Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Анатолий Петрович, Хайдер Наюф Гайдаа, Корольков Алексей Николаевич

В статье представлены результаты диагностирования физических и когнитивных способностей будущих учителей физической культуры в динамике их обучения основам профессиональной педагогической деятельности. Результаты исследования показали, что за период обучения с первого по четвертый курс включительно, исследуемые показатели когнитивных способностей, за исключением показателей логического мышления, практически не изменяются. Вместе с тем, большинство показателей физических способностей за период профессионального обучения достоверно повышаются. Учитывая, что качество профессиональной деятельности современных учителей физической культурой во многом определяется развитием когнитивных способностей, полученные результаты позволили высказать предположение о необходимости в совершенствовании практики подготовки учителей физической культуры, акцентировав процесс подготовки на развитие когнитивных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Анатолий Петрович, Хайдер Наюф Гайдаа, Корольков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF PHYSICAL AND COGNITIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents the results of diagnosing the physical and cognitive abilities of future physical education teachers in the dynamics of their training in the basics of professional pedagogical activity. The results of the study showed that during the period of training from the first to the fourth year inclusive, the studied indicators of cognitive abilities, with the exception of logical thinking indicators, almost do not change. At the same time, most indicators of physical abilities during the period of professional training significantly increase. Taking into account that the quality of professional activity of modern physical culture teachers is largely determined by the development of cognitive abilities, obtained results allowed us to suggest the necessity of improving the practice of training physical culture teachers, focusing the training process on the development of cognitive abilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Influence of regular soccer or swimming practice on gross motor development in childhood / H. A. Rocha, D. A. Marinho, B. Jidovtseff, A. J. Silva, A. M. Costa // Revista Motricidade. - 2016. - Т. 12., №. 4. - P. 33-43.

4. Swimming training improves mental health parameters, cognition and motor coordination in children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder / L.A.D. Silva, R. Doyenart, P. H. Salvan,W. Rodrigues, J. F. Lopes, K. Gomes // International journal of environmental health research. - 2020. - Т. 30., №. 5. - P. 584-592.

5. Wang, J.S. The effects of a swimming intervention for children with asthma / J.S. Wang, W.P. Hung // Respirology. - 2009. - Т. 14., №. 6. - P. 838-842.

REFERENCES

1. Font-Ribera, L., Font-Ribera, L., Villanueva, C. M., Nieuwenhuijsen, M.J., Zock, J.P., Kogevinas, M. and Henderson, J. (2011), "Swimming pool attendance, asthma, allergies, and lung function in the Avon Longitudinal Study of Parents and Children cohort", American journal of respiratory and critical care medicine, Vol. 183, No 5, pp. 582-588.

2. Fragala-Pinkham, M.A., Haley, S.M. and O'Neil, M.E. (2011), "Group swimming and aquatic exercise program for children with autism spectrum disorders: a pilot study", Developmental Neuroreha-bilitation, Vol. 14, No. 4, pp. 230-241.

3. Rocha, H., Marinho, D. A., Jidovtseff, B., Silva, A. J. and Costa, A. M. (2016), "Influence of regular soccer or swimming practice on gross motor development in childhood", Revista Motricidade, Vol. 12, No. 4, pp. 33-43.

4. Silva, L.A. D., Doyenart, R., Salvan, P.H., Rodrigues, W., Lopes, J.F. and Gomes, K. (2020), "Swimming training improves mental health parameters, cognition and motor coordination in children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder", International journal of environmental health research, Vol. 30, No. 5, pp. 584-592.

5. Wang, J.S. and Hung, W.P. (2009), "The effects of a swimming intervention for children with asthma", Respirology, Vol. 14, No. 6, pp. 838-842.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 22.05.2021

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Наюф Гайдаа Хайдер, аспирант, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Сирийская Арабская Республика; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация

В статье представлены результаты диагностирования физических и когнитивных способностей будущих учителей физической культуры в динамике их обучения основам профессиональной педагогической деятельности. Результаты исследования показали, что за период обучения с первого по четвертый курс включительно, исследуемые показатели когнитивных способностей, за исключением показателей логического мышления, практически не изменяются. Вместе с тем, большинство показателей физических способностей за период профессионального обучения достоверно повышаются. Учитывая, что качество профессиональной деятельности современных учителей физической культурой во многом определяется развитием когнитивных способностей, полученные результаты позволили высказать предположение о необходимости в совершенствовании практики подготовки учителей физической культуры, акцентировав процесс подготовки на развитие когнитивных способностей.

