Научная статья на тему 'Специфика взаимодействия с незрячими родителями, воспитывающими детей младенческого и раннего возраста'

Специфика взаимодействия с незрячими родителями, воспитывающими детей младенческого и раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
499
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕЗРЯЧИЕ РОДИТЕЛИ / ТИФЛОПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДЕНЧЕСТВО / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИ / ШКОЛЫ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ РОДИТЕЛЕЙ / PEDAGOGICAL INTERACTION / BLIND PARENTS / PEDAGOGY FOR BLIND AND VISUALLY IMPAIRED / FAMILY UPBRINGING / INFANCY / CHILDHOOD / TEACHERS / SCHOOLS FOR BLIND PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

В статье раскрывается специфика взаимодействия педагогов с незрячими родителями, воспитывающими нормально видящих детей младенческого и раннего возраста, на примере школы для матерей и отцов с нарушениями функций зрительного анализатора, действующей в г. Екатеринбурге на базе государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Свердловская областная специальная библиотека для слепых», акцентируется внимание на организации обучения в указанной школе с учетом особых образовательных потребностей лиц с глубокими нарушениями зрения. Раскрывается содержание занятий, а также приводится их перечень, включающий блоки занятий, объединенные по следующим темам: уход за детьми в возрасте до трех лет, осуществление самостоятельного развития нормально видящих детей раннего возраста родителями с нарушениями функций зрительного анализатора в домашних условиях, социально-правовая защита семей, в которых родители являются инвалидами, перечень услуг, предоставляемых организациями и учреждениями различной ведомственной принадлежности родителям инвалидам по зрению в процессе ухода за детьми и их развития. Автор характеризует перечень проблем, возникающих у отцов и матерей с нарушениями функций зрительного анализатора в процессе ухода и присмотра за нормально видящими детьми младенческого и раннего возраста и их развития, выявленных в результате опроса незрячих родителей, проведенного в 2015 г. среди отцов и матерей данной категории, проживающих в уральском регионе. На основе анализа проблем, возникающих в процессе взаимодействия с родителями с глубокой патологией зрения, обучающихся в названной школе, предлагается перечень рекомендаций по организации ее деятельности в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK WITH BLIND PARENTS TAKING CARE OF BABIES

The paper describes the peculiarities of work with blind parents who have babies of twenty-twenty. The research describes the school for parents with vision disorders that is opened in Ekaterinburg on the platform of the state institution of culture “Sverdlovsk Regional Library for the Blind”. This school specializes on teaching parents with vision disorders. The paper analyzes the lessons and groups them in topical units: care of children under three; independence development of children with normal vision by their blind parents; social and legal protection of families with blind parents; the services from the state establishments given to blind parents taking care of babies. The paper lists the problems that blind parents have when they raise their children with normal vision, which were revealed in the survey among blind parents held in 2015 in the Ural. Based on the analysis of the problems, we give some recommendation to the school for blind parent.

Текст научной работы на тему «Специфика взаимодействия с незрячими родителями, воспитывающими детей младенческого и раннего возраста»

УДК 37.018.1-056.262 ББК Ч452.093+Ч490.2

ГСНТИ 14.29.23

Код ВАК 13.00.03

Конюхова Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415; e-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕЗРЯЧИМИ РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое взаимодействие; незрячие родители; тифлопедагогика; семейное воспитание; младенчество; ранний возраст; педагоги; школы для незрячих родителей.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается специфика взаимодействия педагогов с незрячими родителями, воспитывающими нормально видящих детей младенческого и раннего возраста, на примере школы для матерей и отцов с нарушениями функций зрительного анализатора, действующей в г. Екатеринбурге на базе государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Свердловская областная специальная библиотека для слепых», акцентируется внимание на организации обучения в указанной школе с учетом особых образовательных потребностей лиц с глубокими нарушениями зрения. Раскрывается содержание занятий, а также приводится их перечень, включающий блоки занятий, объединенные по следующим темам: уход за детьми в возрасте до трех лет, осуществление самостоятельного развития нормально видящих детей раннего возраста родителями с нарушениями функций зрительного анализатора в домашних условиях, социально-правовая защита семей, в которых родители являются инвалидами, перечень услуг, предоставляемых организациями и учреждениями различной ведомственной принадлежности родителям - инвалидам по зрению в процессе ухода за детьми и их развития. Автор характеризует перечень проблем, возникающих у отцов и матерей с нарушениями функций зрительного анализатора в процессе ухода и присмотра за нормально видящими детьми младенческого и раннего возраста и их развития, выявленных в результате опроса незрячих родителей, проведенного в 2015 г. среди отцов и матерей данной категории, проживающих в уральском регионе. На основе анализа проблем, возникающих в процессе взаимодействия с родителями с глубокой патологией зрения, обучающихся в названной школе, предлагается перечень рекомендаций по организации ее деятельности в будущем.

