ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ (БЫТОВЫМИ) ОТХОДАМИ КАК ПРОБЛЕМА XXI ВЕКА
LAND POLLUTION WITH MUNICIPAL (SOLID) WASTE AS A PROBLEM OF THE XXI CENTURY
УДК 349.4
о.в. федотова,
кандидат биологических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) [email protected]
olga.v. fedotova,
Candidate of Biological Sciences (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)
т.с. демичева
(Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) [email protected]
tatyana s. demicheva
(Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются существующие проблемы управления и хранения твердых коммунальных (бытовых) отходов в России. Акцентируется внимание на стремительном увеличении площадей свалок бытовых отходов на территории Российской Федерации. Приводится статистика, подтверждающая негативное воздействие отходов на окружающую среду. Особое внимание уделяется необходимости решения проблемы утилизации твердых коммунальных отходов. Авторы анализируют легальное доктринальное определение понятия «твердые коммунальные отходы», используемое в нормативных правовых актах и литературе. Рассматриваются актуальные изменения в законодательстве об утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов. Производится анализ законодательства зарубежных стран в решении проблемы утилизации твердых коммунальных отходов. На основании опыта решения данной проблемы в других странах авторами приводятся некоторые организационные и правовые пути ее решения. Также подчеркнута необходимость развития инициативы со стороны граждан, направленной на строительство и открытие мусороперерабатывающих заводов на территории России. В статье анализируется необходимость совершенствования круга обязанностей регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В качестве одного из перспективных и инновационных путей решения проблемы твердых коммунальных отходов предлагается закрепить на законодательном уровне возможности термической переработки твердых коммунальных отходов с выработкой электрической и тепловой энергии.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, негативное воздействие, земельное законодательство, охрана окружающей среды.
для цитирования: Федотова О.В., Демичева Т.С. Загрязнение земель твердыми коммунальными (бытовыми) отходами как проблема XXI века // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2. С. 10-14.
Abstract: the article discusses the existing problems of management and storage of municipal solid waste in Russia. Attention is focused on the rapid increase in the area of municipal waste dumps in the Russian Federation. Statistics confirming the negative impact of waste on the environment are given. In the article special attention is paid to the necessity of solving the problem of disposing of municipal solid waste.
частного права. экологическое право
The author analyzes the legal doctrinal definition of the concept of «municipal solid waste» used in legal acts and literature. The actual changes in the legislation on solid municipal (household) waste disposal are analyzed. The analysis of the legislation of foreign countries in solving the problem of solid municipal waste. based on the experience of solving this problem in other countries, the author provides some organizational and legal ways to solve it. He also emphasizes the need to develop initiatives on the part of citizens aimed at the construction and opening of waste processing plants in Russia. The article also analyzes the need to improve the range of responsibilities of the regional operator in the field of solid municipal waste management. One of the promising and innovative ways to solve the problem of solid municipal waste is the introduction of thermal processing of MSW with the production of electric and thermal energy.
Keywords: municipal solid waste, negative impact, land legislation, environmental protection.
For citation: Fedotova O.V., Demicheva T.S. Land pollution with municipal (solid) waste as a problem of the XXI century // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2. P. 10-14.
Актуальность обозначенной темы обусловливается тем, что загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами является одной из важнейших проблем XXI века, требующих незамедлительного решения со стороны всего мирового сообщества. Эта проблема является особенно актуальной для Российской Федерации, так как более 4 млн га земли занято мусорными свалками, площадь которых ежегодно лишь увеличивается. Решение этой проблемы является объективной необходимостью для обеспечения качественной среды обитания человека.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»1 отходы производства и потребления являются одним из видов отходов потребления в любой сфере деятельности, образование которых не связано с производством продукции или выработкой энергии.
А в соответствии с Концепцией обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации МДС 13-8.20002 твердыми бытовыми отходами являются отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, спортивных предприятиях, а также отходы от отопительных устройств местного отопления. Стоит также отметить, что с 2014 года в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» были внесены некоторые изменения, касающиеся понятия твердых бытовых отходов3, а именно дано определение понятия твердых коммунальных отходов4. Законодатель закрепил, что ТКО - это отходы, образующиеся
1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации МДС 13-8.2000: утверждена Постановлением Коллегии Госстроя России от 22.12.1999 № 14 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Далее - ТБО.
4 Далее - ТКО.
в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования. Понятия твердых бытовых и твердых коммунальных отходов являются практически идентичными, что создает некоторую путаницу в процессе использования терминологии. Однако вышеуказанные понятия являются единым видом отходов, объединенным в понятии твердых коммунальных отходов.
На основе определений указанных нормативных актов можно сказать, что основными источниками ТКО являются жилые здания, административные учреждения и предприятия общественного назначения. Поэтому они играют важную роль в процессе борьбы с загрязнением окружающей среды.
