Научная статья на тему 'Воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими и слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации по их решению'

Воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими и слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации по их решению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ РОДИТЕЛИ / РОДИТЕЛИ-ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / BLIND OR VISUALLY IMPAIRED PARENTS / EYE DISABLED PARENTS / PROBLEMS OF VISUALLY IMPAIRED PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

Приводятся данные социологического исследования проблем, возникающих у незрячих и слабовидящих родителей Уральского региона, воспитывающих нормально видящих детей раннего возраста. Предложен перечень рекомендаций по разрешению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the data of the sociologic research of the issues that are faced by blind or visually impaired parents in the Ural region who are bringing up early aged children with good eyesight. There is suggested the list of recommendations in solving the problems.

Текст научной работы на тему «Воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими и слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации по их решению»

вестн. ВолгГАСУ. Сер. : Политематическая. 2013. Вып. 3(28). URL: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/ Magera-2013_3(28).pdf.

8. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе -другим навстречу. М. : Флинта, 2013.

9. Пат. 2303467 Российская Федерация. Способ диагностики базовых смысловых установок человека. № 2006100722/14. Заявл. 10.01.2006; опубл. 27.07.2007, Бюл. № 21.

10. Чернышев А.Ю. Значение личностных компетенций молодого специалиста инвестиционностроительной сферы в процессе построения карьеры // Строительство - формирование среды жизнедеятельности: сб. тр. Пятнадцатой Междунар. меж-вуз. науч.-практ. конф. молодых ученых, докторантов и аспирантов 25-27 апр. 2012 г., Москва. М. : МГСУ, 2012.

* * *

1. Ishkov A.D. Svyaz komponentov samo-organizatsii i lichnostnyih kachestv studentov s uspeshnostyu v uchebnoy deyatelnosti : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2004.

2. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatelnost studenta: psihologicheskie faktoryi uspeshnosti : monogr. M. : Flinta, 2013.

3. Ishkov A.D., Magera T.N., Miloradova N.G. [i dr.]. Adaptatsiya nauchno-pedagogicheskih kadrov stroitelnoy otrasli k strukturnyim izmeneniyam sistemyi obrazovaniya (v ramkah integratsii v mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo) / pod red. A.D. Ishkova. M. : MGSU, 2010.

4. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Formirovanie sotsialno-psihologicheskoy kompetentnosti v sisteme podgotovki konkurentosposobnyih spetsialistov v stroitelnoy otrasli: ucheb. posobie. M. : Arhitektura-S, 2009.

5. Kulagina I.Yu. Vozrastnaya psihologiya: razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let / Un-t Ros. akad. obrazovaniya. 5-e izd. M. : Izd-vo URAO, 1999.

6. Leontev M.G. Psihologo-pedagogicheskie faktoryi effektivnosti obucheniya v natsionalnom universitete // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (17-19 okt. 2012 g.). M. : MGSU, 2012. S. 678-680.

7. Magera T.N. Aktualnyie kompetentsii studentov i prepodavateley nauchno-issledovatelskih institutov [Elektronnyiy resurs] // Internet-vestn. VolgGASU. Ser. : Politematicheskaya. 2013. Vyip. 3(28). URL: http:// vestnik.vgasu.ru/attachments/Magera-2013_3(28).pdf.

8. Miloradova N.G. Psihologiya: shag k sebe -drugim navstrechu. M. : Flinta, 2013.

9. Pat. 2303467 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki bazovyih smyislovyih ustanovok cheloveka. № 2006100722/14. Zayavl. 10.01.2006. оpubl. 27.07.2007, Byul. № 21.

10. ChernyishYov A.Yu. Znachenie lichnostnyih kompetentsiy molodogo spetsialista investitsionno-stroitelnoy sferyi v protsesse postroeniya kareryi // Stroitelstvo - formirovanie sredyi zhiznedeyatelnosti: sb. tr. Pyatnadtsatoy Mezhdunar. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. molodyih uchenyih, doktorantov i aspirantov 25-27 apr. 2012 g., Moskva. M. : MGSU, 2012.

Social and psychological competence and successfulness of educational work of students of Moscow State University of Civil Engineering

There is researched the correlation of successfulness of 1st and 2nd year students of Moscow State University of Civil Engineering with such social and psychological peculiarities as self-assessment and social intellect.

Key words: successfulness of educational work, selfassessment, social intellect.