Konyukhova Elena Yuryevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

WORK WITH BLIND PARENTS TAKING CARE OF BABIES

KEYWORDS: pedagogical interaction; blind parents; pedagogy for blind and visually impaired; family upbringing; infancy; childhood; teachers; schools for blind parents.

ABSTRACT. The paper describes the peculiarities of work with blind parents who have babies of twenty-twenty. The research describes the school for parents with vision disorders that is opened in Ekaterinburg on the platform of the state institution of culture "Sverdlovsk Regional Library for the Blind". This school specializes on teaching parents with vision disorders. The paper analyzes the lessons and groups them in topical units: care of children under three; independence development of children with normal vision by their blind parents; social and legal protection of families with blind parents; the services from the state establishments given to blind parents taking care of babies. The paper lists the problems that blind parents have when they raise their children with normal vision, which were revealed in the survey among blind parents held in 2015 in the Ural. Based on the analysis of the problems, we give some recommendation to the school for blind parent.

В I

• настоящее время в науке и в практике социальной педагогики и социальной работы, а также в законотворческой деятельности уделяется большое внимание решению проблем семей различных категорий. При этом, к сожалению, ни ученые, ни практики на сегодняшний день не уделяют достаточного внимания изучению и решению проблем, которые возникают у родителей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, имеющих детей младенческого и раннего возраста. Тогда как нарушения функций зрительного анализатора у мате-

рей и отцов, возникающие в связи с этим трудности по осуществлению своих родительских обязанностей, безусловно, не могут не сказываться на качестве жизни детей младенческого и раннего возраста в таких семьях. На сегодняшний день в организациях социального обслуживания, в образовательных организациях действенная помощь указанной категории родителей с учетом специфики имеющихся у них проблем не оказывается.

С целью получения объективных данных о проблемах, возникающих у незрячих молодых родителей, воспитывающих нор-

© Конюхова Е. Ю., 2017

мально видящих детей младенческого и раннего возраста в процессе ухода за ними и их раннего развития, в 2015 г. было проведено диагностическое исследование среди данной категории отцов и матерей, проживающих в уральском регионе.

При этом необходимо отметить, что категория незрячих (слепых) неоднородна по своему составу. В работах В. З. Денискиной предложена усовершенствованная классификация лиц с нарушениями зрения, в том числе и незрячих (слепых). Именно это обстоятельство необходимо учитывать при обработке и интерпретации результатов диагностического исследования.

По мнению В. З. Денискиной, к подкатегории слепых относятся:

- слепые с полным отсутствием зрительных ощущений;

- слепые со светоощущением;

- слепые со светоощущением и цветоощущением;

- слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009);

- слепые с форменным (предметным) остаточным зрением, в этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0,01-0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией очками).

Кроме того, подкатегория незрячих (слепых) включает и лиц с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100 %), у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации [3].

Исследование проводилось с использованием опросных методов (анкетирование, интервью).

При опросе родителей, проживающих в г. Екатеринбурге, использовалось стандартизированное интервью. Тогда как для получения данных от отцов и матерей, проживающих в других городах, - заочное анкетирование.

Выборка для проведения включала 20 незрячих матерей и отцов, воспитывающих нормально видящих детей в возрасте до трех лет. Из принявших участие в опросе 10 респондентов проживают в мегополисах Урала (Екатеринбург, Тюмень, Челябинск), 10 - в малых городах. Все родители, принявшие участие в исследовании, входят в возрастную группу 25-35 лет и относятся к категории незрячих. При этом 2 респондента не имеют никаких зрительных ощущений, 5 респондентов имеют светоощущение, 13 - с форменным (предметным) остаточным зрением.

