Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ QR КОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ QR КОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / QR КОДЫ / ИНТЕРНЕТ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Оксана Борисовна, Маруневич Оксана Викторовна

Данное исследование посвящено обобщению передового опыта работы с применением методик, включающих мобильные технологии, а именно QR коды. В статье выделены основные методы работы с QR кодами, дано их описание применительно к занятиям по иностранному языку, описаны достоинства и недостатки данной методики преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Оксана Борисовна, Маруневич Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF USING QR CODES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

The given article presents the best practice of the pedagogical method of the mobile technologies using in particular the using of QR codes during the classes/ The authors point out the main methods of QR codes using relating to the English language teaching methods; the main advantages and disadvantages of the described method are described.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ QR КОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

Литература:

1. Абрамова И.В. Золоткова Е.В., Пушкова И.Е. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования // Российский научный журнал. Саратов. - 2012. - № 5. - С. 153-158.

2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М.: Правда, 2000. 254 с.

3. Евтушенко И.В. Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. - М., 2014. - С. 130-136.

4. Синицына О.А., Синицына Е.А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269-271.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 410 с.

6. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии // Школьный логопед, 2014. - № 4. - С. 58-72.

7. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.

8. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник - Городская общественная организация инвалидов "Общество "ДАУН СИНДРОМ". - Новосибирск, 2012. - 30 с.

9. Сарвычева Л.А., Шевцова А.В. Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. 120 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат философских наук, доцент Симонова Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент Маруневич Оксана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ QR КОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено обобщению передового опыта работы с применением методик, включающих мобильные технологии, а именно QR коды. В статье выделены основные методы работы с QR кодами, дано их описание применительно к занятиям по иностранному языку, описаны достоинства и недостатки данной методики преподавания.

Ключевые слова: мобильные технологии, QR коды, Интернет, методика преподавания, цифровизация, ИКТ.

Annotation. The given article presents the best practice of the pedagogical method of the mobile technologies using in particular the using of QR codes during the classes/ The authors point out the main methods of QR codes using relating to the English language teaching methods; the main advantages and disadvantages of the described method are described.

Keywords: mobile technologies, QR codes, Internet, teaching methonds, digitalization, ICT.

Введение. В настоящий момент наша страна стоит на пороге важных изменений, которые затронут все сферы жизни государства и каждого гражданина, в частности. Сегодня мы можем наблюдать трансформацию архитектуры нашего социума: от общества информационного к обществу цифровому и обществу знания. О необходимости на законодательном уровне закрепить распространение цифровых технологий и их влияние на сообщество говорят многие структурные подразделения, как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Достаточно вспомнить доклад ООН от 2018 года о «цифровой взаимозависимости», в котором оговорены варианты кооперации мирового сообщества в части цифровизации[16], а также доктрину «цифровая экономика», принятую в нашей стране и предполагающую всесторонние изменения в части управления (цифровое правительство), образования, финансовых рынков и многих других сфер деятельности, которые должны будут перейти на «цифровые рельсы»[2]. Безусловно, образование как основа государства, должно ответить на вызовы времени и внедрить в образовательный процесс новые ИКТ (здесь и далее по тексту Информационно-коммуникационные технологии). Также помним, что в соответствии с ФГОС ВО, использование ИКТ в образовательном процессе является приоритетным и призвано существенно оптимизировать образование, а также положительным образом повлиять на мотивацию обучающихся, поэтому выбранная нами тема о применении QR-кодов (quick response codes) на занятиях по иностранному языку в парадигме мобильных технологий, как никогда ранее, является актуальной.

Статус-кво нашего общества таков, что индивид должен суметь встроиться в социум благодаря компетенциям и навыкам, полученным в ходе обучения на этапе среднего, высшего образования, а также индивидуального повышения квалификации с целью универсализации профессиональных компетенций, необходимых для успешного и комфортного функционирования в обществе. Научные сообщества, учителя, бизнес объединяется с целью разработать комплекс методик, позволяющих студентам в процессе обучения найти свое место в цифровом, подверженном быстрым изменениям обществе. Примером такого объединения может служить некоммерческая организация P21(Partnership for 21 Century Skills), которая включает многие известные компания такие как: AOL Time Warner Foundation, Apple Computer Inc., Cisco Systems и так далее; задача этой организации - выделить, структурировать и всячески способствовать развитию навыков,