Ключевые слова: когнитивные способности, физические способности, профессиональное образование будущих учителей физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p180-187

DEVELOPMENT FEATURES OF PHYSICAL AND COGNITIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Anatoly Petrovich Matveev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State, Regional University, Mytishchi; Nayof Ghidaa Haider, the post-graduate student, Moscow State, Regional University, Mytishchi, Syrian Arab Republic; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, Moscow State, Regional University, Mytishchi

Abstract

The article presents the results of diagnosing the physical and cognitive abilities of future physical education teachers in the dynamics of their training in the basics of professional pedagogical activity. The results of the study showed that during the period of training from the first to the fourth year inclusive, the studied indicators of cognitive abilities, with the exception of logical thinking indicators, almost do not change. At the same time, most indicators of physical abilities during the period of professional training significantly increase. Taking into account that the quality of professional activity of modern physical culture teachers is largely determined by the development of cognitive abilities, obtained results allowed us to suggest the necessity of improving the practice of training physical culture teachers, focusing the training process on the development of cognitive abilities.

Keywords: cognitive abilities, physical abilities, professional education of future teachers of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Современная практика профессионального образования будущих учителей физической культуры во многом ориентируется на собственно методическую подготовку студентов, в структурной организации которой, в качестве ведущего содержательного основания, представлена методика развития физических качеств. Такой подход сложился в конце 60-х годов прошлого столетия и разрабатывался как в теории, так и практике профессионального физкультурного образования с ориентацией на решение минимум как двух основных профессионально значимых задач. Первая группа задач связывалась непосредственно с собственно методической подготовкой студентов и ориентировалась на формирование у них знаний, умений и навыков по методике развития физических качеств детей и подростков в разные периоды школьного онтогенеза. Вторая группа задач предполагала активное использование методики направленного развития физических качеств у самих будущих учителей физической культуры. При этом осваиваемая студентами методика развития физических качеств школьников соотносилась с требованиями к укреплению их здоровья, подготовкой к выполнению нормативных требований Комплекса ГТО. В свою очередь, решение второй группы задач обусловливалась требованиями к достижению необходимого уровня физической готовности студентов, достаточного для качественного освоения ими техники физических упражнений, входящих в содержание школьной учебной дисциплины. Последнее, как показывают многочисленные исследования, требовало всесторонней, проявляемой на достаточно высоком уровне, физической подготовленности учителей, т.е. развития у них основных физических качеств [1, 3].

Вместе с тем, как хорошо известно, в начале текущего столетия произошло внедрение в практику развития отечественной системы образования новой образовательной парадигмы, где в число базовых ее оснований вошли компетентностный, деятельностный и личностно-ориентированный подход [7]. Смена парадигмы привела не только к изменению целевых ориентаций учебных дисциплин школьного образования, но и обусловило необходимость в пересмотре ряда устоявшихся концептуальных положений по основам их преподавания. Как хорошо известно, что ранее целевая установка школьного образования ориентировалась на формирование у учащихся ЗУН (знаний, умений и навыков). В

новой же парадигме развития образования целевая установка соотносится с формированием способностей школьников использовать ЗУН в «деятельностном формате» для достижения индивидуальных целей и задач. Последнее, естественно, обусловливает необходимость в непосредственной модернизации практики подготовки учителей образовательных предметов, обогащения их профессиональной деятельности передовыми технологиями, соотнесенными с объективным достижением основных требований государственного стандарта ФГОС [7]

