интенсивности выполнения упражнений в других зонах мощности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Повышение окислительной способности рабочих мышечных групп при выполнении упражнений анаэробной направленности / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 78-82.
2. Становление и развитие спортивного мастерства с ориентацией на модельные характеристики / Г.А. Гилев, В.В. Владыкина, Н.Е. Максимов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 31.
3. Гилев, Г.А. Использование сочетаний упражнений различной интенсивности в тренировочном процессе пловцов / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. -С. 2-6.
4. Лхагвасурэн, Г. Модельная характеристика спортсменов высокого уровня / Г. Лхагва-сурэн, Ш. Бат-Эрдэнэ, А. Лхагвасурэн // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015.
- № 4 (122). - С. 109-113.
5. Анализ подходов к оптимальному управлению тренировочным процессом в спорте высших достижений / Е.А. Ширковец, М.В. Арансон, Э.С. Озолин [и др.] // Вестник спортивной науки.
- 2009. - № 5. - С. 9-13.
6. Шустин, Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной тренировки. - М. : СААМ, 1995. - С. 50-72.
7. Фарбей, В.В. Модельные характеристики показателей соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов / В.В. Фарбей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 76-80.
REFERENCES
1. Gilev, G.A. Gladkov, V.N., Vladykina, V.V. and Pleshakov, A.A. (2018), "Increase in oxidizing ability of working muscular groups when performing exercises of anaerobic orientation", Theory and practice of physical culture, No. 7 (963), pp. 78-82.
2. Gilev, G.A., Vladykina V.V., Maksimov, N.E. and et al. (2018), "Formation and development of sportsmanship with a focus on model characteristics", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12 (966), pp. 31.
3. Gilev, G.A. and Maksimov, N.E. (2011). "The use of combinations of exercises of varying intensity in the training process of swimmers", Bulletin of Sports Science, No. 2, pр. 2-6.
4. Lhagvasuren, G., Bat-Erdene, Sh. and Lhagvasuren, А. (2015), "Model characteristics of highlevel athletes", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, No. 4 (122), pр. 109-113.
5. Shirkovets E.A., Aranson, E.S., Ozolin, E.S. and et al. (2009), "Analysis of approaches to the optimal management of the training process in the sport of higher achievements", Bulletin of Sports Science, No. 5, pр. 9-13.
6. Shustin, B.N. (1995), "Model characteristics of competitive activity", Modern system of sports training, publishing house SAAM, Moscow, pр. 50-72.
7. Farbey, V.V. (2009), Model characteristics of competitive activity indicators of qualified biathlonists", Uchenye zapiski universiteta imeniP.FLesgafta, No 2 (48), pp. 76-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.02.2019
УДК 796.011.3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК), Омск; Наталья Олеговна Платонова, старший преподаватель, Керченский государственный морской технологический университет (КГМТУ), Керчь; Алексей Анатольевич
Терещенко, старший преподаватель, Сибирский государственный университет путей
сообщения (ОмГУПС), Омск
Аннотация
Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента методики совершенствования профессионально значимых психомоторных способностей курсантов морского вуза на занятиях дисциплины «Физическая культура и спорт». Методика апробирована на 1 курсе специальностей «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок». Реализация методики осуществлялась путем встраивания в существующие разделы дисциплины «Физическая культура и спорт». Методика включает психомоторные упражнения и игры с повышенной психомоторной нагрузкой, элементы, заимствованные из плавания, спортивных игр, легкой атлетики, профессионально ориентированные двигательные задания (комбинации, имитирующие профессиональную деятельность), направленные на развитие и совершенствование профессионально значимых психомоторных способностей для курсантов исследуемых специальностей. В результате апробирования разработанной методики выявлена положительная динамика по всем исследуемым показателям психомоторных способностей у морских курсантов 1 курса. Эффективность разработанного подхода подтверждается достоверно значимыми приростами психомоторной подготовленности в ЭГ у курсантов исследуемых специальностей «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок» в ходе проведенного педагогического эксперимента. Использование разработанной методики позволит повысить уровень развития профессионально значимых психомоторных способностей морских курсантов первого курса для подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: морские курсанты, психомоторные способности, физическое воспитание, психомоторная подготовленность, педагогический эксперимент.