необходимых человеку 21 века для успешного существования. Многие из этих навыков также связаны с развитием аналитического мышления, решением сложных, комплексных задач, с так называемой «работой в команде»; стоит отметить, что компетенции 21го века могут сильно отличаться от привычных нам традиционных академических компетенций и не факт, что данные умения и навыки должны быть обязательно основаны на получении фундаментальных знаний [7-8]. Именно мобильные технологии и, в частности, применение QR кодов могут соответствовать «повестке дня» современного общества в контексте всплеска усложнений и постоянных обновлений на рынке «умных устройств» технологий.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что необходимым является расширение учебно-педагогического репертуара при привлечении инновационных программ, методов и средств взаимодействия с образовательным контентом, а также фондов оценочных средств.

Цель исследования: произвести анализ современных методик в преподавании иностранного языка и в образовательном процессе в целом с использованием QR кодов как части мобильных технологий, структурировать методики релевантные обучению иностранным языкам.

Задачи исследования: изучить современные методики использования мобильных технологий в образовательном процессе; выявить общие признаки изучаемого феномена; определить преимущества использования QR кодов в образовательном процессе; исследовать взаимосвязь между использованием QR кодов в методике преподавания иностранных языков и положительной динамикой усвоения изучаемого материала.

Научная новизна заключается в систематизации критериев применения таких мобильных технологий как QR коды в образовательном процессе.

Практическая значимость работы состоит в том, что предлагаемая дидактическая структура методики использования QR кодов при обучении иностранным языкам позволит расширить возможности педагогического портфеля преподавателя, что в свою очередь влияет на положительную мотивацию обучающихся, а также усиливает знаниевый компонент иноязычной коммуникативной компетенции.

Методы исследования: сравнительный анализ зарубежных научных источников по описанной проблематике; педагогическое прогнозирование; обобщение и систематизация опыта преподавания иностранных языков с применением мобильных технологий и, в частности, QR кодов; изучение статистики динамики улучшения результатов усвоение изучаемого обучающимися материала.

Методологической базой исследования послужили работы таких исследователей как: американский психолингвист Стивен Крашен, разработавший гипотезы об усвоении второго языка, канадского лингвиста Мерил Свэйн и ее разработка «гипотезы выхода», также ее исследования, касающиеся изучения иностранного языка как второго языка, теоретический конструкт Льва Выготского «Зона ближайшего развития» о связи обучения и психического развития детей[4, 12]; также для нашей статьи были актуальны исследования роли QR кодов в различных сферах жизни человека, сделанных учеными из Гонконга Чин-йин Ло и Саймоном Со [13, 17].

Изложение основного материала статьи. Мобильные технологии изменили наше общество в разных сферах его функционирования, повлияв на то, как люди общаются, взаимодействуют друг с другом, работают, проводят свое свободное время. Мобильные устройства, системы и технологии используются повсеместно и являются общепринятыми и общедоступными. Как следствие эти изменения затрагивают и содержание, и актуальность образования. Многие ученые подчеркивают тот факт, что образование в 21 веке должно происходить на протяжении всей жизни, то есть обучаться индивид должен постоянно из-за очень быстрого темпа жизни приходится встраиваться и подстраиваться под меняющуюся реальность, наполненную цифровыми технологиями; в тоже время цифровые технологии, порождающие мобильные технологии позволили расширить методы обучения. Ученые предполагают, что инновационные методы обучения в педагогике позволяют обучающимся наилучшим образом развивать их навыки, которые им понадобятся в будущем чтобы функционировать успешно в социуме [14]. Ученые и исследователи признают огромный потенциал, заключенный в использовании мобильных технологий в сфере образования, порождая новые методики и в целом меняя стиль преподавания, теперь, обучающиеся не привязаны к месту проведения занятий и не ограничены только бумажными носителями знаний [17]. Благодаря тому, что мобильный телефон, а также доступ к Интернету имеется практически у каждого обучающегося, мобильные технологии являются общедоступными, что играет немаловажную роль при их использовании.

