ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПОНЕНТОВ УМК ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СТЕПАНОВА М.Е.
В рамках реализации ФГОС СПО важнейшей частью работы методических служб является разработка учебно-
методических комплексов, ориентированных на овладение обучающимися компетенциями, формирующими конкурентоспособность и мобильность на рынке труда. В своей статье автор анализирует некоторые особенности разработки компонентов
учебно-методических комплексов.
Within realization of Federal state educational standards of secondary professional education by the most important part of work of methodical services development of the educational and methodical complexes focused on mastering by being trained competences, forming competitiveness and mobility on a labor market is. In the article the author analyzes some features of development of components of educational and methodical complexes.
В условиях рыночной экономики в сфере образования нарастает конкуренция, и учреждения среднего профессионального образования становятся полноправными участниками рынка образовательных услуг. Внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования требует модернизации содержания образования, оптимизации образовательных технологий, использования практико-ориентированного подхода и многое другое.
Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике, не способно в полной мере обеспечить качественную реализацию ФГОС, так как в большинстве случаев оно предполагает наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения средств контроля и т.п., но не имеет гибкой системы, решающей задачи внедрения модульно - компетентностного подхода в обучении, осуществления режима развития, реализации инновационной деятельности.
Переход к реализации ФГОС СПО требует от современного образовательного учреждения решения целого комплекса взаимосвязанных аналитических и проектных задач, разработки научно-методических и учебных материалов, способных обеспечить качественный подъём подготовки обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и вывести их на новый уровень. Это обстоятельство заставляет повышать эффективность образовательного процесса на основе применения новейших образовательных технологий. На первый план выходит качество используемых и проектируемых учебно-методических материалов.
Учебно-методический комплекс (УМК) - это педагогическая политехнология, объединяющая стандартизированный комплекс программно технических, технологических и учебнометодических средств, обеспечивающих необходимые и достаточные условия (организационные, методические, теоретические, практические, экспериментальные, консультационные и пр.) для эффективной реализации Основной профессиональной образовательной программы (включая самостоятельную работу обучающихся) по профессии НПО/специальности СПО в единой образовательной информационной среде с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Разработка учебно-методических комплексов при реализации ФГОС СПО является одной из важнейших частей работы методических служб учреждений среднего профессионального образования. Эти комплексы должны иметь все компоненты, позволяющие вести обучение в соответствии с ФГОС СПО. Основные принципы их построения должны заключаться в модульности, открытости и доступности.
Дисциплинарно-модульная структура ФГОС СПО требует новых подходов к разработке содержания компонентов УМК, в особенности методического сопровождения лабораторно-
практических работ и самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся. При ориентации на увеличение доли самостоятельного изучения дисциплины необходимо, чтобы УМК обеспечивал качественную поддержку работы студента по изучению теоретического материала, освоению методов решения частных задач по каждому разделу, освоению программного обеспечения, приобретению опыта решения комплексных задач, охватывающих материал нескольких разделов, приобретению опыта практической работы с реальными объектами, который обеспечивается лабораторным практикумом. При реализации ФГОС СПО УМК должен позволять осуществлять контроль с диагностикой ошибок и обратной связью, самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности. В связи с чем особое внимание должно уделяться качеству диагностических и контрольно - измерительных материалов.
Разработка компонентов УМК в рамках реализации ФГОС СПО должна быть основана и на потребностях рынка труда города Москвы, уравновешивания требований конкретных работодателей (социальных партнёров) и уровня подготовки специалистов, укреплению связей производственного и теоретического обучения. Современный УМК непосредственно должен быть ориентирован на качественное обеспечение требований ФГОС СПО, овладение общими, профессиональными и дополнительными компетенциями, формирующими конкурентоспособность и мобильность на рынке труда.
Внедрение ФГОС СПО и как следствие повышение ответственности образовательных учреждений за образовательную программу привели к необходимости переосмысления разработки УМК. Сегодня преподаватели и мастера производственного обучения должны владеть методикой проектирования учебно-методических комплексов (УМК) как отдельных дисциплин, так профессии и специальности в целом, уметь разрабатывать их и адаптировать к реальным условиям образовательного процесса и управлению его реализацией. Переориентация деятельности инженерно-педагогических работников требует обновления всего учебно-методического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Неизбежным становится и создание системы объективной оценки качества учебно-методических комплексов и их компонентов, основанной на результатах мониторинга формирования профессиональных компетенций в ходе обучения.
В рамках научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в 2011-2012 гг. в ГБОУ СПО Московском технико-экономическом колледже поставлена задача пересмотра подходов к разработке УМК с целью создания условий качественной реализации ФГОС СПО. В процессе работы были определены требования к реализации УМК, заключающиеся в:
- реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта;
- ориентации целевых и программных регламентов на требования работодателей, городской заказ и структуру образовательных услуг;
- определение новых требований к педагогической и профессиональной квалификации и компетенции преподавателей и мастеров производственного обучения;
- ориентации на возможность самостоятельного изучения отдельных тем обучающимися;
- соблюдение информационной защиты и авторских прав разработчиков УМК.
Особенности разработки компонентов УМК в ГБОУ СПО Московском техникоэкономическом колледже направлены на обеспечение гибкости, с учётом требований работодателей (социальных партнёров), потребностей обучающихся и образовательного учреждения. Такие особенности УМК позволяют обеспечить базовую подготовку студентов для освоения ими будущей профессии или специальности, ориентироваться на информационный, коммуникационный и общекультурный аспекты, учитывая и специфику предметной области, особенности применения информационных технологий в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Проблемы создания методических материалов, обеспечивающих качественную подготовку в рамках реализации ФГОС СПО, должны решаться на основе разумной интеграции всех компонентов, образующих УМК, и носить дифференцированный характер. Компоненты УМК
должны включать в себя две взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и технологическую. Информационная составляющая реализуется в виде учебных и методических материалов, технологическая - на основе совершенствования форм и методов обучения. Использование информационной и технологической составляющих позволит сформировать информационно-образовательную среду, способствующую активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся. Внедрение компонентов УМК, разработанных в рамках реализации ФГОС на основе гибкой системы, решающей задачи модульно - компетентностного подхода, позволит адаптировать учебный процесс под индивидуальные возможности обучающихся и требования работодателей (социальных партнёров), повысить мотивацию студентов к изучению дисциплин и междисциплинарных курсов, реализовать их интеллектуальный потенциал, овладеть общими, профессиональными и дополнительными компетенциями на высоком уровне.
Библиографический список:
1. Петухов М.А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. /Под науч. ред. А.П. Беляевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. -199 с.
2. Шмакова Л.Е. Разработка и использование УМК для студентов гуманитарных факультетов. Кемеровский государственный университет.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, компетенции, учебно-методические комплексы, особенности разработки компонентов учебнометодических комплексов.
Keywords: federal state educational standards, competences, educational and methodical complexes, features of development of components of educational and methodical complexes.