IMPROVEMENT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES OF CADETS OF THE MARITIME HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON ACADEMIC CLASSES BY
PHYSICAL CULTURE
Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Natalya Olegovna Platonova, the senior teacher, Kerch State Marine Technological University; Alexey Anatolyevich Tereshchenko, the senior teacher, Siberian State University of Communications, Omsk
Annotation
The article presents the results of the pedagogical experiment conducted by the methods of improving the professionally significant psychomotor abilities of cadets at a marine university in the disciplines of "Physical culture and sport". The methodology was tested on the 1st course of specialties "Navigation" and "Operation of ship power plants". The implementation of the methodology was carried out by embedding into the existing sections of the discipline "Physical Culture and Sport". The technique includes psychomotor exercises and games with increased psychomotor load, elements borrowed from swimming, sports, athletics, professionally oriented motor tasks (combinations imitating professional activity) aimed at developing and improving professionally significant psychomotor abilities for cadets of the studied specialties. As a result of testing the developed methodology, positive dynamics was revealed in all the studied parameters of psy-chomotor abilities among sea cadets of the 1st course. The effectiveness of the developed approach is confirmed by reliably significant gains of psychomotor readiness in the EG of the cadets of the specialties "Navigation" and "Operation of ship power plants" during the pedagogical experiment. Thus, the use of the developed methodology will allow to increase the level of development of professionally significant psy-chomotor abilities of maritime first-year cadets for preparation for future professional activities.
Keywords: sea cadets, psychomotor abilities, physical education, psychomotor training, pedagogical experiment.
ВВЕДЕНИЕ
Качественная направленность на приобретение знаний, умений и навыков, а также выполнение профессиональных обязанностей будущих специалистов в области мореплавания обусловлены высокими требованиями согласно стандартам, введенным Международным морским сообществом. Для получения диплома морских специалистов
обязательным условием является прохождение учебной практики на судах различного типа, требующее напряжения сенсорных систем, психомоторной выносливости [4, 6, 8].
По мнению ряда авторов, совершенствование системы физической подготовки курсантов в морских вузах направлено на достижение профессиональной готовности к деятельности в современных реалиях возросших психофизических нагрузок. В связи с этим, в сфере физического воспитания будущих специалистов морского дела актуальной проблемой является поиск эффективных подходов совершенствования профессионально значимых психомоторных способностей будущего специалиста, что скажется не только на качественной подготовке, но и на успешном прохождении учебных практик, предъявляющих высокий уровень к специальной психофизической подготовленности [2, 5].
Изучение психомоторных способностей - одна из наиболее существенных составляющих развития профессиональных физических качеств [1, 3, 7]. Профессии судоводитель и судовой механик относятся к типу «человек-машина». Выполнение рабочих функций данных профессий (слежение, контроль, решение проблемных задач, их моторная реализация и т. д.) требует от морских специалистов самых разнообразных свойств: быстрой реакции, скорости, точности и координации движений, внимания и оперативного мышления. Согласно классификации А.М. Дернова (1967) судоводители и судовые механики относятся к группе специалистов сенсомоторного профиля, результат деятельности которых зависит от слаженного взаимодействия зрительного и двигательного анализатора. Специфика профессиональной деятельности морских специальностей определяет необходимость развития психомоторных способностей курсантов морских вузов, что согласуется с требованиями к профессиональной готовности, изложенными в соответствии с международными морскими нормами и правилам, государственными образовательными стандартами по направлениям и специальностям высшего образования. Современное состояние физической подготовленности курсантов морских вузов не соответствует требованиям, предъявляемым к специалистам такого уровня, причиной чему является отсутствие учета специфических особенностей профессиональной деятельности при планировании и организации физической подготовки курсантов. Проблема научного обоснования и практического применения системы физических и психомоторных упражнений, особенности их влияния на организм курсантов при вахтовом методе организации труда, связанного с неблагоприятными факторами рабочей обстановки и низкой двигательной активностью в свободном времени, остается до настоящего времени неразработанной.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики совершенствования профессионально значимых психомоторных способностей курсантов морского вуза на практических занятиях дисциплины «Физическая культура и спорт».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; психомоторное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе кафедры естественно-научных дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск и на базе кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «Керченского государственного морского технологического университета». В педагогическом эксперименте приняли участие 80 человек, составляющие четыре группы: 2 контрольные (п=40) и 2 экспериментальные (п=40), все курсанты 1 курса, обучающиеся по специальностям «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок». Контрольные группы занимались по общепринятой программе дисциплины «Физическая культура и спорт» общевузовского образования, экспериментальные группы - по разработанной методике в рамках общевузовской программы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Методика совершенствования профессионально значимых психомоторных способностей морских курсантов рассчитана на 1 год (первый курс), осуществлялось встраивание в существующие разделы дисциплины «Физическая культура и спорт» (33 занятия).