При описании самого термина QR код как части мобильных технологий и мобильного обучения, который является аббревиатурой от Quick Response, воспользуемся определением, предоставленным нам поисковой системой от GOOGLE; итак, QR код - это вариация матричного баркода (или по-другому двунаправленного баркода), впервые разработанная для автоматизации промышленности в Японии в 1994 году; в свою очередь баркод - это автоматически читаемый машиной ярлык, заключающий в себе информацию о предмете, на который он установлен; QR код является торговой маркой японской компании «Denso» [15]. Эти квадратные черно-белые коды могут содержать URL или другие данные, которые перенаправляют обучаемого к источнику получения большей информации об определенном предмете.

Применительно к образовательному процессу QR коды рассматриваются в парадигме мобильных технологий, которые представляют собой определенный способ использования мобильных служб как самостоятельно, так и в коллаборации с другими инфо коммуникационными сервисами без привязки к времени или месту [6]. Проведя анализ научной литературы по данной тематике, мы пришли к выводу, что инновационные методы обучения могут быть наилучшим образом реализованы посредствам внедрения мобильных технологий в образовательный процесс, и использованием QR кодов как части мобильных технологий и мобильного обучения, так же мы должны отметить, что ключевыми характеристиками мобильных технологий является их персонализация или, другими словами, студентоцентричность; аутентичность и легкая сочетаемость с другими методиками в обучении [11]. Поясним, что имеется в виду: студентоцентричность - это новая методика или даже стратегия в образовательного учреждения, то есть ситуация, при которой акцент в обучении переносится с преподавателя на обучаемого. Такая доктрина сейчас очень популярна в зарубежных странах, переход к этой методике стал возможным благодаря работам Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготскому, чьи труды сосредоточены на том, как обучаемые учатся. Д. Дьюи считал, что обучение - это процесс, основанный на социальном опыте, где в ходе классных занятий обучаемые учатся мыслить критически и наилучшим образом готовятся к будущей жизни; теория самоопределения концентрируется на том, насколько обучаемый само мотивирован, то есть возможность самому оценить свои

знания является стимулом в обучении [5]. Аутентичность мобильных технологий может помочь в разработке многих обучающих сценариев в контексте аутентичной культуры; мобильные технологии могут служить источником дополнительной информации и предоставить доступные виды образовательной деятельности, релевантные ситуации обучения.

Рассматривая технологию применения QR кодов в образовании, мы должны понимать, что данная методика является лишь стимулом в обучении и внимание должно быть направлено в большей мере на обучаемых и педагогические методики, нежели на сами мобильные технологии, так как сами по себе мобильные технологии не гарантируют улучшения либо ускорения процесса обучения. Потенциал, заключенный в применении мобильных технологий в образовании, зависит от педагогически значимых методик и окружения, которые будут способствовать улучшению качества образовательного процесса; задачей использования мобильных технологий в обучении должно быть подвижки в сторону студентоцентрированного образования, а не привязка преподавания к мобильным технологиям [19].

При анализе и обобщении опыта зарубежных преподавателей и ученых нами были выделены следующие пять основных вариантов использования методики с применением QR кодов в образовании:

• Поисковая деятельность.

• Деятельность вне помещений (на природе).

• Деятельность, связанная письменными заданиями.

• Деятельность, связанная с накоплением образовательного контента.

• Деятельность, связанная с инструкциями и указаниями [19].

В поисковой деятельности обучаемые ищут решение задач, выполняют исследования, связанные с поставленным перед ними вопросом; может быть представлена в форме соревнования, сотрудничества; может носить коллективный или индивидуальный характер.

Деятельность на природе, вне помещений помогает обучаемым исследовать какой-то объект на природе, дать дополнительную информацию о предмете исследования.

Деятельность, связанная с письменными заданиями наилучшим образом, на наш взгляд, связана и подходит для обучения иностранному языку. Например, на листке, выданном преподавателем, может быть указана ссылка на мультимедийный ресурс, содержащий аудио материалы или видео клип, или ответы на тестовые задания для самооценивания или выполнения индивидуальных заданий. На наш взгляд, в ходе таких манипуляций повышается мотивация к изучению языка. Часто данный вид деятельности используется для проведения аудирования и обучения письму.

Для деятельности, связанной с накоплением контента характерно написание докладов или создания других материалов онлайн, которыми в последствии обучаемые делятся с помощью QR кодов. Этот вид упражнений наилучшим образом подходит для студентоцентичного обучения.

И, наконец, последняя разновидность деятельности - это передача преподавателем инструкций или указаний для завершения обучаемыми каких-либо задач.

