17. Там же. С. 81.
18. Там же. С. 81.
19. Ольденбург С. Ф. Краеведение // Общественные науки СССР, 1917-1927: сб. / под ред. В. П. Волгина, Г. О. Гордона, И. К. Луппола. М., 1928. С. 171.
20. Филиппов А. И., Ветчинкина Р. И. Материалы по статистики развития и состояния краеведения в России и СССР // Методический сборник: Труды студенческого кружка краеведения при географ. фак. Ленингр. гос. ун-та. Л., 1929. С. 13.
21. Лексин Ю. Первый перелом: Беседа с С. О. Шмидтом, В. Ф. Козловым. С. Б. Филимоновым // Знание - сила. 1988. № 11. С. 66-72.
22. Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. С. 36.
23. Известия ЦБК. 1927. № 9. С. 297; Съезды Советов Союза Советских Социалистических республик: сб. документов: 1923-1937 гг. М., 1962. Т. 4-4.1. С. 105.
24. Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. С.63.
25. Толстов С. П. Введение в советское краеведение. М.; Л., 1932. С. 35.
26. За большевистскую партийность в краеведении // Сов. краеведение. 1930. № 1. С. 22.
27. Журавлев С. В. Создание «Истории фабрик и заводов» Москвы в 1930-е годы и некоторые вопросы краеведения // Историческое краеведение в СССР Вопросы теории и практики. Киев, 1991. С. 221-230.
В. В. Говор,
г. Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ ИСТОРИЧЕСКИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Чтобы понять и объяснить особенности развития туризма в целом в регионе и детско-юношеского туризма в частности, необходимо рассмотреть прежде всего географическое расположение региона на территории страны и наличие туристских рекреационных ресурсов как на собственной территории, так и транспортную доступность к ним и условий для развития туризма. В плане расположения городу Новосибирску и окружающей его области повезло - в самом центре бывшей Российской империи, о чем свидетельствует восстановленная в самом центре города часовенка. Сама площадка для размещения огромного города была замечена и оценена, только в начале прошлого века изыскателями мостовой переправы через великую сибирскую реку Обь. Ранее освоение Сибири проходило значительно севернее, по построенному одновременно с Суэцким каналом, Каз-Енисейскому каналу, соединившему бассейны Оби и Енисея. Быстрое строительство Транссибирской магистрали в корне перекроило исторически сложившееся адми-
нистративное разделение Сибири. Столица изначальной Томской губернии перемещается в молодой, быстро развивающийся город Ново-николаевск, ставший Новосибирском и центром Западно-Сибирского края, а значение города Енисейска перешло к Красноярску, ныне столице самого большого в стране Красноярского края. В Новосибирске как крупном краевом центре были отделения АО «СОВТУРИСТ» И ОПТ с ячейками на предприятиях и учебных заведениях. Также имелись и организации детского и юношеского и школьного туризма. Из Новосибирска велось развитие планового туризма на Алтае и в Горной Шории. В областном архиве была найдена запись 1928 г. от 27 апреля в Протоколе заседания Сибирского краевого бюро туристов в п. 3 записано: «Сформировать маршрутную комиссию Пупышев, Шемелев, Чернооков, Пасынков». Это официальный день рождения Западно-Сибирской МКК. Много записей по организации и проведению дальних экскурсий (так в то время назывались походы). Среди записей есть и сообщения об дальних экскурсиях учащихся и студентов-железнодорожников, отмечается большая воспитательная роль дальних экскурсий.
Великая Отечественная война дала мощный импульс развитию города как центру оборонной промышленности и культуры. В строящемся уникальном общественном культурно-политическом центре, переоборудованном под театр оперы и балета, находились экспонаты из Ленинградского Эрмитажа. В Новосибирск пришли эшелоны с ленинградцами, а 9 мая 1945 г. постановкой оперы «Иван Сусанин» открылся знаменитый оперный театр.