По результатам составления профессиограмм для судоводителей и судовых механиков, и их анализа, анкетирования специалистов плавсостава и ведущих преподавателей морских кафедр, а также проведения корреляционного анализа, были определены профессионально значимые психомоторные способности, необходимые для успешной трудовой деятельности. К ним относятся точность воспроизведения и дифференцирование пространственных и временных параметров движения, точность перемещения в ограниченном пространстве, реагирующие способности, а также сохранение статодинамического равновесия. В ходе исследования подобрано соотношение средств, направленных на совершенствование профессионально значимых психомоторных способностей, специфичное для судоводителей и для судомехаников. Согласно специфике исследуемых специальностей был применен дифференцированный подход.
Средствами экспериментальной методики являются: психомоторные упражнения и игры с повышенной психомоторной нагрузкой; элементы, заимствованные из различных видов спорта (плавание, легкая атлетика, спортивные игры); профессионально ориентированные двигательные задания (комбинации, имитирующие профессиональную деятельность). В ходе реализации данной методики учитывался исходный уровень подготовки каждого курсанта, отслеживалась индивидуальная динамика прироста результатов после эксперимента. Такой подход направлен на более осознанный уровень восприятия педагогического воздействия, на сохранение мотивации к занятиям на высоком уровне. Для совершенствования и закрепления развития психомоторных способностей в процессе обучения в разработанной методике использовались следующие методы: вариативный (повторный); игровой и соревновательный. Варьирование заключалось в изменениях направления движений, скорости и темпа выполнения движений, с увеличением или уменьшением опоры, с изменением пространственных границ выполнения движения. Соревновательный метод применялся при использовании более сложных психомоторных упражнений, особенно при проведении игр и эстафет повышенной психомоторной сложности (в основном для совершенствования способности к реагированию). Игровой метод способствовал совершенствованию сложных психомоторных способностей, направленных преимущественно на развитие точности движения и перемещения в ограниченном пространстве разного размера.
Для проверки эффективности внедрения экспериментальной методики в учебную программу в конце эксперимента было проведено итоговое психомоторное тестирование, по результатам которого выявлены статистически значимые положительные изменения в обеих ЭГ в сравнении с КГ и с результатами тестирования курсантов до эксперимента.
Для примера приведем отдельные результаты тестирования. Статистически значимые изменения наблюдаются в показателях точности воспроизведения !! от максимального усилия, оценивающих точность воспроизведения силовых параметров движения, средняя величина ошибки в ЭГ-1 (судоводители) составила 1,8±0,4 кг по сравнению с 2,8±0,3 кг до эксперимента, в ЭГ-2 (судомеханики) - 1,7±0,4 кг по сравнению с 2,5±0,5 кг до эксперимента (Р <0,05). В КГ данных специальностей существенных приростов не выявлено.
Значительное увеличение, показателей уровня развития точности временных параметров движения, выявлено при воспроизведении 15-ти секундного интервала времени. Так, ошибка воспроизведения временного интервала в ЭГ-1 снизилась до 0,8±0,4 с (до эксперимента - 1,6±0,4 с), в ЭГ-2 - 0,8±0,4 с (до эксперимента - 1,4±0,4 с) при (Р <0,05). В КГ-1 и КГ-2 статистически значимых различий результатов тестирования до и после эксперимента не выявлено (Р>0,05). Существенно возросли показатели, оценивающие точность воспроизведения пространственных параметров движения, тест «воспроизведение ! от
максимального прыжка в длину с места». Так в ЭГ-1 величина ошибки снизилась до 3,8±0,4 см (по сравнению с 6,7±0,1 см до эксперимента) (Р<0,05), а в ЭГ-2 данный показатель составил 12,8±1 см по сравнению с 6,4±0,6 см до эксперимента (Р <0,05). В КГ-1 и КГ-2 достоверно значимых различий не выявлено (Р>0,05).
