выполнения определенных действий и т. п. [9, с. 84-85].

Для успешного формирования технологических умений обучающихся по профессии «Закройщик» в качестве раздаточного материала могут быть разработаны операционные технологические карты обработки детали, узла, например, таблица 1.

Таблица 1. Операционная технологическая карта обработки неразрезной вытачки (авторская разработка)

Учебное заведение: ГБОУ ВО РК КИПУ имени Февзи Якубова

Изделие: юбка женская

Модель: типовая

Операция

Стачивание вытачки

Операция: обработка вытачки

Специальность М Тарифный разряд 3 Норма времени, 180 с

Оборудование: прямострочная швейная машина челночного стежка Aurora A-8700 (тип стежка 301)

Материалы: костюмная ткань

Число стежков в 10 мм строчки - 4

Нитки: 33Л; 40ЛШ

Требования к качеству выполнения операции

Иглы: № 90, 100

Изображение операции

Сложить деталь лицевой стороной внутрь от узкого конца к широкому, совмещая стороны вытачки. Стачивание начинать от среза детали, сводя линию строчки к концу вытачки. Концы строчки закрепить обратной машинной строчкой. Вытачку заутюжить к центру, слабину в конце вытачки сутюжить.

графическое

условное

Такая карта может служить опорным конспектом (лист опорных сигналов), который кратко повторяет учебный материал. Применение опорных конспектов является продуктивным методическим приемом для активизации учебной деятельности обучающихся.

Особенность методики формирования профессиональных технологических умений заключается в том, что овладение теоретическим материалом и практическим способом действий происходит на основе модульной технологии обучения. При этом под обучающим модулем понимается завершенная форма части содержания

учебной дисциплины, включающая в себя познавательный, развивающий аспекты, усвоение которых завершается соответствующей формой контроля [10, а 326]. Модуль представляет собой автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: целевой блок; теоретический блок; методический блок; практический блок - упражнения по формированию необходимых умений; контрольный блок. Программный материал при этом подается одновременно во всех формах, обеспечивая максимальную наглядность в виде рисунков, схем, чертежей, макетов, реальных образцов готовых изделий демонстрации практических приемов и действий, демонстрации учебного видео, инструкционных карт.

Сущность модульного обучения состоит в том, что тщательная организация теоретической и практической части и методическое обеспечение учебного процесса (в виде печатных изданий) позволяют обучающемуся максимально самостоятельно достичь конкретных учебных результатов (с адресной помощью преподавателя). Модульное построение урока учебной практики будет заключаться в том, что в структуре занятия будут реализованы все перечисленные блоки: целеполагание, мотивация, входной контроль, объяснение новых способов действий, методическое сопровождение организации формирования новых способов действий, контроль сформированности знаний и умений.

Выводы. Таким образом, формирование технологических умений происходит в результате соблюдения модульно-блочной структуры занятия, обеспечения последовательного изложения учебного материала в сочетании с демонстрацией трудовых приемов в нормальном и замедленном темпе, организации контроля качества выполнения работ и усвоения знаний. При этом необходимым условием дидактического обеспечения образовательного процесса является соблюдение принципа наглядности, как при формировании системы профессиональных знаний, так и при показе трудовых приемов, оснащение занятия раздаточным материалом -методическими указаниями. Необходимым условием закрепления порядка действий при выполнении технологических операций является соблюдение принципов систематичности, системности и последовательности в отработке технологических приемов.

Список используемой литературы:

1. Ильченко, А.М. Теоретические основы формирования умений учащихся [Электронный ресурс] /

A.М. Ильченко. - Режим доступа: https://infourok.ru/teoreticheskie-osnovi-formirovaniya-umeniy-uchaschihsya-1007472.html (Дата обращения 24.09.2020).

2. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2011. - 214 с.

3. Мандель, Б.Р. Сущность умений и навыков. Уровни овладения. Применение знаний, умений, навыков [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. - Режим доступа:

https://studref.com/394775/psihologiya/suschnost umeniy navykov urovni ovladeniya primenenie znaniy umeniy n avykov (Дата обращения: 25.09.2020).

4. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

5. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - 432 с.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. -

192 с.

7. Масаева, М.Н. Технологические умения будущих закройщиков / М.Н. Масаева, М.В. Самойлова // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы: сборник научных трудов. Выпуск 6. - Симферополь: РИО КИПУ имени Февзи Якубова, 2020. - С. 166-171.

8. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. -в 2-х книгах. - книга 1 /

B.С. Зайцев. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 411 с.

9. Педагогика: учебник / под ред. А.П. Кондратюка. - К.: Вища школа, 1976. - 376 с.

10 Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.