Первый блок вопросов анкеты был направлен на выявление трудностей, возникающих у незрячих родителей при осуществлении ухода и присмотра за нормаль-

но видящими детьми младенческого и раннего возраста.

Все 20 незрячих родителей отметили, что наибольшие затруднения вызывали у них самостоятельные прогулки с ребенком. При этом 5 матерей, у которых отсутствуют зрительные ощущения или сохранено лишь светоощущение, отметили, что вообще не гуляют со своим ребенком самостоятельно. Тогда как остальные респонденты отмечали, что, несмотря на трудности, они все-таки справлялись с этой обязанностью, хотя им было сложно следить за безопасностью ребенка. Следует отметить, что эта группа включала родителей с абсолютной (тотальной) слепотой, владеющих навыками пространственной ориентировки на улице, родителей, имеющих форменное (предметное) зрение, незрячих родителей, проживающих в сельской местности.

Те же самые 7 респондентов отметили, что при осуществлении ухода им было сложно самостоятельно кормить и купать своих детей. Все незрячие родители, принявшие участие в опросе, отметили, что они не могут самостоятельно водить своих детей в образовательные, медицинские организации, а также в учреждения культуры. Родители, у которых отсутствуют зрительные ощущения или есть лишь светоощущение, отметили, что они не могут самостоятельно выбирать и приобретать одежду для ребенка. Эти трудности они объясняли тем, что они не могут самостоятельно оценить внешний вид одежды. Тогда как приобретение игрушек, лекарственных средств, средств бытовой химии, приспособлений для ухода за детьми не вызывает затруднений ни у одного из респондентов. На наш взгляд, это объясняется тем, что для выбора и приобретения указанных групп товаров вполне достаточно информации, полученной при помощи тактильных ощущений.

Второй блок вопросов, входящих в опросный лист, был направлен на выявление проблем, возникающих у родителей с глубокими нарушениями зрения в процессе развития нормально видящих детей младенческого и раннего возраста.

Все респонденты отметили, что они не могут самостоятельно заниматься с детьми с использованием картинок. Так, такие родители не могут обучать детей рисованию, раскрашиванию, собиранию пазлов с мелкими деталями, а также знакомить с некрупными изображениями. Однако независимо от степени нарушения зрения родители находят способы для того, чтобы в той или иной мере самостоятельно заниматься развитием детей младенческого и раннего возраста. Так, все без исключения респонденты отметили, что они уделяют внимание

развитию мелкой моторики детей с использованием пластилина, конструкторов, мозаики и др., знакомят с цветами и формами с использованием развивающих игрушек.

Делая вывод по результатам проведенного опроса, можно констатировать, что независимо от степени нарушения зрения все незрячие испытывают одни и те же трудности при самостоятельном проведении развивающих занятий с детьми. Тогда как способность незрячих матерей и отцов самостоятельно осуществлять уход и присмотр за своими нормально видящими детьми во многом зависит от степени нарушения зрения и сформированности умений и навыков, позволяющих быть максимально независимыми в быту.

Данные, полученные в результате проведенного опроса, позволили нам определить содержание взаимодействия с незрячими родителями, воспитывающими нормально видящих детей младенческого и раннего возраста. При этом взаимодействие с незрячими родителями представляет собой организованный, двусторонний процесс, в результате которого происходит формирование компетенций, необходимых данной категории отцов и матерей для выполнения своих обязанностей в процессе воспитания детей и их полноценного развития.

Специфика взаимодействия с родителями с глубокой патологией зрения, воспитывающими детей младенческого и раннего возраста, будет раскрыта на примере деятельности школы для незрячих родителей, открытой в 2016 г. на базе ГБУК СО «Свердловская областная специальная библиотека для слепых».

Прежде всего специфической является организация занятий в школе. Занятия в школе проводятся в небольших группах (численностью до 10 человек), что обусловлено необходимостью индивидуальной работы с каждым обучающимся. В процессе работы с незрячими родителями применяются вербальные методы обучения, а также предоставляется возможность тактильно познакомиться со средствами, используемыми в процессе ухода за детьми и их развития [8]. Специфика взаимодействия с незрячими родителями проявляется и в содержании занятий в школе, которые объединены в несколько блоков по соответствующим темам:

• уход за детьми младенческого и раннего возраста;

• осуществление самостоятельного развития нормально видящих детей младенческого и раннего возраста незрячими родителями;

• социально-правовая защита семей, в которых родители имеют инвалидность;

• услуги организаций и учреждений различной ведомственной принадлежности, предоставляемые родителям с ограниченными возможностями здоровья по зрению и их детям младенческого и раннего возраста.