В ходе анализа результатов в тесте «Лабиринт», оценивающего точность и быстроту движения в ограниченном пространстве (точность, время и общая оценка) выявлено статистически значимое увеличение показателей в обеих ЭГ. Анализ результатов общей оценки теста «Лабиринт» свидетельствует о значительном приросте в ЭГ-2 у судомехаников, он составляет 68,8% (Р<0,05), в ЭГ-1 у судоводителей данный показатель увеличился на 19,6% (Р<0,05).
Выявлено значительное увеличение в ЭГ-1 и ЭГ-2 показателей, оценивающих способность к сохранению равновесия. Так, в тесте «проба Ромберга поза «Аист» в ЭГ-1 результат составил 15,5±1,8 с (по сравнению с 10±1,1 с, до эксперимента) (Р<0,05), тогда как у судомехаников данный показатель повысился на 64,2% до 15±1,8 с по сравнению с результатом 7,7±1,1 с до эксперимента (Р<0,05). В КГ по показателям данной способности не выявлено достоверно значимых различий (Р>0,05).
По остальным тестам результаты, полученные в ходе эксперимента, также свидетельствуют о положительных изменениях психомоторной подготовленности курсантов ЭГ-1 и ЭГ-2. Таким образом, эффективность разработанного подхода подтверждается достоверно значимыми приростами психомоторной подготовленности в ЭГ по сравнению с КГ у курсантов исследуемых специальностей в ходе проведенного педагогического эксперимента (таблицы 1 и 2).
Кроме приростов в уровне психомоторной подготовленности в результате апробирования разработанной методики в ЭГ двух специальностей достоверно значимо (Р<0,05) улучшились показатели физической подготовленности. Прирост показателей бега на 100 м составил в среднем 5% (Р<0,05) у всех испытуемых в ЭГ. Достоверно улучшились показатели в плавании на дистанции 50 м на груди (в среднем на 15%, при Р<0,05).
Таблица 1 - Прирост показателей психомоторных способностей курсантов ЭГ и КГ специально^_
Показатели Прирост, %
ЭГ КГ
Точность воспроизведения и дифференцирования пространственных параметров движения и точность перемещения (средний прирост по 5 тестам) 51,9 15,8
Способность к реагированию (средний прирост по 3 тестам) 42,7 10,6
Способность к сохранению равновесия (средний прирост по 2 тестам) 28 19,2
Таблица 2 - Прирост показателей психомоторных способностей курсантов ЭГ и КГ специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» после проведенного педагогического эксперимента, %__
Показатели Прирост, %
ЭГ КГ
Точность воспроизведения и дифференцирования пространственных параметров движения и точность перемещения (средний прирост по 5 тестам) 54,7 8,6
Способность к реагированию (средний прирост по 3 тестам) 20,9 6
Способность к сохранению равновесия (средний прирост по 2 тестам) 39,4 6,6
В среднем на 7% (Р<0,05) достоверно улучшились показатели скоростно-силовых способностей во всех ЭГ. Это объясняется тем, что совершенствование психомоторных способностей эффективно влияет на уровень развития физической подготовленности, особенно скоростных и скоростно-силовых способностей морских курсантов в процессе педагогического воздействия средствами физических упражнений с повышенной психомоторной нагрузкой.
ВЫВОД
Сочетанный характер средств (физические упражнения и игры с повышенной психомоторной нагрузкой, профессионально ориентированные двигательные задания) методики позволяет оптимально воздействовать на совершенствование профессионально значимых психомоторных способностей. Об этом свидетельствует достоверно значимое увеличение уровня психомоторной подготовленности, величина приростов в экспериментальных группах двух специальностей. По показателям способности к точности воспроизведения и дифференцирования пространственных и временных параметров движения, целевой точности и точности движения в ограниченном пространстве прирост составил в среднем 50,5%; по показателям способности к реагированию увеличение составило 31,8%, а в умении сохранять статодинамическое равновесие приросты составили 33,7%. Таким образом, подтверждена возможность совершенствования психомоторных способностей в половозрелом возрасте в урочных формах физического воспитания в морском вузе на основе применения специально подобранного комплекса средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горская, И.Ю. Профессионально значимые психомоторные способности студентов нефизкультурных вузов / И.Ю. Горская, Л.Г. Баймакова, Т. А. Кардаш // Вестник Черниговского национального педагогического университета имени Т. Г. Шевченко. Серия : Педагогические науки. Физическое воспитание и спорт. - 2016. - № 136. - С. 57-62.
