Научная статья на тему 'Создание специальных условий для получения высшего образования незрячими обучающимися'

Создание специальных условий для получения высшего образования незрячими обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
985
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / ТИФЛОПЕДАГОГИКА / TYPHLOPEDAGOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / VISUAL IMPAIRMENTS / ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / НЕЗРЯЧИЕ СТУДЕНТЫ / BLIND STUDENTS / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

В статье содержатся ссылки на международные и федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Автор предлагает перечень рекомендаций по созданию специальных условий для получения высшего образования незрячими обучающимися. Создание специальных условий для получения высшего образования лицами с глубокими нарушениями зрения предполагает обеспечение физической доступности зданий образовательных организаций высшего образования посредством оборудования их системой тактильных, звуковых, цветовых ориентиров и информационной доступности образовательного процесса путем оборудования мест компьютерной тифлотехникой, предоставления учебных материалов в специальных форматах, адаптированных для восприятия незрячими (крупным шрифтом или шрифтом Л. Брайля на бумажных носителях, в электронном виде, выполненных в текстовом редакторе и др.), а также организацию воспитательной работы с учетом специфических потребностей и интересов инвалидов данной нозологической группы. Предложенные рекомендации разработаны в соответствии с нормами действующего федерального законодательства и с учетом специфики организации образовательного процесса в вузах и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF CREATION OF SPECIAL CONDITIONS FOR RECEIVING HIGHER EDUCATION BY BLIND STUDENTS

The article contains refer-ences to international and federal normative acts regulating the creation of special conditions for receiving education by persons with special educational needs and disabilities. The author sug-gests a list of recommendations for the creation of special conditions for receiving higher education by blind students. The creation of special conditions for receiving higher education by students with severe visual impairments presup-poses the provision of physical accessi-bility to the buildings of higher education institutions via equipment of the system of tactile, auditory and color cues, and information accessibility to the education process through provision of computer typhlo equipment and learning materials in special formats adapted for the comprehension by the blind (in large letters or Braille on paper, in an electronic format in a text editor, etc.), as well as the organization of pastoral activity taking into account the specific needs and interests of the students with disabilities of the given nosological group. The suggested recommendations have been worked out in accordance with the requirements of the current federal legislation, and taking into account the specificity of organization of the education process in higher education institutions and the special educational needs of the students with visual analyzer function impairments.

Текст научной работы на тему «Создание специальных условий для получения высшего образования незрячими обучающимися»

УДК 376.32:378.14

ББК Ч448.44 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Е. Ю. Конюхова E. Yu. Konyukhova Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗРЯЧИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация. В статье содержатся ссылки на международные и федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Автор предлагает перечень рекомендаций по созданию специальных условий для получения высшего образования незрячими обучающимися. Создание специальных условий для получения высшего образования лицами с глубокими нарушениями зрения предполагает обеспечение физической доступности зданий образовательных организаций высшего образования посредством оборудования их системой тактильных, звуковых, цветовых ориентиров и информационной доступности образовательного процесса путем оборудования мест компьютерной ти-флотехникой, предоставления учебных материалов в специальных форматах, адаптированных для восприятия незрячими (крупным шрифтом или шрифтом Л. Брайля на бумажных носителях, в электронном виде, выполненных в текстовом редакторе и др.), а также организацию воспитательной работы с учетом специфических потребностей и интересов инва-

TO THE ISSUE OF CREATION OF SPECIAL CONDITIONS FOR RECEIVING HIGHER EDUCATION BY BLIND STUDENTS

Abstract. The article contains references to international and federal normative acts regulating the creation of special conditions for receiving education by persons with special educational needs and disabilities. The author suggests a list of recommendations for the creation of special conditions for receiving higher education by blind students. The creation of special conditions for receiving higher education by students with severe visual impairments presupposes the provision of physical accessibility to the buildings of higher education institutions via equipment of the system of tactile, auditory and color cues, and information accessibility to the education process through provision of computer typhlo equipment and learning materials in special formats adapted for the comprehension by the blind (in large letters or Braille on paper, in an electronic format in a text editor, etc.), as well as the organization of pastoral activity taking into account the specific needs and interests of the students with disabilities of the given nosological group. The suggested recommendations have been worked out in accordance with the requirements of the current federal legislation, and taking into account the specificity of organization of the education process in higher educa-

лидов данной нозологической груп- tion institutions and the special educa-пы. Предложенные рекомендации tional needs of the students with visual разработаны в соответствии с норма- analyzer function impairments. ми действующего федерального законодательства и с учетом специфики организации образовательного процесса в вузах и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора.