Остановимся на содержании занятий по каждой из вышеназванных тем.

Первый блок занятий посвящен формированию у незрячих родителей умений и навыков, необходимых в процессе самостоятельного ухода за нормально видящими детьми младенческого и раннего возраста. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что родители с глубокими нарушениями зрения должны максимально самостоятельно осуществлять уход за детьми. Так, в работах А. М. Кондратова и Е. Н. Руцкой по проблемам незрячих родителей отмечается, что родители с нарушениями зрения, боясь трудностей по уходу, кормлению и воспитанию младенца или не желая себя слишком обременять, передают его на попечение бабушки, живущей отдельно. В этом случае ребенок отвыкает от родителей. Он не чувствует материнского тепла и ласки. Он не воспринимает мать и отца ни как своих родителей, ни как воспитателей, а самое главное, не складываются искренние, доверительные отношения. В дальнейшем такой ребенок обычно стесняется перед окружающими слепоты своих родителей [5]. При владении необходимыми умениями и навыками, а также при правильной организации быта родители с глубокими нарушениями зрения могут самостоятельно осуществлять уход за детьми младенческого и раннего возраста.

На современном рынке широко представлены приспособления, облегчающие нормально видящим родителям уход за детьми младенческого и раннего возраста (приспособления для купания, прогулок, кормления и др.). Многое из представленного подходит для использования отцами и матерями с проблемами зрения. К сожалению, незрячие родители по причине отсутствия зрения не могут получить полную информацию об этих приспособлениях в магазинах или из средств массовой информации. Иногда незрячие отцы и матери даже и не знают о существовании тех или иных приспособлений. Именно поэтому задачей ведущего школы является проинформировать об этих приспособлениях и их назначении, предоставить возможность ознакомиться с ними тактильно.

Важно отметить, что к проведению занятий данного блока приглашаются незрячие отцы и матери, имеющие опыт роди-тельства. Они делятся личным опытом осуществления родительских обязанностей по

уходу за детьми младенческого и раннего возраста, а также организации пространства дома с целью обеспечения безопасности ребенка.

Второй блок занятий раскрывает возможности самостоятельного развития нормально видящих детей в возрасте до трех лет в домашних условиях. В настоящее время в педагогике и психологии уделяется большое внимание именно раннему развитию детей. Несмотря на это, происходит сокращение количества ясельных групп в образовательных организациях дошкольного образования. Поэтому развитием детей в возрасте до трех лет активно занимаются коммерческие школы и центры развития, предлагающие и реализующие широкий перечень программ раннего развития. Однако эти негосударственные образовательные организации разрабатывают развивающие занятия, рассчитывая, как правило, на совместное участие в них родителей и детей раннего возраста. При этом специфические особенности мам и пап с проблемами зрения не учитываются. Именно по этой причине развивающие занятия для детей, воспитывающихся в семьях незрячих родителей, зачастую остаются недоступными. В такой ситуации слепые родители вынуждены и, конечно, должны заниматься развитием своих нормально видящих детей младенческого и раннего возраста самостоятельно, прилагая максимум усилий и используя для этого все доступные средства и возможности.

На занятиях в школе ведущий знакомит незрячих родителей с возможностями организации развивающих занятий с детьми в домашних условиях. Незрячие родители могут самостоятельно заниматься развитием мелкой моторики у детей, формировать у них представления о цветах и формах, знакомить с изображениями животных и растений, читать и рассказывать детские сказки и стихи и др. В рамках занятий данного блока важно предоставить возможность незрячим отцам и матерям тактильно познакомиться с современными развивающими игрушками, которые доступны для использования при нарушении функций зрительного анализатора (мозаики и конструкторы с крупными деталями, сортеры, пазлы с небольшим количеством элементов, электронные звуковые книги и плакаты и др.), обучить способам развития мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики, соленого теста, крупы и др., проинформировать о детской литературе, изданной в специальных форматах (на аудионосителях, шрифтом Л. Брайля), имеющейся в фондах специальной библио-

теки для слепых и подходящей для прочтения детям данного возраста.

