Научная статья на тему 'Особенности разработки региональной стратегии управления твердыми бытовыми отходами'

Особенности разработки региональной стратегии управления твердыми бытовыми отходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ / REGION / WASTE MANAGEMENT / MUNICIPAL SOLID WASTE / RECYCLING OF WASTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Г. З., Федоров М. А.

В статье авторы рассматриваю региональную среду управления твердыми бытовыми отходами. Выявлены основные проблемы переработки твердых бытовых отходов в регионах, которые можно решить путем разработки комплексной стратегии. Проанализирована Московская область с точки зрения загрязнения твердыми бытовыми отходами, показана эффективность разработки стратегии управления твердыми бытовыми отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY FOR WASTE MANAGEMENT

The authors consider the regional environment of solid waste management. The basic problems of solid waste in the region, which can be solved by developing a comprehensive strategy. Moscow region analyzed from the point of view of municipal solid waste pollution, demonstrated the efficacy of a strategy of solid waste management.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки региональной стратегии управления твердыми бытовыми отходами»

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ

Ахметова Г.З., Омский государственный технический университет, ст. преподаватель Федоров М.А. , гл.специалист ОАО «Воентелеком»

В статье авторы рассматриваю региональную среду управления твердыми бытовыми отходами. Выявлены основные проблемы переработки твердых бытовых отходов в регионах, которые можно решить путем разработки комплексной стратегии. Проанализирована Московская область с точки зрения загрязнения твердыми бытовыми отходами, показана эффективность разработки стратегии управления твердыми бытовыми отходами.

Ключевые слова: регион, управление отходами, твердые бытовые отходы, переработка отходов.

FEATURES OF THE REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY FOR WASTE MANAGEMENT

Akhmetova G., Head lecturer, Omsk State Technical University Fedorov M., Head specialist, Voentelekom JSC

The authors consider the regional environment of solid waste management. The basic problems of solid waste in the region, which can be solved by developing a comprehensive strategy. Moscow region analyzed from the point of view of municipal solid waste pollution, demonstrated the efficacy of a strategy of solid waste management.

Keywords: region, waste management, municipal solid waste, recycling of waste.

В условиях прогрессирующего роста количества твердых бытовых отходов (ТБО), повышения их негативного влияния на окружающую среду, дефицита ресурсов и увеличения затрат, связанных со сбором отходов, их удалением на полигоны, а также с промышленной переработкой, актуальной остается задача выбора оптимального сценария обращения с ТБО. Для эффективного решения комплекса накопившихся проблем в сфере управления ТБО необходимо определить основные направления их решения с учетом государственной политики в сфере обращения с отходами, то есть разработать долгосрочную стратегию, а затем последовательно ее реализовывать.

В настоящее время в России проблемы обращения с отходами, с одной стороны, не вошли в число важнейших федеральных программ, а с другой - остались практически вне сферы интересов и компетенции экологического сообщества, чьи приоритеты до настоящего времени остаются в основном в сфере разработки «малоотходных» и «безотходных» технологий и в значительной мере заканчиваются на стадии превращения сырья в готовую продукцию. Между тем, именно в разрыве этой цепочки, как показала мировая практика, и лежит, с одной стороны, наибольший урон, наносимый человеку и окружающей среде, а с другой - именно здесь находятся и наиболее эффективные рычаги управления природопользованием, которые только и могут обеспечить реализацию концепции устойчивого развития [1, С. 7].

Региональная стратегия управления ТБО является инструментом регулирования данной сферы и должна учитывать основные положения стратегии развития страны. Выбор сценария развития данной сферы региона зависит, с одной стороны, от стратегии развития управления обращением с ТБО в РФ, а с другой - от остроты и необходимости решения выявленных в процессе анализа региональных проблем в системе управления ТБО.