Ключевые слова: специальные Keywords: special educational condi-условия обучения; тифлопедагогика; tions; typhlopedagogy; students; indu-студенты; инклюзивное образование; sive education; visual impairments; нарушения зрения; инвалиды по зре- children with visual impairment; blind нию; незрячие студенты. students.

Сведения об авторе: Конюхова About the author: Konyukhova Елена Юрьевна, кандидат педагоги- Elena Yur'evna, Candidate of Pedagogy, ческих наук, доцент. Associate Professor.

Место работы: доцент кафедры Place of employment: Associate Pro-технологий социальной работы, Ин- fessor of Department of Social Work ститут социального образования, Technologies, Institute of Social Educa-Уральский государственный педаго- tion, Ural State Pedagogical University. гический университет.

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, каб. 406.

E-mail: Elena_konuhova@list.ru.

В настоящее время в нашей стране накоплен достаточно богатый опыт образования инвалидов по зрению в вузах, который, безусловно, необходимо использовать при организации образовательного процесса данной категории обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Однако долгое время высшее образование инвалидов было интегрированным, т.е. при организации образовательного процесса данной категории обучающихся не требовалось

© Конюхова Е. Ю., 2018

создание специальных условий для получения образования. После ратификации Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 15.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Конвенции ООН о правах инвалидов (далее Конвенция), принятой резолюцией № 61-106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г., были внесены изменения в российские нормативные правовые акты, регламентирующие организацию образовательного

процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Главная цель вышеуказанной Конвенции — зашита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом плане, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав. В указанном международном нормативном правовом документе говорится, что государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих

процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов [5].

В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции наша страна приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений данного международного документа в нормативные правовые акты, регламентирующие организацию образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В перечень основных федеральных документов, регламентирующих создание специальных условий для получения образования указанной категорией обучающихся, входят Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

В соответствии с действующим федеральным законодательством под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специ-

альных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [15]. Государство гарантирует создание необходимых условий для получения образования инвалидами [14].

Прежде чем перейти к рассмотрению перечня рекомендаций по созданию специальных условий для получения образования незрячими в образовательных организациях высшего образования, целесообразным будет остановиться на том, какая именно категория лиц с нарушениями зрения относится к незрячим (слепым).

По мнению В. З. Денискиной, к незрячим (слепым) относятся:

- незрячие со светоощущением;

- незрячие со светоощущением и цветоощущением;

- незрячие, у которых имеются тысячные доли от нормальной

остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009);

- незрячие с форменным (предметным) остаточным зрением; в этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0,01—0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией очками);

- лица с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100 %), у которых границы поля зрения сужены до 10—15 градусов или до точки фиксации [4].

Кроме того, безусловно, категория незрячих включает и лиц с полным отсутствием зрительных ощущений.

Остановимся на перечне рекомендаций по созданию специальных условий для получения образования лицами с глубокими нарушениями зрения в образовательных организациях высшего образования.

1. Обеспечение физической доступности образовательных организаций высшего образования. Физическая доступность зданий образовательных организаций и прилегающей территории для незрячих обучающихся достигается путем оснащения этих объектов системой тактильных, звуковых и цветовых ориентиров (направляющие поручни; таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тактильная плитка; ограничители контрастного цвета и др.). Значительно облегчила бы ориентиров-

ку незрячих как в здании вуза, так и на прилегающей территории интерактивная тактильно-звуковая карта, которая может быть расположена в фойе образовательной организации.

2. Обеспечение информационной доступности образовательного процесса. В соответствии с действующим федеральным законодательством, инвалидам гарантируется обеспечение беспрепятственного доступа к информации [14].

Информационная доступность может быть достигнута путем создания в образовательных организациях высшего образования следующих условий:

- обеспечения библиотек образовательных организаций высшего образования литературой, изданной в специальных форматах для лиц с нарушениями функций зрительного анализатора (крупным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и др.), из фондов специальных библиотек для инвалидов по зрению с использованием системы межбиблиотечного абонемента;

- создания в библиотеках вузов мест, оборудованных компьютерной тифлотехникой (брайлев-ский дисплей, брайлевский принтер и др.), а также компьютером со специальным программным обеспечением для незрячих пользователей (Jaws, Nide, Lookout и др.), и информирования работ-

никами деканатов, отделов социальной работы, членами студенческих советов обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора о наличии и расположении этих мест;

- организации бесплатной электронной доставки документов (фрагментов учебников и учебных пособий, статей из научных журналов, сборников материалов научных конференций и др.) слепым студентам из фондов библиотек вузов;

- предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с глубокими нарушениями зрения необходимую техническую помощь при работе с учебной литературой и в процессе литературно-технического оформления печатных работ (рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ и др.);

- использования преподавателями при проведении аудиторных занятий в учебных группах, в которых обучаются студенты с глубокими нарушениями зрения, только аудиальных методов обучения, т. е. полного отказа от использования мультимедийных презентаций;

- разработки и включения преподавателями в учебно-методические комплексы по читаемым учебным дисциплинам перечня заданий и учебных материалов, доступных для работы с ними

при нарушении функций зрительного анализатора;

- адаптации учебных порталов и официальных сайтов вузов в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства и особенностями восприятия информации людьми с глубокими нарушениями зрения.

3. Организация воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях высшего образования с учетом особых потребностей и интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с глубокими нарушениями зрения, т. е. разработка и проведение мероприятий, доступных для участия в них незрячих. Лицам с глубокими нарушениями зрения доступны для участия вокальные конкурсы, интеллектуальные игры, выставки декоративно-прикладного творчества и др. Участие обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора в мероприятиях, проводимых вне учебной деятельности, будет способствовать установлению межличностных контактов между незрячими обучающимися и обучающимися без нарушений зрения, улучшению эмоционального состояния инвалидов по зрению, раскрытию их творческого потенциала, развитию индивидуальных возможностей и способностей и др. Важно подчеркнуть, что взаимодействие

незрячих с нормально видящими педагогами и обучающимися вне учебной деятельности имеет большое значение для развития качеств личности, формирования умений и навыков, необходимых для интеграции в студенческой среде, а в дальнейшем и в трудовых коллективах и др.

Подводя итог, можно резюмировать, что организация образовательного процесса незрячих обучающихся в вузах на сегодняшний день нуждается в совершенствовании. При этом в первоочередном порядке необходимо обеспечить информационную доступность образовательного процесса для людей с нарушениями функций зрительного анализатора. Именно это наиболее необходимо для успешного освоения данной категорией обучающихся основных профессиональных образовательных программ высшего образования. Кроме того, обеспечение информационной доступности не требует больших финансовых вложений. Рекомендации по обеспечению информационной доступности выполнимы путем организации процесса обучения в соответствии с нормами действующего федерального законодательства.

Литература

1. Галагузова, Ю. Н. Проблемы профессиональной подготовки студентов-инвалидов в вузе / Ю. Н. Галагузова // Проблемы и перспективы развития инклюзив-

ного образования : сб. материалов 1-й Все-рос. науч.-практ. конф. с международным участием / Урал. гос. пед. ун-т. —Екатеринбург, 2017.

2. Гринина, Е. С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования : учеб. пособие / Е. С. Гри-нина. — Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2015. — 77 с.

3. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3—12.

4. Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. — 2011. — № 5. — С. 56—64.

5. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.base.garant.ru/ 2565085/ (дата обращения: 21.01.2018).

6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). — Режим доступа: http://www.consu ltant.ru/popular/ (дата обращения: 30.01.2018).

7. Конюхова, Е. Ю. Высшее образование незрячих: проблемы и рекомендации по их разрешению / Е. Ю. Конюхова // Problems of modern education : materials of the VII international scientific conference on September 10—11, 2016. — Prague : Vädecko vydava-telske centrum «Sociosfera-CZ, 2016.

8. Конюхова, Е. Ю. Самостоятельная работа незрячих студентов с учебной информацией: проблемы и рекомендации по их решению / Е. Ю. Конюхова // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 8. — С. 42—46.

9. Мамедова, Е. Ю. Специфические образовательные трудности и потребности студентов-инвалидов, обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена / Е. Ю. Мамедова // Инклюзия и особый ребенок: система ценностей : материалы XX Междунар. конф.

«Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства» (С.-Петерб., 17—19 апр. 2013 г.) / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2013.

10. Матасов, Ю. Т. На пути к разумной инклюзии: «за» и «против» / Ю. Т. Матасов // Коррекционно-педагогическое образование. — 2017. — Т. 9. — № 1. — С. 19—22.

11. Набокова, Л. А. Зарубежные ассистив-ные технологии и компьютерные устройства нового поколения / Л. А. Набокова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 73—86.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 09.11.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда" на 2011— 2020 годы» [Электронный ресурс]. — Электронные дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 08.01.2018).

13. Соломин, В. П. Инклюзивное образование как фактор устойчивого развития интеграционных процессов в обществе (к вопросу о социально-интеграционной миссии педагогического университета) / В. П. Соломин, В. З. Кантор, Д. И. Бойков // Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений — социальный договор : тез. материалов участников междунар. симпозиума / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2016.

14. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 24.11. 1995 №181-ФЗ : (ред. 29.12.2017). — Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 08.01.2018).

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 29.12.2012 №273-Ф3 : (ред. от 29.12.2017). — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ (дата обращения: 10.01.2018).

References

1. Galaguzova, Yu. N. Problemy professio-nal'noy podgotovki studentov-invalidov v vuze / Yu. N. Galaguzova // Problemy i pers-

pektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazova-niya : sb. materialov 1-y Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2017.

2. Grinina, E. S. Normativno-pravovoe obespechenie spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya : ucheb. posobie / E. S. Grinina. — Saratov : SGU im. N. G. Chernyshev-skogo, 2015. — 77 s.

3. Deniskina, V. Z. Osobye obrazovatel'-nye potrebnosti, obuslovlennye narusheni-yami zreniya i ikh vtorichnymi posledstvi-yami / V. Z. Deniskina // Defektologiya. — 2012. — № 5. — S. 3—12.

4. Deniskina, V. Z. Osobennosti zritel'nogo vospriyatiya u slepykh, imeyushchikh osta-tochnoe zrenie / V. Z. Deniskina // Defekto-logiya. — 2011. — № 5. — S. 56—64.

5. Konventsiya OON o pravakh invalidov [Elektronnyy resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru/ 2565085/ (data obrashcheniya: 21.01.2018).

6. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [El-ektronnyy resurs] : prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 : (s uchetom po-pravok, vnesennykh zakonami RF o poprav-kakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ). — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ popular/ (data obrashcheniya: 30.01.2018).

7. Konyukhova, E. Yu. Vysshee obrazo-vanie nezryachikh: problemy i rekomendatsii po ikh razresheniyu / E. Yu. Konyukhova // Problems of modern education : materials of the VII international scientific conference on September 10—11, 2016. — Prague : Vedecko vy-davatelske centrum «Sociosfera-CZ, 2016.

8. Konyukhova, E. Yu. Samostoyatel'naya rabota nezryachikh studentov s uchebnoy informatsiey: problemy i rekomendatsii po ikh resheniyu / E. Yu. Konyukhova // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 8. — S. 42—46.

9. Mamedova, E. Yu. Spetsificheskie obra-zovatel'nye trudnosti i potrebnosti studentov-invalidov, obuchayushchikhsya v RGPU im. A. I. Gertsena / E. Yu. Mamedova // Ink-lyuziya i osobyy rebenok: sistema tsennos-tey : materialy XX Mezhdunar. konf. «Rebenok v sovremennom mire. Tsennostnyy mir detstva» (S.-Peterb., 17—19 apr. 2013 g.) / RGPU im. A. I. Gertsena. — SPb., 2013.

10. Matasov, Yu. T. Na puti k razumnoy inklyuzii: «za» i «protiv» / Yu. T. Matasov // Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie. — 2017. — T. 9. — № 1. — S. 19—22.

11. Nabokova, L. A. Zarubezhnye assistiv-nye tekhnologii i komp'yuternye ustroystva novogo pokoleniya / L. A. Nabokova // De-fektologiya. — 2014. — № 1. — S. 73—86.

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2015 № 1297 (red. ot 09. 11.2017) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii „Dostup-naya sreda" na 2011—2020 gody» [Elek-tronnyy resurs]. — Elektronnye dan. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ popular/ (data obrashcheniya: 08.01.2018).

13. Solomin, V. P. Inklyuzivnoe obrazo-vanie kak faktor ustoychivogo razvitiya in-tegratsionnykh protsessov v obshchestve (k voprosu o sotsial'no-integratsionnoy missii pedagogicheskogo universiteta) / V. P. Solo-min, V. Z. Kantor, D. I. Boykov // Obrazo-vanie v interesakh ustoychivogo razvitiya dlya vsekh pokoleniy — sotsial'nyy dogovor : tez. materialov uchastnikov mezhdunar. simpozi-uma / RGPU im. A. I. Gertsena. — SPb., 2016.

14. Federal'nyy zakon «O sotsial'noy za-shchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] : ot 24.11.1995 №181-FZ : (red. 29.12.2017). — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ popular/ (data obrashcheniya: 08.01.2018).

15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] : ot 29.12.2012 №273-FZ : (red. ot 29. 12.2017). — Elektron. dan. — Rezhim dos-tupa: http://www.consultant.ru/popular/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).

СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2018. № 2

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.