(Статья поступила в редакцию 13.05.2014)

ЕЮ. КОНЮХОВА (Екатеринбург)

воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими И слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации по ИХ РЕШЕНИЮ*

Приводятся данные социологического исследования проблем, возникающих у незрячих и слабовидящих родителей Уральского региона, воспитывающих нормально видящих детей раннего возраста. Предложен перечень рекомендаций по разрешению выявленных проблем.

Ключевые слова: незрячие и слабовидящие родители, родители-инвалиды по зрению, проблемы родителей с нарушениями зрения.

В настоящее время в науке и в практике объектом пристального внимания являются проблемы различных категорий семей. При этом усилия ученых, практиков, законотвор-

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 14-36-01005).

© Конюхова Е.Ю., 2014

цев направлены главным образом на решение проблем таких семей, как многодетные, приемные, неполные, с детьми-инвалидами и др. Анализ научной и методической литературы, практики деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности и общественных организаций инвалидов позволил установить, что на сегодняшний день практически не осуществляется работа по решению проблем семей, в которых родители-инвалиды по зрению воспитывают нормально видящих детей раннего возраста, тогда как в комплексной помощи в таких семьях нуждаются и сами родители, и их дети. Для определения содержания социальной и педагогической помощи этой категории семей необходимо определить перечень проблем и трудностей, существующих у них. Безусловно, спектр проблем, возникающих у слепых и слабовидящих родителей, варьируется в зависимости от степени нарушения зрения, местности проживания, состава семьи, уровня реабилитационного потенциала.

С целью определения и сравнения перечня проблем, возникающих у незрячих и у слабовидящих родителей в процессе воспитания нормально видящих детей раннего возраста, было проведено анкетирование. Выборка для проведения включала 30 семей с детьми в возрасте до трех лет, в которых родители имеют инвалидность по зрению. Из принявших участие в исследовании 20 семей проживают в мегаполисах Урала (Екатеринбург, Тюмень, Челябинск), 7 - в малых городах, 3 - в сельской местности. При этом в 8 семьях оба родителя или одинокий родитель имеют высшее профессиональное образование, в 5 - один из родителей высшее профессиональное образование, второй -среднее профессиональное образование, в 14 оба родителя - среднее профессиональное образование, в 3 оба родителя или одинокий родитель -общее среднее образование. Кроме того, 5 семей проживают вместе с родственниками, а 2 семьи являются неполными.

Все родители (58 респондентов) входят в возрастную группу 25-35 лет. При этом 10 родителей относятся к категории незрячих, т.е. у них полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (острота зрения до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), остальные участники исследования являются слабовидящими (острота зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками) [3].

Анкета включала несколько блоков вопросов, каждый из которых был ориентирован на выявление проблем и затруднений, воз-

никающих при осуществлении определенного вида деятельности. Первый блок вопросов был направлен на выявление проблем, которые возникают у незрячих и у слабовидящих в процессе ухода за ребенком раннего возраста. Данные, полученные от незрячих и от слабовидящих родителей в результате ответов на вопросы указанного блока, существенно отличаются. Все без исключения слабовидящие родители отмечали, что они самостоятельно справлялись со всеми обязанностями в процессе ухода за ребенком раннего возраста, тогда как данные, полученные от незрячих респондентов, имеют некоторые отличия. Так, 100% незрячих родителей, принявших участие в исследовании, отметили, что наибольшие затруднения вызывали у них самостоятельные прогулки с ребенком. При этом 50% незрячих отцов и матерей отметили, что они вообще не гуляют со своим ребенком самостоятельно, оставшиеся указали, что, несмотря на трудности, они все-таки справлялись с этой обязанностью, не прибегая к помощи нормально видящих из ближайшего окружения. Следует отметить, что эта группа включала родителей с абсолютной (тотальной) слепотой, владеющих навыками пространственной ориентировки на улице; родителей, имеющих остаточное зрение; незрячих родителей, проживающих в сельской местности.

80% незрячих отцов и матерей отметили, что им трудно самостоятельно осуществлять лечение ребенка в домашних условиях. При этом респонденты, входящие в эту группу, указывали, что наибольшие затруднения вызывало использование современных медицинских препаратов, предназначенных для лечения детей (дозировка лекарств, способы приема ребенком лекарственных средств).

Еще одна проблема, выделенная незрячими респондентами, - осуществление в процессе ухода за ребенком раннего возраста гигиенических процедур (купание, чистка зубов, подстригание ногтей и др.). На эти трудности указывали 40% слепых респондентов.