Общая схема стратегического управления региональным развитием представляет собой неразрывное единство стратегического планирования, реализации стратегии и оценки хода выполнения

стратегических задач. По существу, ставится задача не столько оптимального управления природно-ресурсными элементами биосферы, сколько всей совокупностью социоприродного потенциала, находящегося в распоряжении цивилизации, конечным результатом которого должно оказаться то общество, которое сейчас довольно часто именуют обществом с устойчивым развитием, а в России -ноосферой.[2, С.126].

Региональная стратегия должна строится на принципе устойчивого развития, который «основан на развитии, удовлетворяющем как текущие потребности, так и не ущемляющем интересов будущих поколений. Устойчивое обращение с отходами ограничивает их негативное воздействие как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.» [3, с.16]. В целом концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трёх точек зрения на него: экономической, социальной и экологической (рис. 1) [4, С. 30].

Таким образом, на наш взгляд, региональная стратегия управления ТБО, представляет собой комплекс краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мероприятий по управлению ТБО, направленных на осуществление концепции устойчивого развития -установление баланса между экономическим ростом и спадом, использованием ресурсов и образованием отходов с наибольшим экономическим эффектом (Политика ЕС) - и адаптированная к условиям конкретного региона, поскольку основные последствия деградации окружающей среды проявляются в пределах конкретной территории [5 С.76].

Объектом стратегического планирования выступает инфраструктура обращения с ТБО, субъектом - система управления региональной политики в сфере обращения с ТБО. Выбор оптимального пути управления отходами базируется на экологических, ресурсных и экономических требованиях региона. Выделим следующие механизмы реализации региональной стратегии управления ТБО:

1) административные (разрешения и запреты со стороны местных органов власти на использование земельных участков под полигоны);

Рис. 1. Концепция устойчивого развития

о

и

н

Ухудшение экологической обстановки в городах (воды, воздуха, почвы)

1) сокращение рекреационных территорий

2) потеря с/х угодий

3) ухудшение эпидемической обстановки и рост

Неразвитость

законодательной

базы

Неразвитость

экономических

рычагов

1) пассивность местных органов власти;

2) отсутствие эффективного контроля за участниками сферы обращения с ТБО;

3) отсутствие системы учета и контроля за образованием ТБО;

4) увеличение числа несанкционированных свалок

1) недостаточно мощностей для переработки ТБО и низкий уровень рециклинга;

2) захоронение промышленных и бытовых отходов;

3) отсутствие системы селективного сбора ТБО;

Рис. 2. Основные проблемы регионов РФ в сфере обращения с ТБО

2) организационно - инфраструктурные (организация строительства предприятий по утилизации ТБО и др.);

3) инвестиционные (финансирование и субсидирование проектов, программ за счёт средств местного бюджета);

4) косвенные финансовые (налоговые льготы, дифференциация налогов, гарантии по кредитам, платежи за размещение, штрафные санкции);

5) социально - психологические (пропаганда в СМИ).

Базовыми принципами формирования и реализации стратегии

управления ТБО должны быть:

1) принцип иерархичности в использовании методов управления ТБО;

2) полная реализация принципа «загрязнитель платит»;

3) управление отходами начинать не со стадии сбора, а со стадии образования;

4) баланс экологических и экономических интересов общества в целях устойчивого развития;

5) принцип партнёрства региональных властей с населением данной территории, общественными организациями, предпринимательскими структурами, наукой;

6) принцип соответствия стратегии имеющимся инфраструктуре и ресурсам региона;

7) принцип гласности о деятельности по формированию и реализации стратегии управления ТБО;

8) принцип опережающего развития и модернизации стратегии;

9) непрерывный мониторинг и постоянное улучшение стратегии.

Разработка региональной стратегии управления ТБО позволяет решать проблемы, представленные на рисунке 2.

Реализация стратегии обращения с ТБО в регионе достигается путём решения следующих задач:

1) Определить перспективы развития системы обращения ТБО на кратко -, средне - и долгосрочную перспективы, что необходимо для стабильной деятельности предприятий данной сферы и привлечения в неё инвестиций.