Безусловно, данные методики могут сочетаться и дополнять друг друга для достижения наилучшего результата обучения, однако, на наш взгляд, здесь важно также учитывать возрастные и психологические особенности группы обучающихся.

По нашему мнению, использование QR кодов в обучении иностранному языку, безусловно, не является панацеей для повышения качества обучения, эта методика имеет как свои преимущества, так и недостатки. Ниже в таблице наглядно представлены данные, касающиеся достоинств и изъянов данной формы обучения, полученные в ходе занятий с применением QR кодов для изучения иностранного языка в техническом вузе, для проведения аудирования по теме «Известные университеты страны изучаемого языка», «Мой университет», «Известные университеты стран изучаемого языка» по дисциплине «Иностранный язык», первый курс, по специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов.

Таблица 1

Сравнительный анализ данных, полученных при использовании QR методик для дисциплины «Иностранный язык» в ходе эксперимента

Вид деятельности Описание Преимущества Недостатки

Поисковая Поиск ответов на поставленные вопросы Подходит для самостоятельной, индивидуальной работы, повышает интерес к обучению Падение мотивации, технические проблемы, связанные с нестабильность работы приложений и скоростью передачи данных через Интернет

Вне помещений Обучение на природе Позволяет наглядно изучать предметы, связанные с естественными науками Погодные условия не всегда удовлетворительны, проблемы, связанные с нестабильность работы приложений и скоростью передачи данных

Накопление образовательного контента Написание докладов и различных материалов Позволяет накопить материал для портфолио, наилучшим образом подходит для студентоцентрического обучения Падение мотивации, технические проблемы, связанные с нестабильность работы приложений и скоростью передачи данных

Инструкции и указания Основаны на инструкциях от преподавателя Наилучшим образом подходит для индивидуальных занятий Падение мотивации, технические проблемы, связанные с нестабильность работы приложений и скоростью передачи данных

Письменные задания Создание докладов и других материалов Развивает навыки письма Падение мотивации, технические проблемы, связанные с нестабильность работы приложений и скоростью передачи данных

Выводы. Суммируя все выше перечисленные достоинства и недостатки, мы все же хотим отметить, что при использовании данной методики QR кодов в той ее части, которая касается деятельности, основанной на инструкциях и указаниях преподавателя и деятельности, связанной с созданием письменных работ, обучающиеся двух групп, факультета «Информационные технологии и управление», специальности 23.05.05 в количестве 23 человека показали лучшие результаты в обучении(> 20%) по сравнению с группами, где данная методика не применялась. Эти результаты были получены благодаря использования статистического метода обработки данных при помощи применения U-критерия Манна Уитни средний балл (с 3,3 до 4,2), что подтверждено статистически: U = 202, при р = 0,03.

Таким образом, мы пришли к заключению, что, несмотря на существующие трудности применения мобильных технологий, использование QR кодов в преподавании иностранного языка может существенно расширить методы обучения по данной дисциплине, позволяет мотивировать студентов к изучению иностранного языка, а также в целом способствует созданию положительной мотивации к обучению, позволяет совершенствовать навыки, связанные с говорением и аудированием, вдохновляет обучающихся чаще использовать мобильные технологии в образовательном процессе, позволяет выработать навыки командной работы и, безусловно, готовит обучающихся к дальнейшему успешному проживанию в социуме в 21 веке.

Литература:

1. Маруневич О.В. Особенности обучения профессионально-ориентированному чтению на иностранном языке студентов-инженеров путей сообщения / О.В. Маруневич // Сборник статей Международной научно-практической ^конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития науки». Волгоград: Омега-САИНС, 2019. С. 193-198.

2. Распоряжение правительства РФ от 28.07.2017 Программа «Цифровая Экономика Российской Федерации» №1632-р [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3. Студенто-ориентированное обучение - Student-centered learning Студенто-ориентированное обучение [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. -Режим доступа: https://ru.qaz.wiki/wiki/Student-%20%20centered_learning

4. Суэйн, М. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.qaz.wiki/wiki/Merrill_Swain

5. Теория самоопределения Теория самоопределения [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: - https://ru.qaz.wiki/wiki/Self-determination_theory

6. Технологии мобильного обучения и дополненной реальности / Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования» / [Электронный ресурс] URL: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=46711

