Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ОЛИГОФРЕНИЯ В СТАДИИ ДЕБИЛЬНОСТИ / СЛЕПОЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Засека М.В., Засека К.В.

В статье рассматриваются такие проблемы как: потеря зрения среди детей; особенности категории инвалидности по зрению; определение причины потери зрения. Выявлены с помощью научно-методической литературы существующие группы, характеризующие состояние развития детей с нарушениями зрения. Отмечаются общие закономерности характерные для развития среди всех категорий детей с аномалиями. Установлено, что зрительные нарушения среди детей дошкольного возраста в 77,6 % является остаточным явлением детского церебрального паралича.The article discusses problems such as: loss of vision in children; characteristics of the category of disability; determining the cause of vision loss. Identified through scientifically-methodical literature existing groups characterizing the development of children with visual impairments. There is a General regularity characteristic of development among all categories of children with anomalies. Found that visual impairment among preschool children at 77.6 % is the residual phenomenon of cerebral palsy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Использованные источники:

1. Зайкина К.А., Значение имиджа компании в сети Интернет. Электронное начно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 9(28) (сентябрь, 2016). URL:

http://iupr.ru/ sovremennye_tehnologii_upravleniya_organizaciyay_9_28_2016

(дата обращения: 01.12.2016).

2. Алентьева, Е. Ю. Веб-сайт компании как коммуникативный маркетинговый инструмент // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №11. URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/veb-sayt-kompanii-kak-kommunikativnyy-marketingovyy-instrument-1 (дата обращения: 01.12.2016).

3. Бокарев, Т. А. Энциклопедия интернет-рекламы. - М.: Издательство «ПРОМО-РУ», 2000. - 416 с. URL: http://book.promo.ru/article3_2.html (дата обращения: 01.12.2016).

4. Этапы создания корпоративного веб-сайта. URL: http://analytika.org/?p=825 (дата обращения: 01.12.2016).

5. Алексей Шафранов: «Почему скорость сайтов важна для Яндекса». URL: https://www.searchengines.ru/aleksey_shafran_site_speed.html (дата обращения: 01.12.2016).

УДК 372.36

Засека М.В. ассистент

кафедра «здоровья и реабилитации»

Засека К.В. студент-магистратуры 6 курса факультет «педагогики, психологии инклюзивного образования»

Гуманитарно-педагогическая академия

Россия, г. Ялта

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются такие проблемы как: потеря зрения среди детей; особенности категории инвалидности по зрению; определение причины потери зрения.

Выявлены с помощью научно-методической литературы существующие группы, характеризующие состояние развития детей с нарушениями зрения.

Отмечаются общие закономерности характерные для развития среди всех категорий детей с аномалиями.

Установлено, что зрительные нарушения среди детей дошкольного возраста в 77,6 % является остаточным явлением детского церебрального паралича.

Ключевые слова: Лица с ограниченными возможностями, нарушения зрения, зрительный анализатор, детский церебральный паралич, олигофрения в стадии дебильности, слепой.

The article discusses problems such as: loss of vision in children; characteristics of the category of disability; determining the cause of vision loss.

Identified through scientifically-methodical literature existing groups characterizing the development of children with vissual impairments. There is a General regularity characteristic of development among all categories of children with anomalies.

Found that visual impairment among preschool children at 77.6 % is the residual phenomenon of cerebral palsy.

Key words: Persons with disabilities, visual impairment, visual analyzer, cerebral palsy, mental retardation phase retardation, the blind.

Введение. Перечень причин потери зрения очень большой. Карандаева Т.А., отмечает, что слепоту порождает наследственная патология органа зрения, алкоголизм, некоторые глазные заболевания, наркомания, различные травмы, неблагоприятные экологические условия. Встречаются случаи, когда слепота является не первичным дефектом, а производным от различных заболеваний. У каждой категории людей с ограниченными возможностями по зрению имеются свои особенности, возможности и проблемы.

Привлекают внимание в решение проблемы по выявлению своеобразия обучения и воспитания детей при различных степенях нарушений зрения, влекущих за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, работы таких ученых, как Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Н.Б. Коваленко, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов и др.