2) Наладить непрерывное информационное обеспечение процесса обращения с ТБО, что предусматривается включенными в стратегию мероприятиями.

3) Повысить сырьевую обеспеченность хозяйственного комплекса региона посредством расширения использования вторичных ресурсов.

4) Улучшить экологическую обстановку в регионе и на прилегающих территориях посредством увеличения перерабатываемых ТБО и совершенствования существующих технологий.

5) Снизить социальную напряженность в регионе посредством предоставления малообеспеченным слоям населения возможности

получения дополнительных доходов от сдачи вторичного сырья и упорядочения деятельности независимых сборщиков ТБО (как правило, без определенного места жительства).

6) Обеспечить более эффективное использование кадрового потенциала региона посредством создания новых рабочих мест в сфере переработки ТБО, а также повышения квалификации специалистов, уже работающих в отрасли.

7) Повысить рациональность использования территорий путём уменьшения площадей, занятых несанкционированными свалками. [6, С.109-110).

Поэтому при разработке Стратегии по управлению с ТБО она должна отвечать следующим основным требованиям:

- должна соответствовать стратегическим планам развития региона, а также действующему законодательству федерального и регионального уровня;

- иметь статус отдельного документа или самостоятельной (интегрированной) части общей Стратегии социально - экономического развития региона;

- быть структурированной по разделам, отражающим различные аспекты обращения с отходами, в том числе с такими специфическими видами, как отслужившие свой срок транспортные средства, отработанные нефтепродукты, отходы строительства и сноса и т.д.;

- отражать особенности рассматриваемого региона, отвечать потребностям его развития;

- обладать полной информационной обеспеченностью. [6, С.110].

Все вышеназванные требования возможно учесть, используя при формировании Стратегии управления обращением с ТБО методы программно - целевого планирования. Стратегия управления ТБО призвана обеспечить эффективное устойчивое экологоэкономическое развитие территории, способствует укреплению её имиджа и репутации властей, создаёт условия для открытого сотрудничества всех заинтересованных сторон.

Анализируя методику размещения и организации территории полигонов ТБО мы пришли к выводу о необходимости размещения территории полигона ТБО там, где проводимая рекультивация может быть заменена организацией и эксплуатацией полигона ТБО. При этом важно учитывать структурный состав видов отходов в общем объеме отходов (рисунок 3 [7]).

Согласно Приказу Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»: восстановление нарушенных земель для определенного целевого использования есть - направление рекультивации. Рекультивация может иметь направление:

• сельскохозяйственное направление рекультивации земель;

60,00

50.00

40.00

30.00

20.00 10,00

0,00

4 70 шшш

7 ДО trtitrtr 5,10

20,20 13,50

2001

□ Осадки очистных сооружений Ш Отходы строительства и сноса зданий 0 Медицинские и биологические отходы Ш ТБО жилого сектора 12 Отходы сельского хозяйства

2010

0 Страоительные грунты загрязненные

□ КГМ жилого сектора Ш Отходы производства 0 ТБО и КГМ предприятий и организаций Ш Древесно-растительные отходы

Рис. 3. Объемы образования отходов производства и потребления Московского региона 2001-2010 гг.

• лесохозяйственное направление рекультивации земель;

• водохозяйственное направление рекультивации земель;

• рекреационное направление рекультивации земель;

• природоохранное направление рекультивации земель;

• санитарно-гигиеническое направление рекультивации земель;

• строительное направление рекультивации земель.

Современные технологии захоронения позволяют проводить

рекультивацию нарушенных земель через применение территориальной организации полигонов ТБО. В настоящее время сложилась недостаточно эффективная система управления отходами в Московском регионе (рисунок 4 [8]).