В целом можно отметить, что наиболее широкий спектр проблем, связанных с уходом за детьми раннего возраста, выделялся незрячими, не имеющими опыта родительства. Отсутствие проблем и трудностей отмечалось теми незрячими матерями и отцами, которые либо имеют второго (третьего) ребенка, либо сами воспитывались родителями-инвалидами по зрению. При этом 90% незрячих респондентов считали, что им был бы полезен опыт других родителей с глубокими нарушениями зрения. В этой связи, на наш взгляд, целесообраз-

но организовывать группы самопомощи родителей с нарушениями зрения. Такую работу могут осуществлять специалисты социальной сферы, специальных библиотек для слепых, Всероссийского общества слепых (ВОС).

С некоторыми общими трудностями сталкиваются слепые и слабовидящие родители в процессе осуществления раннего развития нормально видящих детей. Так, обе указанные категории родителей отмечали, что им трудно самостоятельно знакомить детей с литературой, собирать пазлы, учить рисованию, раскрашиванию. При этом слабовидящие указывали, что они используют детскую литературу, изданную крупным шрифтом, но отмечали недостаток на современном рынке такой литературы.

Все без исключения незрячие родители, принявшие участие в анкетировании, отметили, что они рассказывают сказки и стихи самостоятельно и используют детскую литературу, изданную на аудионосителях. При этом 40% незрячих респондентов используют детские книги, изданные крупным шрифтом, 4% -шрифтом Л. Брайля. Однако родители отмечали, что зачастую очень трудно заинтересовать ребенка книгой, изданной в специальных форматах. На наш взгляд, это связано с тем, что для детей раннего возраста при знакомстве со сказками или стихотворениями большое значение имеет визуальное подкрепление прочитанного, а слепые родители не могут знакомить детей с иллюстрациями к книгам.

кроме того, отмечались и другие трудности в процессе раннего развития нормально видящих детей. Так, 80% незрячих респондентов указали, что они не могут самостоятельно знакомить ребенка с цветами, 100% - учить рисовать, раскрашивать, изготавливать аппликации, собирать пазлы, картинки из кубиков. Не вызывает трудностей у слепых родителей знакомство ребенка с формами, цифрами, буквами, изготовление поделок из пластилина и соленого теста, собирание конструкторов и мозаик, заучивание детских стихов и песен, обучение счету. Родители отмечали, что проведение развивающих занятий в домашних условиях значительно облегчается с использованием современных электронных звуковых книжек и игрушек. Однако зачастую слепые матери и отцы не информированы об имеющихся на современном рынке средствах раннего развития, доступных для использования людям с нарушениями зрения.

Для решения проблем, возникающих у родителей-инвалидов по зрению в процессе раннего развития нормально видящих детей, на наш взгляд, должны быть осуществле-

ны следующие меры: организация занятий в коммерческих образовательных учреждениях (школах и центрах развития) с учетом особенностей родителей с ограниченными возможностями здоровья; наполнение фондов специальных библиотек для слепых педагогической и детской литературой, изданной в специальных форматах; формирование специалистами учреждений образования и социальной сферы у слепых родителей знаний, умений и навыков, необходимых им для самостоятельного проведения развивающих занятий.

В ходе анкетирования было установлено, что как слепым, так и слабовидящим респондентам требуется помощь со стороны нормально видящих людей. Однако в связи с вышеуказанными проблемами матерям и отцам с глубокими нарушениями зрения эта помощь требовалась гораздо чаще, причем на протяжении всего периода раннего детства. Изменялось лишь содержание помощи по мере взросления ребенка.

Все без исключения незрячие респонденты предпочитают обращаться за помощью для решения проблем и трудностей, имеющихся у них, к зрячим родственникам, лишь 2 из 10 опрошенных обращались за помощью к друзьям, потому что их родственники по объективным обстоятельствам не могли помогать им (отдаленное проживание, отсутствие зрения и др.). При этом 70% незрячих респондентов отмечали, что они бы хотели, чтобы им оказывали помощь в процессе ухода за ребенком, его развития и воспитания специалисты социальных служб. Однако лишь 3 из 10 опрошенных незрячих матерей и отцов указали, что они обращались за услугами в учреждения социальной сферы, которые, на наш взгляд, напрямую не связаны с процессами воспитания, ухода и развития ребенка. Эти респонденты привлекали специалистов по социальной работе для сопровождения в учреждения здравоохранения и магазины для приобретения детских товаров, а также для оформления документов для получения льгот и денежных выплат, связанных с материнством. К сожалению, следует констатировать, что ни один из незрячих респондентов не указал, что ему оказывали помощь специалисты ВОС, что, по нашему мнению, свидетельствует об отсутствии организованной работы по оказанию помощи и поддержки незрячим отцам и матерям. По этой причине логично рекомендовать учреждениям и организациям различной ведомственной принадлежности, работающим с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обратить внимание на проблемы семей, в которых родители имеют нарушения зрения, раз-

работать перечень услуг, направленных на решение этих проблем, информировать эту категорию клиентов о существовании помощи для них.