Произошедшие изменения существенно отразились в осмыслении существа дисциплины физической культуры, где, согласно базовым положениям ее новой концепции, учебный предмет «физической подготовки», был замещен учебным предметом «двигательной (физкультурной) деятельности» [5]. Вследствие состоявшейся замены перед практикой профессионального образования будущих учителей физической культуры встала объективная проблема перевода сложившейся их профессиональной подготовки с преимущественной методики «развития физических качеств» (физической подготовки), на преимущественную методику обучения двигательной деятельности (целесообразное преобразование физической природы). Отсюда, в физкультурном образовании школьников значимым становится процесс их обучения двигательной деятельности, т.е. знаниям, средствам, способам и формам организации самостоятельных занятий, учитывающих индивидуальные интересы и потребности учащихся в физической культуре. В свою очередь в профессиональном образовании будущих учителей физической культуры значимым становится процесс формирования профессионально значимых педагогических компетенций, необходимых для обучения школьников основам двигательной деятельности, самостоятельному использованию ценностей физической культуры, исходя из индивидуальных интересов и потребностей [5] .

Вместе с тем, появляющиеся в последнее время в специальной литературе отдельные фрагментарные данные по основам преподавания изменившегося предмета дисциплины физической культуры, а также опыт преподавания ряда других образовательных дисциплин, позволяют увидеть, что переход на новую парадигму развития отечественной системы школьного образования предопределил необходимость в привлечении в педагогический процесс современных подходов, методик и технологий. Здесь, большинство из предлагаемых инноваций, ориентируются на непосредственное повышение качества школьного образования, и связывается, в первую очередь, с проявлением творческих начал учителя физической культуры, развитием его когнитивных способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности, объективную возможность достижения целевых требований ФГОС [7]. Из сказанного становится очевидным, что практика образования будущих учителей физической культуры в своей профессиональной ориентации должна осуществляться с учетом, как минимум, трех основных факторов:

во-первых, с учетом изменения содержания и целевой направленности школьного учебного предмета дисциплины физической культуры;

во-вторых, в связи с изменившимися требованиями к качеству преподавания учебного предмета дисциплины физической культуры, внедрения новых методик и технологий;

в-третьих, с учетом необходимости развития у будущих учителей физической культуры когнитивных способностей, как способностей, определяющих, во многом, уровень их профессиональной готовности преподавания современного учебного предмета дисциплины физической культуры.

Учитывая выше сказанное, можно полагать, что результаты исследования когнитивных способностей будущих учителей физической культуры могут положительно содействовать повышению качества разработки содержания их профессиональной подготовки, развитию теории и практики преподавания соответствующего учебного предмета школьного образования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявить особенности динамики показателей когнитивных способностей студентов факультета физической культуры, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль подготовки - физическая культура).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели нами осуществлялось исследование характера изменения основных показателей когнитивных способностей студентов факультета физической культуры педагогического университета в начале обучения на 1-м курсе и по окончанию обучения на 4-м курсе. В качестве методики диагностирования когнитивного развития студентов нами использовались следующие тесты:

- тест на определения уровня развития логического мышления (Д. Равен);

- тест на определение скорости мышления (Карвасарский Б.Д. [2])

- тест на определение быстроты запоминания (тест «Оперативная память» [4])

- теста на определение уровня развития смысловой памяти (тест «Воспроизведение рассказа»;

- тест-опросник личностной креативности (Туник Е.Е. [8]).

Дополнительно к обследованию когнитивных способностей, нами проводилось тестирование физической подготовленности участников исследования по следующим стандартным методикам:

- тест на развитие координационных способностей (челночный бег 3х10 м);

- тест на развитие скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места);

- тест на развитие статического равновесия (проба Ромберга);

- тест на развитие собственно-силовых способностей (сгибание рук в упоре);

- тест на развитие силовой выносливости (сгибание туловища вперед, из положения лежа).

Полученные нами данные обрабатывались современными методами математической статистики: применялись методы описательной статистики, дисперсионного и факторного анализа. При сравнении результатов тестов когнитивных особенностей результаты тестирования приводились к одному масштабу с использованием шкалы standard tens. Уровень статистической значимости справедливости нулевых гипотез был принят равным 0.05. Расчеты производились с использованием пакета программ комплексной обработки многомерных данных Stadia 8.0/ prof.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К исходным данным тестирования когнитивных способностей была применена процедура однофакторного дисперсионного анализа. В качестве переменных - уровней фактора выступали результаты тестирования оперативной и смысловой памяти, быстроты мышления, логической памяти и креативности, а в качестве объектов - ответы респондентов. В результате была установлена справедливость гипотезы: «есть влияние фактора на отклик» (F-критерий), а отношение факторной суммы квадратов к общей было равно 67%. Это означает, что использованные опросные анкеты субъективных методик самооценки обладают приемлемой степенью психометрической надежности и определяют около 70% причин, характеризующих когнитивные способности опрошенных студентов.