Социальные аспекты этой проблемы мы находим в работах таких педагогов прошлого, как П.П. Блонский, JI.C. Выготский, H.A. Корф, П. Наторп, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, A.M. Щербина и современных Л.В. Бадя, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, B. Гудонис, М.П. Гурьянова, Н.С. Морова, A.B. Мудрик, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и других.

Так среди особенностей развития детей с нарушениями зрения было выявлено, что диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: педагогами, офтальмологами, психологами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и уровня социального развития. В настоящее время понятие «слепой» рассматривается с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс. Так отмечается, что к слепым относятся две категории детей: дети с визусом «О» и свето-ощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с коррекцией, обучение которых осуществляется на основе системы Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия

посредством осязания.

Анализ контингента детей с нарушениями зрения показывает, что его изменения имеют несколько тенденций, или направлений.

Первая тенденция - существенное увеличение детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3 - 4% детей тотально слепые, 7% - со светоощущением, 10 % - с визусом выше 0,06.

Вторая тенденция - увеличение числа сложных комплексных зрительных заболеваний. Только в отдельных случаях имеются нарушения зрения, характеризующиеся единичным поражением зрительных функций. Материалы исследований дошкольников показывают, что у большинства из них имеется по два-три различных глазных заболевания, что свидетельствует о дальнейшем росте этой категории детей.

Третьей тенденцией является увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию, и среди них - связанных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

Так, зрительные нарушения среди детей дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), олигофренией в стадии дебильности, невроз подобными состояниями, задержками психического развития, остаточными явлениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы.

Особое место в исследовании детей с нарушениями зрения занимает определение истинного состояния ребенка. Многими зарубежными и отечественными исследователями выявлено глубокое отставание в психическом развитии таких детей. Это касается слепых детей раннего и дошкольного возраста. Отмечено, что в развитии мышления отставание от нормально видящих на 4 - 8 лет. Уже в 1977 г. Д. Уоррен показал, что отставание в развитии в значительной мере определялось тем, что в экспериментальных исследованиях при тестировании не были созданы условия для точного восприятия и понимания заданий, не учитывалась специфика детей с нарушением зрения. Тесты часто просто переводились в систему Брайля.

Общие закономерности, характерные для развития среди всех категорий детей с аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости от типа аномалии. В. И. Лубовский и Ж. И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми от внешнего мира.

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы

взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т. д. Значительные изменения происходят в физическом развитии - нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.

Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящийся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.

Коррекция первичного частичного дефекта медико-педагогическими и психологическими средствами повышает компенсаторные возможности, включает в структуры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную систему, сложный ансамбль психических образований, не идентичный психологической системе ни абсолютно слепого, ни зрячего.

Заключение:

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что дефект представляет собой физический или психологический недостаток, который влечет за собой отклонения от нормального развития. Врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Следовательно, можно сделать вывод о наличии сложных структурных и функциональных связей между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики. Любой дефект, следствием которого явилось нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма. Особенно существенно дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека - активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека.

Использованные источники:

1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1964. — 546 с.

2. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. —М.; Тула, 1993. — С. 34-48.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / Учеб. метод, пособие для вузов. — М.: Аргус, 1994. — 208 с.

4. Бочарова В.Г. Подросток и взрослые: зона доверия // Нар. образование. — 1990. — № 9. — С. 17.

5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997.286 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

8. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 149 с.

9. Гудонис В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 84-87.

10. Морова Н.С. Детское милосердие как одно из направлений социальной работы // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. Т. 1. — М.; Тула, 1993. —С. 288-291.

УДК 332.01

Захарова А.Н. студент магистратуры 1 курса инженерно-землеустроительный факультет

Барсукова Г.Н., к. э. н.

профессор

кафедра «Землеустройства и земельного кадастра»

ФГБОУВО Кубанский ГАУ Россия, г. Краснодар

ВОПРОС О РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ

УБЫТКОВ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, СОБСТВЕННИКАМ И АРЕНДАТОРАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Аннотация: В статье поднят вопрос о необходимости усовершенствования методики определение размеров убытков землевладельцам, землепользователям, собственникам и арендаторам земельных участков при временном занятии для строительства линейных объектов. Рассмотрены методики расчета убытка использующие различные данные. Сравнены результаты расчетов по данным предоставленным землепользователем и данным взятых из статистического сборника.

Ключевые слова: земельный участок, линейные объекты, временное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.