В ходе анкетирования выяснилось, что 90% всех респондентов (как незрячих, так и слабовидящих) указывали, что они не испытывают недостатка информации по вопросам воспитания и развития ребенка раннего возраста. Однако слепые и слабовидящие родители используют разные источники получения информации. Так, слабовидящие отцы и матери отмечали, что они обращаются к литературе, изданной плоскопечатным шрифтом. Незрячие респонденты указывали, что они не используют педагогическую литературу, изданную шрифтом Л. Брайля, из-за ее отсутствия, половина из них получают информацию в Интернете. Все без исключения родители с нарушениями зрения отмечали, что им полезны знания по вопросам воспитания и развития ребенка раннего возраста, полученные от родственников, друзей и др. кроме того, 80% и слабовидящих, и незрячих респондентов признались, что получают информацию от медицинских работников. к сожалению, все незрячие респонденты отмечали, что они не используют теле- и радиопередачи в качестве источника информации по указанным вопросам, т.к. эти передачи очень визуализированы и сложны для восприятия людьми с нарушениями зрения. В этой связи целесообразно рекомендовать организовать выпуск литературы для родителей с глубокими нарушениями зрения в специальных форматах и обеспечение ею специальных библиотек для слепых. При этом перечень литературы должен включать книги, доступные для прочтения людьми с различной степенью нарушения зрения и уровнем образовательной подготовки.

Незрячие родители отмечали, что помощь нормально видящих людей требуется им при приобретении товаров для ребенка. Половина слепых респондентов отмечали, что они самостоятельно приобретают некоторые группы товаров для ребенка (средства гигиены, игрушки, детские книги, детское питание), используя услуги интернет-магазинов. Однако все незрячие респонденты указали, что им требуется помощь нормально видящих при приобретении одежды и обуви для детей, медицинских приборов и препаратов, т. к. для приобретения этих товаров описаний, представленных на сайтах интернет-магазинов, недостаточно для осуществления самостоятельного выбора, а для походов в организации розничной торговли им требуется сопровождение.

Подведем итоги. Незрячие родители в процессе воспитания нормально видящих детей раннего возраста испытывают больший перечень проблем, чем слабовидящие. У этой категории отцов и матерей возникает много проблем и трудностей при осуществлении ухода за ребенком, его раннего развития, в процессе самостоятельного приобретения детских товаров, при получении информации по вопросам воспитания нормально видящих детей в семьях незрячих родителей и др. В этой связи логично будет заключить, что учреждениям здравоохранения, образования, социальной сферы, а также общественным организациям инвалидов необходимо активизировать свою деятельность по разработке и реализации перечня услуг, направленных на решение комплекса проблем тех категорий семей, в которых оба супруга или одинокая мать (отец) являются инвалидами I группы.

Литература

1. Беляева М.А. Культурные практики подготовки будущих родителей // Образование и наука. 2011. №5(84). С.109 - 118.

2. Кондратов А.М., Руцкая Е.Н. Воспитание детей в семьях незрячих родителей. М. : ВОС, 1989.

3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой. М. : Академия, 2007. Т. 2.

***

1. Belyaeva M.A. Kulturnyie praktiki podgotovki buduschih roditeley // Obrazovanie i вд^а. 2011. №5(84). S.109 - 118.

2. Kondratov A.M., Rutskaya E.N. Vospitanie detey v semyah nezryachih roditeley. M. : VOS, 1989.

3. Spetsialnaya pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy: v 3 t. / pod red. N.M. Nazarovoy. M. : Akademiya, 2007. T. 2.

Education of early aged children with good eyesight by blind or visually impaired parents: comparative analysis of the problem and recommendations for solving

There is given the data of the sociologic research of the issues that are faced by blind or visually impaired parents in the Ural region who are bringing up early aged children with good eyesight. There is suggested the list of recommendations in solving the problems.

Key words: blind or visually impaired parents, eye disabled parents, problems of visually impaired parents.

(Статья поступила в редакцию 26.05.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.