В начале нашего исследования, мы провели анализ результатов сформированности когнитивных способностей у студентов 1-го и 4-го курса, будущих учителей физической культуры. Полученные нами результаты исследования когнитивных способностей у студентов обеих групп показали, что большинство из показателей находятся на среднем уровне и за период обучения с первого по четвертый курс мало изменяются (таблица 1). Определенные улучшения за период обучения отмечаются по показателям креативности,

логического мышления и смысловой памяти.

Таблица 1 - Показатели сформированности когнитивных способностей студентов 1-го и 4-го курсов, будущих учителей физической культуры_

№ Показатели Уровень сформированности

1 курс 4 курс

1 Креативность(баллы) н/среднего средний

2 Логическое мышленй (баллы) средний в/среднего

3 Оперативная память (баллы) средний средний

4 Смысловая память (баллы) н/среднего средний

5 Быстрота мышления (баллы) средний средний

Однако отмечаемые изменения не являются достоверными, а могут свидетельствовать лишь о наличии определенной тенденции к улучшению. В то же время, по показателю логического мышления различия между студентами первого и четвертого курса оказываются весьма существенными и находятся на уровне достоверности (справедлива гипотеза: «есть различия между медианами выборок» ("-критерий)). Здесь прирост показателей в баллах за четыре года обучения составляет 16%.

В таблице 2 представлены результаты обработки полученных данных исследования с помощью расчета эмпирических значений по "-критерию Вилкоксона. Эти данные подтверждают данные таблицы 1 и указывают на положительное влияние профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на развитие логического мышления.

Таблица 2 - Показатели сформированности когнитивных способностей студентов 1-го и 4-го курсов, будущих учителей физической культуры_

Эмпирические значения

№ Показатели 1 курс 4 курс Различия

Медиана Квартили Медиана Квартили

1 Креативность 4 3-4 4 3-4 нет

2 Логическое мышления 6 6-7 7 6.5-7.5 есть

3 Оперативная память 4 4-5 4 4-4 нет

4 Смысловая память 4 3-4 4 3-4 нет

5 Быстрота мышления 3 3-3.75 3 3-3 нет

Также было проведено сравнение результатов тестирования когнитивных способностей между собой. Для этого оценки респондентов были приведены к одному масштабу с использованием шкалы standard tens. В результате было установлено, что у студентов 1-го курса отсутствуют статистически значимые различия в результатах тестов, т.е. уровень развития различных видов памяти в этом возрасте приблизительно одинаковый. Но к 4-му курсу такие различия становятся ощутимыми: начинает различаться оперативная и смысловая память, быстрота мышления и логическое мышление. При этом к 4-му курсу показатели всех видов памяти, кроме смысловой, возрастают.

Канонический факторный анализ, примененный к исходным данным тестирования когнитивных способностей, позволил определить факторную структуру памяти студентов 1-го и 4-го курсов. Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Факторные нагрузки и доля в общей дисперсии различных видов памяти студентов 1-го курса_____

" ---—___ФАКТОР ПЕРЕМЕННАЯ " ______ 1 2 3 4

Оперативная память 0,675 -0,661

Смысловая память 0,779

Быстрота мышления 0,832

Логическое мышление 0,968

Креативность 0,506 -0,83

Дисп.,% 40,25 21,69 18,44 13,58

Нак. Дисп, % 40,25 61,94 80,38 93,96

Таблица 4 - Факторные нагрузки и доля в общей дисперсии различных видов памяти студентов 4-го курса_

---—ФАКТОР ПЕРЕМЕННАЯ ----—____ 1 2 3 4

Оперативная память 0,684 -0,546

Смысловая память 0,846

Быстрота мышления 0,878

Логическое мышление -0,546 -0,798

Креативность 0,879

Дисп.,% 41,33 24,96 18,15 10,43

Нак. Дисп, % 41,33 66,29 84,44 94,87

Как следует из представленных данных, в результате определяется четыре фактора, определяющих возрастные изменения структуры памяти. Если на первом курсе главным фактором является фактор, составленный практически всеми видами памяти за исключением логического мышления, то к четвертому курсу определяющим становится фактор быстрого креативного мышления, а фактор логического мышления и смысловой памяти определяется отдельно.