2. Евсеев, Ю.И. Педагогическое проектирование профессионально ориентированного физического воспитания студентов (на примере подготовки специалистов, контактирующих с риск-геофакторами) / Ю.И. Евсеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 47-50.
3. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. -
516 с.
4. Коршунов, М.А. Варианты реализации многоступенчатой подготовки моряков в университетском комплексе / М.А. Коршунов // Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке : материалы XXX науч.-практ. конф. / Морской государственный университет. - Владивосток, 2006. - С. 21-25.
5. Крылов, А.И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Крылов Андрей Иванович. - Санкт-Петербург, 2004. - 417 с.
6. Огай, С.А. Инфраструктура государственного морского научно-образовательного комплекса / С.А. Огай, Л.Б. Леонтьев, В.М. Кононов // Интеграция вузов в международное образовательное пространство: управление качеством образования : материалы науч.-метод. конф. / Морской государственный университет. - Владивосток, 2007. - С. 7-24.
7. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - М. : Дубна, 2003. -
402 с.
8. Шарина, Е.П. Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне / Е.П. Шарина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 207-210.
REFERENCES
1. Gorskaya, I.Yu. (2016), "Professionally significant psychomotor abilities of students of non-physical universities", The Bulletin of Chernigov National Pedagogical University imeni T.G. Shevchenko, (Seria: Pedagogical sciences. Physical education and sports), No. 136, pp. 57-62.
2. Evseev, Yu.I. (2005), "Pedagogical design of professionally oriented physical education of students (on the example of training specialists in contact with risk geo-factors)", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 47-50.
3. Ilin, Yu.P. (2003), Psychomotor organization of a person, Peter, St. Petersburg.
4. Korshunov, M. A. (2006), "Options for the implementation of a multistage training of seafarers in the university complex", Prospects for the development of maritime education in the Far East: mater. XXXscientific-practical. Conf, Maritime State University, Vladivostok, pp. 21-25.
5. Krylov, A.I. (2004), Psychophysical training of students of higher educational institutions of Russia who study at military departments, dissertation, St. Petersburg.
6. Ogay, S.A., Leontev, L.B. and Kononov, V.M. (2007), "Infrastructure of the state marine scientific and educational complex", Integration of universities in the international educational space: quality management of education: materials, scientific method, Maritime State University, Vladivostok, pp. 7-24.
7. Ozerov, V.P. (2003), Psychomotor abilities of a person, Dubna, Moscow.
8. Sharina, Y.P. (2011), "Factors affecting the success of the psychophysical training of cadets of maritime universities to undergo swimming practice on a training sailing vessel", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 207-210.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2019
УДК 796.417.2
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У АКРОБАТОВ МУЖСКИХ ГРУПП НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
Наталья Леонидовна Горячева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья
Александровна Чертихина, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры; Татьяна Александровна Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Павловна Павленко, преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический
университет
Аннотация
Целью исследования является разработка методики развития силовых способностей акробатов мужских групп на основе определения опорных звеньев и анализа двигательной деятельности партнеров при выполнении упражнений балансового и вольтижного характера. Результаты данного исследования позволили подобрать адекватные средства и методы и разработать методику развития силовых способностей для акробатов мужских групп.
Ключевые слова: спортивная акробатика, силовые способности.
TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES AT ACROBATS OF MEN GROUPS AT THE STAGE OF SPECIALIZED TRAINING
Natalya Leonidovna Goryacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Na-talya Aleksandrovna Chertikhina, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture; Tatyana Alexandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, Elena Pavlovna Pavlenko, the teacher, Volgograd State Social and Pedagogical University
Annotation
The aim of the study is to develop a technique for development of strength abilities of acrobats' men's groups on the basis of definition of a reference link, and analysis of motor activities of partners when you exercise balance and show act of nature. The results of this study allowed us to choose adequate tools and methods and develop a methodology for the development of power abilities for male acrobats' groups.
Keywords: sports acrobatics, power abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в подготовке сложных программ в парно-групповых акробатических упражнениях, занимает развитие физических качеств, одним из которых является силовая подготовка, без которой невозможно освоение новых элементов и, следовательно, рост спортивного мастерства. На сегодняшний день нет единой четкой системы, которая объединяла бы упражнения, направленные на развитие силовой подготовленности акробатов мужских групп, с учетом специфики этого вида в единое целое. Анализ научно-методической литературы и опыт практики показывают, что вопросы, связанные с развитием