Можно выделить ряд имеющихся существенных проблем по обращению с отходами:

• вывоз отходов различных видов и классов опасности одним автомобилем;

• возможность уклонения образователей коммерческих отходов от экологических платежей и оплаты стоимости их размещения;

• возможность возникновения несанкционированных свалок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными причинами такой ситуации являются:

• отсутствие банка данных по объему, источникам образования и видам отходов;

• отсутствие достоверной информации по объемам образования и видам коммерческих отходов;

• возможность вывоза и обезвреживания коммерческих отходов без оформления договорных отношений;

• возможность несанкционированного размещения отходов.

Если будет разработана качественная стратегия промышленной переработки твердых бытовых отходов, это позволит Москве и Московской области получить существенные выгоды. Во-первых, за счет опережающего определения объемов и источников образования всех видов отходов на территории Московского региона; во-вторых, за счет повышения управляемости и усиления контроля над перемещением отходов, формирования статистики по графикам и маршрутам вывоза отходов с целью их оптимизации; в-третьих, за счет реального и оперативного мониторинга поступления отходов на объекты их промышленной переработки и обезвреживания по весу, радиационной безопасности и правомерности приема.

Если рассматривать проблему промышленной переработки ТБО в Московской области, то необходимо учитывать очень важный аспект, который оказывает существенное влияние на проблему утилизации отходов в целом. Основным источником ТБО, которые промышленно перерабатываются на полигонах Московской области, является Москва. Эта ситуация накладывает определенные ограничения и добавляет новые условия при анализе организационноэкономического механизма комплексного решения проблем промышленной переработки ТБО. В частности, автономность бюджетов регионов требует поиска оптимального соотношения ресурсов и затрат, которые выделяются на промышленную переработку ТБО.

Необходимость решения задачи совместного ресурсного обеспечения полигонов и других предприятий по промышленной переработке ТБО определяется тем, что у рассматриваемых регионов фактически существует общее экологическое пространство, которое оказывает влияние на оба региона. В частности, отходы из Мос-

Правительство г. Москвы

| Правительство Московской области

Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

Росприроднадзор

Департамент ЖКХ и Б г. Москвы

-Д-—I

Министерство ЖКХ Московской области

г-—у

Технические инспекции Москвы и Московской области V

Общественные организации, СМИ Оператор по управлению ТБО Московского региона Лица - источники ТБО

* Т L * 1

Перевозка ТБО Система управления «-+| Переработка ТБО

перемещением твердых бытовых отходов

Информационные связи Контрольные связи

Рис. 4. Организационная схема управления твердыми бытовыми отходами в Московском регионе

квы вывозятся для промышленной переработки в область, а дым из области идет на Москву. Особенно актуальной проблема взаимного проникновения экологических систем стала в последние несколько лет, когда из лесных массивов Московской области в результате пожаров на Москву приходит смог.

Для разработки и обоснования инструментария обоснования объемов выделяемых ресурсов на промышленную переработку ТБО и утилизацию других отходов необходимо представить затраты и результаты участников данной проблемы. По нашему мнению, из бюджета Москвы и Московской области целесообразно осуществлять совместные затраты для снижения масштабов экологического ущерба от имеющихся ТБО. Направления затрат могут быть самыми различными, например, строительство заводов по промышленной переработке ТБО, создание новых полигонов для захоронения ТБО, переработка которых невозможна или неэффективна, разработка маршрутов транспортировки ТБО к местам утилизации и строительство логистической инфраструктуры, затраты на разработку новых технологий промышленной переработки ТБО.

Результатом перечисленных затрат может стать существенное улучшение экологической ситуации в рамках природной системы «Москва - Московская область». Таким образом, можно утверждать, что для получения общего экономического, экологического и социального эффекта два региона, имеющих территориальную и финансовую автономию, должны решить задачу расчета общего объема затрат на промышленную переработку ТБО, а также распределить указанные затраты между региональными бюджетами.

Литература:

1. Официальный сайт waste.ru // Европейская практика обращения с отходами: проблемы, решения, перспективы. - СПб. - 77с.