Учитывая, что в профессиональной подготовке учителя физической культуры физическая подготовленность является одним из важных слагаемых их предметно педагогической деятельности, нами были проанализированы результаты развития некоторых физических способностей у студентов первого и четвертого курсов, обучающихся на факультете физической культуры.

В таблице 5 приведены результаты тестирования физических качеств студентов первого и четвертого курсов. Из данных таблицы 5 видно, что не по всем показателям за четыре года обучения произошли достоверные изменения. Здесь обращает на себя внимание факт отсутствия достоверных приростов в развитии собственно силовых способностей и силовой выносливости, т.е. тех, которые являются основными для освоения и последующего качественного выполнения техники большинства физических упражнений из школьной программы. Сопоставляя этот факт с требованиями к профессиональной деятельности учителя физической культуры, можно предположить о том, что профессиональное образование, реализуемое на факультете физической культуры, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности студентов к их окончанию вуза.

Таблица 5 - Показатели физической подготовленности студентов первого и четвёртого курса факультета физической культуры___

№ Показатели Фактические значения Различия ^-критерий)

1 курс 4 курс

Среднее ±о Среднее ±о

1 Челночный бег 3x10 м, сек. 8.03±0.64 7.86±0.67 есть

2 Прыжок в длину с места, см 213.0±29.73 226.0±26.07 есть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Сгибания туловища из положения лежа за 1 мин., кол. раз. 49.0±8.82 49.0±8.52 нет

4 Проба Ромберга, сек. 14.52±8.04 12.0±7.07 есть

5 Сгибание рук в упоре, кол. раз. 30.4±2.88 32.2±6.09 нет

В своем исследовании мы предполагали, что выявляемая особенность динамики показателей развития психических и физических спосбностей будущих учителей физической культуры может обусловливаться, в первую очередь, изменениями в практике их профессионального образования. Последнее стало возможным благодаря «перестройке» развития российского общества, потребовавшего изменения целевых установок и содержательного наполнения сложившейся системы профессионального образования [5]. Учитывая это предположение мы сравнили содержание Учебных планов, разработанных на основе Государственного стандарта профессионального образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (2016) и Учебного плана по подготовке учителей физической культуры по специальности 2114 - «Физическое воспитание» (1987).

Результаты исследования показали, что в содержании подготовки учителей физической культуры за период с 1990 по 2018 г.г. произошли существенные изменения, как в составе и количестве учебных дисциплин, так и объеме выделяемого на них времени. Так, в современных Учебных планах факультетов физической культуры объем учебных часов на дисциплины по видам спорта, где предполагается направленное развитие физических качеств студентов и обучение их соответствующим техническим действиям, сократился на 46%. Это сокращение произошло на фоне уменьшения и количества осваиваемых видов спорта, что могло негативно сказаться на показателях всесторонности физической подготовленности будущих учителей физической культурой.

Анализируемые изменения в подготовке студентов факультета физической культуры по основанию «методики развития физических качеств» сопровождаются относительной сохранностью традиционных подходов к организации профессионального образования, методическому его обеспечению. Такая сохранность сочетается с недостаточным внедрением современных педагогических методик и технологий, особенно тех из них, которые связаны с развитием когнитивных способностей [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты экспериментального исследования позволяют заключить:

во-первых, современное содержательное наполнение предметно-профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры не обеспечивает должного развития когнитивных и физических спосбностей, являющихся на сегодня наиболее востребованными для практики преподавания школьной учебной дисциплины «Физическая культура»;

во-вторых, возможной причиной такого положения стало относительно недостаточный объем учебных часов, отводимых на практические дисциплины, где в процессе освоения основ обучения техники двигательных действий успешно формируются и когнитивные способности и развиваются физические качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическое состояние как компонент профессиональной готовности студентов вузов физической культуры / Е.Ю. Антонова, Ю.А. Бондаренко, В.В. Кузаева, Е.Ф. Проскурина // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. - Чебоксары : ИД «Среда», 2018 - С 86.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология : учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский -5-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2014- 896 с..