Вредное воздействие ТКО на окружающую среду, проявляющееся в загрязнении атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, нарушает основные принципы земельного законодательства, а именно принцип предотвращения негативного воздействия объектов на окружающую среду при осуществлении деятельности по использованию земель на территории Российской Федерации.
Безусловно, деятельность по размещению полигонов ТБО не является противозаконной. Она осуществляется в строгом соответствии с нормами земельного законодательства, а также с нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с п. 8 ст. 1 и п. 3 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации размещение полигона осуществляется на соответствующей категории земли с учетом геологических, гидрогеологических и санитарных аспектов, а также с согласия компетентных органов. Однако же отходы требуют для складирования значительных площадей земли, в том числе и плодородной. Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является
2019' 2
актуальные проблемы частного права. экологическое право
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов. Лишь 4% всех отходов в нашей стране подвергаются переработке, остальные же 96% загрязняют земную поверхность5. В связи с этим вопрос утилизации ТКО требует принятия определенных организационных и правовых мер с целью предотвращения дальнейшего загрязнения земли.
Необходимо обратиться к опыту зарубежных стран в сфере регулирования деятельности по обращению с отходами. Заслуживает особого внимания опыт Швеции в процессе утилизации ТКО. В этой стране создан один из наиболее отработанных механизмов управления отходами. В Швеции перерабатывают 93% отходов. Остальные отходы, непригодные для переработки, сжигают, а полученную от этого энергию используют в качестве тепла и для электроснабжения. Таких показателей удалось достичь благодаря комплексной системе внедрения культуры сортировки мусора среди населения [2]. В первую очередь уроки правильного обращения с мусором проводятся в дошкольных и школьных учреждениях, что формирует правильное отношение граждан к проблеме загрязнения природы бытовыми отходами. Для приема бытовых отходов организуются бесплатные пункты сбора мусора. При покупке товара в его стоимость включена цена тары, и если сдать тару в специальные автоматы для приема мусора, то можно вернуть часть денег. Но, кроме мотивации, существует и система штрафов за неправильную сортировку отходов или их свалку.
Похожая ситуация и в Германии, Швейцарии, Австрии. В странах полигоны с мусором практически закрыты, ведь 97% отходов перерабатывается. Кроме того, утилизация отходов является достаточно прибыльным бизнесом во многих странах мира.
Процесс ликвидации полигонов ТКО в России хоть и не так четко налажен, как в странах Европы, но с каждым годом продолжает совершенствоваться. Эффективное решение экологических и экономических проблем России, перспектив ее социального развития возможно лишь при условии определения основных направлений и решения основных задач по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами. Поэтому Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р была утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства
5 Сайт Greenpeace России. URL: https://greenpeace.ru
и потребления на период до 2030 года6. Данный документ базируется на многочисленных европейских директивах, учитывает практические наработки различных стран по решению проблем с отходами всех видов. Стратегия направлена на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов [1].
Необходимо также отметить, что в новую редакцию Федерального закона «Об отходах производства и потребления» внесены положения о лицензировании видов деятельности в области обращения с отходами. Важным дополнением стало введение института регионального оператора, деятельность которого будет направлена на совершенствование организации и осуществления деятельности в области обращения с ТКО.
С 2019 года в каждом регионе нашей страны заработали единые региональные операторы коммунальных отходов. Кроме отгрузки отходов на легальный сортировочный полигон, одной из задач региональных операторов будет являться решение проблемы рекультивации устаревших полигонов и запуск новых сортировочных мощностей. Благодаря этому нововведению в каждом субъекте появится свой оператор, отвечающий за чистоту своего региона. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 11567 в обязанности регионального оператора входят прием, транспортировка, обработка, обезвреживание и захоронение принятых твердых коммунальных отходов. По нашему мнению, в целях реализации политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами необходимо внести дополнения в вышеуказанное постановление, дополнив обязанности региональных операторов пунктом, связанным с утилизацией отходов. Помимо этого, дотации на переработку и утилизацию мусора в России могут стать побудителем развития отрасли.
В перспективе Россия должна отойти от использования полигонов для отходов и двигаться в направлении сортировки мусора в целях его дальнейшей переработки или утилизации, тем
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
частного права. экологическое право
самым освобождая огромные территории земли, пригодной для других более полезных целей.
Процесс устранения проблемы утилизации ТБО в России постепенно налаживается. Активно начинают открываться мусороперерабатываю-щие заводы. При поддержке местных властей в Оренбурге создан один из известных мусоропере-рабатывающих заводов. На бывшем рекультивированном полигоне был построен современный мусороперерабатывающий комплекс. Из мусора, который раньше закапывался или располагался на свалках, теперь производят энергию и тепло8.
В настоящий момент Россия имеет достаточно размытое понимание того, как необходимо вести себя с бытовыми отходами. К сожалению, не существует выраженной культуры обращения с отходами, которая была бы утверждена на государственном уровне. Самым распространенным способом обращения с мусором является складирование его на полигонах и свалках [5].