2. Региональная стратегия экономического роста - 2015/Отв. ред. В.А. Ильин; Волгоградский научно - координационный центр ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2007.- 244 с.

3. Организационно-экономический механизм управления обращением с твердыми бытовыми отходами в Калининградской области/ А.Е. Бузаева. - Калининград: ООО «Аксиома», 2009. - 88 с.

4. Ромашова К.А. Эколонический менеджмент: финансово -экономичсекие и и технологические аспекты (часть 2). Учебное пособие. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. - 294 с.

5. Белоусов А.И. , Панков С.А. Экономические методы управления утилизацией твердых бытовых отходов /// Вестник московского университета. - Серия 6. Экономика. - 2004. - №2 - С.74 - 85.

6. Любарская М.А.. Инновационный подход к управления обращением с твёрдыми отходами в регионах на основе принципов логистики. / М.А. Любарская, В.С. Чекалин. - СПб.: Издательство «Инфо - да», 2005. - 142 с.

7. Материалы расширенного заседания постоянной рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по социально-экономическому развитию от 31 марта 2010 года.

8. Материалы Семинара-презентации пилотного проекта в рамках сотрудничества Правительства Московской области, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной корпорации «Ростехнологии» в сфере обращения с отходами производства и потребления от 27 июля 2011 года.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МЕЛКОСЕРИЙНОГО МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Слепова А., соискатель

В статье показано, что построение эффективной информационной системы многономенклатурного машиностроительного производства возможно только при условии интеграции таких систем, как CAD/CAM/CAE, PDM и др. на основе создания единого информационного пространства.

Ключевые слова: мелкосерийное многономенклатурное производство; автоматизированные системы управления; комплексная автоматизация.

THE PRINCIPLES OF THE CREATION OF AN AUTOMATED SMALL-BATCH MULTINOMENCLATURE PRODUCTION

Slepova A., applicant

It is shown in the article that the construction of an effective information system multinomenclature engineering production is possible only with integration of such systems as CAD/CAM/CAE, PDM, etc. by creating a single information space.

Keywords: small-scale production multinomenclature; management information systems; integrated automation.

Цель настоящей работы анализ принципов создания отечественных автоматизированных мелкосерийных многономенклатурных производств, которые в силу высокой адаптивности к конкурентной среде имеют значительный потенциал развития. В настоящее время отечественные АСУ мелкосерийного многономенклатурного производства (АСУ ММП) находятся на этапе развития, который может быть охарактеризован как интенсивный. На этом этапе решаются вопросы отладки и оптимизации АСУ ММП с использованием разных подходов [1 5].

В [4] рассмотрены методы автоматизированного управления ММП.

На рис. 1 в общем виде представлена взаимосвязь стандартов и информационных платформ, на которые они опираются.

После анализа опыта создания систем управления опытным ММП были сделаны выводы:

- внедрение стандартов типа ERP становится эффективным инструментом развития производства и является актуальной задачей в его деятельности;

- важным условием можно назвать наличие у предприятия корпоративных стандартов учета и управления, готовности к внедрению ролевого принципа построения системы, т.е. в привязке каждой функции системы к некоторой роли;

- значимый фактор присутствие квалифицированного персонала, а также реализация основополагающего принципа полной заинтересованности и активной поддержки первого руководителя.

В [2] описана разработка автоматизированная система управления запасами для условий многономенклатурного производства, в котором обеспечивается повышение эффективности логистических процессов за счет учета неликвидных запасов. Интегрированная запасами АСУ (рис. 2) с функцией оценки управления запасами позволяет оперативно получать информацию об эффективности функционирования всей системы управления запасами и влиянии на ключевые показатели эффективности деятельности предприятия.

Предложенный подход к повышению эффективности управления запасами может быть использован на предприятиях другой отраслевой принадлежности, для чего необходимо уточнение модели учета неликвидных запасов, отражающее специфику производства продукции.

Пороговый уровень запаса материалов (</ц) определяется по формуле:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.