ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
ПРОСВЕТОВА А.В.
In article features of working out, creation and introduction of innovative teaching and metodical complexes in educational process of establishments of average vocational training and their influence on optimization of system of training and quality of preparation are considered.
Современные условия рынка труда и квалификаций диктуют системе профессионального образования условия, при и которых выпускники образовательных учреждений должны быть конкурентоспособными, востребованными и легко адаптируемыми. Одной из ведущих тенденций в реформировании профессионального образования является видение современного выпускника творческой личностью, способного самостоятельно осваивать интенсивно меняющееся социальнодуховное поле культуры. Данная тенденция предполагает поиск такой модели профессиональной подготовки, в которой образовательный процесс обеспечивал бы сопряженность содержания обучения с организованной (контролируемой) самостоятельной работой обучающихся в развитии их индивидуальных способностей и учетом интересов профессионального самоопределения, самореализации.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения в образовательный процесс позволит столичному профессиональному образованию учитывать все многообразие требований применительно к городу и предприятию. Реализуемый в ФГОС принцип вариативности даст возможность учреждениям СПО выбирать и конструировать содержание образования с учетом потребностей регионального рынка труда, требований работодателей к компетенциям и квалификациям рабочих и специалистов среднего звена. При этом в значительной мере эти требования могут быть учтены в разрабатываемых инновационных учебно-методических комплексах (ИУМК), способствующих повышению качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена и позволяющих на практике реализовать положение: «Работодатель определяет чему учить» (И.П. Смирнов).
Инновационный учебно-методический комплекс представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
ИУМК как совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств способствует эффективному освоению обучающимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) для обучения по одной из профессий или специальностей.
Инновационный учебно-методический комплекс является одним из средств, позволяющих достичь необходимого качества подготовки и профессиональной переподготовки в очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения, в том числе и на основе дистанционных технологий. УМК позволяет эффективно организовывать и поддерживать само-
В статье рассматриваются особенности разработки, создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов в образовательный процесс учреждений СПО и их влияние на оптимизацию системы обучения и качества подготовки.
стоятельную работу обучающегося и сохранять преемственность в преподавании учебных дисциплин.
Основанием для разработки ИУМК являются законом РФ «Об образовании», ГОСТ Р ИСО 9000
- 2000, Приказ Минобразования РФ от 20 ноября 2001 г. N 3734 "О комплексной оценке деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Минобразования России, и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений)", ФГОС начального и среднего профессионального образования.
Каждый инновационный учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. ИУМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание ИУМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач. Структура и состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.
На сегодняшний день на этапе перехода на ФГОС 3-го поколения все большую актуальность и значимость в системе СПО приобретает проблема разработки и создания инновационных учебнометодических комплексов с учетом требований работодателей. В связи с этим одним из направлений деятельности учреждений СПО Департамента образования города Москвы (в рамках Городских экспериментальных площадок) стали разработка и создание инновационных учебнометодических комплексов, которые затрагивают широкий круг вопросов, связанных непосредственно как с образовательным процессом, так и со своевременной качественно новой подготовкой педагогических кадров и созданием единой команды. Перестройка образовательного процесса обусловливается переходом от обучения определенным знаниям, умениям и навыкам к образованию инновационного уровня, ориентированному на формирование компетенций у обучающихся.
Разработка инновационных учебно-методических комплексов выявляет ряд особенностей и трудностей. Так для авторов - побор оптимального сочетания печатных и цифровых элементов комплекса. Для педагогов и УСПО - вписать эти инновационные материалы в образовательный процесс. Для обучающихся - научиться использовать ИУМК при обучении и самообучении. Поэтому внедрение ИУМК в массовую практику предопределяет изменение подходов к организации образовательного процесса.
Использование в образовательном процессе инновационных учебно-методических комплексов будет способствовать оптимизации системы обучения и повышению качества подготовки за счет:
- возможности установить индивидуальный темп обучения для каждого обучающегося;
- дифференцирования объема, уровня сложности учебного материала;
- усиления наглядности в обучении;
- расширения возможности выбора обучающимися дидактических средств и форм деятельности (индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, под руководством педагога);
- привлечения возможностей программированного обучения и интерактивных методов преподавания;
- инновационности используемых дидактических средств.
Применение инновационных учебно-методических комплексов не противоречит общедидактическим принципам, а напротив, дополняет их:
- расширяется сфера самостоятельной работы, т.е. увеличивается возможность «научить учиться», стимулируется развитие принципа сознательности;
- предоставление информации в большей степени становится наглядным, многоканальным, пропускная способность зрительного канала, в несколько раз превосходящая возможности слухового, дополняет его.
Сегодня инновационный учебно-методический комплекс должен стать одним из главных элементов организации образовательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования по всем формам обучения (очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, экстернатной и т.д.). Он должен разрабатываться для обучающихся по всем учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и блокам обучения с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС.
Представленный для использования в учебном процессе ИУМК будет включать комплект цифровых образовательных и методических продуктов:
- учебный план и программы обучения;
- демонстрационные материалы;
- демонстрационно-опорные материалы;
- обобщающие материалы;
- тренировочно-контролирующие материалы;
- учебно-справочные материалы;
- примеры уроков;
- поурочное планирование и т.п.
Таким образом, ИУМК в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Другими словами, предоставление обучающемуся полного комплекта учебных и программно-методических материалов, в том числе и для самостоятельного изучения дисциплины, станет одной из основных целей создания ИУМК. Внедрение инновационных учебно-методических комплексов в образовательный процесс УСПО повлечет за собой изменения в деятельности педагогов: помимо непосредственного обучения студентов и текущей и итоговой оценки знаний, основными станут оказание консультационных услуг, мотивация обучающихся к самостоятельной работе, Кроме того, большинство педагогов будут выступать в роли разработчиков и/или соавторов ИУМК.
Инновационный учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения обучающимися учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы, что обеспечивается модульным построением учебных курсов. В этом случае учебный модуль, выступающий как структурная единица данного УМК, одновременно является:
1) целевой программой действий студента,
2) банком информации,
3) методическим руководством по достижению учебных целей,
4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции [3].
Все это, безусловно, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.
Библиографический список:
1. Артемьева Л.А., Бурмистрова А.С., Куторго Н.А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов укрупненного колледжа. // Научные исследования в образовании. № 4, 2010.
2. Родионов М.А., Купряшина Л.А. Рациональное сочетание традиционных методов обучения и электронных средств образовательного назначения в математической подготовке студентов экономических специальностей. // Научные исследования в образовании. № 3, 2010.
3. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилеи, 2002. — 288 с., С. 229-241.
4. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие - Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.
Ключевые слова: инновационный учебно-методический комплекс, учреждения СПО, эффективность образовательного процесса, оптимизации системы обучения, качество подготовки. Keywords: innovative educational a methodical complex, establishments of average vocational training, efficiency of educational process, optimization of system of training, quality of preparation.