Некоторые пробелы в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» значительно затрудняют процесс борьбы с загрязнением земли отходами. Например, в данном законе отсутствует четкое разграничение ответственности органов государственного и муниципального управления, а также граждан за организацию системы обращения с ТКО. Серьезным
8 Сайт Greenpeace России. URL: https://greenpeace.ru
упущением является отсутствие материальной заинтересованности в эффективном функционировании процесса утилизации отходов.
Для полноценной реализации государством всех его функций в сфере защиты природы, и в частности в вопросе обращения с отходами, необходимо обеспечить соблюдение соответствующих норм и требований со стороны всех граждан и организаций.
Путем решения вопроса переработки может стать строительство системы мусороперераба-тывающих заводов в Российской Федерации, расположенных таким образом, чтобы максимально охватить территорию страны и обеспечить переработку наибольшего количества мусора. Также данный вопрос можно решить путем совершенствования деятельности региональных операторов, включив в список их основных задач деятельность по переработке и утилизации твердых бытовых отходов.
Как показывает европейский опыт, для решения проблемы утилизации ТКО необходимо задействовать все методы переработки отходов, включая рециклинг на основе раздельного сбора, сортировки и компостирования. Однако термическая переработка ТКО с выработкой электрической и тепловой энергии является основным и завершающим этапом на пути комплексного решения проблемы санитарной очистки земель от отходов.
Литература
1. Газизов Р.Р. Особенности рекультивации полигонов ТБО / Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки «Агроком-плекс-2016». - Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2016. С. 277-281.
2. ЧудаковаА.В. Правовые и экологические аспекты предоставления земельных участков под полигоны ТБО / Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. С. 6-9.
3. Бучакова М.А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды: монография. - Омск: ОмА МВД России, 2010. 271 с.
4. Бучакова М.А. Координация и система методов государственного и муниципального управления охраной окружающей среды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 1 (26). С. 84-92.
5. Рябчиков А.К. Экономика природопользования. - Москва: Элит-2000, 2015. 192 с.
6. Шапошников Л.К. Вопросы охраны природы. - Москва: Просвещение, 2017. 174 с.
7. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу охраны окружающей среды. - Москва: МНЭПУ, 2014. 344 с.
8. Шубов Л.Я., Доронкина И.Т., Борисова О.Н. Проблема твердых бытовых отходов - глобальная проблема XXI века // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 8. С. 108-120.
9. Чалганова А.А. Устойчивое развитие и проблема управления твердыми бытовыми отходами в России // Перспективы науки. 2016. № 2 (87). С. 135-139.
10. ЧхутиашвилиЛ.В. Совершенствование государственного экологического контроля (надзора) // Lex Russica. 2016. № 9. С. 155-162.
References
1. GazizovR.R. Osobennosti rekul'tivatsii poligonov TBO / Agrarnaya nauka v innovatsionnom razvitii APK: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh XXVI Mezhdunarodnoi spetsializirovannoi vystavki «Agrokompleks-2016». - Ufa: Bashkirskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, 2016. S. 277-281.
2. Chudakova A.V. Pravovye i ekologicheskie aspekty predostavleniya zemel'nykh uchastkov pod poligony TBO / Nauki o Zemle: vchera, segodnya, zavtra: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', mai 2018 g.). — Kazan': Molodoi uchenyi, 2018. S. 6-9.
3. Buchakova M.A. Koordinatsiya v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya okhranoi okruzhayushchei sredy: monografiya. - Omsk: OmA MVD Rossii, 2010. 271 s.
2019' 2
актуальные проблемы
частного права. экологическое право
4. Buchakova M.A. Koordinatsiya i sistema metodov gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya okhranoi okruzhayushchei sredy // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». 2011. № 1 (26). S. 84-92.
5. RyabchikovA.K. Ekonomika prirodopol'zovaniya. - Moskva: Elit-2000, 2015. 192 c.
6. Shaposhnikov L.K. Voprosy okhrany prirody. - Moskva: Prosveshchenie, 2017. 174 c.
7. Ekokul'tura: v poiskakh vykhoda iz ekologicheskogo krizisa. Khrestomatiya po kursu okhrany okruzhayushchei sredy. - Moskva: MNEPU, 2014. 344 c.
8. ShubovL.Ya., Doronkina I.T., Borisova O.N. Problema tverdykh bytovykh otkhodov - global'naya problema XXI veka // Servis v Rossii i za rubezhom. 2011. № 8. S. 108-120.
9. Chalganova A.A. Ustoichivoe razvitie i problema upravleniya tverdymi bytovymi otkhodami v Rossii // Perspektivy nauki. 2016. № 2 (87). S. 135-139.
10. ChkhutiashviliL.V. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo ekologicheskogo kontrolya (nadzora) // Lex Russica. 2016. № 9. S. 155-162.
(статья сдана в редакцию 11.03.2019)