Следующий блок занятий посвящен вопросам социально-правовой защиты родителей-инвалидов по зрению и их детей младенческого и раннего возраста.

В соответствии с действующим федеральным законодательством семьи, в которых родители являются инвалидами I или II группы, и их несовершеннолетние дети имеют права на получение мер социальной защиты. К их числу относятся следующие:

• права в сфере социального обеспечения (пособия в связи с материнством и рождением детей, ежемесячная надбавка к фиксированной части страховой пенсии по инвалидности, материнский (семейный) капитал) [12; 13; 14];

• права в области социального обслуживания (социальное обслуживание на дому) [15];

• гарантии и права в сфере труда (гарантии для работников-инвалидов и работников с родительскими обязанностями) [10];

• льготы в сфере образования и здравоохранения для детей (обеспечение местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке) [11].

Ведущий информирует родителей, обучающихся в школе, об их правах на получение мер социальной защиты и дает рекомендации о том, как этими правами можно воспользоваться, т. е. в какие учреждения и организации необходимо обращаться для оформления получения положенных выплат и льгот, какие документы нужно оформлять в каждом конкретном случае.

Заключительный блок занятий направлен на информирование незрячих родителей о перечне услуг, предоставляемых организациями и учреждениями различной ведомственной принадлежности родителям с проблемами зрения и их детям.

Прежде всего для решения проблем, возникающих в процессе воспитания, развития и ухода за детьми младенческого и раннего возраста, родители с глубокой патологией органов зрения могут обращаться в организации социального обслуживания для получения социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых и др. услуг. Для получения перечисленных услуг ведущий школы рекомендует незрячим отцам и матерям центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения и др.

Также помощь оказывают специальные библиотеки для слепых и региональные организации Всероссийского общества слепых (ВОС). Так, родителям с глубокими наруше-

ниями зрения специальные библиотеки для слепых могут оказать информационную поддержку путем предоставления им педагогической и психологической литературы, изданной в специальных форматах. В фондах этих библиотек есть развивающие игрушки, тактильные и звуковые электронные книги и плакаты, детская литература, изданная на аудионосителях, шрифтом Л. Брайля, плоскопечатным шрифтом и иллюстрированная красочными картинками. На базе современных библиотек для слепых функционируют сенсорные комнаты для детей, в которых сотрудники библиотек проводят развивающие занятия, направленные на формирование системы интегративных социокультурных коммуникаций, стимулирование сенсорного развития и любви к чтению и др. Региональные организации ВОС оказывают детям незрячих родителей материальную помощь, предоставляют книги, игрушки, канцелярские принадлежности и др. При совместном участии специальных библиотек для слепых и региональных организаций ВОС проводятся досуговые мероприятия для детей, родители которых имеют инвалидность по зрению.

Школа для незрячих родителей функционирует в г. Екатеринбурге в течение года. В этой связи целесообразно делать некоторые выводы о ее деятельности, которые, безусловно, будут полезны для организации и планирования работы в будущем. Так, неожиданным для организаторов школы стало то обстоятельство, что интерес к заня-

тиям проявился в большей степени не у слепых родителей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста, а у старшеклассников, обучающихся в школах для слепых и слабовидящих, а также у незрячих супружеских пар, которые еще только готовятся стать папами и мамами. На наш взгляд, низкая посещаемость занятий в школе родителями с глубокой патологией зрения объясняется их высокой занятостью в связи с осуществлением родительских обязанностей, а также низкой мобильностью, обусловленной нарушением функций зрительного анализатора.

Учитывая это обстоятельство, организаторами школы было принято решение об организации и проведении занятий для старшеклассников на базе школ для слепых детей, а также об издании в специальных форматах и хранении в фондах библиотеки для слепых пособия, содержащего перечень практических советов и рекомендаций для незрячих родителей.

Таким образом, можно резюмировать, что при осуществлении взаимодействия с незрячими родителями по вопросам воспитания, развития детей младенческого и раннего возраста, а также ухода за ними специфическим является содержание этого взаимодействия. Это обусловлено как спецификой проблем, имеющихся у данной категории отцов и матерей, так и особыми образовательными потребностями людей с проблемами зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева М. А. Культурные практики подготовки будущих родителей // Образование и наука. -2011. - № 5(84). - С. 109-118.

2. Верхотурова Ю. А. Деятельностный подход к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 64-68.

3. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 56-64.

4. Иваненко М. А. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5. - С. 30-33.

5. Кондратов А. М., Руцкая Е. Н. Воспитание детей в семьях незрячих родителей. - М. : ВОС, 1989. - 46 с.

6. Конюхова Е. Ю. Воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими и слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации по их решению // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2014. -№ 4(89). - С. 139-142.

7. Конюхова Е. Ю., Ларионова И. А. Воспитание и раннее развитие нормально видящих детей незрячими родителями: проблемы и пути развития // Педагогическое образование в России. - 2014. -№ 4. - С. 222-225.

8. Конюхова Е. Ю. Технология оказания педагогической помощи незрячим родителям // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2014. - № 2. - С. 42-46.

9. Коротун А. В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 197-204.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).

11. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (в ред. 01.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).

12. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-фз (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 31.01.2017).

13. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 №256-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 3l.0l.20l7).

14. Федеральный закон «О страховых пенсиях » от 28.12.2013 №400-ФЗ (последняя редакция, 2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 08.0l.20l7).

15. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 08.0l.20l7)

16. Ярцева-Смирнова Е. Р., Набирушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие. -СПб. : Питер, 2004. - 316 с.

REFERENCES

1. Belyaeva M. A. Kul'turnye praktiki podgotovki budushchikh roditeley // Obrazovanie i nauka. - 20ll. -да 5(84). - S. l09-ll8.

2. Verkhoturova Yu. A. Deyatel'nostnyy podkhod k soderzhaniyu professional'noy perepodgotovki peda-gogov sistemy rannego razvitiya detey / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l6. - N° 3. - S. 64-68.

3. Deniskina V. Z. Osobennosti zritel'nogo vospriyatiya u slepykh, imeyushchikh ostatochnoe zrenie // Defektologiya. - 20ll. - M 5. - S. 5б-б4.

4. Ivanenko M. A. K voprosu o vzaimodeystvii pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya s sem'ey // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l3. - Ю5. - S. 30-33.

5. Kondratov A. M., Rutskaya E. N. Vospitanie detey v sem'yakh nezryachikh roditeley. - M. : VOS, l989. -

4б s.

6. Konyukhova E. Yu. Vospitanie normal'no vidyashchikh detey rannego vozrasta nezryachimi i slabovi-dyashchimi roditelyami: sravnitel'nyy analiz problem i rekomendatsii po ikh resheniyu // Izvestiya Volgo-gradskogo gos. ped. un-ta. - 20l4. -M 4(89). - S. l39-l42.

7. Konyukhova E. Yu., Larionova I. A. Vospitanie i rannee razvitie normal'no vidyashchikh detey ne-zryachimi roditelyami: problemy i puti razvitiya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l4. - M 4. -S. 222-225.

8. Konyukhova E. Yu. Tekhnologiya okazaniya pedagogicheskoy pomoshchi nezryachim roditelyam // Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. - 20l4. - M 2. - S. 42-4б.

9. Korotun A. V. Mekhanizmy sotsial'no-pravovoy zashchity materinstva i detstva v sovremennoy Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l4. - M 10. - S. l97-204.

10. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 №l97-FZ (v red. ot 03.07.20l6) (s izm. i dop., vstup. v silu 0l.0l.20l7) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 3l.0l.20l7).

11. Ukaz Prezidenta RF ot 02.10.1992 № 1157 «O dopolnitel'nykh merakh gosudarstvennoy podderzhki in-validov» (v red. 01.07.2014) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 3l.0l.20l7).

12. Federal'nyy zakon «O gosudarstvennykh posobiyakh grazhdanam, imeyushchim detey» ot 19.05.1995 № 8l-fz (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 3l.0l.20l7).

13. Federal'nyy zakon «O dopolnitel'nykh merakh gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyushchikh detey» ot 29.12.2006 №256-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 3l.0l.20l7).

14. Federal'nyy zakon «O strakhovykh pensiyakh » ot 28.12.2013 N400-FZ (poslednyaya redaktsiya, 20l6) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 08.0l.20l7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» ot 28.12.2013 №442-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 08.0l.20l7)

16. Yartseva-Smirnova E. R., Nabirushkina E. K. Sotsial'naya rabota s invalidami : ucheb. posobie. - SPb. : Piter, 2004. - 3l6 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.