В целях улучшения управления оборонной промышленностью в 1943 г. Западно-Сибирский край был разделен на несколько регионов и Новосибирск стал столицей вновь образованной Новосибирской области, разместившейся на просторах Западно-Сибирской низменности, из гор досталась северная часть древнего Салаирского кряжа и древняя вулканическая цепочка Буготакских сопок, находящихся недалеко от города Новосибирска. При таком распределении природных ресурсов НСО на долгие годы лишилась перспектив развития внутреннего и въездного туризма, а вместе с этим и возможности открывать станции юных туристов в районных центрах. СЮТуров на всю область и город Новосибирск осталось всего две: существующая до сих пор, часто подвергающаяся реорганизации Искитимская районная, находящаяся в гор. Искитиме, и областная, теперь уже закрытая, из-за имевшихся у нее помещений в центре города, на Комсомольском проспекте, 20, и позже на улице Восход. Оба здания потребовались по решению чиновников от образования для иных «более важных» целей, чем детский и юношеский туризм. Но у Новосибирска осталась Сибирская зональная
функция. В современной жизни Новосибирск заслуженно стал столицей Сибирского федерального округа, местом нахождения Новосибирского отделения Туристско-спортивного союза России, центром делового, научного и лечебного туризма, крупнейшим мультитранспортным, международным центром, «Воротами в Сибирь».
Строительство под Новосибирском нового научного центра вдохнуло новую жизнь в умеренно развивавшийся сибирский туризм (уже были: турклуб, на Советской, 20, СЮТур, ОСТЭ, Бюро путешествий с филиалами в районах области, 3 местных плановых маршрута, детская летняя турбаза, БМТ «Спутник», Совет по туризму СИБВО). Прибывшие из Москвы, Ленинграда и Харькова молодые ученые возглавили общественные структуры управления самодеятельным туризмом и сделали его по-настоящему самоуправляемым. Множились клубы туристов предприятий и учебных заведений, создавались секции, кружки и клубы по месту жительства и районные туристские клубы. В СЮТур и кружки устраивались на постоянную работу туристы, прошедшие в турклубе туристскую инструкторскую подготовку, но долго удержаться на этой работе у многих туристов не получалось из-за возникавших с руководством конфликтов. Федерации туризма приходилось рассматривать такие конфликты, в которых часто просматривались ведомственные интересы. Тогда-то и возникло решение на всех взрослых соревнованиях дополнительно ставить возрастные трассы для подрастающего поколения, а главное - проводить все мероприятия по единым правилам, включая маршруты, тем более, что специализированная МКК оставалась только в Искитиме, и включать все мероприятия в единый календарь. Тогда стало очевидно, что очень многое зависит от количества и квалификации судей, находящихся на дистанции. Разумнее их максимально сократить, и основной функцией сделать текущий контроль за действиями команды, а не назначение нервировавших участников и команды многочисленных штрафов. И такие соревнования без штрафов были разработаны и проведены более 30 лет назад. Горные связки на глиняном обрыве, без судейской страховки. Тогда исходили из принципа, что на перевалах и маршрутах чужой страховки нет. Всю страховку и самостраховку организует сама команда, естественно, и рельеф подбирался, допускающий не травмоопасные срывы. Эффект превзошел все ожидания. Сегодня это самые посещаемые соревнования в области и городе, принятые туристским сообществом. К указанным выше мерам добавили либерализацию методов работы всех комиссий НО ТССР, с усилением равноправных партнерских отношений, переход на убеждения и разъяснения, не забывая главного принципа: доверяй,
но проверяй. Сильно дисциплинировал всех участников и руководителей персональный учет и записи в персональной книжке туриста всех мероприятий, раздельно по дистанциям и маршрутам, или в качестве судей и содействие туристско-спортивному росту квалификации после каждого туристско-спортивного мероприятия. Таким образом, в Новосибирске и области сформировались устойчивые системы реализации календарных планов, судейские бригады, готовящие и проводящие любые ТСМ, сохранились партнерские равноправные отношения с пограничными видами спорта: спортивным ориентированием, рафтингом и альпинизмом, а также организациями (спортивными школами, кружками, клубами, секциями, группами), занимающимися детским, юношеским, студенческим и молодежным, а также путевочным спортивным туризмом под эгидой НО ТССР по единым правилам и требованиям. Из-за неудачной приватизации и тарифной политики НО ТССР не удалось сохранить двухэтажное помещение турклуба на Коммунистической, 3, но партнерские отношения с путе-вочными организациями позволяют иметь постоянное место сбора и работы МКК, а также конференц-зал и другие помещения, и транспорт при необходимости.
В. В. Паланская, К. О. Матвеева,
Московская область, г. Пушкино
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Длительное время туризм в России представляли только крупные государственные монополии, такие как «Интурист», «Спутник» и Центральная система туристских профсоюзных организаций. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен. Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристскую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество.
Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства. Сейчас в России действуют от 15 до 20 тыс. самостоятельных туристских фирм с численностью работников от 3 до 10 человек. Российский туризм получил признание как важная отрасль современной экономики страны и уверенно вошел в мировой туристский рынок.