3. Левит М.В. Теория и практика построения вариативных учебных планов общего среднего образования в отечественной педагогике, 1985-90-е годы : дис. ... канд. пед. наук / Левит Михаил Владимирович. - Москва, 2000. - 194 с.

4. Методика «Оперативная память» / Альманах психологических тестов / Сост. и общ. ред. Р.Р. и С.А. Римских. - Москва. : КСП, 1997. - С. 89.:

5. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательной школе : дис. ... д-ра пед. наук / Матвеев Анатолий Петрович. - Москва, 1997. - 76 с.

6. Прогрессивные матрицы Равена : методические рекомендации / сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2011 - 70 с.

7. Пургина, Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке : учеб. пособие / Е.И. Пургина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. -275 с.

8. Туник, Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник // Школьный психолог. - 2000. -№ 47. - С. 56-62.

REFERENCES

1. Antonova, E. Yu., Bondarenko, Yu.A., et al (2018),"Physical condition as a component of professional readiness of students of universities of physical culture", Modern trends in the development of

the education system: collection of articles, ID "Wednesday", Cheboksary, pp. 86.

2. Karvasarsky, B. D. (2004), Clinical psychology: textbook, Peter, St. Petersburg.

3. Levit, M. V. (2000), Theory and practice of constructing variable curricula of general secondary education in Russian pedagogy, 1985-90 years, dissertation, Moscow.

4. R.R. Rimskikh (1997), "The methodology of "Operative memory"", Almanac of psychological tests, KSP, Moscow, pp. 89.

5. Matveev, A.P. (1997), Theoretical and methodological foundations of the formation of the educational subject "physical culture" in a comprehensive school, dissertation, Moscow.

6. Majordomo, O.E. and Schreiber, T.V, (2011)Raven's progressive matrices: methodological recommendations, Udmurt University, Izhevsk.

7. Purgina, E.I. (2015), Methodological approaches in modern education and pedagogical science: textbook, Yekaterinburg.

8. Tunik, E. (2000), "Johnson's creativity questionnaire", School Psychologist, No. 47, pp. 5662.

Контактная информация: ghidaa1990@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 14.06.2021

УДК 796.431.2

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ В

ДЛИНУ 17-19 ЛЕТ

Екатерина Игоревна Маяк, аспирант, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Нынешнее развитие спортивных достижений легкоатлетов-прыгунов нуждается в непрерывном поиске новых, научно обоснованных форм подготовки спортсменов высокой квалификации. Статья посвящена актуальной для теории и методики спортивной тренировки проблеме физической подготовленности прыгунов в длину с разбега. Целью исследования стал поиск сочетаний эффективных нагрузок сопряженного воздействия следующей направленности: «скорость-сила», «скорость-координация», «координация-сила», а так же доказана эффективность применяемых тренировочных режимов работы сопряженного воздействия в спортивной подготовке прыгунов в длину с разбега 17-19 лет с помощью педагогического тестирования.

Ключевые слова: прыгуны в длину, силовая тренировка, взрывная сила, ритм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p187-191

RESEARCH OF CONCEPTS OF PHYSICAL TRAINING OF LONG JUMPERS AGED

17-19

Ekaterina Igorevna Mayak, the post-graduate student, Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the

candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk

Abstract

The current development of sports achievements of track and field jumpers requires the continuous search for new, scientifically based forms of training of highly qualified athletes. The article is devoted to the problem of physical fitness of long jumpers with the run-up, which is relevant for the theory and methodology of sports training. The aim of the study was to find the combination of effective loads of conjugate impact of the following orientation: "speed-strength", "speed-coordination", "coordination-strength", as well as to prove the effectiveness of the applied training modes of conjugate impact in the sports training of long jumpers from the run-up of 17-19 years with the help of tests of pedagogical testing. Keywords: long jumper, strength training, explosive power, rhythm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.