7. 21st Century Skills [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/21st_century_skills

8. Cuban, L. Content vs Skills in High Schools: 21st Century Arguments Echo 19th Century Conflicts / Cuban L. - [Electronic resource] URL: https://larrycuban.wordpress.com/2015/11/03/content-vs-skills-in-high-schools-21st-century-arguments-echo-19th-century-conflicts/

9. Dede, Ch. Comparing Frameworks for "21st Century Skills" / Chris Dede / Harvard Graduate School of Education July, 2009

10. Graham, S. Prepering for the 21 centuries: Soft Skills Matter / Stedman Graham // Haffington Post, 26 april. 2015

11. Kankaanranta, M / The use of the Quick Response codes in the classroom / Marja Kankaanranta University of Jyvaskyla / Conference Paper October 2012 [Electronic resource] - URL: https://www.researchgate.net/publication/263074020

12. Krashen, S. Some issues relating to the monitor model / S. Krashen // Teaching and learning English as a Second Language: Trends in Research and Practice: On TESOL '77: Selected Papers from the Eleventh Annual Convention of Teachers of English to Speakers of Other Languages, Miami, Florida, April 26 - May 1, 1977

13. Law, C., & So, S. QR codes in education. Journal of Educational Technology Development and Exchange, 3(1), 85-100. (2010). Retrieved from [Electronic resource] - URL: http://www.sicet.org/journals/jetde/jetde10/7-So.pdf

14. Norrena, J.-M., Kankaanranta, M. & Nieminen, / Opetusteknologia koulun arjessa/ Norrena, J.-M., Kankaanranta, M. & Nieminen / (pp. 77-100)., Kohti innovatiivisia opetuskaytanteita. In M. Kankaanranta (Ed.) / Jyvaskyla, Finland: University of Jyvaskyla. M. (2011).

15. QR code [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/QR_code#:~:text=A%20QR%20code%20(abbreviated%20from,to%20which%20it%20 is%20attached.

16. Report on Digital Interdependence Secretary-General's High-level Panel [Electronic resource] - URL: https://www.un.org/en/digital-cooperation-panel/

17. Shih, J.L. / Adaptability and adaptivity in learning systems.British / J.L. Shih, H.C. Chu, G.J. Hwang, Kinshuk / Journal of Educational Technology 42 (3), 373-394, 2011.

18. Walker, C. QR Codes: Applications in education. Learn Tech Bits. / C.Walker, (2010). Retrieved from http://cawa.co.uk/workshops/qr-codes-applications-in-education/

19. Zhang, B.H., Looi, C.-K., Seow, P., Chia, G., Wong, L.-H., Chen, W., So, H.-J., Soloway, E., & Norris, C. (2010). Deconstructing and reconstructing: Transforming primary science learning via a mobilized curriculum. Computers & Education, 55 (4), 1504-1523. doi: 10.1016/j.compedu.2010.06.016

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Черней Ольга Тахировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Копица Вера Николаевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности развития графических умений учащихся на уроках технологии. Цель статьи проанализировать развитие графических умений обучающихся в течение всего процесса обучения. Проанализированы основные уровни овладения обучающимися действий, соответствующие учебными умениям и навыкам. Выделены задачи процесса развития графических умений обучающихся. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены основные условия успешного формирования умений. Раскрыта обобщенная характеристика типов умений, в результате которых обучающиеся приобретают умения конструирования модели на плоскостных геометрических фигурах, конструирования изделий по схематичному рисунку, по технической схеме, получают представления о таких геометрических понятиях как точка, прямая, линия, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В процессе обучения вырабатывается умение контролировать правильность изготовления изделий.

Ключевые слова: графические умения, конструирование, обучающийся, технология.

Annotation. In this article, the author examines the peculiarities of the development of graphic skills of students in technology lessons. The purpose of the article is to analyze the development of students' graphic skills throughout the entire learning process. The main levels of mastering by students of actions corresponding to educational skills and abilities are analyzed. The tasks of the development of graphic skills of students are highlighted. Based on the analysis of the relevant literature of the article, the main conditions for the successful formation of skills were determined. The generalized characteristics of the types of skills are revealed, as a result of which students acquire the skills of constructing a model on planar geometric figures, designing products according to a schematic drawing, according to a technical scheme, they get ideas about such geometric concepts as a point, straight line, line, square,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.